Творение человека - высшее напряжение
всех духовных сил.
Это и жизненная мудрость,
и мастерство, и искусство.
В.А.Сухомлинский.
Введение
Юбилеи случаются в каждой жизни. Это может быть человеческая жизнь, жизнь города, здания, улицы… Юбилеи бывают у всех. Я хочу рассказать вам о Юбилее школы, которая появилась в городе Каменске-Уральском 125 лет назад, когда и самого города ещё не было…
Я хочу рассказать вам лишь об одной школе, нашей родной школе, школе, которая и этап, и целая жизнь.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углублённым изучением отдельных предметов имени Владимира Петровича Шевалева». Больше века наша родная школа открывает светлую дорогу в жизнь детям.
Я решила представить свою работу на конференцию по нескольким причинам: рассказать о нашей школе, показать, что школа – это не только образовательная услуга, но и глубокий жизненный опыт, богатое историческое наследие, возможность увидеть жизнь, как служение. А ещё очень хочется рассказать об этом замечательном учреждении всем, кто ещё не слышал о ней.
Сегодня рассказывать о таких замечательных школах очень актуально, так как часто в погоне за прибылью, с усвоением ложных ценностей, подрастающее поколение не видит большого за малым. Необходимо сделать акцент на понятиях гражданственности и патриотизма и начинать с того что рядом, что близко и понятно всем. Педагогическая профессия не терпит случайных людей, она глубока и многогранна, можно сказать, многослойна. Показать это можно на примерах таких школ как Средняя школа № 16 города Каменска – Уральского.За 125 лет существования нашей школы выросло не одно поколение граждан страны. Никто не станет спорить, что все эти годы важнейшей задачей школы являлась задача формирования достойной личности. История школы - это, прежде всего история человеческих судеб, которые начинались в этих стенах. Мне интересно было работать над проектом, потому что я обратилась к реальным человеческим историям и узнала много нового о людях, которых вижу ежедневно рядом с нами, на их примере, увидела всю важность опыта школьной жизни для каждого человека.В своей работе я использовала материал, накопленный в Школьном музее его руководителем В.А.Гусевым, это легло в основу моего проекта. А так же записывала воспоминания учителей, бывших и нынешних учащихся нашей школы, затем перерабатывала их для включения в проект. Конечно объём описания истории нашего учебного заведения велик. Большую роль сыграл информационный материал, собранный бывшим директором Средней школы № 16 Владимиром Петровичем Шевалёвым (1924-2006), Почетным гражданином города, членом Уральской академии геологических наук, членом-корреспондентом Российской экологической академии, членом Академии военно-исторических наук, кавалером ордена Трудового Красного знамени, имя которого, ныне носит наша школа.В своей работе я постаралась рассказать обо всем самом интересном, о том, что может быть предметом и гордости, и уважения, и кладезью профессионального опыта. Результаты этой работы я представляю вашему вниманию.
Глава 1. История появления Байновской школы
1.1. «Птенцы гнезда Петрова…»
1721г., февраля 25, из «Наказа» В.Н.Татищева камиссару Уктусского и Алапаевского заводов Т.М.Бурцеву об устройстве заводских школ.
...Определяю построить школу для обучения всех детей таким образом:
Здесь, на заводах, и в каждой слободе особенно, построить избы с сеньми и сделать по потребности красные окошка, поставить столы и лавки и в оных обучать робят.
Учителям робят обучать не токмо грамоте, но вначале страха божия, почитания властям и всякому честному и порядочному обхождению…
Обучать честно говорить, кланяться со всяким почтением, быть смирным, не браниться и не драться, старших почитать, как словом, так и местом, дабы по науке свой всяк садился.
8. Которые ученики от лености учиться не похотят и в школу ходить не будут, а родители, потая им посылать и принуждать не будут, и с оных брать по копейке в день.
9. Которые обучать писать совершенно, оных брать в Канцелярию для помощи, платя им за труд по рассмотрению… Обнадёжить всех, что письмоуправляющий никогда в солдаты, матросы и другие невольные службы отданы не будут, но сверх того всегда им большее перед другими жалованье даётся. [1].
История появления общего образования на Урале связана с именами В.Н.Татищева и В.И.Геннина. В.Н.Татищев начал, а В.И.Геннин успешно продолжил создание школ для работных людей на уральских заводах. Порядки в школах были строгие, пропуски занятий наказывались, родителей ученика штрафовали, с каждым новым пропуском, увеличивая штраф. Инструкция, написанная В.И.Генниным требовала не только обучения, но и воспитания детей: «Игры вредительские, сквернословие и всякие непристойные слова не токмо в школе. но и вне накрепко запретить…Во дни недельные и праздничные учителем каждому своей школы учеников всех для моления богу в церковь приводить без нетов и велеть им. Ученикам читать книги друг с другом по очереди на вечерне, утрене и обедне и при том обучаца пению согласно… И, конечно, ученики обучены были всему честному обхождению, говорить и кланяца искусно, старейших почитать словом и местом не токмо в школе, но и в доме.»[2]
Когда соприкасаешься с историей образования , то можно убедиться, что всё новое – это хорошо забытое старое. Первая школа в Каменском заводе – горнозаводская была открыта осенью 1724 года и называлась словесной: здесь обучали детей чтению и письму, но проработала она лишь 4 года и была закрыта, так как некого было учить. Возобновление работы образования в Каменском заводе связано с 1736 годом. Когда работали уже две школы - словесная и арифметическая. В 1875 году в Каменском заводе только одно учебное заведение- приходское училище, в 1882 еще два-мужское (министерское) и женское (земское). В деревне Байново с 1890 года существует церковно-приходская школа, примерно с 1907 года попечителем её состоит купец Фёдор Филиппович Соснин.
Байновская церковно-приходская школа
В то время существовало три типа церковно-приходских школ: грамотности; одноклассные и двухклассные. До открытия Байновской школы деревенские дети были вынуждены ходить для обучения в Каменский завод или село Волковское, а это 4-5 верст, или родители были вынуждены нанимать учителя дабы обучить своих детей грамоте [3], что было достаточно дорого для бедных крестьянских семей, поэтому почти все байновцы были неграмотны. И вот в 1890 году в д. Байново была открыта женская одноклассная церковно-приходская школа с двухлетним курсом обучения. Первое время она помещалась в наемном от общества помещении, темном и темном, без квартиры для учительныцы из-за чего учительницы часто менялись и это очень вредило школьному делу, но в 1899 году сельское общество наконец построило здание. Оно было просторное, светлое и теплое, в нем была и квартира для учительницы, что упрочило существование школы в деревне Байново, а количество учеников доходило до 60 человек. Байновская школа была постоянно в числе лучших церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии:
1901-1902 учебный год – по успеваемости,
1902-1903 – в учебно-воспитательном отношении,
1903-1904 – по изучению Закона Божьего,
1904-1905 – по церковному пению,
1913-1914 – по изучению церковно-славянского языка,
1914-1915 – по изучению арифметики. [4]
В 1903 году в школе было 42 ученика из них 28 мальчиков и 14 девочек. К сожалению, не все крестьяне обучали своих детей грамоте даже при наличии школы. Только 80% мальчиков и 39 % девочек посещали школу. Существовала школа за счёт общественных средств, ежегодных отчислений церковно-приходского попечительства и частных пожертвований. Ф.Ф.Соснин, купец, владелец паровой 6-ти этажной мельницы, состоявший попечителем школы, часто производил ремонт на свои средства, а иногда, в особо тяжелое время, кормил учащихся.
В 1913 году заведующим школой был священник Василий Владимирович Победоносцев. 10 июня 1918 года он был зарублен красными на станции Синарская. В наши дни он причислен Православной церковью к святым великомученикам. После октября 1917 года, новая, советская власть активно начала реформировать образование. В эти жернова попала и Байновская церковно-приходская школа. Школа была передана наркомату народного Просвещения. Хорошо это или плохо? Наверное, хорошо, потому что это стало началом появления новой школы – школы XX века.
Глава 2. Школа новой эпохи - становление
2.1. Байновская школа и первые годы советской власти
В советское время школа получает статус школы первой ступени с четырехгодичным сроком обучения (начальная школа). В 1924 году в школу пришли работать супруги Богомоловы: Павел Максимович - директором, а Елизавета Евгеньевна – учителем. В январе 1932 года она сменила скончавшегося мужа на этом посту и проработала директором 24 года до ухода на пенсию. Учителя активно принимали участие в ликвидации неграмотности, совершали подворовый обход и выявляли тех, кого нужно обучить. Программа была рассчитана на 100 часов - по 2 часа 3 раза в неделю. За каждого обученного учитель получал 1 рубль 50 копеек в 1925 году и 2 рубля 56 копеек, начиная с 1926 года. На рубеже 1925-1926 годов появляются первые пионеры и тогда же у школьной пионерской организации появляется свое знамя. (Приложение 3) Оно было самодельным и ребята написали на нем: «Мы наш мы новый мир построим Байновской школы 1й ст.»
В 1930-1931 годах было введено обязательное обучение детей 8-9-10 лет и одновременно ликвидация неграмотности у детей 11-15 лет, поэтому дети в классах были разного возраста, и наполняемость в классах была установлена не менее 42 человек на одного учителя.
С началом строительства алюминиевого завода возросло число жителей деревни Байново, выросло и число детей. Школа уже не могла вместить всех учащихся и ей выделили второе здание – дом раскулаченного крестьянина Байнова Василия Фёдоровича на улице Коммунаров в сторону нынешнего бульвара Парижской Коммуны, в трёхстах метрах от старого здания. В доме разместились две классные комнаты – 43 кв. метра и 37 кв. метров. Из годового отчёта школы за1933-1934 учебный год: школа имеет 2 здания общей площадью 213,43 кв. метра; площадь учебных комнат 175,71 кв. метра; земельный участок 3,5 га из которых 2,5 га засеяно пшеницей, 1 га картофелем; школьное хозяйство имеет одну свинью; в библиотеке на начало года 856 книг, на конец 872. [5] В школе работало 8 учителей, зарплата составляла 85 рублей.
Не хватало книг, тетрадей, карандашей, а те что имелись были очень плохого качества, но школа продолжала работать. В 1935 году была построена ещё одна начальная школа, которая стала именоваться Байновской № 2, (Приложение 4) а старая, бывшая церковно-приходская, Байновской № 1. В 1935-1936 учебном году в школе работали Богомолова Е.Е. – заведующая; Байнова Н.С., Байнова Т., Сычугова С.С., Соколова Е.П., Нагибина Е.А., Понамарёв А.И., Кононова А.Д. В школе было 7 классов и поэтому согласно штатному расписанию в школе был назначен завуч – Нагибина Елена Александровна. Это был первый в истории школы завуч. После разрешения праздновать Новый год в школе ежегодно ставили ёлку и учителя вместе с учениками вырезали снежинки, клеили гирлянды - готовили украшения для неё. Во второй половине 30х годов деревня Байново вошла в состав города и школа получила порядковый номер 16. В годы Великой Отечественной войны она уже именовалась как начальная школа № 16.[6]
2.2. Школа № 16 в годы Великой Отечественной войны
Серьезным испытанием для школы стала Великая Отечественная Война. К началу 1941-1942 учебного года школа размещалась в двух зданиях: в первом - главном, построенном в 1899 г. и втором – приспособленном здании – крестьянской избе раскулаченного В.Ф. Байнова. [7] Несмотря на войну, воспитание и обучение детей оставалось главной задачей школы. Выполнение закона о всеобуче осложнялось занятостью родителей на производстве, где был 12 часовой рабочий день, отсутствием у детей обуви и одежды и другими причинами. На 1 мая 1942 года из микрорайона школы не посещали занятия 9 человек, на 1 ноября 1943 года – 6 человек (все из-за отсутствия одежды и обуви), на 1 января 1943 года – 4 человека. Занятия в школе велись в две смены. В начале только в главном здании, а с появлением эвакуированных семей, во втором здании. В классах было по 35-45 человек, порою за одной партой сидели по три человека. Во втором здании помещения были маленькие, в классе было 30-35 человек. Урок длился 45 минут, звонки подавала техничка. Перемены были по 5 и 10 минут. Большая перемена, продолжительностью 15 минут была после второго урока. На ней дети кушали. Из-за двухсменности занятий, переполняемости классов, нехваткой учебников и тетрадей, перегрузки жилого фонда (почти в каждом доме кроме хозяев жили эвакуированные) занятостью детей дополнительными работами по хозяйству в отсутствии мужчин, работе на полях большинство учащихся не имели нормальных условий для выполнения заданий. В связи с этим обучение шло в основном на уроке. С детьми, кому учеба давалась с трудом, учителя занимались после уроков. Основное внимание уделялось русскому языку и арифметике. В 1-3 классах еще было объяснительные чтения с включением в него начальных сведений по истории, географии, естествознанию. История, география, естествознание как самостоятельные предметы изучались в 4 классе. Уроки физкультуры весной проходили на улице; в холодное время занимались в классе, сдвинув парты. Зимой катались на лыжах и санках.[8] Не хватало учебников и тетрадей. Например: в 1 четверти 1943-1944 уч. года на каждого ученика города было получено менее 2 тетрадей. На уроках писали в настоящих тетрадях, в них же записывали домашние задания. Домашнюю работу выполняли в тетрадях, сделанных из газет (в них писали между строк) или бумажных мешков, которые покупали на базаре. Мешки разрезали, сшивали и линовали. От этого страдала грамотность и каллиграфия учащихся. Один учебник приходился на 2-3 ученика. «С целью сохранения фонда учебников и не допущения их утечки из школы» школа вела закупку учебников внутри школы с последующей продажей их своим же ученикам младших классов. Вместо портфелей были сумки из мешковины или домотканой ткани. Чернила носили в чернильницах – непроливашках или в бутылочках, которые ставили в мешочек. Военное время отразилось и на самом уроке. На уроках русского языка ученики составляли предложения о войне; на уроках арифметики задачи на военную тему составляли сами учителя/ Несмотря на сложности военного времени, коллектив школы успешно справлялся с возложенной на него задачей. Школа была постоянно в числе лучших. Так по итогам работы школ города за 1 полугодие 1941-1942 учебного года школа и ее директор в числе лучших. Газета «Каменский рабочий» за 29 декабря 1941г. № 309 (3437) в передовой статье «Советский учитель в дни Отечественной войны» писала: «… Высокая успеваемость учащихся, авторитет среди населения – вот характерные черты этой школы (школа 16 примечание автора). Товарищ Богомолова – активная общественница. Она ведет большую работу среди женщин, занимается с группами самозащиты, проявила себя как хороший агитатор. С товарища Богомоловой берут пример и учащиеся и учителя». [9] С начала 1942 г. школа именуется как начальная школа № 16. На 1 июня 1942 г, в школе было 120 учащихся, работало 4 учителя и две технички – по одной в каждом здании. К началу нового 1942-1943 учебного года число учащихся за счёт эвакуированных увеличилось. На 1 декабря 1942 г. в школе было 145 ученика. [10]
Повышенное внимание уделялось детям фронтовиков и потерявших родителей. Учителя следили за их успехами, им в первую очередь выделялись средства на приобретение одежды, материальная помощь. С октября 1942 г. и до конца войны учащиеся получали горячие завтраки. Готовила их техничка Байнова Евдокия Петровна в первом главном здании на русской печке, которая была в комнате заведующей школой. Во второе здание обеды уносились в ведрах. Официально это называлось буфетом. На завтрак давали суп (из картошки и капусты), 50 граммов хлеба, чай, 10 граммов сладостей. Очень редко сахар, иногда конфеты, а чаще всего кусок хлеба с вареньем из мандариновых корок. И все это сверх того, что дети получали по продовольственным карточкам. Организовано питание было за счёт колхоза имени Кирова, который был в Байново.[11] Весной 1943 г. для создания собственной продовольственной базы для горячих завтраков школе выделяли участок площадью 0,5 га для посадки картофеля. Находился он в 3 км. от школы у челябинского (Барабановского) тракта, там, где сейчас расположена газораспределительная станция. Позднее площадь участка составила около 1 га. Посадку, прополку и окучивание делали учителя и учащиеся. Картошку садили и возле школы. Выращенный картофель хранили в овощной яме устроенной во дворе школы. Он был подспорьем в питании школьников. К новому году колхоз ставил елку (сосну). Дедом Морозом и Снегурочкой были учителя. Однажды, Дедом Морозом была техничка Загвоздина Александра Якимовна. Дети получали подарки, в них были конфеты, грецкие орехи, печенье, пряники; фруктов не было.[12]
Неизгладимый след оставляли у детей встречи с фронтовиками, которых отпускали с фронта домой долечиться после ранения. К встречам с ними заранее готовились, ставили концерты. Для встречи всех учащихся собирали в один класс. Большое влияние на школьников имела переписка с фронтовиками. Переписку вели ученики 4-х классов. В письмах они сообщали о своей учебе, помощи фронту. В ответных письмах фронтовики писали о том, как они воюют. Самые интересные письма с фронта зачитывались и обсуждались в классах.
С 1 сентября 1941г. школа работала под девизом «Всё для фронта, всё для Победы!». Как и вся страна, школа включилась в сбор теплых вещей, денежных и иных средств для фронта. Ученики вносили и личные сбережения, и суммы, подаренные для этих целей родителями. Вот что писали о помощи фронту в статье «Дети – защитникам Отечества» в осеннем номере «Каменского рабочего» за 1941 г. зав. школой Богомолова Е.Е.: «В начальной школе № 16 (п. Байново) продолжается сбор теплых вещей для бойцов Красной Армии. На приёмочный пункт ученики сдали новую шинель, 4 пары рукавиц и другие вещи, полезные для фронтовиков. Учащиеся приносят шерсть, кто сколько может. Из этой шерсти затем вяжут рукавицы – в будущую посылку, которую дети готовят защитникам отечества. Следует отметить, что малыши вносят в фонд обороны облигаций на 400 рублей и 25 рублей внесли на постройку танковой колонны имени Челябинского комсомола . Так советские школьники помогают нашей доблестной Красной Армии уничтожать зарвавшихся псов – немецких фашистов». На шинель собирали деньги, они пошли на покупку сукна и оплату работы портного. В посылку клали кисеты, которые ученики шили из материала принесенного из дома, некоторые вышивали на них узор, вкладывали записки бойцу. Вещи для посылок сдавали и учителя. Так Байнова Любовь Никифоровна сдала свой свитер. В другой статье озаглавленной «Школьники – патриоты» Е.Е. Богомолова писала: «Священное чувство патриотизма движет пионеров и школьников на отличную учёбу, на замечательные тимуровские дела». [13]
В ответ с фронта приходили письма со словами благодарности за посылки. Сбор средств в фонд обороны продолжался всю войну. За 1 полугодие 1943-1944 учебного года школа собрала на танковую колонну 1000 рублей, 400 рублей денежно-вещевой лотереи, послала на фронт три посылки, общим весом 11 килограмм. Несколько раз проводили сбор книг для Красной Армии. [14]
В 1943-1944 учебном году школа перешла на пятибалльную систему оценок, были введены правила для учащихся, а страна получила новый гимн.
День Победы на рабочем месте 9 мая 1945 г. встретили: в первом (главном) здании – Богомолова Елизавета Евгеньевна - заведующая школой, учителя - Петрова Анна Александрова, Чеснокова Нина Сергеевна. Во втором здании: Байнова Любовь Никифоровна, Симанова Ангелина Семеновна. [15] Самоотверженный труд педагогов школы в годы ВОВ был оценен по заслугам. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 декабря 1944 г. за успешную и самоотверженную работу зав. школой Богомолова Е.Е. была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Из 5 педагогов встретивших День Победы в школе, четверо были награждены медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.»: Богомолова Е.Е., Чеснокова Н.С., Петрова А.А., Байнова Л.Н.
2.3. Школа послевоенных лет
На начало первого послевоенного года в школе было 6 классов: 1х – два; 2х – два; 3х – один; 4х – один. Всего 187 учащихся. Летом и осенью ученики и учителя помогали в колхозных работах. За ударный труд и высокую успеваемость в конце 40х годов в школе установили телефон. Коллектив был дружный и работоспособный6 работало 8 учителей и заведующая. Территория занимала 8 соток, в школе была библиотека, один умывальник, одно зеркало, двое часов и два бака для воды. Школа получала 4 газеты (Уральский рабочий, Каменский рабочий, Пионерская правдв и учительская газета) и три журнала (Начальная школа, Семья и школа, Пионер). [16] Большинство учащихся не имели портфелей и носили учебники и тетради в холщовых сумках.
После войны учителя продолжили борьбу с неграмотностью, обошли все окрестные улицы и выявили 10 человек в возрасте от40 до 50 лет, которые были неграмотны. В конце 50х годов, строительство многоэтажных зданий привело к тому, что существующие здания школы оказались катастрофически малы для увеличившегося числа детей. И поэтому было принято решение построить к новому 1961-1962 учебному году новое учебное здание. Зимой 1961 года в бывшем селе Байново развернулась большое строительство. Строили новую школу, которая унаследовала от начальной номер 16. 20 июня 1961 года завучем и временно исполняющим обязанности директора была назначена П.Ф.Ускова. До августа 1961 года стройку хотели завершить, но не успели и две четверти 1961-1962 учебного года дети учились в пяти разных зданиях. Торжественное открытие состоялось 30 декабря 1961 года, а собрались ученики и учителя вместе в январе 1962 года в 3 четверти. С этого времени начинается новая история школы № 16 – с 1961 года – восьмилетней, с 1966 года – средней.
2.4. 16 школа – «школа Шевалёва».
Шестидесятые годы были периодом активного становления новой школы. Неповторимый стиль педагогов сложился именно в шестидесятые. Он определил «лицо школы, сделал 16 школу одной из лучших школ города по разнообразию форм и методов работы со своими учениками. С первого учебного года началась туристско-краеведческая работа – походы были обычным явлением. И уже в 1964 году В.П.Шевалёв, директор школы выступал на областных педагогических чтениях с темой «Туристско-краеведческая работа в восьмилетней школе № 16». 7 лет школа организовывала туристический лагерь на берегах школьных озёр. В конце 70х-начале 80х годов, туристы школы совершили походы на Южный и Северный Урал, по местам сказов Бажова, сплавлялись по реке Сылве, совершили три большие автоэкспедиции по местам залежей полезных ископаемых Урала и много других путешествий.[17] В 1965 году в школе был открыт краеведческий музей, преобразованный в геологический в 1972 году и получивший официальный статус музея в 1975 году.
Но краеведение было не единственным направлением работы школы. Опытный участок юннатов, которым руководила В.П.Серебренникова дважды становился участником ВДНХ СССР. В 1967 году заработал Ленинский кабинет, ставший музеем в 1975 году. Члены музея создали и и ежегодно с 1968 года выпускали устный журнал «Гренада». Многие школьные артисты стали потом профессиональными актёрами: Надточий Денис, Суворков Александр, Леонова Ольга и другие. (Приложение 8) Всей этой работой руководила Т.М.Иванова. Огромное значение для школы играло и военно-патриотическое воспитание. Старшеклассники участвовали в марш-бросках. 8 мая 1965 года во дворе школы был открыт временный памятник воинам-байновцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 28 мая 1966 года он был заменён постоянным монументом, который заказали на деньги от сбора макулатуры и металлолома. 20 апреля 1968 года в школе открылся кабинет Боевой Славы, получивший статус музея в 1975 году. Руководила им, со дня открытия и до последних дней своей жизни, З.В.Флюндерова. Так школа стала единственной в области, где на протяжении 25 лет одновременно работали три музея. Об истории школы рассказывает сегодня школьный музей, открытый в 2001 году. Его создателем и бессменным руководителем является В.А.Гусев.
Ярчайший след в истории школы да и в жизни выпускников того времени оставили педагоги: Владимир Петрович Шевалёв, возглавлявший школу 29 лет, Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, Почетный гражданин города; Тамара Матвеевна Иванова Заслуженный учитель РСФСР, кавалер ордена Знак Почёта, лучший учитель английского языка в области; отличник Народного Просвещения, кавалер ордена Знак Почёта Зинаида Васильевна Флюндерова. С благодарностью вспоминают и других учителей выпускники Р.В.Соснину, М.Ф.Лепихина, А.Н.Медведеву, В.П.Серебренникову и многих других. 142 года на всех – таков вклад педагогической династии Соколовых, основателем которой является Ия Вениаминовна Соколова, что проработала в школе 41 год, 13 лет проработал в школе её муж Евгений Антонович Соколов, участник Великой Отечественной войны, продолжили династию дочь Брагина Ольга Евгеньевна и внучки Базилова Ангелина Геннальевна и Перевалова Анна Сергеевна.[18] В 2015 году Средняя школа № 16 отметила 125-летний Юбилей Незадолго до этого события, 4 февраля 2015 года была открыта мемориальная доска В.П.Шевалёва, а школе присвоено его имя.
Глава 3. Школа XXI века.
3.1. Мемориальная доска
4 февраля 2015 года состоялся митинг, посвященный открытию мемориальной доски В.П. Шевалева. Теперь средняя школа носит имя этого выдающегося человека.
Учитель, первый директор нового здания школы № 16, « Отличник народного просвещения», кавалер ордена Трудового Красного знамени, Почетный гражданин города Каменска-Уральского, организатор и бессменный руководитель Геологического музея, член Уральской академии геологических наук, лауреат премии « Браво» за литературную деятельность, лауреат медали имени Н.К. Чупина « За успехи в изучении Урала», член корреспондент Российской экологической академии, член академии Военно-исторических наук, автор книг по истории и природе Урала. (Приложение 13)
3.2. Камень-змеевик.
На крыльце школы № 16 лежит камень. Его история тесно связана с историей школьного музея камней. Он был открыт в 1975 году , в нем находились экспозиция из 3000 камней, окаменелостей, изделий из камня. Таких школьных музеев в России больше нет. В 1997 году музей переехал в здание городского центра туризма и краеведения. Он носит имя Владимира Петровича Шевалева. А камень остался на крыльце школы как память о том времени, когда в школе был музей камня.
Змеевик- это минерал. Название «змеевик» произошло от латинского слова serpens-змея. Другие названия минерала и его разновидностей : серпентин, толигор, антигорит, моховик, корейский жад. Окраска минерала может быть зеленовато-желтой, темно-зеленой. Кристаллы - непрозрачные. Блеск шелковистый, стеклянный. Основные месторождения: Россия, Германия, Англия, Венгрия, Италия, Швеция, Казахстан, Узбекистан, Новая Зеландия, США.
Лечебные свойства: литотерапевты утверждают, что змеевик усиливает действия любых лекарств. Для этого лекарства нужно держать в емкостях, вырезанных из этого камня. Ношение серег из змеевика излечивает головную боль, снимает сонливость, браслеты и перстни из этих камней способствуют сращиванию костей.
Магические свойства : в древности считалось, что использовать силу змеевика могли только маги и колдуны. Обычному человеку он приносит испытания и искушения, которые могут довести его до беды. Однако владельцы камня, которые благополучно преодолели тяготы , насланные змеевиком , получают от минерала способность предвидеть опасности и подсказки, как их избежать. Змеевик помогает своему хозяину быстро бегать, хорошо плавать, неутомимо ходить. Он способствует быстрому обучению, развитию интуиции, творческой фантазии. Камень является любимой достопримечательностью наших школьников , учителей, родителей. Мы верим, что если прикоснуться к камню, погладить его, загадать желание, то обязательно все сбудется.
3.3. Музей Средней школы № 16
Школа № 16 была единственной в области, где в далекие 60- е годы на протяжении века работали 3 музея..
Историю школы бережно хранит музей истории школы, открытый в январе 2001 года. Основателем его является Валерий Александрович Гусев, Заслуженный учитель Российской Федерации, создатель учебника краеведения для 6 класса, экологической карты города, брошюры « Памятники природы родного края» и многочисленных публикаций в изданиях. Валерий Александрович отмечен 35 наградами, среди них от Губернатора Свердловской области, от Главы города, начальника Управления Образования, начальника культуры, от Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Москвы. За заслуги перед городом в области образования Валерий Александрович награжден премией « Браво» в номинации « Просветитель».
Заключение.
Итак, наша работа завершена. Мы постарались чтобы читатели почувствовали всю ту любовь, которую мы испытывает к нашей школе. Цель, что мы поставили достигнута, а задачи выполнены. Можно лишь добавить что сегодня школа продолжает жить и работать в ногу со временем и хранит все традиции, что закладывались предыдущими поколениями учителей и учеников.
В 1890 году в деревне Байново, входящей в приход Свято - Троицкой церкви Каменского завода, открылась церковно- приходская школа для девочек. Занятия проходили в крестьянской избе. Вскоре школа была преобразована в смешанную, а в 1899 получила собственное здание с квартирой для учительницы.
Школа была постоянно в числе лучших в екатеринбургской епархии. Заведующими школой были священники. Первым был Николай Горяев. После гражданской войны школа отделяется от церкви и получает статус начальной школы первой ступени. В 30-е годы в связи со строительством алюминиевого завода число детей в деревне возросло, и школа получает второе здание-дом раскулаченного байновского крестьянина. В 1942 году школа получает № 16 и с тех пор не меняет его. В послевоенные годы остается образцовой школой, где учащиеся получают хорошее воспитание и прочные знания. Летом 1961 года школа преобразуется в восьмилетнюю, а зимой развернулось строительство нового школьного здания на 960 мест. Строилось здание в 400-450 метрах юго-восточнее основного здания начальной школы. Под постройку были снесены 9 частных домов и магазин. К 1 сентября закончить стройку не успели. Две четверти ученики школы новостройки занимались в трех зданиях в три смены. Торжественное открытие нового здания состоялось 30 декабря 1961 года.
История нашей школы начинается уже на подходе к школьной территории: ели, что выросли выше трёхэтажного здания, свидетели этой истории, аллея клёнов и тополей, кусты сирени, что наполняют воздух волшебным ароматом к каждому последнему звонку, чудесный камень и многое другое, но самое главное это люди – учителя и ученики нашей школы.
Список использованных источников
Андреева, Ф.Т. Спецпоселение Мартюш. – Каменск-Уральский, 2004.
Вестник краеведа.Вып.5.ЦГБ им. А.С.Пушкина; Краеведческое общество города Каменска-Уральского и Каменского района; сост.Л.Р.Глинских.- Каменск-Уральский, 2013.[3], [5]
Воспоминания Абрамовой А.Ф., дочери Чесноковой Н.С. 15 января 2005 г. [7],[10]
Воспоминания Байновой Л.Н. 20 декабря 2004 г.[8],[11],[12]
Воспоминания Петровой А.А. 18 января 2005 г.[9],[15]
Воспоминания Соколовой И.В. 22 февраля 2003 г. [14]
Воспоминания Исаевой Н.П. (Чемезовой до замужества), выпускницы школы 1943 г.[13]
ГСАО.ф.24оп.12,д3132.лл..49об- 50.[1]
ГАСО.ф.24,оп.1,д.706.лл.66-69 об.[2]
Каменский завод.вып.4.ЧП Чебыкин О.А. Каменск-Уральский.2004.[4], [6];[16],[17]