Я живу в замечательном городе с красивым названием Елец. Куда ни кинешь взгляд, видишь летящие ввысь купола православных храмов. А какой чудесный колокольный звон летит над городом в вечерние и утренние часы, призывая людей на службу! Мой дом находится недалеко от Вознесенского собора, самого красивого и величественного храма города. В соборе меня крестили в младенчестве, причащали. Именно здесь я впервые исповедалась. С самого раннего детства мама и бабушка учили меня жить в вере, любить Бога, приучали ходить в храм, молиться. Храм - второй дом, где уютно, тепло, светло от лампад и сотен свечей, источающих необыкновенный аромат. Здесь царит спокойствие и умиротворение. Сюда хочется возвращаться снова и снова.
На уроках "Основы православной культуры" мы часто обращаемся к краеведческому материалу. Так, на одном из уроков мы узнали, кто такие святые. Я, конечно, знаю о жизни преподобного Сергия Радонежского, знакома с историей батюшки Серафима Саровского. Но эти святые люди жили очень давно и трудились далеко от моего родного города. Я задалась вопросом: "Не связана ли жизнь какого-либо святого человека с городом Ельцом?"
И когда в очередной раз мы с бабушкой пришли на службу в Вознесенский собор, то оказалось, что эта служба посвящена святому Сергию, архиепископу Елецкому! Так определилась тема моего исследования - "Святой архиепископ Сергий (Зверев)- священномученик земли Елецкой "
Цель исследования - узнать о жизни святого Сергия, донести информацию до людей, интересующихся историей родного края.
В процессе подготовки проекта я изучала книги о православной жизни в Ельце, искала информацию в сети Интернет, посетила Елецкий краеведческий музей, Детскую библиотеку им. А.С. Пушкина, библиотеку Вознесенского собора, прошла по местам, где жил и служил святой Сергий. Конечно, во всей этой работе мне помогали взрослые.
Задачи исследования.
1.Узнать, как человека могут причислить к лику святых
2.Изучить житие святого Сергия (Зверева), архиепископа Елецкого
3. Попытаться ответить на вопрос:"Может ли жизнь святого Сергия быть примером для современного человека?"
Гипотеза: я считаю, что праведная жизнь святого священномученика Сергия, архиепископа Елецкого - пример для подражания не только современным детям, но и всем будущим поколениям.
Основная часть.
Кого Церковь причисляет к лику святых?
870 лет стоит мой родной город Елец на берегу реки Быстрая Сосна. Это город помнит набеги кочевников, монголо-татар. Этот город стал препятствием для разорения Руси страшным и жестоким завоевателем Тамерланом. В годы Великой Отечественной войны именно здесь родилась поговорка: "Под Ельцом били всех - от Тамерлана до Гудериана". С какой бы стороны ни въезжал в Елец, открывается одна и та же красивейшая панорама - Величественный Вознесенский собор в окружении зелени и еле видных крыш одноэтажных домов. По воскресеньям и в праздничные дни над городом плывет чарующий
колокольный звон. Множество людей приходит в храмы, где каждый человек чувствует незримую защиту ото всех бед и невзгод..
Прабабушка мне рассказывала, что были и другие времена, тяжёлые, страшные, трагические. Пришла новая власть – и в 30-х годах 20 века начались гонения на веру. Многие храмы были взорваны и разграблены, колокола низвергнуты, священников и верующих людей арестовывали, отправляли в ссылки, многих потом расстреливали. Люди погибали, но не отступали от своей веры, не предавали Христа.
Нельзя было венчаться, крестить детей, молиться в церкви. За всё это велось преследование. Запрещался даже колокольный звон...
Мою прабабушку тайно крестили дома, и её папа не присутствовал, потому что не мог уйти с работы, так как было положение об увольнении за крещение детей.
Прабабушкин рассказ мне понять сложно. Я слушаю и не понимаю, что это за власть такая, которая расстреливала священников за то, что они помогали людям, отдавали всё ценное из храмов, чтобы помочь голодающим, молились за всех? Как можно закрыть храм Божий? Запретить веру в Бога?
Однако история говорит о том, что в 1932 году в стране была объявлена «безбожная пятилетка». Намечалось, что к 1 мая 1937 г. «имя Бога должно быть забыто» на территории СССР. Волна эта докатилась и до Ельца.
Начиная с 1917 года появляются новомученики – люди, которые умирали, но не отступали от православной веры и не отрекались от Бога. Таким человеком был архиепископ Елецкий Сергий (Зверев), причисленный к лику святых в 2000 году.
Каким образом вроде бы обычных людей причисляют к лику святых?
Святые – это земные люди, достигшие обожествления, то есть состояния причастности к Богу через восприятие божественных энергий и воссоединение с ними, которое даётся им в качестве награды за праведность. Разделяя в земной жизни вместе с другими людьми все тяготы бренного существования, они становились физическими носителями качеств, присущих иному миру. Святой, праведник – это земной ангел и небесный человек. Он соединяет Церковь земную и Церковь Небесную, ясно свидетельствуя о действенности божественного начала в мире. Народное, стихийно складывающееся почитание святого, как правило, предшествует признанию его святым официальной Церковью. Церковное признание выражается актом канонизации, призывающим паству к почитанию праведника в формах общественного богослужения, а также через иконы, жития, церковные службы и молитвословия.
По древней церковной традиции к прославлению в лике новомучеников и исповедников российских предлагаются лишь те, кто совершил подвиг мученичества или исповедничества непорочно, не оговорив ни себя, ни других в вымышленных преступлениях.
2. Из Жития святого священномученика Сергия, архиепископа Елецкого
Такой подвиг мученичества совершил архиепископ Елецкий Сергий. 20 ноября 2014 года в день памяти священномученика Сергия в Вознесенском соборе прошла Божественная литургия, состоялся Крестный ход вокруг собора, освящена памятная доска с образом священномученика Сергия, прослужившего в этом храме с 1929 по 1935 гг. До глубины души тронула меня проповедь епископа Елецкого и Лебедянского Максима, рассказавшего о страшных тяготах, выпавших на долю архиепископа Сергия.
Архиепископ Сергий Икона священномученика Сергия,
архиепископа Елецкого
Изучив несколько литературных и информационных источников, я узнала, что Владыка Сергий (в миру Александр Михайлович Зверев, 1870-1937) родился в семье священнослужителя. Окончил Московский университет, духовную семинарию, придворно-певческую капеллу со званием регента, Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Несмотря на возможности, которые представлялись блестяще образованному Александру Звереву, он избрал путь служения Христу и Его Церкви. Он был пострижен в монашество с именем Сергий и рукоположен во епископа Мелитопольского – это произошло в один день (тайно). [1]
Владыка Сергий всю свою жизнь боролся за чистоту Православия, был необычайно тверд в деле сохранения единства Церкви Христовой, умел обратиться к самому сердцу согрешившего человека, и многие приходы, отпавшие в обновленчество, вернулись в Православие.
В стране в то время свирепствовал голод. Владыка Сергий обратился к народу: «Пришла весна — для одних красная, а для других скорбная, мучительная. Зима съела прошлогодний урожай, а до нового еще далеко, и опять в глаза наших братьев глядит один из самых страшных бичей — голод... Нельзя не помочь, надо непременно, обязательно помочь. Отдайте оставшееся в ваших храмах золото, серебро и вообще все металлические ценности. Вытащите их из-под спуда, если сверх чаяния они туда попали, и отдайте все на святое дело братской любви...»[1]
Несмотря на все призывы Владыки помочь голодающим и открытость его церковной позиции, власти видели в епископе Мелитопольском только своего идейного врага.
Епископ Сергий не один раз был арестован по ложным доносам, но все обвинения в его адрес оказывались несостоятельными и его отпускали. Однако его все-таки осудили на 2 года ссылки, откуда он вернулся в 1927 г. и вскоре был возведён в сан архиепископа. 25 сентября 1929 г. архиепископ Сергий был назначен на Елецкую кафедру, которая была недавно образована.
Время служения владыки Сергия в Ельце – время повсеместной антирелигиозной пропаганды.О том, как активно в это время велась антицерковная пропаганда, можно судить по заголовкам елецкой газеты «Красное знамя» за 9 марта 1930 г.: «Вместо церквей — колхозные клубы», «За колхоз против церкви», «Вместо икон - портреты вождей». [2] В этой же газете была опубликована статья, в которой предлагалось Вознесенский собор перестроить и использовать его в качестве «городского театра и места массовых собраний». [2]
Главной заботой архиепископа Елецкого Сергия стало противодействие политике властей по закрытию храмов, спасение духовенства от репрессий и поддержание церковной жизни в Ельце. Когда Владыка прибыл в Елец, то Вознесенский храм был закрыт и ему приходилось служить в Рождество-Богородицкой церкви в Аргамачьей слободе.
Весной 1930 года, уступая настойчивым просьбам многочисленных верующих Ельца, власти согласились вернуть православным Вознесенский собор. И Вознесенский собор вновь стал центром церковной жизни города.
Около шести лет Владыка Сергий прослужил на елецкой земле. Он сумел в те непростые времена, сообразуясь с Евангельской любовью, сплотить верующих Ельца. Вокруг него как вокруг духовного центра собирались лучшие люди Ельца, открывая сердца для его поучений. Вот что вспоминает о Владыке Сергии Елена Исидоровна Павлова — дочь протоиерея Исидора Павлова, ближайшего помощника архиепископа Елецкого: «Владыка Сергий был очень строгий. Во время службы все стояли в храме: не пошевелись!.. Но в то же время это был очень радушный и приветливый человек, а сила духа и вера в Господа, которыми он обладал, заставляли прихожан чувствовать себя с ним спокойнее и увереннее в завтрашнем дне — время то было непростое. Осенит он тебя своим архиерейским крестом – и как будто бы ты вновь народился. Я помню слова взрослых о том, что владыка Сергий – святой человек. Тогда это многие чувствовали». [1, с.117]
По благословению Владыки было организовано служение молебнов о сосланных в Елец голодающих священниках, после чего монахини собирали для них пожертвования. Он призывал священников укреплять церковную общину и отстаивать свои приходы от закрытия.
В 1935 г. архиепископ Сергий (Зверев) был арестован вместе с другими 14 священниками и мирянами. Владыка был приговорён к 5 годам лишения свободы и отправлен в Карагандинские лагеря. «Милостью Божией, в лагере священники и миряне тайно собирались для молитвы. Иногда даже удавалось служить панихиды. Поминали, как правило, архиереев и духовенство, уже сподобившихся мученического венца. Эти молитвенные собрания стал посещать и владыка Сергий. Молитва помогала смириться со всеми ужасами лагерной жизни, переносить все с кротостью.» [3]
Когда лагерное начальство начало готовить новое "дело" против Владыки и его соратников, нашлись предатели, давшие достаточно показаний для расправы с праведником. Некоторые, не выдержав пыток, подписали все, что от них требовали.
На допросах 67-летний старец держался твердо: ни угрозы, ни пытки его не сломили. Ответы его были кратки и полны достоинства. Следователю так и не удалось заставить мужественного иерарха признать себя виновным.
Обвинили Владыку в антисоветской деятельности, которая заключалась «в нелегальных молитвенных собраниях, совершении панихид по убиенным священнослужителям и непризнании советской власти» [4]. 13 ноября 1937 года был вынесен приговор о расстреле. На следующий день приговор привели в исполнение.
Заключение.
Подвиг священномученика Сергия – пример для подражания современным людям. Сегодня, спустя 80 лет со дня кончины архиепископа Сергия Елецкого, его почитают, как новомученика, просят его молитв. Его жизненный путь является примером не только взрослым, но и нам, детям.
Размышляя о своей жизни, я вспоминаю, как священномученик Сергий, не раз бывавший в тюрьмах, ссылках остался верен Православию. Он не озлобился, не ожесточился, его дух не был сломлен. Молитва помогала ему смириться со всеми ужасами лагерной жизни.
Каждый человек грешен, и у меня в жизни бывают разные моменты. Я понимаю, что злиться, обижаться, унывать, говорить плохие слова, не слушаться родителей – это грех. И я стараюсь этого избегать. Например, когда я сержусь на того, кто меня обидел, вспоминая святого Сергия Елецкого, я прощаю обидчика, продолжая жить с чистым сердцем.
И даже когда мне трудно, хотя мои трудности несравнимы с теми муками, которые терпел святой Сергий, я молюсь, и мне становится легче. Стараюсь по его примеру идти с верой по жизни. Священномученик Сергий Елецкий был всегда усердным в молитве, так и я стараюсь с усердием учиться, даже когда нет желания.
Он помогал голодающим, как когда-то призывал Господь наш Иисус Христос: «Просящему у тебя дай». [Мф.5:42]. Призывая оказать помощь страждущим от голода, отдав на эти цели церковную утварь, Владыка говорил: «Тяжкое преступление обращать священные предметы только на свое личное домашнее употребление. Если бы мне сказали: "Отдай Чашу на наши частные надобности", — я умер бы, но не отдал. А не дать наши священные драгоценные вещи на дело спасения тысячи жизней детей, отцов, матерей — это тягчайшее, величайшее, ничем не оправданное преступление.
Святые отцы и учители Церкви, по Божественным законам жившие, ничего не щадили для спасения жизни страждущих...» [3] Все служение архипастыря было пронизано светом Евангельской любви.
В нашем современном мире многие испытывают недовольство: то телефон не купили, то одежда не модная, то еда не вкусная. Мы забываем о том, что кроме материального мира есть еще и духовный. И забываем о том, что многие люди, новомученики , претерпели лишения, скорби, отдали свои жизни, но не отреклись от Веры, от Бога. Нельзя допустить, чтобы всё, что когда-то было искренне и свято, стало немодным пережитком прошлого.
В ходе работы над проектом мы убедились, что подвиг священномученика Сергия, архиепископа Елецкого – это пример евангельской любви ко всем людям, несгибаемой воли в деле прославления православной веры. И в то же время – это пример кротости, видение во всем воли Божией. Каждому современному человеку необходимо помнить о подвигах святых и жить по заповедям Божиим.
Литература:
Доценко А.Н. Святые лики над Ельцом. - Елец, 2006.
Житие священномученика Сергия (Зверева), архиепископа Елецкого [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.le-eparchy.ru/
Клоков А.Ю.,Найдёнов А.А.,Новосельцев А.В.Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. - Липецк,2006.
Прот. Николай Стаднюк, А. А. Найденов, А. И. Чеснокова Собор святых Липецкой земли – Липецк, 2013