Введение
В нашей школе проводился конкурс «Костюм моего народа». На семейном совете мы решили, что участие в этом мероприятии позволит мне узнать историю, традиции, быт и культуру родной деревни моих предков: села Канаевка Городищенского района Пензенской области. В нашем доме бережно хранятся старинные вещи моей прабабушки. От бабушки и мамы я слышала, что традиционный канаевский костюм женщины-девушки был красочен и разнообразен.
В семейном альбоме нашлись фото: фотография начала ХХ века прапрабабушки Петрёнкиной П.Д. в национальном костюме и фото празднование золотой свадьбы моего двоюродного дедушки Илюнина И.Д. и Илюниной Е.И.
На фотографии невеста одета в непривычный для глаз современного человека наряд.
Это был народный костюм с множеством украшений, сделанных из простых материалов, но превращенных умелыми руками мастериц в настоящее чудо. На голове красовался сложный головной убор.
Именно Илюнина Евдокия Ивановна сохранила свой и помогла нам воссоздать во всех деталях канаевский праздничный костюм.
Новизна работы заключается не только в изучении традиционных и неповторимых черт канаевского костюма, но и в воссоздании его в мельчайших подробностях.
Актуальность темы:
Приобщение к народной культуре обогащает человека, развивает у него уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививает любовь к родной природе, уважение к людям труда.
Цель работы – изготовление костюма авторской работы в соответствии с историческими традициями данной местности.
Задачи:
Познакомиться с историей возникновения и технологией изготовления канаевского русского народного костюма.
Выяснить какую роль играла одежда в жизни человека.
Изучить технологию изготовления костюма.
Выполнить практическую работу: изготовить канаевский русский народный костюм.
Этапы работы:
Анализ дополнительной литературы по данному вопросу.
Поиск материалов для изготовления костюма.
Создание канаевского народного костюма ХIХ-ХХ вв.
Глава 1. Одежда - своеобразный паспорт человека.
1.1 Описание, манера ношения и назначение каждого элемента канаевского женского народного костюма.
Традиционная крестьянская одежда села Канаевка Городищенского района Пензенской области конца XIX—начала XX вв. очень красочна и разнообразна. Жители села Канаевка не коренные уроженцы Сурского края. По приказу первого настоятеля монастыря в Звенигороде Саввы Звенигородского, ученика Сергия Радонежского, на Пензенские земли были переселены крестьянские семьи с Пошехонья (Подмосковье) и Мещеры (Рязанская область). Сначала пошехонцы и мещеряки жили обособленно и мало общались между собой. Но с течением времени стали образовываться смешанные семьи, что повлияло и на изменение одежды крестьян Канаевки.
Увидев хоть раз в жизни крестьянку села Канаевка, запомнишь её образ на всю жизнь, и где бы ты ни был, в какую бы сторону ни поехал — канаевский женский наряд никогда не перепутаешь ни с каким в России, настолько он ярок и колоритен.
Одежда была своеобразным паспортом человека. В старину достаточно было взглянуть на одежду незнакомой женщины, чтобы понять, из какой она местности, совершеннолетняя или нет, сочеталась ли браком, есть ли у нее дети, вдовая ли она или солдатка? Одежда отражала все эти изменения в жизни женщины.
В данной работе речь пойдет о женском народном костюме села Канаевка (Приложение, фото 1), который отличается своей уникальностью и необыкновенной красочностью (особенно праздничный), о манере его ношения и о назначении каждого элемента, а также о технологии его изготовления.
Основные элементы женского канаевского костюма:
· рубаха с прямыми поликами;
· косоклинный сарафан;
· запон;
· пояс;
· головной убор;
· шейно-нагрудные украшения;
· онучи или вязаные шерстяные или хлопчатобумажные чулки;
· лапти, коты (кожаные туфли).
Детская одежда в старину, как у девочек, так и у мальчиков, состояла из одной рубашонки длиной до пят. Притом шили её не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. И дело здесь не в бедности или скупости, просто считалось, что ребёнок ещё не окреп как телом, так и душой, пусть родительская одежда его защитит, убережет от порчи, сглаза, недоброго колдовства.
В подростковом возрасте девочке дарили берестяной короб, в Канаевке его называли «укладка». Девочка сама должна была начинать готовить себе приданное и складывать его в этот короб. (Приложение, фото 2).
Шить одежду девочка училась с рубахи. Верхняя рубаха, или кофта как её называли, состояла из двух частей: верхней–«рукавов», и нижней – «стана». Ранее рубахи были белые, самотканые.
1.2. Рубаха и сарафан - элементы одежды для женщин всех возрастов.
В начале ХХ века верхнюю часть рубахи стали шить из цветного, преимущественно красного, ситца с разнообразным рисунком: цветочками, листиками и другими. Верхняя и нижняя части рубахи, как правило, шились из различных по качеству, цвету, рисунку тканей. Для верхней части рубахи, называемой рукава, в которую входили полики и рукава, использовались ткани более добротные и красочные. Так, рукава в праздничном костюме делали чаще всего из узорного ситца или сатина. Цветочный рисунок на ярко-красном фоне в сочетании с узором «огурцы» придавал рубахе неповторимый вид. Рубаха (Приложение, фото 3) состояла из двух полотнищ холста — переда и спинки рубахи, соединенных между собой на плечах четырёхугольными кусками ткани — поликами. Образовавшийся вырез для горловины собирали в сборки и отделывали узенькой обтачкой. Для застежки ворота использовались две соединённые между собой пуговички, которые перехватывались петелькой. Такую застежку канаевские женщины называли запонкам. Сшив боковые швы рубахи, и пришив к ней широкие рукава, которые также собирались в сборку у запястья чуть-чуть (на 4 см) выше края запястья, оформляли рукав красивой атласной тесёмочкой и стеклянной пуговицей. Нижняя часть рубахи шилась из домотканого холста.
Поверх рубахи надевался сарафан. В селе Канаевка, как и во всей Пензенской области, был распространен косоклинный сарафан. Праздничный сарафан шили из красного (кумачного) ситца, и поэтому он назывался «кумашник». (Приложение, фото 4). Он был не отрезной по талии на узких длинных «промцах» - бретелях, по подолу и лифу украшался золотой тесьмой и шёлковыми лентами. Украшением служил и гарус, плетенный из шерсти в пять ниток, по нему пришивались пуговки. Интересно отметить, что канаевский сарафан был достаточно коротким (чуть-чуть ниже колена) и легким. Под сарафан подшивалась нижняя юбка такого же покроя из домотканого полотна, что придавало ему пышность. Бретели (промцы) делали неширокие — 1,5-2 см. При хранении сарафан укладывали мелкими складками, а затем клали под пресс из горячего хлеба. Так создавался эффект современного гофре. Обилие складок на косоклинном сарафане при ношении напоминает распустившийся хвост павлина.
1.3 Пояс - самая древняя часть одежды.
«Кумашник» опоясывался поясом. (Приложение, фото 7). Это очень древняя и важная часть одежды, так как опоясывал живот. Отсюда и пословица: «Не щади живота своего». Пояс был обязательным подарком девушки родителям и родственникам её жениха, поэтому нужно было заготовить их много разных размеров и рисунков.
Праздничные пояса делались из цветной овечьей шерсти. Белую шерсть окрашивали в зелёный и красный цвет. Изготовить пояс можно было только впятером или вшестером, пятеро плетут, а один поддергивает шерсть. Долгими зимними вечерами, сидя в кельях, девушки помогали друг другу плести эти пояса, ведь ширина была 3 см, а длина доходила до трёх метров. Концы пояса украшались кистями длиною 5 см. Пояс обматывался вокруг живота и завязывался с левой стороны.
1.4 Запон - мохры.
Сверху на сарафан надевался фартук – запон. (Приложение, фото 5). Он, также как и рубаха состоял из двух частей. Верхняя часть – нагрудник шился из однотонного атласа, был в форме трапеции. Нижняя часть фартука шилась из цветной покупной ситцевой или сатиновой материи с рисунком, схожим с рисунком рубахи.
На линии груди, на талии и по низу фартука пришивались манжетки - кисти из черного или синего бисера или стекляруса, либо бахрома из шелковых нитей (мохры). Эта отделка очень гармонировала с темно-синим или красным сарафаном.Что интересно, бретелей у запона не было, а вместо них была небольшая лямка (покромка) с пуговицей, которая зацеплялась за бретели сарафана.
1.5 Шейно – нагрудные украшения.
К праздничной и девичьей одежде непременно надевали шейные украшения. (Приложение, фото 7). Это были бусы из дутого стекла, их называли «жирёлками», которые носили только с розовой рубахой и кумашником. Бусы застёгивались на пуговичку, на одной пуговичке было по несколько нитей. Четыре нити – «округ» шеи, три нитки – на груди, ниже – еще три нитки. Шейные бусы — стеклянные разноцветные бусы-дутики напоминают ёлочные гирлянды. У невесты полным набором считалось 12 нитей. Женщины носили янтарные бусы, которые привозили из Киева, и поэтому назывались они «кийскими» жирёлками.
Самым древним шейно-нагрудным украшением являлся гайтан, сплетённый из бисера в четыре нити разными узорами: кружочками, крестиками, цветочками. (Приложение, фото 7). Гайтан (шириной от 1 до 3 см) надевали на шею в два ряда, первый ряд охватывал шею, второй ряд спускался под грудкой запона до пояса, причём на верхнем, шейном ряду прикреплялся медный или серебряный крестик — крестовка, и ладанка (маленький холщовый мешочек, внутрь которого помещался ладан).
1.6 Лапти с оборами – основной вид обуви.
Основным видом обуви были лапти. (Приложение, фото 6). В Канаевке из липового лыка плели неглубокие лапти московского, или косого плетения. Плели из пяти лычек, сначала заплетали пятку, натягивая на колодку, затем плели подошву, а уж потом носок. Получался лапоть, сплетенный в два ряда, но он считался тонко заплетённым. Затем заплетённый лапоть ковыряли, то есть наводили на лапоть ещё один ряд лык при помощи специального инструмента – кочедыка. Под каждый переплёт подсовывали кочедык, от чего переплет ослабевал, получался проход, в который просовывали лычку.
Лапти имели очень маленький срок службы. Зимой и летом они пронашивались за 15 дней, в страдную пору – за 7 дней, осенью и весной – за 4 дня. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лаптей плести», - гласила русская пословица. Поэтому в свободное время мужчины наплетали лапти на всю семью. Опытный человек наплетал за день 4 – 5 пар.
На последний день масленицы в прощеное воскресенье зять дарил своей теще новые лапти. Он привязывал их к концу длинной палки и шел с ними через всю деревню, показывая всем этим, что он уважает свою вторую мать.
Ноги обували в лапти не на голую ногу, а на онучи – длинные широкие полосы ткани, которыми обматывалась нога ниже колена.Онучи ткали на станках изо льна, полотно получалось белого цвета, толстое и грубое. Лапти и онучи держались на ногах с помощью обор, которые изготавливались из черной или коричневой овечьей шерсти. Оборы также как и пояса, делали в пять – шесть рук. Ширина обор была 3 см, длина – 3 метра. Обору ровно закручивали
вокруг ноги.
Чуть позже стали носить тканные из хлопчатобумажных ниток («протяные») чулки, на которые надевали «коты» - обувь из черной кожи в форме лаптей с каблуком 3 см.
1.7 Головной убор – важная составная часть костюма.
Важной и, наверное, самой сложной частью женского костюма являлся головной убор.
В Канаевке различались две категории головных уборов: девичьи и женские.
Девушке можно было ходить с непокрытой головой, у женщины же волосы должны быть закрыты полностью. В старину считалось, что волосы наделены огромной силой, поэтому женщина должна укрывать волосы дома и на людях.
Вначале в косу вплетали косники – кромки ткани, в праздничные дни в косу вплетали яркую шелковую ленту или бант. Иногда девушка надевала на голову повязку в виде полосы ткани – парчи с завязками на концах.
Девичьи головные уборы были символом девичьей вольной жизни. Девичью повязку чаще всего называли «красота», «волюшка». До замужества девушка надевала платок только по праздникам или, когда шла в церковь. (Приложение, фото 8).
Замужняя женщина заплетала волосы в две косы, которые укладывали вокруг головы особым образом, перехлестывая на лбу, образуя кичку. Волосы закрывали головным убором. Появляться на людях с непокрытой головой она не могла, так как считалось, что волосы обладают страшной магической силой.Поэтому женщина сначала надевала на голову повойник – это глухой холщовый чепчик, который завязывался на лбу. Затем на лоб привязывалась «поднизь» - вертикально скрепленные между собой снизки бисера. Сзади повойник закрывался «подзатыльником» прямоугольной формы, с нашитым на него разноцветным бисером. Сверху к повойнику с помощью булавок прикреплялся «наклонник» - «рога». Это подковообразная накладка, с пришитым чепчиком – «волосником». Наклонник использовался для придания соответствующей сзади «рогатой» формы головы. (Приложение, фото 9).
Всё это закрывалось, так называемым «сизым» платком. В Канаевке можно было наблюдать разнообразие орнаментов на красных платках: черёмушками, копытцами, каталочками, огурчиками, гребешками и др. Самым праздничным считался платок гребешками.
Платок был самым желанным подарком. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли муж из города с базара, справлялась ли свадьба или крестины – всегда во всех случаях любовь, внимание или приязнь выражались подарком головного убора.
Платки покупались у лушников. На платках, хранящихся в музее Канаевской средней школы, сохранилась «печать» фабрики, на которой он был изготовлен. Особенно в моде были кумачовые платки фабрики купцов Барановых из Владимирской области. (Приложение, фото 8). Яркие краски Барановских платков не подвергались выгоранию и не линяли. Размеры платков были разные, в среднем 110 см на 96 см.
Завязывался платок немного необычно. Он складывался пополам так, чтобы на лбу получился цветок с орнамента. Образовавшиеся концы назывались косяками. Правый и левый косяки складывались ещё раз пополам и собирались (закручивались) внутрь. Затем из них сзади завязывался узел, причем правый косяк был сверху, узел оставался свернутым. На лбу образовалась закладка, чем уже закладка, тем лучше.
Таким образом, канаевский русский народный костюм был очень красочным и поэтичным. Женщина в этом костюме выглядела величаво и представительно, ходила плавной, горделивой походкой, потому что, надев такой костюм, невольно выпрямляешься и ступаешь мягко и аккуратно.
Глава 2. Авторский стилизованный костюм ручной работы
2.1. Изготовление костюма
При одинаковом наборе элементов костюма все они отличаются друг от друга, потому что каждая женщина, создавая свой костюм, добавляла в него частичку своей души и своей индивидуальности. И, наверное, поэтому так бережно жительницы села Канаевка хранят свои наряды сейчас и с такой любовью и нежностью вспоминают те времена, когда шили и носили их.
Меня настолько заинтересовал процесс создания каждого элемента наряда, что я старалась принимать активное участие в его создании.
Найти и приобрести ткани, изготовленные в ХХ веке, соответствующей расцветки было трудно. Их искали у бабушек, родственников, соседей, у торговцев антиквариатом. Я выбирала расцветку тканей.
Рубаха сшита из красного ситца с рисунком цветы и «огурцы». Горловина и рукава отделаны зелёной атласной лентой и стеклянной пуговкой. Сарафан – из кумачного ситца. Вместе с мамой подбирали парчовую тесьму для отделки сарафана. Ткани произведены в 80-х годах ХХ века.
Имитацию барановского платка заказывали через Интернет- магазин «Сделано в традициях». Ткань с рисунком барановских платков использована в сочетании с ярко-зелёным атласом для фартука.
Лапти по размеру сплетены народным умельцем г. Пензы. Оборы для лаптей вязала моя бабушка Попова А.Д. из коричневой шерстяной пряжи. Для онучей использовано холщовое полотно, сотканное еще моей прабабушкой.
Бахрому из бисера для запона, и гайтан в четыре нити с узором «цветочки» плели я и мама. Бусы – дутики я собирала из отдельных бусин.
2.2.Интересные факты, собранные на основе бесед с жителями во время фольклорной экспедиции в село Канаевка
Жительница села Канаевка Трушнина Анна Яковлевна, не изменяя традициям, носила косоклинный сарафан и в ХХI веке. Она прожила до 2008 года.
Завязать правильно барановский платок на голове удавалось не каждой девушке. Особенностью были ровные симметричные складки. Правый конец платка сверху. Была даже поговорка: «Ты чаво повязала на люкшу», т.е. неумело.
Оборы накручивались на онучи плотно, без пробелов. В Канаевке считалось, чем толще ноги – тем красивее.
Отношение к костюму было трепетным и бережливым. Мать могла наказать дочь за то, что неаккуратно сложены клинья у сарафана на хранение. Если при носке или пляске сдвигались бусы, такую девушку называли неряхой.
В Канаевке с 1946 года и по сей день существует Канаевский фольклорный ансамбль организованный председателем Бочаровым Иваном Васильевичем. Хор выступает в национальных костюмах.
Заключение
Анализируя всю проделанную работу, хочется отметить: творчество тем хорошо, что чем глубже его познаешь, тем больше радости оно доставляет. Это увлекательная и захватывающая работа.
Чтобы изготовить какое-либо изделие, надо только поверить в свои силы, иметь большое желание и запастись терпением. Изготовляя элементы костюма, старалась сделать его качественно, ведь мой труд будет оцениваться другими.
Думаю, что материалы, приведенные в работе, могут быть полезны тем, кто интересуется историей родного края и русского народного костюма.
В результате работы цель и задачи, поставленные мной, были выполнены.
Из далекого прошлого сквозь века наш народ пронёс любовь к прекрасному. Всё это передавалось из поколения в поколение и хранилось десятками лет. Наша задача не только не потерять связь с прошлым, но и бережно сохранить самобытность русской национальной культуры, и в частности костюма.
В работе использованы материалы:
Тархова А.А. «Традиционная культура русской деревни середины XIX-XX вв. »
«Народный костюм Пензенской губернии конца XIX- начала XX вв.»
Фильм из цикла «Мировая деревня. Село Канаевка- будни и праздники».
Из воспоминаний и архивов жительниц села Канаевка:
Кувшиновой Марии Петровны, 1932 г.р.,
Калинниковой Екатерины Ивановны, 1957 г.р.,
Илюниной Евдокии Дмитриевны, 1926 г.р.,
Рузаевой(Илюниной)Марии Ивановны, 1952 г.р.
Приложение
Фото 1
Женский народный костюм села Канаевка
Фото 2
Канаевский праздничный народный костюм девушки
Фото 3
Рубаха с прямыми поликами
Фото 4
Косоклинный сарафан (кумашник)
Фото 5
Запон с бахромой -мохры
Фото 6
Онучи и лапти с оборами
Фото 7
Шейно-нагрудные украшения и плетёный пояс
Фото 8
Барановские платки
Фото 9
Свадебный головной убор
16