СОХРАНЕНИЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ.

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОХРАНЕНИЕ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ.

Никулин В.Н. 1Якушев Т.П. 1
1
Волщукова А.Г. 1Татаренкова И.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Материальные блага окружающего мира всё больше поглощают современных людей. Мы хотим обратить внимание на другую сторону жизни, связанную с нашими духовными истоками. Духовное наследие Курского края богато и многогранно. Мы же остановимся на одной его грани.

Тема проектно-исследовательской работы «Сохранение духовного наследия средствами историко-географических объектов Курской области» выбрана не случайно. Наша школа находится в историческом месте на улице Володарского, которая вместе с нынешней улицей Горького дали начало городу Курску. Кроме того, школа располагается в окружении старинных православных храмов, которые являются жемчужиной Курской земли. Именно здесь берёт свои истоки наш город. Истоки не только градостроительные, но и духовные. По тому самому месту, где сегодня находится здание школы, сотни лет назад ходили люди, прославившие Курский край. Среди них были и духовные наставники русской земли, один из которых - Прохор Мошнин, будущий православный святой Серафим Саровский.

В ноябре 2015 года наша школа была удостоена чести носить имя преподобного Серафима Саровского. Этому событию предшествовала большая работа, участниками которой стали и мы, ученики школы.

Для нас стал удивительным тот факт, что юный Прохор Мошнин, когда-то ходивший по той же земле, где ежедневно ходим мы, дышавший тем же воздухом, что и мы сегодня, молившийся в храмах, в которых молимся мы, всей своей жизнью являл образец добродетели, смирения и веры. Наш земляк, обычный человек, стал православным святым.

Тема актуальна в связи с недостаточностью систематизации и обобщения информации об объектах Курской области, связанных с именем преподобного Серафима Саровского.

Сегодня существует большое количество информации о Прохоре Мошнине и его семье. Написано много книг не только для взрослых, но и для детей о жизни и духовном подвиге батюшки Серафима. С IX века существует отдельная научная богословская дисциплина – серафимоведение. По мнению некоторых исследователей, именно отцу Серафиму посвящено самое большое количество литературных работ как церковно-исторических, так научных и художественных.

Первая публикация о преподобном Серафиме Саровском – это книга иеромонаха Сергия «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. С присовокуплением духовных его наставлений и начертания жизни старца Саровской пустыни схимонаха и пустынника Марка» (1839 год). В эту книгу вошли духовные наставления преподобного Серафима Саровского, написанные собственноручно.

В газете «Курские епархиальные ведомости» [1] [2] опубликованы наставления батюшки Серафима, в которых говорится и о покаянии, и о посте, и даже о слезах. Наставления получали и люди, которые лично общались с батюшкой Серафимом. Об этом свидетельствуют письма Балаклавского архимандрита Никона Павло-Однорскому игумену Иоасафу, где архимандрит пишет о наставлениях, лично данных ему батюшкой Серафимом в 1827 году [3].

Именно публикации авторов, непосредственно общавшихся с отцом Серафимом, являются источниками, из которых мы узнаём об эпизодах жизни, о мыслях, об отношении к миру и людям, о силе веры преподобного. Первым жизнеописанием Серафима Саровского считается книга, автор которой – иеромонах Иоасаф, 20 лет служивший послушником в Саровском монастыре и неоднократно лично общавшийся с батюшкой Серафимом. Книга вышла в свет в 1849 году. К сожалению, в изученных нами источниках, мы не нашли слов о Курском крае самого Серафима Саровского. Существует одно упоминание, датированное 1831 годом. Семидесятилетнего старца посетили курские купцы и полковой ремонтёр Иван Яковлевич Каратаев, которые обратились с просьбой «не прикажет ли он сказать что-нибудь своему родному брату и другим родственникам в Курск». Отец Серафим ответил с улыбкою, указывая на стоящие в кельи иконы: «Вот они, мои родные, а для живых родных я уже живой мертвец». [4]

Таким образом, отсутствие упоминаний о своей малой родине объясняется тем, что юный Прохор Мошнин покинул родной город в возрасте 17 лет, и его основной путь связан со служением Богу, а не мирской жизнью. Но для нас, жителей Курска, сегодня очень важно сохранить имя преподобного Серафима Саровского не только в градостроительном, но и духовном облике Курского края.

В ходе проведённого нами анкетирования выяснилось, что ученики нашей школы знают больше о жизни Серафима Саровского, чем взрослые (Приложение 1).

Таким образом, важность нашей работы состоит ещё в том, чтобы привлечь внимание не только школьников, но и взрослых (в том числе и наших родителей, родственников, знакомых) к изучению своих православных истоков.

Цель работы: разработка альтернативного туристического маршрута для семейного отдыха по местам Курской области, связанных с именем преподобного Серафима Саровского.

Задачи:

1. Определить лексическое значение имени «Серафим Саровский», установить взаимосвязь между словом и его смыслом, а также выяснить, почему имя старца употребляется в сочетании со словами «преподобный», «чудотворец».

2. Выявить географические, исторические и культурные объекты Курской области, связанные с именем преподобного Серафима Саровского.

3. Изучить краеведческий материал градостроительных объектов, связанных с именем святого.

Предмет исследования: географические, исторические и культурные объекты Курской области, связанные с именем преподобного Серафима Саровского.

Методы исследования:

- изучение и анализ информационных источников: литературы, архивных материалов, сети Интернет;

- практические методы: посещение памятных мест, сбор фотоматериалов;

- анкетирование;

- метод качественной и количественной обработки результатов.

Основная часть

Значение имени

С историей жизни и подвига Серафима Саровского мы знакомились на классных часах, внеклассных мероприятиях, экскурсиях. По мере того, как мы всё больше узнавали информации об испытаниях, выпавших на долю юного Прохора Мошнина, о его жизни, о духовных подвигах, возник интерес к лексическому значению имени православного святого. Существует ли связь между именем и делами человека? С чем связано такое большое количество «добавочных» слов, называющих Серафима Саровского?

Имена святых, упоминаемых в православии, имеют разные дополнительные «звания»: святой, мученик, пророк, преподобный. Полное православное имя Серафима Саровского звучит так: святой преподобный Серафим Саровский чудотворец.

Работая с различными информационными источниками, мы выяснили следующее:

Святые – это люди, снискавшие особую благодать, люди, очищенные от греха и преображённые.

Преподобные – это святые и монашествующие. Основа их духовного подвига – это пост и молитва. Нам известны духовные подвиги Серафима Саровского: отшельничество, молитвенное стояние на камне в течение 1000 дней, обет молчания, обет затворничества. Это действительно духовные подвиги, так как они требуют от человека огромной веры, силы воли и силы духа, что и явил преподобный Серафим Саровский.

Чудотворец – способный творить чудо. Преподобный Серафим Саровский исцелял больных, страждущих, обладал даром предвидения. Подтверждения этому мы нашли в статье «Несколько исторических материалов о Саровском подвижнике о. Серафиме, собранных Павло-Обнорским игуменом о. Иоасофом» [3], где опубликованы письма протоиерея Василия Конобьевского к Павло-Обнорскому игумену отцу Иоасафу. Отец протоиерея Василия был священником, которому Серафим Саровский дал два пророческих предсказания за 4 года до их совершения. Одно из них касалось пожара двух церквей села и скором возведении каменной новой церкви, а второе - служению одного из сыновей в храме и его благословению. Отец Серафим рассказал, как оно будет. Так всё и случилось. И хотя сегодня многие спорят о чуде предвидения преподобного Серафима Саровского, мы считаем, что этот факт подтверждён людьми, лично общавшимися со старцем, которые оставили описание сбывшихся пророчеств в письмах. Таким образом, слово «чудотворец» обоснованно стоит рядом с именем преподобного.

При пострижении в монахи Прохор Мошнин был наречён именем Серафим. Что обозначает это имя, случайно ли оно было дано нашему земляку? Мужское имя «Серафим» относится к редким именам и произошло от слова «серафим(ы)». Как значение слова толкуется в разных источниках?

В словаре С.И.Ожегова: «В христианской мифологии: шестикрылый ангел» [5].

В большом Советском энциклопедическом словаре: «Одна из категорий ангелов» [6].

В словаре Д.Н.Ушакова: «др.-евр. букв. сожигающие (церк.). По христианскому вероучению – ангел высшего чина, изображаемый на иконах шестикрылым» [7].

В словаре значений символов Дж.Трессиддера: «В иудейской и христианской традициях высший из девяти ангельских чинов. Символизирует очищающий огонь духа. Пророк Исайя описывал серафимов как шестикрылые существа, стоящие у трона Бога и поющие Ему славу. Один из них вложил Исайе в уста горящий уголь, чтобы очистить их от греха» [8].

Таким образом, мы выяснили, что это слово еврейского происхождения, обозначающее ангела высшего чина и символизирующее огонь духа. Это находит отражение в значении имени «Серафим» - «огненный ангел», благородный. Такое толкование имени, на наш взгляд, отражает сущность земной духовной жизни Серафима Саровского: он искренне, всем сердцем любил Бога, пламенно служил Ему и на благо рода человеческого, чтобы люди стали чище в своих помыслах и светлее в душе. Имя, дающееся мирянину при пострижении в монахи – это имя святого, который становится вторым хранителем и покровителем, а первый покровитель даётся человеку при крещении. Получается, что у отца Серафима, как и у всех монашествующих, было два ангела-хранителя, один из которых Серафим.

Слово «Саровский» было дано батюшке по названию Саровской пустыни, где был пострижен в монахи Прохор Мошнин. Название же пустыни происходит от названия реки Сороть, рядом с которой она и была основана. В древне-славянском языке слово «сор» обозначает «родник». Возможно, название реки произошло именно от этого слова, так как вода в реке Сороть была чистая и прозрачная из-за большого количества родников. Такие свои свойства река сохраняла вплоть до 70-х г. XX века. Жители окрестностей использовали речную воду для питья.

Таким образом, мы нашли взаимосвязь между значением имени преподобного Серафима Саровского и его предназначением в жизни.

Следующим этапом нашего исследования было найти в городе и области географические и иные объекты, связанные с именем святого.

Улица Серафима Саровского: история и современность

Будучи ребёнком, Прохор Мошнин и подумать, наверное, не мог, что его именем будет названа одна из улиц, по которой он бегал босоногим мальчиком. Улица Серафима Саровского находится рядом с нашей школой. Вот он, первый и самый близкий к нам объект нашего города, связанный с именем преподобного Серафима Саровского.

Во время работы над проектом мы познакомились с историей улицы и нашли много интересных фактов. До 1782 года эта улица уже существовала, так как существовали 1-ая Сергиевская (сегодня улица Горького), 2-ая Сергиевская (сегодня улица Володарского) улицы и улица Московская (сегодня улица Ленина), которые составляют её точки ограничения и пересечения. Но названия она не имела, как и многие улицы города в то время.

В 1782 году после серьёзного пожара города и завершения геодезической съёмки был составлен генеральный план Курска, где наша улица получила название, связанное с её географической и культурной особенностями.

Улица проходила по склону. Вдоль её правой стороны располагался Свято-Троицкий женский монастырь, который из-за географической возвышенности называли «Верхний». Улицу, на которой располагался монастырь, назвали Троицкой Верхней. Чуть позже из-за маленьких размеров её переименовали в Троицкий переулок. В 1918 году Троицкий переулок был переименован в улицу Августа Бебеля, деятеля международного движения рабочих начала XX века.

В 2005 году улица Бебеля стала носить имя преподобного Серафима Саровского. Это был первый случай в истории городов России, когда улица получила имя святого.

Улица Серафима Саровского – одна из самых коротких улиц города. Несмотря на это, можно утверждать, что она сама по себе является частью духовного наследия нашего края.

До наших дней сохранилось интересное двухэтажное здание с балконом и красивой лепкой на фасадах. В прошлом оно принадлежало богатому курскому купцу Гладкову. В конце XIX века здесь работала горничной Дежка Винникова, в будущем знаменитая русская певица Надежда Плевицкая, а в самом начале ХХ века некоторое время жила родственница Гладковых, Вера Мухина, в будущем – автор замечательной скульптурной композиции «Рабочий и колхозница». В разные годы в купеческом доме размещались военный госпиталь, студенческое общежитие, детская больница, родильный дом. Теперь в здании находится Курский медицинский колледж.

На этой улице стоял двухэтажный дом, на верхнем этаже которого жил известный композитор Аркадий Абаза, автор известного романса «Утро туманное» на стихи Ивана Тургенева.

В самом конце улицы располагалось двухэтажное здание мужского реального училища. В честь столетия Отечественной войны 1812 г. училище стало носить имя полководца Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова.

Воспитанниками этого училища были известные наши земляки: изобретатель Анатолий Георгиевич Уфимцев, полярный исследователь Николай Васильевич Морозов, поэт, сценарист Николай Асеев. Сейчас в здании находится профессиональный колледж №1.

В 1957 году, в Курске, выдающийся режиссер Андрей Тарковский снимал художественный короткометражный фильм «Сегодня увольнения не будет». Сюжет фильма основан на событиях, происходивших в нашем городе. В кинокадрах можно увидеть улицу Бебеля конца 50-х годов.

Улица Верхняя Троицкая (сегодня улица Серафима Саровского) располагалась недалеко от тех мест, где родился и провел своё детство будущий святой. На сайте Курского Свято-Троицкого монастыря, изначально давшему название улице, есть запись: «…здесь полагал начало своим подвигам преподобный Серафим Саровский, молившийся в детстве в храмах обители» [9].

На наш взгляд, именно поэтому, в начале XXI века улица, по которой, несомненно, ходил маленький Прохор Мошнин, стала носить его имя в монашестве – Серафима Саровского.

И, хотя эта улица одна из самых коротких в городе, на ней проживают 18 учеников нашей школы, что составляет почти 3% от всех обучающихся.

В процессе изучения истории улицы мы дополнительно узнали, что в нашей стране, помимо города Курска, только в городе Воронеже есть улица Серафима Саровского. А в Белоруссии имя нашего земляка носит улица в городе Бресте.

Храмы города Курска, связанные с именем преподобного Серафима Саровского

Именем преподобного Серафима Саровского названы храмы нашего города. В Курске таких храма два: храм преподобного Серафима Саровского и храм во имя преподобного Серафима Саровского и собора Курских святых.

Название

Храм преподобного Серафима Саровского

Храм во имя преподобного Серафима Саровского и собора Курских святых

Дата появления

1905 г.

2003 г.

Место расположения

Улица Полевая

Улица Союзная

Этажность

1 этаж

2 этажа

Особенности

Сначала построена школа и церковь при ней. Не было собственного прихода (т.е. приписанных рядом проживающих жителей). Приход открылся в 1911 году по просьбе жителей.

После 30-х г. XX века в здании располагался спортивный зал и мастерские школы № 12.

В 2006 году храм был освящён в честь преподобного серафима Саровского.

Строительство шло 3 года. В это время службы проходили в храме-палатке. В 2009 г. закончилось написание икон для иконостаса.

Настоятель

Протоиерей Георгий Анненков

Протоиерей Владимир Моносилов

Воскресная школа

Имеется

Имеется

Помимо храмов, носящих имя преподобного Серафима Саровского, в нашем городе есть храмы, которые связаны с судьбой святого. Это Воскресенско – Ильинский храм, прихожанином которого был юный Прохор Мошнин. Здесь венчались его родители, здесь отпевали его отца.

Сергиево – Казанский кафедральный собор, строительством которого руководили родители Прохора. Именно с колокольни этого храма упал маленький Прохор, но чудом остался жив. Это было первое чудо в жизни маленького Прохора. На месте падения мальчика сейчас стоит памятный камень. На самом соборе находится мемориальная табличка, в которой говорится о том, что здесь молился будущий преподобный.

Храм Ахтырской иконы Божией матери напрямую не связан с самим преподобным Серафимом Саровским, но здесь, после переезда на новое место жительства прихожанкой была его мама, Агафья Мошнина, которая и похоронена на церковном кладбище.

Вот чудотворную икону

Несут у дома Мошниных,

И просит матушка с поклоном

Молитв Пречистой и святых

И Прохор с верой приложился

К иконе. Вскоре видит мать:

Он чудом Божьим исцелился

И стал ученье продолжать. [10]

В отрывке этого стихотворения говорится об одном из чудес, произошедшим с Прохором Мошниным, когда он был маленьким мальчиком. Когда Прохору было около 10 лет, он сильно заболел. Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица, которая обещала посетить его и исцелить. Об этом сновидении мальчик рассказал своей матери. И вот в один из дней по улицам Курска шёл Крестный ход, в том числе путь лежал по улице Сергиевской (в то время было две улицы с таким названием: 1-ая Сергиевская (сегодня это ул.Горького) и 2-ая Сергиевская (сегодня это ул. Володарского). Но внезапный ливень приостановил шествие. Именно в этом районе находился дом Мошниных, в котором и укрылись от дождя участники крестного хода вместе с чудотворной Коренной иконой Божьей Матери. Таким образом, Пресвятая Богородица действительно посетила мальчика, после чего он вскоре выздоровел.

По предположению исследователей дом Мошниных находился как бы на заднем дворе Сергиево-Казанского собора, где сейчас стоят двухэтажные жилые дома. Значит, и это место нашего города (улицы Володарского, Горького, Можаевская) связано с именем батюшки Серафима. К сожалению, эти улицы сейчас стремительно застраиваются, порою, на наш взгляд, необдуманно. И будет очень жаль, если это историческое место исчезнет с карты и духовный центр города заменят безликие многоэтажные дома.

Мы предлагаем именно здесь обозначить начало нашего туристического маршрута: устроить музей под открытым небом: музей улиц и зданий, стоявших у истоков зарождения города, «видевших» людей, оказавших огромное влияние на духовную жизнь нашего народа.

Имя преподобного Серафима Саровского в Курской области

Самым значимым местом, связанным с именем преподобного Серафима Саровского, является Курская Коренная Пустынь. Юный Прохор Мошнин не раз бывал в монастыре и молился здесь. Именно от чудотворной Курской Коренной иконы «Знамение» маленький Проша получил исцеление от неизлечимой болезни.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы есть икона преподобного Серафима Саровского с частицей святых мощей. На территории монастыря более 16 источников, один из которых освящён в честь преподобного.

В центральной части монастыря находится скульптура, выполненная нашим земляком, Вячеславом Клыковым, и переданная в дар прихожанам. Батюшка Серафим изображён стоящим на коленях, в память о подвиге 1000-дневного моления на камне.

На камне он тогда молился,

И в дождь и в снег стоял столпом.

И день, и ночь сей подвиг длился,

Тех суток тысяча числом. [10]

Нам хорошо известна история батюшки Серафима, связанная с подвигом моления на камне. Но, как выяснилось в ходе нашего исследования, камень был не один.

В статье газеты «Курские епархиальные ведомости» сказано: «Преподобный Серафим Саровский избрал себе два камня, из которых один находился внутри его кельи, а другой вне кельи. На первом (внутри) о.Серафим стоял обыкновенно от утра до вечера. С этого камня он сходил только для принятия пищи, чтобы не заметили его подвига приходящие к нему из обители; на втором камне (вне кельи) о. Серафим стоял всю ночь с воздетыми к небу руками до тех пор, пока телесная немощь не одолевала его духовной бодрости» [11].

Таким образом, мы обнаружили, что ряд изображений отца Серафима, молящегося на камне, не соответствует действительности, так как преподобный изображён на камне днём и в окружении леса. Тем не менее, мы нашли небольшую часть изображений, соответствующих описанию в «Курских епархиальных ведомостях». Так, например, в издании книги «Сказание о жизни и подвигах блаженная памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника, с присовокуплением духовных его наставлений, и начертание жизни старца Саровской пустыни схимонаха и пустынника Марка» есть литография, где отец Серафим изображён молящимся на камне ночью в лесу (Приложение 2). Но в различных источниках мы так и не нашли ни одного изображения, где бы преподобный был изображён молящимся на камне в своей келье.

Курская Коренная пустынь входит в туристический православный маршрут нашего края, но есть и другие объекты, связанные с именем преподобного старца.

В Курской области в честь преподобного отца Серафима освящены 6 источников: кроме источника в Коренной Пустыни, есть источники в деревне Шуклинка, посёлке Пристень, около села Бунино Солнцевского района, в селе Покровское Черемисиновского района на берегу реки Тим, а также в городе Курске на берегу реки Тускарь.

В Курской области два храма носят имя преподобного Серафима Саровского: в городе Курчатове храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в земле Курской просиявших и в деревне Гирьи Беловского района храм преподобного Серафима Саровского.

Дополнительно мы узнали, что на территории России, по источникам сети Интернет, находится 324 храма в честь преподобного Серафима Саровского, 4 из которых на Курской земле.

Заключение

Изучив географические, исторические и культурные объекты нашего города и области, мы можем сделать вывод, что имя нашего земляка, преподобного Серафима Саровского, сохраняется в Курском крае в названиях храмов, в источниках, в памятных местах, в названии улицы.

В ходе работы мы сделали некоторые открытия, которые, возможно, известны определённому кругу людей, но мы об этом узнали впервые (например, историю про два камня, историю улицы). Работая с различными источниками, в том числе и с архивными документами, мы открывали для себя отдельные стороны духовной жизни. Так, одно из наставлений батюшки Серафима, сказанное им архимандриту Никону [1] гласит: «Всё делай потихоньку, полегоньку и не вдруг: добродетель не груша, её вдруг не съешь».

В процессе работы мы не только многое узнали, но и попытались уловить связь времён: от прошлого к настоящему. Ведь именно так создаётся история - история страны, история культуры, история наших православных корней. Результатом работы стали альбом и карта – путеводитель с местами Курской области, связанными с именем преподобного Серафима Саровского (Приложение 3). Таким образом, мы предлагаем альтернативный вариант отдыха нашим землякам – путешествие по родной Курской земле, путешествие по местам, связанным с именем преподобного Серафима Саровского. Имя православного святого не только здесь помнят и чтут. Оно оказывает огромное влияние на духовный облик нашей родной земли и на нас, жителей города.

Примечания и ссылки:

[1] Заветы мирянам преподобного Серафима, Саровского чудотворца // Курские епархиальные ведомости. – 1903. – N 50. ОКУ «Государственный архив Курской области». Ф.529К.

[2] Из духовных наставлений Отца Серафима Саровского // Курские епархиальные ведомости. – 1903. – N 10. ОКУ «Государственный архив Курской области». Ф.527.

[3] Несколько исторических материалов о Саровском подвижнике о.Серафиме, собранных Павло-Обнорским игуменом о.Иоасафом // Курские епархиальные ведомости. Заимствовано из Ярославских епархиальных ведомостей. – 1903. – N 43. ОКУ «Государственный архив Курской области». Ф.529К.

[4] Из жизнеописания старца Серафима Саровского // Курские епархиальные ведомости. – 1902. – N 8. ОКУ «Государственный архив Курской области». Ф.527.

[5] Ожегов С.И. Словарь русского языка / под. ред. Н.Ю. Шведовой.- 18 изд., стереотипное. – М.: Рус.яз., 1987. – 797 с.

[6] Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А.М. Прохоров; редкол.: А.А. Гусев и др. – Изд. 4-е. – М.: Сов.энциклопедия, 1987. – 1600 с.

[7] Толковый словарь русского языка: В 4-х т. /под ред. Д.Н.Ушакова.- Репринтное издание.- М.:1995, М.: 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://ushdict.narod.ru (дата обращения: 10.01.2016).

[8] Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 448 с.

[9] Курский свято-Троицкий женский монастырь. [Электронный ресурс]. URL: http://kursk-sestry.ru (дата обращения: 01.03.2017).

[10] С.О. Никулина. Добрый батюшка Серафим. [Электронный ресурс]. URL: http://happy-school.ru/publ/11-1-0-475 (дата обращения: 12.04.2015).

[11] Преподобный отец Серафим Саровский чудотворец и его духовные наставления // Курские епархиальные ведомости. – 1903. – N 21. ОКУ «Государственный архив Курской области». Ф.529К.

Список источников:

  1. Курск. Краеведческий словарь-справочник. – Курск. – 1997. – 496 с.

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под. ред. Н.Ю. Шведовой.- 18 изд., стереотипное. – М.: Рус.яз., 1987. – 797 с.

  3. Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А.М. Прохоров; редкол.: А.А. Гусев и др. – Изд. 4-е. – М.: Сов.энциклопедия, 1987. – 1600 с.

  4. Степашкин В.А. Преподобный Серафим Саровский: История рода. – Курск, 2007. – 108 с.

  5. Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 448 с.

  6. Улицы города Курска. Справочник по истории площадей и улиц города. 1782 – 2000 гг. – Курск, 2000. – 112 с.

  7. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. /под ред. Д.Н.Ушакова.- Репринтное издание.- М.:1995, М.: 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://ushdict.narod.ru (дата обращения: 10.01.2016).

  8. Фотогалерея. Котловка. [Электронный ресурс]. URL: http://kotlovka.ru/pgallery/displayimage.php?pid=3326 (дата обращения: 10.01.2016).

Приложение 1

Результаты анкетирования

Анкета

 

1. Известно ли вам, как звали Серафима Саровского в детстве?

2. Каков был путь к Богу Серафима Саровского?

3. Какие места города и области связаны с именем отца Серафима?

4. Какие духовные подвиги преподобного вам известны?

5. Чему посвятил свою жизнь Серафим Саровский?

 

Таблица 1. Результаты анкетирования учеников школы (48 человек)

Таблица 2. Результаты анкетирования взрослых (21 человек)

Приложение 2

Стояние старца Серафима на камне в Саровском лесу. Литография. 1852 год.

Приложение 3

 

Просмотров работы: 488