Моя маленькая Родина…
Сколько известного и неизвестного,
изведанного и неизведанного
таишь ты в себе...
«Было время да прошло, а слова остались...» Так гласит забайкальская народная мудрость. И лучше не скажешь. Да, прошли века, а след жизни поколений запечатлелся и продолжается в Слове. И наиболее ярко это видно на примере народных и авторских сказок, былей и легенд.
Легенды как никакое другое искусство могут быть средством для исследования истории отдельных народов, поскольку в легендах зафиксированы события прошлого.
Изучая историю села Утан, я в нашей сельской библиотеке прочитал «Легенду о белых берёзах». В ней говорится о том, что: «Давным-давно, недалеко от села Утан на одной сопке жил полудикий народ – Маменганы. Они жили родами и племенами. Маменганы занимались исключительно охотой, потому что окружали их дремучие леса и высокие сопки. В этих лесах росли лиственница, ольха, сосна, ель, кустарники и травы. Позже в этих лесах начала появляться белая берёза, семена которой занесли птицы и ветер. Маменганы сильно испугались этих берёз. Они были неграмотны и верили своим вымыслам. Они решили, что к ним проникает белый царь, которого они очень боялись. Маменганы были так напуганы, что стали живые закапываться в землю со своим имуществом. Они подкапывались под гору, делали легкие крыши, покрытые ветками, сверху накладывали камни, потом подлезали под крыши, выбивали стойки, и камень их заваливал» (см. приложение№1).
Меня заинтересовала эта история, и я захотел в ней разобраться, поэтому тема моего исследования звучит так: «Легенда о белых берёзах»: правда или вымысел?
В ходе своего исследования я попытаюсь установить, какая часть этой легенды выдумана местными жителями, а какая была на самом деле, ведь легенда – это не только фантастическое повествование, основу легенды обычно составляет какой-то реальный случай или реальный человек.
Актуальность темы: установление исторической справедливости, правдивой основы местной легенды.
Цель: провести исследование и установить достоверность бытующей легенды.
Задачи:
Собрать информацию, положенную в основу легенды.
Просмотреть письменные источники, в которых упоминается о Мамингане.
Собрать материал исследования.
Объект исследования: «Легенда о белых берёзах».
Предмет исследования: падь Маминган, старый могильник, рассказы местных жителей.
Методы:
Изучение и анализ литературы.
Опрос местных жителей, работников библиотеки, учителей, учащихся.
Обобщение и систематизация материала.
Гипотеза: в основу легенды обычно положено какое-либо историческое зерно, поэтому я считаю, что в месте расположения пади Маминган, действительно, когда-то проживал какой-то народ.
Практическая значимость: данное исследование может применяться на внеклассных мероприятиях, на уроках истории, а также изучения в качестве материала краеведческом музее.
Глава 1. Легенды и историческая действительность
Забайкалье – особая территория. Это земля, на протяжении многих тысячелетий служившая своеобразным коридором, по которому двигались малые и большие народы и племена. Через эти широко открытые ворота издавна происходил обмен населением и культурными ценностями.
Легенды как никакое другое искусство могут быть средством для исследования истории отдельных народов, поскольку в легендах зафиксированы события прошлого, в том числе и исторические события.
Представление о берёзе в мифах, легендах и поверьях достаточно противоречиво. Некоторые народности считали, что берёза приносит сплошные беды и несчастья, строить дом на месте, где росла берёза – это верный путь к болезням и даже к смерти.
Другие наоборот поклонялись этому дереву и считали её воплощением чистоты, доброты и благородства. Как бы там ни было, на Руси берёза всегда была любимым деревом и настоящим символом русского народа. Наши праотцы почитали это дерево за то, что она могла исполнять самые сокровенные желания. Нередко молодые девушки приносили берёзе угощения, усаживались около неё и обращались с просьбой исполнить самую заветную мечту.
Я рассмотрел статьи о легендах в сети Интернет, в сельской библиотеке просмотрел книгу «Забайкалье – золотая моя колыбель», автор которой редактор-составитель Куренная Е.Ф., но про данную легенду ничего не нашёл.
Продолжая своё исследование, я опросил местных жителей разного возраста.
Первой была Коноплёва Лидия Николаевна, 1955года рождения, по профессии – воспитатель, была заведующая детским садом «Тополёк». Сейчас эта женщина на заслуженном отдыхе.
Вот что она рассказала: «Я работала в детском саду «Тополек» села Утан, я не только занималась воспитанием детей, но и меня интересовала история нашего села. Где-то в 70-х годах в сельской библиотеке работала Переломова (Балагурова) Ольга Андреевна, которая нам дала эту легенду. А где она её взяла, я не знаю. Слышала, что недалеко от Утана есть падь, название которой Маминган».
От Золотарёва Виктора Павловича, 1966 г. рождения, я услышал другую интересную историю: «В детстве мне дед Калуга (Черепанов Андрей Елизарович) рассказал про легенду и поведал о том, что в пади Маминган обитает приведение, в народе её называют «Маминганиха». Она являлась деду Калуге в разной одежде. Если на ней желтые шкуры, то к хорошей охоте. А когда я учился в 7-8 классе (77-78гг.) мы ходили туда, видели могилы и даже вели свои раскопки, находили осколки глиняных горшков. Найденное «сокровище» уносили в школу. Виктор Павлович ещё заметил, что захоронения находятся на солнечной стороне горы, и там нет ветра, зимой в этом месте нет наносов снега».
Викулов Виктор Владимирович, 1952года рождения, тоже знает легенду, и место нахождения пади Маминган, он видел разграбленные курганы.
Также знают и некоторые ученики нашей школы: Кожуховский Иван, ученик 8 класса, Золотарёв Дмитрий, ученик -5 класса.
Меня заинтересовало месторасположения этой пади, и я захотел побывать на этом месте.
Я обратился к руководителю исследовательской работы – Гордий Оксане Владимировне с просьбой посетить это место. Вместе с ней и её мужем мы побывали в пади Маминган два раза, так как летом курганы находились в траве, и их было плохо видно, осенью это сделать можно было лучше.
Глава 2. Курганы Бурхотуйской культуры
Затем меня заинтересовало, кто же там был захоронен.Воспользовавшись, интернет ресурсами, я там нашла перечень объектов историко-культурного наследия (см. приложение №2), где г. Маминганская упоминается 7 раз, из которых 4 могильника и 3 стоянки.
Проводя свое дальнейшее исследование, я выяснил следующее: в начале II века до н.э. в степях Восточного Забайкалья повсеместно перестают возводиться монументальные плиточные могилы. На смену им приходят многочисленные курганные могильники. Впервые подобные курганы были открыты в 1958 году академиком Алексеем Павловичем Окладниковым (1908-1981гг.) в пади Бурхотуй на земле среднего Онона. Захоронения этим по многим признакам существенно отличались от всех известных до того археологических памятников. Они были выделены в отдельную археологическую культуру, названную Бурхотуйской.
А.П. Окладников о ней писал: «Сопоставляя всё, что нам сейчас известно о погребениях бурхотуйского типа, можно сделать вывод, что они занимают место между памятниками гуннского и тюрского времени, то есть в пределах II-VIII веков. Наиболее крупные могильники (Маминган, Кунга, Голый Мыс, Подгорная, Кангил-1 и др. в бассейне реки Шилка) включают от 50 до 150 погребений; в остальных их 10–15, реже 20–25. Погребения имеют каменные куполообразные выкладки размерами от 3 до 5 м. Умершие погребались на спине, в вытянутом положении, реже на боку, головой на запад – северо-запад. В изголовье обычно ставился глиняный сосуд с жертвенной пищей. Из сопроводительного инвентаря выделяются костяные и железные наконечники стрел, костяные обкладки луков, железные ножи, пряжки и предметы украшений, в том числе бронзовые браслеты, кольца, серьги, бронзовые и золотые нагрудные гривны – символы власти и особого положения в обществе. У каждого племени или даже рода были свои похоронные обычаи, обряды погребения, в чём-то отличные от других.
Чернышевским археологическим отрядом (руководитель Ю.С. Орлов) в степной части Нерчинского, Чернышевского и Сретенского районов разведано 46 курганных могильников, в которых насчитывается более 700 захоронений. Здесь найдены поля погребений, имеющие более ста курганов каждая (в падях Маминган, Сиротинка известковая, Могильная).
Такое скопление погребений говорит о том, что здесь длительное время обитало довольно многочисленное население. О многом могут поведать нам курганы. Ведь недаром же их называют историческими памятниками.
Курган — разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется обычно сооружением земляной насыпи над погребальной ямой. На территории Чернышевского и сопредельных с ним районов относятся к Бурхотуйской культуре, оставлены сяньбийскими родовыми общинами тоба, находит неоспоримое подтверждение в материалах многлетних археологических раскопок на территории. Могильники племени тоба всегда располагаются у подножья обращенных на юг, к солнцу (солнцепечных) сторонах сопок. Для кладбища выбирались каменистые склоны с выветренными, разрушающимися выходами горных пород. Такое размещение курганов облегчало работу по их сооружению, так как строительный материал находился на месте. Достаточно было глыбы и обломки просто скатить вниз по склону, непосредственно к месту погребения.
Похоронные обычаи сложились у людей с древнейших времён. Они основывались на уважении к умершему человеку, заботе о его существования в загробном мире, а также на самых простых санитарных нормах. Погребение в земле и наброска камня на могилу для защиты тела умершего от зверей – стервятников возникло, видно, на самых ранних порах существования человека на земле.
Подавляющее большинство погребений Восточного Забайкалья, подвергалось когда-то ограблению, чаще всего неоднократному. Грабители в древности, знавшие, где и что лежит в погребениях, выходили узкой воронкой точно на голову, шею и грудь погребённого. Там можно было найти ценные украшения(см. приложение №3). Грабители XVII-XIX веков, так называемые бугровщики, не скрывали своей разрушительной работы, оставляя безобразные ямы на месте кургана. Неограбленный курган – это большая редкость и удача археолога. В пади Маминган близ Утана из 127 курганов нет ни одного неограбленного .
Подвижный образ жизни пастухов – кочевников, легкие жилища типа юрт или кибиток - это одна из причин того, что при многочисленных курганах могильниках на территории Чернышевского и соседних с ним районов до сих пор не обнаружено не только ни одного городища, но и стойбища Бурхотуйской культуры.
Заключение
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее:
- просмотрев современные источники, я сделал вывод, что в них данной легенды нет.
- из бесед с местными жителями я узнал, что «Легенда о белых берёзах» существует. Её вспомнили люди разного возраста. Значит, эту историю пересказывают много раз.
-при личном осмотре пади Маминган я убедился, что там имеются старые захоронения, которые делали в пределах II-VIII веков, тому свидетельствуют погребения из каменной выкладки. О глиняных сосудах в своём рассказе упоминал местный житель Золотарёв Виктор Павлович, также про данное написано в книге «История и география Чернышевского района», что в пади Маминган находятся разграбленные захоронения, относящиеся к Бурхотуйской культуре.
Цель моей исследовательской работы достигнута. Я провёл исследование и установил достоверность данной легенды. Гипотеза оказалась верна, в основе «Легенды о белых берёзах» лежат реальные факты. Мои поиски и исследования на этом не прекращаются.
Список использованной литературы1. Кириллов И. И. Восточное Забайкалье в древности и средневековье.
Иркутск, 1979;
2. Ковычев Е. В. История Забайкалья (I - середина II тысячелетия нашей эры).
Иркутск, 1984;
3. Окладников А. П. Археология Северной, Центральной и Восточной Азии.
Новосиб., 2003.
4. В.А. Кривенко, В.С. Кулаков, Ю.С. Орлов, Н.С. Сысоева, В.С. Чухачёв, Л.М. Ядыкин. «История и география Чернышевского района»научно-
популярное издание. Чита2003.
5. «Забайкалье – золотая моя колыбель». Сказки, легенды, были, сказания Редактор – составитель Куренная Е.Ф.,2005. – 305с.
6. Летопись села Утан
Приложения
Приложение №1. «Легенда о белых берёзах»
Приложение №2. Перечень объектов историко-культурного наследия
Приложение №3. Могильник Голый Мыс, падь Прямой Лог (рисунки основных признаков Бурхотуйской культуры)
Приложение №1
Приложение №2.
Чернышевский АрхеологияПеречень объектов историко-культурного наследия.
Чернышевский район
населенный пункт ( район )
памятники археологии
вид объекта (ов)
№ |
Наименование объекта |
Категории объектов культурного наследия |
Местонахождение объекта |
93 |
Стоянка |
Выявленные объекты |
с. Утан, 1,5 км сев. села, правы берег р. Куэнга, терраса |
94 |
Могильник |
Выявленные объекты |
с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская (в площади стоянки № 92 по наст. списку) |
95 |
Стоянка |
Выявленные объекты |
с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская (в площади Могильника № 91 по наст. списку) |
96 |
Стоянка |
Выявленные объекты |
с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская |
97 |
Стоянка |
Выявленные объекты |
с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская |
98 |
Могильник |
Выявленные объекты |
с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская |
99 |
Могильник |
Выявленные объекты |
с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская |
100 |
Могильник |
Выявленные объекты |
с. Утан, 7 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская |
101 |
Могильник |
Выявленные объекты |
с. Утан, 4 км зап. села, правобережная часть пади Марково. |
102 |
Могильник |
Выявленные объекты |
с. Утан, 7 км юго-зап. села, приустьевая часть пади Сохатинская (Утан Пашенный) |
103 |
Стоянка Утан |
Выявленные объекты |
с.Утан, 1 км. западнее села, приустьевая часть правосторонняя часть р.Утан |
104 |
Стоянка Утан-2 |
Регионального значения |
с. Утан, 1 км зап. села, 800 м юго-зап. стоянки; 100 (по наст. списку) |
105 |
Стоянка Каменистая |
Выявленные объекты |
с. Утан, 4 км сев.-зап. села, правый берег р. Куэнга, г. Каменистая |
106 |
Могильник |
Выявленные объекты |
с. Утан, 4 км сев.-зап. села, правый берег р. Куэнга, 400 м сев-зап. стоянки № 102 по наст. списку |
107 |
Могильник Гребешок |
Выявленные объекты |
с. Утан, 4 км зап. села, 2,5 км сев.-зап. стоянки Утан (№ 101 по наст списку) |
108 |
Стоянка |
Выявленные объекты |
с. Утан, 5,5 км южнее села, правый берег р. Куэнга, напротив железнодорожного моста, у ОТФ |
Приложение №3.
16