ДЕТИ ВОЙНЫ, ПОТЕРЯВШИЕ ДЕТСТВО

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДЕТИ ВОЙНЫ, ПОТЕРЯВШИЕ ДЕТСТВО

Морозов А.И. 1
1МБОУ "СОШ №1" г. Протвино
Каменецкая В.В. 1
1МБОУ "СОШ №1" г.Протвино
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Более 70-ти лет прошло с момента окончания Великой Отечественной войны. Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени.

Мы живем в городе, который возник через 15 лет после того, как завершилась Великая Отечественная война. Но среди жителей нашего города есть немало таких людей, которые пережили войну, помнят о её страшных и героических днях. Изучая историю нашей школы в музее школы "Не рвутся связи поколений", мы выяснили, что и среди ветеранов педагогического труда нашей школы есть те, кто пережил войну, кто может нам об этом рассказать.

Мы встретились с ветераном педагогического труда Крутовой Ниной Акимовной, мы познакомились с воспоминаниями о военном детстве Усенко Елены Андреевны, Павловой Нины Александровны. Мы узнали много нового о Великой Отечественной войне. Мы решили рассказать об этом нашим сверстникам.

Людям, пережившим лихолетье войны, лишенным детства, посвящена исследовательская работу "Дети войны, потерявшие детство".

Актуальность исследования: Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё помогать по дому. Война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны. Об этом мы узнаем на уроках, читаем книги, смотрим фильмы. Но, многие учащиеся и не подозревают, что престарелые люди на улицах, в магазинах, аптеках - это те ребята, чьё детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Эти люди живут рядом с нами, они могут из первых уст рассказать нам об этой войне, которую они пережили наравне со взрослыми. Для того, чтобы никогда не повторились страшные дни войны, важно, чтобы поколение наших сверстников осознало всю опасность фашизма и прочувствовало ту боль, которую испытали дети войны.

Проблема исследования: возможно ли в нашейстране сегодня исказить историю Великой Победы, как это происходит в соседних странах? При каких условиях умирает историческая память? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось?

Цель исследования: сохранение исторической Памяти нашей Родины через связь поколений.

Задачи исследования:

1) Изучить, проанализировать воспоминания, историческую мемуарную литературу по данной теме и выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей, на их дальнейшую судьбу;

2) обобщитьвоспоминания ветеранов педагогического труда нашей школы об их военном детстве;

3) расширить представление сверстников, одноклассников о поколении "детей войны";

4) пополнить фонды школьных музеев "Не рвутся связи поколений" и "Музей боевой славы".

Методы исследования:

  1. Эмпирические: беседа, опрос.

  2. Теоретические: анализ и синтез.

Объект исследования: механизмысохранения исторической Памятинашей Родины.

Предмет исследования: военное детство ветеранов педагогического труда нашей школы.

Гипотеза исследования: сохранение исторической Памяти нашей Родины возможно только при неразрывной связи поколений, при активном противостоянии искажениям исторических фактов, свидетелями которых являются люди старшего поколения.

Глава 1. Дети войны, потерявшие детство. Воспоминания ветеранов педагогического труда нашей школы. 1.1. Крутова Нина Акимовна.

Лето 1941 года. Война, как ураган, ворвалась в нашу жизнь. Когда началась война, мне было 10 лет. Я перешла в 3 класс. В первый класс тогда принимали с 8 лет. Наша семья жила в селе Ковяги Харьковской области. Семья была большая, дружная: две бабушки, папа, мама я и трехлетний брат. Много односельчан ушло н фронт. Отец был очень близоруким и в армию его не взяли. Мы, дети, как-то сразу повзрослели, на наши плечи легли новые заботы, обязанности. Взрослые стали чаще говорить, что нам уже 10 лет, хотя несколько недель тому назад нам было ещё только 10 лет.

В августе 1941 года уже была слышна канонада, фронт приближался. Наша семья не смогла эвакуироваться – не было транспорта, заболел маленький мой братик и одна из бабушек.

К концу сентября бой шёл уже в поле, где мы недавно работали, в двух километрах от нашего дома. Однажды утром на улицах села затарахтели мотоциклы, яростно залаяли собаки. Раздались автоматные очереди. Собаки замолчали. Наша хата была рядом со школой. К нам во двор вошли немецкие солдаты с автоматами, в касках. Один из них, громыхая сапогами, вошёл в хату, наставив на нас автомат. Увидев, что что мы перепуганные, но спокойные, ушёл во двор, где другие осматривали сараи, что-то крикнул им, и все пошли дальше огородами, заглядывая в дома и сараи. Немцы сразу дали нам почувствовать, что они хозяева и пришли надолго. Для убедительности на базарной площади возле управы соорудили виселицу, где вскоре кого-то повесили, объявив бандитами.

Однажды у нас на постое был немецкий офицер, такой важный, с какой-то наградой. На нас он смотрел с презрением, не считал нас за людей. Как-то вышел майор к нам уже после ужина одетым, уселся на стул и заговорил на ломаном русском языке медленно, старательно произнося русские и немецкие слова. Он говорил о нашем будущем, которое ожидало нас после победы «великой Германии». «Германии нужны русская земля, леса, вода. Люди не нужны. » Он указал на всех нас рукой, а затем на топившуюся плиту и произнёс: «Все пш-ш!» И так несколько раз. Мама спросила, кто будет работать. Майор ответил: «Немцы – хозяева. Работают Англия, Франция, Италия. Славяне плохо работают. Пух-пух! Пш-ш!» Вот так кратко и доступно изложил он и планы Германии, и наше место в них. Такое не забудешь!

Весной 1942 года у них настроение изменилось. Наши прорвались и освободили Харьков и нас, но ненадолго. Весенняя распутица не дала возможности доставить горючее для танков, боеприпасы. Стреляли, бомбили. Снова наши отступили. Снова пришли оккупанты.

В апреле 1943 года в нашей школе остановились эссесовцы. У нас жили два унтер-офицера, нас не замечали и не трогали. Однажды к нам пришёл ефрейтор из соседнего дома. Он был трезвый, показал, что шнапс не пьёт. Бабушки угостили его семечками, удивились, зачем он пришёл. В окно мы увидели, что к нам идут два пьяных офицера. Наш гость встал и толкнул меня в угол, где была вешалка и висели пальто, сам снял шинель и повесил на вешалку, сел на стул так, что закрыл собой вешалку и меня. Офицеры зашли и закричали: «Паненка, ком! (иди сюда)». Ефрейтор встал, отдал честь и что-то сказал по-немецки. Офицеры заглянули в комнату, где жили постояльцы, увидев их вещи, ушли.

Немцы в своих разговорах часто упоминали Курск, Белгород и слово «Катьюша». В конце июня или начале июля 1943 года услышали звуки мощной канонады, на востоке видно было зарево, гудела и дрожала земля от взрывов. Такого мы ещё не видели и не слышали. На базаре прошёл слух, что наши наступают и скоро будут тут. В августе у нас за селом в поле снова разгорелся бой. Всезнающие мальчишки сказали, что прорвались наши танки и перекрыли железную дорогу в направлении Полтава-Харьков. Ну и закипело!

Наши самолёты прикрывали танкистов, а немецкие пытались уничтожить и танки, и наши самолёты. Мы все сидели по хатам под кроватями – подушки защищали нас от пуль. Мы ложились спать одетыми, мама дежурила на крылечке и, услышав издалека тихий рокот мотора самолёта, поднимала нас. Мы бежали в наш блиндаж в саду, ещё не зная, что тут-то и будут падать бомбы. Одна бомба упала метрах в 30 от нашего убежища. Взрывной волной снесло земляное покрытие с нашего убежища, осколки срезали деревья. Нас оглушило. Мы чуть не задохнулись от дыма. Вторая бомба попала в угол школы. Там совсем недавно стояли власовцы, которых мы боялись больше немцев, но, к сожалению, они уехали. Бомбы падали совсем близко от нашей хаты. Но, слава Богу, хата осталась цела, хотя и вылетели все стёкла. Это мы увидели утром, когда всё прекратилось.

Не успели мы навести в доме порядок, как во двор въехали на мотоцикле немцы, и стали нас выгонять из дома, показывая рукой на запад. Пока они были у соседей, мы, схватив приготовленные заранее котомки с вещами, побежали в ту сторону села, что затерялось среди садов и огородов, надеясь на спасение. Вместе с нами бежали ещё люди с детьми. Нас обстреливали, снаряды рвались совсем рядом. Но мы упорно пробирались вперёд к знакомым на краю села, где и просидели несколько дней. Узнав, что село освободили наши войска, мы вернулись домой, плача от счастья.

Фронт удалялся на запад. У нас теперь было будущее. Его ценой своей жизни, дали наши солдаты. Мы, оставшиеся в тылу, должны поднимать хозяйство, сеять и убирать хлеб, восстанавливать уничтоженные войной города и сёла. Трудно всем было. Ох, как трудно!!! По мере возможности мы, дети, помогали взрослым в уборке хлеба. Мы тоже помогали фронту. Мы были уже большими, ведь нам теперь было 13-14 лет.

1.2. Усенко Елена Андреевна "Были фашисты – и были немцы".

Война пришла в тихую казачью донскую станицу Казанскую Ростовской области незаметно. Было воскресенье, я собиралась к подруге. Навстречу мне спешили люди на площадь, где на высоком столбе висел громкоговоритель. Слушали молча, тревожно. Война! Я вернулась домой. Через несколько дней проводили отца , Коновалова Андрея Герасимовича, на фронт. Группу мужчин с вещевыми мешками переправили на пароме через Дон и отправили на грузовой машине на железнодорожную станцию Миллерово. А еще через несколько дней мы провожали на фронт маминого двоюродного брата Меркулова Павла Алексеевича.

Я хорошо помню свое настроение в начале войны. Я только что закон-чила 4-й класс, была восторженной девочкой, свято верившей, что война скоро завершится нашей победой, и мы встретим родных, живых и невредимых.

А вскоре Казанскую заполнили беженцы из Украины. Мы, разинув рты, разглядывали красивых днепропетровский девушек в городских нарядах.Наша учительница Нина Марковна дала задание помочь бойцам, и мы с радостью шили кисеты, вязали варежки и носки, писали на фронт теплые письма.

Через год, на следующее лето, мама отправила меня в гости к бабушке. По только что выстроенному мосту мы перешли на правый берег Дона. Я и не знала, что ухожу из родного дома, от мамы, из любимой станицы, ухожу в оккупацию, что новый мост разбомбят, а Казанку, лежащую на пологом левом берегу и хорошо просматриваемую с высокого гористого правого берега, эвакуируют в хутора, расположенные подальше от Дона.

Фронт приблизился неожиданно и установился по руслу Дона. Ни радио, ни газеты не успевали ничего сообщить, да и ничего этого у бабушки не было. Мы жили в 10 км от Дона. К Дону отступали отдельные бойцы. Мы поняли, что скоро придут немцы, что, возможно, будет бой, и оставаться в доме, расположенном на открытом месте, на дороге, опасно. Собрали нехитрую снедь: вареные яйца, картошку, огурцы, масло, хлеб – и ушли в овраги с моим двоюродным братом и сестрой. За нашим домом тянулась придонская возвышенность, изрезанная оврагами. Вот там мы и прятались, пока не услышали треск мотоциклов. Под вечер осторожно вышли из оврага. В доме было полно немцев. Они забрали все съестное, но все шли и кричали : «Матка! Хлеб, сало, яйки, масло!» Но у нас уже было пусто.

Однажды бабушка меня взяла с собой копать картошку. Когда под вечер мы вернулись, у меня оказалась высокая температура. Живущий у нас на квартире немецкий офицер Курт Виде, выпускник Берлинского университета, сел на мотоцикл и привез из госпиталя толстого врача. Он обнаружил у меня коревую краснуху. Офицер отвез его, но на обратном пути наскочил в сумерках на большой валун и сломал ногу. Теперь в двух комнатах лежали больные, и каждый день к нам приезжал медбрат и давал мне таблетку. Тогда мне, одиннадцатилетней девочке, это казалось естественным. А сегодня смотрю на все это по – другому. Курта Виде, спасшего мне жизнь, я вспоминаю с чувст-вом благодарности. Он был из тех, кто дал миру Гете, Баха, Бетховена, Вагнера.

Мне пришлось и поработать на немцев. Стояла теплая солнечная осень, а поля были не убраны. Нас заставляли убирать подсолнечники. Шляпки уже высохли, мы их шелушили прямо на корню. Работа нетрудная, но сам факт работы на немцев угнетал. Сестру Анну заставили работать на маслозаводе, где она работала до оккупации. Жителей обязали сдавать по 1л молока, и на заводе из свежих сливок сбивали масло.

Осень 1942 года была очень урожайной. Яблоки, груши, сливы, терн бабушка намочила в одной кадушке. Все сохранило свою форму, аромат и бесподобный вкус. Когда мы прятались от бомбежки в погребе, то, чтобы не было так страшно, лакомились мочеными яствами.

Вскоре немецкие части отправили под Сталинград, а к нам прислали итальянские войска. Итальянцы по – доброму относились к жителям, ходили с гитарой по улицам, пели. Однажды собрали всех к правлению колхоза и устроили концерт. Пели народные песни, арии из опер. Я многие знала, т.к. часто слушала радио. После концерта итальянцы вместе с пришедшими детьми сфотографироваться.

О положении на фронте, о битве под Сталинграде до нас доходили слухи. А зимой нас освободил без боя. Итальянцы сели в машины и спешно уехали. А в село вошли наши бойцы. Было очень холодно, и каждого освободителя хотелось обогреть, напоить теплым, расцеловать. В наш дом стали привозить раненых, их было много, поэтому укладывали прямо на полу. Мы старались их накормить, напоить, всячески помочь медсестрам. Но временный госпиталь через несколько дней переехал в тыл.

Из-за военных событий, оккупации мне не пришлось учиться, год был пропущен. А как хотелось в школу! В 1943 году я пошла в 5 класс. Училась легко, с интересом. Нужда была страшная! Чернил, тетрадок, учебников не было. Чернила варили из крушины, вместо тетрадей использовали старые номера местной газеты «Искры» - писали между строчками - и красиво писали! Электростанцию до войны не успели построить, учились при керосиновой лампе. При свете керосинки я до утра читала «Сагу о Форсайтах» Д. Голсуорси, не могла оторваться. В школе была самодеятельность: мы пели, танцевали, читали стихи. А как были одеты! Мама вместе с другими женщинами ходила на поле боя и там собирала трофеи: ботинки, сапоги, теплые шерстяные носки.

Весну – начало лета 1943 или 1944 года я запомнила как самое голодное время. Маме приходилось выменивать на свой подвенечный наряд муку, сало. Но вскоре и этого не стало. Выкапывали корни валерианы, лопуха, сушили, толкли в ступке, получали муку для пышек. На этих пышках дожили до нового урожая.

Училась я отлично. Все сведения получала из уст учителей. Географию и ботанику в 5-7 классах вел Василий Иванович, сельский интеллигент – костюм, галстук, очки. Историю учили с Таисией Федоровной Исаевой, уроки которой, её необыкновенная дикция навсегда остались в памяти.

Добрые мои учителя! Мне хочется обратиться к вам со словами благодарности за то, что вы зажгли во мне тот свет, с которым я пошла по жизни. И я буду счастлива, если мои ученики так же скажут обо мне.

1.3. Павлова Нина Александрова "В прифронтовом Серпухове".

22 июня 1941г. По радио прозвучало слово «война». Заплакали бабушка, старшие сестры. Сразу ушел наш дядя. Уходили отцы моих подруг.

Мне было шесть лет, когда началась война. Мы, дети, не понимали смысла этого слова и только по поведению взрослых почувствовали, что произошло что-то страшное.

Наша семья жила на окраине г. Серпухова, во Владычной слободе. Наша улица Луговая - самая крайняя. Рядом протекает река Нара, которая невдалеке впадает в Оку. В нашей слободе находилось военное училище. С начала войны все курсанты были отправлены на фронт.

Немецкие самолёты начали летать на Москву, бомбили Серпухов, мост через Оку. Чаще всего летали по ночам, часа в два. По радио звучали слова диктора: «Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!». И страшно выла сирена. Соседи помогли нам соорудить во дворе что-то вроде бомбоубежища. Прятались там, но чаще всего на огороде между грядок с картофелем или в кустах сирени. Немецкие самолёты сбрасывали осветительные ракеты, и тогда ночью становилось светло, как днём. Спали в одежде. Всегда наготове были узлы с необходимыми вещами и документами, буханка черного хлеба, сухари. Бомбы не всегда взрывались, падали на поля и луг. Однажды мальчишки из слободы собрались на поле за картошкой и наткнулись на невзорвавшуюся бомбу. Начали стучать по ней. Раздался взрыв. Все дети погибли. Слобода оплакивала 11 погибших мальчиков.

Враг приближался. В Серпухове появилось очень много военных. Мы жили в доме бабушки, а в родительском доме разместились артиллеристы, их пушка стояла тут же во дворе. Мои старшие сестры, как могли, помогали фронту: шили солдатские гимнастерки, брюки, белые маскировочные халаты, перчатки.

Поздней осенью немцы подошли близко к городу со стороны реки Протвы. Всё чаще стреляли орудия. Было очень страшно, и мы прятались за печкой. Бабушка говорила: «Никуда не пойдем. Если умрем, то все вместе». А сама все время молилась, чтобы Господь уберег нас от смерти.

Радио никогда не выключали. Радовались малейшей победе. И вот долгожданная весть: фашисты разбиты под Москвой!

В те годы жилось очень трудно. Плохо было с питанием. На продуктовые карточки полагалось рабочим 500 г., хлеба, иждивенцам, старикам и детям-300 г., немного сахара, крупы. Очень голодно было весной 1942 года. Подростки ходили на поля совхоза «Большевик» и собирали мороженую картошку, а родители пекли из нее лепёшки - «кавардашки».

В 1943 году старшие сестры окончили курсы медсестер. Лида ушла на фронт, служила в эвакогоспитале, дошла до Белостока. Сестра Вера работала в госпитале г. Серпухове – в больнице им. Н.А.Семашко.

9 мая 1945 г. Раннее утро. По радио сообщили: «Победа!» Ликовала вся наша улица. Жители вышли из домов, радости не было конца. Мы, дети, побежали в военное училище, где уже играл духовой оркестр. Стали возвращаться домой отцы моих подруг, но, к сожалению, вернулись не все. Без вести пропал наш дядя. Бабушка всю жизнь его оплакивала.

1.4. Обобщение и выводы.

Война и все события, связанные с ней, оставили глубокий и трагический след в судьбе каждого жителя нашей страны - Союза Советских Социалис-тических Республик. Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. И пусть о них не написали в книгах, не в срок повзрослевшие, не по годам муд-рые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Ведь голод, холод, болезни в два счета расправлялись с хрупкими маленькими жизнями.

За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети сполна испытали все её ужасы. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. "Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…"

Несмотря на тяжелое военное детство, героини нашего исследования выбрали для себя самую мирную профессию - они стали учителями. Судьба каждой из них сложилась по-разному. Но всех их на определенном жизненном этапе объединила работа в нашей школе - первой школе города Протвино. За время своей педагогической деятельности они выучили и воспитали не одно поколение детей, которым с болью и гневом рассказывали о своем потерянном детстве. Выйдя на заслуженный отдых, ветераны педагогического труда, продолжают встречаться с новыми поколениями детей, несмотря на то, что с каждым годом делать им это все труднее и труднее. Но они прекрасно понимают, что нельзя прерывать связь поколений! Иначе может случиться непоправимое : например, на родине Нины Акимовны Крутовой , в Харьковской области ( нынешней Украине), разбивают памятники воинам Советской Армии, стирают из памяти людей события Великой Отечественной войны, переписывают историю, возрождают фашизм!

Не допустить такое развитие событий у нас в России возможно только при сохранении исторической Памяти, носителями которой являются "дети войны".

Глава 2. Знать, чтобы помнить. Практическая часть исследования. 2.1. Анкетирование учащихся.

Для того, чтобы понять насколько актуальна проблема, поднятая в исследовании, нами был проведен социологический опрос среди учащихся 8 классов. В анкетировании приняли участие 75 человек, что позволяет судить о высокой степени достоверности полученных результатов.

Вопросы были такими:

1. Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны?

2. Знаете ли вы, у кого из протвинцев детство проходило в годы Великой Отечественной войны?

3. Считаете ли вы, что люди, чьё детство прошло в годы войны, заслуживают заботы и внимания, как и ветераны войны и труда?

4. Каким было детство у детей в военные годы?

Результаты анкетирования выявили следующее:

1. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся уважительно 96% (72 человека), равнодушно – 3% (2 человека), не определились – 1% респон-дентов ( 1 человек)

2. 62% респондентов ( 47 человек) не знают протвинцев, у которых детство проходило в годы Великой Отечественной войны.

3. 40 % опрошенных ( 30 человек) отметили, что детство в годы войны было очень трудным, а 59 % (44 человека) ответили, что у подростков в годы войны не было детства.

4.100 % респондентов (75 человек) считают, что люди, чьё детство прошло в годы войны, заслуживают заботу и внимание, как и ветераны войны и труда.

2.2. Выводы

Анализ опроса показал, что большинство учащихся считают, что не знакомы с «детьми войны» , живущими в г. Протвино. Скорее всего, они даже не догадываются, что живущие рядом с ними люди старшего поколения могли быть свидетелями того героического и страшного времени.

Подавляющее большинство учащихся уважительно относятся к ветеранам Великой Отечественной войны потому, что знают много об этой войне, а в семьях хранят память и фотографии об этих страшных событиях. Сохранение памяти о героизме советских воинов в музее боевой славы школы помогает ученикам расти патриотами своей страны. А встречи современных школьников с ветеранами войны, тружениками тыла и детьми войны являются связующим звеном между поколениями. Именно они, на наш взгляд, являются тем механизмом, который не допустит разрушения исторической памяти, а вместе с нею и страны.

Все ребята, принимавшие участие в опросе, считают, что дети войны заслуживают такую же заботу и внимание , как и ветераны войны. Мы выражаем уверенность в том, что это внимание будет исходить не только от гражданского общества, но и от государственной власти.

Заключение

Война и дети… Это одна из наиболее горьких страниц истории Великой Отечественной. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу. А также о тех маленьких детях, кто нес на своих плечах непосильную ношу военных лет. В способности помнить, любить, дорожить, ценить заключена огромная нравственная сила, которая помогает человеку глубже понять себя, оценить своё достоинство, разобраться в окружающей жизни. И не допустить повторения той трагедии, которую испытали наши предки

В результате своей работы мы пришли к следующим выводам:

1. Война – это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг, как и весь народ , заплатив страшную цену за победу в Великой Отечественной войне.

3. Для того, чтобы никогда не повторились страшные дни войны , важно, чтобы поколение наших сверстников осознало всю опасность фашизма и прочувствовало ту боль, которую испытали дети войны.

4. Исказить историю Великой Победы, как это происходит в соседних странах, будет невозможно только при условии сохранения исторической Памяти, механизмом сохранения которой является связь между поколениями.

Эти выводы позволяют утверждать, что гипотеза, выдвинутая нами в исследовании, доказана. Сохранение исторической Памяти нашей Родины возможно только при неразрывной связи поколений, при активном противостоянии искажениям исторических фактов, свидетелями которых являются люди старшего поколения.

Источники и литература

1. Материалы фонда музея истории Первой школы "Не рвутся связи поколений" - операция "Истоки" ( 1998, 2004, 2015 гг.)

2. Видеозапись интервью с Крутовой Ниной Акимовной 9.12.2015 г.

3. Дети войны. Дети о войне [Текст] : Воспоминания жителей города Протвино. Творческие работы учащихся школ: сборник / сост. Г.А.Чечикова; ил. уч-ся Протвинской гор. художественной школы. - Протвино : ЦГБ им. Е.Р.Дашковой, 2010. - 124 с. : ил.

Просмотров работы: 10142