Овраги, церковь, речка, родники.
На карте вы с трудом его найдёте,
Но это часть огромнейшей страны.
Александр Ченин
Введение
В истории нашей страны было разное. Было то, чем по праву гордимся, бережно храним, поклоняемся, но было и то, о чем предпочитаем молчать. Исследование истории политических репрессий позволяет извлекать исторические уроки из негативного опыта прошлых лет.
Актуальность темы репрессий в отношении служителей церкви и мирян состоит в интересе к судьбе репрессированных, в изучении их вклада в общественную и религиозную жизнь страны.
Цель: изучить историю жизни профессора Николая Николаевича Фиолетова, подвергшегося политическим репрессиям.
Задачи исследования:
-изучить биографию Николая Николаевича Фиолетова
-исследовать его судьбу на фоне исторических событий.
История – это память народа, дающая знание того, что было. А было разное. Было то, чем по праву гордимся, бережно храним, было и то, о чем предпочитаем молчать. Мы живём в большой и великой стране Россия. 30 октября Россия отмечает День памяти жертв политических репрессий. Сто лет назад, в 1917 году в Москве открылся Всероссийский Поместный Собор. Это было выдающееся событие в истории страны. Самым молодым членом собора оказался Николай Николаевич Фиолетов, ему не было ещё и 26 лет. Несмотря на свою молодость, Николай Николаевич был уже авторитетным учёным, хорошо знал проблемы Церкви. Начинался жизненный путь этого учёного в наших краях, в Волгоградской области.
Судьба профессора Н.Н. Фиолетова на фоне исторических событий
Николай Николаевич Фиолетов родился в селе Ерзовке в 30 верстах от Царицына в семье священника. В двухлетнем возрасте остался без матери. О детских годах Николая Фиолетова сведений не сохранилось. Вероятно, он, как все ерзовские мальчишки, бегал на Волгу, ловил рыбу, читал книжки, иногда с отцом ездил в Царицын. В одних исследованиях его отец Николай предстоит строгим, в других - добродушным. Известно, что у Фиолетовых в Ерзовке была большая по тем временам библиотека, отец регулярно выписывал газеты, журналы. Его отец, будучи сам очень религиозным, никогда не принуждал детей ходить в Церковь, был мягок. В Ерзовке на то время числилась одна земская школа. Коля ходил в местную Церковно-приходскую школу, где его отец Николай преподавал Закон Божий. Впрочем, возможно, отец сам занимался обучением Коли, потому что в биографии Н.Н. Фиолетова указано: "получил домашнее образование". Затем он, как и все другие дети из семей священников, продолжил обучение в духовном училище. Ближайшее находилось в Камышине, куда и отвез батюшка своего сына. После его окончания Николай поступает в Саратовскую духовную семинарию.
«Получудак-полусвятой», — так охарактеризовал его один из его друзей. Действительно, чудачества было в нем много. В полном смысле «не от мира сего», он был не такой, как все. С детской улыбкой на лице и рассеянным взором очень синих, всегда веселых глаз, он постоянно витал «в эмпиреях», далекий от житейских интересов и повседневных забот. Легкий по характеру, жизнерадостный по натуре, общительный, доверчивый и доброжелательный к людям, он был глубоко убежденным христианином и церковным человеком. Он не представлял себе жизни без Христа и вне Церкви. Трогательным было его бережение креста, с которым он никогда не расставался: лишиться креста было для него равносильно потере жизни. Окончил Камышинское духовное училище, учился в Саратовской духовной семинарии, которую покинул в связи с революционными волнениями, вместе с исключёнными семинаристами. Поступил в Московский университет на юридический факультет. И в это время увлекся философией и церковным правом. После окончания университета продолжил заниматься наукой, затем защитил диссертацию. С мая 1917 стал профессором церковного права юридического факультета Пермского университета. В 1917—1918 участвовал в Поместном соборе Русской православной церкви в Москве, самый молодой участник собора. Это было очень значимое событие в его жизни. С 1918 — профессор теории права и истории политических учений Пермского университета (в это время преподавание церковного права уже было отменено).
Затем начинается в его жизни череда переездов. В Саратове Н.Н. Фиолетов так же читал лекции студентам, много занимался научной и литературной работой.
Летом 1924 года Николай Николаевич с женой ездили в Ерзовку, к отцу Николая Николаевича. Это был старик высокого роста, худощавый, с свежим, румяным лицом, веселый и приветливый, ходил он дома в подряснике, при выходе надевал рясу, но был уже не у дел. Церковь была закрыта, дом сгорел, сам он все потерял, но никаких признаков озлобленности или уныния не было и в помине. Он жил в небольшом деревенском домике с терраской, прислуживала ему по-прежнему кухарка Акулина, накормившая их очень вкусной деревенской стряпней. Николай Константинович был оживлен и видимо радовался их приезду. Священник чувствовался в нем во всем. В первый же день побывали в ограде церкви, где была похоронена мать Н.Н., и за обедом сказали, что «были» на могиле. «Не были, а поклонились», — строго заметил он нам. На другой день он, несколько смущаясь, повел нас на свою бахчу, которую он каким-то образом умудрился арендовать, угостил нас арбузом и дыней и показал двух бычков, которые паслись неподалеку. Неистребимая любовь к сельскому хозяйству сказывалась в нем. Это было первое и последнее свидание Николая Николаевича с отцом после нескольких лет разлуки. Они много и оживленно разговаривали, рассказывая друг другу о пережитом за последние годы. Ни слова упрека не бросил он нам за запоздалый визит [2].
К концу августа 1924 года профессор с женой окончательно переехали в Ташкент. В 1924—1931 преподает в стенах Среднеазиатского государственного университета, участник работы университетского философского общества, где защищал православную точку зрения. Именно там начались первые обвинения и аресты. В апреле 1931 арестован, обвинён в голосовании против партийного кандидата на должность на факультете, в контрреволюционном влиянии на молодежь, в связях с церковными кругами. Находился в заключении около полугода. В январе 1932 приговорён к трём годам ссылки в Новосибирск, где работал экономистом в планово-экономическом секторе Западно-Сибирского крайкомхоза. В 1933 был переведён в Томск, где в апреле-июле находился под арестом по обвинению в подготовке японской интервенции. В 1934 был освобождён их ссылки, работал преподавателем истории средних веков кафедры всеобщей истории Курского педагогического института. Посещал православный храм, был уволен из института без права на восстановление «за протаскивание на лекциях буржуазной идеологии» (за ношение православного крестика). Позднее формулировка была изменена, но преподавать в высших учебных заведениях Фиолетову так и не разрешили. С 1935 жил в Калинине, первоначально работал статистиком, затем зарабатывал статьями для журналов и Большой советской энциклопедии и преподавательской деятельностью по договорам, месяцами был без работы. В этот период трудился над богословским трудом «Очерки христианской апологетики». В 1939—1940 преподавал историю в техникуме в селении Высоковская (Московская область). В 1940—1941 преподавал историю в школе в Солнечногорске [1].
Несмотря на то, что он не был священнослужителем, вся его жизнь оказалась пронизана любовью ко Христу, к людям, к правде. Многочисленные переезды, лишения, аресты не помешали ему изучать сложную и интересную науку - христианскую апологетику
25 июня 1941 был арестован по обвинению «принадлежности к тайной церкви, симпатии к фашизму», отправлен в Омск, где в 1942 приговорён к 10 годам лишения свободы. В 1942—1943 находился в Мариинских лагерях, в конце жизни был переведён в инвалидный лагерь на станции Антибес, доведенный до крайнего истощения.
Заключение
Сложный жизненный путь довелось пройти Николаю Николаевичу Фиолетову, выдающемуся православному учёному, терпеливому страдальцу, молитвеннику за русский народ, за Родину. В его жизни слиты судьбы Русской Православной Церкви и русской интеллигенции.
Сейчас все проезжающие мимо Ерзовки любуются Михайло-Архангельской Церковью, который построил вместе с прихожанами его отец. Вместе со всем русским народом она прошла через все испытания безбожного времени. Его отец Хотелось бы, чтобы не только ерзовчане, но и все жители нашей области, да и всей России поминали в своих молитвах двух новомучеников Фиолетовых - отца священника Николая и его сына профессора Николая Николаевича.
Список использованных источников и литературы
Куликов Г. Д., Супрун В. И. Подвижники веры и благочестия земли Волгоградской: Учебное пособие. Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2004. – 98 с.
Фиолетова Н. Ю. История одной жизни / предисл. В. Кейлана // Минувшее : Ист. альм. - [Вып.] 9. - М. : Прогресс : Феникс, 1992. - С. 7-105.