Города, как и люди, каждый имеет свою судьбу. Одни города живут веками и тысячелетиями, другие угасают, не оставив даже памяти о себе. Одни становятся столицами, огромными мегаполисами, другие отсчитывают века, оставаясь тихими и уютными малыми городами.
Каким бы ни был город, его облик складывается из местности, природы, которая окружает город, его архитектуры и, конечно, людей, которые в нем жили в прошлом и живут в настоящем.
Черняховск – удивительный город. У него есть уникальный, только ему присущий облик. У него есть свое лицо. Значительную часть своей многовековой истории город прожил под именем Инстербург. В XX веке пришел, не оглядываясь на прошлое, другой город – Черняховск. Сейчас мы приходим к пониманию, что наш город – это живой организм, его история необходима нам, его жителям, как несущий каркас. Диалог с прошлым наполняет смыслом настоящее города и открывает ему дорогу в будущее.
Сегодня 38 тысяч человек могут сказать: Черняховск – это мой город. И все мы наследники удивительного прошлого нашего города, в том числе его музыкальной истории, одна из ярких страниц которой связана с выдающейся представительницей вагнеровской школы оперного пения Терезой Мальтен (Мюллер).
Целью данной работы является: изучение прошлого творческого музыкального наследия г. Инстербург на примере оперной певицы Терезы Мальтен.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
познакомиться с выдающимисямузыкальными деятелями, родившимися в г. Инстербурге (Черняховске);
изучить биографию и творческий путь оперной певицы Терезы Мальтен (Мюллер) на основе источников России и Германии;
найти свидетельства участия Терезы Мальтен (Мюллер) в культурной жизни России.
В ходе исследований мы столкнулись с такой проблемой: несмотря на выдающийся талант, значительный вклад в становление и развитие немецкой школы оперного пения, Тереза Мальтен оказалась незаслужено забытой. При всех возможностях интернета нам не удалось обнаружить ни одного полного описания ее биографии, ни одной записи ее голоса. Ее имя упоминается в работах, посвященных творчеству Рихарда Вагнера и немецкой школе примарного тона. Между тем Тереза Мальтен была необычайно талантливой оперной певицей, драматическое сопрано которой высоко ценил великий Вагнер.
Наше исследование – попытка из отдельных фрагментов, упоминаний, кратких сведений, разбросанных по различным источниками, восстановить яркую страницу истории Инстербурга - собрать образ Терезы Мальтен как великолепной певицы, блистательной исполнительницы сложнейших вокальних партий в операх Рихарда Вагнера.
Основная часть
Глава 1.Выдающиеся деятели музыкального искусства, родившиеся в Инстербурге.
Музыкальные традиции Инстербурга имеют глубокие корни в истории и потому не удивительно, что с нашим городом связано множество имен выдающихся музыкальных деятелей.
Назовем только некоторые из них.
В Инстербурге в 1685 году родился Даниэль Магнус Гронау - один из лучших органистов города Данцига начала XVIII века. После учебы в Кенигсберге Гронау начал свою деятельность органистом в 1717 году в Данциге в капелле Святой Анны. С 1719 года играет на небольшом органе в кирхе Святой Катарины. С 1724 года играет на хоральном органе Святой Марии и, наконец, на большом органе Святого Иоганна. Гронау, как композитор, обрабатывает хоровые песни для органа. Его последователи назвали Гронау «прекраснейшей музыкальной душой, которая когда-либо имелась в Данциге».1
Макс Лауришкус - немецкий композитор литовского происхождения, родился в Инстербурге (1876 г. - 1929 г.) После окончания гимназии в родном городе он поступает в Берлинскую консерваторию. По завершении учебы пишет музыку, при этом, не забывая свою родину, создает немало произведений на литовскую тематику: сюиту для духового квинтета «Из Литвы», сюиту для фортепиано «Литовская народная песня», концерт для виолончели с оркестром, симфоническую сюиту, каприччио для скрипки с оркестром, камерную и хоровую музыку.
Пауль Шлентер - немецкий театральный писатель (1854 г.- 1916 г.) С 1886 по 1898 год работал театральным критиком в берлинских газетах и выступал на разных сценах. Супругой Шлентера была известная артистка Паула Конрад. Шлентер выступал в защиту пьес Г. Ибсена. С 1898 года работал директором венского Бургтеатра, где ставил драмы Герхарда Гауптмана. После отставки в 1910 году много писал, в том числе монограммы и пьесы.
В 1865 город Инстербург посетил один из известнейших композиторов мира, «король вальса» - Иоган Штраус. В саду отеля «Королевский двор» (сейчас на этом месте находится магазин «Макс») звучали мелодии: «Ночь в Венеции», «На прекрасном голубом Дунае», «Императорский вальс», «Сказки Венского леса», «Венская кровь» и «Цыганский барон».
В 1836 г. Инстербурге так же побывал выдающийся немецкий композитор и теоретик искусства, крупнейший оперный реформатор Рихард Вагнер. В 1836 года молодой музыкант приехал в Кенигсберг вслед за своей возлюбленной, актрисой Минной, и устроился капельмейстером в оперный театр. Во время гастролей театра в Инстербурге Рихард Вагнер дирижировал оркестром на сцене построенного в 1818 году театра, который находился на теперешней улице Льва Толстого. Здание театра стояло прямо у стен замка Инстербург, оно было деревянным. После пожара в 1866 году здание театра не было восстановлено. Осталось только название Театерштрассе – улица, где стоял театр.
Но не только Театральная улица связывает наш город с именем великого композитора.
21 июня 1855 года в Инстербурге родилась выдающаяся немецкая оперная певица Тереза Мальтен (Мюллер) (1855-1930)2.Для того, чтобы понять, насколько блистательным талантом была одарена Тереза Мальтен, нужно обратиться к истории возникновения немецкой школы примарного тона и творчеству выдающегося композитора Рихарда Вагнера.
2.2 Глава 2. Немецкая школа примарного тона и ее яркая представительница Тереза Мальтен (Мюллер)
Немецкая вокальная школа как самобытное национальное явление сформировалась в середине XIX века, получив наименование школы примарного тона. Однако инструментальный стиль исполнения, особо характеризующий немецкую школу пения, имеет более давнюю историю. По мнению музыковедов, основоположником инструментального исполнительского стиля является Иоган Себастьян Бах. В творчестве великого композитора человеческий голос впервые последовательно трактуется как совершенный музыкальный инструмент. Такое понимание возможностей певческого голоса и инструментальный стиль исполнения в последующем характерны для творчества В. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Штрауса. Становление вокальной немецкой школы неразрывно связано с именем Рихарда Вагнера.
На исходе XIX века немецкие оперные коллективы гастролировали в России дважды — в 1889 и 1898 годах. В сознании российского слушателя немецкая опера ассоциировалась в первую очередь с исполнением произведений выдающегося композитора Рихарда Вагнера, а в российской прессе тех лет труппы из Германии часто называли «вагнеровскими»3.
«Как композитор, - говорил П.И. Чайковский, - Вагнер, несомненно одна из самых замечательных личностей во второй половине этого (то есть XIX) столетия, и его влияние на музыку огромно»4.
Искусствоведы отмечают, что для всех оперных произведений Вагнера характерна огромная выразительная роль оркестра, когда вокальная партия вплетается в общую музыкальную ткань произведения на равных правах с оркестровой. Необыкновенная чуткость композитора к воспроизведению речевых интонаций, поразительное многообразие эмоционально-художественных оттенков – от полуразговорных фраз на нежнейшем пиано до вокальных кульминаций огромной взрывной силы, вокальный стиль, требующий то настоящего итальянского бельканто и «бесконечного дыхания», то характерных скандирующих интонаций и энергичной декламации, – все это поставило перед исполнителями вагнеровских опер большие творческие проблемы. 5
Можно предположить, что мощь и яркость вагнеровского оркестра при значительной длительности главных ролей в его операх требовали от певцов большой силы звука и немалого напряжения физических сил, что не требовалось от исполнителей музыкальных произведений других композиторов.
Вагнеровский стиль создает особое течение в немецкой вокальной педагогике - школу примарного тона. В отличие от итальянской вокальной школы вокализация, хотя и не отрицается полностью, но подчиняется фонетическим особенностям немецкого языка.
По мнению историков-музыковедов, родоначальником немецкой национальной школы, получившей название школы примарного тона, является Фридрих Шмидт.
Отрицая итальянский метод обучения пению, он откликнулся на призыв Р. Вагнера о создании немецкой школы, учитывающей специфические особенности оперной немецкой музыки и фонетики языка. Ф. Шмитт вывел основное правило немецкой школы оперного пения - голос должен быть свободным, а дыхание сдержанным. Однако, несмотря на теоретические предпосылки, практическая деятельность Шмитта не дала результатов. Ему не удалось воспитать певцов, вокальное мастерство которых позволило бы справляться с трудностями вокальных партий опер
Р. Вагнера. Поэтому Вагнер, не видя практических результатов от изначально увлекших его идей Шмитта, обратился к Юлиусу Гею. Высокообразованный человек, талантливый музыкант и композитор, Ю. Гей в то же время не обладал профессиональным певческим голосом. Однако увлеченные занятия вокальной педагогикой, отличное знание фонетики немецкого языка, тесный контакт с Вагнером, помогли Ю. Гею воспитать блестящих оперных исполнителей.
Именно Юлиус Гей,проводя на практике идею «стильного пения», основанного на ясной и точной дикции немецкого текста, был одним из сотрудников Вагнера при постановке «Кольца Нибелунгов» в Байрейте, в театре, выстроенным специально для вагнеровских опер.
В 1886 году Ю.Гей издает методический труд, названный им «Немецкое обучение пению». Термин «примарный тон» он заменяет «натуральным тоном» и считает его результатом радостного чувства, которое позволяет выявить индивидуальные особенности тембра. Такое звучание можно отыскать как в разговорном, так и певческом голосе. Нахождение натурального тона — важный этап в обучении пению.
Ю.Гей различает три этапа в формировании однородного звучания на всем певческом диапазоне: нахождение натурального тона; затем — «нормального тона» и, наконец, «идеального тона». Когда найден натуральный тон (естественное звучание), ощущается легкость эмиссии звука на наиболее удобный гласный, легко перейти к нормальному тону, под которым Гей понимает льющийся характер звуков всего диапазона. Идеальным тоном Ю.Гей считал тон, от которого и поющий, и слушающий получают физическое и эстетическое удовольствие. Он рассматривал певческий голос как результат взаимодействия всех факторов голосообразования, подчеркивает связь между деятельностью голосообразующих органов и качеством голоса.
Так, сила голоса зависит от работы дыхательной системы, высота — от функции гортани, а все модификации тембра — от изменений подставной трубы. Таким образом, основными методическими приемами вокальной школы стали: грудодиафрагматический тип дыхания, низкое фиксированное положение гортани, широкое использование в упражнениях различных комбинаций согласных и гласных немецкого языка. Именно школа примарного тона позволяет добиться полетности голоса и достичь звучания, способного перекрыть мощный вагнеровский оркестр.
Таким образом, оперное творчество Рихарда Вагнера, явившееся кульминационным пунктом развития немецкого музыкального театра 19 века, выдвинуло плеяду исполнителей-певцов, за которыми позднее, в начале 20 века, закрепилось название вагнеровских. Выделение их в особую категорию вокалистов нетрудно объяснить – к этому побуждали особенности вокального начала в операх Вагнера. Естественно, когорта вагнеровских певцов сложилась не сразу – она сформировалась в процессе растущей популярности творчества композитора. К тому времени, когда произведения Вагнера прочно вошли в оперный репертуар, немецкая вокальная школа уже располагала замечательными певцами, многие из которых проходили партии в вагнеровских операх под руководством самого композитора.
Среди имен лучших исполнителей вагнеровской школы XIX столетия: теноры Генрих Гюдеус, Альберт Ниман (Зигмунд в «Валькирии»), Герман Винкельман (первый Парсифаль), баритоны Ойген Гура (Курвеналь в «Тристане» и Амфортас в «Парсифале»), Франц Бец (Вотан в первой Байрёйтской постановке «Кольца нибелунга» в 1876 году), сопрано Лилли Леман, Марианна Брандт, Амалия Матерна (первая Кундри в «Парсифале» и Брунгильда в «Зигфриде» и «Гибели богов»), Тереза Мальтен, Роза Зухер6. С их участием проходили премьеры многих опер Вагнера на сценах крупнейших театров мира.
Именно в искусстве этих певцов получили свое воплощение принципы вагнеровского исполнительства, традиции которого живут и в наши дни. Вагнеровская оперная школа способствовала формированию в вокальном искусстве самих категорий – драматическое сопрано и героический тенор, со столь характерными для этих голосов широтой диапазона, яркостью, блеском, большой физической силой звучания, способностью выдерживать физические нагрузки, которые ранее для певцов считались фантастическими и невероятными. (Известно, что в 1863 г. Венская опера отказалась от постановки «Тристана» как от неисполнимого произведения, несмотря на 77 проведённых репетиций; Алоиз Андер, предполагаемый исполнитель партии Тристана, вскоре после этого потерял голос)7.
Пожалуй, никакая другая вокальная школа в силу самой своей специфики, комплекса выразительных приемов и средств не требовала от артистов столь полной отдачи всех душевных и физических сил без остатка и поэтому не накладывала таких жестких стилистических ограничений на своих последователей, как вагнеровская.
Среди многих имен выдающихся исполнителей Вагнеровской школы особенно хочется выделить имя Терезы Мальтен. Мальтен – это сценический псевдоним певицы. Настоящая фамилия певицы – Мюллер.
По свидетельствам современников Тереза Мальтен обладала прекрасным драматическим сопрано. Мы можем только строить предположения, как звучал голос, который ценил сам Рихард Вагнер. Сопрано – это высокий женский голос с диапазоном звучания как минимум в две октавы, от ноты До первой до ноты Фа третьей. Специалисты выделяют такие виды сопрано: колоратурное, драматическое, лирическое.
Само понятие драматического сопрано в вокальном искусстве сформировалось во многом благодаря вагнеровской оперной школе. Поскольку именно для исполнения вагнеровских партий так необходима необыкновенная широта диапазона, яркость, блеск, большая физическая сила звучания и способность выдерживать физические нагрузки, которые ранее для певцов считались фантастическими и невероятными
Драматическое сопрано - очень редкий голос, высоко ценимый в музыкальном мире, так как певицы могут исполнять практически любой репертуар – от колоратурного до меццо-сопрано. Голос крепкий, «огромный» по объему и богатству обертонов, что позволяет ему легко пробиваться сквозь хор и оркестр.8 Стоит отметить, что в наше время таким голосом обладала всемирно известная оперная певица Мария Каллас.
О жизни Терезы Мальтен известно немногое. Будущая звезда вагнеровских опер Тереза Мюллер родилась в городе Инстербурге 21 июня 1855 года в семье интенданта Аугуста Мюллера и домохозяйки Берты Фоке.
С самого раннего детства у девочки проявились музыкальные способности и певческое дарование. Уже в возрасте 4-х лет Тереза принимала участие в вокальном концерте в Мариенбурге. Но у родителей Терезы не было в мечтах видеть её вундеркиндом, и она счастливо оставалась подрастать в деревне под Данцигом. Нам не удалось найти какие-либо подробности жизни семьи будущей оперной дивы в Инстербурге. Известно только, что несколько лет своего детства Тереза провела в деревне под Данцигом. Простая сельская жизнь, среди живописной природы наверняка способствовали формированию у девочки таких черт характера, которые в будущем позволили ей добиться высочайшего уровня мастерства.
В возрасте 14 лет родители отправили Терезу учиться искусству пения в Берлин. В тех источниках, которые нам удалось обнаружить, не уточняется, где именно училась Тереза, однако источники единодушно утверждают, что в Берлине педагогом юной Терезы был сам профессор Густав Энгель - один из виднейших вокальных педагогов своего времени9. Известно, что Г. Энгель преподавал в Берлинской высшей школе музыки – немецкой консерватории, работавшей в Берлине. Г. Энгель так же известен как один из самых авторитетных музыкальных критиков своего времени. Некоторые работы Густава Энгеля не утратили своей актуальности до наших дней. Так, например, и сегодня учёные-музыковеды обращаются к статье Энгеля «Анализ «Дон Жуана» Моцарта с точки зрения математики и гармонии», в которой Энгель рассчитал некоторые закономерности построения оперы.10
Можно с уверенностью предполагать, что уроки столь замечательного и требовательного педагога сыграли очень важную роль в становлении сценического вокального мастерства Терезы Мальтен. Одновременно с уроками оперного пения Тереза Мальтен обучалась так же актерскому мастерству у придворного актёра Кале. А в 1873 году, в возрасте 18 лет, Тереза спела пробную партию Памины в «Волшебной флейте» в Дрезденской придворной опере и сразу же была принята в труппу театра.
В этом театре с 1873 г. Тереза Мальтен пела свои лучшие партии до того момента, когда, она, в зените славы, оставила сцену в 1903 г. . В обширном репертуаре певицы были ведущие партии - Армида (опера "Армида" Глюка), Леонора (опера "Фиделио") и др. Большую известность принесло певице исполнение роли Кундри (опера "Парсифаль") и партий в других операх Р. Вагнера - Сента (опера "Летучий голландец"), Елизавета (опера "Тангейзер"), Ева (опера "Нюрнбергские мейстерзингеры"), Эльза (опера "Лоэнгрин").11 (Приложение стр.23)
Сначала Тереза Мальтен выступала в театре в лирическом репертуаре и в основном итальянских оперных спектаклях. С 1881 года она обратилась к творчеству Рихарда Вагнера и вскоре стала одной из самых ярких вагнеровских исполнительниц своего времени. Тереза Мальтен много гастролировала в оперных театрах Европы, в Штутгарте (1877), на оперных сценах Франкфурта-на-Майне, Лейпцига, в придворном театре Мангейма (1886) и в городском театре города Бремен (1888). До 1894 года она выступала на фестивале в Байройте, где вызывала восхищенные отклики исполнением партии Изольды в «Тристане».
Изюминкой в карьере Терезы Мальтен было, конечно и то, что она давала частные выступления в Мюнхене ("Парсифаль") перед самим королём Людвигом II. из Баварии в 1884 году.
В 1884 году Тереза Мальтен гастролировала в Лондоне, исполняя партии Эльзы в «Лоэнгрине», Елизавета в «Тангейзере».
Так же в 1884 Т. Мальтен принимала участие в мюнхенской частной постановке «Парсифаля» для короля Людвига II Баварского. В 1884 году выступала на сцене Венского оперного театра, 1887 г. - успешные концерты в Амстердаме. В 1889 г. Т. Мальтен гастролировала с Анджело фон Нейманом в России, в театрах Санкт-Петербурга, Москвы и Киева.
В 1898 году в Дрездене Тереза Мальтен отпраздновала 25-летие, сценической деятельности. Известно, что в Дрезденском театре Тереза Мальтен выходила на сцену более 1500 раз. После этого события певица все реже появлялась на публике и в ноябре 1903 года она в последний раз исполнила партию Изольды на сцене Дрезденского театра. В последующие годы Тереза Мальтен занималась педагогической деятельностью в Дрездене. Знакомство выдающейся певицы с великим Рихардом Вагнером согласно одним источникам состоялось в 1881 году, когда услышав её в роли Зенты в «Летучем голландце», Вагнер, восхищенный голосом и манерой исполнения певицы, предложил ей спеть партию Кундри в только что оконченной им опере «Парсифаль» в театре Байрёйта. Премьера состоялась в 1882 году, Тереза Мальтен имела ошеломительный успех.12
В других источниках встречается утверждение, что по просьбе Вагнера Юлиус Гей, ведущий педагог Королевской школы, уже в 1876 г. готовил к первому Байройтскому фестивалю исполнителей партий Кундри (Тереза Мальтен), Зигфрида (Георг Унгер), Альбериха (Карл Хиль), Вотана (Франц Бец), Брюнгильды (Амалия Матерна).13 Но в любом случае остается фактом, что Тереза Мальтен неоднократно пела на сцене Байрёйтского театра. За свое мастерство и выдающийся талант Тереза Мальтен получила звание почётного члена Дрезденской придворной оперы. Блистательная исполнительница выступала также на оперных сценах Великобритании и в России. Следует отметить, что постановка опер Вагнера в России имеет свою, особенную историю. В биографии Рихарда Вагнера Россия и Петербург играют особенную роль. При этом музыковеды-историки отмечают, что в северной российской столице Вагнера приняли не сразу и неоднозначно.
Впервые имя Вагнера становится известно музыкальной питерской общественности в 1841 году, когда была опубликована его статья «Об увертюре». Но достаточно длительное время уже признанный на родине композитор - автор опер "Риенци", "Летучий голландец", "Тангейзер" и "Лоэнгрин", был больше известен как эстетик и теоретик искусства. 14
В начале 60-х годов творчество немецкого композитора постепенно начинает входить в моду в России. О Вагнере ожесточенно спорят, им все более интересуются, наконец, его желают видеть в Петербурге в качестве дирижера, интерпретатора собственных сочинений.
В феврале 1863 года Рихард Вагнер прибывает в Петербург, где намечено три выступления немецкого музыканта. Но Вагнер дает шесть концертов, вдвое превысив число запланированных.15 В его распоряжении оркестр Императорской русской (Мариинского театра) и итальянской оперы — всего 120 человек, — которым маэстро остался чрезвычайно доволен. Обширные программы концертов наряду с симфониями Бетховена включают музыку самого Вагнера — увертюру "Фауст", сцены и отрывки из опер "Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин", а также фрагменты музыкальных драм "Валькирии", "Зигфрида", "Тристана и Изольды", "Нюрнбергских мейстерзингеров". Именно в Петербурге Вагнер впервые публично представляет переработанные им для концертного исполнения "Vorspiel" и "Liebestod" из "Тристана и Изольды". Концерты эти становятся историческими событиями. Таким образом, именно в Мариинском театре были заложены традиции русской вагнеровской культуры. Интерпретация Императорской русской оперой сочинений Вагнера могла считаться образцовой. Всемирно прославленные носители вагнеровской традиции чрезвычайно высоко оценивали исполнительский уровень труппы Императорской русской оперы, отвечавший самым взыскательным художественным вкусам.
Следующая знаменитая встреча Петербурга с Вагнером состоялась в 1898 году. Как и девять лет тому назад, в дни Великого поста — с 22 февраля по 27 марта — на сцене Мариинского театра вновь обосновались гастролеры: интернациональная оперная труппа Г. Парадиза, музыкальное руководство которой осуществлял выдающийся дирижер Г.Рихтер — убежденный приверженец Вагнера, музыкант из окружения маэстро, первый постановщик "Кольца".
Репертуарная афиша предлагала семь сочинений Вагнера: наряду с полюбившимися в Петербурге "Лоэнгрином" и "Тангейзером" и уже известными по гастролям 1889 года отдельными частями тетралогии — "Валькирией" и "Зигфридом", в столице были впервые представлены музыкальные драмы «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тристан и Изольда», а также созданный композитором в начале 40-х годов романтический «Летучий голландец».
Исполнительский состав гастрольной труппы отличался истинным великолепием творческих дарований. Популярные в русской столице знаменитые польские певцы — братья Эдвард и Ян Решке, к вокальному искусству которых питал слабость и государь Александр III. Превосходный австрийский тенор А.Вальнеффер и не менее замечательные оперные артисты Моран-Ольден, Олицка, Рейхман и другие.
В этом созвездии блистала и великолепная Тереза Мальтен — первая Кундри байройтской постановки 1882 года, знакомая петербуржцам по представлениям "Кольца".
Достойными партнерами первоклассных мастеров оперной сцены выступили блестяще зарекомендовавшие себя в этом амплуа хор и оркестр Мариинского театра, – так писали газеты того времени.
Можно сказать без преувеличений, что эти гастроли окончательно завоевали столичную публику и возбудили невиданный интерес к творчеству Вагнера. Атмосфера для утверждения его произведений на русской театральной сцене была полностью подготовлена. И без преувеличения можно сказать, что блистательная Тереза Мальтен тоже сыграла свою роль в признании и понимании творчества Вагнера на русской сцене.
2.3 Глава 3. Память о Терезе Мальтен.
Гастроли немецких артистов, исполнивших поздние произведения композитора, отчасти восполнили пробел в музыкальном просвещении российского зрителя и слушателя. В ряде исследований, посвященных Вагнеру и судьбе его творческого наследия в России, отмечается, что постановки произведений композитора на отечественной сцене осуществились благодаря энтузиазму музыкальных деятелей и театральных руководителей, о двух же гастролировавших в России немецких труппах упоминается вскользь. Кроме того, этим гастрольным выступлениям, как событию культурной жизни России, уделено недостаточно внимания в отечественной историографии. Одной из популярных певиц называют солистку Дрезденской придворной оперы Терезу Мальтен, блиставшую в ведущих вагнеровских ролях в Байрейте. Критика неустанно следила за ходом гастролей, анализируя достоинства и недостатки музыки, исполнения, спектакля в целом: «Среди солистов особое признание получили: неподражаемая Брунгильда и Изольда, — «премьерша» Мальтен». Анализируя выступления солистов после каждого спектакля, рецензенты выделяли несколько имен, исполнению которых всегда или почти всегда давалась высокая оценка. Создавшая «идеальный образ Брунгильды» и «восхитительная» в роли Изольды Т. Мальтен, как и девять лет назад, очаровала критиков.16
Тереза Мальтен умерла 2 января 1930 года близ Дрездена (приложение стр23). Её имя можно найти сегодня практически во всех музыкальных справочниках оперных певцов. Выступая на сценах Европы, она пользовалась большим успехом и в России: Санкт-Петербурге, Москве и Киеве.
Сегодня в здании бывшей резиденции оперной певицы Терезы Мальтен расположился отель «Theresa Malten Villa». Здание находится в районе Кляйнцшахвиц в Дрездене, в 150 метрах от реки Эльбы. Оно было построено еще в 1882 году и сегодня охраняется государством. Элегантные номера были оформлены в сочетании современного и традиционного стилей. Некоторые номера располагают впечатляющими расписными потолками.
В саду отеля гостям открывается прекрасный вид на Эльбу и дворец Шлосс-Пиллнитц, который находится на противоположной стороне реки.
31гвуста 2001 года немецкая газета «Die Welt» опубликовала статью, в которой напомнила своим читателям о великой певице. Но, большая часть этой статьи была посвящена «чудесам» виллы Мальтен: «… в саду был боулинг, три беседки, небольшой храм (приложение стр23). Пруд, наполненный дождевой водой. А ванна оперной певицы, поразила весь Дрезден - была освещена изнутри. В доме имелся паровой двигатель для внутреннего производства электроэнергии, что вызывало зависть даже у поклонников"17.
Тереза Мальтен не оставила после себя наследников. Её частная жизнь была закрыта от общественности.
Заключение
Проведенное нами исследование жизни и творчества выдающейся оперной певицы, уроженки Инстербурга, Терезы Мальтен (Мюллер) в силу объективных причин не может претендовать на полноту. Как уже отмечалось ранее, нам не удалось найти достаточного количества источников, не удалось найти даже сколько-нибудь полной биографии Терезы Мальтен. Но на наш взгляд, провести данное исследование стоило уже потому, что в результате мы открыли для себя большой, незаслуженно забытый культурный пласт в истории нашего города. История культуры Инстербурга открылся нам ещё одной гранью – историей Терезы Мальтен.
Оперное искусство сложный для понимания вид искусства, потому что требует от человека определенной подготовки, знаний, но в то же время это искусство, которое способно поднимать человека над обыденным, развивать его духовность.
Прошло больше ста лет с тех пор, как Тереза Мальтен ушла из жизни. За это время Европу сотрясали мировые войны, распадались империи, создавались новые государства.
Память о блистательной певице оказалась хрупкой. Наша работа – это скорее попытка обратить внимание на историю нашего города и вспомнить имена, которые составляют его славу.
Через наших друзей в Германии мы делали запросы в архивы Государственного театра оперы г. Дрезден, а так же в Государственный архив немецкого радио. Увы, официальные ответы на сне порадовали – записей, с голосом Терезы Мальтен не найдено. Как значится в ответе «Великая эпоха граммофонных записей Дрезденских звезд оперы началась около 1902 года, за год до того, как Тереза Мальтен оставила сцену. Поэтому маловероятно, что существует её записи».18
Тереза Мальтен удивительным образом связывает наш родной город с творчеством великого композитора Рихарда Вагнера, с мировым музыкальным наследием. Связывает прошлое настоящее и будущее.
Итогом нашей работы являются следующие пункты:
Тереза Мюллер (псевдоним Мальтен) родилась в г. Инстербурге в 1855 году.
Проявив в раннем детстве яркие способности, она продолжила обучение в Берлине у самого профессора Густава Энгеля.
Тереза Мальтен быстро делает блестящую музыкальную карьеру. Её приглашает работать немецкий композитор Вагнер.
Вместе с немецкой оперной труппой Тереза Мальтен гастролирует в России. Есть большая заслуга этой певицы в том, что Вагнер, как композитор, будет принят и признан в России.
В Российских справочниках, отдельных мемуарах, статьях упоминается имя Терезы Мальтен.
Свою карьеру Тереза Мальтен закончит в самом зените своей славы.
Она тщательно охраняла свою личную жизнь от посторонних, прессы. В связи с чем, существует очень мало сведений о ней, как о личности.
Список использованной литературы
Русская музыкальная газета. — 1898. №4.
Русские ведомости. — 1889. №63.
Театр и искусство. — 1898. №10. 19. РГИА. Ф. 497.
В. Тимохин. Из очерков о выдающихся певцах современности
Н.А.Римский -Корсаков. Полн.собр.соч.
Музыкальная энциклопедия, 1973-1982
Трень, И. lib39.ru/cgi-bin/irbis64r/cgiirbis_64.exe
https://www.angrapa.ru
https://old.mgpu.ru
http://enc-dic.com
http://dic.academic.ru
http://www.liveinternet.ru/
, http://www.klgd.ru
http://www.belousenko.com
http://hra.sias.ru
http://www.isoldes-liebestod.net/
http://heldentenor.narod.ru
http://www.classic-music.ru
https://ru.wikipedia.org
http://fb.ru/article
http://dic.academic.ru
http://dic.academic.ru
https://vk.com/wall
http://enc-dic.com
http://wagner.su
https://vk.com/wall
https://books.google.de
https://www.welt.de
Приложение №1
1 2
1 Могила Терезы Мальтон
2 Вилла Терезы Мальтон
Приложение №2
Официальные ответы на запросы в архивы Германии.
№1
Sehr geehrter Herr Pundschus,
vielen Dank für Ihre Anfrage zu Therese Malten
Leider sind nach unserem Kenntnisstand keine Tondokumente von Therese Malten überliefert. Die große Ära der Grammophon-Aufnahmen von Dresdner Opernstars begann ca. 1902, ein Jahr, bevor Therese Malten ihren Bühnenabschied gab. Es ist daher eher unwahrscheinlich, dass von ihr Aufnahmen existieren.
Nichtsdestotrotz lohnt es sicherlich, im Rundfunkarchiv (http://www.dra.de/) oder bei der Deutschen Grammophon (http://history.deutschegrammophon.com/de_DE/home) nachzufragen. Möglicherweise kann Ihnen auch Dr. Lieberwirth, MDR-Musikredakteur und Betreiber der Seite http://www.rundfunkschaetze.de/, weiterhelfen.
Darüber hinaus könnten wir Ihnen bei anderweitigen Recherchen zu Therese Malten (Fotobestand, Rollenverzeichnis, Theaterzettel) behilflich sein. Ich hänge Ihnen hier die Entgelttabelle unserer Archivordnung an.
Wenn Sie einmal in Dresden sein sollten, empfehlen wir Ihnen den Besuch der Malten-Villa in Kleinzschachwitz (als Pension betrieben) oder ihrer Grabstätte auf dem Trinitatisfriedhof. Ein Freundeskreis dieses Friedhofes führt regelmäßig Führungen durch (es liegen zahlreiche Dresdner Künstler dort begraben) und setzt sich auch für den Erhalt des Grabdenkmals der Malten ein. (http://freundeskreis-trinitatis-und-johannisfriedhof-dresden.de/Wordpress/trinitatisfriedhof/)
Alles Gute und herzliche Grüße aus Dresden
Sophia Zeil
Sophia Zeil
Historisches Archiv
___________________
Sächsische Staatstheater
Staatsoper Dresden und Staatsschauspiel Dresden
Theaterplatz 2
01067 Dresden
№2
Sehr geehrter Herr Pundschus,
besten Dank für Ihre E-Mail vom 2. Februar. Wir wären Ihnen gern behilflich, doch leider haben wir keine Aufnahme von Therese Malten. Schriftliche Originaldokumente sind in den Beständen anderer Institutionen. Diese können Sie über den Kalliope Verbundkatalog ermitteln:
http://kalliope.staatsbibliothek-berlin.de/de/index.html
Es tut mir leid, Ihnen keine günstigere Nachricht geben zu können. Für Rückfragen stehe ich gern zur Verfügung.
Mit freundlichen Grüßen
Jörg Wyrschowy
______________________________
Stiftung Deutsches Rundfunkarchiv
Abteilung
Information, Dokumentation & Bestände
Deutsches Rundfunkarchiv
Stiftung von ARD und Deutschlandradio
Bertramstraße 8
60320 Frankfurt
1 Источник: https://www.angrapa.ru/insterburg/istoriya-insterburga/2747-znaete-li-vy.html
2 https://www.angrapa.ru/insterburg/istoriya-insterburga/2747-znaete-li-vy.html
3 https://old.mgpu.ru
4 http://www.km.ru
5 Источник: В. Тимохин. Из очерков о выдающихся певцах современности http://heldentenor.narod.ru/soprano.htm
6 http://www.classic-music.ru/flagstad.html
7 Источник: https://ru.wikipedia.org
8 http://fb.ru/article/170294/soprano---eto-vyisokiy-jenskiy-pevcheskiy-golos
9 Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1211300
10 Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/619826
11 Источник: http://enc-dic.com/enc_music/Malten-T-4442.html
12 Источник: http://lib39.ru/kray/history/calendar/2015/06.php
13 Источник: http://hra.sias.ru/upload/iblock/490/imti_2016_14_29_84_kuznetsov.pdf
14 http://wagner.su/node/187
15 http://wagner.su/node/187
16 https://old.mgpu.ru
17 https://www.welt.de
18 Официальный ответ на запрос из архивы Государственного театра оперы г.Дрезден