СЛЕД НА ЗЕМЛЕ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СЛЕД НА ЗЕМЛЕ

Бадмаева Д.Б. 1
1МКОУ "Комсомольская СОШ имени Н.С. Манджиева"
Лиджиева Г.Б. 1
1МКОУ "Комсомольская СОШ имени Н.С. Манджиева"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Понятие Родины как Отечества начинается у нас в самом далеком детстве. Люди всегда интересовались особенностями своего края. Ведь за историей поселка, улицы, дома и семьи может стоять тайна, увлекательное событие, источник знаний. С новой стороны открываются наши земляки – известные люди в родном краю.

Предмет моего исследования – история учительской семьи Михайловых Мацака Убушаевича и Лидии Манджиевны, сквозь которую прослеживается история образования в нашей республике. Таким образом, объектом данного исследования является история развития образования в Республике Калмыкия.

Эта семья хорошо известна не только на Черноземелье. Мацак Убушаевич и Лидия Манджиевна – интересные люди, которые «оставили след» в истории Черноземельского района. Также основанием для моей поисково-исследовательской работы послужило то, что в этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Мацака Убушаевича и 95 лет со дня рождения Лидии Манджиевны. В сердцах супругов Михайловых жила горячая любовь к Земле и людям родной Калмыкии. Они были из тех людей, кто жил в творческом вдохновении, гражданском мужестве и жизненном оптимизме, в которых сегодня так остро нуждается наш народ. Вот почему так актуальна и важна тема моего исследования. Именно на таких примерах мы учимся преданности и любви к Родине, к своему народу. Сегодня как никогда важны каждый исторический пример, каждое историческое начинание, способные позитивно воздействовать на современные процессы, происходящие в обществе.

Цель работы – сохранение связи между поколениями, приобщение к национальной культуре, истории, традициям в процессе изучения истории учительской семьи Михайловых.

Задачи: формирование исторической памяти о людях, внесших вклад в развитие образования нашей республики; возрождение духовных ценностей; формирование активной гражданской позиции.

В развитии образования в нашей республике огромную роль сыграла национальная интеллигенция. Работая над данным исследованием, я изучила многие литературные и документальныеисточники, хотя подвижнический труд учителей не совсем широко освещен. Крупный вклад в области истории просвещения Калмыкии внес один из известных историков нашей республики Н.Ш. Ташнинов. В его работах развитие общеобразовательной школы представлено последовательно и системно[13]. В 1970г. вышел в свет обобщенный труд по истории КАССР советского периода [12]. В данной работе зарождение высшего образования рассматривается в процессе подготовки педагогических кадров. Отмечена помощь центрального правительства, соседних краев и областей, внесших большой вклад в подготовку национальных кадров Калмыкии. Проблемы образования в Калмыкии нашли отражение в монографиях М.П. Павлова, В.Б. Убушаева, К.Н. Максимова и других калмыцких исследователей. Актуальной проблемой сегодняшнего дня является необходимость наиболее полно использовать все доступные источники, чтобы показать процесс становления национальной интеллигенции, ее роль в развитии образования нашей республики. Этим же вопросам посвящена монография Корниловой И.М., которая показывает огромную роль Саратовского государственного университета и Астраханского пединститута в становлении высшего образования. В своей работе Корнилова И.М. также пишет о роли национальной интеллигенции в развитии образования в Калмыкии после восстановления национальной автономии [10].

При написании работы я использовала разнообразные источники: семейный архив семьи, среди них многочисленные документы, справки, награды, публикации, фотоматериалы, письма, приказы. Они представляли огромный интерес, например, внимательно изучив аттестат Лидии Манджиевы, я провела сравнение с современными документами об образовании [2]. При анализе всевозможных удостоверений супругов Михайловых я сделала вывод о том, какой насыщенной жизнью жили люди в предвоенный период.

Хронологические рамки исследования охватывают период на протяжении нескольких десятилетий (30-80-е годы XX века). Территориальные рамки исследования включают различные регионы: г. Саратов, г. Астрахань, являющиеся в 20-30-е годы центром образования и культуры, Калмыкия, Омская область, куда была депортирована семья Михайловых.

Методологической основой моего исследования послужили принципы историзма и классификации конкретных исторических материалов, а также специальные методы исследования: историко-сравнительный метод позволил провести анализ деятельности школы на разных этапах ее развития; нарративный метод позволил представить процесс развития образования в Калмыкии более образно; метод изучения источников по теме (справочная литература, статистические данные, данные архивов, в том числе семейных, фотоматериалы, вещественные памятники истории, газетные статьи и др.; метод систематизации и анализ материалов.

Новизна моей работы заключается, на мой взгляд, в следующем: исследование является попыткой комплексного изучения и обобщения развития образования через изучение жизни и деятельности учительской семьи Михайловых. На основе различных архивных материалов изучен и рассмотрен ряд проблем, которые слабо или недостаточно полно освещены в историографии, в частности, такие, как анализ хозяйственной жизни калмыцкого народа и ее благосостояния до периода выселения (например, выписка из похозяйственной книги семьи Михайловых позволяет судить о том, что они жили зажиточно) [2]. Практическая значимость исследования. Материалы работы могут быть использованы при создании музея краеведения в нашей школе, при написании обобщающих работ по истории и культуре Черноземельского района и Калмыкии. Кроме этого, данное исследование может быть использовано на уроках истории, обществознания, истории и культуры родного края, в работе школьного клуба «Клио», спецкурса «Я –гражданин».

  1. След на земле

  1.  
    1. Мирная жизнь

След на Земле… Не каждому из нас удается оставить его после себя. Мацаку Убушаевичу и Лидии Манджиевне Михайловым это удалось. Эти имена хорошо известны в Калмыкии. Это люди, которые искренне любили свою малую Родину и делали все возможное для ее процветания. У них было много общего: оба – уроженцы Долбанского улуса КАССР (с. Бантир и с. Дектр), всю свою жизнь посвятили образованию, даже родились в один день и ушли одновременно на пенсию. Они были удивительно гармоничной парой.

Мацак Убушаевич Михайлов родился 11 июля 1916 года. В 1933 году он оканчивает Долбанскую среднюю школу Долбанского улуса (ныне с. Лиман Лиманского района Астраханской области). Его воспоминания интересны тем, что он сопоставляет образование того периода с современным. Он пишет: «…у нас тогда не было точного выбора дальнейшего пути получения образования. В школах того периода не проводилось целенаправленной, целеустремленной, воспитательной, профориентационной работы» [1]. При этом он отмечает высокие требования к выпускникам школы, что «знания они получили глубокие и прочные». Далее Мацак Убушаевич признается, что из-за семейного положения (жил с матерью и братом, который имел свою семью), ему не приходилось надеяться на помощь со стороны родственников. Поэтому, окончив школу, он устроился работать учетчиком в овощеводческую бригаду рабкоопа, где выращивались овощи, бахчевые, кукуруза. Стал изучать поливной двигатель системы «Болиндер» [1]. Я впервые узнала из воспоминаний Михайлова М.У., что существовали такие агрегаты, и, узнав подробнее в глобальной сети Интернет об этом двигателе, подготовила сообщение к уроку.

Летом того же года Мацака Убушаевича как одного из лучших учеников, пригласили в РОНО и предложили поехать на учебу в Саратовский государственный университет для подготовки учителей Калмыкии по специальности «Филология». Калмыцкий ОБЛОНО сформировал группу для обучения, из Долбанского района направили двоих: учителя с 4-летним стажем и Михайлова М.У. Отлично сдав вступительные экзамены, он поступил на калмыцкое отделение Саратовского госуниверситета. Образование таких отделений было вызвано нехваткой педагогических кадров. Почему именно в Саратове, я узнала, поработав с монографией Корниловой И.М. В 1929г. Калмыцкая автономная область вошла в состав Нижневолжского края, это и привело к открытию калмыцкого отделения в Саратовском университете[10].

Михайлов учился отлично, хотя нагрузка была огромной. В своих воспоминаниях он отмечает неплохую материально-техническую базу ВУЗа, где имелись научная библиотека, лаборатории, общежитие. И я, читая воспоминания, начала сравнивать условия, в которых оказались нынешние студенты.

Примечательно, что во время учебы Мацак Убушаевич был избран депутатом Саратовского городского Совета. Поработав с современными источниками, я не нашла ни одного факта, когда студент ВУЗа являлся депутатом (Приложение 1).

В 1934 году Калмыцкое отделение перевели в Астраханский пединститут им. С.М. Кирова. Мой герой в своих воспоминаниях объясняет этот факт тем, что студентам была предоставлена возможность проходить практику в Калмыцком педагогическом училище, которое находилось в г. Астрахань. Из монографии Корниловой И.М. [10] мне стало известно, что в 1933 году Калмыкия была выведена из состава Нижне-Волжского края, а калмыцкое отделение открылось в Астраханском пединституте. Обучение калмыцкой молодежи в этих ВУЗах позволило, хоть и в недостаточном количестве, сформировать национальные кадры для решения важных задач просвещения калмыцкого народа. В то время в Астраханском пединституте работали высококлассные специалисты, в том числе Бата Бадмаевич Бадмаев, Санджи Каляевич Каляев. Мацаку Убушаевичу была присуждена повышенная стипендия им. С.М. Кирова, он принимал активное участие в общественной жизни. И уже вновь в г. Астрахань он стал депутатом Кировского райсовета. В 1935г. Мацак Убушаевич был делегатом от студентов на торжествах в г. Элисте по случаю преобразования Калмыцкой автономной области в Калмыцкую АССР. В 1937 г. Михайлов М.У. успешно закончил Астраханский пединститут. По окончании института он работал в Багацохуровской и Бантирской семилетних школах до 28.12.1943г. В 1939г. он был избран делегатом I Всесоюзного совещания руководителей народного образования и учителей в г. Москве (Приложение 2).

Лидия Манджиевна родилась 11 июля 1921г. в с. Дектр Долбанского улуса. В 1940г. она закончила Долбанскую среднюю школу. В ее аттестате – хорошие и отличные отметки. По сохранившемуся документу можно увидеть какие предметы изучались в то время, перечень их отличается от современного.

В 1940г. Лидия Манджиевна поступила и в 1942г. окончила учительский институт, который находился в Астрахани. Мой интерес вызвал документ, в котором написано, что ей присвоена «квалификация преподавателя физики и математики и звание учителя средней школы с правом преподавания в первых семи классах». Ускоренный курс учительского института был организован из-за нехватки педагогических кадров. Позднее, уже в Сибири, Лидия Манджиевна закончит полный курс Омского пединститута по специальности «математика» (заочное отделение). В Астрахани Лидия Манджиевна также принимает активное участие в общественной жизни института. За время учебы в институте получены дополнительные специальности: преподаватель физической культуры в средней школе, общественный инструктор по гимнастике, сандружинница (Приложение 3). 6 июня 1941г. Лидия Манджиевна получает удостоверение на право управления мотоциклом (Приложение 4). Изучая документы, я восхищалась ее энергией, работоспособностью, трудолюбием. Ее зачетная книжка доказывает, что училась она легко. По окончании института Лидия Манджиевна направляется в Бантирскую школу завучем и учителем математики, где директором работает Мацак Убушаевич.

В июне 1941г. началась война. Мацака Убушаевича на фронт не взяли по состоянию здоровья. Еще в школе, обучаясь в 5 классе в с. Бантир, произошла страшная трагедия. На одной из перемен деревенский юноша принес найденную бомбу, вокруг собралась толпа любопытных школьников. Юноша начал бить по бомбе, которая неожиданно для всех взорвалась. Все вокруг было в крови, выжили в тот день всего два ученика, в том числе маленький Мацак, который был в тяжелейшем состоянии, весь в осколках. В тот день погибла и его младшая сестренка, ее разорвало в клочья, найти смогли только кусочек платья. В военные годы Мацак Убушаевич продолжал учительствовать.

Поздней осенью 1943г. Мацак Убушаевич и Лидия Манджиевна поженились. Жили они хорошо, имели домашнее хозяйство, о чем свидетельствует справка, выданная Бантирским сельсоветом (Приложение 5). Даже сегодня не каждая семья может похвастать таким поголовьем скота: 13 коров, 13 телят, 3 бычка, 33 овцы, 10 коз, из построек – дом. Также этот документ свидетельствует о том, что уровень жизни постоянно повышался. Но все было разрушено войной и депортацией.

  1.  
    1. В годы сибирской ссылки.

28 декабря 1943г. – черная дата в истории калмыцкого народа. Слезы, горечь, недоумение: «За что?». Ответа нет. Лишь сарказм в словах офицера, выселявшего супругов Михайловых: «Проведете медовый месяц в Сибири» (Приложение 6). Слова о том, что брат Цебек в 1942г. погиб на фронте, не возымели действия. Другой брат – Саранг погибнет в конце войны в боях за освобождение Будапешта. Семья Михайловых была депортирована в Омскую область, с ними вместе 25 тысяч калмыков. Весь народ отбывал наказание за несовершенное преступление [14]. Супруги Михайловы были направлены на работу в Шестаковскую семилетнюю школу. Мацак Убушаевич был назначен директором и преподавателем русского языка, Лидия Манджиевна – учителем математики. По приказу Омского ОблОНО от 17.09.1944г. чета была переведена в Алексеевскую школу. Здесь Мацак Убушаевич работает завучем, так как будучи спецпереселенцем, он был освобожден от руководящей должности в системе народного образования.

Несмотря на тяжелейшие моральные условия, супруги Михайловы работали в полную силу. И уже в 1945г. Мацак Убушаевич избирается делегатом съезда учителей Омской области. 13 лет Михайловы проработали в Алексеевской школе, пользуясь уважением со стороны учеников, родителей, коллег, жителей села. Прекрасные характеристики получили они от администрации школы при выезде на Родину. Директор школы даже уговаривал их остаться, но супруги Михайловы тосковали по родной земле, запаху полыни, бескрайней степи. В тяжелый сибирский период они показали крепость духа, стойкость, жизнелюбие.

  1.  
    1. Возвращение на Родину

В своих воспоминаниях Михайлов М.У. с благодарностью вспоминает Хрущева Н.С. и его доклад на XX съезде КПСС. В нем было признано, что власти не считают более выселение балкарцев, калмыков… и других народов законным и правильным» [9].

1957г. Родная степь. Горький запах полыни. Сколько эмоций, радости. Но радость была омрачена. Возвращаться было некуда. Родные села были стерты с лица земли. Остались только воспоминания. Так Михайловы оказались на Черноземелье. Они получили назначение КалмОблОНО в Комсомольскую школу: Мацак Убушаевич – директором, Лидия Манджиевна – учителем математики. В 1957-1958гг после восстановления автономии калмыцкого народа начинается вновь подготовка педагогических кадров, возобновляется обучение на родном языке, издаются учебники и художественная литература. Мацак Убушаевич с Батой Бадмаевичем Бадмаевым подготовил учебник по калмыцкому языку, который выдержал несколько изданий (Приложение 7).

В 1959г. Лидию Манджиевну избрали депутатом Верховного Совета СССР. Это высокое доверие ей оказали за труд и общественную активность.

Мацак Убушаевич проработал в системе образования 50 лет, был директором всех типов общеобразовательных школ, заведующим РОНО. Многократно избирался депутатом райсовета, был народным заседателем, членом народного контроля. Супруги Михайловы удостоены многих наград и медалей: «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель Калмыкии», «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945гг», «За трудовую доблесть» и другие (Приложение 8). Всю свою жизнь супруги Михайловы посвятили воспитанию и обучению детей (Приложение 9).

Заключение

Мацак Убушаевич и Лидия Манджиевна были настоящими патриотами своей малой Родины. Они вложили всю свою душу и талант в любимое дело, которое стало смыслом жизни каждого из них. Мое исследование о семье Михайловых продолжится. Мне интересна судьба этих замечательных людей.

По предложению школьного клуба «Клио» установлена мемориальная доска супругам Михайловым на здании отдела образования администрации Черноземельского района (Приложение 10). В школьном музее была подготовлена экспозиция об их деятельности. Также на основании данного исследования мной написана статья в республиканские газеты.

Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Уходят люди, но память остается. Жизнь человека – мгновение, и только от самого человека зависит, какой след он оставит после себя. Светлая память о Мацаке Убушаевиче и Лидии Манджиевне осталась в наших сердцах.

Оставить След так важно на Земле!

Поступком, Словом или трепетной любовью!..

Оставить След… В истории, в судьбе…

И в чьей-то памяти, окрашенной тобою!

Список источников и использованной литературы:

  1. Воспоминания Михайлова М.У.

  2. Семейный архив семьи Михайловых: наградные материалы, удостоверения, аттестат об окончании средней школы Михайловой Л.М., характеристики

  3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27.12.1943г. «О ликвидации Калмыцкой АССР»

  4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 09.01.1957г. «О восстановлении Калмыцкой автономной области в составе Ставропольского края»

  5. Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов» от 25.04.1991г. // Ведомости съездов народных депутатов и Верховного Совета РСФСР // -1993, -№ 32

  6. Известия ЦК КПСС. -1989, - № 3

  7. Афанасьев Ю.Н. Феномен советской историографии//Отечественная история.1996

  8. Бугай Н.Ф. Операция «Улусы». – Элиста:Калм. кн.изд-во, 1991, 88с.

  9. Гучинова Э.Б. Помнить нельзя забыть. Антропология депортационной травмы калмыков. – Штутгардт: Ibidem, 2005, 282с.

  10. Корнилова И.М. Становление и развитие высшего образования в Калмыкии, 1920-2005– Элиста: ОАО АПП «Джангар», 2005, 180с.

  11. Некрич А. Наказанные народы// Нева. – 1993, – № 9

  12. Очерки Истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма.– М.: Наука, 1970, 174 с.

  13. Ташнинов Н.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. – Элиста: Калмиздат, 1969, 213с.

  14. Убушаев В.Б. Калмыки: Выселение и возвращение, 1943-1957гг. – Элиста: Санан, 1991, 92с.

Приложение 1

Справка с места работы Михайлова Мацака Убушаевича

Приложение 2

Удостоверение члена Саратовского Городского Совета рабочих и красноармейских депутатов, 1931г.

Приложение 3

Документы об образовании Михайловой Л.М.

Приложение 4

Водительское удостоверение Михайловой Л.М., 1941г.

Приложение 5

Архивная справка из похозяйственной книги

Приложение 6

Мемориальная доска памяти учительской семьи

Михайловых МацакаУбушаевича и Лидии Манджиевны

19

Просмотров работы: 201