РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ УМИРАЕТ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ УМИРАЕТ

Угольникова К.Р. 1Сивохина А.А. 1
1
Кузнецова Е.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель: восстановление памяти об исчезнувших деревнях

Объект исследования: исчезнувшие деревни с карты Крапивинского района

Предмет исследования: география, история, топонимика и уклад жизни исчезнувших деревень

Гипотеза: большинство жителей Крапивинского района не знают историю своей малой Родины, а именно существование деревень, которые имели определённое значение в разные временные промежутки, но изучение истории исчезнувших деревень поможет сделать шаг к тому, что будущее поколение будет хранить и помнить прошлое своей малой Родины, будет гордиться тем, что они здесь родились и живут

Задачи исследовательской работы:

- выявить названия деревень, существовавших на территории Крапивинского района и узнать тайну их названия

- изучить географическое положение исчезнувших деревень

- познакомиться с историей исчезнувших деревень

- собрать воспоминания жителей исчезнувших деревень

- привлечь жителей Крапивинского района к изучению истории Родного края

Методы исследования:

  1. Работа к существующим источникам информации

  2. Прослушивание записей воспоминаний жителей исчезнувших деревень

  3. Анализ архивных документов

  4. Встречи и беседы с людьми, владеющими информацией по данной теме

  5. Сбор фотографий

  6. Работа районными газетами «Красный Тайдон», «Заветы Ленина»

  7. Интервьюирование

  8. Систематизация материала

Актуальность: каждый человек время от времени задаётся вопросом историческим, но восстановить историю становится тяжелее, потому что осталось последнее поколение, жившее в исчезнувших деревнях. Наша задача сохранить их воспоминания и донести драгоценную чашу знаний до потомков

Практическая значимость темы заключается в изучении неосвоенных задач, вопросов краеведения. Анализ результатов позволили выдвинуть моменты значимости выполненной работы:

- приобретение навыков исследовательской работы

- поэтапное формирование в работе навыков, умений

- работа на уроках и внеклассных мероприятиях

Научная новизна: попытка обобщения научно-исторического исследования исчезнувших и исчезающих населённых пунктов и попытка восстановления их на карте Крапивинского района

Перспектива: дальнейший сбор материала и пополнение работы

Введение

История – это часть нашей жизни. Каждый человек задаётся вопросом о прошлом, о том, что было тогда. Прежде всего, обращение к истории необходимо для настоящего и будущего. Зная о прошлом, о тех событиях и ошибках, задумываешься, стараешься не совершить подобного и стремишься к тому, чтобы будущее поколение не допустило их. Только ли практическую значимость имеет история? Нет, знания о прошлом своей страны, рождают гордость за Родину, развивают патриотизм. И, несомненно, история Малой Родины имеет значение для каждого.

К сожалению, нельзя точно сказать, что было на территории Крапивинского района несколько сотен лет назад, в совершенстве не узнаешь об этом, но история Крапивинского района существует, и жаль, что мои земляки не знают её. На незнание, прежде всего, влияет ограниченная информированность населения. Недостаточно заинтересовано людей, желающих познакомить жителей Крапивинского района с историей этого края, да и тех, которые хотели бы узнать её не так много. Возможно, они считают историю скучной, потому что не знают, какая она, насыщенная и яркая - история Крапивинского района.

Родословные семей Крапивинского района отличаются друг от друга: кто-то родился там, где и живёт сейчас, но их родители приезжие издалека или же они жили на территории Крапивинского района в населённых пунктах, которых сейчас нет. И я не раз слышала о деревнях Ажендарово, Змеинка, Салтымаково, Медвежка. Последние из этих населённых пунктов существуют и сейчас, я была там во время летнего семейного отдыха. Там осталось несколько домов, в которых почти нет местных жителей, только рыбаки, охотники, пчеловоды. А, например, Ажендарово уже нет на карте Крапивинского района. Но об этом населённом пункте мне рассказывала мама, восстанавливая в памяти школьную экскурсию. Не раз я слышала от бабушки рассказы о деревне Кутузово, в которой она провела своё детство и юность, но эта деревня попала в число неперспективных и её не стало.

И тогда меня заинтересовали деревни Крапивинского района. А какие они? За время Советской власти на территории Крапивинского района не стало более 60-ти деревень.

Деревня. Задушевная песня, особый язык и культура. Мало кто по-настоящему знает и чувствует её. Здесь кипят жизнь, работа и страсти, и совершенно не так, как в городе. Деревню нужно понять не умом, а сердцем. С исчезновением деревни уходит традиционный быт, умирает народная душа, погибает история.

С каждым годом становится всё меньше и меньше жителей исчезнувших деревень, на нас обрывается нить памяти. И поэтому сейчас, задача старшего поколения и моих сверстников не допустить потерю связи с прошлым.

Глава 1. Крапивинский район вчера и сегодня

Из прошлого района

Освоение Сибири:

  • Первая карта Сибири была составлена в 1671 году.

  • Когда-то Сибирь входила в состав Великого Тюркского Каганата (5-8 века) и империи Чингизхана (13-14 века).

  • Около 1495 года образовалось Сибирское ханство, которое в 1555 году вошла в состав Русского царства (именно в период Русского царства началось освоение Сибири).

В своё время великий русский писатель Ф. М. Достоевский сказал, что у французов есть любовь к изяществу, у испанцев есть ревность, у немцев – аккуратность, у англичан – дотошность, а русские сильны умением понимать и принимать другие народы. И ведь действительно, русские понимают европейцев гораздо лучше, чем те понимают русских. Что же касается XVI-XVII веков, то освоение Сибири русскими людьми проходило в полном соответствии с пониманием уникального образа жизни местных народов. Поэтому этническое многообразие России стало ещё более богатым.

«История Крапивинского района уходит в далёкое прошлое. Из поколения в поколение, из уст в уста передаются легенды о времени Кучумовского господства на территории Сибири, и это подтверждается историческими событиями.

В 16 веке во время царствования Ивана III татарский хан Кучум убил данника московского царя Едигера и завладел Сибирью. При нём было введено мусульманство, которое должно было укрепить власть хана.

В 1581 году Строгановы направили за Урал отряд наёмных казаков под начальством атамана Ермака Тимофеевича, снабдив его продовольствием и оружием. Первое серьёзное сопротивление казаки встретили недалеко от столицы Сибирского ханства, у впадения реки Тобола и Иртыш. Здесь Кучумсоорудил укреплённую засеку и собрал большое войско из татар и из подвластных ему манси и хантов, которые встретили казаков градом стрел. Однако в ходе боя Кучум потерпел поражение. После чего покинул свою столицу и ушёл на юг в степь. Несколько позже Кучум разбил войско Ермака и вновь занял столицу ханства.

О гибели Ермака наш народ сложил песню, в которой славит Ермака, как победителя.

В конце 16 века, уже после смерти Ивана IV, в Сибирь было послано большое войско, от которого Кучум потерпел поражение и, имея ещё значительные силы, ушёл в Барабинские степи, откуда тревожил своими набегами пограничные области.

Только в 1598 году Кучуму было нанесено полное поражение, от которого он уже не оправился. Сибирское ханство распалось на ряд мелких владений, плохо между собой связанных. При первой неудаче Кучума, вассалы покинули его.

Легенда о Кучуме

100-летний колхозник артели «Победа» Терентий Ермолаевич Смердин рассказывает легенду о том, что покинутый своими вассалами Кучум с небольшим отрядом проходил по Сибирской тайге, где местное население из шорцев, обинцев и татар платило ему ясак золотом, ценными мехами и продуктами.

Желая собрать новые силы, Кучум хотел двинуться, очевидно, через Хакасию к границам Монголии, путь его следования лежал по территории Крапивинского района по побережью р. Тайдон, правый приток р. Томи. В пути Кучум заболел и умер. Его похоронили в специально сделанном склепе, в горе, у трёх сосен при впадении реки Кучуманды в реку Тайдон. Кучуманда – это правый приток реки Тайдона, находящийся в 15 километрах от его устья.

Вместе с Кучумом погребли его воинские доспехи. По магометанским обычаям и законам должна быть захоронена живая жена или дочь, так как жена его умерла раньше, то с ним похоронили его среднюю дочь, которую звали Улуманда (так называется река ближайшая от реки Кучуманды). Сначала решено было захоронить его старшую дочь, но жажда жизни побудила её бежать, и она, сев на серую лошадь, взяв с собой две сумы золота, скрылась. Дед, рассказывающий легенду, называет её Англичанкой. Долго скакала она по тайге и выехала на берег реки Томи, там, где в Томь впадает приток реки Осиповка. По правому берегу Томи она ехала до Крапивино, здесь она стала переправляться через реку, пустив лошадь вплавь. Был весенний разлив рек, и река Томь, разлившись очень широко, увлекала течением лошадь и всадницу. Тогда дочь Кучума, боясь утонуть, даёт богу - Николаю угоднику, обещание выстроить церковь на том месте, где её вынесет к берегу.

Быстрым течением протащило лошадь целый километр, и она выплыла на берег, где закончился обрывистый и высокий берег, несколько ниже нынешнего с. Крапивино. Здесь на золото дочери Кучума была выстроена церковь. Впоследствии она сгорела. На месте сгоревшей церкви была выстроена позже небольшая часовня, которую помнят многие жители. Часовню закрыли, а здание перевезено в село Крапивино.

Терентий Ермолаевич рассказывает о том, что его отец помнит острог, который находился в деревне Мунгат, села Крапивино тогда ещё не было. Острог, как военная крепость, а позже и пересыльный пункт для этапированных из Кузнецкой крепости в Томск, был построен ещё в 17 веке. Старожилы до сих пор деревню называют не Мунгат, а Острог.

Легенду о Кучуме дед Терентий слышал неоднократно от своей матери и бабушки, которая была татаркой из Кучумовского рода. Терентий Ермолаевич говорит, что были в старину попытки отыскать могилу Кучума, и это удалось одним разбойником, но вынести из неё золото им не удалось. Этому помешала их жадность. Дочь Кучума, сидевшая за прялкой при открытии склепа, разрешила набрать золота только по рукавице, но так как разбойникам показалось этого мало, и они вернулись ещё, чтобы набрать больше. Не вернулись они ни с чем, их вышвырнули из скалы. Гора закрылась.

Заселение района

О том, что шорцы, телеуты и татары населяли эти места, подтверждают не только легенды о Кучуме, но и наличие шорских и татарских названий рек, гор и т.д. В юго-восточной части района до сих пор проживают татары бывшей Баянской инородческой управы, платившие до революции ясак.

Самое раннее образование населённых пунктов на территории района относится к 16 веку. Основное же заселение русскими происходило в 17-18 веках, частично за счёт бежавших ссыльных и арестованных, а большей частью за счёт переселенцев из Европейской части России, бежавших от крепостного права крестьян. Первые заимки были образованы вокруг Мунгатского острога, служилыми людьми, таких как Райки, Трифоново, а несколько позже Крапивино.

Постоянный приток вольных людей увеличивал численность населения. Небольшие заимки превращались в сёла. Особенно быстро проходило заселение берегов рек Томи и Уньги, где образовались такие сёла, как Салтымаково, Крапивино, Шевели, Сарапки, Борисово, Бердюгино, Панфилово и другие.

Основным занятием жителей Мунгатской волости было в степных районах земледелие, в таёжных и притаёжных населённых пунктах – охота на лесного зверя, пчеловодство, скотоводство и различные промыслы: рыболовецкий, лесоразработки, дегтярное дело. Производство кустарных изделий – предметов домашнего обихода, которые крестьяне зимой увозили в степные районы Барнаула в обмен на хлеб.

Хлеб, скот, мёд, масло, пушнина, золото, лес – всё это скупалось за бесценок местными и приезжими купцами и перепродавалось в Томске и других городах, но по более высоким ценам.

Тяжёлым было положение крестьянина, низким был и его культурный уровень. Не было ни школ, ни больниц, ни культурно-просветительных учреждений. Религиозное мракобесие и кабаки заменяли всё – и школы, и больницы. Отсталость царской России и отдалённость района от железной дороги сильно сказывалось на культурном и материальном положении крестьян. Крестьянин не имел возможности приобрести самых необходимых предметов домашнего обихода. Они вынуждены были пользоваться самодельной посудой. Оконное стекло приходилось заменять прозрачной животной болонью. При отсутствии керосина и ламп пользовались жировушками или лучиной для освещения в долгие зимние ночи.

Одежда крестьян, в основном, изготовлялась дома из льна, шерстит и кожи. Хлопчатобумажная рубашка, брюки из грубой хлопчатки – «чёртовой кожи» и хорошие сапоги порой имелись в единственном комплексе на всю деревню. Были такие люди, которые прожив всю жизнь, не видели города и машины. Например, Волкин Филимон в с. Салтымаково умер в 90-летнем возрасте в 1928 году, ни разу не зажигая керосиновой лампы в своём доме, не побывав в городе и не видя никакой машины, хотя был совершенно здоров и работал в своём хозяйстве всю свою жизнь.

Земледелие было развито слабо и являлось самой отсталой отраслью. Деревянная соха и такая же борона были орудием обработки почвы вплоть до 1925 года. При наличии примитивной обработки земли, крестьяне не могли получать хорошего урожая, а земельные участки использовались не более 3-4 года. С большими трудностями была связана уборка урожая серпом и обмолот цепами. Крестьяне в течение всей зимы сушили снопы в ригах и овинах и обмолачивали их, хотя посев среднего крестьянина не превышал пяти десятин.

Конные жатки и молотилки стали появляться только лишь при Советской власти, начиная с 1925 года, которые суеверные крестьяне сначала боялись пользоваться, считая их бесовской силой.

Таким образом, Крапивинский район – богатая природными ресурсами территория, благодаря которым он имеет множество возможностей. Больше половины века тому назад район активно развивался, и люди того времени видели район по-своему: «Перспективы района велики. В ближайшее время он будет одним из крупнейших промышленных и сельскохозяйственных районов Кузбасса».

Глава 2. Исчез душой любимой уголок

Причины появления деревень на территории Кемеровской области

1. Изначально на территории Крапивинского района проживало местное население. Коренными жителями Крапивинского района являются народы, принадлежащие к алтайскй семье тюркская группе алтайцы, телеуты, шорцы, чуваши, тюльберы, монголы. До 17 века они создавали поселения, вели свой своеобразный образ жизни.

2. Казаки Ермака проложили дорогу на сибирские просторы энергичным и предприимчивым русским людям. В XVII веке русское продвижение в Сибирь было необычайным по темпам и размаху. Это являлось результатом соединенных усилий казаков и государственных служб. Первыми шли маневренные отряды казаков. Царские воеводы с ратными людьми и строительными артелями представляли вторую волну колонизации.

3. Церковный раскол (1653-1655 гг.). Староверы образовывали деревни на территории Крапивинского района.

4. Строительство Транссибирской магистрали 1891-1916 гг.

5. Столыпинское переселение (1906 г.)

6. Ссылки

7. Поиск хорошей жизни

Принципы названия деревень

1. Тюркское происхождение

2. Отфамильные названия

3. Переименование

4. Ассоциативные названия

5. Названия от рек

6. Названия от колхозов

Что повлияло на исчезновение деревень

1. Неперспективные деревни

2. Строительство ГРЭС

3. Вырубка леса на лесоучастках

4. Нет развития инфраструктуры

Беседа с Леонидом Павловичем Райским

За периоды Советской власти исчезло более 60-ти деревень. Места были красивые. Я дорого отношусь к Змеинке, потому что там родился и вырос. С детства помню, как с дедом ходили напасек, тогда мне было лет семь, за Репковку (в тайге поселение чувашей). Владимирский тракт шёл от Ленинска через Банново на Крапивино и по Крапивино до самого Мариинска по горкам, потому что по низинам было не пройти, там был сушняк, болото и прочее. По верхушке строили дорогу, чуваши шли по ней и строили деревни (Владимировка, Репковка) – от Змеинки км 15. Утром рано брали у бабушки хлеб (смешивали берёзовые опилки и пшеничные отруби, делали лепёшки, вместо масла – солидол у трактористов выпрашивал пару ложек на сковородку, чтобы не пригорало). Траву из огорода брали и рыбу (на мордашку - впереди маленькая горловина, а сзади шире, к дереву привяжем, вдвоём с мальчишкой наклоняли, в сторону отводили, доставали и высыпали). Примерно с полведра было рыбы, нам хватало на раз. Шли до родника, там пили, суп варили. К вечеру доходили, умывались, переодевались.

Змеинка была большой деревней, первыми пришли 3 семьи, они были вынуждены уйти, чтобы их оставили в живых, потому что власти сгоняли всех в один дом, окна, двери закрывали, сеном закладывали и поджигали, потому что они молились не так (староверы). И вот они всё забирали, запрягали лошадей и шли за Урал, находили дорогу, узнавали, на зиму останавливались, рыли землянки и в них жили, весной высаживали, ближе к осени всё утаскивали, складывались и опять несколько месяцев ехали до первого снега. В конце концов они пришли на Владимирский тракт. Жили три семьи – Лузины, Ушаковы и Серотенко. Всё делали сообща, деревня большая, волостная, потом стала районного значения, а построили её на Бугре большом, чтобы вода, когда разливалась, не затопляла.

У Кучума младшую дочь звали Кучуманда, а старшую - Улуманда, по их именам назвали реки, там же были две деревни.

В Улуманде хороший лес, его вырубали, сплавляли вниз по Томи, строили заводы, фабрики. Там была железная дорога. Появились деревни, а вместе с ними необходимость добычи дерева, перевозить было трудно, и поэтому построили дорогу.

Старожилы деревень имеют богатый жизненный опыт. Они слышали, знают и помнят много интересных фактов, которыми делятся с нами, а мы, в свою очередь, их сохраняем. Кудряшев Н.А. оставил рукопись о деревне Бартеновка, по которой восстанавливается история и развитие населённого пункта. Из встречи с Л.П. Райским я узнала детали жизни того времени.

Заключение

О Малой Родине не забывают, о ней вспоминают с теплом и любовью, она является частью жизни каждого, местом, к которому человек обращается снова и снова, страшно представить, что её нет, нет самого родного и уютного места, к которому манит душа. К сожалению, некоторых людей постигла эта участь, исчезла с лица Земли их родная деревушка.

В ходе исследовательской работы стало видно, что любая информация по теме исчезнувших деревень ценна. Систематизации готового материала недостаточно.Главный кладезь знаний - память человека. К сожалению, остаётся всё меньше людей, которые могут рассказать о той или иной деревне. Мы то поколение, и скорее всего последнее, которое может узнать об исчезнувших деревнях от людей. Потом этих людей не будет, и память о деревнях уйдёт вместе с ними, а значит, уйдёт навсегда.

Для меня вся проделанная работа имеет большое значение. Я поняла, что каждая деревня, пускай с, казалась бы, однообразной жизнью, уникальна. Создаётся ощущение, что у каждой есть душа, она неповторима, и понять её сложно. Но можно сделать попытки. Эта работа является стартом, своеобразным началом изучения исчезнувших деревень. Впереди новые материалы и открытия, новые люди с интересными рассказами. Встреча с людьми дали мне не только информацию для работы. Я получила массу удовольствий и опыт, общаясь со старшим поколением, особенно при составлении схемы расположения исчезнувших деревень Крапивинского района. Изучение исчезнувших деревень – кропотливая и продолжительная работа, потому что материал объёмный, его нелегко найти. Именно поэтому данная исследовательская работа имеет продолжение, тему исчезнувших деревень я буду развивать, уже есть планы на дальнейшую работу.

Работу «Русская деревня умирает» можно применить при проведении классных часов, на уроке истории, географии, краеведении.

Литература

  1. «Тайны имени Кузнецкой», Краткий топонимический словарь Кемеровской области», В. Шабалин, Кемерово 1994 г., 223 стр.

  2. А. Мытарев «От Абы до Яи», Географический словарь Кемеровской области, 1970г.

  3. «Живём Крапивинской судьбою», очерки истории Крапивинского района, Новосибирск 2004 г., ЦЭРИС, 480 стр.

  4. «Родной край», по рукописному материалу, Кемерово, 1958 г., 100 стр.

  5. Работа в районном архиве

  6. Работа в районном краеведческом музее, в школьном музее

  7. Работа с районной газетой

  8. Встречи (беседы) с людьми, проживавшими в исчезнувших деревнях Крапивинского района

Приложение

Составлена Кристиной Угольниковой и Анной Сивохиной со слов старожил исчезнувших деревень Крапивинского района

Просмотров работы: 1873