ДВОРЯНСКО – ПОМЕЩИЧЬИ УСАДЬБЫ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ.

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДВОРЯНСКО – ПОМЕЩИЧЬИ УСАДЬБЫ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ.

Симонова Т.С. 1
1МБОУ СОШ № 51 г.Воронеж, 10 Б
Чернышева л.н. 1
1МБОУ СОШ № 51 г.Воронеж
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История родного края, а в частности архитектуры, всегда заслуживала отдельного моего внимания. Именно поэтому я выбрала тему «Дворянско-помещичьи усадьбы Воронежского края по историческим и художественным источникам».

Дворянская усадьба давно является одним из узнаваемых образов нашей Родины. Разрушенная после 1917 года, с изменением всего жизненного уклада, она и по сей день существует не только как легенда, а также как реальный след великой культуры — в уцелевших зданиях, парках, ландшафте. Нам очень повезло, что мы можем приоткрыть завесу тайн истории и увидеть собственными глазами весь мир с его ценностями культурного развития.

В исследовательском проекте я старалась выделить особенности дворянско-помещичьих усадеб Воронежского края. Не обошла стороной и архитектурную структуру усадеб XIX века, рассматривая усадьбы-резиденции: усадьбу Веневитинова, расположенную в селе Новоживотинное Рамонского района Воронежской области, усадьбу Ольденбургских, которая находится в поселке Рамонь, а также усадьбу Масловых-Звегинцовых, находящуюся в настоящее время на территории санатория имени Цюрюпы.

В Древней Руси складывался тип землевладения, когда государь жаловал землю с крестьянами за несение службы на время этой службы, но позже они стали наследственными. Так и появилось усадебное землевладение.

Изменение придворной культуры произошло в период барокко при Елизавете Петровне, тогда историки заговорили о начале расцвета усадеб России.

Во второй половине XVIII века, сравнительно поздно, в России стала складываться усадебная культура, так как в 1762 году после издания указа Петра III об освобождении дворянства от обязательной государственной службы многие из них отправились заниматься хозяйством в личные имения. После обнародования указа все пути из Петербурга и Москвы были запружены каретами с повозками, на которых множество дворян, покинув столицу, отправлялись жить в родовые имения. Как утверждают историки, с этого момента началось строительство различных усадеб по роду занятий хозяев, например, усадьба-театр в Останкине, усадьба-музей в Поречье и другие. Усадьба становится неотъемлемой частью жизни России.

После Отечественной войны 1812 года многие усадьбы не смогли вернуть себе былую роскошь, что стало первым ударом в системе массового строительства. Имения стали скромнее, если сравнивать с эпохой Екатерины II. Да и дворяне больше не видели смысла в дорогостоящих имениях, а лишь хотели найти приют вдохновения, уединения и тишины.

К концу XIX – началу XX века произошел новый виток в истории русских усадеб, когда их владельцы продолжают традиции культуры и быта, но это был последний расцвет перед их окончательным уходом в прошлое во время революции 1917 года.

Перенесемся в Воронеж XIX века и рассмотрим особенности архитектурной структуры. Первый способ складывания усадьбы в Воронежской губернии – это формирование ее в уже существующем сельском поселении. Так граф А.Г. Орлов-Чесменский в селе Хреновое построил конные заводы, после чего последовало изменение населённого пункта из-за социально-экономической деятельности владельца. А второй- характерен выбором нового места, подходящего по многим критериям, например, возможность обустройства парками и прудами. А населенный пункт формировался близ поселения землевладельца (усадьба Потаповых в Семидубравном).

Одной важной особенностью усадеб Воронежской губернии являлась ее близость к городам: Воронежу, Борисоглебску, Острогожску , как усадьба Веневитиновых в с. Новоживотинное близ Рамони.

Господские дома представляли собой огромные особняки в стиле классицизма, которые находились недалеко от деревни и отделялись, например, рекой или полосой растительности. А лесные угодья «обвивали» усадьбы. На участке располагались и дома рабочих, и дома управляющих, и теплицы с огородами, и сады с беседками и прудами. Историки выделяют два композиционных приема построения усадеб Воронежской губернии. Для первого характерна композиционная ось, перпендикулярная водной поверхности. Террасы и балконы господского дома были обращены к реке, к которой был проложен живописный сад с беседками. Ярким примером такого приема стала усадьба «Репное» на р.Усмань.

Второй тип отличался параллельной реке осью и домом с одним парадным фасадом, а парки, сады и постройки располагались по руслу, например, как усадьба Веневитиновых в с.Новоживотинное на р.Дон.

Именно то, что усадьбы были производственно-промышленным центрами, стало еще одной характерной особенностью, которая повлияла на значимость современной Воронежской области в данной отрасли. В усадьбах было положено начало сахарного (п.Рамонь), мукомольного (г.Бутурлиновка, г.Калач) и прочих производств.

В конце XIX века воронежские усадьбы изменились, превратившись в крупнейшие, так называемые, «экономии» губернии, которые включали в себя сразу и сельскохозяйственное производство, и переработку продукции. Увеличилось строительство предприятий по переработке, таких как сахарный завод в п.Рамонь, спиртозавод в г.Бутурлиновке и так далее. Н.А. Звегинцов в своем имении «Петровское» соорудил электростанцию на р.Хопер, более того на территории усадьбы находились паровая и водяная мельницы.

В конце XIX – начале XX веков в области насчитывалось 186 частных конных заводов, которые дворяне держали в своих имениях. Этому способствовал благоприятный климат, наличие пастбищ, озер и рек.

Еще одной особенностью воронежских усадеб было то, что они являлись также культурно-социальными центрами, в которых располагались театры, выставки картин и даже школы (с.Никольское) и больницы (с.Орловка). С усадьбами связана и такая часть культуры как народный театр (усадьба Соколовых «Никольское»), крестьянский хор Е.М. Пятницкого (с.Александровка).

Перейдем непосредственно к характеристике усадеб Воронежской губернии.

Усадьба Масловых-Звегинцовых была основана по приказу губернатора А.М.Маслова в Бобровском уезде в 1770-х годах. В селе Масловка он поселил крепостных крестьян, а сам расположился в трех километрах севернее. Но в 1838 году имение купил полковник А.И. Звегинцов, который сразу же занялся благоустройством имения. Были построены оранжереи, конный завод, высажены сосны вдоль берега Дона. В 1857 году была построена Петропавловская церковь.

Наследники А.И.Звегинцова развели виноградник на усадьбе, усовершенствовали хозяйство, в том числе и конный завод. В конце Х IX века был построен новый кирпичный господский дом, который был отделан деревянными панелями. Сама усадьба делилась на несколько зон: нижний парк на западе, лесной массив на юге, на севере-востоке хозяйственные постройки, а также парк в английском стиле.

Архитектурный образ главного дома был навеян готикой (высокие шпили), но чувствовалось влияние модерна – фрагменты проемов, карнизов, оформление конного двора, библиотеки. В 1893 году в Масловке была построена кирпичная церковь святого Николая Чудотворца, которая отличалась богатым декором, напоминающая византийские истоки.

На сегодняшний день усадьба исчезает. С каждым годом остается все меньше построек, которые бы смогли бы передать дух эпохи прежних хозяев.

Еще одна известная усадьба Воронежской губернии – это усадьба Веневитиновых, расположенная в 27 км от современного Воронежа в селе Новоживотинное Рамонского района, на левом берегу реки Дон.

Известный в России дворянский род Веневитиновых во главе с Терентием Веневитиновым поселился здесь в 1622 году. Он после переезда из Венева стал «атаманом детей боярских» в современном с.Староживотинном, а с. Новоживотинное было основано его внуком Лаврентием Герасимовичем и правнуком Антоном Лаврентьевичем, которые выкупили тысячу десятин земли на левом берегу реки Дон.

В 1760-1770 годах, после возникновения на усадьбе парка и пруда, построили каменный господский дом с мезонином. Сначала он был одноэтажный с окнами, имеющими барочные мотивы. Во время хозяйствования вдовы А.Ф.Веневитинова, Анны Львовны, у дома с фасадом в стиле барокко появился второй антресольный этаж. Краеведы говорят, что первоначальная постройка дома была п-образной формы.

На замену деревянной Архангельской церкви, которую перенесли из Староживотинного в 1703 году, построили каменную в 1780 году. Церковь была двухпрестольной, а главный алтарь был освящен в честь Архангела Михаила, а придельный алтарь – во имя трех святителей и чудотворцев московских Алексия, Ионы и Петра.

В конце XVIII – начале XIX веков усадьба «пережила» еще одно реконструкцию под руководством Петра Веневитинова. Был расширен дом, добавлены две пристройки по торцам дома, понижен первый высокий этаж, изменены дверные и оконные проемы.

Во время посещения усадьбы известным поэтом и литературным критиком Дмитрием Веневитиновым – дом имел черты барокко и классицизма. На главном фасаде были балконы, а с северной стороны располагалась антресоль с видом на парк и реку Дон.

Алексей Владимирович Веневитинов в 1854 году перестроил Архангельскую церковь, добавив окна из разноцветных стекол и шпиль. Последнюю реконструкцию усадебный дом претерпел во время хозяйствования археолога, историка, поэта, предводителя Воронежского губернского дворянства Михаила Алексеевича (1844–1901) в мае 1873 года: дом был оштукатурен и покрашен.

Окончательный архитектурный ансамбль усадьбы был таков: главный двухэтажный кирпичный дом в ширину 24 аршина, длину 45 аршин и в высоту 14 аршин; плодовый сад на 4 десятины; пруд, флигель, погреб, ворота (ХVІІІ-ХІХвв.), конюшни и служебные постройки.

Первые реставрационно-восстановительные работы начались в 1988 году. В 2010-2013гг. была проведена масштабная реставрация под руководством художника из Москвы – Николая Симонова. На сегодняшний день усадьба является объектом культурного наследия федерального значения.

Усадьба Ольденбургских в Рамони – это ландшафтно-архитектурный памятник, единственный в Воронежской области дворцовый комплекс, по праву считающийся жемчужиной губернии.

В 1879 году Александр II даровал имение своей племяннице, Евгении Максимилиановне Романовской, герцогине Лейхтенбергской,

принцессе Ольденбургской. Она обладала организаторскими способностями. Вместе с мужем построила дворец в староанглийском стиле на месте бывшей усадьбы Тулиновых. До сих пор подлинно неизвестны имена архитекторов, в источниках встречаются такие мастера, как Н.Л.Бенуа. И.С. Китнер, Ф. Л. Миллер. Около трех лет возводились стены метровой толщины с пустотами внутри для системы отопления, которая благодаря красному кирпичу быстро могла прогреть весь огромный дом. Крыша была покрыта дорогим кровельным железом с особым декором – чешуйками. Сам дворец был трехэтажным с двумя башнями, обилием окон разных размеров и балконов, ограды которых были неповторимыми творениями кузнечного дела, которые придавали дворцу изящество. На восточной стороне дома располагалась веранда, от которой до кондитерской фабрики спускалась невероятной красоты лестница. Работы по преобразованию имения шли с 1880 по 1886 год.

Просторная роскошная гостиная с двумя голландскими печами, библиотека и кабинет находились на первом этаже, в то время как личные комнаты владельцев были на втором. Жилые комнаты для прислуги располагались в подчердачном этаже. Весь дворец изнутри был декорирован изделиями из дуба: и окна, и двери, и лестницы, и балки на потолках. Усадьба отличалась одновременно простотой и роскошью, у подножия дома располагался парк, а через реку находился зверинец.

Несмотря на то, что она служила летней дачей для супругов Ольденбургских, они приезжали сюда не только ради отдыха и умиротворения. В 1880 году был построен корпус сахарного завода, который на первых порах выпускал около 200 центнеров сахара в сутки. В имении Ольденбургсих были выведены новые сорта сахарной свеклы. А уже в 1900 году в имении появилась здание пристройки «Паровой фабрики конфет и шоколада Ее Императорского Величества принцессы Е.М. Ольденбургской». К началу XX века фабрика выпускала больше 400 видов конфет, мармелада и леденцов. Принцесса также проложила железнодорожную ветку Рамонь – Графская, чтоб транспортировать продукцию. Более того в это время началась электрификация имения и строительство водонапорной башни.

Принцесса Ольденбургская заботилась и о жителях Рамони: она открыла школу и больницу, образцовые общежития для мастеров и инженеров завода. По сути, она могла бы возглавить благотворительное общество губернии.

В 2010 году дворец стал объектом культурного наследия регионального значения. Проводились работы по реконструкции и реставрации усадьбы. На данный момент любой желающий может посетить дворец в качестве экскурсии.

В заключении хочется сказать, что мы, поколение XXI века, должны с трепетом беречь и чтить традиции, переданные нам от предков. Сейчас многие усадьбы утрачены, а это значит, что мы уже потеряли часть истории. Такого не должно быть. Усадебные комплексы имели огромное значение в исторической канве Воронежской губернии, повлияли на ее культурное и экономическое развитие, а потому нам необходимо переосмыслить то, что являлось неотъемлемой частью нашей малой родины, которой надо гордиться.

Проделав исследовательскую работу, я погрузилась в великолепие и роскошь XIX века, но и увидела то, что уже потеряно или с каждым днем разрушается все больше и больше. Мы должны любить свою страну, а начинать нужно с изучения культурного наследия Воронежского края.

Литература

  1. Д. Звегинцов «Путешествие из Петербурга в Масловку: из воспоминаний», ЦЧИ, 1986.

  2. Л .Образцова «Ольденбургские», Воронеж, 2012.

  3. Л. В .Кригер «Историко-культурное наследие Воронежской области: исследование и использование», Воронеж, 2014.

  4. А. Н. Акиньшин «Воронежское дворянство в лицах и судьбах Воронеж,, 2009.

  5. «Первые Веневитиновские чтения: Статьи. Исследования. Очерки» ,Воронеж, 2010.

  6. Р. В. Андреева, Л. Ф. Попова. «Русские провинциальные усадьбы XVIII-XX века», М., 2011.

  7. Л.Ф.Попова. «Дмитрий Веневитинов. Усадьбы Веневитиновых. Творческое наследие поэта», М., 2015.

  8. В.А.Митин. «Рамонь. Царский подарок», Воронеж, 2014.

Приложение:

Рис. Дворянские усадьбы на территории современной Воронежской области.

Рис. Усадьба Масловых-Звегинцовых

Рис. Усадьба Веневитиновых.

Рис. Дворец принцессы Ольденбургской

Просмотров работы: 4822