Введение.
Не все ли равно, где выпало родиться,
Дом в городе иль сельская изба,
Всюду и всюду Родина нам снится,
Она одна, она – твоя судьба!
Моя большая Родина – Россия, и для каждого человека она дорога тем, что здесь есть место, где родился, узнал мир. Я хочу рассказать о своей малой Родине – поселке Полянском. Мой поселок похож на сотни других, но все же совсем не такой: неповторимый, родной.
Как же мне лучше рассказать о ней, о моей родине? Здесь я появилась на свет и все мне здесь близко и понятно. По окраине поселка находятся тихие пруды. В некоторых местах над водой склоняются ивы. Весной и летом отражает вода их зелень, ветер шевелит их листья. В лунный вечер можно стоять на берегу и только слушать, смотреть и любоваться. Лунная дорожка на воде, звезды мерцают, тихо журчит вода, склонившиеся деревья бросают на воду тень, а между листьями на воде блики.
Природа подарила человеку наши степи и ветра, дожди и метели, овраги и долы. Я люблю поля, окруженные лесополосами. Поле всегда неповторимо. Утром, днем ли, залитое лучами солнца – оно всегда красивое, волнующее. А в уборочную страду плывут по желтым волнам комбайны. Красива степь весной, когда покрывается красными и желтыми тюльпанами, а в долу распускаются душистые ландыши. Летом, как волнующее белое море, степь покрывает ковыль.
Актуальность.
Нужно деятельно любить свою малую Родину: собирать и писать ее историю, сохранять культуру, знакомиться с обрядами, традициями, бытом. Нельзя прерывать связь поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа. Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Это актуально сейчас, это будет актуально всегда!» Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Любовь к родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Цель моей работы: изучение истории родного края и замечательных людей, живущих в нём.
Задачи:
Узнать происхождение названия моей малой Родины – села Полянского, историю его развития.
Изучить жизнь замечательных людей – уроженцев села Полянского
Объект исследования: поселок Полянский
Предмет исследования:
Методы, используемые при написании работы:
Опрос
Интервью с жителями села Полянского
Изучение архивных материалов, литературы по истории родного края (архив, краеведческий музей с. Августовка)
Гипотеза исследования: предполагаем, что полученные знания о родном поселке будут способствовать дальнейшему развитию нравственно – патриотических чувств, интереса к жизни села.
Теоретическая значимость заключается в систематизации материала по данной проблеме, а также использование его на уроках как дополнительный материал.
Практическая значимость. По результатам работы над данной темой будет разработан календарь с изображением зданий современного и старого поселка Полянского. Данная работа может служить пособием для учителей и учеников, заинтересованных в предмете исследования. Материалы данной работы можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях, исторические факты могут быть полезны для занятий по краеведению во внеурочной деятельности.
Глава I Историческая справка.
История моего поселка такова. До середины 19 столетия н нашей территории: в Августовской и Имелеевской волостях не было частной собственности на землю. Земля была государственная, казенная. После учреждения Министерства Государственных Имуществ была проведена повсеместно детальная «ревизия наличности» земли. В уезде и в наших волостях все «пустопорожние» земли (не закрепленные за крестьянскими общинами), были зарегистрированы в казну, и из этих земель впоследствии отводились наделы вновь поселившимся крестьянам, а также производились пожалования значительными участками военным и гражданским чиновникам. Такие «пожалования» особенно большое распространение получили в 60 годах 19 века при царе Александре 2.
В Августовской волости по речке Глушичка и в ее окрестностях к концу 19 века были расположены 25 хуторов. Среди них и хутор Полянский.
Мелкопоместный помещик Полянский, который сдавал свою землю 3081 десятины в аренду крестьянам. В хуторе Полянский в 1875 году было 8 деревянных домостроений и 2 землянки. В них жило 109 человек. После революции 1917 года отобранной у помещиков и купцов земли в нашей местности оказалось столько, что всю ее крестьяне не могли использовать, поскольку не имели в достатке живого тягла: лошадей, верблюдов, волов. К тому же местность эта была малонаселенная. Находившийся вдали, на отшибе от крупных сел и дорог, Полянский самоликвидировался.
I.2. Становление целинного поселка.
Второе рождение моего поселка было в 1954 году. На Пленуме ЦК КПСС в феврале 1954 года было принято постановление «О дальнейшем увеличение производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель» Итак, с чего началось становление единственного в районе целинного отделения в совхозе имени Наркомсовхозов? Оно началось с приказа директора совхоза Кошарского Сергея Никифоровича, изданного 30 марта 1954 года. «…В целях лучшего использования целинных земель, учитывая большеземельность отделения №2, в результате чего половина земель не использовалась, разукрупнить отделение №2 на два самостоятельных отделения. Границей нового отделения считать существующую новую экспликационную границу. Центром отделения считать поселок Полянский. Назначить управляющим отделения№1 товарища Терентьева Петра Ильича».
Большие площади земли пустовали, даже скот не пасся и лишь по долам и ложбинам косилась более мягкая, чем ковыль, трава на сено. На этих землях и было создано первое отделение в начале 1954 года, вблизи которого был хутор Полянский. Участок этой земли все время именовался Полянским. И возникший поселок стали так называть. Определено место для поселка. Не было ни одного работника отделения, не было в наличии техники, не было и самого поселка.
Рабочие прибыли из северных районов нашей области, в основном из Кошкинского района. Это была молодежь, приехавшая на целину по комсомольским путевкам. Жили в бригаде все в одной армейской 70-местной палатке. Здесь размещались и женщины с детьми. Некоторые механизаторы приехали со своими семьями. Так начались трудовые будни у первоцелинников. Дни и ночи они проводили в тракторной бригаде, лишь изредка наведывались к своим семьям, которые, как члены тракторной бригады. Вели бивачный образ жизни. Жилья в поселке долгое время не было.
К зиме построили 3 готовых жилых помещения: сборно-щитовой дом и 2 саманных помещения. В каждом жили по две семьи. Через год в одном из саманных помещений отвели половину для начальной школы. Первой учительницей в этой школе была Нина Васильевна Перевертова. После нее Клавдия Федоровна Саныгина. А учащихся было 8 человек.
А новые семьи продолжали прибывать. Молодежь, приехавшая на целину, создавали свои семьи, здесь у них рождались дети. Так постепенно создавалось многонациональное население нашего поселка. Бок о бок, плечом к плечу здесь жили и живут русский и казах, чувашин и татарин, мордвин и башкирин.
2.2. Работа в тылу.
По велению судьбы здесь собрались со всех концов необъятной Родины наше старшее поколение – наши бабушки и дедушки, о которых мне хочется рассказать. Это они, подростки и женщины, которые были в тылу – и старые и малые, все четыре года трудились на всех участках сельскохозяйственного производства. Тут проходил свой фронт. Правда, не рвались снаряды, не свистел пули.
Но битва по своему накалу и силе духа была не менее героической, чем на огненных дорогах войны. Они были главной силой и сели за руль тракторов и штурвалов комбайнов. Стали бригадирами, звеньевыми, конюхами, чабанами – брались за любое дело. Великая сила любви к Родине, желание во что бы то ни стало помочь фронту, одолеть врага, давали им силы. А трудностей было не перечесть: недосыпали, недоедали. Трудно подсчитать, сколько отправлено в те голодные и холодные годы посылок бойцам, сколько полушубков, валенок, телогреек, теплых носков и варежек сшили, сваляли и связали в долгие бессонные ночи неутомимые, натруженные женские и девичьи руки.
Я хочу, чтобы вы услышали их живые голоса.
Я хочу, чтобы вы почувствовали дыхание той войны.
Я хочу, чтобы вы гордились своим родным краем.
Вот имена моих земляков: Сергеева Зоя Яковлевна
Шигурова Валентина Георгиевна
Шигуров Александр Дмитриевич
Золотарева Мария Григорьевна
Зайкина Лидия Дмитриевна
Испанова Бахытжамал Бахыткиреевна
Испанов Изим Батваевич
Адилова Танзиля Иксановна
Мягченкова Мария Гавриловна
Рюмшин Вячеслав
Герасимов Анатолий Ипатович
Юнкин Леонид Ильич
Кудашов Николай
Мукаев Андар Мухамеджанович
Ледяева Вера Александровна
Аслугужиев Капар Бихчеевич
Хайрушев Мулдаш Жунусович
Калиниченко Александра Михайловна
Вывод к главе I
Итак, второе рождение моего поселка было в 1954 году. На целину по комсомольским путевкам прибыли рабочие из северных районов нашей области. Некоторые механизаторы приехали со своими семьями. Так начались трудовые будни у первоцелинников. А новые семьи продолжали прибывать. Молодежь, приехавшая на целину, создавали свои семьи, здесь у них рождались дети. Так постепенно создавалось многонациональное население нашего поселка. В годы Великой Отечественной войны подростки и женщины, которые были в тылу – и старые и малые, все четыре года трудились на всех участках сельскохозяйственного производства. Тут проходил свой фронт. Великая сила любви к Родине, желание во что бы то ни стало помочь фронту, одолеть врага, давали им силы.
ГлаваII Практическая работа и анализ её результатов
Изучив литературу по данной теме, мы приступили к практической части работы.
В практической работе мы выделили следующие этапы:
1 этап – интервью, беседа с живыми свидетелями истории, с родственниками.
2 этап – опрос одноклассников на тему «Знаете ли вы свое село?»;
3 этап – проведение классного часа на тему «Расти и процветай, любимое село!»;
4 этап – изготовление буклетов «Мое село родное»
2.1. 1 этап – интервью, беседа с живыми свидетелями истории, с родственниками.
Сергеева Зоя Яковлевна
«Себя я тоже считаю одним из первожителей Полянского, хотя приехала сюда спустя почти два года, как возник поселок. Строиться поселок начал с весны 1954года. В апреле прибыла в совхоз первая группа механизаторов и строителей, направленные из Куйбышева в связи с освоением целины.(приложение 3 ) Городская строительная бригада была небольшой. Она занялась сооружением сборно-щитового дома для управляющего отделением. Но П.И. Терентьев в него не стал вселяться, а отдал дом семье Петра Панкратова.
В строительстве участвовала бригада из Большой Черниговки, делавшая саман по договору. Были и свои, совхозные: Алексей Рындин, Иван Жданов, Алексей Лесковский, приехавшие из соседнего Тепловского района Чкаловской области и ставшие первожителями поселка.
Первожителями стали еще несколько человек:, Андар Мукаев, Мулдаш Хайрушев, Изим Испанов, Капар Аслагужиев (1918-1995),Анатолий Герасимов (1942 ), Леонид Юнкин (1948-2014), Вячеслав Рюмшин (1939-2013), Николая Кудашов, Вера Александровна Ледяева (1925-2005 гг). Многих из них уже нет в живых. С Устряловки переехала большая семья Андара Мукаева. Семья эта пустила в поселке глубокие корни. Теперь здесь живут не только дети Андара – Мухамеджан и Рахимжан, но и внуки.
Шигурова Валентина Георгиевна (1929-2003 гг)
Вспоминает дочь Завгороднева Елена Александровна: « Мама родилась 28 июля 1929 году в селе Ивановка Асекеевского района Оренбургской области. В 1941 году у нее умерла мама. В семье остались 5 детей. Валентине было неполных 12 лет, поэтому младших братьев и сестер отправили в детский дом. Отца в первые дни войны забрали на фронт. Пропал без вести.
В поселок переехала в 1936 году. Она работала как тысячи детей нашей страны. Пасла телят, выполняла любую работу, куда посылали. Испытала и голод, и нищету, не ведая ни родительской ласки и заботы. Затем работала в животноводстве, на поливном участке, в котельной. Родили 3-х детей: сыновья Павел и Анатолий, дочь Елена. Увидела 8 внуков. Александр Дмитриевич имеет орден «Знак Почета»
Золотарева Мария Григорьевна (приложение №4)
В 1959 году приехали в совхоз Красновский Уральской области по комсомольским путевкам. В начале 60-х годов прибыли в поселок Полянский. С тех пор я трудилась здесь».
Зайкина Лидия Дмитриевна (1926-2005 гг)
«В 16 лет, а это был 1942 год, началась трудовая деятельность. В летний период постоянно жили и работали в степи. Домой приходили только в субботу. Испытала на себе все тяготы, трудности и лишения войны»
Калиниченко Александра Михайловна (приложение №5)
Вспоминает дочь Максименко Галина Григорьевна: «21 ноября 1917 года (фактически), а документально 1918 году в Первомайском районе Саратовской области в большой семье родилась моя мама. Время было неспокойное, революционное, поэтому ее зарегистрировали через год, то есть в 1918 году. В семье Антоновых было 6 детей: 2 сына и 4 дочки. Отец мамы был красным комиссаром, участвовал в раскулачивании, создании колхозов. В 1936 году мама вышла замуж за папу – Калиниченко Григория Арсентьевича. Папу забрали на войну в 1940 году. Он дошел до Берлина, салютовал у стен поверженного рейхстага. С войны вернулся только в 1946 году. Мама работала телефонисткой. Но кроме этого, каждый день посылали на работу в поле – косит, молотить, заготавливать корм для скота. Во время войны у мамы было двое детей, рожденные до войны. Во время войны в 1943 году смерть смотрела в глаза – был голод. Дети опухли от голода, лежали – не было сил встать.
Спас муж сестры, который приехал домой после госпиталя. Он привез продукты, деньги. Голодная смерть миновала семью. После войны родились еще трое детей: Валя, Нина и Галя. Маме пришлось работать не покладая рук до 1978 года, так как нужно было поднимать детей: растить, учить, устраивать в жизни. В 1986 году папа с мамой отметили золотую свадьбу». Сейчас Александре Михайловне 99 лет. Живет она у дочери Гали. В ноябре этого года ей исполнится 100 лет!
Испанова Бахытжамал Бахыткиреевна (1927-2006 гг) (приложение №6)
«В начале лета 1955 года из поселка Шумовский нашего же района мы приехали в Полянский. А жить негде. Выдали нам большую брезентовую палатку, помогли установить ее, постелили из кое-каких досок пол, застелили кошмами, снаружи соорудили печку-казан для приготовления пищи. И семья жила в этой палатке до тех пор, пока не было построено очередное саманное помещение. В зиму семья вселилась в новое жилье» У Бахытжамал Бахыткиреевны 7 детей, 12 внуков и много правнуков.
Адилова Танзиля Иксановна (приложение №7)
«В 1942 году переехали в Курлин. Молодой девчонкой вышла на работу на сенокос. Во время войны отца на фронт не взяли, так как он был в возрасте. Мой брат ушел воевать. Демобилизовался в 1947 году. В 1944 году переехали в Куцубу, поближе к своим родственникам, накануне уборочной страды. Начала работать на сенокосе, вязали снопы, складывали на скирды. У меня 7 детей, 18 внуков, 8 правнуков»
Мягченкова Мария Гавриловна (приложение №8)
«В 1941 году закончила 7 классов и собиралась поступать в г. Уральск на врача. Но начавшаяся война сорвала все планы. Меня назначили бригадиром животноводства. Под ее руководством работали 10 телятниц. Дали им телят для выращивания. Летом косили и заготавливали корм для животных на зиму. Дважды за войну Марию хотели призвать на фронт. Председатель добился брони, так как работать было некому, одни старики, женщины и дети».
Субботин Александр Григорьевич (управляющий поселка Полянский с 1973 года) (приложение 9)
Родился А.Г. Субботин в1936 году в большой дружной семье потомственных крестьян, в поселке Верхние Росташи, в то время там находился колхоз «Новая жизнь», в котором работали его родители – отец Григорий Дмитриевич – комбайнером, мать Матрена Макаровна – дояркой. Время было не сытное и семья немаленькая – шестеро детей. Жили не хуже и не лучше остальных, пока не грянула война, и в 1941 году отправился отец родную землю спасать от врага. А в 1943 году в районе Белой Церкви пропал солдат без вести, так что прошло трудное босоногое детство Саши и его братьев и сестер без отца.
Без отца пришлось тяжко семье. Военные и послевоенные годы навсегда остались в памяти непреходящим чувством голода.
С девятилетнего возраста Сашка важно вышагивал впереди быков, да и как не важничать, если у него столь ответственная работа – водить рабочих быков, впряженных в движку по сбору сена. Бывало, мотнет бык мордой, и летит мальчишка словно мячик в сторону, но вскакивает и снова за веревку. Через год другой ему доверили конные грабли, с утра и до вечера не только надо на педаль вовремя нажимать, но еще и рычаг вперед подавать. Вот этот надрывный, изматывающий труд стал основой формирования такой черты характера, как добросовестное отношение к делу с особенной , сельской совестливостью.
Закончив семь классов, Александр отправился в Большую Глущицу, постигать азы механизаторского искусства, а вернувшись в 1954 году в родной поселок возликовал – как же, руки уверенно держали рычаги «ДТ-54», самого ходового трактора в то время. Три года молодой пахарь обрабатывал землю, пока не пришло время службы.
В 1960 году вернулся из армии, сыграли свадьбу. Александр почти 40 лет отдал сельскому труду, напрочь забывая об отдыхе. Первые два года после армии работал в кузне, был мотобойцем, а потом любимое занятие – работа на тракторе. Исключительно трудолюбивого, знающего в совершенстве технику, руководство совхоза рекомендовало его в 1968 году бригадиром тракторной бригады. За пять лет бригадирства А.Г. удалось вывести бригаду в число лучших. И в качестве оценки высоких результатов бригады – орден «Знак Почета» на груди бригадира. А через пять лет предложили ему возглавить отделение №1, находящееся в поселке Полянском.
Отделение день ото дня хирело. Мудрый директор И.С. Сухов вновь обратил свой взор на А.Г. Субботина. Так состоялось второе пришествие А.Г.на должность управляющего отделением №1, на этот раз на более чем два десятка лет.
По многим показателям отделение стало одним из лучших не только в совхозе, но и в районе. Знаменитые поливные участки сеяных трав в Полянском позволяли заготавливать на зимовку первоклассное сено. А откормочные площадки для крупного рогатого скота, с обязательным подогревом воды и сбалансированным питанием, позволяющие добиваться поистине рекордных привесов?! Скот на мясокомбинат с Полянского поступал только самых высоких кондиций. Да иначе быть не могло, сам никогда не терпящий не серьезного отношения к работе, того же требовал и от вверенного ему коллектива. С женой прожил 49 лет, но тяжелая неизлечимая болезнь сделала свое дело – 23 февраля 2009 года она скончалась.
Были и еще награды: орден «Знак Почета» и медаль «За доблестный труд. В честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», и много Грамот и Дипломов. Все это весомо, но главная награда – почет и уважение земляков, людей, с кем он прожил и проработал всю свою сознательную жизнь.
2.2.Опрос одноклассников на тему «Знаете ли вы свое село?»
В январе 2017 года мной был проведен опрос одноклассников на тему «Знаете ли вы свое село?» (приложение 1)
Цель: выяснить, знают ли ребята об истории возникновения и развитии нашего села; какими фактами о селе они владеют.
В опросе приняли участие 25 обучающихся 10-11 классов ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков.( мы учимся в соседнем поселке) Ребятам предлагалось ответить на пять вопросов (Приложение 1). В результате данного опроса мы выяснили, что 2 ученика знают дату рождения села. 12 учеников знают, что история села Полянского началась с освоения целины. Все ребята не владеют информацией о том, как село выглядело раньше. Всем ученикам хочется узнать больше о своём селе. Полученные результаты мы отобразили в таблице и диаграмме (Приложение 2).
Таким образом, мы решили провести классный час по теме «Расти и процветай, любимое село!», дабы подробнее познакомить ребят с историей возникновения села Полянского и показать какие люди здесь жили.
2.3. Проведение классного часа по теме «Расти и процветай, любимое село!»
В феврале был проведён классный час по теме «Расти и процветай, любимое село!»
Цель: познакомить ребят с историей основания села Полянского, а также рассказать о людях, которые стояли у ее истоков.
Я рассказала ребятам о происхождении названия села. Все ученики класса с удовольствием слушали о том, как появилось и развивалось наше село. Им были показали фотографии старожил села.
Все ребята были просто в восторге! У многих появилось желание самим заняться поиском информации о нашем селе, которая могла заинтересовать и удивить. Ведь узнав историю своей малой Родины, ещё больше привязываешься к нему, проникаешься чувством гордости и патриотизма.
2.4. Изготовление буклета «Мое село родное»
В октябре мы посетили историко-краеведческий музей в селе Августовка и нашли там немало интересной литературы по нашей теме и сняли копии необходимых нам материалов.
Также мы нашли много интересной информации в интернете, в фотоальбомах жителей села. На базе всего этого были разработаны наш буклеты «Мое село родное».
Выводы по главе II
Благодаря проведенному опросу, мы выяснили, что 2 ученика знают дату рождения села, 12 учащихся знают, что история села началась с освоения целины. Все ребята не владеют информацией о том, как село выглядело раньше. Всем ученикам класса хочется узнать больше о своей малой Родине.
Благодаря проведённому классному часу по теме «Расти и процветай, любимое село!» ребята познакомились с историей основания села, а также узнали каким село было раньше.
Изготовили буклеты «Мое село родное». Подарили в сельскую библиотеку п. Полянского.
Заключение
Создавая данную работу, я поняла, что мое исследование только начинается! Историю села собирала по крупицам. Моя задача – продолжить эту работу. Следующий этап работы – история Полянской школы. И мои прабабушки и прадедушки, и мои бабушки и дедушки, и моя мама – все учились в этой школе. Прабабушка уже дала интервью мне, оно записано. Впереди – много планов и задумок!
Готовя этот материал, я познакомилась с замечательными людьми, записала удивительные истории, связанные с моим родным краем и поняла, насколько это важно – знать его историю. Потому что любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине и к людям, здесь живущим…
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что полученные знания о родном крае будут способствовать дальнейшему развитию нравственно – патриотических чувств, интереса к жизни села, подтвердилась.
В моем сердце уголок найдётся
Для тебя, любимый край родной,
Ведь не зря ты малой Родиной зовёшься,
Ты в душе всегда, всегда со мной!
Список литературы:
Искрин Н.В. «Это наша с тобой биография» Самара, 2005 г
Приложение 1.
Опрос одноклассников на тему «Знаете ли вы свой город?»
1. Знаете ли Вы дату рождения своего села?
2. Что послужило предпосылкой появления села ?
3. Знаете ли Вы, как село выглядело раньше?
4. Хочется ли Вам узнать больше о своем селе?
Приложение 2.
Таблица результатов опроса
1. Знаете ли Вы дату рождения своего села? |
||
Да – 8 % |
Нет- 92% |
|
Кол-во учащихся |
2 |
23 |
2. Что послужило предпосылкой появления села? |
||
Да- 48% |
Нет- 52% |
|
Кол-во учащихся |
12 |
13 |
3. Знаете ли Вы, как село выглядело раньше? |
||
Да |
Нет –100% |
|
Кол-во учащихся |
0 |
25 |
4. Хочется ли Вам узнать больше о своем селе? |
||
Да- 100% |
Нет |
|
Кол-во учащихся |
25 |
0 |
Приложение 3.
Приложение 4 Золотарева М.Г.
Приложение 5 Калиниченко А.М.
Приложение 6. Испанова Б.Б.
Приложение 7. Адилова Т.И.
Приложение 8. Мягченкова М.Г.
Фото 1. На прополке сорняка.
Фото 2. Мария (слева) с подругой.
Фото 3. Минуты отдыха.
Фото 4. Мария Гавриловна с сыном, снохой и внучкой.
Фото 5. Мария Гавриловна с внучкой Таней.
Фото 6. Внучка и бабушка.
Фото 7. В кругу семьи.
Фото 8. Мария Гавриловна с правнуками.
Фото 9. Мария Гавриловна на пенсии.
Приложение 9.
Субботин А.Г.
На фото ( №1) Александр с женой Валентиной.
Фото (№2) аттестат об окончании училища.
На фото (№3) партийный билет Субботина А.Г.
На фото (№4) удостоверение тракториста Субботина А.Г.
Фото (№5) Удостоверение «Лучший механизатор»
Фото (№6) удостоверение о награде.
Фото (№7) Удостоверение о награде.
Фото №8 удостоверение старосты 1996 год
Фото (№9) удостоверение старосты 1997г. - по 2000г.
Фото (№10) Субботин А.Г. с женой и дочерью Еленой.
Фото (№11) С внуком Максимом.
Фото (№12) Удостоверение «Ветеран труда»
Фото (№13) Александр Григорьевич (слева) со своим старшим братом Мишей.
Фото (№14) Александр Григорьевич на заслуженном отдыхе.