ВСТРЕЧА ВЕСНЫ В ОБРЯДАХ КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВСТРЕЧА ВЕСНЫ В ОБРЯДАХ КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ

Орлова Е.С. 1
1
Мокрецова Е.М. 1Илларионова Е.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Очень часто современное поколение воспринимают мир так, как они его видят, не пытаясь постигнуть его смысл. По-другому воспринимали мир наши предки. Ещё в древности люди начали осознавать связь тех или иных жизненных событий с природой, окружающим миром.

Уклад жизни славян был тесно связан с земледелием, с жизнью природы, а значит, с мифологическими олицетворениями природных сил. Особенно ярко это проявилось именно в весенних обрядах. (Прил. 1, рис.1)

С приходом весны всё в природе оживает, расцветает, радуется.

Мы предположили, что обряды встречи весны существовали и на территории Калужской губернии. Это стало гипотезой нашего исследования.

Поэтому целью нашей работы стало изучений обрядов встречи весны Калужской области.

Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Познакомиться с основными обрядами встречи весны у различных народов мира.

  • Узнать, как праздновали приход весны на Руси в старину.

  • Выявить какие обряды встречи весны имели место в Калужской губернии.

  • В практической части нашего исследования создать брошюру с традиционными приметами, поговорками и обрядовыми рецептами встречи весны.

Предмет исследования - обряды весеннего цикла народного календаря.

Объект исследования – обряды встречи весны Калужской губернии.

Новизна работы: материалов по данному исследованию очень мало. Информация разрозненна и сведения обрывочны. Поэтому собранные сведения по данной теме являются новым материалом.

Актуальность темы: опираясь на народные традиции, предыдущие поколения создали бесценное богатство – нашу русскую культуру, поэтому изучение этих традиций для нашего поколения является одной из задач, решив которую мы сможем передать такую культуру нашим потомкам.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать на уроках экологии, классных часах, в рамках факультативного курса «Калугаведение», школьных мероприятиях, посвящённых народным традициям родного края.

Материалы и методы, использованные в исследовании:

- поисковый (поиск материалов, работа по книге);

- исследовательский (оценка, анализ, сопоставление фактов, обобщение);

- проблемный (выполнение логических операций, осмысление полученного материала);

- объяснительно-иллюстративный (логическое рассуждение, анализ, классификация).

  • Основная часть

  • Обряды встречи весны народов мира.

Природа не всегда приносит дары и милости, часто бывает она неподатливой и враждебной. Чтобы побороть эту враждебность, человек прибегает к магии, к заклинаниям; ими старается он победить силы природы, придать им благоприятное течение. [8]

С календарным приходом весны человек ждёт тепла, зелени пастбищ, расцвета лугов, и видится ему лето с его урожаем, обилием хлеба и овощей, и все свои надежды и ожидания он вкладывает в обряды встречи весны. Человек прибегает к определённым обрядам, чтобы закрепить за собой весенние дары, не лишиться тех выгод, которых он ждёт в это время года.

Во все века и у всех народов приветствовали наступление весны особыми обрядами.

У древних грекови римлян были учреждены особые праздники в честь богини весны Флоры. В эти дни женщины, увенчанные венками из весенних цветов, веселились от души. [9] (Прил. 1, рис.2)

В Древней Богемии весну приветствовали следующими словами:

«Уже несём зло из села, а новое лето – в село. Здравствуй, новое лето, зелёный посев! [10]

В старину у молдаван, болгар и румынсуществовал праздникМэрцишор, который посвящался весеннему возрождению природы. В этот день люди дарили друг другу маленькие букетики в виде цветочков из ниточек белого и красного цвета. Это украшение носили на одежде весь месяц, а в апреле красно - белые талисманы нужно было снять и повязать на любое фруктовое дерево и загадать желание, которое непременно исполнится. [10] (Прил. 1, рис.3)

Самый главный праздник весны в Узбекистане - это праздник Навруз, который отмечается 21 марта. С персидского языка «навруз» переводится как «новый день». Этот день весеннего равноденствия и считается началом нового года. Это большой праздник! В доме собираются все родственники, которые готовят традиционные угощения. В этот день люди прощают все обиды, стараются быть добрыми, при встрече заключают друг друга в объятия, высказывают самые добрые пожелания, желают здоровья. [8] (Прил. 1, рис.4)

Культ богини весны, плодородия и деторождения Тушоли был распространён в древности у народа Ингушетии. Праздник в честь богини проходил в последнее воскресенье первого месяца весны. В этот день женщины просили у богини обильного урожая и дождя. (Прил. 1, рис.5)

  • Празднование на Руси прихода весны.

Многие весенние обряды древней Руси дошли и до наших дней.

Встреча весны в различных губерниях проходила по-разному. На Руси по народному обычаю первая встреча весны приходилась на христианский праздник Сретения Господня, 15 февраля. В стародавние времена, когда человек одушевлял не только всё живое вокруг, но и времена года, зародился обычай в конце зимы звать, кликать весну. Дети сажали фигурки птиц на шесты, подбрасывали вверх и пели песенки – заклички. В них они просили птиц принести ключи – замкнуть зиму и отомкнуть весну.

«Грачи-кулички, из-за моря летите, весну красную несите» - так пели дети, ожидая весну. [4]

14 марта день Евдокии Плющихи. Считалось, что в этот день весна берёт свои права. С этого дня снег плющится, т.е. тает. С Евдокии начинали "кликать весну", для чего влезали на крыши или на пригорок и пели песни – заклички - веснянки. Крестьяне приносили в этот день из лесу сучья, топили избы, "чтобы весна была тёплая", скидывали с кровли снег. Старухи – знахарки давали больным пить целебную воду, приготовленную из талой воды. [2]

У российского этнографа и археолога ХIХ века Александра Власьевича Терещенко в его книге «Традиции русского народа» есть описание обряда встречи весны:

«… в некоторых губерниях помимо веснянок, носят ещё по деревням чучело Мораны (грозный дух Зимы в женском обличие). Её сопровождают громким пением толпа детей, парней, девушек и молодиц». В конце праздника это чучело сжигали. [5] (Прил. 1, рис.6)

17 марта день Герасима Грачевника. В день Герасима прилетали с юга грачи. Наблюдательные люди знают, что если грачи, прилетев, сразу принимаются за починку своих гнезд, то весна будет скорой и дружной. А вот если птицы, посидев на гнездах непродолжительное время, снова взлетают, холода продержатся еще несколько дней. Крестьяне использовали грачей как своего рода посевной календарь: если птицы сели на гнезда, то уже через неделю можно выходить в поле. Нехорошей приметой считался прилёт грачей раньше Герасима Грачевника – предсказывали голодный год в связи с неурожаем. Для того чтобы ускорить приход весны, в этот день пекли из кислого теста «грачей», раздавая печево из теста ребятишкам.

В народе говорили: «Грач на горе — так и весна на дворе», «Увидел грача — весну встречай», «Коли грачи прямо на старые гнезда летят — весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом».

А 22 марта весну встречают второй раз. Эта встреча приурочена ко дню весеннего равноденствия, который отмечают 21 марта и дню памяти Сорока мучеников. Праздник второй встречи весны называют Сороки. В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников, из тёплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок, который пользовался на Руси большой любовью народа. Радовались прилету звонких пичуг и стар и млад, ведь следом за жаворонками тепло по земле разливалось. К прилету птиц готовили кормушки и скворечники, вырезали из дерева забавные птичьи фигурки, выпекали из теста жаворонков, голубков, ласточек, запекали сладкие колобки.

«Сороки святые, колобаны золотые»— говорили в народе.

Дети бежали с ними на улицу, в поле, подбрасывали к небу и кричали: «Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам дай лето!» (Прил. 1, рис.7)

Жавороночки-невелички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по лесам, по полям разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки-ножки познобила,

белый снег натрясла, всё тепло унесла!

Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду».

С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать».

Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко.

Солнышко, нарядись, Красное, покажись!

Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!»

А настоящим гимном весне можно было считать обрядовый пирог «Лира с жаворонками».

Не было дома, в котором хозяйка не пыталась такие птичьи фигурки испечь, каких никто еще не видывал. Им золотили крылышки и головки, их украшали сухими ягодами, маком и конопляными семечками. Самых красивых пичуг посылали в подарок родным и близким, а остальных раздавали деревенским ребятишкам, которые бегали по улицам, привязав «жаворонков» к шесту и напевая:

«Жаворонки, жаворонки, к нам прилетите,

принесите нам весну-красну.

Зима надоела, весь хлеб поела.»

После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был».

В Воронежской области жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям, крошили и раскидывали крошки на все четыре стороны.

В с. Петино Хохольского района пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям.

В Каширском районе Воронежской области блины пекли, оладьи. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.

В конце 19 века существовала следующая традиция: в день весеннего солнцестояния с пригорков пускали зажжённые колеса, обмотанные соломой. Горящий круг олицетворял солнце и, соответственно, приход весны. [3]

У российского этнографа и археолога ХIХ века А.В. Терещенко мы встречаем ещё описание таких обрядов:

«А в деревнях Казанской губернии существовал обычай: девушки и парни бегут в этот день зачерпнуть воды из речки, пока ворон не обмакнул в неё крылья, и умыться этой водой. Считалось, что кто успеет это сделать, того не постигнет никакая зловредная болезнь.

В уездах Костромской губернии поселяне окунаются три раза в воду и, кувыркнувшись столько же раз, забираются потом в угол избы и поют там песни в честь весны. В других деревнях в день встречи весны скачут через плетень, лазят по деревьям, кружатся и поют:

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Уроди лён высокий, Рожь, овёс хороший…». [5]

2.3 Обряды встречи весны Калужской губернии.

В старые времена этот обряд имел серьёзное бытовое значение. Особым образом крестьяне призывала весну и благодатное тепло.

Для того чтобы узнать какие обряды проводились в Калужской губернии, мы обратились к Мокрецовой Зинаиде Ананьевне, 1926 года рождения, которая большую часть своей жизни провела в деревне Алексеевке Малоярославецкого района (опрос проводился в июне 2015 года) и сестре моего дедушки Анне Михайловне, 1928 года рождения, уроженки деревни Смахтино Детчинского уезда.

Также, за разъяснением обрядов мы, обратились в Калужский областной краеведческий музей.

Вот что нам рассказали в краеведческом музее:

В Калужском крае весну кликали девушки — невесты, а в ХIХ века в некоторых местностях и взрослые крестьяне-хозяева считали нужным и полезным покликать хотя бы с крыльца. Позже, потеряв свой первоначальный земледельческий смысл, обряд закликания весны перестал отвечать серьёзным потребностям быта и превратился в забаву подростков и детей. Однако песенки – заклички сохранили свой первоначальный характер.

Как нам рассказала Мокрецова Зинаида Ананьевна, в её деревне на Герасима пекли из кислого ржаного теста птичек — «грачиков». От «жаворонков» они отличались тем, что были крупнее и с большими «ногами». Их делали по числу членов семьи или на одного больше и запекали в каждую птичку по какому-нибудь небольшому предмету, который предвещал судьбу тому, в чьём «граче» он оказался: копейка — к счастью, деньгам; таракан — к сплетням; пуговица — «в солдаты идти»; луковица — к горю; лучина или тряпочка — «в могилу идти».

А в деревни бабушки Ани на Сороки пекли булочки – жаворонки, а в них закладывали цельные зерна пшеницы для хорошего будущего урожая. Угощать ими надо было всех родных.

Вот как описывает различные весенние обряды калужский краевед начала ХХ века М. Е. Шереметева:

«Этот обряд мне пришлось наблюдать несколько раз. 9 марта 1927 г. в д. Большие Козлы бывшего Калужского уезда и 9 марта 1928 г. в д. Большие Сушки бывшего Лихвинского уезда. Основным занятием здешнего населения является добыч дров и жжение древесного угля. Поэтому леса здесь любят, относятся к ним с уважением, почти молитвенным благоговением. Поэтому неудивительно, что в этой местности до сих пор живет закликание весны. [6]

Приурочен этот обряд был к различным дням: к 9 марта, Благовещению, Вербному воскресенью, Красной горке.

Эти обряды заключаются в следующем:

На 9 марта утром хозяйки пекут „жаворонков". В деревне Большие Козлы, — из пресного ржаного теста, реже из пшеничного; иногда из варёного картофеля, обваленного в муке. Тесто из муки катают в виде жгута и связывают его узлом. Тесто раскатывают, лепят головку, надрезывают тесто на противоположном крае полосками (хвост), прилепляют сверху две полоски теста крест накрест (крылья). [6]

В деревне Большие Сушки жаворонки пекут из пресного ржаного теста, (реже из кислого) на кирпичах, „на поту" — на поду. Вместо глаз вставляют угольки, горох, гречишные зерна, конопляное семя, ягоды можжевельника — „мужевёлки". В тесто вливают конопляного масла. „Надушат жаворонка маслицем, румяный этот гостинец", смазывают птичек распущенным сахаром, втыкают в голову перышко (с. Варваренки, бывший Перемышльский уезд) „светочек" из цветной бумаги (д. Болдырево, Клюксы Козельск. уезд). В некоторых селениях на спинку жаворонка сажают его детёнышей, вылепленных из того же теста (с. Варварёнки, д. Зеленино Лихвинский уезд).

В семье пекут по одному, по два жаворонка на каждого ребёнка. В селениях Лихвинского уезда печенье это известно под названием „чувильки".

На Сороки в деревне Жашково, Перемышльского уезда пекли жаворонков и несли с собой в руках, на голове; на шестах. Влезают с „птушками" на повети, на пелёды, на крыши сараев, овинов и оставляют их там; сажают их на костры (кучи дров и хвороста на усадьбах), на лозы, на ракиты; на рябины. Тех жаворонков, которые получше изукрашены, „разрисованы", ребята обычно берегут некоторое время — день, другой; остальных съедают сразу после закликания. [6]

В деревне Коськово Сильковской волости 9 марта девицы с жаворонками отправляются в сарай качаться.

Говорили: «Качели готовы — весна должна вернуться».

Шесть девушек садятся на доску, а две „расколыхивают" их. Качаются с Сороков до вербного воскресенья; в этот день качели снимаются. Одновременно с качаньем в сараях происходило и закликанье весны.

  • Сбор информации для изготовления буклета

Также нам было интересно узнать, какие приметы и поговорки существовали в преддверии встречи весны, какие рецепты использовали хозяйки для обрядовой выпечки встречи весны.

Вот что мы узнали:

13 марта - Василий капельник или Василий тёплый.

Придёт батюшка Василий – капельник, зима заплачет.

Примета: длинные сосульки – долгий лён. На Василия тёплого солнце в кругах — к урожаю.

Калачики

Хозяйки в этот день пекли калачики, символизирующие солнце. Приготовить такое лакомство несложно и сегодня.

Продукты:

Нужно взять 200 г сливочного масла, одно яйцо, один желток, две ложки дрожжей, девять ложек молока и две ложки сахара, все смешать и заместить мукой так, чтобы тесто не приставало к столу. Из этого теста надо налепить калачиков, осыпать их изюмом, положить на противень и дать подняться, а после этого — смазать взбитым яйцом и запекать. [9]

14 марта - Евдокия Плющиха, подмочи порог, замочи подол.

Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить.

Какова Евдокея, таково и лето.

На Плющиху погоже, все лето пригоже.

Евдокия-весновка весну сряжает.

Евдокия красна, и весна красна.

Приметы: на Евдокию снег – к урожаю. На Евдокию тёплый ветер — лето мокрое, северный — холодное лето.

Жаворонков обычно выпекали в первый день весны, на Евдокию. Однако некоторые исполнители утверждают, что в этот день жаворонков пекли только в том случае, если была оттепель. Иногда приготовление жаворонков приурочивалось к началу полевых работ, то есть когда земля становилась тёплой. [7]

Рецепт приготовления обрядового печенья «Жаворонки»:

Жаворонков делали из постного дрожжевого теста. Для него брали стакан воды, столовую ложку дрожжей, около килограмма муки, четыре столовых ложки растительного масла, немного сахара и соли. В тёплой воде растворяли дрожжи, добавляли сахар и соль, затем всыпали муку и замешивали тесто. Добавив масло, и вымешивали его до тех пор, пока оно не переставало приставать к рукам. Тесто посыпали мукой, накрывали полотенцем и ставили в тёплое место. Когда тесто подходило, его ещё раз сбивали и оставляли вызревать. После увеличения в объёме приблизительно вдвое, оно считалось готовым.

Из теста раскатывали тонкую лепёшку, которую разрезали ножом на сегменты. Из нескольких сегментов, завернув их к центру, делали туловище. Оставшимся, придавали форму головы, крыльев и хвоста. На хвосте и крыльях делали надрезы. В качестве глазок использовали засушенные ягоды черёмухи или берёзовые почки.

Как проводить обряд и гадать на «Жаворонках»: гадающие брали жаворонка и подкидывали его вверх, приговаривая:

"Жаворонка, жаворонка,жить или умереть?

Или на небо лететь?"

Затем печенье бросали и смотрели, как оно упало: если лицевой стороной вверх – это предвещало гадающему жизнь, а если лицевой стороной вниз – смерть.

17 марта – Герасим – грачевник.

Герасим грачей пригонит.

Налетели грачи, стали зиму толчи, пить снегов молоко.

«Грач на горе — так и весна на дворе».

«Увидел грача — весну встречай»

Примета: коли грачи прямо на старые гнёзда летят – весна будет дружная: полая вода сбежит вся разом.

В этот день пекли «грачиков» - весеннее обрядовое печенье.

Продукты:

«Грачиков» готовили из постного дрожжевого теста – из муки, воды, дрожжей или кислой закваски, растительного масла и соли. Приблизительно на 1 килограмм муки берут стакан воды, три столовых ложки масла и немного соли. Муку нужно обязательно просеять, смешать с тёплой водой, с растворённой в ней закваской, затем добавить соль и масло. Тщательно вымесить, накрыть полотенцем и поставить тесто на некоторое время в тёплое место.

Хозяйки скатывали из теста жгут, который затем завязывали узлом. Один кончик жгута приподнимали и придавали ему форму головки с клювом, а другой расплющивали и делали из него хвост с тремя надрезами. В качестве глаз использовали ягоды черёмухи. «Грачиков» раздавали детям как угощение. Иногда указывают на то, что это делалось с целью защиты детей от болезней.

Иногда печенье использовалось в детских играх: противники стукались «грачиками», стараясь сломать чужое печенье, победитель забирал сломанного «грачика» себе.

22 марта "Сороки", сорока мучеников.

Сорок сороков птиц летят – весну несут.

Примета: если на Сороки пал мороз, то будет урожай на просо. Гречиху следует сеять, пропустив сорок морозов после Сорока мучеников.

В день Сорока Мучеников из дрожжевого теста выпекали птичек. Печенье представляло собой шарик с клювом, крыльями и хвостом. Каждая хозяйка делала сорок птичек. Птичек выставляли на улицу и угощали ими «сорок утренников» – сорок заморозков. Считалось, что в этом случае заморозки пощадят молодые побеги и растения не пострадают.

Глава II. Заключение.

Результаты исследования:

  • Итак, нами проделана большая работа. Мы изучили основные обряды встречи весны народов мира. Все они разные, проходят в разные сроки, но в них есть общая черта – надежда на будущий благополучный урожай.

  • Для ознакомления с обрядами встречи весны мы обратились в библиотеку и узнали много нового. В России эти обряды различные. В них отображаются особенности быта народа, его привычки и отношения между людьми.

  • Обратившись в краеведческий музей и к моим родственникам, мы узнали, какие обряды встречи весны проводились в ХIХ веке и первой половине 20 века в Калужской губернии. Изучив их, мы выяснили, что обряды несколько отличаются от тех, которые мы нашли в литературных источниках.

  • Для создания брошюры мы подготовили материалы, которые познакомят всех желающих с традиционными приметами, поговорками и обрядовыми рецептами встречи весны.

Вывод: Русский народ имеет очень богатую культуру, поэтому обряды встречи весны очень интересны и многогранны. Многие уже утеряны. И пока есть свидетели тех времён, нам необходимо бережно изучать и сохранять их.

Программа дальнейших действий:

1. Продолжить изучение данной темы;

2. Продолжить распространять материалы исследования, для знакомства и других школьников с традициями нашей области.

Список литературы:

Литературные и научные источники:

1. Журавлёва. А. Н. «Месяцеслов»; - М. «Истоки» 1994, с. 127.

2. Кирло Х. «Словарь символов. 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории» – М.: Центрполиграф, 2010, с. 525.

3. Похлебкин В. В. «Словарь международной символики и эмблематики»; - М., «Межд. Отношения», 1994, с. 202.

4. Серяков М. Л. «Духовная прародина славян»; М. — Львов, 1998, с. 289.

5. Терещенко А. В. « История культуры русского народа», М. «Эксмо», 2004, с. 734.

6. Шереметева М.Е. «Земледельческий обряд — «закликание весны» в Калужском крае», Калуга, 1930, с. 47

Интернет-источники:

7. www.Calend.ru

8. www.proeveryday.ru/

9. www.rodobozhie.ru

10. www.rossichy.ru

Приложение

Рис. 1 Весенние славянские обряды

Рис. 2

Рис. 3 МЭРЦИШОР Рис. 4 Праздник Навруз

-праздник весны.

Рис. 5 Богиня Рис. 6 Сжигание чучела Рис. 7 Закликание весны Тушоли

Просмотров работы: 1255