В настоящее время, когда остро стоит вопрос о реформе народного образования, устаревшие концепции сменяются новыми подходами, основанными на введении в научный оборот неизвестных архивных материалов, в данном случае волостных документов. Это способствует созданию более объективной картины, где роль и значение народного образования получает более глубокую и объективную оценку.
В последние годы вырос интерес к региональной истории, но волостная история недостаточно исследована. Изучение региональной истории может стать основой для освоения локальной истории места, позволяя «вписать» её в общий контекст истории губернии и России.
Грамотность населения в дореформенной Российской империи, особенно в сельской местности, была очень низкой. В 1856 г. Н.Г. Чернышевский писал, что во всей Западной Европе не найдется столько безграмотных, сколько в одной России.
Немного улучшилась постановка образования крестьян и после отмены крепостного права. Развитие капитализма в России и экономические интересы буржуазии объективно требовали повышения культурного уровня и грамотности трудящихся, в том числе и крестьян. Но «в душе помещичьего государства, - писал А.В. Луначарский, - боролись два начала: с одной стороны сознание того, что без народного образования нельзя развернуть капитализм, а с другой стороны рискуешь моментально вызвать в представлении массы сознание чудовищности гнета, а тем самым вызвать осуждение, могущее на завтра перейти в борьбу против тебя». Это пугало царское правительство, и оно, даже вопреки потребностям развивавшегося капитализма, всеми мерами ограничивало просвещение рабочих и крестьян.
Однако отмена крепостного права и развитие капитализма вынуждали самодержавие идти на некоторые уступки требованиям буржуазии в области народного образования. Одной из буржуазных реформ самодержавия, имевших целью приспособить самодержавно – крепостническое устройство к потребностям развивающегося капитализма, было учреждение земств, в компетенцию которых входила забота о народном образовании. Хотя утвержденным в 1864 г. «Положением о земских учреждениях» расходы на народное образование были отнесены к числу «необязательных», и земства не имели права вмешиваться в учебно-воспитательный процесс школы, вопреки желанию правительства именно в области просвещения земская деятельность оказалась наиболее успешной.1
Целью моей исследовательской работы стало: изучение развития системы образования церковно-приходских школ Александровской волости Саратовского уезда в рамках Саратовской губернии с середины 1890-х до 1908гг.
Поставленная цель определяет конкретные задачи исследования:
1. Выявить основные противоречия и трудности в теоретической разработке и практическом осуществлении проекта всеобщего начального обучения.
2. Исследовать особенности организации ЦПШ и школ грамоты, охарактеризовать количественный и качественный состав учительского персонала и учащихся.
3. Подвести итоги по культурно – просветительской деятельности Епархиального ведомства.
Новизна данного исследования состоит в том, что впервые дан анализ работы ЦПШ Александровской волости; впервые собраны данные по педагогическому составу; статистические данные по учащемуся составу; выявлены проблемы и противоречия; введены в оборот ранее неизученные архивные материалы.
Данный материал смело можно использовать на уроках краеведения всех школ Александровского округа.
ГЛАВА I.
Роль духовенства в области Просвещения
Территориальные рамки исследования охватывают Александровскую волость Саратовского уезда в границах конца XIX - нач. XX в. Данная административно-территориальная единица рассматривается как единое целое. Александровская волость не находилась в изоляции, а являлась активным участником культурного и экономического развития Саратовской губернии. Исследование сосредоточено на волостных станах (деревня, село) Александровской волости – Александровка, Березина Речка, Кокурина Речка, Калашниково, Багаевка, Малая Хмелевка, Большая Хмелевка.
Александровская волость Саратовского уезда была и остается одним из ближайших соседей города Саратова, и на его примере отражаются общегубернские процессы развития системы начального образования, дающие возможность выявить специфические особенности волостного процесса
Таблица № 11
Расстояние населенных пунктов Александровской волости
от г. Саратов (кон. XIX в.)
Название населённых пунктов |
Вёрст от города Саратова |
|
1. |
Деревня Калашниково |
13 |
2. |
Село Березина Речка |
14 |
3. |
Деревня Кокурина Речка |
15 |
4. |
Село Александровка (центр волости) |
18 |
5. |
Деревня Багаевка |
24 |
6. |
Деревня Большая Хмелёвка |
29 |
7. |
Село Малая Хмелёвка |
30 |
Капитализм объективно требовал повышения культурного уровня общества, предполагавшего распространение не только элементарной грамотности, но и основательных общеобразовательных и специальных знаний, необходимых для модернизации экономики, расширяющихся областей практической научной, общественной жизни. Отмена крепостной зависимости основной массы населения объективно увеличивала социальные возможности для получения образования более широких слоев. В этот процесс была активно вовлечена провинция.
В деле развития начального народного образования Александровской волости большую роль сыграло Саратовское духовенство. На основании «Правил о церковно – приходских школах» от 13 июня 1884 г. В г. Саратове был создан Епархиальный училищный Совет, основной деятельностью которого был «надзор за состоянием, благоустройством и открытием новых церковно – приходских школ».1
Система учебных заведений в Саратовской губернии во второй половине XIX века была представлена следующим образом. Начальное образование давали начальные училища и ЦПШ. Наряду с ними в данный период появился совершенно новый тип учебных заведений – школы грамоты, воскресные и вечерние школы для взрослых, целью обучения которых было дать элементарные общие знания для взрослого неграмотного населения.2
Сельское начальное народное образование дореволюционной России характеризовалось многообразием типов училищ: министерские, земские, церковно-приходские (далее ЦПШ), железнодорожные, частные, фабричные.3 Такое многообразие объясняется принадлежностью школ к различным ведомствам, следовательно, и к разным источникам финансирования. В исследуемый период истории образования, некоторые из перечисленных типов школ были представлены в Александровской волости. (См. приложение №1)
Таким образом, в Александровской волости конца XIX века имелось только одно земское народное училище в селе Березина Речка. Между школами Епархиального ведомства (ЦПШ 43%, школы грамоты 43%) соблюдался определенный баланс (всего 86%). Школы Епархиального ведомства преобладали над земскими (всего 14%).
На содержание ЦПШ и школ грамоты Саратовского Уезда поступали средства из разных фондов. К примеру, Кокуринореченская школа грамоты получала 90 рублей от городов, земств и обществ, 50 рублей из сумм Святейшего Синода, итого на содержание школы поступало 140 рублей.[7] Все земские средства были истрачены на выплату жалования в размере 45 рублей учителю Ивану Тромгину, окончившему духовную семинарию в 1897 году.1 Данный пример доказывает, что школы Епархиального ведомства находились на совместном финансовом содержании разных ведомств.
На начальном этапе развития системы образования основной проблемой для всех школ было отсутствие собственного помещения. Школы, особенно с 70-90 годы, чаще всего ютились в приспособленных для занятий помещениях. Обычными недостатками являлись теснота, холод, отсутствие освещения, вентиляции, отхожих мест. По подсчетам, из 7-ми представленных школ 6 школ Епархиального ведомства, не имея собственных помещений, вынуждены были изыскивать средства для оплаты съемных помещений, а земская школа на начальном этапе уже имела собственное помещение. Условия школы села Березина Речка были изначально лучше – здание было ветхое, но собственное.
Царское правительство разрешало работать в сельских школах всем, кто лишь мог читать и писать, но был предан самодержавию.
Сельским учителем (ЦПШ и школы грамоты) мог стать любой служитель церкви, грамотный крестьянин, а в некоторых случаях и волостной писарь подвергался испытанию на звание учителя, подтверждающим способность их владельцев к первоначальному обучению крестьянских детей чтению, письму и первым правилам арифметики.2
ГЛАВА II
Особенности организации учебного процесса
До 1890 г. объем курса, расписание и методика преподавания, начало и конец года, а также школьная дисциплина были предоставлены на личное усмотрение учителей. С 1890 года стали определяться с центра как время и порядок начала учебного года, так и примерное расписание на каждый день (по числам, по предметам, по отделениям), вырабатывались методики преподавания отдельных предметов и общие, обязательные требования по религиозно – нравственному воспитанию. Давая характеристику учащимся,
отмечу, что в начальную школу принимались дети не менее 8 лет обоего пола, всех сословий, любого вероисповедания, разных народностей.
Число детей, оставшихся вне школы по Саратовскому уезду – 7610 человек, что составило 42% от общего числа учащихся 18 165. Число детей, оставшихся вне школы по Александровской волости – 290 человек, что составило 60% от общего числа учащихся. В школе села Березина Речка вне школы было 4 человека, что составило 87% занятости учащихся в школе. Этот показатель выше на 27% показателя волости.
Бичом сельской школы было не только выбывание учащихся до окончания курса обучения, но и частые пропуски занятий. Обычно летнее выбывание, приходившееся на период с 15 апреля по 15 октября, было связано с началом полевых работ (52%); зимнее – из – за отсутствия тёплой одежды, обуви, а также болезни (48%). Все причины можно подразделить на следующие главные категории: 1. Причина экономического характера; 2. Бытового; 3. Физиологического (болезни); 4. Природно-климатического (холод, весенняя, осенняя распутица, разлив рек и т.п.). С причиной экономического характера боролись на местах местные власти, создавая попечительские Советы, которые создавались при тех школах, где посещаемость и число выбывших имело высокие показатели. Попечительский Совет брал на себя заботу об изыскании средств для детей из бедных семей, на теплую одежду, завтраки, учебники и принадлежности. Данный опыт показал, что число выбывших учеников в течение учебного года значительно сократилось. 1
Какими бы ни были причины, преждевременное выбывание учащихся из школ, влияло на устойчивость их знаний. В то же время оно определяло и продолжительность учебного года, составляющую в сельских школах – 147 дней.1 В ЦПШ и школах грамоты длился от 130 до 110 дней, а начало занятий в школах по – разному: в некоторых с 1 сентября, в большинстве школ с 15 сентября (связано с полевыми работами) и в немногих школах с 1 октября. Уроки начинались с 830 часов утра, а заканчивались в 1530, с 12 до 1330 обеденный перерыв. Занятия начинались утренней молитвой, а заканчивались – вечерней. В каждой школе имелся печатный журнал, записывалось содержание каждого урока, отмечались отсутствующие. Воскресные и праздничные дни дети посещали Богослужения, читали, пели, а по великим постам исполняли христианский долг исповеди и Св. причащения. Остальное праздничное время школьники проводили по-разному: чтение статей религиозно – нравственного содержания, декламировали и показывали картинки при помощи «волшебного фонаря». В Рождественские каникулы заведующими и попечителями проводились елки, раздавались подарки.2 Учебники и учебные пособия были одобрены Училищным Советом и Священным Синодом. Предметами в одноклассных начальных училищах были: Закон Божий, русский язык, церковно – славянское чтение, правописание, чистописание и четыре арифметических действия. Сведения об отечественной истории, географии и естествознания давались на уроках объяснительного чтения, и по содержанию информации не превышало объем существующих книг для чтения.3
Образовательной программе Св. Синода отводилось 45% учебного времени. Идея введения предметов прикладного характера в школах Епархиального ведомства не реализовалась, но известно, что в школах епархиального ведомства имело место обучение сельскохозяйственным навыкам и ремеслам, но в большей степени отдавалось предпочтение рукоделию.4 В свою очередь Епархиальный Училищный Совет в 1904 году провел экзамены для двух типов школ, и поскольку Земская Управа отказалась от участия земской школы с. Хмелевка в этом роде испытаний, Епархия провела испытания для ЦПШ села Буркино - Буеракского и для школы грамоты села Колотово - Буеракского. Успехи учащихся в школах грамоты рассматривались инспектором Епархиального Совета А.М. Масленниковым. Он оценил успехи школы грамоты несколько ниже, чем в церковно-приходских школах. По мнению А.М. Масленникова, учащиеся ЦПШ давали блестящие ответы, чуть хуже отвечали учащиеся школы грамоты. Этот результат не может быть общим показателем для всех школ. Основная причина успеха этих школ в том, что учителя регулярно слушали образцовые уроки.1
Учительский персонал ЦПШ и школ грамоты состояли из учителей и учительниц, их помощников и помощниц, а также законоучителей (священников). В 1900 г. по разрешению Св. Синода допущены были к образовательной деятельности светские лица, но только с разрешения Епархиального ведомства.
В школах Духовного ведомства помимо светских лиц вели занятия сами священники, а также диаконы. По данным Н.В. Чехова, «в церковно – административных сферах было положено так: В каждом приходе учредить должность диакона, который был занят в церкви по воскресеньям, а в остальное время преподавал. В низшем типе церковных школ (школа грамоты) встречались грамотные крестьяне, отставные солдаты.
Учительские кадры для церковных школ готовились во второклассных школах, устраиваемых, согласно правилам 1905 года. В Саратовской Епархии в 1896г. их было открыто две: в Вольском и Саратовском уездах. Из 26 выпускников обеих школ в1899г. один выпускник работал в одноклассной ЦПШ , 23 выпускника в школах грамоты, среди этих выпускников и был учитель Кокуринореченской школы Н.И. Сидоров.2
В Багаевской ЦПШ Священник Озеридов совмещал должность законоучителя ЦПШ села Хмелёвка. В обязанности священника входила обязанность заведующего церковно – приходскими школами. Священники изыскивали средства на содержание школы, «забота не только внешнего, но и внутреннего благоустройства школы. Большинство Священников со своими обязанностями справлялись с большой ответственностью. В списке из шести почётных священников Саратовского уезда отмечен М. Руднев – законоучитель ЦПШ с. Александровка Саратовского уезда был награжден наперсным перстом от Святейшего Синода.1
Заключение
Подводя итоги начального народного образования в Александровской волости Саратовского уезда в конце XIX – начале XX вв., следует отметить, что культурно – просветительская деятельность Епархиального ведомства была основной и самой надежной. В силу аграрного характера России система начального образования была представлена, по преимуществу, сетью сельских начальных училищ. Основными типами школ, распространёнными на территории Александровской волости в рассматриваемый период, одноклассные ЦПШ, школы грамоты и земские школы, в совокупности они составляли 100% всех начальных учебных учреждений волости. Однако развитие народного образования было объективно обусловлено влиянием социально – экономическими требованиями времени, а также революционными событиями 1905г., 1917г.
В дальнейшем эволюция системы образования была вызвана главным образом изменением образовательной политики правительства в виду нестабильности социального напряжения в обществе.
К отрицательным моментам развития образования в Саратовской губернии и Александровской волости, в целом, следует отметить, прежде всего, то, что качественная сторона просветительской деятельности определялась не столько уровнем грамотности учащихся окончивших полный курс обучения, сколько общим числом детей, прошедших через начальную школу. Кроме того, для учащихся был характерен высокий процент выбывших до окончания курса, что объяснялось материальными условиями жизни, вынуждавшие детей работать уже в школьные годы. Специфика детской занятости в домашнем хозяйстве определяла то, что среди учащихся сельских школ наблюдался перевес в количестве мальчиков.
В целом, можно сказать, что происходившие процессы в развитии начального народного образования в Александровской волости совпал с общероссийскими процессами.
Используемая литература и источники.
Неопубликованные источники
ГАСО Ф. 13, Оп.1, Д. 3792, Д. 531
ГАСО Ф. 25. Оп. 1, Д. 2109, 2109
Начальное народное образование …в 1899 – 1900 уч. г.
Опубликованный источник
Составлена по: Адрес – календарь . Саратовской губернии на 1895 год. С. 152 .; Адрес – календарь Саратовской губернии на 1893 год. С 150..
Литература
Величкина В.М. Сельское общеобразовательная школа: история и современность. М., 1978.
Гусейнов А.З., Когай А.И. Становление и развитие педагогическое образование в Саратовской губернии (19 – нач. 20 вв.) С. 2006.
Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. М. , 1950, Т. 5
Статья
Бударецкая А.И. Развитие начального народного образования Александровской волости Саратовского уезда. (конец XIX начало XX вв.) // Актуальные вопросы регионального образования, № 4 , Саратов 2011.
Приложение
Таблица №11
Школы Александровской волости конца XIX века
Название деревни |
Тип школы |
Дата преобразования |
|
1 |
Березина Речка |
Земское народное училище |
1894г. |
2 |
Калашниково |
Школа грамоты |
1896г. |
3 |
Кокурина Речка |
Школа грамоты |
1896г. |
4 |
Александровка(центр волости) |
ЦПШ |
1896г. |
5 |
Багаевка |
ЦПШ |
1896г. |
6 |
Малая Хмелевка |
Школа грамоты |
1896г. |
7 |
Большая Хмелевка |
ЦПШ |
1896г. |
Таблица№ 21
Принадлежность школьных зданий Александровской волости
№ |
Название деревни |
Принадлежность здания 1896 г. |
Принадлежность здания 1903г. |
1. |
Березина Речка |
Собственное здание |
Собственное |
2. |
Калашниково |
Частично за оплату частному лицу |
Съемное, нестабильное. |
3. |
Кокурина Речка |
Частично за оплату частному лицу |
Частично за оплату |
4. |
Александровка |
Частично за оплату |
Собственное |
5. |
Багаевка |
Собственное |
Собственное |
6. |
Б. Хмелевка |
Частично за оплату |
Собственное |
7. |
М. Хмелевка |
Частное |
Частично за оплату |
Свидетельство об окончании Земского народного училища
Смирновой Марии (крестьянка)
села Березина Речка Александровской волости Саратовского уезда . 1916г.
Фонд школьного музея
1 Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. М. , 1950, Т. 5, С.595.
1 Составлена по: Адрес – календарь . Саратовской губернии на 1895 год. С. 152 .; Адрес – календарь Саратовской губернии на 1893 год. С 150..
1Величкина В.М. Сельское общеобразовательная школа: история и современность. М., 1978. С. 4.
2 Там же. С.5
3 Гусейнов А.З., Когай А.И. Становление и развитие педагогическое образование в Саратовской губернии (19 – нач. 20 вв.) С. 2006. С. 90
1 Бударецкая А.И. Развитие начального народного образования Александровской волости Саратовского уезда. (конец XIX начало XXвв.) // Актуальные вопросы регионального образования, № 4 , Саратов 2011. С. 12.
2 Там же. С.13
1 ГАСО Ф. 25. Оп. 1, Д. 2109
1 Начальное народное образование …в 1899 – 1900 уч. г. С. 35
2Величкина В. М. Сельское общеобразовательная школа: история и современность. М., 1978. С. 20
3 Там же. С. 32
4Величкина В. М. Сельское общеобразовательная школа: история и современность. М., 1978. С. 30
1 Бударецкая А.И. Развитие начального народного образования Александровской волости Саратовского уезда. (конец XIX начало XX вв.) // Актуальные вопросы регионального образования, № 4 , Саратов 2011. С. 13.
2 ГАСО Ф. 13, Оп.1, Д. 3792, Л. 34.
1 Бударецкая А.И. Развитие начального народного образования Александровской волости Саратовского уезда. (конец XIX начало XX вв.) // Актуальные вопросы регионального образования, № 4 , Саратов 2011. С.15
1 Составлено по: Государственный Архив Саратовской области (Далее ГАСО) Ф13.Оп 1.Д.531 .Л.27; ф. 25. Оп.1, Д.2109, Л. 96.
12.Составлено по: Государственный Архив Саратовской области (Далее ГАСО) Ф13.Оп 1.Д.531 .Л.27; ф. 25. Оп.1, Д.2109, Л. 96.