ПОЭМА О РОДИНЕ И ЧЕЛОВЕКЕ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОЭМА О РОДИНЕ И ЧЕЛОВЕКЕ

Авдеева А.А. 1
1МАОУ СШ № 51 г. Липецка
Бабина О.С. 1
1МАОУ СШ № 51 г. Липецка
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение
  1.  
    1.  
      1.  
        1. Актуальность исследовательской работы

В 2015 году наша страна и все прогрессивное человечество отмечали 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Проходят годы, все события жизни уходят безвозвратно, а люди должны знать тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков. Ведь все меньше и меньше остается очевидцев военных событий 1941-1945 годов.

Мы, учащиеся и педагоги школы №51, гордимся тем, что близко знакомы с Виктором Андреевичем Ермаковым и можем равняться на нашего первого директора, ветерана Великой Отечественной войны, неутомимого труженика, человека-легенду, выполнявшего и ныне выполняющего задачу по воспитанию подрастающего поколения.

Если вспомнить о том, какую роль в воспитании молодежи играли положительные примеры во все времена, становится очевидной актуальность исследования.

Нашу исследовательскую работу считаем полезной, так как собранная информация пополнит школьный музей, поможет учителям в организации внеклассной работы по патриотическому воспитанию молодежи, сохранит память о ветеране-педагоге школы.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Цели исследования:

  • проследить необычную судьбу В.А. Ермакова через судьбу живых свидетелей и участников событий, через судьбу страны;

  • доказать, что роль ветерана-педагога нашей школы в воспитании подрастающего поколения огромна.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Для достижения данных целей были поставлены следующие задачи:

  • собрать информацию о ветеране Великой Отечественной войны Викторе Андреевиче Ермакове;

  • использовать материал для ознакомления с ним учащихся школы, родителей;

  • сохранить собранную информацию для потомков в школьном музее;

  • продолжить сбор информации и материалов в заданном направлении.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Практическая ценность работы

В нашей исследовательской работе мы докажем, что собранные автобиографические сведения о ветеране – это история всего народа, всей страны, что его личные качества, трудовые дела являются положительным примером в воспитании подрастающего поколения, что позволяет сохранить преемственность поколений, верность заветам отцов, честь и достоинство.

Воспитание молодежи на примерах истории, приобщение ее к опыту предшествующих поколений является основным условием формирования истинного гражданина – патриота.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Гипотеза исследования

Роль ветерана Великой Отечественной войны, отличника народного просвещения, заслуженного учителя РСФСР Виктора Андреевича Ермакова является образцом для подражания и неоценима в формировании ценностных ориентиров юных граждан нашего Отечества.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Методы исследования:

  1. интервью;

  2. метод сплошной выборки. Анализу были подвергнуты:

  • официальные документы;

  • личные документы;

  • документы из школьного архива;

  • школьная документация;

  • материалы экспозиции школьного музея;

  • фотографии и документы из семейного архива;

  • материалы статей и очерков разных лет из СМИ;

  • Интернет-ресурсы;

  • Материалы из книги В.А. Ермакова «Дневник-воспоминание»;

  1. опрос (беседы):

  • с родственниками,

  • с коллегами по работе,

  • с выпускниками школы разных лет;

  1. разноуровневые встречи ветерана В.А. Ермакова с учащимися:

  • в семейном кругу,

  • на классных часах,

  • на классных собраниях,

  • на общешкольных мероприятиях;

  1. фоторепортаж;

  2. анкетирование.

  1. Основная часть

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Суровая юность

Позвольте начать с интервью.

Виктор Андреевич, расскажите о Вашем детстве.

Я родился в селе Сергеевка Воронежской области 24 февраля 1924 г. В нашей семье было 8 детей: 5 братьев и 3 сестры. В то время был страшный голод. Там же закончил школу (причем очень хорошо). Начал работать пионервожатым в родной школе.

Как и когда Вы ушли на войну?

1941год. 22 июня началась война, четверо моих братьев ушли на фронт. В декабре 1942 старший брат погиб. И в то же время я ухожу на фронт и попадаю в Ульяновскую область, где и начался мой боевой путь.

Как и когда прошло Ваше боевое крещение?

Служил я в городе Меликесе Ульяновской области. Условия в подразделении были очень тяжёлые. Нам выдавали по 200г хлеба в сутки и три раза в день баланду. Мы рвались на фронт и спрашивали: «Когда же в бой?» И через 3 месяца учёбы нас отправили на фронт.

В марте 1943 года эшелон прибыл на станцию Лиски Воронежской области. Налетела вражеская авиация и подвергла станцию бомбардировке. Всё горело, взрывались цистерны, на окраине стояла вражеская артиллерия. Завязался бой. Командиры подразделений поднимали нас, бросали в атаку, бойцы гибли, но сражение продолжалось. За эту ночь мы продвинулись километров на 30-40 к селу Чугуево и там встретились с врагом. Это и было мое боевое крещение.

В каких родах войск Вы служили?

В стрелковой бригаде, во взводе полковой разведки, в роте автоматного танкового десанта.

В каких операциях Вы участвовали?

(«Дневник-воспоминание» В.А. Ермакова)

«Поначалу я служил в 5-й стрелковой бригаде 28-й Харьковской Краснознаменной Дивизии. С ней мы прошли Полтаву, форсировали Днепр.

30 сентября 1943 года заняли оборонительную позицию. 28-я Харьковская Краснознамённая дивизия насчитывала 18 тысяч солдат. В этот день все колотили плоты, таскали из леса брёвна. 2 октября в 4 часа утра началось форсирование Днепра. Сохранить тишину было очень трудно. Шорохи, шумы, разговоры раздавались далеко по реке, противник сумел обнаружить дивизию. Немцы стали обстреливать место переправы и сбрасывать бомбы. Место переправы было освещено, как будто всё происходило днем. Переправа была очень тяжелой. Погибло очень много солдат. Вода в Днепре была красной от крови».

За форсирование Днепра Виктор Андреевич Ермаков был награжден Орденом Славы.

«Дальше наш путь проходил на Кривой Рог, где мы 3 месяца создавали оборонительные позиции. 23 февраля 1943 года наши войска пошли в атаку, и в одном из боёв я был тяжело ранен. Получил 11 ранений, были перебиты ноги. В тяжёлом состоянии был доставлен в госпиталь, где пролежал 3 месяца до полного выздоровления, работал в госпитале медицинским статистом. Работа была страшная, потому что раненые безнравственно себя вели: кричали, шумели, ругались.

После выздоровления поступил в военное училище на курсы младших лейтенантов. Там проучился 3 месяца, получил звание лейтенанта и был вновь отправлен на фронт».

Виктор Андреевич был командиром взвода автоматчиков танкового десанта и командиром роты разведки. В 1944 году молодой лейтенант приказом командования был направлен в город Констанция в Румынии. Путь проходил через Болгарию, Югославию и Венгрию. Участвовал в суровых боях за озеро Балатон и город Будапешт. Из воспоминаний Виктора Андреевича: «Будапешт в годы войны был превращён в руины, как и Сталинград. Ни одного дома не уцелело, стояли одни только трубы». За участие в боях около озера Болотон, за города Секешфехервар, Папа, Цеце лейтенант Ермаков был удостоен следующей награды ордена Красной Звезды.

Виктор Андреевич, где Вы встретили победу?

– В столице Австрии – Вене. Невозможно описать словами, что происходило в этот день: бесконечные фейерверки из оружия, песни, слезы и счастье. Жители Вены нас встречали как родных, благодарили нас и радовались вместе с нами.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Педагогическая деятельность

Как сложилась Ваша жизнь после войны?

– После войны в звании капитана я был направлен в запасный полк в Румынию. А позже всех работников образования (а до войны я 1,5 года работал в своей школе старшим пионервожатым) демобилизовали. В 1959 году приказом отдела учебных заведений Южно-Уральской железной дороги я был назначен директором средней школы №47 на окраине города Челябинска в посёлке Гончарка. Постепенно год за годом школа №47 приобретала собственное лицо, свой почерк. В 1965 году школа стала одной из лучших на железнодорожном Уральском узле. За заслуги в области народного образования в 1965 году награждён значком «Отличник народного просвещения», а в 1967 году мне было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР».

Виктор Андреевич переехал в Липецк и в 1973 году был назначен директором еще строящейся средней школы №51. Его опыт руководителя, новатора, педагога сыграл свою роль.

Школа № 51 всего за несколько лет стала ведущим образовательным учреждением города. Сильнейший педагогический коллектив под руководством Виктора Андреевича Ермакова передавал свой опыт учителям города: открытые уроки, семинары, совещания, приезд иностранных делегаций, желающих взять лучшее, что было накоплено педагогами, – все это принесло славу школе.

И, конечно же, ученики, выпускники этой школы, стали достойными представителями своего поколения. Школа помнит своего первого директора, а он, находясь на заслуженном отдыхе, продолжает интересоваться школьными делами, помнит своих выпускников и всегда готов прийти на помощь своим коллегам и воспитанникам.

Виктор Андреевич прошёл непростой, но славный трудовой путь от учителя до директора школы. Его ученики, как он шутит, обошли учителя. (Один из них –Зорькин Валерий Дмитриевич – председатель Конституционного Суда РФ).

С момента открытия нашей школы и до выхода на заслуженный отдых Виктор Андреевич являлся её директором. Сам он не считает это везением или удачей. Он говорит: «Сильная воля, высокая требовательность к себе, принципиальность в решении вопросов, огромное желание воспитать достойное поколение – вот главные качества руководителя школы. В течение всей жизни я старался соответствовать этим требованиям».

  1.  
    1.  
      1.  
        1. «Поэма о Родине и Человеке»

Судьба человека и судьба Родины... Как всё переплетается в жизни!

«Такая необычная, такая яркая, такая героическая судьба должна быть всеобщим достоянием», – решили педагоги и учащиеся школы №51, создавая музейную экспозицию «Поэма о Родине и Человеке» в 2004 году.

Виктор Андреевич Ермаков – герой во всех смыслах этого слова: герой войны, герой труда, герой жизни. Как много физических, душевных сил им отдано школе №51! И сегодня Виктор Андреевич не остаётся в стороне. Он постоянный почётный гость школы, принимает активное участие в работе городского совета ветеранов.

Материал для экспозиции школьного музея любезно был предоставлен семьёй Ермаковых. Встал вопрос: как должна выглядеть экспозиция, как вместить в неё все те удивительные жизненные события, которые были в судьбе Виктора Андреевича? Отбирая имеющийся материал, бывшая ученица Виктора Андреевича (а ныне учитель школы) Людмила Владимировна Печерская обратила внимание на стихотворение, которое коллега В.А. Ермакова посвятила своему руководителю:

Как много высказать сегодня хочется

Хороших, ласковых и добрых слов,

А мысль бежит, спешит, торопится…

Что Вам сказать, товарищ Ермаков?

Нет, это всё, конечно, было.

И те друзья, что не пришли домой,

И страшные бои, и раны были…

Мы, память, помним всё с тобой.

Всю жизнь Вам приходилось начинать сначала:

И там, на Урале, и здесь…

Быть первым, борозду тянуть начальную,

За всех и вся нести ответ.

И в Липецке – опять сначала.

Опять Вы начинали всё с нуля.

Линейки проводя, на стул вставали,

И школа лучшей стала, Вам благодаря.

И пусть летят страницы жизни,

Пусть не воротишь их назад.

Кто в школе – тот стареть не может!

Ведь возраст ваш в руках ребят.

Позвольте ж преклонить колени

Нам перед Вами, Учитель-Человек,

За доброту, за мужество, за труд без лени,

За сорок посвящённых школе лет. (Н.П. Сдвижкова)

Предложение выстроить экспозицию, основывая её на произведении Нины Петровны Сдвижковой, было одобрено. Кроме того, при подготовке экспозиции использовались материалы из книги В.А. Ермакова «Дневник-воспоминание», наградные документы Виктора Андреевича, фотографии из семейного архива, статья «Я верю в нашу молодёжь» в Липецкой газете (№189 от 1.10.2010 года).

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Связь поколений

Свою лепту в копилку памяти ветерана Великой Отечественной войны вносят нынешние школьники – наши одноклассники. Мы поддерживаем постоянную связь с Виктором Андреевичем, с интересом слушаем его рассказы о годах войны и о послевоенном восстановлении страны, поздравляем с праздниками, часто навещаем.

Накануне Дня Победы мы разместили в нашем школьном издании статью.

«Связь поколений»

Нет в мире ничего выше и дороже, чем Родина. Родину нельзя выбрать. К ней можно лишь прикипеть всем сердцем, проникнуться безграничной любовью – любовью на всю жизнь!

Но мало любить Отчизну в мыслях. Только тот, кто делает всё для процветания родной страны, для её славы, кто не жалеет сил, а порой и жизни ради её свободы и независимости, кто готов защищать её территорию и границы, кто беззаветно уважает её идеалы, знает историю, традиции, культуру родного народа – достоин называться патриотом.

Так и первый директор нашей школы Виктор Андреевич Ермаков прошел по дорогам Великой Отечественной войны, отступал и наступал, форсировал Днепр и освобождал Европу, был ранен и награждён множеством орденов и медалей. Не жалел своей жизни ради мирного неба над головой будущих поколений.

Виктор Андреевич всю свою взрослую жизнь отдал воспитанию и образованию подрастающего поколения, и он уверен, что его жизнь прожита не зря. Мало для настоящего мужчины построить дом, посадить дерево, надо еще вырастить сына. Он вырастил двух детей, внуков, правнуков. До сегодняшнего дня он думает о них, переживает, когда у них трудности, всегда поможет и поддержит. А ведь ему – 90 лет! Достойный возраст! А скольким мальчишкам и девчонкам он помог советом! Скольких направил по верному жизненному пути! Пройдя путь от пионервожатого до директора школы, которая под его мудрым руководством стала одной из лучших в городе, он делал самое главное дело своей жизни.

К военным наградам Виктора Андреевича добавились награды за успехи в педагогической деятельности.

Этот удивительный человек, ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, всегда был готов на подвиг, на бой ради Отчизны, чтобы мы могли жить спокойнее и увереннее.

В который раз мы с замиранием сердца слушали Виктора Андреевича и думали:

«А что же мы можем сделать для родной страны, для родного народа?»

Безусловно, учёба в школе – это первый шаг. Приобретая знания, мы закладываем крепкий фундамент взрослой жизни. Нужно обязательно научиться активно участвовать в жизни школы, чувствовать свою причастность к тому, что в ней происходит, чем она живёт, чтобы в дальнейшем осознавать ответственность за близких, за принятые решения, за совершённые дела.

Второй шаг – любовь к природе, стремление сохранить ее красоту.

Третий – бережное отношение к истории и традициям родного народа, стремление передать их будущим поколениям. Надо гордиться родной землёй, её культурным наследием, родным языком. Хранить историю и обычаи, приумножать их должен каждый гражданин своей страны. А накануне ДНЯ ПОБЕДЫ мы говорим:

«Уважаемый Виктор Андреевич!

Спасибо Вам за ПОБЕДУ!

Спасибо за ЖИЗНЬ!

Здоровья Вам, дорогой наш ЧЕЛОВЕК!

Простого человеческого СЧАСТЬЯ!

Мы постараемся оправдать Ваше доверие, развивая в себе моральные качества, постараемся быть добрыми и чуткими сердцем, трудолюбивыми, честными и смелыми, по-настоящему любить и защищать свою Родину, приносить ей пользу.

Мы верим в связь поколений!»

Наш замечательный ветеран перешагнул 90-летний юбилей. О праздничном мероприятии в школе №51, посвященном празднованию этой круглой даты бывшего директора Виктора Андреевича Ермакова, была представлена информация в очерке «Уникальное событие, уникальный человек!» "Молодежного вестника" от 21.03.2014 года.

«Каким наше поколение представляет себе человека такого возраста? Дряхлым старичком с тросточкой? Ан нет… Виктор Андреевич появился на празднике в свою честь бодрым и активным. «Здоровья и сил у меня еще хватает», – не шутя заявил ветеран и передал слово пришедшим на торжество гостям.

А их собралось немало. Слова глубокой благодарности, искренние пожелания крепкого здоровья и долголетия звучали из уст представителей городской администрации, департамента образования города, бывших коллег и учеников. И пусть Виктор Андреевич давно на заслуженном отдыхе, до сих пор его советы и наставления коллегам не потеряли своей актуальности. Поэтому и присвоение звания «Учитель года-2014», и вручение медали и благодарственного письма стали не только актом юбилейного этикета, но и признанием реальных заслуг уникального человека.

… судьба привела его в Липецк. И здесь неутомимый и инициативный директор добился успеха: за годы руководства доверенным ему учебным заведением школа стала образцово-показательной.

И сейчас 51-я, возглавляемая Светланой Валерьевной Бедровой, в числе лучших в городе. Здесь хорошо умеют не только учебный процесс организовать, но и гостей встретить.

На праздничном фуршете поздравления продолжились. Тосты, стихи и даже романсы под аккордеон звучали не смолкая. Предложили, между прочим, присвоить школе имя юбиляра. Все собравшиеся идею поддержали аплодисментами. По-моему, «школа имени Ермакова» звучит неплохо и, самое главное, для Липецка необычно. А что? Уникальный человек – уникальное событие!»

Виктор Андреевич Ермаков – известный человек в городе. Администрация города Липецка разработала проект «Герои нашего города». И вот его итоги:

«Финалисты проекта:

Ермаков Виктор Андреевич – участник Великой Отечественной войны, прошедший с боями с Воронежской земли до освобожденных Румынии и Венгрии. После победного 1945-го стал преподавателем, а затем возглавил построенную школу №51 города Липецка. Благодарно вспоминают своего наставника не одно поколение достойных выпускников.

…»

«О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни», – считал Паскаль.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Аналитическая справка

Давайте познакомимся с мнениями людей, которые знают о Викторе Андреевиче не понаслышке.

Коллеги:

  • «Трудолюбивый, строгий, но справедливый».

  • «Ответственный, справедливый».

  • «Принципиальнейший человек, настоящий трудоголик».

  • «Добросовестный работник, имевший огромный авторитет».

  • «Проводит огромную воспитательную работу».

  • «Волевой и упорный, любое дело доводит до конца».

  • «Он – прекрасный специалист, поэтому школа во времена его директорства вошла в число лучших».

Учащиеся:

  • «Не жалел своей жизни ради мирного неба над головой будущих поколений».

  • «Это удивительный человек, ЧЕЛОВЕЧИЩЕ».

  • «Мы постараемся оправдать Ваше доверие, развивая в себе моральные качества, постараемся быть добрыми и чуткими сердцем, трудолюбивыми, честными и смелыми, по-настоящему любить и защищать свою Родину, приносить ей пользу».

  • «Мы верим в связь поколений!»

Среди учащихся 5-11 классов (83 человека) было проведено анкетирование с целью выяснения следующей информации:

  1. Назовите имя первого директора нашей школы.

  2. Чем интересна его судьба?

  3. Знают ли в вашей семье имя первого директора нашей школы?

Результаты оказались следующими:

Имя первого директора средней школы №51 города Липецка знают 67 учащихся.

На второй вопрос анкеты 65 ребят ответили следующее: очень трудное детство, участие в боевых действиях в годы войны, педагогическая деятельность и встречи с молодежью.

У 49 ребят кто-то из ближайших родственников (родители, тети, дяди и даже дедушки и бабушки) учились в школе в годы директорской деятельности Виктора Андреевича, и они рассказывали детям о Викторе Андреевиче.

Результаты анкетирования отражены в диаграммах:

  1. Назовите имя первого директора нашей школы.

2. Чем интересна его судьба?

3. Знают ли в вашей семье имя первого директора нашей школы?

  1. Заключение

В результате нашего исследования мы можем смело сделать следующие выводы:

  • имя Виктора Андреевича Ермакова неразрывно связано с историей нашей школы. Его знали, знают, помнят и будут помнить.

  • Биография Виктора Андреевича – это не просто собранные факты о жизни человека, это история борьбы и труда, которая учит, воспитывает, помогает расставить жизненные ориентиры.

  • Вне всякого сомнения, жизнь Виктора Андреевича Ермакова – это история всего народа, всей страны.

  • Личные качества Виктора Андреевича, боевые заслуги, трудовые достижения являются положительным воспитательным примером.

  • Все вышесказанное позволяет сохранить преемственность поколений, верность заветам отцов, честь и достоинство.

  • Воспитание молодежи на примерах истории, приобщение ее к опыту предшествующих поколений является основным условием формирования истинного гражданина - патриота.

Цицерон написал: «Природой дарована нам недолгая жизнь, но память о прекрасно прожитой жизни вечна». Ни убавить, ни прибавить.

  1. Список литературы

  1. школьный архив

  2. школьная документация

  3. архив семьи В.А. Ермакова

  4. В.А. Ермаков «Дневник-воспоминание»

  5. «Молодежный вестник» от 21.03.2014

  6. «Липецкая газета» от 1.10.2010 №189

  7. http://sc51.ucoz.ru/

  8. http://lipetskcity.ru/proekti/geroi_nashego_goroda/ermakov_viktor_andreevich/

  9. http://www.doal.ru/node/235

  10. http://lipetskinfo.ru/news/full/145268/

  11. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%83%D0%BF%

  12. http://www.medialipetsk.ru/iblock/news/e/v_hode_internetgolosovanija_stanet_izvesten_pobeditel_proekta_geroi_nashego_goroda

Приложения

  1. видеоролик (CD) – 1

  2. фотографии – 12

  3. удостоверения к наградам – 21

  4. странички из личного дневника – 2

  5. документ об окончании школы – 1

  6. статья из Липецкой газеты от 1.10.2010 №189 - 1

  7. странички из личной переписки – 2

 

Виктор Ермаков. 1942 г.

 

 

Где же вы теперь, друзья - однополчане,Боевые спутники мои? 1944 г.

 

 

Австрия. Вена.

Весна сорок пятого года…

 

 

1 сентября 1973 года.

День рождения школы №51

г. Липецка

 

 

1987 г. Пост № 1

 

 

 

В.А. Ермаков с выпускниками школы №51 г. Липецка

 

 

90-летний юбилей Виктора Андреевича в родной школе

 

 

Встреча с коллективом учащихся и педагогов школы № 51.

В гостях у ветерана

 

   

Странички из фронтового дневника лейтенанта В.А. Ермакова

(1943-1945 годы)

Документ об окончании 7 класса

(нынешнее основное среднее образование)

Просмотров работы: 174