ЛЕГЕНДА О БЕЛЫХ БЕРЁЗАХ: ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЛЕГЕНДА О БЕЛЫХ БЕРЁЗАХ: ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?

Кожин А.В. 1
1МОУ СОШ с. Утан
Гордий О.В. 1
1МОУ СОШ с. Утан
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Моя маленькая Родина…

Сколько известного и неизвестного,

изведанного и неизведанного

таишь ты в себе...

«Было время да прошло, а слова остались...» Так гласит забайкальская народная мудрость. И лучше не скажешь. Да, прошли века, а след жизни поколений запечатлелся и продолжается в Слове. И наиболее ярко это видно на примере народных и авторских сказок, былей и легенд.

Легенды как никакое другое искусство могут быть средством для исследования истории отдельных народов, поскольку в легендах зафиксированы события прошлого.

Изучая историю села Утан, я в нашей сельской библиотеке прочитал «Легенду о белых берёзах». В ней говорится о том, что: «Давным-давно, недалеко от села Утан на одной сопке жил полудикий народ – Маменганы. Они жили родами и племенами. Маменганы занимались исключительно охотой, потому что окружали их дремучие леса и высокие сопки. В этих лесах росли лиственница, ольха, сосна, ель, кустарники и травы. Позже в этих лесах начала появляться белая берёза, семена которой занесли птицы и ветер. Маменганы сильно испугались этих берёз. Они были неграмотны и верили своим вымыслам. Они решили, что к ним проникает белый царь, которого они очень боялись. Маменганы были так напуганы, что стали живые закапываться в землю со своим имуществом. Они подкапывались под гору, делали легкие крыши, покрытые ветками, сверху накладывали камни, потом подлезали под крыши, выбивали стойки, и камень их заваливал» (см. приложение№1).

Меня заинтересовала эта история, и я захотел в ней разобраться, поэтому тема моего исследования звучит так: «Легенда о белых берёзах»: правда или вымысел?

В ходе своего исследования я попытаюсь установить, какая часть этой легенды выдумана местными жителями, а какая была на самом деле, ведь легенда – это не только фантастическое повествование, основу легенды обычно составляет какой-то реальный случай или реальный человек.

Актуальность темы: установление исторической справедливости, правдивой основы местной легенды.

Цель: провести исследование и установить достоверность бытующей легенды.

Задачи:

  1. Собрать информацию, положенную в основу легенды.

  2. Просмотреть письменные источники, в которых упоминается о Мамингане.

  3. Собрать материал исследования.

Объект исследования: «Легенда о белых берёзах».

Предмет исследования: падь Маминган, старый могильник, рассказы местных жителей.

Методы:

  1. Изучение и анализ литературы.

  2. Опрос местных жителей, работников библиотеки, учителей, учащихся.

  3. Обобщение и систематизация материала.

Гипотеза: в основу легенды обычно положено какое-либо историческое зерно, поэтому я считаю, что в месте расположения пади Маминган, действительно, когда-то проживал какой-то народ.

Практическая значимость: данное исследование может применяться на внеклассных мероприятиях, на уроках истории, а также изучения в качестве материала краеведческом музее.

Глава 1. Легенды и историческая действительность

Забайкалье – особая территория. Это земля, на протяжении многих тысячелетий служившая своеобразным коридором, по которому двигались малые и большие народы и племена. Через эти широко открытые ворота издавна происходил обмен населением и культурными ценностями.

Легенды как никакое другое искусство могут быть средством для исследования истории отдельных народов, поскольку в легендах зафиксированы события прошлого, в том числе и исторические события.

Представление о берёзе в мифах, легендах и поверьях достаточно противоречиво. Некоторые народности считали, что берёза приносит сплошные беды и несчастья, строить дом на месте, где росла берёза – это верный путь к болезням и даже к смерти.

Другие наоборот поклонялись этому дереву и считали её воплощением чистоты, доброты и благородства. Как бы там ни было, на Руси берёза всегда была любимым деревом и настоящим символом русского народа. Наши праотцы почитали это дерево за то, что она могла исполнять самые сокровенные желания. Нередко молодые девушки приносили берёзе угощения, усаживались около неё и обращались с просьбой исполнить самую заветную мечту.

Я рассмотрел статьи о легендах в сети Интернет, в сельской библиотеке просмотрел книгу «Забайкалье – золотая моя колыбель», автор которой редактор-составитель Куренная Е.Ф., но про данную легенду ничего не нашёл.

Продолжая своё исследование, я опросил местных жителей разного возраста.

Первой была Коноплёва Лидия Николаевна, 1955года рождения, по профессии – воспитатель, была заведующая детским садом «Тополёк». Сейчас эта женщина на заслуженном отдыхе.

Вот что она рассказала: «Я работала в детском саду «Тополек» села Утан, я не только занималась воспитанием детей, но и меня интересовала история нашего села. Где-то в 70-х годах в сельской библиотеке работала Переломова (Балагурова) Ольга Андреевна, которая нам дала эту легенду. А где она её взяла, я не знаю. Слышала, что недалеко от Утана есть падь, название которой Маминган».

От Золотарёва Виктора Павловича, 1966 г. рождения, я услышал другую интересную историю: «В детстве мне дед Калуга (Черепанов Андрей Елизарович) рассказал про легенду и поведал о том, что в пади Маминган обитает приведение, в народе её называют «Маминганиха». Она являлась деду Калуге в разной одежде. Если на ней желтые шкуры, то к хорошей охоте. А когда я учился в 7-8 классе (77-78гг.) мы ходили туда, видели могилы и даже вели свои раскопки, находили осколки глиняных горшков. Найденное «сокровище» уносили в школу. Виктор Павлович ещё заметил, что захоронения находятся на солнечной стороне горы, и там нет ветра, зимой в этом месте нет наносов снега».

Викулов Виктор Владимирович, 1952года рождения, тоже знает легенду, и место нахождения пади Маминган, он видел разграбленные курганы.

Также знают и некоторые ученики нашей школы: Кожуховский Иван, ученик 8 класса, Золотарёв Дмитрий, ученик -5 класса.

Меня заинтересовало месторасположения этой пади, и я захотел побывать на этом месте.

Я обратился к руководителю исследовательской работы – Гордий Оксане Владимировне с просьбой посетить это место. Вместе с ней и её мужем мы побывали в пади Маминган два раза, так как летом курганы находились в траве, и их было плохо видно, осенью это сделать можно было лучше.

Глава 2. Курганы Бурхотуйской культуры

Затем меня заинтересовало, кто же там был захоронен.Воспользовавшись, интернет ресурсами, я там нашла перечень объектов историко-культурного наследия (см. приложение №2), где г. Маминганская упоминается 7 раз, из которых 4 могильника и 3 стоянки.

Проводя свое дальнейшее исследование, я выяснил следующее: в начале II века до н.э. в степях Восточного Забайкалья повсеместно перестают возводиться монументальные плиточные могилы. На смену им приходят многочисленные курганные могильники. Впервые подобные курганы были открыты в 1958 году академиком Алексеем Павловичем Окладниковым (1908-1981гг.) в пади Бурхотуй на земле среднего Онона. Захоронения этим по многим признакам существенно отличались от всех известных до того археологических памятников. Они были выделены в отдельную археологическую культуру, названную Бурхотуйской.

А.П. Окладников о ней писал: «Сопоставляя всё, что нам сейчас известно о погребениях бурхотуйского типа, можно сделать вывод, что они занимают место между памятниками гуннского и тюрского времени, то есть в пределах II-VIII веков. Наиболее крупные могильники (Маминган, Кунга, Голый Мыс, Подгорная, Кангил-1 и др. в бассейне реки Шилка) включают от 50 до 150 погребений; в остальных их 10–15, реже 20–25. Погребения имеют каменные куполообразные выкладки размерами от 3 до 5 м. Умершие погребались на спине, в вытянутом положении, реже на боку, головой на запад – северо-запад. В изголовье обычно ставился глиняный сосуд с жертвенной пищей. Из сопроводительного инвентаря выделяются костяные и железные наконечники стрел, костяные обкладки луков, железные ножи, пряжки и предметы украшений, в том числе бронзовые браслеты, кольца, серьги, бронзовые и золотые нагрудные гривны – символы власти и особого положения в обществе. У каждого племени или даже рода были свои похоронные обычаи, обряды погребения, в чём-то отличные от других.

Чернышевским археологическим отрядом (руководитель Ю.С. Орлов) в степной части Нерчинского, Чернышевского и Сретенского районов разведано 46 курганных могильников, в которых насчитывается более 700 захоронений. Здесь найдены поля погребений, имеющие более ста курганов каждая (в падях Маминган, Сиротинка известковая, Могильная).

Такое скопление погребений говорит о том, что здесь длительное время обитало довольно многочисленное население. О многом могут поведать нам курганы. Ведь недаром же их называют историческими памятниками.

Курган — разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется обычно сооружением земляной насыпи над погребальной ямой. На территории Чернышевского и сопредельных с ним районов относятся к Бурхотуйской культуре, оставлены сяньбийскими родовыми общинами тоба, находит неоспоримое подтверждение в материалах многлетних археологических раскопок на территории. Могильники племени тоба всегда располагаются у подножья обращенных на юг, к солнцу (солнцепечных) сторонах сопок. Для кладбища выбирались каменистые склоны с выветренными, разрушающимися выходами горных пород. Такое размещение курганов облегчало работу по их сооружению, так как строительный материал находился на месте. Достаточно было глыбы и обломки просто скатить вниз по склону, непосредственно к месту погребения.

Похоронные обычаи сложились у людей с древнейших времён. Они основывались на уважении к умершему человеку, заботе о его существования в загробном мире, а также на самых простых санитарных нормах. Погребение в земле и наброска камня на могилу для защиты тела умершего от зверей – стервятников возникло, видно, на самых ранних порах существования человека на земле.

Подавляющее большинство погребений Восточного Забайкалья, подвергалось когда-то ограблению, чаще всего неоднократному. Грабители в древности, знавшие, где и что лежит в погребениях, выходили узкой воронкой точно на голову, шею и грудь погребённого. Там можно было найти ценные украшения(см. приложение №3). Грабители XVII-XIX веков, так называемые бугровщики, не скрывали своей разрушительной работы, оставляя безобразные ямы на месте кургана. Неограбленный курган – это большая редкость и удача археолога. В пади Маминган близ Утана из 127 курганов нет ни одного неограбленного .

Подвижный образ жизни пастухов – кочевников, легкие жилища типа юрт или кибиток - это одна из причин того, что при многочисленных курганах могильниках на территории Чернышевского и соседних с ним районов до сих пор не обнаружено не только ни одного городища, но и стойбища Бурхотуйской культуры.

Заключение

Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее:

- просмотрев современные источники, я сделал вывод, что в них данной легенды нет.

- из бесед с местными жителями я узнал, что «Легенда о белых берёзах» существует. Её вспомнили люди разного возраста. Значит, эту историю пересказывают много раз.

-при личном осмотре пади Маминган я убедился, что там имеются старые захоронения, которые делали в пределах II-VIII веков, тому свидетельствуют погребения из каменной выкладки. О глиняных сосудах в своём рассказе упоминал местный житель Золотарёв Виктор Павлович, также про данное написано в книге «История и география Чернышевского района», что в пади Маминган находятся разграбленные захоронения, относящиеся к Бурхотуйской культуре.

Цель моей исследовательской работы достигнута. Я провёл исследование и установил достоверность данной легенды. Гипотеза оказалась верна, в основе «Легенды о белых берёзах» лежат реальные факты. Мои поиски и исследования на этом не прекращаются.

Список использованной литературы

1. Кириллов И. И. Восточное Забайкалье в древности и средневековье.

Иркутск, 1979;

2. Ковычев Е. В. История Забайкалья (I - середина II тысячелетия нашей эры).

Иркутск, 1984;

3. Окладников А. П. Археология Северной, Центральной и Восточной Азии.

Новосиб., 2003.

4. В.А. Кривенко, В.С. Кулаков, Ю.С. Орлов, Н.С. Сысоева, В.С. Чухачёв, Л.М. Ядыкин. «История и география Чернышевского района»научно-

популярное издание. Чита2003.

5. «Забайкалье – золотая моя колыбель». Сказки, легенды, были, сказания Редактор – составитель Куренная Е.Ф.,2005. – 305с.

6. Летопись села Утан

Приложения

Приложение №1. «Легенда о белых берёзах»

Приложение №2. Перечень объектов историко-культурного наследия

Приложение №3. Могильник Голый Мыс, падь Прямой Лог (рисунки основных признаков Бурхотуйской культуры)

Приложение №1

Приложение №2.

Чернышевский Археология

Перечень объектов историко-культурного наследия.

Чернышевский район

населенный пункт ( район )

памятники археологии

вид объекта (ов)

Наименование

объекта

Категории объектов

культурного наследия

Местонахождение объекта

93

Стоянка

Выявленные объекты

с. Утан, 1,5 км сев. села, правы берег р. Куэнга, терраса

94

Могильник

Выявленные объекты

с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская (в площади стоянки № 92 по наст. списку)

95

Стоянка

Выявленные объекты

с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская (в площади Могильника № 91 по наст. списку)

96

Стоянка

Выявленные объекты

с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская

97

Стоянка

Выявленные объекты

с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская

98

Могильник

Выявленные объекты

с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская

99

Могильник

Выявленные объекты

с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская

100

Могильник

Выявленные объекты

с. Утан, 7 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская

101

Могильник

Выявленные объекты

с. Утан, 4 км зап. села, правобережная часть пади Марково.

102

Могильник

Выявленные объекты

с. Утан, 7 км юго-зап. села, приустьевая часть пади Сохатинская (Утан Пашенный)

103

Стоянка Утан

Выявленные объекты

с.Утан, 1 км. западнее села, приустьевая часть правосторонняя часть р.Утан

104

Стоянка Утан-2

Регионального значения

с. Утан, 1 км зап. села, 800 м юго-зап. стоянки; 100 (по наст. списку)

105

Стоянка Каменистая

Выявленные объекты

с. Утан, 4 км сев.-зап. села, правый берег р. Куэнга, г. Каменистая

106

Могильник

Выявленные объекты

с. Утан, 4 км сев.-зап. села, правый берег р. Куэнга, 400 м сев-зап. стоянки № 102 по наст. списку

107

Могильник

Гребешок

Выявленные объекты

с. Утан, 4 км зап. села, 2,5 км сев.-зап. стоянки Утан (№ 101 по наст списку)

108

Стоянка

Выявленные объекты

с. Утан, 5,5 км южнее села, правый берег р. Куэнга, напротив железнодорожного моста, у ОТФ

Приложение №3.

 

16

 

Просмотров работы: 866