Введение
В Наро-Фоминском районе, расположенном на юго-западе Московской области, сосредоточены различные типы историко-культурных и природных памятников. Одной из немаловажных ценностей из них являются археологические памятники (могильники, селища, городища).
Цель данной работы:
Исследование исторического прошлого края по вещественным источникам и музейным экспонатам. Оценка важности изучения данной темы и её значения в истории Наро-Фоминского района и истории Отечества.
Задачи:
- изучение непосредственных результатов человеческой деятельности,
- характеристика историко-культурного археологического прошлого
Наро-Фоминского района Московской области
- оценка туристико-краеведческого потенциала Наро-Фоминского района Московской области
Проблематика изучения данного вопросазаключается в том, что изучение истории древнейшего периода зачастую не учитывается в краеведческих локальных масштабах, так как сложно отследить, что было несколько тысяч лет назад в каком то определённом небольшом районе. Ведь это было очень давно и найти достоверный источник того что в данной местности проживали люди ещё в эпоху неолита довольно сложно, и археология здесь играет немаловажную роль. Учитывая тот фактор, что с течением времени сам человек и природа нещадно разрушает культурное наследие тех эпох и нам, спустя тысячелетия становится всё труднее устанавливать истинность фактов, подлинность того или иного события, стоит обратить внимание на сохранность археологических культурных ценностей и их защиту. Ведь без знания Древнейшей истории своего края невозможно объективно оценивать все последующие события, как в масштабах района, так и в масштабах страны и мира.
Актуальность исследования. Изучение истории становления и развития археологических исследований в Наро-Фоминском районе является важным научным направлением отечественной исторической науки. Это дает возможность сформировать целостное представление об этапах обретения археологических знаний и тех исторических процессах, которые происходили в глубокой древности на территории современного города Наро-Фоминска и его окрестностей. В частности, на территории Вереи, Вышгорода, городища Бугры и т. д. При этом историографические исследования позволяют определять закономерности появления и смены различных археологических направлений и школ, способствующих более глубокому осмыслению прошлого народов, их культуры, верований, производственного опыта.
Практическая значимость данного исследования обусловлена необходимостью изучения истории родного края с самого начала появления человечества для установления исторической значимости данной местности, её роли в становлении Древнерусского государства, впоследствии трансформировавшегося в Современную Россию. Для этого нужно охранять и защищать археологические памятники от разрушения человеком и природой. Необходимо привлекать древнейшие районы Наро-Фоминского района к туристическим маршрутам в контексте ознакомления с историей Отечества.
Данные об археологических исследованиях древних культур почерпнуты мною из трудов ОЛЕАЭ1, сборников "Материалы и исследования по археологии СССР"2, а также из монографических исследований ученых–археологов3.
Основные методы исследования: источниковедческий анализ археологических документов, и музейных экспонатов, изучение археологической карты Наро-Фоминского района, опрос.
Источниковедческий анализ документов и музейных экспонатов позволил мне понять и интерпретировать основные материалы, посвященные археологическим памятникам и истории Наро-Фоминского района.
При работе над темой мною широко использовался метод опроса – бесед с сотрудниками историко-краеведческих музеев г. Наро-Фоминска и г. Вереи. Данные беседы позволили выявить некоторые интересные сведения, ранее не опубликованные.
Изучение археологической карты Наро-Фоминского района позволил определить конкретные районы для дальнейшего изучения.
I. Древнейшая история Наро-Фоминского района
Территория Наро-Фоминского района издавна привлекала людей желавшим осесть в определённой местности своим живописным характером, своими дремучими хвойными лесами и чистыми реками, богатыми рыбой. Многочисленные археологические памятники свидетельствуют о событиях древней истории, о жизни в этом районе в этот период нам говорят имеющиеся здесь различные курганы (могильный холм у древних народов), селища (место, на котором в древности было расположено селение), городища (тип археологического памятника, укреплённое поселение).
Эпоха Неолита (поздний Каменный век)
Первые поселения в районе возникают в эпоху неолита (позднейший период каменного века, характеризующийся каменными шлифованными и просверленными орудиями.). Самым известным поселением этого периода является неолитическая стоянка Вышгород –древнейший памятник на территориинашего района.
На месте стоянки были обнаружены кремневые скребки(использовались для разрезания, как ножи, и для обработки шкур животных), наконечники стрел и большое количество отщепов (осколок, отбитый с поверхности камня при обработке). Всё это, пожалуй, единственные свидетели жизни людей той эпохи.
Сам древний город Вышгород находился западнее от того места, где сейчас находится село с одноимённым названием.
На правом берегу реки Протвы, в 100 м от русла и в километре от Вышгорода, археологами была исследована стоянка, по предположению, периода неолита. Она протянулась вдоль берега, имея размеры 80 х 40 м с высотой над рекой 3–4 м. При исследовании почва содержала большое количество песка и гравия. Видимо, стоянка размещалась на мореном холме, рельеф которого образовался в Ледниковый период. На пашне найдены кремнёвые скребки и большое количество отщепов.
Согласно гипотезе историка И. Забелина4, поселение, на месте которого находился Вышгород Московский, в ХII веке называлось Людогош.
Раскопки на Протве говорят о том, что здесь с древних времен находились не только поселения финно-угорских (языковая общность народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе), и балтских (голядь) племен (балтоязычное племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI—XII веков, в верховьях реки Протвы, на территории современных Московской, Смоленской и Калужской областей, между землями вятичей и кривичей), но и славянские поселения. По словам Ключевского5 домонгольский период территории Протвы были заселены финно-уграми, славянская колонизация началась позже и носила мирный характер.
В своей книге «Очерки Русской исторической географии» Н. П. Барсов пишет:
Одной из основной связывающей цепочкой речного пути из Верхнего Поднипровья через Смоленск, Киев с областью Москва-реки и речного пути по Оке, Волге до Каспийского моря служила река Протва. Здесь в первой половине ХII века находились старинные поселения Вышгород и Лобыньск6.
Сейчас на реке Рудь (приток Протвы) располагается деревня Лобаново, где и мог располагаться Лобыньск
Эпоха Бронзы (Бронзовый век)
Неолит сменяется здесь эпохой бронзы (эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы). – Многочисленные топоры натерритории поселения Ивково и в грунтовых могильниках Мерчалово и Клодези являются самыми характерными предметами этого периода. И хотя в захоронениях найдены также медные украшения и изделия из керамики, памятники этих племен называют "культурой боевых топоров"? представляющих археологическую культуру медного и бронзовоговеков, распространённую на обширных территориях Центральной и Восточной Европы в период 3200 г. до н. э./2300 до н. э. — 2300 г. до н. э./1800 г. до н. э..
Во время подрывных работ в могильнике Клодези (от русского колодезь – "источник, ключ, родник") было найдено захоронение, в котором оказалось два человеческих скелета, округлый горшочек, клык кабана и два кремневых топорика.
Эпоха железа (Железный век)
Железный век представлен в районе фрагментами селищ и городищ так называемой "дьяковской" культуры.
Дьяковская культура — археологическая культура раннего железного века, существовавшая в VII в. до н. э. — V в. н. э. на территории Тверской, Вологодской, Владимирской, Московской, Ярославской и Смоленской областей. Название культура получила по Дьякову городищу у села Дьяково (ныне в Москве, в черте музея-заповедника Коломенское). Его раскопки начались в 1864 году Д. Я. Самоквасовым и затем в 1889 году продолжены
В. И. Сизовым7.
Для дьяковской культуры характерна так называемая «текстильная» (характеризируется керамикой, украшенной отпечатками грубых тканей и рыболовных сетей) лепная керамика, скифские украшения. В начале развития орудия бронзовые, потом они сменяются железными, цветные металлы используются на украшения.
Одним из ярких примеров такой культуры можно считать Верейское городище. Образование этого городища следует относить к раннему железному веку или к 3-й четверти 1-го тысячелетия нашей эры. Само оно на составленном археологами плане представляло собой овальную площадку размером 275 х 110 метров на холме с высотой над рекой Протвой в 30 метров. Сохранился земляной вал частично с западной и южной стороны высотой до 6,8 метра и шириной до 25 метров. По северному склону городища проходила и существует в нынешнее время дорога. В северо-восточной части городища под позднесредневековыми напластованиями залегает культурный слой толщиной до 0,4 метра, содержащий лепную керамику (иногда с орнаментацией разными штампами) середины и 2-й половины 1-го тысячелетия н. э., относящуюся к позднему этапу дьяковской культуры.
В археологии культурный слой земли означает слой, содержащий остатки деятельности человека: древние сооружения, строительный и хозяйственный мусор, золу и т. д. Мощность культурного слоя составляет от нескольких сантиметров до нескольких десятков метров. Так вот, среди находок этого слоя, найденных южнее Верейского городища, кроме кирпичного щебня, угля и золы выявлены гончарная керамика, металлические изделия, в том числе кованые колечки, каблучные подковки, дверная накладка, нож. Верейское городище интерпретируется как кремль города Вереи, возникший в XIV веке на месте заброшенного укреплённого поселения дьяковской культуры.
Общая характеристика культуры сформулирована в 1903 году А. А. Спицыным8. Сохранившиеся фрагменты селищ – Залучное, Ковригино, Петровское и городище Бугры и другим поселениям Наро-Фоминского района, позволяют воссоздать особенности расселения людей в районе. Выбор места поселения учитывал возможность просмотра окружающей местности; усматривался и фактор возможного затопления местности весенним паводком; так же не обходили стороной и природные "рубежи", защищающие от неприятельских набегов. Ярким примером такого поселения является городище Бугры. Оно заложено на высоком берегу реки, дополнительно защищено оврагом, болотистой низиной и другими естественными препятствиями. Городища обносились рвами и земляными валами. Жили "дьяковцы" в небольших землянках с открытыми очагами посреди помещения. На площадке городища Бугры сохранились округлые западины – следы землянок. От этого времени сохранилась лепная керамика и маленькие статуэтки, изображающие животных.
В средние века, начиная с VIII-IX вв. земли вдоль берегов Протвы были заселены славянскими племенами вятичей (восточнославянский племенной союз, населявший в VIII—XIII веках бассейн Верхней и Средней Оки на территории современных Московской, Брянской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей). Память об этих временах хранят курганы и селища в Митяево,Дуброво, Спас-Косицах,Кузьминском, Залучном и в других местах. Раскопки курганных могильников в Митяево помогли найти орудия труда (медный топорик, железный нож), женские украшения (кольца, браслеты, проволочные перстни) и каменные (известковые) формочки-плитки из меди и серебра для литья крестиков, перстней и височных колец. Люди той эпохи занимались земледелием, а охота и скотоводство носили подсобный характер. О развитии торговли с Востоком свидетельствует обнаруженная раковина, по-видимому, привезенная из Индии.
В XIV в. Верея и Вышгород впервые упоминаются в документах, намного позднее появления первых поселений в этих местах. Городище Верея и Вышгород являлись центрами оживленной торговли, а в дальнейшем выполняли оборонные функции и защищали Москву с юго-запада.
В XI в. на территории района создаются небольшие ремесленные мастерские. Классическим примером является производственный комплекс "Набережная слобода", где по преданию жили кузнецы, что подтверждается археологическими находками. Во время раскопок на территории комплекса было обнаружено большое количество шлаков, обожженной глины и углей.
II. Археологические исследования Наро-Фоминского района
По результатам исследований в Наро-Фоминском районе зарегистрировано и отражено на его археологической карте9(Приложение 1)42 памятника археологии. Среди них: селища – 16; курганы и курганные могильники – 14; городища – 5; грунтовые могильники – 4; стоянки – 1; поселения – 1; производственные комплексы (места сосредоточения ремёсел) – 1. Эти памятники для наглядности отражены в схеме. (Приложение 2, слайд 16). При этом следует добавить, что цифрами указано лишь количество местностей, где были обнаружены эти археологические памятники. Например, в Митяево на реке Протве археологами было вскрыто и изучено – 22 кургана, а на карте в свою очередь указано лишь их месторасположение. В Вышгороде на Протве установлены сразу два артефакта – городище и стоянка периода неолита. В Дуброво рядом с Вышгородом также существовало городище раннего железного века и селище. Вместе с тем на карте археологических памятников Наро-Фоминского района не отражены ещё 7 артефактов истории ввиду того, что были утрачены, но описаны археологами. Среди них курганы и курганные могильники в том же Митяево и в Серенском на реке Протве. В Таширово на реке Наре и в Лукино на Пахре. Троицкий курган у деревни Юматово на реке Тарусе. Городище Гуляева Гора. А вместе с ним и так называемого «Фоминского городища», которое находилось, по материалам книги Л.Г. Дробышевского «На берегу Нары»10, якобы на высоком холме у Елагинского оврага, называемом жителями Громовой горой. На самом деле это городище находилось ещё ниже по течению реки Нары и дальше от Громовой горы. А возраст составлял не с IX – X вв., а ранний железный век или 3-ю четверть 1-го тысячелетия нашей эры. Находилось оно на правом берегу реки Нары, примерно в 1 км от неё в урочище (Урочище — в широком смысле, народное название любого географического объекта или ориентира, о котором договорились («уреклись») люди. Таким образом, урочищем иногда называют и отдельно стоящие небольшие населённые пункты, поскольку они выделяются на окружающей местности). Песчаная гора, которое в народе попросту называли Песчанкой. Представляло оно собой в плане треугольную площадку размерами около 50Х30-35 метров. С напольной стороны – три вала и три рва. Археологами была обнаружена лепная керамика с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности и гладкостенная, в том числе лощёная дьяковской культуры, грузики «дьякова типа», керамическая пряслица и костяной нож. Само городище было разрушено в связи с ведущимися на этом месте карьерными разработками песка, из-за чего оно не сохранилось, и ввиду этого не было занесено на археологическую карту района, но упомянуто в его справочном материале. К более древнему из всех обнаруженных и зарегистрированных памятников археологии в Наро-Фоминском районе следует отнести стоянку в Вышгороде на реке Протве, предположительно относящуюся к периоду неолита. А это примерно 9500 лет до нашей эры. Ну, а более молодые эпохи раннего железного века обнаружены в Ковригино, Ивково, Залучное, Дуброво, Петровское городище – Бугры. А также в Покровке на реке Наре. Петровское городище Бугры располагалось на мысу правого берега реки Руть, впадающей в Протву, и представляло собой площадку овальной формы размерами 50Х40 м высотой над рекой 15-20 м. С напольной стороны располагалось два земляных вала высотой чуть более метра. Найдена керамика лепная дьяковской культуры, преимущественно его позднего этапа. Кроме этого на площадке городища обнаружены следы землянок более позднего, чем городище, времени. Ну, а у деревни Романово на реке Наре археологами было изучено городище раннего железного века. Располагалось оно на высоком берегу с высотой над рекой в 40 м, в плане представляло собой площадку овально – грушевидной формы размером 70Х40 м, окруженную двумя кольцевидными валами.
К сожалению, природа и человек активно разрушают археологические памятники. Весенние воды Протвы размывают селища и городища, расположенные на ее берегах, а подземные воды уничтожают грунтовые могильники. Местные жители распахивают территории древних поселений и раскапывают курганы в поисках сокровищ.
Проведенное исследование позволяет подвести некоторые выводы. Сосредоточенная в районе система археологических памятников позволяет частично воссоздать события истории и культуры древнейших времен.
Живописная природа (дремучие леса, чистые реки, цветущие луга), сочетающаяся с системой многочисленных исторических свидетельств, позволяет рассматривать район как перспективный для развития туристико-краеведческой деятельности.
По текстовым источникам, музейным экспонатам и с помощью опроса музейных работников воссоздана история памятников и выявлено их современное состояние.
Древнейший период истории представлен археологическими культурами от эпохи неолита до железного века. Учитывая визуальную репрезентативность данных памятников как образа древнейшей культуры, мною выявлены наиболее перспективные для развития туризма городища – Верея и Вышгород, включенные в заповедную часть города и села.
Заключение
Неизвестно кому и где первому удалось, раскопать землю, для того чтоб откопать заинтересовывавшую вещь, однако известно одно: тем человеком была заложена основа археологии, наука о минувшем. Основного источника сообщения об отдаленном прошлом. Из-за археологии есть возможность понять сегодняшнее и прошлое, которое вступает в свои права каждый день.
Что означает слово археология – это исследование минувшего времени и деятельности древнего человека, одним словом техника возделывания полученной таким образом информацию и реорганизацию ее для проведения исследования в нетронутой истории.
В данном исследовании мы коснулись вопроса об археологии в контексте краеведения, в контексте истории родного края и его значимости в истории Отечества. Этот край Наро-Фоминский район. В работе были отмечены археологически значимые области в древних местах района, в частности это Верея и Вышгород, городище Бугры и другие.
По результатам исследований можно сделать выводы о далеко не последнем месте Наро-Фоминского района в истории Отечества, его роли в формировании человеческих общин и цивилизации, которая впоследствии стала гордо именоваться Россия.
Посещение мест великих событий – старинная культурная потребность, а слова "на этом самом месте" – имеют особую власть над сознанием людей. Тематические экскурсии по местам исторических событий позволяют воссоздать в образной форме события и атмосферу "былых времен". Это даёт возможность для привлечения исторической местности Наро-Фоминского района к туристико-краеведческой деятельности и разработки туристических маршрутов по местам древних поселений первых людей.
Список использованной литературы
Археологическая карта России. Московская область / РАН. Институт археологии. – Ч. 2. – М., 1995. – С. 97–108
Барсов Н. П. «Очерки русской исторической географии. География начальной летописи». — Варшава: Тип. Варшавского учебного округа,. 275 с. 1873г.
Богоявленский С. К. Материалы к археологической карте Московского края // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 7. – М., 1947. – С. 171;
Голубева Л. А. Раскопки в Верейском кремле // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 12. –М., 1949. – С. 134–143
Дробышевский Л. Г. На берегу Нары. – М.: Московский рабочий, 1975. – 151 с.
Забелин И.Е. «История города Москвы». Изд.: М., 704с. 2007г.
Ключевский В. О. «Курс русской истории» ч. 1 Изд.: СПб. 464с. 1908г
Македонская Е. И., Аверьянов К. А. Афинеево // История сел и деревень
Поспелов С. А. Верея и окрестности. – М., 1971. – 128 с.
Подмосковья XIV–XX вв. / РАН. Институт российской истории. – Вып. 2. – М., 1993. – С. 22–27
Саблин М. Л. «Список курганов Московской губернии // Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии». – Т. 35. – Ч. 1. – Вып. 2. – М.,. – С. 185–188 1879г.
Спицын А. А. «Русская историческая география» Петроград Изд.: Бошмаков и К 68с. 1917г.
Тельтевский П. А. Верея Древние города Подмосковья. М.: Стройиздат, 1974. – С. 92–96
Формозов А. А. «Исследователи древней Москвы и Подмосковья» Изд.: Рукописные памятники Древней Руси, 200 с. 2007 г.
Шапошникова В. Верея – Вереюшка // Москва. – 1971. – № 8. – С. 143–159
Приложение 1
Археологическая карта Наро-фоминского района
Приложение 2
Памятники археологии Наро-Фоминского района
1 Саблин М. Л. «Список курганов Московской губернии // Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии». – Т. 35. – Ч. 1. – Вып. 2. – М.,. – С. 185–188 1879г.
2 Голубева Л. А. «Раскопки в Верейском Кремле // Материалы и исследования по археологии СССР». – № 12. – М.,. – С. 134–143 1949г.
3 Богоявленский С. К. Материалы к археологической карте Московского края // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 7. – М., 1947. – С. 171;
4 Забелин И.Е. «История города Москвы». Изд.: М., 704с. 2007г.
5 Ключевский В. О. «Курс русской истории» ч. 1 Изд.: СПб. 464с. 1908г
6 Барсов Н. П. «Очерки русской исторической географии. География начальной летописи». — Варшава: Тип. Варшавского учебного округа,. 275 с. 1873г.
7 Формозов А. А. «Исследователи древней Москвы и Подмосковья» Изд.: Рукописные памятники Древней Руси, 200 с. 2007 г.
8 Спицын А. А. «Русская историческая география» Петроград Изд.: Бошмаков и К 68с. 1917г.
9 «Археологическая карта России Московская область» часть 2 Составители: Г.Король, Т.Николаенко, Б.Янишевский Институт археологии РАН Изд.: Москва с. 97–108. 1995г.
10 Дробышевский, Л.Г. «На берегу Нары» М.: Изд.: Московский рабочий; Издание 2-е, доп. 150 с; 1975 г.