САМАЯ ВОЛНУЮЩАЯ НАХОДКА ЗА 300 ЛЕТ.

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

САМАЯ ВОЛНУЮЩАЯ НАХОДКА ЗА 300 ЛЕТ.

Понамарчук Д.С. 1
1МОУ "СОШ № 2 г. Надыма"
Панфилова Е.И. 1
1МОУ "СОШ № 2 г. Надыма"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мой папа работает вахтовым методом на Ямсовейском месторождении. Однажды вернувшись из очередной вахты, он привёз несколько фотографий, на которых был изображён маленький мамонтёнок. Но отец, к сожалению, рассказал мне очень немного. Назвал имя мамонтёнка, и как к нему попали эти снимки. Всё это очень меня заинтересовало, и у меня возникло желание, как можно больше узнать об этой уникальной находке. Меня удивило то, что мамонтёнок по имени Люба был найден у нас на Ямале и совсем не далеко от нашего города. Я стала искать информацию об этой находке. Чем больше я узнавала, тем больше появлялось вопросов: Где нашли мамонтёнка? Как он там оказался? Кем был найден? Почему получил такое имя? Какие учёные работали над исследованием Любы? Почему она так хорошо сохранилась? Где сейчас находится этот уникальный объект?

Я решила, что нужно серьёзно поработать, поискать в интернете, осмыслить и понять то главное, ради чего мне хотелось собирать информацию. Таким образом, целью моей исследовательской работы стало: соотнесение информации об уникальной находке с интересом, вызванным к ней окружающими. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Подобрать литературу о мамонтах в ледниковый период и о причинах их гибели.

2. Изучить публикации о находке на Ямале.

3. Исследовать материалы интернета и СМИ, посвящённые этой истории.

4. Отобрать материал и соединить в одно целое, чтобы стало интересно другим.

В ходе работы я использовала следующие методы:

1. Опрос папы и его друзей о том, что им известно от коренных жителей о находке.

2. Анализ информации и материалов о мамонтёнке.

3. Исследовательский метод – соотнесение услышанной информации с материалами о находке.

4. Поисковый метод – изучение исторических событий о мамонтах в ледниковый период, поиск информации, её тщательный отбор и соотнесение со сведениями о мамонтёнке, застывшем во времени.

5. Обобщение полученных данных.

6. Создание книги.

Предметом исследования стала самая волнующая находка за 300 лет.

С каждым днём я искала и узнавала что-то новое об этой истории. Ходила в библиотеку и отыскивала газеты с интересующей меня информацией о мамонтёнке. Пересмотрела в интернете все фильмы, фотографии, которые были посвящены уникальному мамонтёнку. Рассказала своему учителю и ребятам в классе об этой удивительной истории и, как ожидала, у всех эта волнующая находка вызвала бурный интерес. Ребята стали рисовать рисунки с изображением мамонтёнка, искать загадки о нём, сочинять сказки, посвящать ему стихи и даже шить мягкие игрушки. Конечно, в этом интересном деле нашими помощниками были родители!

Собрав весь материал о находке Любе, мы с ребятами создали книгу!

Основная часть.

«Всё новое – это хорошо забытое старое». Жак Пеше (французский литератор)

Находка мамонтёнка – самая волнующая находка за 300 лет. Вскрытие, проведённое в России, привлекло внимание учёных всего мира. Спустя 40тысяч лет наука вновь открывает дверь в прошлое.

Слово Ямал обозначает край Земли.

Юрий Худи столкнулся с существом из другой эпохи. В мае 2007 года сыновья Юрия Худи искали дрова на замёрзшей реке Юрибей. Завидев находку издалека они подумали, что это останки северного оленя. Этого малыша вскоре назовут Любой, что по-русски означает любовь.

С наступлением ночи мальчики вернулись домой и поспешили рассказать о находке своему отцу.

На следующий день Юрий Худи обнаружил нечто

похожее на мамонтёнка и был шокирован своей находкой.

Но трогать тушу не стал, испугавшись, что это животное из мира мёртвых может принести ему и его семье неудачу.

Юрий обратился в административный центр за помощью. Была организована экспедиция на место находки.

Первым вылетел специалист из Франции, затем из США, Японии.

Салехард – столица ЯНАО, вот новое место жительства Любы.

Учёные задаются вопросами: «Как она жила?», «Почему так хорошо сохранилась, будучи погребённая в вечную мерзлоту?»

Судя по размерам, это детёныш возраста 1 месяц. Люба лежала около 40 тысяч лет в вечной мерзлоте, в смеси ила, глины и льда. Её вес составляет 50кг (это половина её живого веса).

Из Салехарда её увозят в Токио в исследовательский институт.

Один из учёных отправляется в Тундру к месту находки.

Выслушал рассказ Юрия Худи: «Когда я её нашел, подумал, что это слонёнок, а когда приехали сотрудники музея, чтобы забрать мамонтёнка, его не оказалось на месте». Его украли. С помощью полиции нашли мужчину, который украл мамонтенка и собирался продать его за большие деньги.

Учёные изучают на месте находки почвенные слои. Любу приливом вытиснуло из осадочных пород.

Мамонтёнка Любу авиаперелётом транспортируют в Санкт-Петербург для проведения научных исследований, которые показали, что она задохнулась в грязи.

Для мамонтёнка перейти даже через самый маленький ручеёк – тяжелое испытание. У мамонтёнка, возрастом 1 месяц, не было навыков, чтобы высвободиться из грязи. Детёныш испугался и начал молотить по грязи, вдохнул мутную воду, попытался позвать на помощь маму и задохнулся.

Этот печальный конец стал началом необыкновенной истории малышки Любы. Учёные будут продолжать изучать тайны Любы и искать причины исчезновения мамонтов в конце ледникового периода.

Мамонтёнок Люба будет продолжать путешествовать по миру как самый харизматичный посланник из прошлого.

А оленевод Юрий Худи по-прежнему будет бродить по великим сибирским равнинам, надеясь, что однажды может найти ещё одного мамонта и тогда начнутся новые приключения!

А пока… история находки в стихах…

Жили-были на Ямале 40 тысяч лет назад

Мамонтов большие стаи

Самки мамонтят рожали,

А самцы их охраняли.

Так и жили, кочевали.

Взад - вперёд, вперёд - назад.

Выживали, как могли на Ямале (край земли).

Шли полярной ночкою мамонтиха с дочкою.

Шли… им было тяжело.

Мамонтам не повезло.

Снег, буран и было ж надо

Так отбиться им от стада.

Мамонтиха налегла, еле стадо догнала.

Оглянулась. Боже! Свет!

Дочки с нею рядом нет.

Сорвалась она назад

На пути ей встал вожак

И качая грозно бивнем

Он на тучи показал.

Коль судьба – она придёт

И дорогу к нам найдёт.

Нам нельзя здесь оставаться

Ну! вперёд! Вперёд! ВПЕРЁД!

Сердце горем разрывая,

Мамонтиха шла за стаей.

Шаг за шагом и ушли,

Словно здесь и не были.

Мамонтёнок одинокий напрямую, без дороги

Резво стадо догонял,

Оступился и упал.

И поднялся, ведь, но вот…

Лопнул под ногами лёд.

Грязь болотная фонтаном на него

В глаза и в рот.

Бился – бился мамонтёнок,

Но с болотом не шути.

Страшно ей.

Не в силах крикнуть: «Мама, МАМА, подожди!...»

Тишина. Лишь ветер стонет,

Засыпая снегом грязь.

Стадо мамонтов уходит к югу, с холодом борясь.

Много тысяч зим сменилось.

С той поры прошли века

Юрий Худи с сыновьями в тундре собирал дрова.

Вдруг мальчишки закричали: «Папка, эй, ходи сюда!»

Посмотри, торчит в сугробе?

Волосатая нога?

Ну-ка, парни, не орите!

Быстро топоры берите!

Раскопаем, поглядим,

Что же тут случилось с ним?

Раскопали… Боже мой!!!

Зверь диковинный какой!!!

Бурой шерстью весь оброс!

А какой огромный нос!

Ну-ка дети, погодим, да в райцентр сообщим.

О диковинной находке срочно сообщили в сводке.

Так нашёлся мамонтёнок!

Маленький! Совсем ребёнок!

Скован вечной мерзлотой.

Очень жалко… неживой.

Юра – человек негрубый.

Ненец с русскою душой

Сказал: «Мамонта звать Люба!

Так решили мы с женой».

Ну а Люба! Вот дела! Всем учёным помогла!

И на многие вопросы

Свет находка пролила!

От учёных всего мира ей огромное спасибо!

В Салехарде все гладят на музейный экспонат.

И гордится стар и мал: «Вот какой у нас Ямал!»

Край родной – души отрада!

Нам другой земли не надо!

(Над созданием стихотворения работали ребята 4в и учитель).

Заключение.

Я родилас и живу в чудесном краю, где самые разные богатства окружают меня. Главное богатство нашего необъятного края - это открытые, всегда готовые прийти на помощь люди. Хоть слово «Ямал» и означает в переводе с ненецкого языка "край земли, но большинство ямальцев проживает в крупных северных городах, окружённых бескрайними просторами. Можно не переставать удивляться красотами и величием тундры, бесконечного количества озёр, рек и обитающей в них рыбы, чёрным золотом полезных ископаемых, красным золотом осенних осин, и тысячью золотых рук, характеров и судеб.

Сегодня на Ямале проживает около двадцати народов, и их численность продолжает расти. Особенно нам интересен быт коренных народов: хантов, ненцев, селькупов, и др., чьи предки жили здесь с незапамятных времён. Все они – предмет особой гордости и богатства моей малой Родины. Музыка, танцы, ритуальные церемонии, народное творчество и предметы искусства — вот истинное богатство культуры коренных народов моего родного края. И богатство это надо ценить и беречь.

Наш богатый край таит не только множество полезных ископаемых, но и историко-археологические богатства. Я думаю, что богатство – это не только финансовое благополучие, но и состояние души и ума человечества, его и способность к сопереживанию и ещё многое другое, с чем нам непременно доведётся повстречаться в будущем! На Ямале плотно переплетены прошлое и современность. Много тайн и загадок таит в себе наш край. Думаю, что впереди ещё много будет исследований, открытий, а пока они только ждут своих открывателей.

Сказки о мамонтёнке от наших ребят.

Мамонтёнок-путешественник.

Много лет назад в маленьком уголке нашей планеты обиталимамонты. Они жили семьями, в которых всегда было благоприятно и уютно. Однажды в такой семье родился мамонтёнок. Его очень любили родители, братья исёстры. Мамонтёнок рос любопытным и хотел повидать мир, в котором живёт. Решил он отправиться в путешествие по земному шару. И отправился!

Родители не знали, куда пропал их сын. Остальные детёныши хотели пойти искать его, но родители им запретили уходить из дома.

В это время мамонтёнок путешествовал по континентам. Онвидел много красивых мест, прекрасную природу, какие-то невиданные в своём краюрастения. Но на других континентах не было мамонтов. Это очень огорчиломамонтёнка.

Спустя несколько месяцев мамонтёнок вернулся в семью. Онрассказывал о природе, которую видел, и истории, которые происходили с ним.Мамонтёнок предложил своей семье обойти весь мир вместе. Это было самоепрекрасное путешествие в жизни мамонтов. За ними последовали другие семьи. Итеперь мамонты живут на всех материках древнего мира.

С тех пор, все помнят и восхищаются маленьким мамонтёнком,который открыл мир всем мамонтам и продолжил род их существования.

(Шиповалова Е. 2б класс)

Люба в цирке.

Однажды мамонтёнок Люба прогуливалась по саду и увидела маленького медвежонка в чёрном большом цилиндре. Она подбежала к нему и спросила: «Что это у тебя на голове?» Медвежонок ответил ей: «Это шляпа для фокусов!»

- Ух ты, ух ты! – обрадовалась и захлопала в ладоши Люба. Фокусы! До чего же я их люблю!

Тогда медвежонок пригласил друга в цирк. Там мамонтёнок Люба увидела, как тюлени держали мячик на носу, собаки прыгали через обруч, слонёнок крутил обручи на своём длинном носу, обезьянки вращались под музыку в танце, лошади прыгали через двухметровые стены. А серьёзный мужчина в цилиндре держал в одной руке палочку, наверняка волшебную, а другой пускал мыльные пузыри. Но больше всего Любе понравился лев, который прыгал через огненный обруч. Девушки ходили по канату, и Люба подумала, что если бы у неё было только две ноги, то она непременно умела бы ходить и даже танцевать на канате.

В цирке было очень весело! Для Любы и медвежонка это был незабываемый вечер! Медвежонок был счастлив, что поднял настроение своему другу мамонтёнку!

(Эргешбаева Х . 2б класс)

Используемая в работе литература и иные источники информации:

Анатолий Карташов «Сибирские мамонты»;

Газета «Ведомости. Урал» «Мамонтёнок Люба в Великобритании»;

Газета «Наука Урала». Автор статьи Е.Понизовнина «Мамонтёнка

назвали Любой»;

Журнал «Новости УрФо» статья «Останки мамонта»;

Иозев Аугуст, Зденек Буриан «Книга о мамонтах».

Никита Автомененко «О мамонтах»;

Парламентская газета «Тюменские известия» статья

«В смерти Любы виноват речной ил»;

Пётр Драверт «Повесть о мамонте и ледниковом человеке»;

Сайт муниципального образования г.Салехард «О мамонтах…»;

Телеканал Nationalchannel. Научно-популярный фильм «Пробуждение

мамонтёнка»;

Энциклопедия знаний «Крик мамонта»;

Ivoryart.ru/Legendy_o_mamonte;

Просмотров работы: 195