ИЗ ОДНОГО МЕТАЛЛА ЛЬЮТ МЕДАЛЬ ЗА БОЙ, МЕДАЛЬ ЗА ТРУД

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗ ОДНОГО МЕТАЛЛА ЛЬЮТ МЕДАЛЬ ЗА БОЙ, МЕДАЛЬ ЗА ТРУД

Кириллов Д.А. 1
1МБОУ "Лицей при УлГТУ №45"
Кириллова Н.Н. 1
1МБОУ "Лицей при УлГТУ №45" г. Ульяновска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Более 70 лет через всю историю нашего Отечества проходит незримой нитью память о славном подвиге советского народа. Наша великая победа выстрадана, отвоевана ценою жизней и судеб миллионов. Наш священный долг – сберечь эту память и передать будущим поколениям, чтобы и через десятилетия наши потомки все так же с гордостью говорили: «В той страшной войне мы победили!». Весомым был вклад тружеников тыла в эту великую Победу.

Наш советский тыл был самым мощным, благодаря нему наш фронт был вооружен, накормлен и одет. Фронту нужны были продовольствие и оружие. Труженики ни на минуту не забывали об этом. Они делали все возможное и невозможное, чтобы способствовать, помогать своим братьям, сестрам, отцам и дедам.

В настоящее время в условиях экономического кризиса изучению феномена развития промышленности в годы войны вновь уделяется большое внимание. Способы и средства, которые использовали в годы войны для перестройки экономики и мобилизации всех ресурсов, а также особая роль государства в этом деле заслуживают более пристального изучения. Кроме того, в год 72-летия Победы следует вспомнить самоотверженный труд людей на военных предприятиях в тылу.

Целью данной работы является выявление вклада тружеников города Ульяновска (на примере Моторного завода) в победу СССР над фашистской Германией.

Перед нами стояли задачи:

  • собрать информацию о работниках Моторного завода;

  • познакомиться с профессиями машиностроительного производства;

  • исследовать архивные документы и музейные фонды;

  • сделать выводы на основе имеющейся информации.

В ходе исследования были изучены и использованы следующие виды источников:

  • письменные: документы, трудовые книжки, свидетельства о рождении и смерти;

  • изобразительные: фотографии, грамоты;

  • вещественные: награды;

  • устные: воспоминания работников завода;

  • ресурсы Интернет.

Основу источниковой базы составляют фонды Музея трудовой славы Ульяновского моторного завода и воспоминания тружеников предприятия.

II. Промышленность города Ульяновска в годы Великой Отечественной войны

Ульяновск в годы войны не был местом ожесточенных боев. Находясь за сотни километров от линии фронта, его жители не слышали страшных звуков бомбежек и выстрелов. Однако подвиг тысяч людей, которые отдавали свои жизни и здоровье в тылу, от этого не становится менее ценным. Во время войны наш город стал местом эвакуации многих предприятий:

  1. Автозавод им. Сталина (ныне Ульяновский автомобильный завод)

  2. Завод № 25

  3. Завод №10

  4. Завод № 11

  5. Электропускатель. (С середины 1942-го производились комплектующие для знаменитых «Катюш»).

  6. Завод №60, размещен в заводе им. Володарского. (Здесь изготавливались для фронта боевые патроны к стрелковому оружию, в том числе для пистолета Токарева, пулеметов система Шпагина, Дегтярева, Судаева, крупнокалиберных пулеметов ДШК)

  7. Трикотажная фабрика КИМ. На предприятии выпускали армейское белье, брезентовые мешочки для штатных узлов минометов и солдатские хлопчатобумажные обмотки — намотанные на голень выше ботинка, они заменяли сапоги и использовались в армии вплоть до 1943 года.

  8. Фабрика имени Горького

  9. Завод пищеконцентратов

  10. Завод №.6

  11. Ателье

Таким образом, наш город Ульяновск превратился в крупный промышленный центр в годы Великой Отечественной войны.

История создания моторного завода

Осенью военного 1941 года по решению государственного комитета обороны (Приложение 1) в Ульяновск был эвакуирован Московский автозавод имени Сталина. Цеха московского ЗИСа были размещены в складских помещениях главного таможенного управления за южной чертой города, на территории современного Ульяновского моторного завода. Разгрузка происходила под руководством начальника планового отдела УМЗД Швайцбург Семёна Абрамовича (Приложение 2).

Первый эшелон со станками и материалами с Московского автозавода им. Сталина для организации его филиала в Ульяновске прибыл из Москвы 30 октября 1941 года. Вслед за этим каждые два-три дня непрерывным потоком стали поступать эшелоны с оборудованием. В течение всего четвертого квартала шли работы по освобождению складских помещений под производственные цеха. К началу 1942 г. в тяжелых условиях суровой зимы и больших снегопадов было разгружено более двух тысяч вагонов. В тяжелых условиях ранней морозной зимы, при отсутствии жилья, питания, тёплой одежды и обуви, грузового транспорта, эвакуированные москвичи выгружали оборудование и станки из эшелонов, освобождали склады от хранящихся там материалов и переоборудовали их в производственные цеха.

В феврале 1942 года заработал цех по выпуску бронебойных авиационных снарядов, в марте были готовы к работе 10 цехов, а в апреле 1942-го ЗИС-5. завод получил название УльЗИС - Ульяновский автозавод имени Сталина. Героическая «трехтонка» ЗИС-5 остался в памяти, как один из двух советских грузовиков 30-х – 40-х годов прошлого века, чьи заслуги трудно переоценить. Без преувеличения, ретро авто ЗИС-5 можно назвать одной из самых интересных страниц истории советского автомобилестроения. Поистине, ЗИС-5 был культовым грузовиком времен Великой Отечественной войны. В народе он получил уважительные прозвища «Захар», «Захар Иванович», «трехтонка» или «трёшка».

В октябре 1942 года в механосборочном цехе № 3 начался выпуск стационарных малолитражных двигателей с водяным охлаждением Л 3/2 мощностью 3 л.с. Двигатели использовались на фронте как передвижные электростанции для освещения блиндажей, полевых госпиталей и других объектов, зарядки аккумуляторов.

6 сентября 1944 года из состава Ульяновского автозавода им. Сталина был выделен в качестве самостоятельного предприятия Ульяновский завод малолитражных двигателей, который остался на своей территории. Ульяновский автозавод перебазировался на левый берег Свияги.

Зима 1944-1945 годов была очень тяжёлой для заводчан. Из-за снеговых заносов поезд с дровами часто застревал в пути, дизельного топлива не хватало. В цехах поддерживалась минимальная температура отопительной системы - во избежание её замораживания. Не смотря на это, завод продолжал работать. В 1945 году в соревновании среди предприятий наркома среднего машиностроения УЗМД стабильно занимал третье место и выпустил 9057 малолитражных двигателей.

В годы войны под руководством опытных работников Московского автозавода в цехах работали женщины, пенсионеры, подростки, мальчишки и девчонки, достигшие 14-летнего возраста, поступали на учёбу в школы фабрично-заводского обучения, они обучались разным профессиям на заводе. Через 6 месяцев учёбы они получали аттестат о получении профессии - токаря, слесаря, газосварщика, электромонтёра, и начинали работать наравне со взрослыми по 10-12 часов в смену.

Продукция моторного завода

Моторный завод оказал колоссальную помощь фронту. Только что прибывший из Москвы завод стали быстро разгружать, что было не самой легкой работой. Суровая зима, сорокаградусный мороз. Люди, чтобы хоть как-то согреться, одевали на себя мешки, в которых были прорези для головы и рук. Все разгружали вручную, не было никакой техники. Самым первым заработал цех капитального ремонта - там чинили станки, которые переломались по дороге из Москвы. Затем, в марте 1942 года, открылся цех по выпуску бронебойных авиационных снарядов (Приложение 3). Этот цех называли на заводе женским - в тылу на плечи женщин легла самая тяжелая работа. Женщины стояли и на разливке чугуна - там, где не всякий мужчина справится. Приходилось вручную поднимать ковш массой 100 кг с раскаленным чугуном, который нужно было аккуратно разлить в формы.

Собирать первые автомобили оказалось делом непростым. В столице их производили по всем правилам - на конвейере; здесь же все надо было строить с нуля. Не дожидаясь пуска конвейера, заводчане стали собирать машины вручную. Для этого установили сварные металлические подставы, трехтонные козлы и катучую балку для подъема деталей и подачи их на сборку. Первая машина увидела свет в апреле 1942-го - на первомайской демонстрации она проехала по улицам города. Летом таким методом собирали до тридцати ЗИС-5 ежедневно. В октябре запустили конвейер, что позволило в 1942 году отправить на фронт почти две тысячи машин. Тогда же наладили и выпуск малолитражных двигателей, что стало основой современного моторного завода. Двигатели служили на фронте мини-электростанциями - для освещения блиндажей, полевых госпиталей и зарядки аккумуляторов.

В апреле 1942 года на козлах вручную была создана первая машина- «трехтонка» «ЗИС-5» - вторая массовая машина после «полуторки» «газ-мм» Горьковского автозавода (Приложение 4). Таким образом, каждодневно летом работники УМЗ создавали до 30 грузовиков «ЗИС-5»,а в октябре был пущен сборочный конвейер, что позволило в 1942 отправить на фронт 1893 машины. В октябре 1942 года в механосборочном цехе № 3 началась сборка малолитражных двигателей «Л 3/2» с водяным охлаждением. На фронте эти двигатели применялись в создании передвижных электростанций для освещения блиндажей, полевых госпиталей и других объектов, зарядки аккумуляторов, до конца 1942 года на фронт было отправлено 1064 двигателя «л 3/2»,в 1943-м -7024,в 1944-м -8377,в 1945-м – 9057 штук.

Труженики тыла

(работники УМЗД)

В годы войны под руководством опытных работников московского автозавода в цехах работали женщины, пенсионеры, подростки, мальчишки и девчонки, достигшие 14-летнего возраста, поступали на учёбу в школы фабрично-заводского обучения, они обучались разным профессиям на заводе.

Условия труда на заводе были слишком тяжелые. Дисциплина была жесткая: челка из-под косынки выбилась - штраф, грязь на рабочем месте - штраф. Кормили на заводе один раз в день крапивными щами и ложкой каши. Давали хлеб по карточкам: кому 400, кому 700 граммов, а сварщицам - килограмм «за вредность». «Кусочек маленький, мокрый, хоть отжимай. Пока от столовой до цеха дойдешь, отломишь разок-другой — и нет его, хлебушка. Изредка давали талоны на крупу, тогда варили в кубовой кашу без масла», - вспоминает один из работников завода.

Из воспоминаний: «Привезла как-то Клава Осипова из деревни кусок мяса с костью. Бульон сварили, мясо съели, а на завтра что? Завернула Клава кость в тряпочку, а на другой день опять из кости бульон сварили. Так целую неделю бульоном баловались. Конечно, все скучали по своей семье и хотели съездить домой, повидать своих родных, но это удавалось не всем. Тяжелые были условия тогда. Добираться приходилось на поезде, а от станции километров 20 пешком. А опоздаешь, могли и под суд отдать или штраф большой наложить».

Много печальных событий было на заводе: люди были рассеянны, обеспокоены. Так, например, две девушки нарушили дисциплину (Приложение 5,слева). Они потеряли сразу все карточки на продукты на двоих, на целый месяц. Ни хлеба, ни крупы. Решили они как-то утром попытаться хлеба без карточек купить. Покрутились около одного магазина, выстояли очередь у другого - и хлеба не достали, и на работу опоздали. За правонарушение их хотели отдать под суд, но делу не дали ход. Мастер Половец даже специальные талоны на продукты им выхлопотал, вместо премии давали. А москвичи Доронин и Лысов посоветовали не носить все карточки в кармане, а отдавать им на хранение: « У нас не пропадут!».

Проблемным вопросом тогда была обувь, вернее ее отсутствие. Зимой валенки стоили огромных денег, и у кого они были, считалось - повезло. У Александры Солдаткиной валенки были. Шла на работу мимо электростанции, все дорожки снегом запорошены, она не заметила, как провалилась в люк с мазутом. В цехе поставила на теплые трубы, но они не высохли.

Клавдии Осиповой (Приложение 6) тоже не повезло: ее валенки сгорели возле печки.

Весной работникам выдавали матерчатые ботинки на тяжелой деревянной подошве, их хватало самое большее - на неделю. Еще меньше носились тапочки, которые перешивались из брезентовых рукавиц. Много раз просиживали около проходной не допущенные до работы.

Много ребят еще совсем юными, приходили добровольно работать на завод. Например, интересна судьба Володи Давыдова (Приложение 7), который в четырнадцатилетнем возрасте пришел работать деревомодельщиком. В то время на заводе было всего два деревомодельщика: мальчик Володя Давыдов и его наставник. Каждый работал по 12 часов в день. Когда заболел наставник, Володе пришлось работать с утра до ночи. В столь раннем возрасте он уже все понимал и не жаловался на тяжелую работу. Но, конечно, как и все мальчишки, он баловался. Как-то раз с ребятами, которые тоже работали на этом заводе, решили искупаться в котельной. Накупавшись, они начали оттуда выбираться, но у них это не вышло, так как внутренняя поверхность котла была слишком гладкой, и они соскальзывали вниз. Их начал разыскивать весь завод, и в конечном итоге их нашли и вытащили.

Алексей Пыхтенков (Приложение 8) пришел на завод малолитражных двигателей 15-летним юношей. Попал он в инструментальный цех №1. Алексей быстро освоил ремесло расточника (рабочий-станочник, специалист по токарному делу — обработке резанием вращающихся заготовок или вращающегося режущего инструмента, по обработке дерева, металла) и на протяжении всей войны обеспечивал производство боеприпасов для фронта.

«В войну нам, как малолетним труженикам, работать приходилось по шесть часов в день, но очень часто никто из нас со временем не считался, необходимо было как можно быстрее выполнить задание» - вспоминает Алексей Васильевич. Алексей Пыхтенков награжден медалью за доблестный труд, орденом «Знак почета» и орденом Ленина.

Необычна судьба юноши Чикилева Николая Дмитриевича (Приложение 9), бригадира слесарей цеха № 17. Пришел он работать на заводе тоже в четырнадцатилетнем возрасте в 1942 году как ученик Железнодорожного технического училища. К нему отнеслись как к взрослому, допуская его к самым ответственным работам. Работал он по 12 часов в день. Был в жизни Коли один эпизод. Отработав свою смену в инструментально-термическом отделении, его должен был заменить опытный пирометрист (рабочий, измеряющий при помощи оптических и радиационных пирометров, термопар и термометров температуру расплавленных металлов, солей, газовой среды; регулирующий и налаживающий пирометрические приборы), А.В.Жеглов. Но в тот день он заболел, и Чикилеву пришлось остаться работать во вторую смену. На следующий день на участок пришел старший мастер В.Е.Антонов. Проверив, как идут дела, Василий Егорович вдруг подошел к Коле и сказал: «Коля, сынок! Отработай еще одну смену. У тебя на фронте отец и два брата, надо же им помочь скорее разбить фашистов». Николай остался.

На заводе работали не только мужчины, но и девушки. Так, например, совсем молодой девушкой завела судьба на завод Шафееву Ольгу Семеновну (Приложение 10). В 1938 году она окончила Ульяновский педагогический институт, получила диплом учителя-химика, но в школе работала недолго: началась война. Проводив мужа на фронт, поступила на курсы медсестры и окончила их досрочно. На то момент ей казалась, что все шло своим чередом, но пришло извещение, что муж ее пропал без вести. После горьких слез и бессонных ночей она пришла в военкомат, но была зачислена в список запасных. В 1942 году она устраивается на Ульяновский моторный завод. Работала она там контролером-химиком на участке автоматизации гальванопокрытия во 2-м цехе. «Здесь нам приходилось тяжело: работников не хватало, да и условия работы были трудными»,- вспоминает Ольга Семеновна.

А вот воспоминания труженицы тыла, Марии Ежовой (Приложение 11):«Я пришла на Ульяновский моторный завод шлифовщицей (рабочий, занимающийся шлифовкой материалов) в возрасте 16 лет в 1943 году, – рассказывает труженица тыла Мария Ежова, – работала на производстве стационарных малолитражных двигателей, применявшихся на фронте в качестве подвижных электростанций. На пенсию ушла с должности наладчицы. В войну для тех, кому было 18 лет и больше, рабочая смена длилась по 12 часов, спать было некогда, на обед ели щи с крапивой. Мы не унывали: трудились дружно, с работы шли с песнями. Ждали победу…»

Огромный вклад в дело Победы внесли медицинские работники. Зингаренко Евгения Александровна (Приложение 12) работала врачом на заводе. Поликлиника располагалась в деревянной постройке, около 5-го цеха. В распоряжении медиков имелась лошадь с телегой, на которой возили больных, медикаменты, дрова. К Евгении Александровне выстраивалась большая очередь. Она терпеливо занималась с каждым пациентом, так как лекарства были в дефиците, она больше помогала советами и заботой.

В городе Ульяновске в годы войны было огромное количество эвакуированных.. Так, в 1942 году эвакуация коснулась семьи Бублик: родители, труженики Московского автомобильного завода, и семнадцатилетняя девушка Людмила. Людмила, оставив учебу в педагогическом техникуме, начала свой трудовой путь на УЗМД. Трудилась она по 12-14 часов, по две-три смены, без выходных.

Интересна судьба Подъяпольского М. А. (Приложение 13). Он был инструментальщиком Московского автомобильного завода имени Сталина в городе Москве, но потом, вместе с заводом, он и его жена Анна Матвеевна Подъяпольская (Приложение 14) были эвакуированы (Приложение 15) в город Ульяновск. Жена приехала в Ульяновск раньше, чем он, и заселилась в дом вместе с остальными эвакуированными людьми. Когда Михаил приехал в город, он начал разыскивать ее. Стучался во все дома, обыскивал все улицы, переулки. И вот, когда надежды уже не оставалось, Подъяпольский постучался в дом и спросил: «Вы не знаете мою жену Анну Подъяпольскую?», ему ответили, что нет. Огорченный, он пошел дальше, оказалось, что Анна была в этом доме. Услышав его голос, она побежала за ним, наконец-то они встретились.

А вот судьба Троепольского Аркадия Аркадьевича (Приложение 16), который родился 3 апреля 1925 года в селе Любохна Дядковского района Брянской области в семье сельских учителей. Трудовой путь начал 1 сентября 1941 года учеником формовщика-литейщика на Ульяновском заводе «Металлист». Здесь для фронта производили машины, получившие название «трехтонки». В январе 1942 года А.Троепольскому присвоен высший рабочий разряд, в феврале в 16-летнем возрасте он назначен технологом литейного цеха. В феврале 1944 года в результате аварии в цехе получил тяжкое трудовое увечье – ожог глаз расплавленным металлом, стал инвалидом первой группы по зрению, в связи с чем в июле 1944 года был уволен с завода.

Каждый из выше представленных героев внес вклад в общее дело достижения победы.

III. Заключение

Мы выяснили, что Ульяновский Моторный завод внес значительный вклад в победу нашей страны. Завод производил и машины, и двигатели, и мелкие детали. Все это очень было нужно фронту. Его работники, не покладая рук, отдавали все свое время и все силы для того, чтобы помочь солдатам на войне, обеспечить всем необходимым. Если бы не эти люди, возможно Победа была бы не на нашей стороне. Ведь завод, по сути, производил самые важные изделия. Созданная в 1942 году машина ЗИС-5 облегчила нашим солдатам передвижение на фронте. Значительным было производство малолитражных двигателей. Их применяли для создания подвижных электростанций, освещения блиндажей, полевых госпиталей и зарядки аккумуляторов. Посещение музея Моторного завода было интереснейшим событием для нас. Мы узнали много нового об атмосфере, творившейся внутри завода. О его работниках, интересные рассказы и сведения, которые помогли нам восстановить те тяжелые, военные дни.

На данном этапе цели и задачи работы выполнены, но многое еще предстоит сделать. Во-первых, нужно продолжить встречи с работниками Моторного завода, во-вторых, вновь посетить музей, чтобы поработать с его архивами, и, в-третьих, собрать более полную картотеку о работниках моторного завода. Воспоминания о трудовом подвиге ульяновцев навсегда останутся в нашей памяти. Мы должны знать об их подвигах, чтобы передавать историю Великой Победы из поколения в поколение. Мы провели исследовательскую работу для того, чтобы изучить героев нашего города, тружеников тыла, а также передать эту ценную и познавательную историческую информацию людям, ведь каждый должен знать и гордиться теми людьми, лозунгом которых было, «Всё для фронта - все для победы!».

В день Победы и всегда мы будем с гордостью вспоминать прошлое. Совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего государства.

IV.Литература и источники

  1. Автомобильная промышленность // 2007-2010 гг.

  2. Заводская газета // №14(156), сентябрь 2014

  3. http://uliyanovsk

  4. Памятная Книга «Солдаты трудового фронта». Том II; г.Ульяновск, 2008

  5. Чернов М.В., Ульяновск и Ульяновская область фронту, Ульяновск,2012г.

  6. Фонды Музея Трудовой Славы Ульяновского моторного завода

  7. http://www/yamzopt.ru

  8. http://uliyanovsk

  9. http://www.umz-gaz.ru/news-10-09-2014.html

Приложения

Приложение 1. Приказ народного комиссара среднего машиностроения СССР

Приложение 2. Швайцбург Семён Абрамович

Приложение 3. Бронебойные авиационные снаряды

Приложение 4. «ЗИС-5»

Приложение 5 Надя Крутова (справа) и Шура Солдаткина

Приложение 6. Клавдия Осипова

Приложение 7. Володя Давыдов

Приложение 8. Алексей Пыхтенков

Приложение 9. Чикилев Николай Дмитриевича Приложение 10 Шафеева Ольга Семеновна

Приложение 11. Мария Ежова

Приложение 12. Зингаренко Евгения Александровна

Приложение 13. Подъяпольский М. А

Приложение 14 . Анна Матвеевна Подъяпольская с мужем

Приложение 15

Приложение 16 . Троепольский Аркадий Аркадьевич

Просмотров работы: 337