Сейчас, когда едешь в комфортных вагонах поездов, не особо задумываешься об истории поездов и всего, что связано с железной дорогой. Мы привыкли к электричкам, метро, «дизелям», и почти никто уже не помнит о старых добрых паровозах, немало послуживших на благо людей.
Актуальность и новизна работы:
Поэтому, вопросы, связанные с историей зарождения железной дороги в России, представляют историческую ценность для любого поколения. Кроме того, в 2016 году наш город отмечал важную для себя дату – прибытие первого поезда в Красноярск, что дало толчок для экономического и культурного развития всего Приенисейского края.
Цель — рассмотреть, этапы строительства железной дороги и появление первого паровоза в Красноярске; сконструировать модель паровоза.
Для этого поставлены следующие задачи:
- познакомиться с литературой по истории строительства Великой железной дороги;
- изучить краеведческую литературу, связанную с историей строительства дороги;
- интервью с Красноярским краеведом, исследователем истории железной дороги в Красноярске Карпухиным Константином Владимировичем;
- конструирование модели паровоза.
Практическая значимость
Освоение навыков моделирования; использование материала краеведения на уроках литературы, окружающего мира, технологии.
Методы работы: сбор и анализ материала, моделирование, интервьюирование.
Деятельность по проекту сентябрь – март 2016-2017 учебного года
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом |
мероприятия |
сроки |
1.Подготовительный этап |
- Консультации с преподавателем истории МБОУ «СШ64» относительно проектной идеи; - посещение Музея истории железной дороги г. Красноярска. |
Сентябрь 2016 Октябрь 2016 |
2.Теоретический этап |
1.Изучение теоретических источников. 2.Составление теоретической части проекта. |
Ноябрь 2016 |
3.Практический этап |
1. Работа в краевой детской библиотеке; подбор необходимой литературы. 2. Интервью с Карпухиным К. В. 3. Проектирование этапов под руководством руководителя; конструирование модели паровоза. |
Декабрь 2016 |
4.Заключительный этап |
1.Изготовление модели паровоза. 2. Составление презентации. |
Январь - февраль 2017 |
5.Презентация проекта |
Презентация проекта на конкурсе образовательных проектов. |
Февраль, март 2017 |
Глава I. Великий Сибирский путь
История сооружения дороги
Первое предложение о строительстве железной дороги через всю Сибирь, на восток, к Тихому океану, было выдвинуто ещё в 1837 году. Однако свыше полувека проект не получал своей реализации. И лишь на заседании Кабинета министров 12 февраля 1891 года, когда тогдашний министр путей сообщения А. Гюббенет выступил с подробным докладом о сооружении сплошной Сибирской транзитной железнодорожной линии от Челябинска до Владивостока, министры единодушно высказались за настоятельную необходимость её строительства [3; 41].
Сооружение дороги началось, сразу же набрав невиданные раннее темпы – по 740 км железнодорожного пути в год. Это рекордные показатели даже для современного высокомеханизированного строительства [2,46].
С марта 1891 по сентябрь 1904 г. Был уложен непрерывный рельсовый путь от Миасса на Южном Урале до Порт-Артура на берегу Тихого океана [2, 50].
Железная дорога прокладывалась через крупные и малые реки топи и болота, неосвоенные территории, перевалы и участки с вечной мерзлотой и тяжёлым профилем…[1,61]
Окончательное завершение строительства, с учётом пуска в постоянную эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги и достройки всех мостов и тоннелей, состоялось в октябре 1905 года [2, 63].
В конце XIX - начале XX вв. об этой уникальной магистрали писал и говорил весь мир.
По велению времени
Как и у кого родилась идея сооружения Великого Сибирского пути?
Инженер-полковник Павел Мельников в 1839 году озвучил идею создания сети внутренних железнодорожных сообщений, сокращающих почтовой езды, что, по его расчётам, в перспективе позволит стянуть, сгруппировать Россию, сосредоточить ресурсы государства на пространстве в 16 раз меньшем, чем одна шестая часть света. Это, по убеждению Мельникова, сделает Россию несокрушимой державой [1,61].
Активно поддержал предложения о сооружении Сибирской железной дороги генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьёв-Амурский, озабоченный оторванностью этого громадного региона от центральной России [2, 68].
Идея сооружения грандиозной дороги пришлась по душе и императору Александру III. Затем были годы труднейших изысканий, проектов, и, наконец, в феврале 1891 года царь подписал высочайший рескрипт о строительстве железной дороги…[2, 51].
Для ускорения работ Великий Сибирский путь было решено строить одновременно с двух концов: от Владивостока на запад и от Челябинска на восток, прокладывая железную дорогу длиною свыше семи тысяч вёрст на встречных курсах. Соединиться они должны были на середине труднейшего и сложнейшего пути. Там, где сегодня пролегает Красноярское звено Транссиба [3, 61].
Будущая Красноярская железная дорога входила в Средне-Сибирский участок длиною 1848 км, по проекту пролегающий от Оби через главный город Енисейской губернии до Иркутска [2, 48].
Ввиду масштабности предстоящих работ на строительстве самой длинной в мире магистрали было решено разделить будущую дорогу на шесть участков: Западно-Сибирский, Средне-Сибирский, Кругобайкальский, Забайкальский, Амурский и Уссурийский [2, 49]. В Сибири звание «бога изысканий» принадлежало Меженинову. Способный инженер-путеец, отличный профессионал и организатор, Меженинов уже испытывал свои силы на нескольких железных дорогах России. При строительстве Средне-Сибирской дороги он максимально использовал экономические рычаги, принимал, когда требовалось, неординарные самостоятельные решения [2, 48].
Первый поезд в Красноярске
Несмотря на колоссальные трудности, работа на трассе шла опережающими темпами. Строились всё новые станции, вокзалы и железнодорожные мастерские – будущие депо [2, 62].
Уже к концу 1893 года начали работать паровозные мастерские в Боготоле.
Через год принял первых пассажиров вокзал на станции Ачинск. В том же году в Красноярске открылось Сибирское техническое училище – кузница техников-железнодорожников [2, 65].
В 1895 году началось регулярное сообщение по Боготольскому отрезку магистрали. В том же году в Красноярске был принят в эксплуатацию железнодорожный вокзал – единственный на участке вокзал II класса из камня, с камерой хранения, двумя залами ожидания для пассажиров, буфетом, фонарями из газовых рожков на привокзальной площади. Этот вокзал прослужил дороге более шестидесяти лет [3, 67].
6 декабря 1895 года, на год раньше намеченного срока, на станцию Красноярск прибыл первый поезд. Шёл он из Томска до Енисея… пять суток, со средней скоростью 4 км/час. Хотя паровоз серии Р, прозванный железнодорожниками «Русаком», имел мощность всего 300 л. с. Скорость поезда составляла 4километра, так как приходилось преодолевать ледовые переправы через Томь и Чулым. По пути в Красноярск в окрестностях Ачинска случилось небольшое ЧП – поезд сбил вышедшего на рельсы медведя. На платформе «Путепровод», состав и вовсе стал из-за неполадок на полотне. Потому поезд пришёл на вокзал на два часа позже назначенного времени [2, 66].
Прибытие первого поезда стало для Красноярска историческим событием. «Народ ликовал и кричал «Ура!», когда поезд из двадцати вагонов медленно подкатил к вокзалу. Локомотив, к восторгу публики, пускал клубы черного дыма и облака пара, оглашая окрестности зычным гудком» [2, 67].
С 1 января 1898 года открылось постоянное движение по линии Обь-Красноярск протяженностью 723 километра. Год спустя, 1 января 1899 года, участок Красноярск-Иркутск был официально передан в ведение Управления казённых железных дорог с организацией платного движения пассажиров [2,68].
Решением жюри Первой Всемирной технической выставки в Париже в 1900 году проекту Транссиба и железнодорожному мосту через Енисей были присуждены Большие золотые медали (Гран-при). Сооружение Сибирской железной дороги справедливо было поставлено в один ряд с такими событиями мирового значения, как открытие Америки и строительство Суэцкого канала, а мост был признан уникальным инженерным сооружением [1, 61].
В 1890 году население Красноярска составляло 20 тысяч человек, а к 1900 году – 26 тысяч. Спустя ещё 10 лет в городе проживало 50 тысяч человек. На 1 января 1915 года г. Красноярск насчитывал 90318 жителей. Сооружение магистрали стало мощным двигателем прогресса по всем основным направлениям [2, 68].
Глава II. Посещение Музея истории железной дороги г. Красноярска
Осенью 2016 года наш класс побывал в Музеи истории Красноярской железной дороги. Познакомились с краеведом, исследователем истории железной дороги в Красноярске Карпухиным Константином Владимировичем. Во время экскурсии рассмотрели интересные знакомые и незнакомые экспонаты. Больше всего нам понравился макет, который изображал прибытие первого поезда в наш город. Константин Владимирович рассказал, что железная дорога в Красноярске была не всегда, её построили в конце 19 века, и это было очень трудное дело. Из интервью с Константином Владимировичем мы узнали, что в 2015 году отмечалось 100-летие прибытия первого поезда в Красноярск и решили рассказать о этом дне, а также сделать модель паровоза, который первым побывал у нас.
2.1. Конструирование модели паровоза
Изучение макета модели:
-главная деталь: моторчик паровоза -подобрана схема паровоза
2. Сборка модели:
- подборка колёс для паровоза - приклеим схему к модели
- прикрепляем колёса - паяем схему паровоза
- для создания кабины паровоза используем алюминиевую банку
- для трубы паровоза применяем конденсатор
- корпус и крышу паровоза выполняем из алюминиевых пластин
3. Декор паровоза:
- корпус паровоза покрываем черной краской; устанавливаем батарейки АА.
Итоги проекта:
-изучена краеведческая литература, связанная с историей строительства дороги;
- осуществлено интервью с Красноярским краеведом, исследователем истории железной дороги в Красноярске Карпухиным Константином Владимировичем;
- сконструирована модель паровоза типа Р;
-добавлены для декора желтые колеса;
-красная звезда, оставшаяся от моего деда Порнякова Владимира Петровича, в 60-е годы он работал на Красноярской железной дороге машинистом;
- движется паровоз с помощью электрической батарейки.
Источники:
1.Державный путь. Сборник очерков. Изд. «Вече», М., 2002.
2.Поэт производственных процессов: Гастев Алексей Капитонович: тематическая подборка/сост. О. Б. Ушакова. Красноярск, КрЦНТИБ, 2014.
3.Стальное звено транссиба. Красноярское книжное изд-во. 1998.
Приложение
Посещение Музея истории железной дороги города Красноярска:
Интервью с Красноярским краеведом, исследователем истории железной дороги в Красноярске Карпухиным Константином Владимировичем