Патриарх Московский и вся Руси Кирилл
ВВЕДЕНИЕ
Кто сказал, что чудеса бывают только в сказках? Может, вы просто их не замечаете? Каждый понимает чудо по-своему. Но все согласятся с тем, что дети – это настоящее чудо. Кажется, что они пришли в этот мир в роли волшебников, ведь дети дарят счастье и наполняют жизнь настоящим смыслом…
Об одном таком рождении, совершенного по молитве к Чудотворному образу Николая Угодника и хочется рассказать…
Совсем недавно, с наступлением моего шестнадцатилетия, мама открыла тайну моего появления на свет.
Мои родители поженились в 1996 году. Спустя два года они приняли сознательное решение обвенчаться в Введенском Храме села Спирово Волоколамского района. Прошли полный обряд Венчания 12 июня 1998 года, сразу после праздника Троицы. До сих пор мама вспоминает необыкновенный запах свежей травы, устилающей пол Храма и удивительное по силе и красоте исполнения пение отца Николая, проводившего обряд венчания. Этот день был вдвойне торжественным и счастливым, так как в этот же день обвенчались мои бабушка с дедушкой после двадцати пяти лет совместной жизни…
…Стоя перед высоким резным деревянным образом Николая Чудотворца, мама усердно о чем-то молит… А просила она о том, чтобы Святитель Николай благословил и послал бы ей младенца. Ее мольба была услышана. 22 мая 2000 года, в день Николы Летнего на свет появилась я.
На вопрос, почему мама обратилась с мольбой о помощи именно к Святителю, она рассказала, что еще до принятия решения о венчании на поле близ дома ею был найден образ неизвестного святого, похожего на Николая Угодника. Это было знамение о том, что Чудотворец не покидает нас.
Так и стал Николай Чудотворец моим покровителем, по велению Божьему. Захотелось больше узнать о чудотворном образе Святителя Николая, самой прикоснуться к великой святыне и познать его тайну.
Получив благословение от протоиерея Константина Попова, настоятеля Введенского Храма села Спирово Волоколамского района, я принялась за исследование.
Предпринятая работа ставит своей целью систематизацию и обобщение имеющихся в литературе и доступных нам источниках сведений о Святителе Николае Чудотворце, провести исследование, пообщавшись с настоятелями храмов.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить жизнь Святителя Николая Чудотворца;
- показать значимость Святителя для верующих, его роль в развитии христианства;
- рассмотреть вопрос о чудотворных иконах и их происхождении, и чудесах ими сотворенными;
- проследить судьбу деревянного резного образа Николая Можайского Чудотворца из Введенского Храма с. Спирово Волоколамского района.
Дар веры
Различные дары получает человек от Бога. Один из таких даров — дар веры. Как и любой другой дар, этот можно «закопать в землю» и оставить без внимания и развития, а можно развить и укрепить.
Кто на Руси самый известный святой? Все - верующие и не очень - окажутся правы, назвав имя Николая Чудотворца. Для меня он является примером святости, его жизнь похожа на песню, прославляющую Господа.
Издревле имя святого Николы, седобородого старца с грубым мужицким лицом, глубоко любимо и почитаемо в русском народе. Почему этому святому, кстати, греку по происхождению, посвящено больше всего церквей и часовен по всей России? Известно также, что святой Николай Чудотворец почитаем как православной, так и католической церквями. Даже мусульмане и язычники обращаются к нему за помощью. Николая Чудотворца по праву называют самым простым и скорым на исполнение просьбы святым.
Святитель Николай на протяжении всей истории России выступает защитником и покровителем русского народа. Еще при жизни он прославился как защитник невинно осужденных, умиротворитель враждующих, избавитель от напрасной смерти.
Правило веры и образ кротости
Николай Чудотворец принадлежит к разряду святых из высших иерархов (архиереев), именуемых «святителями». Время его жизни относится к 270-345 гг., но его первое житие («биография») появилось лишь полтысячелетия спустя. Здесь он сразу предстаёт как обобщённый образ идеального пастыря: с одной стороны, он – «правило (канон) веры и образ кротости», с другой – бесстрашный и нелицеприятный «печальник» о людях.1
О жизни Святителя Николая Чудотворца, существует много сказаний. Еще больше сказаний о его посмертных чудесах.
Родился Святитель в г. Патаре в Малой Азии. С юных лет святой Николай проявлял доброту и отзывчивость. Ни один бедняк, встреченный им на улице, не оставался без посильной помощи и утешения. С годами в нем стала проявляться склонность к строгой подвижнической и уединенной жизни. Спустя время, епископ Патарский, дядя Святителя, посоветовал родителям святого Николая посвятить сына на служение Богу и, получив их согласие, рукоположил его в священники. Вскоре отец и мать его умерли, оставив богатое наследство, которое дало возможность святому Николаю еще больше предаться любимому им делу – тайной помощи бедным. Многих святой Николай спас от нищеты и позора. но не многие знали, кто им помог; все, что ни делал он доброго, все хранил в тайне. При этом желание уединиться, предаться служению только одному Богу не покидало его.
Святой Николай отправился в Иерусалим и, помолившись там у Гроба Господня, ушел в Сионский монастырь, основанный его дядей. Но недолго пробыл здесь Святитель. Однажды ночью, стоя на молитве, услышал он голос Божий: «Если хочешь получить от Меня венец, иди к людям, и да прославится в тебе имя Мое».2 Понял святитель, что Господь Бог повелевает ему посвятить дальнейшую жизнь на спасение многих людей, а не заботам лишь о своем спасении. Повиновался святой Николай воле Господа и, уйдя из Сионского монастыря, пошел в главный город области Ликии — Миры.
Здесь в это время умер архиепископ. Долго совещались епископы окрестных городов, кого избрать на место усопшего, но достойного не находилось. Тогда епископы обратились с молитвой к Богу, прося указать им избранника, и Господь повелел им избрать в архиепископы того человека, который наутро первым войдет в храм Божий. Святой Николай, встав, по обыкновению, и в эту ночь очень рано, пошел в церковь к заутрене. В церкви никого из молящихся не было. Святитель Николай вошел первым. Тогда епископы объявили ему волю Божью, и святой Николай Чудотворец был избран архиепископом города Миры (отсюда его прозвание «Мирликийский»).
С этого времени собственно и начинается подвижническая жизнь святого Николая. Смело и открыто начал он проповедовать веру Христову; никакие гонения и преследования христиан не могли остановить его христианские проповеди. Получив от Бога великую силу творить чудеса, святой Николай спасал утопающих, освобождал узников из темницы и плена, исцелял больных.
И не одними чудесами спасал Святитель людей от горя, смерти и бесчестья. Всюду твердо и смело вступался он за невинных и обиженных. Так, однажды случилось, что в отсутствие святого Николая Чудотворца три совершенно невинных гражданина были осуждены градоначальником на смертную казнь. Тогда несколько человек отыскали Святителя Николая и со слезами на глазах умоляли поскорее спасти несчастных. Сам Чудотворец лично знал осужденных граждан как людей хороших и добрых. Он поспешил к месту казни, где уже находились приговоренные; над одним из них должна была свершиться казнь. Стремительно подошел святой Николай через толпу расступившегося народа прямо к палачу и выхватил меч из рук его, а затем самолично освободил закованных граждан. Никто не смел противиться Чудотворцу, сам градоначальник глубоко смутился, увидев святого Николая, и чистосердечно сознался в вине своей.
Во времена гонения на христиан Святитель Николай был заточен в темницу, но император Константин Великий освободил его; после этого еще двадцать лет жил святой Николай и был любящим и самоотверженным пастырем.
Свидетельства помощи святителя Николая Чудотворца людям, с молитвой к нему прибегающим, не иссякают и до сих пор во всем христианском мире. К святителю Николаю Чудотворцу молитвенно обращаются в благоустройстве жизни, во избавлении от разных бед и печалей. Весь христианский мир почитает его как главного покровителя путешествующих, особенно плавающих по водам. В образе Святителя Николая нельзя не отметить особую его связь с водной стихией. Неоднократно при жизни и по смерти своей помогал он бедствующим в море. Еще видим мы в Святителе Мир Ликийских особую быстроту — стремительность в помощи, которую он оказывает. Он помогает порой в последнюю минуту, когда на спасение уже нет надежды.
Иконографические образы Святителя Николая Чудотворца
Святитель Николай предстает нашему взору в различных образах, появление которых связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца. Когда обращаешься с молитвой к святому, то, взирая на икону, задумываешься о символическом значении изображения. В иконе все не случайно, небольшая деталь может иметь особое значение. Чтобы понять, что хотели донести до нас древние иконописцы, так или иначе изображая святого, мы исследовали, какие образы Святителя Николая существуют.
Среди всех святых христианского мира архиепископ Мир Ликийских Николай имеет одну из самых развитых иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий как в Византии, так и в России.
Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого являются его поясные образы (Приложение 2), на которых Святитель изображен по пояс, правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие (реже встречается с открытым Евангелием).
Часто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском Соборе 325 г. На нём разбирался вопрос об учении Ария, которое было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря.
Одну из таких поясных икон Николая Угодника, полученных по наследству от моей прапрабабушки, бережно хранит наша семья. Однажды этот образ Святителя сотворил чудо: во время пожара в соседнем доме, был сильный ветер, и языки пламени едва не охватывали угол нашего дома. Беда чудом обошла нас стороной. А в том самом углу стояла икона Николая Чудотворца.
История еще одного поясного образа Святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы — «Никола Дворищенский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.
Другое необычное название – «Никола Мокрый» образ Святителя получил благодаря чуду, произошедшему в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой Святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, будто только вынут из воды.
Другим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя.(Приложение 3) Широкое распространение на Руси получил образ, именуемый «Никола Зарайский». На иконах такого типа Святитель изображается в рост с простертыми в стороны руками. Правой он благословляет, в левой держит Евангелие. Такое композиционное решение фигуры напоминает распространенное в христианском искусстве изображение молящегося (оранта). Согласно «Повести о Николе Зарайском», образ в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы рязанского княжества, где вскоре прославился многочисленными чудесами. Во время опустошительного нашествия Батыя на Рязанскую землю погиб князь Феодор, а его супруга, княгиня Евпраксия, не желая попасть в руки татар, бросилась из терема и разбилась — «заразися до смерти». После погребения семьи около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским, а город получил название Зарайск.
Другое ростовое изображение Угодника Божия – «Никола Можайский». Николай Чудотворец изображен с мечом в правой руке и городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах Святитель почитается как защитник христианских городов. Назван образ "Можайским" в честь чудесного прославления Святого в городе Можайске. Во время нападения на город его защитникам чудесно явился святитель Николай, стоящий в воздухе над собором с мечом в одной руке и с собором в другой руке. Собор в знак сохранения его был обнесен крепостными стенами. Устрашенный грозным видом Святителя неприятель бежал, а спасенные жители «сделали резное изображение чудесного явления».
В русской иконописи с конца XV в., а в Византии значительно раньше, стали появляться «оплечные» изображения Святого Николая и возникли как сокращенный вариант поясных изводов. (Приложение 4) Святитель изображен оплечно, так, что виден только белый омофор с темными крестами и небольшой треугольный фрагмент ворота, украшенный драгоценными камнями. Лик крупный с высоким и широким лбом, крупными глазами, тонким длинным носом и небольшим ртом. Привлекательной чертой оплечных образов небольшого размера является близость изображения к молящемуся: лик и плечи святого занимают почти всю поверхность иконы, голова с нимбом касается верхнего поля, как бы выступая навстречу смотрящему на икону.
Исключительным образцом оплечной иконографии является образ «Никола Отвратный», изображающий Святителя, как свидетельствуют надписи на иконах, отвращающим от зла, бесов, несчастий и всякой скверны. Она появилась в XVIII в. и получила широкое распространение в старообрядческих храмах. На таких иконах святой Никола Угодник представлен чаще всего оплечно, со слегка повернутой вправо головой, отведенными влево зрачками сильно укрупненных глаз. Внесение динамики придает образу психологическую напряженность. Этому способствует изображение в нижней части некоторых икон пальцев благословляющей десницы святителя и фрагмента закрытого Евангелия в сильном ракурсе. Существует предположение, что подобный образ почерпнут из клейм житийных изводов «Изгнание беса из кладезя».
Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы Святителя Николая Чудотворца, известные с ХIII–ХIV вв.(Приложение 5) Они изображают разные эпизоды из жизни Святителя и основаны на большом количестве списков жития святого, акафисте, текстах служб, сказаниях и т. д. Житийные иконы имеют самую совершенную и разработанную иконографию, как в целом, так средника и клейм в отдельности. Основные сюжеты клейм: рождение, обучение грамоте, поставление во священники, помощь в бедах и др.
Среди житийных икон Святителя Николая выделяют «Николу Великорецкого», которая по преданию, была чудесно обретена на берегу реки Великой около Вятки в начале XVI века. В среднике представлено поясное изображение святого Николая в святительском облачении. Средник окружают восемь житийных клейм. Композиционной особенностью житийных икон Николы Великорецкого является крупный размер клейм, равных по величине среднику. Выбор сюжетов объясняется не последовательностью житийной хронологии, а их значением.
Как бы ни был изображен Святитель Николай, каждая православная икона – окно, в которое через молитву можно постучаться к святому и попросить его о помощи. Он всегда откликается на искреннюю просьбу. Даже если помощь будет отсрочена во времени, вы всегда почувствуете, что святой помог вам, как только это оказалось больше всего необходимо. Николай Чудотворец тем и известен, что помогает в самых разных житейских ситуациях. К нему обращаются, когда возникает живая потребность найти выход из создавшегося, кажется, безвыходного положения. Невозможно определить род деятельности, специальную область его покровительства, в которой он проявлял бы себя особо. Бесспорно одно: святой Николай Чудотворец - самый простой и доступный святой. Ему близки все человеческие нужды и страдания. Ведь у святого нет исключений - для него все люди одинаково нуждаются в его помощи и заступничестве. Он всегда готов услышать нашу с вами просьбу: "Николай Угодник, помоги!" и прийти на помощь.
Почитание Святителя Николая Чудотворца на Волоколамской земле
Не найдется ни одной православной церкви, в которой не было бы изображения Николая Угодника.
Для верующего человека православный храм — это Небо на земле, где по всему пространству движется Святой Дух. Все искусства православного храма предназначены для спасения человека, преображения его души. Во время богослужения человек пребывает в Царствии Небесном. А что может быть прекраснее Царствия Божиего? Что может быть возвышеннее и глубже по смыслу богослужебных песнопений? Человек, который участвует в православном богослужении, окунается в эту несравненную красоту, ему открываются глубокий смысл Горнего мира.
На Волоколамской земле действуют ни один десяток храмов и церквей, среди которых нет ни одной, где бы не хранился образ Святителя Николая, четыре из них освещены в честь него (часовня свт. Николая в с. Ярополец, Никольские храмы в с. Карачарово и с. Амельфино, Никольский собор Волоколамского Кремля).
Примечательно, что церковь Рождества Богородицы на Возмище первоначально была посвящена Святителю Николаю, и в старину служила собором Николо-Богородицерождественского Возмищенского мужского монастыря (основан в начале ХII в. князем Мстиславом Новгородским). Сегодня она хранит два образа Святителя Николая – икона Святитель Никола Можайский и «памятник скульптуры Св. Никола Можайский в деревянном киоте под стеклом» (датируются II половиной XIX в.3)
Посетив некоторые храмы в Волоколамске и его окрестностях, мы узнали, что в Покровском, Богородицерождественском (с. Суворово) и Христорождественском храмах хранятся иконы Николая Чудотвореца поясного типа, а в храме Преображения Господня (с. Спас) – две иконы «Николы Можайского» и образ «Николая Мирликийского» ростового типа. Это лишь малая часть того, что нам удалось узнать о иконах Святителя Николая на Волоколамской земле, т.к. некоторая информация осталась для нас закрыта в силу ряда обстоятельств.
Практически каждая старинная церковь хранит у себя какую-либо реликвию, мы много слышим о чудотворных иконах, но так мало в истории сказано о резных скульптурах святых, образы которых занимают свое место в развитии Христианства на Руси. ВВведенском Храме д. Спирово Волоколамского района чудесным образом сохранилась уникальная святыня – древний резной деревянный образ Святителя Николая Угодника Можайского, датируемый XV-XVI в4. Удивительно, что нам удалось сохранить столь древнюю и великую святыню. Ведь на разных этапах развития православной культуры в деревянных скульптурах с изображением святых часто видели католические традиции, и даже сравнивали с языческими деревянными чурами. В XIX веке сложилось мнение о том, что резная икона и скульптура нетипичны для православной веры, а также гонения на христианство в советские годы привели к утрате многих церковных реликвий, тем более резных образов святых.
Великолепный идол — деревянная фигура Николая чудотворца с черным лакированным ликом, в роскошном облачении, с позвякивающими на золоченых цепочках наперсными крестами и панагией, в сияющей золотой митре. «Наш Николушка» - так называют чудотворный образ Святителя Николая местные жители. Сотни людей приходят сюда, чтобы поклониться чудотворному образу, который исцелил от болезней многих. Однако мало кто помнит, как изваяние Николая Угодника появилось в спировском храме.
С незапамятных времен резной образ Святителя находился в древнем Воскресенском соборе Волоколамского Кремля и помещался на южной стене собора в нише в верхнем ряду окон.5 По предполагаемой версии хранительницы музея «Волоколамская земля» Т. И. Бабуровой он был подарен храму торговцами или сделан на заказ специально для Воскресенского собора. «Образ являл чудеса при нашествии на город врагов, при моровых болезнях. Словом, во всяких бедах жители прибегали под защиту Святителя Николая и видели его заступничество».6
До революции ежегодно в шестое воскресенье после Пасхи проходил крестный ход с этим образом: за двадцать верст несли на себе богомольцы и водворяли на некоторое время в Иосифо-Волоцкий монастырь. Крестный ход был учрежден «20 октября 1771 году в память об избавлении Волоколамского уезда от чумы»7 и совершался до 1796 года, а затем торжество это прекратилось. В 1813 году по просьбе горожан Волоколамска проходил ход был возобновлен и совершился в память об избавлении от нашествия французов. Другой крестный ход бывал вокруг города в первое воскресенье Успенского поста. Он был утвержден императором по докладу Святейшего Синода в благодарность за избавление города от холеры в 1831 и в 1848 годах.
А 17 июля 1853 г. – в день, когда волоколамская дружина ратников отправлялась на Крымскую войну, – рядом с Воскресенским храмом состоялась закладка собора, освященного во имя Николая Чудотворца, т.к. велика была вера народа в помощь и заступничество Угодника Божия. Воспоминания об этом событии оставил житель города Иван Богатырев: «17 число — это был день торжественно-духовный; заложен соборный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая; при закладке храма дружина была поставлена кругом, по окончании освящения места храма Городским обществом поднесена дружине икона во имя Святителя Николая. Начальник дружины полковник Василий Сергеевич Шереметьев принял образ Николая Чудотворца со слезами благоговения… День этот должен быть памятен для нас, и напоминать о нем будет храм».8 Есть предположение, что образ Святителя Николая, описываемый Иваном Богатыревым и есть тот самый резной деревянный образ святого.
После закрытия советскими властями Воскресенского собора в 1923 году образ Святителя Николая был передан в Волоколамский краеведческий музей при Иосифо-Волоцком монастыре, а во время Великой Отечественной войны перенесен в Введенский храм села Спирово9. Крестный ход стал ежегодно совершаться только вокруг сельского храма. И лишь в 27 мая 1990 года, после почти 70-летнего перерыва крестный ход во главе с образом святителя Николая снова был совершен в Иосифо-Волоцкий монастырь. А 8 июня 2008 года около полудня, когда образ вновь был внесен в монастырь в начале чтения Акафиста Святителю перед верующими явилось еще одно чудо: «в пасмурный день, в небе над храмом, затянутом узенькими длинными облаками, появилось подобие круглого облака, а по его краю светила радуга»10.
В прошлом году в Введенском храме произошло еще одно значимое событие – обитель обрела частицу мощей Николая Чудотворца. Рядом с резным образом святителя установлен ящичек для записочек с просьбами, в которых прихожане храма обращаются к нему и просят о помощи. По сей день святитель Николай Угодник Можайский слышит просьбы верующих и творит чудеса.
Память Святителя Николая Чудотворца
Святая Русская Православная Церковь празднует память Святителя Николая Чудотворца, наряду с памятью святых апостолов, каждый четверг, а также особо торжественно день его преставления 19 декабря (6 декабря по старому стилю). Русская Православная Церковь вместе с римско-католической, празднует также и 22 мая (9 мая по старому стилю) – день перенесения его мощей в южный итальянский город Бари, где они до сих пор покоятся. Это великие непереходяшие праздники.
Святой Николай Чудотворец пользуется особым почитанием не только у православных и католиков, но даже у магометан. В его честь выстроено множество церквей. В Архангельской губернии даже существовала поговорка: «От Холмогор до Колы — тридцать три Николы»11, другими словами, от города Холмогоры до города Колы тридцать три церкви Николая Чудотворца.
Великий угодник Божий и чудотворец Николай — один из наиболее почитаемых на Руси святых. Аскольд — первый русский князь-христианин — крещен его именем. Над могилой князя Аскольда благоверного княгиня Ольга возвела первый в Русской Церкви храм Святителя Николая. В его честь наречена и одна из главных башен московского Кремля. В каждом русском городе и во множестве сел построены Никольские храмы. Волоколамская земля не исключение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда мы читаем в книгах слова о святых, мученичестве, православных чудесах, то кажется нам, что все это было давно, где-то далеко от нас. Многие вообще этому не верят, твердя про себя — вот бы потрогать, увидеть воочию... Промыслом Божиим такая возможность у нас сейчас есть. Примером, наглядным и доступным взору каждого желающего, и сегодня служат чудеса Святителя Николая Чудотворца. Господь снова милует нас, открывая нам избранных своих, молитвенников за нас, даруя возможность молиться им и получать от них святую помощь. «Дивен Бог во святых своих».
Сегодня для всей страны крайне важно, чтобы наследие наших боголюбивых предков не было утеряно, чтобы молодое поколение сограждан с самых ранних лет приобщалось к многовековому духовному опыту, накопленному на протяжении столетий, чтобы общество было проникнуто уважением к культуре и традициям, создавшим великую русскую культуру и могущественное российское государство. Вместе с тем наше общество и особенно его молодое поколение должно понять, что Православие — это не только вера отцов и дедов, но и твердое основание для их собственной жизни, а также вера их детей, фундамент, на котором должно возрастать духовное благополучие каждой семьи.
«Святый Отче Николай Чудотворче, моли Бога о нас! Огради и сохрани нас своими молитвами от междоусобной брани и напрасной смерти. Спаси нас от всяких врагов, губительства, труса, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных. И во всяких бедах и скорбях наших подавай нам руку помощи. Отвори дверь милосердия Божия и укрепи сердце наше в православной вере»
Список использованных источников и литературы
Арх.:
Опись памятников истории и культуры, находящихся в пользовании религиозного объединения. Главное управление культуры исполкома Мособлсовета. Православная община Рождества Богоматери, г. Волоколамск, с. Возмище Московской области, май 1983.
Литература:
Васильева Е. История соборов кремля. Волоколамск в очерках краеведов. Под ред. Титовой Ж.Л. – М.: Издательский дом «Российский писатель», 2005.
Житие и чудеса Свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского и слава его в России. Сост. Вознесенский А., Гусева О.; Спб., Синодальная типография, 1899.
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. Под ред. Игумена Сергия (Воронкова), наместника Иосифо-Волоцкого монастыря, М.: издательство «Лето», 2010
Православные праздники. По благословлению Высокопреосвященнейщего Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, - Харвест, 2005 г
Интернет-источники:
Официальный сайт Волоколамского Благочиния Московской Епархии Русской Православной церкви http://volokblag.ru/
Официальный сайт Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря http://iosif-vm.ru/
Пуликации:
Статья «Храм Введения Пресвятой Богородицы» // «Волоколамский край», № 79, 2 июля 1992.
Дигтяренко Г. «В родовом имении преподобного» // журнал-путеводитель «Православный паломник», № 11, ноябрь 2015.
Завитаев М. «Празднование в честь Святителя Николая в Волоколамске» // «Волоколамский край», № 22, 5 июня 2009.
Кирсанов А. «Историческое описание церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы села Спирово Волоколамского района», дипломная работа.
Комлева Ю. «Святитель Николай Чудотворец, архиеписком Мир Ликийских в свете современных исследований» // «Православный вестник», № 9 (98), 1 декабря 2010.
Попов Константин, «Введенский храм в селе Спирово Волоколамского района» // «Московские Епархиальные ведомости», № 3, март 2016.
Пуцко В.Г. «Редкое изваяние Николы Можайского из Перемышля» // Московский журнал «История государства Российского», № 9, 2004.
Рубан Ю., «Правило веры и образ кротости» // Studio, СПб.: СПбГУ, 1999. № 4.
Приложение 1.
ПОКРОВИТЕЛЬ.
Святителю Николаю скорому помощнику
и молитвеннику о душе моей посвящается….
В счастливейший из дней – Святого Николая –
Господь мой сниспослал родиться мне на свет!
Свой каждый новый день с улыбкой я встречаю,
Святитель Николай с небес мне шлет привет!
Угодник Николай, мой добрый Чудотворец!
Ты мне даруешь свет, надежду и любовь.
Над светлой головой все тучи ты разгонишь,
И я иду к тебе с молитвой вновь и вновь!
Моей души - ты мудрый исцелитель,
Ты знаешь, как никто, ранимость моих уст
Моих идей - ты мудрый управитель.
Без света твоего весенний воздух пуст!
Прольется свет с небес, любовью приласкаешь,
Надежда ты моя, хранитель добрый мой!
Надежность и покой ты в душу мне вселяешь
Хоть ты на небесах, но знаю я – со мной!
Затеплю я свечу в уютном тихом Храме,
Таких как я здесь много, ангел мой,
Кто смотрит в небеса счастливыми глазами
Колени преклоня, в молитве пред тобой!
Приложение 2. Иконографические образы Святителя Николая Чудотворца поясного типа.
Икона "Николай Мирликийский Чудотворец"
Икона "Никола Дворищенский"
Святитель Николай Мирликийский Чудотворец.
Образ, именуемый «Никола Мокрый»
Приложение 3. Иконографические образы Святителя Николая Чудотворца ростового типа.
Икона "Никола Зарайский"
Икона "Никола Можайский"
Деревянный резной образ "Николы Можайского"
в Введенском храме с. Спирово Волоколамского района
Приложение 4. Никола «Отвратный» (икона «оплечного» типа).
Приложение 5. Житийные иконы Святого Николая Чудотворца.
"Никола Великорецкий". Икона XVI в.
(Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)
"Святой Николай" с 20 клеймами жития. Икона XVI в.
(Центральный музей древнерусской культуры и искусства Андрея Рублева, г. Москва)
1 Рубан Ю., Правило веры и образ кротости // Studio, СПб.: СПбГУ, 1999. № 4. С. 32–33.
2 Православные праздники. По благословлению Высокопреосвященнейщего Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, - Харвест, 2005 г, стр. 114.
3 Опись памятников истории и культуры, находящихся в пользовании религиозного объединения. Главное управление культуры исполкома Мособлсовета. Православная община Рождества Богоматери, г. Волоколамск, с. Возмище Московской области, май 1983 г., С. 2, 18.
4 Пуцко В.Г. Редкое изваяние Николы Можайского из Перемышля. // Московский журнал «История государства Российского», № 9, 2004 г., С. 15.
5 Волоколамская земля. Под ред. Митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, М.: «Просветитель», 1994, С. 190.
6 Васильева Е. История соборов кремля. Волоколамск в очерках краеведов. Под ред. Титовой Ж.Л. – М.: Издательский дом «Российский писатель», 2005, С. 67
7 Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. Под ред. Игумена Сергия (Воронкова), наместника Иосифо-Волоцкого монастыря, М.: издательство «Лето», 2010, с. 269.
8 Васильева Е. История соборов кремля. Волоколамск в очерках краеведов. Под ред. Титовой Ж.Л. – М.: Издательский дом «Российский писатель», 2005, С. 69
9 Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. Под ред. Игумена Сергия (Воронкова), наместника Иосифо-Волоцкого монастыря, М.: издательство «Лето», 2010, с. 270.
10 Со слов участницы Крестного хода Е.А. Васильевой.
11 Православные праздники. По благословлению Высокопреосвященнейщего Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, - Харвест, 2005 г, стр. 113.
30