В третьем классе я работал над исследовательской работой на тему: «Отражение истории в судьбах архитектурных памятников России». И однажды мама принесла небольшой фотоальбом с фотографиями старой Калуги. Меня они заинтересовали. Выяснилось, что это был фотоальбом из семейного архива маминой подруги Андреевой Елены Васильевны. Все фотографии сделаны её дедушкой Глазуновым Дмитрием Валерьяновичем. Я долго рассматривал пожелтевшие снимки, старался узнать на них современный облик города. Мне захотелось узнать больше о человеке, который, как мне показалось, любил свой город, свою работу. Вместе с мамой я побывал в гостях у родственников Дмитрия Валерьяновича, взял интервью у его дочери Медведковой Людмилы Дмитриевны. Информации было очень мало, но я узнал, что Д.В.Глазунов работал корреспондентом в калужской областной газете «Знамя». Мы обратились в редакцию газеты «Знамя», там информации никакой нам не дали, посоветовали обратиться в архив. В Государственном архиве документов новейшей истории Калужской области через внучку Глазунова (мамина подруга) сделали запрос и получили копии документов. Удача мне улыбнулась, Д.В.Глазунов был коммунистом, а это партийный архив.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что мы, юное поколение, должны больше знать о тех, кто честно трудился и служил нашей Родине. Не зная прошлого своего народа, Родины, невозможно разобраться в настоящем и тем более в будущем.
Цель исследования: рассказать о человеке, чья судьба - служить Родине, прославлять её своим трудом.
Задачи: изучить жизненный путь Д.В.Глазунова; описать его деятельность в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время; выявить вклад Д.В.Глазунова в сохранение истории старой деревянной Калуги, в прославление калужанами Калужской земли
Гипотеза исследования: люди, о которых нужно помнить, могут
быть забыты, если сейчас не рассказывать об их судьбах подрастающему поколению.
Знакомство с судьбами и жизнью людей старшего поколения, честно трудившихся на
благо Родины, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков,
положительно повлиять на формирование их личности.
Объектом исследования являются собранные материалы о Д.В.Глазунове
Предметом исследования следует считать жизненный путь ветерана войны и труда.
Методы исследования: работа с архивными данными, анализ источников информации, беседы, обработка полученных результатов.
1. Особенности профессии кинооператоров и фотокорреспондентов
Мы являемся потомками военного поколения и видим прошедшую войну глазами кинооператоров и фотокорреспондентов. Это герои, благодаря которым мы сейчас имеем документальные кадры кино и фототехники обо всех ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижений войск, партизанских вылазках и героизме военных и тыловых будней, освобождении страны, а затем всей Европы. За четыре года войны кинооператоры и фоторепортеры сделали сотни тысяч фотоснимков, сняли миллионы метров кинопленки. Около полутора часов из каждых суток ужасной войны остались запечатленными. Эти люди отправлялись на передовую и снимали из окопов, из смотровой щели танка, выезжающего первым на поле боя, из кабины самолета, через амбразуру дзота, из окон горящего здания... снимали отовсюду, где шел разгул войны. В период важнейшей Сталинградской битвы фронтовые операторы впервые проводили съемку уличных боев. Они были преданы своему делу, своей цели и старались сделать свою работу более чем профессионально, понимая, что однажды, это может стоить им жизни. Вместо того чтобы лишний раз обезопасить себя, корреспонденты заботились о правильной экспозиции и техническом качестве отснятого материала. Кинооператоры рисковали собой ради крупных планов сражений, а фотокорреспонденты рисковали ради одного выразительного снимка [6]/
Работы фотокорреспондентов помогают нам понять, почувствовать и узнать правду о войне, раскрыть истинный смысл происходящего в современном мире. Несмотря на то что фронтовые операторы не брали в руки оружие и не бросали гранат, они так же, как и солдаты, стояли на передовой/ Чтобы лучше понять вклад Д.В.Глазунова, я нашёл объяснение всех профессий, которыми овладел мой герой.
Фотокорреспондент - это фотограф, работающий в жанре репортажа и снабжающий своими снимками периодическое издание. Журналист (от фр. journal - дневник, jour - день; восходит к лат. diurna - ежедневный) - сотрудник периодического издания, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию..
Фотолаборант выбирает и фотографирует объект, составляет по рецептам эмульсии и растворы для проявления и закрепления изображения на пленке и фотобумаге, проверяет, тонирует, окрашивает, усиливает и ослабляет черно-белые и цветные негативы и позитивы, а также осуществляет их техническую ретушь, производит наладку и регулировку проекционной и контактной аппаратуры, проверяет оптико-механические приборы [8].
Должен знать: Основы фотохимии, сорта и свойства различной фотобумаги и фотопленки, виды и назначения проекционной и контактной аппаратуры и правила пользования ею, назначение, устройство и правила обращения с оптическими приборами, технологию обработки пленки и фотобумаги.
Профессионально важные качества: аккуратность; терпеливость; творческое воображение; образное мышление; внимание.
2. Исследование
2.1. Жизненный путь до войны
В ряду тех, кто прошел Великую Отечественную войну «с «лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом», почетное место занимает и наш земляк Д.В.Глазунов «Именно таким, как он, поэт - фронтовик Семен Гудзенко посвятил провидческие строки: «Мы не от старости умрем, от старых ран умрем» [7]. Дмитрий Валерьянович прошел все назначенные ему дороги войны, которые и подорвали его здоровье. Он прожил активную, насыщенную жизнь.
Родился Д.В.Глазунов 3 марта 1917 года в г. Мещовске Калужской губернии. У Дмитрия было две старшие сестры Софья и Маргарита, которые жили в Воронеже. Позже Маргарита переехала жить в Калугу . Отец по происхождению дворянин, в первые годы революции был народным судьёй в Калуге, а позже техником - инвентаризатором . С отцом он прожил до трёхлетнего возраста. Дальнейшая судьба отца неизвестна.Мать - дочь прачки, в разные годы работала в Калуге на ликеро-водочном заводе и кондитерской фабрике, а затем была выдвинута на должность заведующей детскими яслями. В начале войны она умерла.
С 7 летнего возраста Дмитрий начал учебу в школе г. Калуге. С 1925 г в Калуге организовываются пионерские отряды, его принимают в пионерскую организацию. С 1935 по 1943 г. состоит в рядах Ленинско-Сталинского комсомола. В комсомол принимали с 14 лет. Для подачи заявления нужна была рекомендация двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. Исключить из комсомола могли за разгильдяйство, посещение церкви, за неуплату членских взносов, за семейные неурядицы. Исключение из организации грозило отсутствием хорошей перспективы и карьеры в будущем.
Д. В. Глазунов окончил 9 классов средней школы г. Калуги, а с 1934 г. начал свою трудовую деятельность. Ещё в школе у Дмитрия проявились способность к творчеству, написанию сочинений и небольших рассказов. Это пригодилось ему на протяжении всей жизни. В 1934 г. начал работать в редакции газеты совхоза имени Ленина, многотиражке калужского электромеханического завода, в редакции радиовещания литературным работником. Многотиражки - это производственные газеты. В союзные годы свои газеты выходили на заводах, в колхозах и совхозах, в вузах.
С августа 1936 по июнь 1938 года Дмитрий - помощник редактора в редакции «Большевик» на заводе КЭМЗА. С июля 1938 - январь 1940 работал в редакции городской газеты «Коммуна» зав. отделом.
2.2. Боевой путьС 1940 года по август 1946 г находился в рядах советской армии. Участвовал в войне против немецких захватчиков и в войне против японских империалистов. В 1940 г. Д. Глазунова вызвали в военкомат вместе с другими комсомольцами. А уже на другой день его отправили в Оршанскую школу младших авиаспециалистов, где с января 1940 года по октябрь 1940 проходил обучение и был курсантом запасного особого военного округа. Школа готовила военных аэрофотограмметристов, фотолаборантов и аэронавигаторов. Дальнейшую службу по сентябрь 1941 года Глазунов проходил в Запасном Особом военном округе 314 разведывательного Авиаполка фотолаборантом. «Этот Авиаполк был сформирован в 1941 году в Слониме, перед войной переброшен в Барановичи (Белоруссия). На вооружении полка состояли редкие для ВВС самолеты Як-4, Як-2 СБ (34 самолета) оборудованных для ведения разведки. В первые дни войны Авиаполк понёс чувствительные потери при бомбардировке аэродрома. В составе полка оставалось не более 6-7 самолётов. Во второй половине июля 1941 года полк был отведён в Москву, а затем в Медынь, где был доукомплектован.
Дальнейшую военную службу с сентября 1941 по сентябрь 1942г. Д. В. Глазунов проходил в 15 Запасном Авиаполку Прибалтийского Военного округа фотолаборантом. Им было обработано множество боевых аэрофильмов и снимков. Прибалтийский Военный округ включал территорию Латвийской и Литовской ССР и западную часть Калининской области, в состав округа была включена территория Эстонской ССР. За время Великой Отечественной войны Авиаполк переименовывался неоднократно . В Брянский фронт входила 15-я воздушная армия, преобразованная . В 32-й отдельный разведывательный авиационный полк, в котором с 23.11.42 г. по ноябрь 1943 г служил Д. Глазунов старшим фотолаборантом. С начала августа 1942 г. полк полностью переключился на разведывательную работу одиночными экипажами в районе Болхов-Орел-Курск-Касторная-Старый Оскол. На вооружении имел самолеты Пе-2. Командир полка полковник Николай Павлович Щенников.
Когда эскадрилья уходила на боевое задание, во втором звене находился Пе-2, оснащенный фотокамерами. В частности, в бомбоотсек устанавливался фотоаппарат, который на последнем заходе по команде стрелка-радиста скрупулезно фиксировал «результаты работы» эскадрильи. Как только эта машина касалась земли, к ней устремлялся техперсонал. Кассету с отснятой пленкой бегом доставлял в фотолабораторию ординарец. Для сокращения времени обработки плёнку проявляли подогретым проявителем, а промывали в спирте. Затем ординарец бежал в штаб полка, размахивая бесценным негативом, чтобы на ветру высушить его. Фотографии сразу не печатали, всю информацию о выполнении задания брали с негатива.
С ноября 1943 по август 1944 года сержант Глазунов - старший фотолаборант 99 Гвардейского Авиаполка Калининского фронта. Осенью 1943 года Калининский фронт принял участие в Смоленской наступательной операции и провел Невельскую операцию, сокрушил немецкую оборону в районе Невель. Были освобождены города Новосокольники, Великие Луки, Невель и др .
С августа 1944 по июнь 1945 года был старшим фотолаборантом 187 отдельного корректировочного разведывательного Авиаполка 2 Прибалтийского фронта. В августе была проведена Мадонская операция, в ходе которой Второй Прибалтийский фронт продвинулся на 60-70 км вдоль северного берега Западной Двины и освободил город Мадону. Авиаполка 2 Прибалтийского фронта принял участие в Рижской операции, к 22 октября вышли к Тукумскому рубежу обороны противника, блокировав совместно с войсками Первого Прибалтийского фронта остатки немецкой группы армий «Север» в Курляндии. В феврале 1945 года в состав Второго Прибалтийского фронта вошла часть войск Первого Прибалтийского фронта, действовавшая против курляндской группировки противника. Тогда же командование фронтом одновременно принял маршал Л.А. Говоров, который был командующим Ленинградским фронтом.
Наша корректировочно-разведывательная авиация значительно выросла за время. войны, приобрела богатый боевой опыт и твердые организованные формы. Великая Отечественная война закончилась, но свой боевой путь Д.В. Глазунов продолжил и с июня 1945 по сентябрь 1946 года участвовал в боевых действиях против японских империалистов 7 отдельного корректировочного разведывательного Авиаполка Дальневосточного фронта. Был старшим фотолаборантом.
Работа Дмитрия Валерьяновича заключалась в обработке результатов фотографирования в лаборатории, монтировании фотопланшетов, расшифровке снимков. Промежуток времени от начала фотографирования и до момента получения аэрофотоснимка измеряется часами, данные фоторазведки надо обрабатывать сразу же после получения их от летчиков, поэтому аэрофотоснимок дает возможность в короткий срок получить самые свежие данные о местности и противнике. Очень часто фотопленки и фотопластины проявлялись на ходу, во время движения передвижной фотолаборатории. От профессионализма фотолаборанта зависела судьба снимка, ведь проявить снимок в движущемся автомобиле задача не простая. Результаты сверялись с данными наземной разведки, сопоставлялись и анализировались. Выводы в значительной степени помогали командованию в принятии решений. Итоги аэрофоторазведки в виде карт крупного масштаба, фотосхем и репродукций с них доводились до всех родов войск [7].
На сайте «Подвиг народа» я нашёл документ, где описывались подвиги Д.В.Глазунова (рис. 1) В мае 1943 года в разведывательном отделе Штаба Брянского фронта выполнял спецзадание по фотографированию площадей. Отлично обработал до 300 фильмов и отпечатал до 200000 отпечатков. Не считаясь со временем дня и ночи, благодаря своему мастерству, энергичной и кропотливой работой раньше срока выполнял задания с отличным качеством [5], за что был награжден медалью «За Боевые Заслуги».
Рис. 1 Подвиги Глазунова Д. В.
В 1944 году проявляя мужество и отвагу, обработал свыше 336 аэрофильмов, отпечатал 33000 контактных снимков, кроме того за период наступления наших войск на 2 Прибалтийском фронте обработал 60 боевых аэрофильмов и 8300 отпечатков, площадь всего переднего края на протяжении 200 км и 810 км в глубину по заданию разведотдела штаба 2 Прибалтийского фронта [5].
Всего за боевые заслуги Глазунов Дмитрий Валерьянович был награжден 5 медалями. Выше я рассказал только о двух подвигах.
2.3. Жизненный путь после войныЗакончился долгий военный путь Дмитрия Валерьяновича только в августе 1946 года, когда он был демобилизован из рядов Советской армии. Вернулся в Калугу и поступил на работу в редакцию областной газеты « Знамя» литературным работником. Дома его ждала жена Галина и дочь (1939 г.) Валентина. В1947 г. родилась еще дочь Людмила (мать - маминой подруги). Позже родился сын Александр. Дмитрию Валерьяновичу и его семье была выдана квартира на ул. Сталина. В1961 г. ее переименовали на ул. Ленина. В этой маленькой квартире у него был свой рабочий уголок. Здесь он проявлял фотопленки, печатал фотографии, здесь был свой архив. 11 февраля 1950 года его приняли в члены ВКП (б).До последних дней своей жизни Дмитрий Валерьянович не изменил своей газете и работал в ней в разных должностях. Директор архива Прохоровский Андрей Викторович и архивист Гущина Наталья Викторовна оказали мне большую помощь и предоставили архивную коллекцию печатных изданий. Я просмотрел более 30 томов, в которых были подшиты газеты «Знамя». На страницах газет я увидел множество снимков и статей Д.В.Глазунова. На фотографиях изображены детские сады, школы, рабочие за станками, колхозники. В статьях Глазунов описывает учёбу, труд, достижения наших калужан. Любовь к Родине - большой и малой, в нашем случае - к Калуге, где жил и работал, красной нитью проходит через всего материалы. Но перенесённые на войне невзгоды не дали этому прекрасному человеку, влюблённому в свое дело, возможности и дальше работать на благо своего города. 21 сентября 1967 года Дмитрий Валерьянович умер из-за инфаркта сердца [2].
В библиотеке имени Белинского мне попалась статья Л. Чиркова, методиста областного научно-методического центра народного творчества, о Д.В.Глазунове, опубликованная в газете «Знамя» 26 апреля 1995 г. по истечении многих лет после его смерти (рис .2). Автор пишет, что Д. В. Глазунов был тихим человеком, фотолюбителем 60-х годов, который усиленно снимал старую деревянную Калугу. Техника у него была старенькая «Москва-2» ,«Зорький» с «полтинником», он, как и все, выкручивался и делал свое тихое дело.
Рис. 2. Статья Л. Чиркова в газете «Знамя»
Родные подтвердили, что любимое занятие Дмитрия Валерьяновича - это фотосьемка. Фотоаппарат всегда был с ним. Благодаря его хобби через 60 с лишним лет я узнал об этом интересном человеке, рассматривая старый альбом.
ЗаключениеВ результате исследования я пришел к следующим выводам:
1. Судьба Д.В. Глазунова схожа с судьбами его сверстников, которые честно воевали, честно трудились, честно служили своей стране, своему народу.
2. Беседы с одноклассниками подтвердили мою гипотезу. История жизни Д.В.Глазунова и других наших земляков может стать образцом для каждого, кто бы хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно.
3. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, отдавших жизнь за Родину, о людях, совершивших трудовые подвиги.
Список источников и литературы
1. Материалы областного партийного архива
2. Материалы, полученные в ходе бесед с родственниками
3. Подшивка газет «Знамя» за 1948-1950г. г.
4. Газета «Знамя» за 26 апреля 1995г.
5. Веб-сайт«Подвиг народа» - http://podvignaroda.ru
6. Веб-сайт «Алые паруса» - http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/05/06/vklad-frontovyh-kinooperatorov-i-fotokorrespondentov-v-pobedu-velikoy
7. Веб-портал «Yablor.ru» - http://yablor.ru/blogs/pravda-o-voennih-fotokorrespondenta/5224534
8. Веб-сайт «Энциклопедии & Словари» - http://enc-dic.com/prof/Fotolaborant-513.html