На современном этапе развития этнографической науки одной из актуальных задач является изучение сравнительно малочисленных этнических групп, находящихся, как правило, в иноэтничной среде и поэтому приобретших специфические свойства в культуре, быте и языке. Подобные общности формируются исторически в результате отрыва, в силу разных причин, от материнского этноса. Одним из регионов нашей страны, где происходило формирование таких общностей, является Урало-Поволжье (Волго-Уральская историко-этнографическая область). Составной частью Волго-Уральской ИЭО является Башкортостан (Башкирское Приуралье), который всегда, в силу своего географического положения и ряда исторических причин был полиэтничным регионом. На протяжении многих столетий его территория была зоной расселения различных этносов, в том числе и белорусов, которые в зависимости от характера расселения относятся к этноареальным группам (Приложение 1).
Многообразие культур и умение народов находить общие принципы совместного проживания — безусловное достижение, ценность и богатство Республики Башкортостан. Ярким примером взаимоотношений между переселенцами разных национальностей могут служить поселения латышей и белорусов в Иглинском районе Башкортостана. Длительное совместное проживание народов, их тесные хозяйственно-экономические связи привели к значительному этнокультурному сближению. С 1960-х гг. прослеживается тенденция к снижению численности белорусов в республике, так как «по зафиксированным сегодня результатам этнических процессов, белорусы, пережившие этап глубокой аккультурации к середине 20 века обрели тенденцию ассимилироваться в русской среде» [3, с. 285]. (Приложение 2, 3)
Целью работы является изучение этнокультурных процессов в среде переселенцев – белорусов в Башкортостане. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: изучить процессы хозяйственной и культурной интеграции белорусских переселенцев в принявшее их этническое сообщество; раскрыть особенности ассимилятивных процессов с местным этническим окружением; выявить особенности отдельных сфер материальной и духовной культуры, сложившиеся вследствие активных межэтнических контактов.
Объект исследования: переселенцы – белорусы в Башкортостане.
Предмет исследования: этнические процессы в среде переселенцев – белорусов в Башкортостане.
При проведении исследования использовались различные методы работы: 1) сбор информации посредством общения с жителями с. Балтика, изучение записей воспоминаний жителей села, фотоматериалов из семейных архивов жителей села; 2) использование Интернет-ресурсов; 3) анализ информации; 4) оформление материала в печатном и электронном виде.
Исследовательская работа имеет практическую значимость, так как материалы можно использовать при проведении классных часов, внеклассных мероприятий в школе, создании страниц школьных сайтов, посвященных историческим событиям, а также на уроках истории и литературы, написании творческих работ. Надеюсь, что исследование поможет нравственному, культурному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Проблема этнографического изучения белорусов, проживающих в Башкортостане, имеет свои особенности. С одной стороны нельзя сказать, что белорусское население Башкортостана вообще не упоминается в этнографической литературе. Однако материалов, так или иначе, посвященных ей мало. Новизна работы заключается в том, что при ее написании использовались такие источники как, воспоминания старейших жителей седа Балтика, материалы личных архивов семей потомков переселенцев-белорусов.
1. Переселенцы - белорусы на башкирской земле
1.1 Причины переселения
Первые белорусы появились на исконно башкирских землях в девяностых годах 19 века после отмены крепостного права в 1861 г. Более массовое переселение началось в период столыпинской реформы 1906-1916 гг. [4]. Следующая переселенческая волна совпала с началом Первой мировой — люди бежали от крови, голода, холода, лишений. Наиболее ранний анклав белорусов образовался в Уфимском уезде Уфимской губернии - в лесном Приуралье в бассейне реки Сим (современные Иглинский и Архангельский районы). В большинстве своем это были выходцы из восточных и центральных областей Белоруссии (Могилевской и Минской губерний). В конце XIX — начале ХХ в. здесь возник целый ряд небольших хуторов, большинство из которых было первоначально основано латышскими переселенцами. Позднее в них начали активно подселяться выходцы из Белоруссии. Данная система хуторских поселений получила название «Балтийская колония» [2]. Иглинский район в Башкортостане сегодня единственное место компактного проживания белорусов. И каждый знает и помнит, из какого он рода.
Из воспоминаний Харитонова А.Н. – истинного белоруса; его бабушка, Зиновия Наумовна Харитон, приехала сюда вместе с семьей с началом империалистической: «В конце 19 века стали приезжать белорусские семьи: Харитон, Засим, Тарасевич, Климчук, Свистун, Букрабо, Касюк и другие. В 1885 году крестьяне из Вятской губернии приобрели землю у владельца Загорского по 18 рублей за десятину, поэтому поселение их получило название Загорское. Через 10 лет оно объединило 93 двора с 572 жителями. Там были церковная школа, хлебозапасный магазин, кузница, конная обдирка, две бакалейные и винная лавки. Для верующих христиан всей округи была построена православная церковь, которую закрыли в апреле 1931 года и в этом здании открыли клуб. В 1895 году крестьяне купили
земли у купца Позолотина. Так появились Позолотинские хутора, в которых, как гласит перепись 1917 года, было 47 дворов, где проживало 287 белорусов, 7 латышей, 6 русских. И полетели в Брестскую, Гомельскую, Минскую и другие губернии письма, в которых рассказывали об удивительных здешних землях: «Только кинешь семена — все вырастет. И навоза не надо». Целые составы выделяли тогда для белорусских переселенцев, которые ехали в Сибирь и на Урал. Для многих второй родиной стала Башкирия. Ровные чистые поля удавалось купить редко. Кругом был лес. Выкорчевывали, выжигали, выравнивали. Получалось поле. Работали много, но и отдача от земли была. Скот разводили. Начали на башкирской земле белорусский лен сеять, холсты ткать. Почти все в доме своими руками произведено было. Большинство хозяйств окрепло. Вместе с устоями быта переселенцы привезли на землю Башкортостана традиции и культуру своего народа» [1]. (Фото 1-3)
1.2 Характер расселения
В поисках лучшей доли наиболее предприимчивые переселенцы из малоземельной Беларуси оказались на башкирской земле. Чем привлек белорусов этот край? Плодородными землями, богатыми лесами. Земля покупалась переселенцами у государственной казны и у местного населения в единоличное частное или в коллективное владение. В пай вместе с белорусами нередко входили латыши, украинцы, русские и др. Для прибывавших белорусов было характерно основание небольших поселений хуторского типа до 10 дворов. В колониях и смешанных по национальному составу поселениях объединялось несколько десятков дворов. При этом сохранившиеся свидетельства указывают на то, что первоначально на новом месте общины крестьян из Белоруссии старались воспроизвести привнесенные со своей родины принципы планировки и архитектуры усадеб. Из воспоминаний жительницы деревни Буденный Матяс В.Ф.: «Первыми начали строиться Бычковские. Приехали мужики с других хуторов, посовещались и решили: нет, так не годится дома ставить — надо помнить, и как ветры дуют, и как солнышко по небу ходит. Так и стоит сейчас деревня Буденный: все улицы с севера на юг тянутся, а одна, на краю, с востока на запад» [1]. Однако уже к 1930-м гг. многие хутора и небольшие поселки белорусов прекратили существование, потому что «коллективизация и социалистические формы ведения сельского хозяйства предполагали "стягивание" населения в центры, объединение посевных площадей, применение новых агротехнических методов полеводства, иную организацию сельского быта» [7]. Из рассказа Сергея Ефимовича Кота, жителя деревни Ленинск, дед которого, Александр Григорьевич, приехал в здешние края за землей. Поначалу, как и остальные сородичи, Александр Кот устроился на хуторе, а уж когда началась коллективизация, вместе со всеми вынужден был переселиться в деревню.
- Тем, кто не хотел уходить со своих хуторов, ломали либо крышу, либо печь, - рассказал Сергей Ефимович, - а уж без них какая жизнь, приходилось, хочешь - не хочешь, покидать насиженные места [1].
В результате проведения подобной политики население многих хуторов насильственными методами «сбивалось» в крупные колхозные поселки. Так в результате проведения политики коллективизации в конце 1930-х — начале 1940-х гг. и создания в Иглинском районе колхоза «Путь Ленина» большинство жителей хуторов было вынуждено переехать в несколько образованных здесь поселков, наиболее крупным из которых стал поселок Балтика (до 1954 г. носил название «Сталинский»). В 50-60-е годы колхоз начал специализироваться на выращивании бестужевской породы коров. Это приносило хорошую прибыль и колхоз «Путь Ленина» первым в республике стал колхозом-миллионером и неоднократно участником ВДНХ в Москве (Фото 4-12).
2. Этнокультурные процессы в среде белорусских переселенцев
2.1 Этнические взаимодействия
Ведущей отраслью в хозяйстве белорусов было земледелие. В Башкортостане белорусы, как и другие переселенцы, старались селиться в местах, которые по географическим и климатическим условиям напоминали им родину, поэтому их земледельческие навыки не претерпели больших изменений. Белорусские переселенцы вступали в активное культурное взаимодействие с местным или ранее прибывшим сюда населением. Наиболее развитые хозяйственные традиции белорусов (возделывание овощных культур, развитие льноводства и отработанная технология обработки льна, опыт в пасечном пчеловодстве, в изготовлении плетеной утвари и клепанной деревянной посуды) были использованы соседями. Вместе с латышами одними из первых начали культивировать скороспелые сорта картофеля [6]. Обладая передовой сельскохозяйственной культурой, латыши, активно перенимали земледельческие традиции белорусов, применяли орудия труда, удобные для данной местности. Так при ручном севе брали белорусскую коробку, плетенную из ржаной соломы или лыка («сетиво», «севалка»). В свою очередь, приспосабливаясь к новым условиям, белорусы восприняли у местного населения более практичные орудия земледелия, способы обработки земли, ремесленные навыки и рецепты приготовления некоторых блюд [7].
На новых землях белорусские семьи в основном состояли из трех поколений, когда с родителями жили женатый сын или замужняя дочь с детьми. Нередко встречались смешанные браки, способствовавшие стиранию культурных граней между двумя народами и обмену друг с другом отдельными элементами традиционной культуры. Весь жизненный цикл белорусов был связан с календарными праздниками. Особенно ярко отмечалось Рождество (Каляды). На Масленицу ходили семьями в гости друг к другу. Под влиянием русских традиций жгли костры, катались на лошадях. Самым любимым праздником белорусов был праздник Ивана Купалы – день летнего солнцестояния. Он очень похож на своего латышского брата — «Лиго», который когда-то проводили вместе. В советское время традиции проведения латышского праздника оказались более стойкими, и у местного белорусского населения стало традицией отмечать его вместе с латышами. Со временем праздник утратил большинство элементов своего первоначального обрядового характера. В настоящее время большинство белорусских семей, в которых отмечается этот праздник, сводят его к простому поминовению предков, минуя большинство обрядовых действий, некогда сложившихся в народной культуре. Переселяясь в Башкортостан, белорусы принесли с собой и белорусскую разговорную речь, характерную для тех мест, откуда они переселились. В настоящее время среди большинства потомков белорусских переселенцев уже не сохранилось ярко выраженных диалектных различий с остальным населением. Однако в отдельных поселениях (например, деревня Буденновский Иглинского района), среди представителей старших поколений, имеются отдельные элементы «белорусского говора», а также использование некоторых заимствованных из белорусского языка существительных, большинство из которых имеет особое значение в их быту (к примеру, вместо «лук» говорят «цыбуля», вместо «картошка» — «бульба» и т.д.).
2.2 Тенденции этнического развития
В одно столетие укладывается история белорусов в Предуралье. Обустройство на новом месте было осложнено начавшейся первой мировой, затем гражданской войнами. Ломка традиционного бытового уклада в период коллективизации для белорусов проходила особенно болезненно и сопровождалась свертыванием хуторского хозяйства, раскулачиванием многих семей, насильственным сселением в большие многонациональные поселки. Территориальная разобщенность белорусов в Башкирии, отсутствие глубоких местных корней, социальная перестройка способствовали быстрой утрате этнической специфики, и в первую очередь – в устройстве быта. Ассимилятивные процессы в смешанных по национальному составу поселениях привели к утрате родного языка [7]. В большей степени с ассимиляцией и в меньшей – с миграцией связано сокращение численности белорусского населения в республике.
2.3 Возрождение и сохранение национальной культуры
Сохранению и развитию этнокультуры белорусов в Башкортостане способствуют общественная организация национально-культурного центра белорусов РБ «Спадчина» и белорусский историко-культурный центр «Балтика», в котором имеется музей предметов быта белорусов-переселенцев (Фото 13-16). С 2003 года функционирует филиал базовой библиотеки, который содержит хороший фонд книг на белорусском языке (Фото 17-18). С 1992 года праздник Ивана Купала отмечают как национальный белорусский праздник в с. Балтика Иглинского района, куда съезжаются белорусы со всей республики. Каждый народ поет свои песни, в которых вся его жизнь: грусть и радость, трагические события и живая шутка. Хорошо известен в Башкортостане народный ансамбль белорусской песни «Сябры», единственный в республике, в репертуаре которого народные песни, привезённые предками из Белоруссии. Ансамбль «Сябры» - участник многих культурных мероприятий, в числе которых праздник-фестиваль народного творчества «Самоцветы Башкортостана», Международный фестиваль национальных культур «Содружество», трижды ансамбль представлял нашу республику на фестивалях творческих коллективов «Белорусы России» в Москве. Залогом того, что белорусские песни долго еще будут звучать под небом Башкирии, является творчество детского ансамбля «Жауроночкi»
Основой для сохранения и развития любой национальной культуры, в том числе и белорусской, является родной язык, возможность его изучения и использования. Сегодня его изучают как предмет в МБОУ «СОШ с. Балтика» Иглинского района РБ (Фото 19-20).
Заключение
Анализируя работу можно сделать следующие выводы:
Башкортостан стал родиной для переселенцев – белорусов, которые обрели здесь кров, пищу, возможность сохранить свою родовую идентичность.
Несмотря на значительные различия между белорусами и другими народами - латышами, украинцами, русскими и др. (язык, вера, обычаи, приемы хозяйствования и т.д.), среди них преобладали тенденции к взаимному обмену культурным и хозяйственным опытом.
Совместное проживание способствовало формированию сходных черт в разных сферах жизни: трудовой - совместно занимались земледелием и скотоводством, продолжая традиции своих предков; культурной – общность народных праздников "Иван Купала" и "Лиго", почитаемость христианских праздников Рождества, Пасхи и Троицы.
В той или иной степени все потомки белорусских переселенцев прошли процесс хозяйственной и культурной интеграции в принявшее их этническое сообщество.
Активные ассимилятивные процессы, отсутствие глубоких местных корней привели к ослаблению этнического самосознания белорусов, утрате яркой культурной специфики, забвению языка. Большинство признало родным русский язык.
На фоне тенденции к угасанию фольклорных традиций и календарной обрядности белорусов Башкортостана можно проследить начавшийся в 1990-е гг. процесс их искусственного возрождения.
Исторически башкирский край стал родиной для представителей многих народов. Они вместе созидали, защищали свою землю, учились с уважением относиться друг к другу. В течение столетий наши предки не раз доказывали, что никакие языковые и религиозные различия не могут служить препятствием для мирной и созидательной жизни в общем доме.
Список используемых источников и литературы
Воспоминания и фотоматериалы из архива семей: Харитонова А.Н., Букрабо З.Ф., Кот С.Е., Бобрук А., Матяс В.Ф.
Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Уфа: Китап, 2009. – 744 с.
Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992. – 347 с.
Культура народов Башкортостана. Словарь-справочник для учащихся средних и специальных учебных заведений. Авторы-составители: С.Г.Синенко; под редакцией проф. М.В.Зайнуллина. Уфа: ГПУ «Уф. Полиграфкомбинат», 2003. -176 с.
Мы дружбой сильны. Сост. В.Х.Азнаев, Т.Н.Сагитов, Г.Г.Галимова, Г.С.Иштуганова. Уфа: Китап, 2013. -240 с.
Чегодаев Е.А. Латыши Башкортостана: формирование и функционирование этнической группы (конец XIX – начало XXI в.) Диссертация (на правах рукописи).
Энциклопедия. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа: Гилем, 2002. -480 с.
Интернет – ресурсы:
http://www.bashinform.ru/news/113411-v-sele-baltika-iglinskogo-rayona-proshli-prazdnichnye-meropriyatiya-quot-belorusskaya-kultura-chast-velikoy-slavyanskoy-kultury-quot/
http://www.iglvesti.ru/news/holidays/ivan_kupala_s_belorusskim_aktsentom/
http://www.km.ru/v-rossii/2002/01/16/respublika-bashkortostan/buket-natsii
http://www.agidel.ru/?param1=15426&tab=2
Приложения
Приложение 1
Белорусские поселения на современной карте Башкортостана
Приложение 2
Белорусское население Башкортостана в динамике (1926 – 2010 гг.)
Годы |
1926 |
1939 |
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
2002 |
2010 |
Белорусы |
18,2 |
23,7 |
20,7 |
18,0 |
17,3 |
17,0 |
17,1 |
11,6 |
По данным переписи 2010 года:
По Иглинскому району – 4103 человека.
По Балтийскому с/с – 594 человека.
Приложение 3
Население Башкортостана (по данным переписи 2010 года)
Фото 1
Переселенцы из Белоруссии. 1889 год
Фото 2
Белорусская свадьба Букрабо Михаила и Арины. 1925 год
Фото 3
Девушки-белоруски
Фото 4
Конные жнейки для уборки зерновых (ржи)
Фото 5
Фото 6
Фото 7
Фото 8
Фото 9
Фото 10
Фото 11
Сушка зерна
Фото 12
Доярки изучают электродоильные аппараты
Фото 13
Музейные экспонаты белорусского быта в ИКЦ «Балтика»
Фото 14
Фото 15
Фото 16
Фото 17
Выставки в сельской библиотеке
Фото 18
Фото 19
Народный ансамбль белорусской песни «Сябры»
Фото 20
Детский ансамбль белорусской песни «Жаyраночкi»