Введение
В этом году у нас появился новый предмет « Основы духовно – нравственной культуры народов России». На одном из уроков, который назывался «Добрые заповеди богов», мы узнали от нашего учителя Потаповой Светланы Александровны об основных мировых религиях. Мы выяснили, что в нашем районе основными религиями являются православие и ислам. Что в районе есть церковь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих», а 3 сентября 2016 года в районе была открыта мечеть. Меня и моих одноклассников очень заинтересовала эта тема. Нам захотелось выяснить, какие храмы, мечети, церкви, а возможно и религиозные памятники иудейской культуры есть в нашем городе Ульяновске? Мы провели опрос среди учащихся 1-7 классов и выяснили, что многие из нас не знают религиозных памятников культуры города Ульяновска (Приложение1).Так возникла идея исследовательского проекта « Памятники религиозных культур в истории города Ульяновска». На весенних каникулах я осуществила задуманную идею и совершила экскурсию по религиозным местам города Ульяновска. И делюсь своими впечатлениями об увиденном в этом исследовательском проекте.
Актуальность темы
В последнее время в нашей стране возрастает небывалый интерес к религиозным верованиям. Все больше людей обращается к вере. Возрождаются храмы, стоятся мечети, синагоги, церкви. Это удивительные места. Люди идут в дом Бога для общения с Ним. Чтобы очистится Духом. Дух чистоты, благодати, добродетели присутствует в любом храме. Важно не просто зайти в церковь, мечеть или синагогу, а проникнуться величественностью и красотой, с уважением относиться к этому месту и тем, кто приходить туда. Нужно учиться уважать любую религиозную культуру.
Я родилась русско-татарской семье. Я православная. С уважением отношусь, как православной культуре, так и к исламской культуре. Обе культуры – это культуры моего народа. Именно по этой причине первоначально мне хотелось посетить главные православные храмы и мусульманские мечети города Ульяновска. Но как выяснилось позже, есть у нас в Ульяновске так, же лютеране и иудеи. И у них тоже есть свои молельные дома в нашем городе.
Данная исследовательская работа посвящена изучению религиозных памятников культуры Ульяновска. Источником для написания исследовательской работы послужил материал по изучению памятников религиозной культуры, который был собран мной и моим учителем Потаповой Светланой Александровной во время экскурсии по объектам религиозных культур, при посещении еврейского общества «Шалом» и Дворца книги города Ульяновска. Изучая исторические факты, проводя поисковую работу, беседуя с родителями, священнослужителями, экскурсоводами , собирая фотоматериал, я узнала много нового о создании священных сооружений, их предназначении, об особенностях их внешнего и внутреннего устройства. Все это я изложила в своей работе.
Цель: изучить памятники православной, мусульманской, иудейской и других культур города Ульяновска, показать значимость этих объектов культуры в жизни жителей города .
Задачи:
1. Организовать сбор иллюстрированного материала по теме
1.Рассмотреть важнейшие религиозные памятники культуры города
2.Выяснить о предназначении религиозных сооружений
3. Познакомиться с историей создания религиозных памятников культуры
4. Познакомиться с внешним и внутренним устройством памятников религиозной культуры.
5. Проанализировать полученные результаты, сформировать выводы исследования.
6. Оформить работу и приложение к ней, создать презентацию для её представления.
7. Познакомить моих одноклассников с результатами проделанной работы
Объект работы: религия
Предмет работы: религиозные памятники города Ульяновска.
Практическая ценность моей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе « Основы духовно – нравственной культуры народов России», выступая с презентацией перед одноклассниками и на внеурочных занятиях по «Историческому краеведению» с подобным выступлением, при подготовке проведении классного часа по данной теме.
Структура работы
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературных источников, приложения.
Методы:
поиск информации из книг, Интернета;
беседы с родителями, учителем, экскурсоводами, священнослужителями о религиозных памятниках нашего города;
сбор фотоматериалов;
опрос одноклассников.
Симбирск (Ульяновск) издавна был местом контактов и взаимодействия последователей основных мировых религий : христианства и ислама, а также иудаизма. Город всегда был многонациональным и многоконфессиональным. Так, в 1834 году православные составляли 78%, мусульмане - 18%, католики-2%, лютеране -1%, евреи 1% населения при общей численности в 40 тысяч человек (рис. 1). Отсюда особое внимание в Симбирске уделялось культовым сооружениям. Так как любая религия должна иметь места для своих священнодействий. Все эти здания и помещения отличались по своему экстерьеру, но у всех них одна цель- помочь людям в общении с Богом. Культурное строение у христиан, католиков – это церкви, храмы; у иудеев – синагоги; у мусульман – мечети, у представителей евангелическо – лютеранского прихода- кирхи.
Рисунок 1. Численность религиозных конфессий в городе Симбирск в
1834 году (в процентах)
По переписи 1897 года, в Симбирской губернии насчитывалось 8 православных монастырей, 5 единоверческих церквей, 2 римско-католических, 721православная церковь, 2 протестантских храма,1 синагога и 159 мечетей. Новые порядки, наступившие в России после произошедшей в 1917 году революции, привели к катастрофическим последствиям для религиозной жизни не только Симбирско – Ульяновского края , но и всей России [4, с.4]. В 20-е – 30-е годы XX столетия почти все культовые здания региона были закрыты для богослужения, а затем и разрушены, лишь некоторые из них уцелели, будучи приспособленными под торговые лавки, склады и сельские клубы. Советский период катком прошёлся по культовым зданиям Симбирска –Ульяновска(Фото 1.Приложение2). Наверное, ни в одном городе власти не уничтожали храмы с таким ожесточенным упорством, как в Ульяновске(Фото 2.Приложение2). К 1940 году из 2 монастырей, 3 соборов, пятнадцати приходских и двух десятков домовых церквей сохранилась лишь одна кладбищенская Воскресенская церковь. В многонациональном городе были закрыты мечеть , католический костел и протестантская кирха, еврейский молельный дом. Из трёх с лишним десятков храмов, молитвенных домов разных конфессий до нашего времени сохранились единицы, о истории возникновения и становления некоторых из них я расскажу в этой главе.
1.1.Спасо-Вознесенский собор, Всесвятский храмСпасо- Вознесенский собор – почти ровесник Симбирска. Вскоре после построения города служилые и ратные люди, поселившиеся слободами вокруг «рубленного города», построили у выезда на Московскую дорогу деревянную церковь во имя Вознесения Господня(Фото 3.Приложение 2). Ныне это место на перекрестке улиц Гончарова и Ленина (Московской) занимает сквер Гончарова с памятником писателю и обломовским диваном. Церковь неоднократно перестраивалась и расширялась. В 1729 году начали возводить каменную церковь, в 1829 году возвели новую колокольню, церковь обрела тот вид , какой известен по фотографиям XIX века. 26 июля 1844 года возведена в статус собора. В 1930-1938 году собор был полностью уничтожен.С начала 1990-х годов под руководством настоятеля Всехсвятской церкви отца Алексия Скалы (Фото 4.Приложение 2) началось строительство нового городского каменного собора, прототипом которого стал Спасо- Вознесенский собор[15,с.26]. Батюшка Алексий давно мечтал построить храм на месте бывшего Покровского мужского монастыря, стоявшего в городе до сноса в 1930 –е годы. В день праздника Вознесения Господня – 9 июня 1994 года – состоялось освящение места под собор, и был установлен закладной камень( на перекрёстке улиц Минаева и 12 Сентября). Ровно 20 лет шло строительство. Новый Спасо- Вознесенский собор был возведён в 2014 году(Фото 5.Приложение 2). К сожалению, ни Алексею Скала, ни сменившему его владыке Проклу(Фото 6.Приложение 2) не довелось в земной жизни увидеть плоды их многолетнего благородного труда. Отец Алексий упокоился у алтаря церкви Всех Святых(Фото 7,8.Приложение 2), где он служил. Владыка Прокл – в крипте новопостроенного собора.
1.2.Центральная соборная мечетьПервая татарская соборная мечеть находилась на улице Лосевой(Фото 9.Приложение 2) (ныне улица Федерации), здание сохранилось, но в изменённом виде. До 1853 года немногочисленные татары Симбирска совершали свои моления в частном доме. В 1853 году симбирский купец Курамша Абдулович Акчурин построил на свои деньги отдельный каменный молитвенный дом. После пожаров 1864 года обществом мусульман на средства одного из сыновей купца Акчурина – Тимербулата – в 1865 году была построена новая каменная мечеть с минаретом(Фото 10.Приложение 2). В 1874 году в связи с увеличением симбирской татарской общины мечеть подверглась перестройке, изменившей её внешний вид. В здании мечети помещалось до 300 верующих.
К началу XX века мечети принадлежали несколько земельных участков в том районе города, где размещались женская и мужская школы для детей-татар.
Мечеть была закрыта в 1931 году, но до 1937 года в бывшей мечети функционировал татарский клуб. С 1939 года в здании располагалась механическая хлебопекарня №10(Фото 11.Приложение 2). Мусульмане всячески пытались вернуть здание и даже предложили власти построить четыре дополнительных пекарни для городских нужд. Такая просьба игнорировалась и воспринималась местными властями больше как проявление давления со стороны мусульман. И впоследствии, к великому сожалению исламской общины, мечеть перешла в собственность предприятия «Ульяновскхлебпром». В1994года президент РФ издал федеральный закон, который гласит, что все культовые ценности должны быть переданы в объединения, имеющие отношение к религии. Чиновники составили перечень подобных строений, в число которых входила и мечеть. Однако, несмотря на требования закона, здание так и не было передано мусульманам. Тогда мусульмане города начинают строить новую Центральную соборную мечеть (по адресу пер. Банный, 1 и 1А). Здание мечети представляет собой здание бывшей Михайловской бани(Фото 12.Приложение 2), реконструированной по проекту И.Х. Сибгатуллина в 1989-1993 гг. Достроен минарет высотой около 18 м. К марту 1989 г. в реконструированной мечети началось проведение молитвенных собраний.
1.3.Немецкая кирхаЕвангелическо-лютеранский приход в Симбирске основан в 1821 г. (Фото 13.Приложение 2) немцами – выходцами, большей частью, из Прибалтики. Ими же была построена старая каменная церковь – кирха. Кирха была построена в архитектурных формах, близких к ренессансу. Кирха построена по проекту архитектора И. Ефимова под руководством архитектора И.А. Бенземана. Одноэтажное оштукатуренное здание было ориентировано с запада на восток. Позднее над главным входом появилась надстройка в виде одноярусной колокольни. В церкви очень долго не было пастора. Только в 1860 году в Симбирск был назначен первый пастор Фридрих Майер. После пожара 1864 года здание церкви уцелело, но сгорели рядом стоящие деревянные дома. Позже вместо них были построены два каменных дома, одним из которых был дом для пастора. В 1895 году пастором был куплен орган.29 декабря 1896 года состоялся первый концерт органной музыки, одновременно с приобретением органа был пожертвован бароном Стремфельдтом церковный колокол. В 1914 году церковь была перестроена по проекту(Фото 14.Приложение 2) архитектора А.А. Шодэ [13,с.6]. Церковь была увеличена в объеме. Здание было выполнено в духе «кирпичной готики» (Фото 15.Приложение 2) , которое сохранилось до нашего времени.
1.4.Еврейская синагогаВ 1840 г. все довольно многочисленные евреи, жившие в Симбирске, «были разосланы по местам их приписки. Однако с 1843 г. евреи снова стали селиться в Симбирске. В 1878 г. по распоряжению городской думы на средства города была построена деревянная еврейская молельная на Малой Казанской улице. Молитвенный дом еврейской общины по рапорту Симбирского городского управления от 4.03. 1886 г. (Фото 16.Приложение 2) находился на этой улице Малой казанской в доме Абрамовича и Кравца.
Староста Симбирского Еврейского Общества – Гавриель Махин-Зон. На этот период еврейская община насчитывала 35 семей. В пожар 1888 г. молельная сгорела. На ее месте еврейское общество на свои средства построило каменную синагогу. Синагога была закрыта в 1894 г. в связи с недостаточным количеством верующих (насчитывалось 229 иудеев, а по закону требовалось не менее 300). Дом был продан, в 1898 г. он принадлежал Азовцевой. После закрытия синагоги богослужение проходили в частном доме на Панской улице[14,с.28]. Первая синагога возникла в городе сто тридцать лет назад, после нее было еще четыре, последнюю, большевики закрыли в начале тридцатых годов. На сегодняшний день в Ульяновске существует еврейский религиозный центр «Шалом» (Фото 17.Приложение 2), индивидуально отведенного здания для синагоги нет. Но в здании еврейского общества существует небольшая синагога, есть свой раввин Йосеф Морозов.
Вывод: С середины XVIII столетия и на протяжении двух веков более тридцати памятников религиозной культуры разных межнациональных кофессий , являясь самыми высокими строениями Симбирска, они вырисовывали перед жителями и гостями величавый силуэт города Симбирска. К сожалению, почти все городские святыни были уничтожены. Уцелели лишь некоторые из них.Канули в лету и пока не восстановлены старая еврейская синагога ,первая Татарская соборная мечеть. Но вновь силами большого количества православных людей был полностью восстановлен Спасо-Вознесенский кафедральный собор.
Глава 2. Внешнее и внутреннее устройство памятников религиозной культуры города Ульяновска.Суть всех основных религий, известных человеческой цивилизации, сводится, к одной цели – творить добро и быть Человеком. Атрибутика, ритуалы и обряды, их сопровождающие, внешне могут значительно отличаться. Например, даже молитвенные места (мечети, синагоги, храмы), где собираются верующие разных религий, совсем не похожи друг на друга.
В этой главе я попытаюсь объяснить, чем отличается мечеть от храма, синагога от кирхи и наоборот. Попытаюсь выяснить какая существует разница между этими «молитвенными домами» и существует ли она , а может все культовые сооружения одинаковы? Ответ на этот вопрос я попытаюсь получить, рассмотрев внешнее и внутреннее устройство памятников религиозной культуры города Ульяновска. Знакомство с архитектурой религиозных памятников города Ульяновска мне хочется начать с устройства православного храма.
Спасо-Вознесенский кафедральный собор
Храм на улице Минаева, просматривающийся со многих точек, – настоящая архитектурная жемчужина(Фото 1.Приложение 3). Это собирательный образ симбирских храмов эпохи нарышкинского барроко. Хочется любоваться и любоваться его устремленностью к небу, сияющими синими стенами с белым барочным кружевом – золотыми главами. Собор превращается в религиозно-духовный центр, куда потянулись православные верующие нашего края и соседних регионов.
Вокруг храма, способного вместить две тысячи человек, предусмотрена вся необходимая инфраструктура. Как же устроен этот храм ? Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста(Рис 2.), ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Крыльцо перед входом в церковь называется паперть(Фото 2.Приложение 3). Открыв дверь, попадаешь в притвор(Фото 3.Приложение 3)- так называют часть между улицей и храмом. Это место, где Земное соприкасается с божественным. Справа от притвора находится помещение, где продают свечи и любую другую церковную утварь, а так же принимаются записки о здравии и за упокоение.
Алтарь
Средняя часть храма
Притвор
Иконостас
Престол
Жертвенник
Горнее место
Ризница
Солея
Амвон
Клиросы
Пономарка
Паперти
Крыльцо и колокольня
Свечные ящики
Рисунок 2. Крестообразная основа Спасо-Вознесенского кафедрального собора
Далее мы непосредственно проходим в сам храм(Фото 4.Приложение 3), а точное в его центральную часть ,где во время богослужения стоят люди, произносят свои молитвы к Господу. Эта часть храма необычайно красива. Белоснежные арки, отделанные лепниной и позолотой, устремлены высоко вверх к куполу церкви. Сам купол небесно-голубого цвета(Фото 5.Приложение 3). В центре храма на Аналое расположена праздничная икона Казанской Божьей Матери(Фото 6.Приложение 3). На арочных столбах иконы святых отделанные позолотой. Далее перед нами иконостас(Фото 7.Приложение 3), он отделен золотой перегородкой. На иконостасе, закреплены иконы. В центре алтарной перегородки располагаются Царские врата, через которые в алтарь входит сам Господь. По бокам от Царских врат находятся местные иконы Спасителя и Богородицы по бокам от них находятся дьяконские врата, через них во время богослужения ходят дьяконы и другие церковные служители. По бокам от этих врат находятся местночтимые святые. Справа местная икона Вознесение Господе. Слева находится особо почитаемая на приходе икона Андрея Блаженного.Ниже иконостаса, перед алтарём находится возвышение- солия. В центре соли находится амвон, полукруглый выступ в середине солеи, против царских врат, обращенный внутрь храма, к западу, с которого священники наставляют православных христиан, читают проповеди. За Царскими Вратами находится сам алтарь[11,с.51]. Главнейшие предметы в алтаре(Фото 8.Приложение 3) : Святой престол, жертвенник и горнее место. Алтарь обращен на восток.
Ульяновская еврейская синагога
В Ульяновске живет 3000 евреев, хотя власти считают, что в Ульяновской области около 5000 иудеев. Из 3000 лишь тысяча считают себя членами Ульяновской еврейской общины «Шалом» (Фото 9.Приложение 3). Ульяновская еврейская община располагается в старинном здании на улице Ленина. В еврейском обществе есть своя маленькая уютная синагога. Это еврейский молитвенный дом. Она была построена в 2008 году. Синагога появилась благодаря приезду нового раввина Йосефа Марозова , который прибыл в Ульяновск вместе со всей семьей из США (Нью-Йорка). Еврейский молитвенный дом спроектирован так, что его фасад обращен на Израиль, это обязательно. Расположена синагога на втором этаже общества «Шалом». У входа в неё имитированная по подобию «Стены Плача» стена. На ней установлена большая металлическая звезда Давида(Фото 10.Приложение 3). Если христианские церкви строятся в форме креста, то синагоги представляют собой прямоугольник. Дизайн синагоги выполнен в тёплых тонах, ровные стены , отполирован пол, висят красивые люстры. Шикарная новая мебель выполнена из натуральной древесины ручной работы. Увеличили число посадочных мест (с 22 до 42) (Фото 11.Приложение 3). Главное место в синагоге занимает шкаф со святыми свитками Торы – синагогальный ковчег (арон кодеш) (Фото12.Приложение 3). Обычно для этого шкафа выстраивают нишу, которая закрывается занавесом (парохет). В самом центре синагоги располагается подиум(Фото 13.Приложение 3), который возвышается над уровнем пола, он называется алемар(бима).
Еврейский общинный центр очень активное место. Здесь постоянно проходят познавательные лекции и специальные программы. А многие евреи приходят просто поздороваться, купить кошерную еду, или почитать религиозную литературу.
Для прихожан организована круглосуточная чайная зону, в которой всегда есть чай, напитки и угощения, для удобства и более комфортного пребывания в общине!
У входа в еврейское общество в 2011 году торжественно открыли скульптурную композицию «Минора». Менора, или минора (евр. — светильник) — один из наиболее древних символов иудаизма. Форма меноры восходит к описанному в Библии семисвечнику, олицетворяющему семь церквей Малой Азии и символизирующему
Семь планет и семь дней Творения. Уже несколько лет в Ульяновске ведется работа по возвращению исторической справедливости и строительству Еврейского культурного центра в центре города – на месте, где до революции находилась крупнейшая синагога.
Руководство региона признало права общины на эту землю и передало участок для строительства. Теперь впереди – долгая работа по сбору средств и возведению нового Дома для ульяновских евреев. Сейчас работа по восстановлению(Фото 14.Приложение 3) Еврейского культурного центра находится на стадии оформления проектно-сметной документации. Проект уже существует[14,с.28]. Строительство будет вестись на добровольческие пожертвования евреев Ульяновской области. Построить нового Дом для ульяновских евреев планируют к 2021 году
Центральная соборная мечеть города Ульяновска «Махалля»
Снаружи мечеть стройная, светлая кладка из белого и красного кирпича. Над мечетью возвышается минарет с символическим знаком – полумесяцем(Фото 15.Приложение 3). Отсюда муэдзин призывает верующих на молитву. Здание мечети двухэтажное, подвальное помещение занято музеем. Внутри здания в зале для мужчин находится Михраб(Фото 16.Приложение 3) – это ниша, которая ориентирована на Каабу (Мекку), в ней совершает молитвы имам. Возвышение в виде кафедры минибар(Фото 17.Приложение 3) – с него имам читает пятничные и праздничные проповеди верующим мусульманам. Второй этаж отведен для женщин(Фото 18.Приложение 3). В залах, где совершается намаз, нет никаких предметов мебели, кроме двух- трех лавочек(Фото 19.Приложение 3). Все выглядит, так сказать, по-спартански, хотя благодаря внутренней отделке, арабескам на стенах, окнах и люстрах помещения смотрятся достаточно нарядно и небедно. По всему помещению второго и третьего этажей расстелены специальные молитвенные ковры- Намазлык[5,с.174]. Но все-таки простота подчеркивается и стоит на первом месте.
Евангелическо- лютеранская церковь Св. Марии (Кирха) Ульяновска
В городе Ульяновске находится уникальная и привлекательная своим внешним видом лютеранская церковь. Для большинства туристов, посещающих город – это еще одна достопримечательность. Церковь стоит на самом оживленном перекрестке улиц Железная дивизия и улица Ленина. Она хорошо просматривается вдоль улицы Железная дивизия. Кирха является одним из украшений центральной части города, внося спокойствие и духовный уют в один из самых напряженных угловых участков улиц с трамвайным и автомобильным движением. Построена она в неоготическом стиле(Фото 20.Приложение 3). Особое внимание привлекает ее действующая колокольня со стройным шпилем и металлическим петушком(Фото 21.Приложение 3) из библейской истории, произошедшей с Апостолом Петром, описанной в Евангелиях от Луки (образ петуха это напоминание людям о верности и неизменности Слова Божьего, о предвидении Бога, о том, что мы люди должны быть верны своим словам и поступкам).
Сама церковь выстроена из красного кирпича, стены церкви вертикально вычленены контрофорсами на верху, которых разместили два латинских креста , стрельчатыми арками высоких окон, высокой двускатной кровлей и ярусными настроениями колокольни, создающими в целом ощущение приподнятости и возвышенности, что соответствует образному воплощению идеи духовности, с которой идут в этот храм посетители. Витражи стекол арочных окон имеют изображение «готических роз».Лишь на витражах стекол в алтаре изображения Св.Марии м младенцем и Христа. Крыша Кирхи покрыта оцинкованным железом.
В нутрии церкви хорошо отделана, сооружен и собран подвесной потолок, стены оштукатурены, отделаны под белый мрамор(Фото 22.Приложение 3). Внутреннее пространство церкви отличается своей скромностью и простотой, здание состоит из нескольких частей :
Притвор – пространство, где находится вспомогательные помещения: библиотека, раздевалка. Над притвором обычно располагаются башни, выполняющие роль колоколен(Фото 23.Приложение 3).
Хоры – помещение над входом(Фото 24.Приложение 3), где находится орган. Похоже на балкон. 1996 г. в кирхе был установлен орган Марбургской капеллы (Германия) (Фото 25.Приложение 3). Сегодня в кирхе проводятся концерты органной и хоровой музыки.
Неф – основная часть здания для прихожан(Фото 26.Приложение 3). Для них здесь находятся специальные скамьи .Но напротив алтаря во время многих процессий предусмотрен проход.
Алтарь – по традиции он в лютеранской кирхе обращён на восток(Фото 27.Приложение 3). Это возвышение, на котором расположен крест или распятие. За алтарём располагаются витражи на евангельскую тему. Это может быть изображение природы или просто окно.
Кирха – это церковь, место для богослужений. Поэтому сбоку от алтаря располагается кафедра проповедника.
Есть в церкви мраморная купель(Фото 28.Приложение 3). Где крестят младенцев. Пастор Ульяновской Кирхи Владимир Проваров(Фото 29.Приложение 3). Выпускник Теологической семнарии ЕЛЦ в Новосаратовке. В 2001 году начал проходить практику в общине св. Георга в Самаре, спустя полгода продолжил свое служение вУльяновске[13,с.7]. В октябре 2001 года после отъезда пастора Фридриха Демке был ординирован в пастораобщины св. Марии.
Вывод: В главе рассмотрен достаточно обширный материал о внешнем и внутреннем убранстве храмов христианской, исламской, иудейской, лютеранско- католической религий. Естественно, говорить о полноценном анализе данного вопроса не приходится ввиду ограниченного объема главы и обширности описываемой темы. Здесь кратко освещены главные факты, да и то далеко не все. Однако даже этих небольших знаний будет вполне достаточно, чтобы не попасть впросак и чувствовать себя уверенно в церкви, в мечети, кирхе и синагоге.
Глава 3.Практическая часть. Моя экскурсия «Памятники религиозной культуры города Ульяновска .Всёвидеть, всёпонять, всёзнать, всёпережить,Всеформы, всецветывобратьвсебяглазами,Пройтиповсейземлегорящимиглазами,Всёвоспринять – исновавоплотить.МаксимилианВолошин
На весенних каникулах было очень холодно, но меня это не смутило, я вместе со своим учителем географии и ОДНКНР Потаповой Светланой Александровной совершила экскурсию по некоторым памятникам религиозной культуры нашего замечательного города Ульяновска. Я часто посещаю наш любимый город. Моя бабушка, родители водят меня в разные театры и музеи. Совершала я неоднократно и выездные школьные экскурсии со своими одноклассниками и учителями. Мы посетили музей Эйнштейна, Краеведческий музей, Дом-музей В.И.Ленина, музей гражданской авиации, музей Пожарной охраны и т.д. Можно сказать, что были везде, где только можно. И всегда после каждой экскурсии я узнаю об Ульяновске что-то новое, интересное, удивительное и познавательное. Поэтому, когда Светлана Александровна предложила мне экскурсию по объектам религиозной культуры города, я с большим удовольствием согласилась.
Наша экскурсия была обзорной, передвигались мы на трамвае, но в основном пешком, чтобы увидеть и прочувствовать всю красоту посещаемых мест. В сущности, экскурсия – это прогулка, которая имеет как познавательную цель, так и развлекательную. Итак, следуя плану, мы выбрали объекты, которые должны были посетить во время нашей экскурсии.
Мы начали нашу экскурсию с посещения храмового комплекса Спасо-Вознесенского кафедрального собора(Фото 1.Приложение 4). Храмовый комплекс находится на пологом спуске к реке Свияга – одной из трёх рек города. На пересечении улиц Минаева и 12 сентября(Ул.Ульяновская 2Б).Экскурсию снаружи для нас провел протоиерей Дмитрий Савельев(Фото 2.Приложение 4), ключарь кафедрального Спасо-Вознесенского собора. Первоначально протоирей подвел нас к памятнику Андрея Блаженного(открыт 5 февраля 2015 года) (Фото 3.Приложение 4). Это симбирский чудотворец, целитель, покровитель Симбирска причисленный к лику святых. Говорят, все, что подавал он встретившимся с ним людям, имело особое значение и смысл: кому, например, давал Андрей Ильич деньги, тот вскоре разживался и богател, а кому предлагал он щепку или землю, тот вскоре умирал. Здесь в Спасо-Вознесенском соборе находятся его мощи, к ним может приклониться любой православный. Но первоначально мощи Андрея Симбирского находились в церкви Всех Святых, к ней же мы и(Фото 4.Приложение 4) направились. Как нам рассказал отец Дмитрий, это – одна из самых посещаемых, намоленных и наполненных святынями церковь. Здесь находятся мощи 40 святых(Фото 5.Приложение 4). Настоятелем прихода был Алексий Скала, здесь рядом с церковью находится его могила. Именно благодаря усердию и старанию отца Алексея, а потом и Владыки Прокла свершилось воссоздание ценнейшего памятника истории и культуры – Покровского Некрополя(Фото 6.Приложение 4), который мы решили непременно посетить. В 1994-1997 годах при раскопках были подняты изуродованные идеологическими вандалами надгробия прославленных ратными подвигами симбирян из хорошо известных дворянских фамилий: Языковых, Порошиных, Юрловых, Анненковых и других. Здесь же был отыскан прах небесного покровителя города Симбирска Андрея Блаженного. Место его погребения увековечено. В честь него возвели часовню(Фото 7.Приложение 4). На часовне прикреплены списки всех похороненных здесь симбирян. Здесь же мы посетили могилу И.Н. Ульянова(Фото 8.Приложение 4).
Далее мы прошли в крипту (место захоронения) Владыки Прокла(Фото 9.Приложение 4), она находится новопостроенном Свято-Вознесенском соборе. Крипта украшена цветами, на стене висит портрет Владыки, крипта сделана из серого и белого мрамора.
После крипты мы направились непосредственно в сам храм. Он восхищает своей невероятной красотой(Фото10 .Приложение 4). Храм строили целых 20 лет. Архитектура Спасо –Вознесенского кафедрального собора – скорее собирательный образ симбирских храмов эпохи нарышкинского борокко. Храм выполнен в бело- голубых тонах. Внутри храм больше белый, иконостас и иконы обрамляет лепнина, которая покрыта позолотой. Одно из красивейших и торжественных украшений нового храма – тронное место. Здесь мы приложились к иконе Казанской божьей Матери и к мощам Андрея Блаженного(Фото11.Приложение 4). Подходила я к иконам Матроны Московской, Спаса Нерукотворного, Николая Чудотворца. Отец Дмитрий и его помощник, тоже Дмитрий, показали нам икону, помогающую в учебе, она известна под именем «Подательница ума» (Фото 12.Приложение 4). Я тоже к ней обратилась и попросила помощи в учёбе. Потом протоирей Дмитрий повел нас на колокольню(Фото 13.Приложение 4) по винтовой лестнице, подъем был трудный, но мы его преодолели. Здесь мы увидели самый большой колокол(6-титонный колокол). Посмотрели на Ульяновск с высоты птичьего полета.
Дальнейший наш путь лежал в библиотеку С.Т. Аксакова, здесь проходили две выставки, которые нам непременно хотелось посетить. Одна из них это фотовыставка «Бог. Религия. Человек» (Фото 14.Приложение 4). В экспозиции были представлены лучшие авторские работы фотоклуба «Смена» (создан в 2016 году) демонстрирующие красоту Божьего мира и показывающие людей, чьи сердца обращены к Богу.
Потом я посетила вторую выставку, которая называется«Дух старины глубокой» (Фото 15.Приложение 4) . Здесь экскурсовод Олеся Юрьевна Кранцева рассказала о уникальных старинных книгах на церковнославянском языке, датируемых XIX –XX веками, из фондов Отдела религиозного образования и катехизации Сембирской епархии, которые представлены на этой выставке. В составе экспозиции –Евангелие, Апостол, Псалтырь, Октоих, Минеи, Триодь, Часослов, жития святых и многое другое.
Из Аксаковской библиотеки мы направились на улицу Ленина, дом 100.Здесь находится Евангелическо- Лютеранская церковь Св. Марии (Кирха). Здание Кирхи Возвышается посреди современной ульяновской улицы. Современное здание Кирхи спроектировано Августом Шодэ(Фото 16.Приложение 4). На самой Вершине церкви красуется петух на спице. Он напоминает не только об отречении Петра, но и о восходящем солнце, которое издавна символизировало воскрешение Христа и его второе пришествие. Дверь в церковь открыта, проходя между рядами скамей в зале для богослужения, чувствуешь удивительное благоговение. Здесь все не так, как в православной церкви. Здесь нет икон, окна расписаны яркими красками, изображающие лики святых, алтарь устроен очень просто, без богатого убранства. Спереди на возвышении стоит трибуна, с нее пастор читает проповедь. В церкви (Фото 17.Приложение 4) пастор и пробст проводил проповедь для прихожан, она длилась где-то минут 30.
Дальше мы едем на трамвае до Еврейского общества «Шалом»(Улица Ленина д.7). У входа в еврейское сообщество стоит Менора (семисвечник), один из религиозных символ еврейского народа(Фото 18.Приложение 4). Проходим внутрь помещения, здесь к нам отнеслись с настороженностью. Выспросили кто мы, откуда, зачем пришли. После долгих расспросов нам показали маленькую синагогу(Фото 19.Приложение 4), которая находится при обществе, священные книгу евреев Тору(Фото 20.Приложение 4), рассказали ,что у синагоги долго не было раввина, но сейчас он есть, он прибыл в Ульяновск из США. Разрешили нам сфотографироваться с религиозными еврейскими символами Менорой и с шестиконечной звездой Давида(Фото 21.Приложение 4). Угостили нас еврейским хлебом- мацой.
Теперь мы спешили Центральную соборную мечеть. Уже издали мы увидели высокий минарет с полумесяцем. Снаружи мечеть стройная, светлая, радует глаз кладкой белого и красного кирпича(Фото 22.Приложение 4). Прямо пряничная – залюбуешься! Войдя в мечеть, нам пришлось разуться, у мусульман так принято. Нас очень тепло встретили в мечети. В мечети был главный мулла Рустам- хазрат Сафин(Фото 23.Приложение 4). Именно он нас повел на экскурсию по мечети. Мечеть у меня вызывала чувство умиротворенности. Ислам порицает изображение людей и животных, видя в них зерно идолопоклонства. Поэтому в мечети везде на окнах и потолке, стенах выведены каллиграфические цитаты из Корана(Фото 24.Приложение 4). Мы вошли в прямоугольный молитвенный зал(Фото 25.Приложение 4). Это был зал, где молятся мужчины, в уголке сидели дедушки «бабаи» (скоро должна была начаться молитва). Второй этаж предназначен был для женщин, туда мы тоже поднялись. Полы первого и второго этажа были застелены молитвенным ковром, который называется Намазлык(Фото 26.Приложение 4) . У женщин ковер зелёного цвета, у мужчин красного. Этот ковер был разделен на секции –место для каждого верующего. В мечети есть еще одно очень интересное место – это музей исламской культуры , вход туда бесплатный. Находится он в подвальном помещении мечети, мы непременно решили туда сходить. Экскурсовод водрузил мне на голову тюбетейку и начал рассказывать об интересных экспонатах музея(Фото 27.Приложение 4). Среди экспонатов в музее размещается покрывало из Каабы, подаренное мечети принцем Саудовской Аравии, уникальная коллекция древних рукописных Коранов(Фото 28.Приложение 4) на арабском и татарском, коллекция тюбетеек(Фото 29.Приложение 4), серебряных дощечек с арабским текстом — точная копия Корана VIII века — и другие предметы, связанные с религиозным культом(Фото 30.Приложение 4). В общем, есть на что посмотреть. Когда мы уходили из мечети, один мужчина подарил нам шоколадный торт, сказав ,что его дочери сегодня исполнилось 15 лет и попросил, чтобы мы попили чай за её здоровье.
Вот и подошла к концу моя обзорная экскурсия по соборам, мечети, кирхе и синагоге города Ульяновска. Она была познавательной и интересной.
Вывод: наша обзорная экскурсия длилась порядка семи часов. Прошли мы много, но усталости не чувствовали. Данная экскурсия – это отличная возможность познакомиться и увидеть воочию большое количество памятников религиозной культуры города Ульяновска за короткое время. Советую всем совершить подобную экскурсию, вы получите большой запас новых и интересных знаний о культовых сооружениях Симбирска (Ульяновска).
ЗаключениеВ ходе своего исследования и составления экскурсии я многое узнала о памятниках религиозных культур нашего города. Были изучены различные источники информации по данной теме. Я посетила библиотеку им. С.Т. Аксакова(Фото 1.Приложение 5), здесь внимательные библиотекари помогли мне подобрать много нужной и полезной краеведческой литературы по данной теме(Фото 2.Приложение 5). Помимо краеведческой литературы, я использовала учебники, пособия, энциклопедии, фотоальбомы и материалы Интернет-порталов. Я встретилась с очень интересными людьми краеведами, экскурсоводами, священнослужителями.
Изучила правила составления и проведения экскурсий и использовала их при составлении своей экскурсии. Выбрала объекты, маршрут и оформили экскурсионные буклеты(приложение 5). Его можно увидеть в приложении.
С целью популяризации знаний об истории памятников культовых сооружений Симбирска (Ульяновска),я подготовила и провела виртуальную экскурсию для моих одноклассников(Фото 3.Приложение 5) и наших родителей с использованием презентации и фотографий.
Виртуальная экскурсия им очень понравилась, мы хотим всем классом летом поехать по данному экскурсионному маршруту, мои одноклассники будут очень рады увидеть всё в действительности.
Моя мечта – стать экскурсоводом. При составлении этого проекта, я узнала много нового о своём городе, убедилась, что в любом месте можно найти достопримечательности, даже в религии. Нужно только быть внимательным и любознательным человеком.
Данная работа меня настолько увлекла, что я даже изобразила увиденные памятники религиозной культуры в своих рисунках (приложение 5), сделала своими руками макеты православных храмов города Москвы(Фото 4.Приложение 5). Планирую летом посетить их с моей бабушкой. У меня в планах описание памятников религиозной культуры Цильнинского района.
Наша Ульяновская область – это удивительный край с удивительно богатыми историческими достопримечательностями. Мне очень хочется, чтобы наш город и область стали одним из самых популярных туристических регионов не только России, но и мира. А я, как будущий настоящий экскурсовод, буду стараться делать всё, чтобы достигнуть этой цели.
Я считаю, что цель моей работы достигнута я провела достаточное исследование по изучению истории памятников культовых сооружений Симбирска (Ульяновска) и выяснила насколько огромное значение они имеют для верующих разных религиозных конфессий.
Список литературыКниги
1. Аржанцев Б.В. Архитектурная летопись Симбирска: (вторая половина XVII – начало XX вв.) / Б.В. Аржанцев, М.Г. Митропольская. – Ульяновск: Симбирская книга, 1994. – 208 с.
2. Аржанцев, Б.В. Архитектурно-исторические образы Симбирска: (архитектурное эссе) / Б.В. Аржанцев. – Ульяновск: Печатный двор, 2003. – 166 с.
3. Рябушкин М., Щеколдина А. Из истории зданий церкви Св. Марии. Письмо общины евангелическо-лютеранской общины Св. Марии. — Ульяновск, 1998, октябрь. — 153 с.
4. Шаповалов С. Н., Губайдуллов Р.З. «Исторические храмы Симбирского – Ульяновского края», I том «Недействующие храмы».-Ульяновск,2012.-218 с.
Статьи
5. Беляев Н.М. История строительства иноверческих храмов в Симбирске [Текст] / Н.М. Беляев //. – УлГУ. – 2012. – 170-174.
6. Гауз Н. Путь к храму. [Текст] / Н. Гауз // Деловое обозрение. – 2014. - №6. – С. 64-65.
7. Громова Т.А. Их купола булавами грозили облакам. [Текст] /Т.А. Громова // Деловое обозрение. – 2002. – № 1. – С. 34–35.
8. Кравцова Т. Останусь навсегда. [Текст] / Т. Кравцова // Вестник. – 2007. – №3. – С.7.
9. Крымина П. Об исторической справедливости. [Текст] / П. Крымина // Ульяновск сегодня. – 2002. – №36. – С.5.
10. Нафанаил. Германовский храм – украшение Симбирска. [Текст] / Нафанаил // Мономах. – 2010. – №4. – С.8-9.
11. Радаев В.Так было.[Текст]/ В. Радаев // Мономах. – 1999. – №4.– С. 48-51.
12. Сивопляс И. Воскресенская-кладбищенская-церковь. [Текст] / И. Сивопляс // Дыхание земли. – 2015. –№26(651). –15.
13. Сивопляс И. Немецкая кирха в сердце Ульяновска. [Текст] / И. Сивопляс // Мономах. – 2013. – №3. – С.6-7.
14. Сивопляс И. Синагога на малой Казанской. [Текст] / И. Сивопляс // Дыхание земли. – 2006. – №20(645). – С.28.
15. Сытин А. Вознесенский храм Симбирска. [Текст] / А. Сытин // Мономах. – 2009. – №1.– С. 26-27.
16. Сытин А.И Cвятые кресты негасимо сияли.[Текст] / А.И. Сытин// Мономах. – 2002. – №1. – С. 30-31.
17. Юхтанов А. Прогулки по некрополю. [Текст] / А. Юхтанов // Аргументы и факты. – 2014. – №8. – С.13,
ПриложениеПриложение 1
Результаты опроса учащихся «Знаете ли вы религиозные памятники г.Ульяновска?»
Приложение 2
Фото к главе I. Краткая история возникновения культовых сооружений Симбирска (Ульяновска)
Фото1. Кафедральные соборы Симбирска. Никольский зимний и Троицкий летний. Начало XX века. Фото М. П. Дмитриева
Фото 2.Уничтожение Никольского храма
Фото 3.Спасо-Вознесенский собор (старый храм- уничтожен в советское время)
Фото 4.Алексей Владимирович Скала
Фото 5.Спасо- Вознесенский кафедральный собор
Фото 6. Владыка Прокл Симбирский
Фото 7. Храм Всех Святых
Фото 8.Место захоронения Алексия Скала
Фото 9. Первая татарская мечеть на ул.Лосева
Фото10.Тимербулат Акчурин построил первую каменную мечеть на Улице Федерации
Фото 11.Здание старой мечети в наше время(бывшая хлебопекарня №10)
Фото 12. Новая Центральная мечеть (Мехалля)
Фото 13.Здание Немецкой кирхи (старое фото)
Фото 14. Архитектор Шодэ А.А.
Фото 15. Немецкая кирха (наше время)
Фото 16. Здание старой еврейской синагоги. Дом Абрамовича и Кравца
Фото 1. Здание Еврейского общества «Шалом» в Ульяновске
Фото 18.Раввин еврейской Синагоги Йосеф Марозов
Приложение 3
Фото к главе II. Внешнее и внутреннее устройство памятников религиозной культуры города Ульяновска
Фото 1. Спасо-Вознесенский собор .Архитектурная жемчужина.
Фото 2. Паперть
Фото3.Притвор
Фото4.Храм
Фото5 .Купол
Фото 6.Аналое Праздничная икона Казанской Божьей Матери.
Фото 7.Иконостас, царские врата, аналое.
Фото 8 Алтарь.
Фото9. Скульптура Миноры у еврейского общества «Шалом»
Фото10. Звезда Давида на имитированной «Стене плача»
Фото11.Синагога.
Фото12. Арон Кодеш
Фото13. Подиум Алемар
Фото14. Будущий Еврейский культурный центр.
Фото15.Минарет Мечети Мехалля
Фото 16.Михраб
Фото17. Минибар
Фото18. Женское помещение
Фото19. Убранство мечети
Фото 20.Кирха
Фото21. Колокольня кирхи
Фото22.Внутреннее убранство Кирхи
Фото23. Притвор
Фото24 .Хоры. Балкон.
Фото25. Орган
Фото26. Неф. Помещение для прихожан.
Фото 27.Алтарь
Фото 28.Купель
Фото 29. Пастор кирхи Владимир Проваров
Приложение 4
Фото к главе III. Глава 3.Практическая часть. Моя экскурсия «Памятники религиозной культуры города Ульяновска
Фото 1. У Спасо-Вознесенского храма
Фото2.Наш экскурсовод протоиерей Дмитрий Савельев
Фото3.Статуя Андрея Блаженного
Фото4. Храм Всех Святых
Фото 5.Внутри храм Всех Святых
Фото 6.Покровский Некрополь
Фото7 .Часовня Андрея Блаженного
Фото 8.У могилы И.Н.Ульянова
Фото9. Крипта. Место захоронения Владыки Прокла
Фото10.Внутри Спасо-Вознесенского храма.
Фото 11.У аналое с иконой Казанской Божьей Матери
Фото12. У иконы «Подательница ума»
Фото 13. На колокольне
Фото 14.Фотовыставка «Бог.Религия.Человек»
Фото15.Выставка православных книг «Дух старины глубокой»
Фото16. У Кирхи
Фото17. Пастор Владимир Проваров читает проповедь
Фото 18.У Миноры еврейского общества «Шалом»
Фото19 .В Синагоге
Фото20.Священная книга Тора
Фото 21.Около звезды Давида
Фото 22.У мечети
Фото 23. Мулла Рустам хазрат Сафин
Фото 24.Калиграфические цитаты из Корана на люстрах, окнах
Фото25.Зал мужчин
Фото 26.Намазлык в женском зале.
Фото 27. В музее татарской религиозной культуры
Фото 28. Коллекция рукописных Коранов
Фото 29.Коллекция тюбетеек
Фото 30. Уголок татарской культуры.
Приложение 5
Фото к Заключению
Фото 1.У Аксаковской библиотеки
Фото 2.Работа с краеведческой литературой
Фото 3.Виртуальная экскурсия для одноклассников
Фото 4.Макеты Храмов.