РАЙОННЫЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КАРАИДЕЛЬСКОГО РАЙОНА

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РАЙОННЫЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КАРАИДЕЛЬСКОГО РАЙОНА

Корзникова Е.И. 1
1МОБУ Караидельская СОШ №1
Камалова л.г. 1
1МОБУ Караидельская СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕ

Посетите музей иногда,

Не теряйте с историей связь.

Здесь в витринах застыли века-

След эпохи, что вдаль унеслась.

Экспозиции молча внимая,

Вдруг услышишь, как будто вдали,

Ровным клином на юг улетая,

Кличут в путь за собой журавли.

Журавли - это даты, мгновенья,

Из которых сложились года.

Здесь художник нашел вдохновенье

И остался душой навсегда…

В центре села Байки Караидельского района находится краеведческий музей. В настоящее время это историческое здание в нашем районе. Музей существует 12 лет (Приложение 1)

Мне нравится посещать этот музей, смотреть экспонаты, фотографии, читать записи старожилов. В данной работе попытаюсь обобщить и систематизировать историю краеведческого музея, узнать о его основателе, изучить современный музей.

Мною выдвинуто предположение: «Музеи в нашей жизни играют немаловажную роль. Это наше прошлое, наша память. На самом ли деле музеи так значимы для каждого из нас?» Попробуем это узнать.

Цель исследования: изучить и обобщить материалы по истории создания краеведческого музея.

Задачи:

- систематизировать материал по истории создания краеведческого музея;

- изучить современное состояние краеведческого музея;

- провести встречи с сотрудниками музея.

Объект исследования: история создания краеведческого музея

Предмет исследования: музей

Методы исследования:систематизация источников, критическое их рассмотрение, выделение существенного, анкетирование, наблюдение.

ГЛАВА 1. КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

1.1 ЧТО ТАКОЕ МУЗЕЙ?

История возникновения музеев уходит в глубокое прошлое. В древней Греции «мусеем» - называли храм. От слова «мусейон» произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусств и другие памятники прошедших времен. [4]

Музей в переводе с греческого – храм муз. В современном понимании – это учреждение, которое собирает, хранит и изучает памятки различных культур и народов. Впервые музеи появились в Древней Греции, они служили местом сбора философов, которые предавались размышлениям и разговорам, тут же хранились культовые предметы, и произведения мастеров того времени. Размещались музеи в храмах и домах аристократов. Со временем, когда количество предметов вырастало, для их хранения строились отдельные помещения.[4][5] Самыми известными музеями старины по праву считаются пинакотека, созданная в Афинах, Александрийский музей и Пергамская библиотека. Известна также коллекция древнегреческого мыслителя Аристотеля, основанная в 335 году до н.э., которая использовалась им в образовательных целях.[5] Сейчас в мире существует огромное количество музеев, в которых представлены не только памятники старины, но и современное искусство.

1.2 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАРАИДЕЛЬСКОГО РАЙОНА

21 февраля 2002 года глава администрации района И.Г.Мусин, выступая на торжественном собрании, посвященном 70-летию образования Караидельского района, сказал: «Районному музею быть!» По предложению краеведа, ветерана педагогического труда Н.В.Балахнина музей решили открыть в с. Байки, в бывшем купеческом кирпичном доме, принадлежавшем Д.А.Чечушкову и построенном в 1897 году (Приложение 2) До 1931 года в этом здании располагалась Школа Колхозной Молодёжи, затем средняя школа. С 1942 по 1962 гг. здесь действовал детский дом, потом до 1997 г. – снова школа. А с 1997 г. дом пустовал. Крыша и пристрой были в аварийном состоянии. Бригада строителей приступила к работе в ноябре 2002 года, а уже через два года состоялось открытие районного историко-краеведческого музея. [3]

Торжественное открытие музея состоялось 21 ноября 2004 г. В целях формирования музейного фонда и сбора экспонатов райадминистрацией была объявлена общерайонная акция по сбору предметов старины для вновь созданного музея (Приложение 2) [3]

Много сил и стараний в дело сбора музейных экспонатов внесли начальник отдела культуры Р.Р.Булатов и директор вновь созданного музея Н.В.Балахнин. Большую помощь в этой работе также оказали начальник информационно-аналитического отдела администрации района Р.А. Кашапов, главы сельских поселений, руководители организаций и предприятий. На призыв откликнулось и много простых людей, неравнодушных к истории родного края. [1]

1.3 ОСНОВАТЕЛЬ МУЗЕЯ И ДОСТОЙНЫЙ ПРОДОЛЖАТЕЛЬ

Учитель из сельской глубинки. Всю свою жизнь посвятил педагогике и спорту, истории родного края и музейному делу (Приложение 3)

Родился Николай Владимирович в Байках. Закончил Уфимский спортивный техникум. Служил в Одесском авиаполку. Работая в колхозе, заочно получил высшее образование. После чего работал в школе учителем физкультуры, а затем директором школы. Здесь он полностью раскрылся как хороший хозяйственник и педагог, руководитель и общественный деятель, историк и летописец села. В это же время он открыл краеведческий школьный музей и очень гордился своим любимым детищем. При директоре Н.Балахнине построена новая школа, а музей повысил статус и стал районным.

После выхода на пенсию Николай Владимирович посвятил себя музейной и общественной работе. [1] [2]

С 2012 года директором музея становится Кашапов Р.А., бывший сотрудник администрации Караидельского района, начальник информационно-аналитического отдела. (Приложение 3) [1]Наряду с кропотливой и вдумчивой работой по сбору новых экспонатов, появлением новых стеллажей, стендов, впервые в республике Равилем Ахметовичем был создан Зал эпохи Советской власти (Приложение 7) Кашапов Р.А. сумел собрать воедино атрибутику Советской власти, знамена, вымпелы, портреты и бюсты В.И. Ленина, К.Маркса.

В процессе своей деятельности Равиль Ахметович вносит также значимый вклад в музейное дело. Как председатель Общества Краеведов района Кашапов Р.А. неоднократно был отмечен грамотами и дипломами Центрального музея РБ.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ

В фондах музея находится более 2000 музейных экспонатов. Среди них: палеонтологические, археологические, нумизматические, этнографические коллекции. Коллекции книг, включающую в себя художественную литературу (более 200 экземпляров) и научно – просветительскую (более 100 книг), фотографий, образцы продукции местных предприятий, личные вещи людей окрестных деревень и многое другое. [3]

Экспонаты музея расположены в 6 основных отделах:

Административно – информационный отдел

В информационном отделе расположены символика нашего района республики Башкортостан и страны. В кабинете имеется множество альбомов, посвящённых истории нашего района, известным людям и памятным местам. Все альбомы размещены на стеллажах. Вся документация музея выполнена в печатном и электронном виде. (Приложение 4)

Отдел лесной промышленности

В отделе, посвящённом лесной промышленности посетители могут ознакомиться с деятельностью лесопромышленных предприятий, различными видами деревьев и кустарников, увидеть чучела зверей, птиц и рыб, обитающих на территории района. Кроме этого, имеется обширная информация о людях, чья жизнь связана с лесной промышленностью (Приложение 4)

Отдел быта и культуры башкирского народа

В отделе «Быта и культуры башкирского народа» посетители могут ознакомиться с деревянными и ремесленными изделиями изготовленные местными умельцами, кухонной утварью, старинными самоварами, обувью и многими другими старинными предметами, чем жили и пользовались люди в недалеком прошлом. Главными частью отдела является уголок, посвящённый национальному герою Башкортостана Салавату Юлаеву и стилизованный макет башкирской юрты. (Приложение 5)

Отдел периода Советской эпохи

В центре отдела, посвящённом советской эпохе, расположен рабочий стол первого секретаря районного комитета КПСС. Стены зала оформлены собранной атрибутикой пионеркой, комсомольской и партийной организаций. Важное место в отделе имеют стеллажи с книгами В.И. Ленина и И.Ф.Сталина, Большой Советской энциклопедии радиоаппаратурой. Посетители могут здесь ознакомиться с печатными машинками, радиотехникой и многими другими экспонатами времен Советской эпохи. (Приложение 5)

Отдел военно-патриотического воспитания

Отдел военно-патриотического воспитания или Зал боевой славы – самый большой зал и с самым большим количеством экспонатов. В зале установлены стенды, посвященные нашим землякам – героям и участникам ВОВ и витрины с их боевыми орденами и медалями. В отделе имеется большая коллекция старинных монет, оружия и различных предметов быта. (Приложение 6)

Отдел быта и культуры населения района

Особый интерес в отделе «Быта и культуры населения района» вызывают ручной ткацкий станок, здесь можно увидеть вышитые ковры, сотканные половики, вязаные шали и скатерти. Имеется уголок, посвящённый местной Байкинской церкви Михаила Архангельского. (Приложение 6)

Рассмотрев «Журнал учёта посещения музея», где оставлено множество положительных отзывов, также узнаю, что музей посещают не только жители нашего района, но и с других районов, городов Башкортостана, России, и даже зарубежья.

Мною был проведен опрос среди учащихся 7 классов:

1) Посещали ли вы музеи? Какие?

2) Нужны ли нам музеи. Для чего?

3) Часто ли вы посещаете музей? (Приложение 7)

Проанализировав результаты опроса, прихожу к выводу, что дети понимают, какую роль играют музеи в нашей жизни. Им интересно посещать музеи, но делают они это нечасто.

Передо мной возникла проблемная ситуация: «Как сделать, чтобы музеи посещали чаще?»

Нелегко найти ответ на этот вопрос. Однако, первое что приходит в голову это то, что можно использовать экспонаты музея дл я исследовательских работ. Вообще, любой экспонат музея даёт повод, зачин исследования. Например, в нашем музее есть 2 том книги «Война и мир» 1937 года. Мне захотелось узнать, какой текст, какие иллюстрации есть в этой книге. Или метрическая книга 1897 года, где велись записи даты рождения, бракосочетаний и даты смерти людей. Или узнать об истории швейной машинки «Zinger» 1847 года (Приложение 8)

Так же считаю, что интерес к посещению музея возрастет, если мы сами организуем экскурсии, выступим в роли экскурсоводов и конечно, если будем сами активно пополнять кладовые музея.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённой работы мы узнали много новых фактов из истории музея, научились работать с документами, составлять вопросы для бесед, отбирать и систематизировать материал.

Тот, кто создал музей, дал нам в руки нить нашей истории, ключ наших мыслей об окружающем мире. Музей - это посредник между прошлой и будущей жизнью, ее духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей – это актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой живет общество, они красноречивым языком говорят сами за себя, ведут увлекательную беседу с нами, восстанавливают события разных лет, пробуждают мысль, открывают тайны бытия. Посещение музея, соприкосновение с вечностью извлекают на свет дремлющие и затаенные в наших собственных душах мысли, развивают их и приводят в действие, что свидетельствует о понимании проблем происходящего и открывает новые возможности их решения.

Историко-краеведческий музей – востребован, популярен среди учеников, родителей и выпускников школы. Многочисленные отзывы посетителей музея доказывают это. Мне хочется, чтобы мы чаще заглядывали в музеи, работали там. Ведь только в музее можно получить не только знания, но и увидеть, вдохнуть, почувствовать и осознать исторические корни, свои народные истоки.

По данной теме мною и руководителем был проведен тематический классный час, разработаны и выпущены буклеты «Районный историко-краеведческий музей», а с моими одноклассниками мы изготовили агитационную стенгазету «Все в музей!» (Приложение 9)

В дальнейшем планирую изучать работу краеведческого музея и попробовать себя в роли экскурсовода, а так же провести исследование одного из экспонатов нашего музея.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Историко-краеведческое издание «Природой и людьми гордимся мы!», Мустафин Р.Г., Кашапов Р.А., Сафин. Ф.А., ГУП РБ «Издательство «Белая река» - Уфа, 2007 г.

2. Газета «Республика Башкортостан» от 21.03.2007 г., статья «Хранитель времени»

3. Юбилейное издание «Историко-краеведческому музею – 10 лет!»,

Кашапов Р.А., 2014 г.

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Музей

5. http://hotology.ru/interesno/znamenityie-muzei-mira/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Районный историко-краеведческий музей Караидельского района

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Д.А. Чечушков

Торжественное открытие музея. 21 ноября 2004 г

На церемонии открытия музея. 21 ноября 2004 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Балахнин Николай Владимирович

Кашапов Равиль Ахметович

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Административно – информационный отдел

Отдел лесной промышленности

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Отдел быта и культуры башкирского народа

Отдел периода Советской эпохи

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Отдел военно- патриотического воспитания

Отдел быта и культуры населения района

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Результаты опроса:

Вопрос:

Кол-во опрошенных

Да

Нет

1) Посещали ли вы музеи?

64

60

4

2)Нужны ли нам музеи?

64

64

0

3) Часто ли вы посещаете музей?

64

15

49

       
       

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Война и мир, 1937 года

Метрическая книга, 1897 года

Zinger , 1847 года

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Агитационная стенгазета, 7 б класс

Просмотров работы: 784