Введение
Валенки в России были незаменимым атрибутом гардероба - как царского, так и крестьянского. Поэтому не будет преувеличением сказать, что в русской культуре валенки – это явление почти национального масштаба. Популярны ли валенки в наши дни? Это вопрос мы задали жителям нашего поселения.
Респонденты младшего и старшего возраста ответили в защиту валенок. Школьники же отдают предпочтение угам и кроссовкам, потому что они показывают индивидуальность обладателя данной обуви. Но валенки они отмечают как обувь удобную и теплую. Как же сделать эту обувь еще и красивой, эксклюзивной?
Цель: создание авторского проекта валенка«Уральский оберег»
Задачи:
Узнать историю происхождения валенка.
Изучить технологический процесс производства валенок.
Изготовить дизайнерские валенки.
Гипотеза: могут ли валенки вернуть к себе любовь среди всех возрастов населения в XXI веке
Предмет исследования - русские валенки
Методы исследования:
- поисковый (изучение экспонатов историко-архитектурного и художественного музея в г. Кунгуре );
- аналитический (изучение специальной литературы и условий осуществления исследования).
Глава 1. Из истории русской обуви
Какая обувь лучше — животного или растительного происхождения? Растительная обувь долгое время была доминирующей у нас: лапти из липового лыка, полотняные опорки, льняная либо конопляная бечева. В этой обуви сплелись две культуры хозяйствования: славянская и угро-финская.
Издавна известна нам и кожаная обувь — сапоги. И мужские и женские, и праздничные и обыденные, и для мирной работы и для ратного труда. (Приложение 1)
Наши контакты с: печенегами, половцами, хазарами, народами войлочной цивилизации (их так и называли — «люди войлока»), привели к довольно широкому распространению войлока, в том числе в качестве обуви (чуни, коты, валенки). (Приложение 2)
«Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти», такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Валенки — это традиционная русская обувь, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу [4]. Непосредственной предысторией валенка следует считать пытливые пробы соединить идею войлочных башмаков (котов, чуней) с формой сапога. Сначала войлочные сапоги просто сшивались: к войлочному башмаку приторачивалось войлочное голенище. Комбинация уже напоминала валенок, но была очень непрочной, а потому и непрактичной. Валенкам в том виде, как мы привыкли видеть их, всего-то около двухсот лет. Умельцам и чудодеям валяльного дела в Семеновском уезде Нижегородской губернии удалось то, что казалось невероятным — цельноваленый сапог с высоким голенищем.
Петр I хоть и смотрелся в окно в Европу, как в зеркало, однако ж обувь предпочитал исконную, русскую. Наутро государь первым делом приказывал принести сапоги из войлока - теплая обувь улучшала циркуляцию крови. Именно во время его правления пимокатное производство в России приобрело широкое распространение. Екатерина Великая имела первые пимы, которая она носила под кринолиновым платьем на своих больных ногах. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой шерсти. А российская императрица Анна Иоановна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью. [9]
Размеры нашей страны придавали валенкам большое разнообразие, но был еще и местный колорит. Сибирские пимы - зимняя обувь местных народов. Высокие сапоги из камусов (шкур с ног оленя) мехом наружу. (Приложение 3) Татарские валенки необычайно тонкие, прочные, красивые, расписные, нарядные. Существует особая техника мушки расписывать валенки - красным по белому. В таких валенках не топать - летать над сугробами. (Приложение 4)
Таким образом, размеры нашей страны, предали валенкам большое разнообразие и местный колорит.
Глава 2. Музеи валенок в России
Музеи валенок в России существуют в городе Москва и городе Мышкин. Первый музей валенок, зарегистрированный в министерстве культуры, — в Москве «Русские валенки», на Павелецкой. Здесь рассказывают историю зарождения и процветания этого промысла в нашей стране, демонстрируют «хай-технологии валенководства»: показывают вручную, что такое сухая валка, а по видео - мокрую валку, два вида этого несложного, но тонкого производства позволяют проследить путь рождения валенка от груды овечьей шерсти до готового изделия. История, традиция и современность исконно русской обуви представлена в музее ярко, увлекательно и познавательно. Экскурсия в музее интересна всем - "от мала до велика". Дети в восторге от лозунга «Трогать руками - обязательно!». Подростки рады примерить и запечатлеть себя на фото в расписных валенках и войлочной шапке. Пенсионеры "отдыхают душой", вспоминая юность, слушая забытые звуки патефона и подпевая Лидии Руслановой всем знакомые слова: "валенки, валенки…". И чего только не увидишь в этом музее: тут и самолет из валенка, и паровоз, и валенный домик, теремок. Здесь можно увидеть огромные валенки, расшитые татарским орнаментом для какого-то батыра. Изделиям более сотни лет. Для городских модниц и кокеток - валенки с каблучком, шик середины прошлого века, когда, после войны, всем так хотелось красоты. Стоит и действует тут также оборудование и инструменты: чесальная машина и хитрые приспособления конца XIX в., используемые и по сей день. [9] (Приложение 5)
В 2000 году в небольшом приволжском городке Мышкин (Ярославская область) открылся Музей валенок. Валенки в городе Мышкин делают на протяжении столетий и бережно хранят традиции производства этой обуви, не стремясь сделать ее максимально дешевой в ущерб качеству. Настоящий, исконно «мышкинский» валенок должен быть серого цвета, так как производится из шерсти овцы определенной породы. Серых романовских овец разводят здесь уже очень долго, их шерсть – теплая, густая – идеально подходящее сырье для валенок. Среди экспонатов музея есть не только серые мышкинские валенки. Здесь найдутся валенки всех цветов, созданные в разнообразных стилях. Имеются «модные модели» со шнуровкой или на платформе, а также валенки-коньки и валенки для футболистов в виде бутсов. Есть валенки-игрушки с носами и глазками. При этом практически каждая пара валенок, представленных в музее, вполне пригодна для носки снежной морозной зимой. [5] (Приложение 6)
Миссия музеев в том, чтобы напомнить людям, что наши предки умели взять от природы необходимое по праву, не нарушая гармонии окружающей жизни. Музеи ставят перед собой задачу не только сохранить, изучить и пополнить коллекцию, но и осуществить просветительскую и образовательную деятельность.
Глава 3. Валяльное производство. Промыслы и фабрики.
Валенки— теплые войлочные сапоги сваляные из овечьей шерсти. Они делятся на самовалки и валенки фабричного производства. В разных регионах России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей – «катанками». Самовалки (чёсанки, катанки) - валенки изготовленные вручную. [1] Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой. Они мягче, теплее и дороже валенок машинной валки. Их катают из овечьей шерсти естественных цветов - черной, серой, белой. Мягкие и теплые, они не жмут и никогда не садятся. Лучшие самовалки из овечьей шерсти производят в Чувашских деревнях. У каждого умельца свой секрет, и каждая пара получается особенной. [11] Подошва – это самое уязвимое место самовалок, поэтому снизу их подшивают кожей или иным прочным материалом, либо носят с галошами. (Приложение 7)
В начале производство валенок было кустарным производством, в каждой избе своя валяная «фабрика». Валяльщик днями просиживал в тесной каморке, составляя «полуфабрикат», смешивая с шерстью мыло, соду, добавляя слабый раствор серной кислоты. Этот труд был тяжелым ручным, но выгодным.
Достоинство русских валенок и то, что всегда до крайности удивляло иностранцев, заключается в единстве их формы, отсутствии швов. Скорее всего, благодаря этой особенности и появилась поговорка «прост как валенки». Но это выражение никак нельзя отнести к самому процессу изготовления валенок, требующему невероятно сложных усилий и умений. Процесс изготовления такой обуви достаточно длительный и требует определенных навыков. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале ее освобождают от примесей — травинок, колючек — и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче. Из разрыхленной шерсти лепят будущую модель, тщательно следя за тем, чтобы стенки валенка получились одинаковой толщины. Там где стенки оказывались тоньше, их «платили» — добавляли тонкие шерстяные заплатки. Так возникает бесшовная сформованная модель будущего валенка. Теперь ее накручивают на скалку, имеющую вид четырехгранной палки, и долго раскатывают. Отсюда и второе название обуви — катанки или катанцы. Процесс катания чередуют с вымачиванием — для большего уплотнения и усадки. Лишь после такой процедуры войлочный сапог надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Затем поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском. Кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь «на вольный дух». [8] (Приложение 8)
Испокон веков валенки были весьма дорогим удовольствием. Так, хорошо, если в доме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валяную обувь носили все домочадцы, считали уже зажиточной. В середине XIX века, к примеру, за валяные ботинки платили 2 рубля серебром — немалые по тем временам деньги. Валенки были замечательным подарком, к ним относились с большой аккуратностью, чтобы сберечь для следующего поколения. Деревня возликовала. До того она и зимой, и летом ходила в лаптях, которых хватало на четыре-пять дней носки, а потом они протирались до дыр. Валенки пришлись деревенским и по ноге, и по нраву, недаром их наделили почти сакральным смыслом: девушки, гадая в крещенский вечерок на суженого, бросали за ворота вовсе не башмачок, а именно валенок, в валенке же перевозили на новое место жительства домового.
В настоящее время в России действуют 24 фабрики, изготавливающие около 5 млн. пар в год, 20% производства сосредоточено на Кукморской фабрике. [9]. Это — не считая единоличного или артельного кустарного производства, учесть и оценить которое просто невозможно. (Таблица 1). Процесс производства валенок:
Стрижка овец. «Весенняя» шерсть (та, которую овцы отрастили за зиму), в отличие от «осенней» - более длинная, в ней много пуховых волокон. Но для производства нужны обе.
Шерсть тщательно промывают и очищают от мусора.
На чесальных станках шерсть прочесывается и превращается в пушистое причесанное шерстяное облако.
Горячие плиты хлопают друг по другу от этого «облако» - свойлачивается.
Далее вручную формируют подошвенную, носочную и пяточную части валенка.
Затем будущие валенки попадают в воду. Постепенно заготовки становятся меньше размером (он уменьшается более чем в 10 раз) и все более плотными.
Для того чтобы валенок приобрел надлежащую форму, столь удобную в носке, его насаживают на механическую колодку и сушат. (Приложение 9).
Для превращения клока шерсти в пару исконно русской обуви, нужно 5 дней упорной работы, 45 технологических переходов. Рабочие 20 специальностей трудятся над ее созданием, чтобы мы могли согреться в зимнюю стужу натуральными экологически чистыми шерстяными валенками. [8]
Глава 4. Уникальный Пермский колорит
В последние несколько лет валенки приобретают статус модной обуви. Валяльные фабрики не отставая, шагают в ногу со временем. Шагают в валенках: на молнии и на шнуровке, с вышивкой и аппликацией, отделанные бисером и стразами. Валенки появляются и в коллекциях знаменитых кутюрье: В. Зайцева и В. Юдашкина. [10]
Однако не менее ценным остается труд своими руками. Обычная и невзрачная зимняя обувь мгновенно преображается после того как на ней появляется красивый необычный узор или орнамент. А любовь к родной земле дала нам вдохновение связать свой неповторимый рисунок с истоками и колоритом Пермского края.
В 1960-е гг. московский искусствовед В. А. Барадулин, изучая уральские росписи, выделил на Обве центр бытования особой крестьянской росписи, которую он назвал «Обвинская роза».[6]
Авторский проект валенка «Уральский оберег» делает валенок неповторимым. Роспись валенка, которую мы использовали, наделена конкретным содержанием и функциональной значимостью. Для декорирования использовались два вида орнамента: вышивка крестом и вышивка гладью. Основным элементом оформления является Прикамская «Обвинская роза», вышитая гладью. Это не просто цветок с 8 лепестками, это восьмиконечный знак – оберег. Центр цветка желтого цвета символизирует солнце. И является полностью сбалансированным, поскольку с одной стороны закручен «посолонь» – по солнцу, а с другой – «противосолонь». Знак может использоваться как элемент благоприятного гармонизирующего и оздоровительного воздействия на здоровье человека. А в лепестках чередуются зелёный и синий цвета, с белыми вкрапления.[3] Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. В данной работе был выбран орнамент - «крест». Это типичная четырехчастная схема распространения блага в четыре стороны. По цветовой гамме красный по белому фону. [2]
Уникальный колорит нашего изделия весь пронизан радостью, счастьем, светом, жизнью – словно все цветы благоухают в райском саду души пермской (Приложение 10, 11).
Обвинская роспись является ярким и самобытным явлением в народном искусстве Пермского края. Для детального изучения данной росписи мною был посещен Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник в городе Кунгуре.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Валенки в XXI веке могут стать не только теплыми и удобными, но и красивыми.
Заключение
Валенки - это символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами. Это уникальная (без начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми, независимо от чина и сословия. Валенки из натурального войлока, сохранив все свои чудесные характеристики, и в настоящее время не теряют своей популярности, оберегая ноги своих «хозяев» от холода, оказывают лечебное и массажное воздействие. А людям «уличных профессий» станут надежной формой одежды.
Просторы нашей страны, предали валенкам большое разнообразие, предавая им местный колорит. Покупателю уже не достаточно держать ноги в тепле. Они хотят получать положительные эмоции и от внешнего вида. Каждый из нас может сделать свой товар (валенки) штучным, эксклюзивным.
«Нет ничего более исконно русского, чем валенки. Сохранять их – значит сохранять русскую культуру» – эта фраза, написанная в книге отзывов одним из посетителей музея «Русские валенки» в г. Москва, стала для нас своеобразным девизом.
Библиографический список
Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 7-е изд. М.: Русские словари, 1999.
Барадулин В. А.. Народная роспись по дереву. Перм. книжное изд-во, 1987. 184 с.: ил. (Искусство Прикамья)., Из содерж.: Русские росписи Прикамья.
Барадулин В. А. Обвинская роза (крестьянские росписи Прикамья второй половины19-начала 20 в.) // Сб. тр. НИИХП. М., 1973. Вып. 7.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том4./В.И. Даль.-М.: Артель.
Гоголева Е. Мышки и валенки города Мышкина. Журнал «Роман-газета» №10, 2005.
Ильинский путеводитель. Издательство МАМАТОВ, 2011 год.
Кутьев О. Л. Архаические мотивы в крестьянских росписях Прикамья (второй половины XIX - начала XX вв.) // Проблемы и тенденции развития. Верхнекамского региона: история, культура, экономика: материалы респ. науч.-практ. конф. Березники, 1992.
Левинов А. Г. Про валенки. Журнал «География», №4, 2004.
www.valenki.inc.ru
www.specserver.com
Приложение 1
А. Дейнека. Тракторист
Н.П. Богданов-Бельский
У дверей школы
П
А. Рябушкин.
Московская девушка XVII века
риложение 2
Чуни
Коты
Валенки
Коты
Приложение 3
Сибирские пимы
Приложение 4
Татарские валенки
П риложение 5
Валенок - самолет
Музей «Русские валенки» в г. Москва
Валенок - паровоз
Экспонаты в музее
«Русские валенки» в г. Москва
Приложение 6
Музей валенок в городе Мышкин
Валенки - мышки
,
Космические валенки – «унтята», используются в условиях невесомости
Валенки - мышата
Символ г. Мышкин – мышонок на самолете
Экспозиция в музее
Приложение 7
Ичиги
Самовалки с подшитыми пятками, с галошами
Приложение 8
Инструменты для ручной валки
Приложение 9
Свойлачивание овечьей шерсти
Насаживание валенка на колодку
Торбоса
Ичиги
Приложение 10
Этапы реализации авторского проекта
Приложение 11
Авторский дизайнерский проект валенка «Уральский оберег»
Таблица 1
Фабрики по производству валенок |
Производительность (тыс. пар в год) |
Кукморский валяльно-войлочный комбинат (п. Кукмор, Республика Татарстан) |
800—900 |
Ярославская фабрика валяной обуви (г. Ярославль) |
550—600 |
Омский комбинат валяной обуви (г. Омск, Омская область) |
170 |
Калужская обувная фабрика (г. Калуга, Калужская область) |
150 |
Егорьевска обувная фабрика (г. Егорьевск Московская область) |
100 |
Калязинская фабрика (г.Калязин, Тверская область) |
90 |
Елецкая обувная фабрика (г. Елецк ,Липецкая область) |
80 |