Введение
Актуальность: Священная гора Алханай является одной из главных достопримечательностей Забайкалья. Согласно буддийским канонам, вершина, находящаяся на территории Дульдургинского района, является шестой по степени святости в самой древней мировой религии. Но мало кто из отдыхающих задумывается, почему такая далекая от центра мирового буддизма - Тибета гора считается святым местом для верующих. Недостаточно осмыслены роль и значение Алханая как природного памятника, несущего феноменальный потенциал духовности. Среди жителей нашего Забайкальского края, его гостей и особенно среди молодого поколения мало знают о Намнанай-багша и его роли в освящении горы Алханай. Всеобщее внимание к Алханаю с каждым годом увеличивает поток путешественников и верующих, прибывающих поклониться священным местам и омыться в целебных источниках. Алханай сегодня вызывает большой интерес со стороны исследователей, и в дальнейшем будет исследоваться многими учеными, глубже изучаться его удивительная природа, его сакральная тайна.
Целью данного исследования является изучение биографии Намнанай-багша и его роли в освящении горы Алханай.
Объектом исследования является «намтары» (биографии) выдающихся ученых пандит и мастеров практики йоги и священная гора Алханай.
Задачи:
1. Изучить «намтары» (биографии) выдающихся ученых пандит и мастеров практики йоги.
2. Выявить роль Намнанай-багша в освящении горы Алханай.
Методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Опрос.
3. Беседа.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что данное исследование будет способствовать повышению интереса людей к личности великого йога мира, бурятского святого Жанчуб Сультим Палзанпо Намнанэ и буддийской святыне – Алханаю.
До 2010 года считалось, что биографических сведений о Намнанэ багши практически не сохранилось, но бурятский народ сохранил в памяти много преданий и легенд о своем выдающемся Учителе. И к большой радости духовенства и верующих, были найдены в архиве Иволгинского дацана биография и фотография великого мастера практики Учения, истинного ученого монаха йогина Намнанай багша. Биографию о своем Учителе написал его ученик цаннит Хамбо лама Агван Лубсан Доржиев. Вероятнее всего, намтар, является самым полным источником сведений о жизни Учителя намнанэ. Известно, что в литературном наследии Агвана Доржиева насчитывается свыше десяти работ, но данная работа не упоминалась и напечатана впервые. Рукопись уникальна и бесценна. В 2010 году вышла книга «Краткое жизнеописание Намнанэ ламы могущественного йогина и сидха» в Улан-Удэ.
Немало информации для исследования было взято из фильма «Алханай - Вселенная Намнаная» и из беседы с одним из авторов этого фильма Баиром Дугаржаповым. Кроме того, работа во многом опиралась на статьи из журнала «Буддизм России», который издан в небольшом экземпляре и был выслан ему из Санкт-Петербурга. Также использована книга Николая Назарова «Семь вершин Алханая».
Глава I. Распространители учения Будды освятившие Алханай
"Наилучший вклад в улучшение жизни человека на земле внесли из представителей человеческого рода не ученые со всеми их чудесными и заслуживающими похвал открытиями, не изобретатели, не промышленные магнаты, не политические лидеры, не правительственные и государственные деятели, а пророки и святые. Они одинокие светочи цивилизации. В них воплотилась мудрость всех исторических эпох" [7,5].
1.1. Жанчиб Од, Намнанай Шагдар-гэгэн, выдающийся гелонг-лама (Намнанай-багша)
В число великих йогов мира входит бурятский святой Жанчуб Сультим Палзанпо Намнанэ. Его выдающаяся религиозная и общественная деятельность была направлена на распространение Дхармы в Северной стране, процветание этого края, на благо всех живых существ.
Согласно некоторым источникам Шагдар Намнанай-багша родился в год дерева курицы 14 рабжуна 1825 году на территории современного Могойтуйского района недалеко от величественной горы Хан-Уула, на берегу озера Жараанай-нуур, в семье кочевника Уридхын Намнай. «Природа, где он родился, очень живописная. На севере находится гора Уронай, на севере-востоке есть гора Хан Уула, недалеко протекает река Онон. Люди, проживающие в этой местности, обладают верой в Три Драгоценности и Учителя. Разбой и грабежи там неведомы. Эта местность называется Боржигантай» [7,30].
Родители дали ему имя Шагдар (степняки по имени его отца называли просто Намнанай). Совершенство родителей несомненно. Его родители из рода хуасай, одного из одиннадцати хоринских бурят. Отец по имени Намнан и мать Соднома. Они наделены мягким характером и светлыми мыслями, добродетельны, глубоко верят в три драгоценности и закон кармы. В то время считалось, что один из детей любой бурятской семьи должен получить ламский сан. Согласно предсказанию ламы астролога, родители отдали сына в Цугольский дацан, куда он был принят хувараком (послушником) на обучение к учителю Нансо. У учителя он постигает Чжуд-ши – медицинский трактат, основы и тайны медицины, астрологии, ламрин лоджонг. За трудные годы монашеского обучения он, изучая буддийскую философию и участвуя в диспутах, постепенно поднимался по ступеням иерархии. После посвящения в сан ламы он был наречен тибетским именем Жанчиб Од, что в переводе означает - Луч Просветления.
В народе о нем говорили как о яркой, мощной, незаурядной личности. Из устных преданий дошли сведения, что он был человеком высокообразованным, с широкими интересами и эрудицией, знающим несколько языков. Говорят, что Намнанай лама отличался своенравием, подвижностью во всем и остроумием. Описывали его как человека невысокого роста, плотного телосложения. Он не мог сидеть без дела ни минуты, был всегда в движении и постоянно занимал себя такими занятиями, как чтение сутр и медитация, что позволило ему стать величайшим практиком-тантристом, сильным йогином. [6,10] Он стал знатоком медицинских и астрологических трактатов, которые давали ему возможность оказывать медицинскую возможность в излечении различных недугов и болезней всем, кто обращался к нему с просьбой о помощи. Много и безвозмездно помогал бедным и неимущим. Получив степень гэбшэ-ламы, когда монахи сами становятся учителями и обучают несколько групп хувараков, он несколько лет вынашивает идею уйти в горы медитировать, где можно глубже постичь таинства буддийской религии. После обращения за советом к своему духовному наставнику, Жанчиб Од получает благословение и в возрасте 34 лет отправляется в путь на Алханай.
Намнанэ лама был необычайно скромным человеком и никогда не рассказывал о своих достижениях, о своих благих деяниях. Постоянно говорил о себе, что он мало знает. Совершая практику в местах своего рождения, он никак не мог прийти к его завершению. Учитель приходит к пониманию к предшествующих мудрецов и практиков, которые покинули свои родные места и, что необходимо практиковать не только в безлюдных местах, но и в особенных силой своей энергетики. Преподав учения своим последователям, он уходит в Алханай.
В 1860 году он решается на затворничество. Это был аскетический путь. Он роздал все свое монастырское имущество, дом, одежду общине и отправился на безлюдный склон горы Уронай. Построил жилище и в течение трех лет созерцает идаму Ямантаку.
Великое деяние Учителя – это превращение горного массива Алханая в священную обитель божественных существ. В Забайкалье, в междуречье рек Иля и Дульдурга находится уникальный горный массив – древний вулкан юрского периода. Высота ее вершины – 1664 метра над уровнем моря. Предания и легенды говорят о том, что великий покоритель мира Чингисхан не раз бывал на вершине Алханая и совершал жертвоприношения духам своих предков.
В те времена Алханай не был известен как священный объект поклонения и почитания. Это было место, где шаманы совершали подношения из плоти живых существ. Построив домик для затворничества перед Вратами Бардо, Намнанай багша медитирует на этапах пути и усердствует в йоге идамов. Постепенно шаманы и их последователи покинули Алханай. Позже многие высокие учителя признали Алханай как божественную обитель идама Чакрасамвары.
Тридцать лет своей религиозной деятельности Намнанэ лама посвятил освящению Алханая. Он совместно с бурятскими ламами установил Учение Будды на Алханае, покорил сабдааокв - хозяев местности и привел их к Дхарме, вынудил шаманов покинуть Алханай. В результате йогического затворничества Намнанэ багши, после бесед с божеством Димчик Жанчиб Од уговаривает того поселиться здесь и стать покровителем этих мест, Алханай стал природным буддийским культовым объектом. Своим последователям он дал наказ проводить молебны - хуралы главному божеству Алханая Шри Чакрасамваре. Было дано название Алханаю – Лхуншим Гара.
По его наставлению под Храмом Ворот в 1884 году был сооружен субурган. Строительство ступы курировал главный тайша агинских бурят Тугулдур Тобоев. В 1881 году у подножия величественной горы была заложена каменная Бумба (сосуд, в котором хранятся семь буддийских драгоценностей - Б.Н.). При ее открытии Намнанай-лама наказал, чтобы в будущем здесь ежегодно проводили обряд почитания хозяев местности. Первые большие хуралы, посвященные божеству Димчик, он провел совместно с ламами Агинского дацана, к приходу которого относились здешние земли. В годы советской власти эти молебны, как и все, что связано с религией, были под запретом. В 90-х годах ламы стали вновь проводить эти обряды ежегодно.
В практике буддистов-бурят существует наиболее доступный ритуал поклонения и почитания Алханая – большое и малое гороо. Традиция гороо по Алханаю была заложена Учителем Намнанэ. Малое гороо верующие его совершают в течение одного дня. Большое гороо – обход вокруг всего горного массива Алханая составляет 3-4 сутки. В культовый комплекс Алханая входит свыше 17 горных объектов. Каждый объект имеет свое название и считается дворцом – обителью божества. Поистине Алханай – священное место, благословенное великим бурятским йогином Намнанэ, и это благословление до сих пор присутствует
Позже он посетил Утайшань и вернулся на родину пешком без приключений. Во время его путешествия умерла мать и, ради её хорошего перерождения, он решил на Алханае совершить ритуалы мани 108 раз.
Жанчиб Од, Намнанай Шагдар-гэгэн, выдающийся гелонг-лама, которого официальный буддийский институт почитает как реинкарнацию великого йогина Марпы, был личностью, снискавшей широкое признание общественности.
. Намнанай-лама прожил до глубокой старости. Последние годы жизни он провел в Цугольском дацане в должности настоятеля этого монастыря. Считалось, что после себя Намнанай-багша не оставил фотографий. Заинтересованные феноменом, многие пытались его сфотографировать. Однажды, получив разрешение великого ламы, фотограф на самом современном по тому времени аппарате заснял его. Проявляя негатив, вместо изображения мастер увидел четко проступивший буддийский символический знак "Очир". После проведения второй попытки получилось то же самое.[7,25].
В память о нем на территории Цугольского дацан была установлена ступа, которую уничтожили в годы советской власти во время съемок советского фильма о монголах. Разрушенную ступу восстановили летом 2008 года. Ступа «Жанчиб Шодон», построена на территории Цугольского дацана на месте, где он завершил свою земную жизнь, и где его душа обрела покой.
В 2008 году в Агинском округе у озера Жараанай Нуур на месте, где родился Намнанай-багша, воздвигнут субурган. Идея строительства принадлежит Пандито Хамбо-ламе традиционной Сангхи России Дамбе Аюшееву и Дид Хамбо-ламе Цырену Дондукбаеву. Они выразили мнение, что ступа станет "ключом" к Алханаю - священному месту, куда многие жители Забайкалья стекаются круглый год к радоновому источнику, который освятил великий лама. Освящение (рамнай) было проведено 27 августа 2007 года. Воздвижение ступы стало еще одним новым импульсом для духовных практик.
Члены инициативной группы, среди которых родственник Намнанай-багши Сухэбаторов Баир Ринчинович, говорят: «Никто не знал, каким был Намнанай, хотя за рубежом о нем знают и интересуются. Нужно было начинать работу по обнародованию имени великого ламы».
1.2 Глава буддийского духовенства Далай-Лама XIV Данзан Жамсо
Будущий четырнадцатый Далай-лама Тэнцзин Гьямцхо (Tenzin Gyatso) родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в деревушке Такцер, в провинции Амдо на северо-востоке Тибета и при рождении получил имя Лхамо Дхондруб (Lhamo Dhondup). В двухлетнем возрасте он был обнаружен поисковой партией монахов и признан реинкарнацией Тхуптена Гьямцхо (Thubten Gyatso) - покойного тринадцатого Далай-ламы. Тибетские буддисты считают Далай-лам воплощениями Авалокитешвары - бодхисатвы сострадания и покровителя Тибета.
Четырнадцатый Далай-лама - духовный и политический лидер тибетского народа. В 1959 году бежал из Тибета, оккупированного КНР, и обосновался в Индии. При поддержке Запада добивался широкой автономии Тибета, занимался просветительской и пропагандистской деятельностью, в 1989 году получил Нобелевскую премию мира.
Подчеркивая особое отношение официальной буддистской церкви к священной вершине, в 1991 году культовые места Алханая посетил Далай-лама XIV и осветил эти культовые места. Этим он подтвердил значение Алханая как одной из священных вершин северного буддизма. Его приезд способствовал увеличению числа туристов и паломников к священным и целебным местам и в немалой степени благоприятствовал открытию на Алханае в 1999 году национального парка. [2, 46] В честь пребывания главы буддийского духовенства Далай-Ламы XIV Данзан Жамсо жители Агинского округа возвели символический буддийский памятник-ступу.
Глава II. Великие деяния Намнанэ багша
Деяния, совершенные Учителем на благо всех живых существ, подобны бесконечному океану. Они непостижимы и неизмеримы. Мы можем говорить только о тех, что оставлены нам нашими предками.
Намнанэ лама был воплощением божественного идама Ямантаки, пришедшего к нам в человеческом рождении. Он 22 года созерцал величественного Ямантаку и достиг состояния Будды. Таким образом, он продемонстрировал своим ученикам, что в течение одного жизненного цикла можно достичь состояния нераздельности Блаженства и Пустоты. [ 1.53 ].
2.1.Издание сокровенных текстов
Великим деянием Намнанэ Учителя было издание для бурятского буддийского духовенства, наиважнейшего для школы гелуг, комментария на ступени порождения и завершения садханы идама Ваджрабхай-равы (Ямантаки). У бурятского народа существуют предания о том, каким образом Намнанэ лама привёз из страны Снегов эти сокровенные тексты. Известно, что они находились в личной библиотеке Его Святейшества Далай ламы и строго охранялись. У тибетцев существовало особенное пророчество по этому поводу и поэтому тайные тексты не должны были покидать страну более трех раз.
Бурятские ламы следовали тантрийской традиции учения Будды и достигли совершенных высот в практике тантры. Поэтому они стремились любой ценой обрести сокровенные знания о Жедриме и Зогриме (стадии порождения и завершения).
Намнанэ Лама был великий бодхисаттва и необычайно добр к бурятам. Ради блага живых существ, рискуя своей жизнью, он вынес священные тексты и привёз в Бурятию.
2.2.Превращение Алханая в божественный мир
В Забайкалье, в междуречье рек Иля и Дульдурга находится уникальный горный массив - древний вулкан юрского периода. Высота ее вершины - 1664 метра над уровнем моря. Предания и легенды говорят о том, что великий покоритель мира Чингисхан не раз бывал на вершине Алханая и совершал жертвоприношения духам своих предков.
Великое деяние Намнанэ багша - это превращение горного массива Алханая в священную обитель божественных существ.
Алханай. Что же означает название горы? Увы, но по этому вопросу нет единого мнения. По одной версии имя горы связывается с легендой о Болжин-хатан, в которой упоминается моногольское слово алахань - убить, которое в русском произношении стало звучать как «алханай»; по другой - название горе дали тюрки, с V по VII века господствовавшие в степях Монголии, на языке которых слово «алха» означает «восхваление и благопожелание». По третьей и самой популярной версии название горы пошло от мифической птицы эле, под которой следует понимать ньше исчезнувшего в Приононье бородача-ягнятника. Эта дала название и реке Иля (Эле, Ула), и самой горе Элханай - Алханай. [3, 46]
В рукописном тексте "Легенда о горе, преумножающей добродетель - обители Шри Чакрасамвары" анонимный автор излагает историю принятия буддизма в Алхане и его окрестностях. Текст записан старомонгольской графикой, однако содержит лексические и фонетические бурятизмы. Основное внимание в повествовании уделено деятельности гелонга Шагдара, довольно знаменитого йогина, который был также известен как Намнанай-лама.
В те времена Алханай не был известен как священный объект поклонения и почитания. Это было место, где шаманы совершали подношения из плоти живых существ. Построив домик для затворничества перед Вратами Бардо, Намнанай багша медитирует на этапах пути и усердствует в йоге идамов. Постепенно шаманы и их последователи покинули Алханай. Позже многие высокие учителя признали Алханай как божественную обитель идама Чакрасамвары.
Тридцать лет своей религиозной деятельности Намнанэ лама посвятил освящению Алханая. Он совместно с бурятскими ламами установил Учение Будды на Алханае, покорил сабдакок-хозяев местности и привел их к Дхарме, вынудил шаманов покинуть Алханай. В результате йогического затворничества Намнанэ багши, после бесед с божеством Димчик Жанчиб Од уговаривает того поселиться здесь и стать покровителем этих мест, Алханай стал природным буддийским культовым объектом. Своим последователям он дал наказ проводить молебны- хуралы главному божеству Алханая Шри Чакрасамваре. Было дано название Алханаю - Лхуншим Тара.
По его наставлению под Храмом Ворот в 1884 году был сооружен субурган. Строительство ступы курировал главный тайша агинских бурят Тугулдур Тобоев. В 1881 году у подножия величественной горы бьла заложена каменная Бумба (сосуд, в котором хранятся семь буддийских драгоценностей - Б.Н.). При ее открытии Намнанай-лама наказал, чтобы в будущем здесь ежегодно проводили обряд почитания хозяев местности. Первые большие хуралы, посвященные божеству Димчик, он провел совместно с ламами Агинского дацана, к приходу которого относились здешние земли. В годы советской власти эти молебны, как и все, что, связано с религией, были под запретом. В 90-х годах ламы стали вновь проводить эти обряды ежегодно.
В практике буддистов-бурят существует наиболее доступный ритуал поклонения и почитания Алханая - большое и малое гороо. Традиция гороо по Алханаю была затожена Учителем Намнанэ. Малое гороо верующие его совершают в течение одного дня. Большое гороо - обход вокруг всего горного массива Алханая составляет 3-4 сутки. В культовый комплекс Алханы входит свыше 17 горных объектов. Каждый объект имеет свое название и считается дворцом - обителью божества. Поистине Алханай - священное место, благословенное великим бурятским йогином Намнанэ, и это благословление до сих пор присутствует.
Мастера Учения, ученые пандиты из Тибета, Китая, Монголии, как Шабранг ринпоче, Дэчен хутухта, Туган гэгэн, Жимба Жамгарсан гэ-гэн, Тобын гэгэн из Утая и другие известные ламы впоследствии признали, что Алханай поистине божественный край. Ими было сказано и написано о том, что Алхана - одна из двадцати четырёх благословенных обителей божества Шри Чакрасамвары, одна из тридцати двух священных мест Джамбудвипы. Дэчен гэгэн дважды посетил Алхану. Он провёл серию медитативных практик, совершил десятитысячный согшод-подношение.
В священных текстах сказано о том, что только высокие йогины и практики идама Ямантаки как Намнанэ могут дать свое благословение месту, где они практикуют, и преобразовать его в божественный мир.
Астрологические вычисления буддийских монахов показывали, что Алханай является местом посещения Среднего мира Всевышним, Алханай можно назвать Бурятским Олимпом, где боги свободно общаются с людьми.
Поистине Алханай - священное место, благословленное великим бурятским йогином Намнанэ, и это благословение до сих пор присутствует.
2.3. Объекты почитания и поклонения Алханая, освященные Намнанэ багша
Интересные творения природы всегда пользовались и пользуются почитанием у большинства народов планеты. Природно-культовый комплекс Алханая отличается от других парков нашей страны особой энергетикой. Горы, пещеры и источники овеяны легендами и преданиями. С древних времён племена бурят-монголов одухотворяли эти места, прививая любовь и уважение к окружающему миру, пропагандируя единство природы и человека. Паломники и туристы оставляют дары, привязывают на ритуальные деревья лоскутки ткани, тем самым, отдавая дань Хозяину местности. Такое внимание к Алханаю повышает интерес к буддийской религии и с каждым годом увеличивает поток путешественников и верующих, прибывающих поклониться священным местам и омыться в целебных источниках.
Алханай включает более двадцати культовых объектов. Наиболее известные и почитаемые из них: Манин Шулуун, Димчиг-сумэ, Наран Хажад, «Храм-ворота», Дорже Пагмын, «Щель грешников», Эхын Умай, «Главное обо», обо на вершине г. Алханай, «Камень-сердце», «Каменный забор». Все они соответствуют жизнедеятельности человека от материнского начала до его ухода в иной мир. [2, 100]
Алханай по праву занимает одно из важных святых мест северного буддизма. Его тибетское название - Лхуншим Гара. Главный покровитель Алханая - божество Дэмчэг (тиб.), или Великое Благо. Все эти чудесные объекты природы составляют единый религиозный мир - Дэмчогэй орон, или мир Великого Блага.
Божество Дэмчог считается покровителем горы Алханай, занимает очень высокое положение в иерархии северного буддизма, служит охранителем религии, ревностным защитником буддийской веры, карающим гневом всех её врагов.
Дэмчог Сумэ расположен на западном склоне долины Аршана, на высоте 1200 метров. Культовое место связано с естественным гротом, расположенным в основании скалы, на северной её части. Грот - полусферическое углубление диаметром около 7 метров. На верхней части свода имеются вертикальные трещины, откуда сочатся водяные капли, а вода считается Аршаном (святой водой), и потому верующие совершают омовение, берут в дорогу воду.
Каждый, кто посещает этот культовый объект, оставляет на скалах монеты, угощает духов пищей, дабы в жизни сопутствовали здоровье и счастье.
Доржо Пагма - природный храм достопочтенной Алмазной царицы, супруги божества Дэмчог. Между ними и находится мир великого блага. Доржо Пагма - стройная и изящная скала с гротом на левопобережье ущелья Убжогое, севернее Храма Ворота. Грот находится в основании скалы, служит местом проведения буддийских ритуалов.
Скалы Дэмчог и Доржо Пагма расположены далеко друг от друга, но между ними есть объекты, которые предназначены для поклонения мирян и избавления от разных страданий и недугов, места для душевного успокоения и получения энергетического заряда.
Немного выше скалы Доржо Пагма возвышается каменное творение природы, а в буддийском истолковании - Храм Божества Долголетия Аюши.
На восточном горизонте ущелья Убжогое отчетливо видна громадная скала по имени Сэндэмьш Сумэ.
Зула Сумэ - Храм Светильник (лампада), представляет собой столб лавы и отложенный вулканического озера высотой около 30 метров. Она раньше всех встречает утреннюю зарю и освещена лучами до позднего вечера. Луч света Зулы олицетворяет силу и энергию созерцания. Скала Сэндэма - один из объемных объектов на Алханае.Она богата межкаменными щелями, гротами. По тропе, проходящей через этот останец, паломники преодолевают крутой спуск, оставляя на перевале монеты, рис, табак и спички.
Паломники ходят вокруг скал Зула и Сумэ, совершая подношения с думой, что добро победит зло, что восторжествует справедливость. Они желают, чтобы дети овладели азами наук, молятся о мире и спокойствии на земле.
Уудэн Сумэ - «Храм-ворота» - Ворота в мир великого блага. Мудрая природа создала на горе Алханай чудесное творение - скальный останец с величественным проемом-аркой, названный Уудэн Сумэ - Храм ворота. Буддисты утверждают, что Храм Ворота - это ворота, через которые люди входят в мир божества Дэмчок
Важно отметить, что Алханай - это единственное святое место буддизма на территории России, где проводится хурал Согшид и жертвоприношения тысячам небесных богов. [3,101]. У подножия Храм Ворота ежегодно 25 числа летнего месяца по лунному календарю проводится выездной хурал Согшид, посвященный божеству Дэмчог. Там, на ровной отвесной каменной стене, разнообразные трещины образуют пестрые молитвенные символы, буквы, которые читают ламы. Они называют их Ранжин-маани - это мантра, которая выступает сама.
В 1864 году под аркой Храма Ворот по наставлению Намнанай-багши была сооружена ступа субурган. Ступа бьша разрушена в 1930 году и восстановлена в 1956 году. Ступа имеет высоту 1,5 метра, символизирует почитание 13 великих факультетов буддизма: философии, астрологии, логики, теологии, медицины, религии, искусствап, книгопечатания и т.д. Шпиль завершается эмблемой-соембо и имеет следующее толкование: живем под солнцем, ведем лунное летоисчисление, пламя - символ жизни.
Узкие ущелья, чистейшая вода целебных источников, красивейшие водопады, чудесные курумники - каменные «моря», грязевые вулканчики, разнообразие животного и растительного мира, Димчиг сумэ (в переводе с бурятского «сумэ» обозначает «храм, сотворенный природой») - хозяин горы Алханай, Храм Ворота (по бурятскому поверью, имеет связь с Хозяином острова Ольхон на озере Байкал), перечислять можно бесконечно - и все это Алханай одна из святынь буддизма.
Таким образом, для достижения цели, много лет прожил в уединенных и живописных местах Алханая лама и великий буддийский ученый Жанчип Од, Свет созерцания (Шагдар Намнанай), а в миру Намнанай-багша и посвятил свою деятельную жизнь освящению горы Алханай, определил названия скал и обосновал буддийские толкования.
Сегодня туристические маршруты дают возможность не только полюбоваться удивительно разнообразной природой, а также прикоснуться к священному буддизму. Осознанное посещение святых мест Алханая, сила этой традиции приумножает духовные усилия, совершенные в горах, и делает практику особенно эффективной и способствует более гармоничному развитию внутреннего мира молодого поколения, что имеет несомненную практическую ценность.
Намнанай лама был великим йогином, тантристом, он превратил Алханай в тот Алханай, который мы знаем сегодня.
Заключение
Данная работа была посвящена изучению биографии Намнанай-багша и его роли в освящении горы Алханай.
В ходе исследовательской работы был проведен опрос среди сверстников, знакомых, родственников, по результатам которых были сделаны следующие выводы:
Большая часть респондентов не знакомы с буддистской историей Алханая;
Большая часть респондентов мало знают о роли Намнанай-багша в освящении горы Алханай;
Единицы узнали о Намнанай-багша в связи с открытием ступы на его родине в 2008 году.
В результате изучения исследовательской литературы мы пришли к следующим положениям и выводам:
1. Выдающаяся религиозная и общественная деятельность личности великого йога мира бурятского святого Жанчуб Сультим Палзанпо Намнанэ была направлена на распространение учении Будды, процветание родного края, на благо живых существ. Он совершил великое уединение-затворничество, длившееся 22 года, продемонстрировал путь достижения Просветления в течение одной жизни.
2. Намнанай лама был великим йогином, тантристом, такие люди рождаются раз в 1000 лет, он превратил Алханай в тот Алханай, который мы знаем сегодня.
3. На сегодняшний день национальный парк "Алханай" - это прекрасные условия для научно-исследовательской работы по изучению природных и духовных сокровищниц Алханая.
Итак, мы надеемся, что люди, посещающие Алханай, будут относиться к святым местам с пониманием, будут сохранять мировую святыню для будущих поколений. Священная гора Алханай еще будет исследоваться, многие ученые будут изучать его удивительную природу, его сакральную тайну. Начатая работа по обнародованию имени великого Намнанай-багша будет продолжена.
Литература
1. Агван Лубсан Доржиев - Вагиндра Д 687 Краткое жизнеописание Намнанэ ламы могущественного йогина и сиддха. «Постижение и восхваление досточтимого Учителя-владыки осуществленной святости Жанчуб Сультим Палзанпо, называемое «Лунный свет раскрывшегося друга жасмина сверкающей благой судьбы» / Введение, примечания, статьи Д.Чимитдоржин. Перевод Э. Болотова - Улан-Удэ: ООО «НоваПринт», 2010.-132 с.
2. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. — Новосибирск, 1987;
3. Семь вершин Алханая / Автор составитель Н.П.Назаров. - Чита: Поиск, 2007. - 172с:ил.
4. Сартьшова С. Д. Горный массив Алханы — традиционное место поклонения Заб. бурят в легендах и текстах. — СПб., 2000.
5.Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье. Научное издание-М.: ИПЦ «Дизайн, информация, картография», 2008 год. с.278-281
6. Буддизм России. №41.
7.Буддизм России. № 41.
8. Михайлов Т. М. Бур. шаманизм: история, структура и социальная функция. — Новосибирск, 1987.