КАЛУЖСКАЯ ГАМАЮНЩИНА: СКАЗКА И БЫЛЬ ПРАВОБЕРЕЖЬЯ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КАЛУЖСКАЯ ГАМАЮНЩИНА: СКАЗКА И БЫЛЬ ПРАВОБЕРЕЖЬЯ

Зимбулатова А.И. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 33" г. Калуги
Черкасова М.В. 1
1МБОУ "СОШ №33" г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучая биографию нашего земляка композитора Николая Петровича Ракова (1908 - 1990), мне стал известен такой факт. Летом 1925 года, тогда еще студента Московского музыкального техникума, семнадцатилетнего одаренного и увлеченного музыканта Колю Ракова руководитель Калужского общества Истории и Древностей М.Е.Шереметева пригласила в этнографическую экспедицию. Целью работы экспедиции был сбор сведений и описание крестьянского свадебного обряда. Задание для Николая Ракова - нотная запись свадебных песен [1, 357]. Экспедиция работала в селениях, находящихся на Правом берегу Оки возле Калуги. Называлась эта территория Гамаюнщина.

Меня заинтересовало название «Гамаюнщина». Вместе с классным руководителем мы начали поиск и сбор краеведческих материалов.

Актуальность темы, выбранной для исследования, обусловлена необходимостью изучения исторических корней, изучением и популяризацией истории родного края, сохранением и возрождением традиций.

Цель исследовательской работы:

- выявить историко-культурные особенности наследия Гамаюнщины.

В ходе исследования решались следующие задачи:

- анализ и оценка документальных и печатных источников, посвященных описанию Гамаюнщины;

- изучить владельцев Ромодановской волости;

- найти лингвистическое, сравнительно-историческое значение слова «Гамаюнщина»;

- изучить авторские мнения калужских краеведов современности;

- оценка влияния этнографических особенностей крестьян Гамаюнщины на формирование современных традиций.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение краеведческой литературы, периодических изданий о Гамаюнщине из архивов фондов Калужского краеведческого музея, Областной библиотеки имени Г.В.Белинского, Областной детской библиотеки; исторический метод; системный анализ собранного материала.

Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, библиографии, содержащей четырнадцать источников и двух приложений.

Объект исследования: Гамаюнщина как этническая самобытность Калужского Правобережья.

Предмет исследования: традиции народной вышивки, народного костюма, куклы-гамаюнки.

Гипотеза: изучая, возрождая и сохраняя народные традиции края, создаем условия для привития любви к своей малой Родине; знакомясь с историко-культурным наследием, формируем нашу гражданскую позицию.

Новизна данной работы заключается с социальной направленности на проблемы сохранения народных традиций Калужского края.

Глава 1

Гамаюнщина: историческая справка

«Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался,

играет главную роль в истории мира.

И обычно даже не знает об этом»

Пауло Коэльо. Алхимик

В 1925 году Калужским обществом Истории и Древностей 1 была издана отдельная книга «Крестьянская одежда в Калужской Гамаюнщине». В основе книги лежат результаты работы этнографической экспедиции в близлежащих к Калуге деревнях и селах, расположенных на правом берегу Оки. Автор книги и руководитель экспедиции Мария Евгеньевна Шереметева пишет, что согласно местному преданию, группа деревень правобережья Оки именуется «Гамаюнщина». В 1928 году в книге «Свадьба в Гамаюнщине Калужского уезда», ставшей результатом продолжавшихся этнографических исследований 2, автор публикует схематическую карту района «Гамаюнщина», с указанием населенных пунктов и «границы» Гамаюнщины (рис.1)

В начале 16 века территория Калужской Гамаюнщины окончательно переходит под ведение Московского государства, является «окраиной Московии» и находится в разряде «дворцовых» земель. Первым достоверно известным владельцем этой территории, называемой поэтично-сказочным словом «Гамаюнщина», с конца 17 века являлся ближайший сподвижник Петра I — князь Федор Юрьевич Ромодановский (1640—1717 гг.). По словам русских историков, Петр I уважал князя «за испытанную верность и любовь к правде», за то, что он был «по-собачьи преданный Петру». Род Ромодановских, старый дворянский род, корнями своими уходящий к Рюрику. Князь Федор Ромодановский был в ближайшем окружении молодого царя, участвовал во всех царских затеях и потешных боях, поддерживал все начинания государя и был верен последнему до конца своих дней. В 1697 г., отправляясь в заграничное путешествие, царь Петр I вверил Федору Юрьевичу Ромодановскому управление государством, присвоив ему титул князя-кесаря и Его Величества.

Рис. 1 Карта Калужской Гамаюнщины – Ромодановской вотчины.

Сост. М.Е. Шереметевой [8, с.8-9]

В домашней жизни Федор Юрьевич отличался необыкновенно строгим нравом и придерживался старорусских обычаев, был строг и суров со своими близкими и окружением. «Петр Великий терпеливо сносил впоследствии многие неприятности от Ромодановского, как то можно видеть из письма его к графу Апраксину от 8 июля 1713 г. из Санкт-Петербурга: «С дедушкой нашим, как с чертом вожуся: я не знаю, что делать. Бог знает, какой человек!..».

В конце 17 века Ф.Ю. Ромодановскому принадлежали земли так называемой Гамаюнщины, включавшие ровно 17 селений: Ромоданово, Квань, Рождествено, Верховая, Воровая, Покров, Пучково, Чижовка, Шопино, Секиотово, Грачи, Верхняя и Нижняя Вырка, Еловка, Животинки, Колюпаново, Горенское. Все села и деревни, принадлежавшие князю, входили в Ромодановскую волость. Центром волости стало село Ромодановское (ныне с. Ромоданово). В 1691 г. в селе Ромоданово для князя была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

После смерти Федора Юрьевича в 1717 г. Ромодановские земли перешли его сыну - Ивану Федоровичу Ромодановскому, который тоже пользовался царской благосклонностью, «находился ближним стольником» императора.

Скончался И.Ф. Ромодановский 9 марта 1730 г. В 1734 г. его вдова Наталья Федоровна и Михаил Гаврилович Головкин пожелали к церкви Рождества Пресвятой Богородицы сделать каменный придел во имя св. апостолов Петра и Павла.

Возможно, что за князьями Ромодановскими повелось в народе название их царско - кесаревского титула «гамаюн», а название местности — «Гамаюнщина».

Со смертью И.Ф. Ромодановского мужская линия рода прервалась. В дальнейшем эта вотчина была унаследована дочерью Ивана Федоровича Ромодановского — княжною Катериной Ивановной, в замужестве Головкиной. Ее муж граф Михаил Гаврилович Головкин был вице-канцлером при императрице Анне Иоановне.

В 1739 году вотчину с центром в селе Ромоданово и 27 селами и деревнями купил у графа Головкина известный промышленник и заводчик, дворянин Никита Демидов. Он стал строить заводы для переделки чугуна в железо на речке Выровке. Крестьян жестко привлекал к заводским работам, что влекло «своевольства» и «противности». Были даже восстания, которые подавлялись войсками. Сын заводовладельца обращался в Сенат с просьбой: «...посланных из Ромодановской нашей волости на сибирские заводы гамаюнов, идущих... с письмами или каким уведомлением, переловить…». У Никиты Никитича было пятеро сыновей. Ромодановская вотчина по наследству перешла к младшему, Алексею.

В 1812 г. эта местность принадлежала помещику Олонкину. Его имя запечатлелось в названии «Олонкин сад».

В середине 19 века правый берег Оки излюбленное место для прогулок калужан. В 1849 году Калугу посетил Николай Васильевич Гоголь. Он разделял пристрастия калужан в плане прогулок, более того, с высокого правого берега Оки из села Ромоданово Калуга своим видом напоминала писателю Константинополь.

В 1877 г. земля при селении Ромоданово была продана «Товариществу мануфактур Коншина» в Серпухове. При Коншине, богатом бумагопрядильном фабриканте, поместье представляет собой уже не усадьбу, а дачу. Главный дом построен в 1880-х годах военным инженером М.П. Фабрициусом по рисункам академика архитектуры В.П. Загорского.

Потомственный дворянин Николай Николаевич Коншин (старший) состоял старостой церкви Рождества Богородицы в селе Ромоданове с 1878 года. У церкви им был построен дом для псаломщика. В храме поставлен новый иконостас, обновлена живопись, сделан новый пол из каменных плит и духовые печи. На средства второй жены, Ольги Николаевны (1841 — 1888), 30 августа 1879 г. было открыто начальное училище в Ромоданове, которое временно помещалось в одном из флигелей госпожи Коншиной.

В 1904 году великолепный господский дом в селе Ромоданово служил временной резиденцией для Николая II, прибывшего в Калужскую губернию перед русско-японской войной. К сожалению, 18 июня 1906 года от удара молнии дом сгорел дотла.

В 1916 г. в ромодановском имении распоряжалась наследница Николая Николаевича Коншина — Капитолина Николаевна (1876-1968). Она вышла замуж за Полуэктова Евгения Григорьевича, который содержал юридическую контору в Москве и стал фактически последним владельцем Ромодановских земель - Гамаюнщины.

14 января 1929 года Калужская губерния и все её уезды были упразднены.

Глава 2

А была ли «Гамаюнщина»?

Поколения, которые могли бы нам рассказать об истории вотчины на правом берегу Оки уже совсем ушли. Из числа нынешних жителей нового района Правобережья г. Калуги мало кто знает, что живут в местности, народное название которой Гамаюнщина.

В своем исследовании ответим на два вопроса. Вопрос первый: какое значение в русском языке имеет слово «гамаюнщина» и однокоренные с ним слова? Вопрос второй: Когда в краеведческой литературе по истории Калужского края появился термин «Гамаюнщина»? Откуда пошло это название? Вопросы эти интересовали исследователей еще с середины 19 века.

Вернемся к вопросу о значении слова. В «Словаре русских народных говоров», изданном Академией наук СССР в 1970 г., значение слова «гамаюн» очень часто привязано именно к Калужской области.

«1. Гамаюн, гомаюн и гомоюн 1. Заботливый, усердный, трудолюбивый человек. Г а м а ю н . Калуж3.

3. Человек, находящийся постоянно в движении, непоседа; суетливый человек -

Г а м а ю н. Калуж. Даль (3-е изд.)

5. Г а м а ю н. Тот, кто любит много разговаривать или кричать. Говорун, словоохотливый: тот, кто влияет силой речи на кого-либо, убеждая, восхищая и т.п. – Крикун. Калуж.» [3, 128-129 ]

Есть еще значения: «Гамаюн и гомоюн. 1. Прозвище человека с какими-либо особенностями в речи, отличными от местной речи. … Гамаюны - «говорящие испорченным, протяжным наречием, вроде Нижегородцев» … за их певучий говорок. Часть этих гамаюнов - выходцы из пределов бывшей Калужской гамаюнщины; еще в начале 20-го столетия некоторые бытовые черты уральских гамаюнов совпадали с чертами Калужан-гамаюнов.» [3, с.129]

Получается, что на территории Калужского правобережья, благодаря историческим условиям, сложился особый уклад жизни, свой говор, свой костюм, отличающийся от соседних местностей. В большинстве случаев население само отмечало и выделяло такую группу, давая ей особое прозвище. Иногда народная память просто-напросто сохраняла старые термины. Источником названий служили «народные предания, фамилии географического происхождения и географические имена селений».

Для представителей Тульской области характерно «гамаюнить», то есть громко говорить, кричать, браниться, шуметь, буянить. Это значение слова подметил Владимир Иванович Даль [5, с.922]

Еще одно значение слова связано со сказаниями и мифами. Гамаюн – птица вещая, у язычников славян - посланник богов, глашатай. Гамаю́н - в славянской мифологии волшебная птица с женским лицом, обладающая знанием всего на свете и пророческим даром; тому, кто услышит ее пение, открываются великие тайны; когда она летит, начинается буря. [6]

В Современном энциклопедическом словаре первое значение слова «Гамаюн» определено, как «1) (персидское) в восточной мифологии священная птица, символизирующая счастье, богатство, власть (человека, на которого упадет ее тень, ожидают богатство, удача и т.п.)» [4].

Какое значение слова дало жизнь топониму «Гамаюнщина», останется загадкой, которая, скорее всего, уже не будет разгадана ни историками, ни краеведами. И, все-таки, когда появился термин «Гамаюнщина»? Когда краеведы обратили на него внимание?

Лето 1861 года в деревне под Калугой провел тогда еще студент Петербургского университета, позже - известный русский этнограф Григорий Николаевич Потанин (1835-1920). Знакомство с особенностями быта и хозяйства местного населения произвело на него сильное впечатление, результатом чего стала статья «Гамаюнщина», опубликованная в газете «Калужские губернские ведомости» (№№ 32, 33, 1861г.). В статье автор, ссылаясь на рассказ одного местного крестьянина, который якобы вещал ему о «Гамаюнщине», сообщает, что эта местность «так называется по имени какого-то Гомоса, управляющего вотчиной в старые годы». Г.Н. Потанин в статье, отмечая агрессивность крестьян Ромодановской волости, приводит ряд домыслов, что термин «Гамаюнщина» происходит от слов «гам», «гамаюнить», то есть «шуметь», «кричать», «ругаться».

В конце 19 века в Калужской губернии работала группа офицеров Генерального Штаба по её описанию для военных целей. В 1864 году в Санкт-Петербурге подготовлены к печати и отпечатаны «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Калужская губерния». В двух частях: Часть I и Часть II. Составил материалы подполковник Генерального Штаба М. Попроцкий. В разделе «Жилища, пища и одежда» описаны быт, костюм, занятия и т.п. крестьян Гамаюнщины [2, 180-183]. Книга «Материалы…» носит описательный характер, но обширность географических, исторических, этнографических и прочих представленных данных, может свидетельствовать о том, что каждый описанный факт проверялся составителями.

В «Памятной книжке и Адрес-Календаре Калужской губернии на 1910 год», изданной в 1910 году в Калужской Типо-литографии Губернского правления, в разделе «Отдел Исторический» имеется глава «Гамаюнщина» (Приложение 2). После перечисления деревень, входящих в «значительную вотчину» с «особенным именем», напечатана песня, которая «в Гамаюнщине поется», и в которой все деревни Гамаюнщины «характеризуются различным способом» [12, с. 40-41].

Калужский краевед Дмитрий Иванович Малинин в книге «Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии» в описании окрестностей Калуги «в настоящее время», то есть в 1912 году, называет «против города на правом берегу Оки … по Перемышльскому шоссе, за плашкоутным мостом («живым») деревню Гамаюнка». [9, с.64] Вероятно, ныне это деревня Ромодановские Дворики.

И, наконец, калужский краевед Мария Евгеньевна Шереметева (в 1920-е годы научный сотрудник Калужского государственного музея) подтвердила этнические особенности крестьян Гамаюнщины. В своих работах о Гамаюнщине [7,8] она предположила, что название местности, по утверждению окрестных жителей, не принадлежащих вотчине, происходит от бранного слова «гамаюн», и, что «Гамаюнские крестьяне прозваны так за свою неуживчивость и шумливость». М.Е. Шереметева так же повторяет мысль краеведа Потанина, что Гамаюнщина могла быть названа, «согласно местному преданию, от прозвища (Гамаюн, Гам) одного из владельцев вотчины, жившего не позднее второй половины 18 века.

Тема исторических корней «Гамаюнщины» остается актуальной и до настоящего времени. В 90-х годах 20 века в школе №50 (на правом берегу) существовал этнографический музей, который носил название «музей Гамаюнщины». Именно заведующая библиотекой этой школы Соболева Лариса Геннадьевна проделала большую работу, провела этнографический опрос коренных жителей правобережных деревень. Результатом её исследования стала статья «В поисках загадочной Гамаюнщины» в сборнике «Калуга в шести веках: материалы 7-й городской краеведческой конференции, октябрь 2008 г. [10, 146-153]. Позиция автора однозначна: Калужское Правобережье не носило народного названия «Гамаюнщина». Существовала Правобережная вотчина, а «Гамаюнщина» красивая лингвистическая сказка.

Достоверно только то, что название «Гамаюнщина» закрепилось за территорией Правобережья лишь в краеведческой литературе. Но в любой истории существуют свои легенды, сказы и предания. Они и есть те самые невидимые нити, которые связывают поколения. Стоит ли тогда рвать их и забывать о них?

Глава 3

Что выбрать: забвение или традиции?

Как мы выяснили в предыдущих главах исследования, название Правобережных деревень бывшего Калужского уезда «Гамаюнщина», вероятнее всего, создано краеведами, как красивая легенда. Вместе с тем, краеведческие источники [3,7,8,9] дают возможность утверждать об этнической самобытности этой территории. М.Е.Шереметева прямо указывает, что «в бытовом отношении селения (Гамаюнщины – А.З.) имеют много общих черт.» [8, с.8] В другом своем исследовании - «Крестьянская одежда Калужской Гамаюнщины» - М.Е.Шереметева также пишет, что «в отношении одежды Гамаюнщина является районом обособленным, сохраняющим старинный костюм, в то время как соседние с ней деревни того же уезда давно уже перешли к платью городского покроя» [9].

Этническая обособленность жителей Гамаюнщины оказала некоторое влияние на историческое наследие в народном творчестве калужских мастеров, определила некоторые традиции в культурном пространстве Калужского края. Например, костюм крестьянки-гамаюнки, очень досконально описанный и изученный М.Е. Шереметевой. Самобытность костюма заключается в удивительной вышивке, которая передает образы, заимствованные из вятической славянской мифологии. Вышивка на костюме как бы оберегает человека от черной силы.

В коллекции Калужского областного краеведческого музея имеются элементы одежды, принадлежащие крестьянкам Гамаюнщины. Например, передник середины 19 века, получивший название «занавеска-вислая» по его оригинальному покрою. Это слегка расширенное к низу полотнище без пройм и выреза горловины, крепившиеся с помощью завязок к шее и подмышками (рис. 2). Передник почти сплошь в несколько рядов вышиты цветной перевитью. Или передник с отрезной кокеткой. (Рис.3) [13]

Рис. 2 Передник. Сер. 19в.

Калужская губ., Перемышльский уезд

Кат. № 24

Рис. 3 Передник. Кон. 19в. Калужская губ., Калужский уезд, Покровская вол., д. Квань

Кат. №33

Символика разнообразных узоров вышивки с древнейших времен имела глубокий смысл. В 19 - начале 20 веков мастерицы – вышивальщицы не всегда могли точно его объяснить, но они помнили благожелательность древних узоров.

В узорах особое значение придавалось солярным знакам – символам солнца. Издавна ими считались круг, прямой четырехконечный крест, круг с радиусами, круг с вписанным в него крестом.

Солярные (солнечные) знаки часто вышивались рядом с всадниками, которые олицетворяли солнечное божество. Вышивая эти знаки, мастерицы как бы молили солнце послать больше тепла на крестьянские поля, согреть все живое своим светом.

Ряд женских фигурок с поднятыми вверх руками – «куколки» - изображал эту мольбу.

Вестниками солнца были многочисленные птицы. В вышивке это «павы» с изящным контуром туловища и пышным хвостом.

Костюм крестьянки-гамаюнки нашел свое отражение в наряде куклы- «вертушки». Эта кукла – не что иное, как скатанная в трубочку ткань, облаченная в тряпичное подобие одежды, где нитками на уровне условной шеи обозначена головка.

Домашние куколки «вертелись» быстро и просто в виде «скал­ки». Сначала это делали бабушки или мамы, чтобы затем, и сами дети смогли повторить такую «вертушку». Надо заметить, что лицо у куклы, особенно в деревнях, никогда не обозначалось. Так как существовало поверье, что кукла «с глазами» обретает душу и мо­жет темной силой влиять на ребенка, который с ней играет. [11, с. 169].

Рис.4 Кукла «Гамаюнка» из тематической разработки ГУК «Калужская областная детская библиотека. [11]

Кукла «Гамаюнка» получила вторую жизнь среди калужских краеведов, ценителей калужского фольклора, в пропаганде народного творчества среди детей. Известный краевед Валентина Николаевна Фридгельм с калужскими детьми на практике повторили весь процесс создания куклы «Гамаюнки»: от изготовления самой куклы до пошива и вышивки костюма, «до последнего стежка в её одежде». Для пошива одежды использовались выкройки, опубликованные в книге М.Е.Шереметевой [7]».

Исследовав все материалы о Калужской Гамаюнщине, у нас сложилось чувство неопределенности: исторически «Гамаюнщины» не существовало, а традиции в народе остались. И встали мы на распутье: пойти на поводу исторической справедливости и предать забвению само понятие «Гамаюнщина» в отношении Правобережья Калуги или принять этнографические особенности населения, и способствовать продолжению и популяризации Правобережной легенды с красивым именем «Гамаюнщина». Через народный костюм, через кукол - Гамаюнок, через свадебные обряды, через песенное творчество заявлять о Калужской самобытности.

Мы думаем, сила народа в его Памяти. Ни научные методы анализа, ни распространение вторичной информации, ни отсутствие документальных подтверждений существования названия «Гамаюнщина» не смогут помешать зарождению новых традиций на этнических народных корнях. И, наверное, легенде о «Гамаюнщине» быть, и существовать, и воспитывать любовь калужан к своей малой Родине.

Заключение

Растущий интерес нынешнего поколения к своим истокам, к историческим особенностям, традициям, историческим фактам, ранее сокрытым от всеобщего ознакомления, делает возможным расширить изучение истории родного края за пределами школьных учебников. Быль превращается в сказку, а красивые сказки обретают реальность. Так получилось с Калужской Гамаюнщиной.

История территории Правобережья неразрывно связана с историей Калуги, Калужского края. И это понятно. Близость к Москве, наличие человеческих и природных ресурсов, делали территорию значимой. Ни одна страница вписана в развитие чугунолитейного дела России именно калужанами – гамаюнами.

При всей обширной значимости слова «гамаюн (гомоюн)», мы считаем, что на первом месте стоит значение «заботливый, усердный, трудолюбивый человек». Оно наиболее полно характеризует народ, населявший Гамаюнщину.

Гамаюнщина была. Как обособленная этническая «значительная вотчина» с «особенным именем». Гамаюнщина есть. К сожалению, некоторые деревни стерло время: Грачи, Покров. Некоторые деревни ассимилировались с городом и полностью вошли в его границы. Например, село Ромоданово, деревни Пучково, Квань, Верховая. И, возможно, безосновательны доводы, что Гамаюнщины не было, потому что нынешние старожилы не помнят такого названия. Крепче памяти одного память народная. А как же песни, а как же костюмы, а как же оригинальная и самобытная вышивка? Куклы, наконец, с одноименным названием – Гамаюнки.

Очень трудно захотеть одному человеку и дать имя целой территории. В истории таких случаев единицы, и, как правило, они связаны с завоеваниями или открытиями новых земель. Наименование «Гамаюнщина» корнями уходит в самобытность крестьян, в историю волости, в характер и внутренний стержень жителей деревень Правобережья.

Мы считаем, что к истории нужно относиться осторожно и корректно. Поток «исторической» информации, заполонивший периодическую печать, Интернет может сыграть отрицательную роль, если не изучать вопрос в комплексе. Развитие, популяризация и созидание новых традиций возможно только на этнических корнях и благодатной почве. Этническая самобытность крестьян Калужской Гамаюнщины – исторический факт. Задача нынешних поколений не предать это забвению, а изучить её и найти ей применение в сегодняшнем дне.

Библиография

  1. Калужская энциклопедия / под ред. В. Я. Филимонова, Издание второе, переработанное и дополненное. - Калуга, изд-во Н. Бочкаревой, 2005.- 496 с.

  2. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Калужская губерния. Часть II — С-Пб., печатано в типографии Э.Веймара, 1864. – 770 с. http://www.runivers.ru/lib

  3. Словарь русских народных говоров. Выпуск шестой. Выросток-Гон – Изд-во «Наука», Ленинград, 1970. – 360 с..

  4. Современный энциклопедический словарь – Интернет-ресурс. http://www.вокабула.рф/энциклопедии/современный-энциклопедический-словарь/

  5. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Том первый А - З. Издание Москва, 1903 год. – Интернет-ресурс http:// www.runivers.ru /bookreader - Дата обращения 18.02.2017г.

  6. Ладыгин М.Б., Ладыгина О.М. Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

  7. Шереметева М.Е. Крестьянская одежда Калужской Гамаюнщины. Этнографический очерк с 9-ю рисунками на отдельных листах. – Калуга, 1925. – 25 с. 9 л.илл.

  8. Шереметева М.Е. Свадьба в Гамаюнщине Калужского уезда. – Калуга, 1928. - 112 с.

  9. Малинин Д.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. - Калуга: Золотая аллея, 2004 – 276 с.,ил.

  10. Соболева Л.Г., Соболев К.А. В поисках загадочной "Гамаюнщины". Сборник: «Калуга в шести веках: материалы 7-й городской краеведческой конференции, октябрь 2008 г.» – Калуга: Полиграф-Информ, 2009. – с.146-153

  11. Фридгельм В. Н. Кукла «Гамаюнка» // Родная старина. Материалы II и III научно-практической конференции по проблемам сохранения и развития фольклора. - Калуга, 2001.

  12. Памятная книжка и Адрес-Календарь Калужской губернии на 1910 год. С приложением плана города Калуги. Издание Калужского Губернского Статистического комитета - Калуга, Типо-литография Губернского Правления, 1910. – 332 с.

  13. Сафонова Г.Б. Народная вышивка Калужского края. Женская одежда и полотенца. Каталог коллекции Калужского краеведческого музея. – Калуга; Калужский областной краеведческий музей. Студия «Барс», 1994. – 86 с.

  14. http://www.kokm.ru/ru/po/125/e/ сайт Калужского областного краеведческого музея.

Приложение 1

Приложение 2

Памятная книжка и Адрес-календарь

Калужской губернии на 1910 год

1 Калужское общество истории и древностей (КОИД) образовано24 ноября 1918 года. Деятельность КОИД была направлена на изучение материалов по истории Калужского края, археологии, этнографии. За время своей деятельности Общество провело около 80 общих собраний, заслушало более 120 докладов по направлениям деятельности, издало около 10 книг своих членов. В июне 1929 года КОИД вошло в состав Калужского общества изучения местного края (КОИМК) и официально прекратило свою деятельность. [1, с.194]

2 В 1928 г. М.Е.Шереметева была награждена Серебряной медалью Русского Географического общества за этнографическое изучение Калужского края, и избрана действительным членом Общества.

3 Калуж. – сокращение, примененное в «Словаре русских народных говоров». Полное наименование – Калужская область.

Просмотров работы: 3049