ИСТОРИИ ДОЛГАНСКИХ ФАМИЛИЙ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИИ ДОЛГАНСКИХ ФАМИЛИЙ

Чуприна Е.Д. 1
1
Балалайщикова И.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Актуальность темы исследования.

Исследование происхождения фамилий долган, по моему мнению, не только интересно, но и важно. Известно, что тот, кто не знает своего прошлого, не имеет будущего.

Изучение этого вопроса актуально для малочисленных народов, не желающих раствориться в других, более сильных народах. Очень жаль, что исследований по происхождению фамилий долган, чрезвычайно мало. Учёные давно установили, что в именах и фамилиях людей раскрывается сущность человека, его характер, занятия предков, а у малочисленных народов Севера - социальная жизнь и духовный мир.

Основой исследования послужили труды отечественных ученых по этнографии, таких как А. А. Попова, М. И. Поповой, В. Троицкого, Б.О. Долгих, А.М.Малолетко, краеведа Е.С. Бетту.

Цель исследования - изучить и описать на основе этнографического материала процесс возникновения долганских фамилий.

Задачи исследования:

• изучить краеведческие труды по проблеме;

•проанализировать этнографическую литературу по долганскому и якутскому фольклору

Методы исследования: теоретический анализ объекта исследования, синхронно-описательный и описательно-сопоставительный методы.

В настоящее время снова идёт метизация долган. В Хатанге, Дудинке Норильске, Красноярске и других городах молодые вступают в смешанные браки. И поэтому появляются новые имена и фамилии, присущие другим национальностям. В этих семьях слабеют или вообще теряются этнические признаки, бытовые традиции и культура. Не все долганы хорошо владеют родным языком, огромное влияние оказывают новшества, которые совершенствуют культуру, но и вытесняют старые традиции народа. Такое состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган, поскольку такой культуры нет ни у одного народа севера Красноярского края. Примером может служить поговорка долган: «Про тех, что не чтят свой род, люди забывают, как летом про лёд». Анализ анкетных данных показал, что в подавляющем большинстве, учащиеся школы-интерната не интересовались историей происхождения своей фамилии. Наша работа строится на систематизации сведений о фамилиях.

Теоретическая значимость нашей работы заключается в возможности использовать материал работы как дополнительный при подготовке к урокам родного языка, к олимпиадам. Прикладная ценность - в обращении внимания молодого поколения на происхождение своего рода и в воспитании патриотических чувств к своей малой и большой Родине, а также привлечение общественности к вопросам сохранения традиций народов, связанных с семьей и родом.

Таким образом, наша работа основывается не только на исторических фактах, но и на материале современных источников.

. Из истории вопроса. Этимология слова «фамилия».

Нынче по утру зашёл ко мне доктор;

его имя Вернер, но он русский.

Что тут удивительного?

Я знал одного Иванова,

который был немец. М. Ю. Лермонтов

Во многих семьях в последнее время пробуждается интерес к происхождению фамилий, своих и чужих. Одни думают, что, узнав, каково происхождение их фамилии, они могут изучить историю своей семьи. У других - это чисто познавательный интерес: как, когда, при каких обстоятельствах могла возникнуть та или иная фамилия.Фамилия — наследственное имя семьи, первичной ячейки общества. В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только горстки аристократов. А всей массе простого народа предков происхождение фамилии и вовсе не полагалось. Но люди вправе гордиться своими предками и их трудом.

Изучение фамилий ценно для науки. Оно позволяет полнее представить исторические события последних столетий, равно как и историю науки, литературы и искусства. История фамилии — своего рода живая история. Ошибочно думать, будто это относится только к фамилиям выдающихся людей -история трудовых семей ничуть не менее интересна. Фамилии рядовых людей позволяют, например, проследить маршруты больших и малых миграций.

Этногенез и этническая история.

Как появились на Земле разные народы

(долганская сказка)

Однажды люди отправились на охоту и убили большого орла. Стали делить его перья, чтобы использовать их для стрел. Один человек обиделся из-за того, что ему досталось мало орлиных перьев. Он крикнул другому: «У тебя больше перьев! Никогда не буду с тобой говорить на одном языке!» Переругались все из-за орлиных перьев, разошлись по тайге в разные стороны и стали говорить на разных языках.

Так появились долганы, эвенки, якуты, нанайцы…

Долганы считаются одним из наиболее молодых народов Севера и самым северным тюркоязычным народом мира. И хотя в той сказке все перессорились и разбежались по тайге, в исторической реальности долганский этнос сложился в XVIII-XIX веках, благодаря объединению как минимум трех этнических групп: мигрировавших из Якутии тунгусов (эвенков и эвенов), северных якутов-оленеводов и русских старожилов («затундренных крестьян», проживавших на Таймыре с XVII века). Основная часть долган именует себя и соседних эвенков «тыа» или «тыакихи», то есть лесные люди или, возможно, кочевые люди. Само название «долган» происходит от имени одной из родовых групп северных тунгусов (долгот) и распространилось как общее лишь с начала XIX века.

Большая часть долган проживает в восточном, Хатангском районе Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края по берегам рек Хета и Хатанга. Меньшая часть — на западе, в Авамской тундре на Енисее. Незначительное число насчитывается в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия). Всего же в России, по данным переписи 2010 года, значится 7885 долган.

В период появления здесь русских (ХVII в.), как самостоятельный народ они еще не сформировались. Первое упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 г. Но даже в ХIХ в. их этническое самосознание было не стойким, в нем преобладали установки на родовое единство, хотя учитывалось и родство с другими подразделениями долган.

. Способы образования фамилий

Чтобы узнать, в чём состоит значение и тайна фамилии, нужно обратиться к её истокам, понять, какова их история и происхождение. Фамилия – очень ценный материал для исследования в разных областях знаний. Основу долган составили тунгусские роды Долган, Донгот, Эдян, Каранто, илимпийские эвенки, которые попали под якутское влияние, «затундренские» якуты и «затундренные» крестьяне, оленекские якуты, отдельные семьи энцев и ненцев. Несмотря на это, долган иногда определяют как "объякученных тунгусов". Этническая культура долган мозаична. Под влиянием русского населения они стали отмечать христианские праздники: Рождество, Пасху, Крещение, крестили новорожденных младенцев. При крещении казаки давали долганам свои фамилии: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов - потомки носят их до наших пор.

Подписавшие ещё в 1833 г. окладную книгу, из семи долган шестеро имели русские имена и фамилии, полученные при крещении, и только один нехристианское имя: Куде. Русские фамилии долган были следующие: Уксусников (три), Кожевников, Прохоров, Семёнов. Упоминаются фамилии Дубоглазов и Турев. В начале XX в. долганы состояли из четырёх родов с якутскими названиями – Мокойбуттар (главным образом Левицкие) 39 человек, Харытонкойдор (Сотниковы и Лаптуковы) 84 человека, Оруктахтар (главным образом Яроцкие) 100 человек, Тонкойдор (Сахатины) 48 человек.

Предки Поротовых пришли на Таймыр в 80 - гг. XVII веке. Старейшими обитателями Таймыра считаются Поротовы из современного Затундринского сельского совета Хатангского района. В отношении Поротовых требует объяснения ещё одно обстоятельство. Фамилия Поротовых зафиксирована у затундринских якутов уже в 1727 г, а в списке 1794 г их всего 16 человек, тогда как Тюприных (ныне Чуприных) записано 103 человека, Спиридоновых 26, Федосеевых 20, Фалковых 51, Рябовых 21 и т.д. Очевидно, прозвище Поротовы записывались под фамилиями дедов и отцов.

Из затундринских крестьян в конце XVII века здесь жили уже Аксёновы и, по-видимому, Рудницкие («Рудинские»). Первые происходят из посадских, вторые - из служилых людей. Собиравшие ясак на Оленеке являются Дураковы (Дурак, было не ругательным, а защитным – фамилия не имеет церковного происхождения). Немало могут рассказать фамилии и об истории языка., некоторые из них слились с якутами и изменили свою фамилию на якутское родовое название Чорду.

Новая форма хозяйства повлекла за собой более тесный контакт затундринских крестьян с долганами, и в результате произошла полная ассимиляция этой русской по происхождению группы населения Таймыра.

Потомки есейских якутов на Таймыре имеют фамилию Бетту. Две семьи одолганившихся ненцев из рода Бай (Статейкины).

Позже среди долган появилось несколько новых фамилий. Хукочар («Чукочар»)-выходцы из илимпейских и хантайских эвенков, Копысов – потомки русского со ст. Хантайка, поселившегося среди долган. Иванов, Необутов, Христофоров выходцы из Якутии и другие.

Заключение

Фамилия - очень ценный материал для исследований в разных областях знания: филологии, истории, этнографии. Каждая фамилия - это загадка, разгадать которую можно, если быть очень внимательным к слову; это уникальное и неповторимое явление нашей культуры, живая история. Мы предполагали, что большинство фамилий образовались от слияния различных родов и языковых групп. Наша гипотеза подтвердилась.

Данная работа может быть продолжена в нескольких направлениях, можно значительно расширить список изучаемых фамилий, можно составить более точную классификацию фамилий, можно выяснить значения тех фамилий, которые мы не смогли точно определить в рамках этой работы, для этого понадобиться дополнительная литература.

Исследовательская работа убедила нас в том, что фамилии могут быть интереснейшим источником для исследований, так как в них отражаются время и человек - его общественное положение и духовный мир.

Приложение 1:

Материалы Таймырского музея-заповедника.

Приложение2:

Из история семьи Бетту посёлок Хета.

Приложение 3:

Старейшие обитатели Таймыра. Поротовы.

Приложение 4:

Семья Бетту и Чуприных. Посёлок Хета.

Список используемой литературы:

1.В.Троицкий Хатанга Красноярское книжное издательство 1987 г.

2.А.А.Попов Долганы т. I, II «Дрофа» Санкт-Петербург 2003 г.

3.В.О.Долгих Происхождение долган

4.Е.С. Бетту Имена долган Красноярск 2010 г.

5.М.И. Попова Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра Красноярское книжное издательство 1995 г.

Интернет-ресурсы:

C:Documents and SettingsЭтнонациональные общности России. Электронная библиотека. Долганы..html

https://www.nkj.ru/archive/articles/16094/ (Наука и жизнь, ЧЕЛОВЕК — ФАМИЛИЯ — НАЦИОНАЛЬНОСТЬ)

Просмотров работы: 1037