Введение.
1.1 Цели и задачи исследования.
В этой работе я хочу рассказать об иконе «Калужской Божьей Матери» и об истоках почитания этого образа в моем родном крае. Я посещаю Воскресную школу, а вся моя семья — прихожане православного храма . В храме много икон с изображениями Богородицы.
Но один из образов Богородицы в нашем храме выделен особо. Эта икона крупнее прочих, у неё отдельный киот, а ещё возле неё оставлено множество драгоценных подарков. Это икона «Калужской Божьей Матери» и есть много причин для её особого почитания. Я решила подробнее узнать об этой иконе и рассказать своим одноклассникам о ней .
Поэтому объектом моего исследования стала икона Калужской Божьей матери, а предметом исследования – причины особого почитания образа Пресвятой Богородицы Калужская.
Цель и задачи исследования вы видите на экране.
Начиная исследование, я предположила:
Если икона носит название «Калужская», то её история связана с нашим городом, а особое место для иконы в храме и многочисленные подарки должны свидетельствовать о значимости этого образа для многих людей.
Методы, которые я использовала во время исследования на экране.
Мои исследования в основном теоретического характера, связаны с изучением литературы по данной теме. А также были посещены храмы, в которых хранятся списки иконы Божьей Матери Калужской, проведены беседы с прихожанами, посещен монастырь, где монахиня рассказала об обретении иконы, а также получено интервью одного из настоятелей о современных чудесах явленных иконой.
Актуальность темы я решила проверить с помощью опроса.
4
Чтобы выяснить, какие образы Пресвятой Богородицы известны одноклассникам, и что им известно о том, как эти образы связаны с историей нашей страны, вместе с классным руководителем была разработана анкета. Анкетирование было проведено в 4-м и 5-м классах, среди учащихся, изучающих модуль «Основы православной культуры». Результаты представлены на экране.
Вывод: Немногие учащиеся в моей школе знают о том, что существует икона Божьей Матери обретенная на родной Калужской земле, а чем она отличается от многих других образов Богородицы и про исторические события, которые связаны с этой иконой практически никому не известно.
Уникальность сюжета Чудотворного образа Калужской Божьей Матери.
Святых Образов Пресвятой Богородицы существует много. Обычно Богородицу изображают с младенцем на руках или в окружении молящихся и ангелов.Православная традиция не запрещает изображать разные лица у Богородицы. Главное, чтобы были соблюдены каноны изображения. Для образа Божьей Матери это — синее или лазоревое платье, красный покров на голове(амафор), а на покрове обязательно три золотые звезды, как символ чистоты и непорочности.
А образ Богоматери Калужской необычен для православия и похож на западную гравюру: Дева Мария представлена с книгой в руке в молитвенном положении.
Такой сюжет иногда присутствует на иконе Благовещения. Но это особый праздничный образ, а на богородичных изображениях книга в руках Божией Матери встречается только на Калужской иконе.
Оригинал Чудотворной иконы Калужской Божьей Матери находился на месте своего явления, в селе Калужка, недалеко от Калуги. К сожалению, оригинал иконы Богоматери Калужской исчез в 1918 году. Список с этой иконы
5
был помещен в Кафедральном соборе города Калуги. Я посетила собор, чтобы рассмотреть этот список иконы. Все традиционные признаки Богородицы на ней я нашла. Такой же список находится и в монастыре в Ждамирово и в храме Иоанна Воина в моем районе. На всех иконах имеются символы Богородицы. Все эти иконы выполнены на досках.
История иконы этого Чудотворного образа одна из самых таинственных. Икона Богоматери Калужской представляла собой полотно, натянутое на раму, примерно 128 на 98 см, с изображением женщины в монашеском одеянии игуменьи, покрытое, кроме лица и кистей рук, серебряной позолоченной ризой с драгоценными камнями: изумруды, рубины и сапфиры. Риза, как бы переодевает игуменью в одеяние Богородицы и венчает ее голову короной, по форме напоминающую корону Российской Империи, но с конца XVIII века императорская корона, как обязательный элемент, исчезла с изображения иконы Калужской Божьей Матери, и сохранялась только на ее оригинале, а он бесследно пропал в 1918 году. Поэтому проверить, верность описания, приведенного в книгах 18-го столетия, невозможно, а также невозможно сравнить оригинал со списками, которые я видела в нескольких местах.
А это очень важно, чтобы ответить на вопросы о причинах почитания иконы и о ее происхождении. Существуют два различных взгляда на эти вопросы.
Религиозный взгляд на явление Чудотворной иконы Калужской Божьей Матери и ее изображение.
Первоначальное описание явления Чудотворной иконы Калужской Божьей Матери, приведено в книге «Богоматерь»: «Чудотворная икона Калужской Божией Матери находится на месте явления своего, в селении Калужке, Калужской губернии. Явилась она в 1748 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в имении боярина Василия Кондратьевича Хитрова, в с. Тинькове, в семи верстах от Калуги. Две дворовые девушки разбирали на чердаке барского дома старые вещи. Одна из них, по имени
6
Евдокия, отличавшаяся дерзким и легкомысленным характером, вела себя при этом непристойно и говорила неприличные речи, не обращая никакого внимания на замечания своей подруги. Среди разного хлама девушка нашла сверток полотна. Развернув его, она увидела ясное, отчетливое изображение Женщины в темном одеянии, подобном монашескому, с благоговейным лицом читающей книгу. Служанка подумала, что на этом полотне изображена игуменья, и указала на это своей несдержанной подруге. Легкомысленная Евдокия дерзко плюнула на изображение и сказала: «Вот как я боюсь твоей игуменьи». Но едва только она вымолвила это, как тотчас же была поражена невидимою силою: она упала без чувств, руки и ноги ее стали корчиться в страшных судорогах, на губах выступила пена, и она лишилась зрения и языка. Ее подруга доложила обо всем своему господину. По приказанию бесчувственную Евдокию сняли с чердака, перенесли в комнату и положили под святыми иконами в ожидании ее смерти. В ту же ночь опечаленным родителям Евдокии во сне явилась Богоматерь и сказала:- Ваша дочь своим дерзким поступком, в лице изображенной на полотне женщины, оскорбила не инокиню, а Меня, ибо изображение, ею поруганное, есть Мой образ, через который по воле Сына Моего и Бога Я буду ходатайствовать за город ваш. Утром объявите об этом священникам и вместе с ними после молитвы пред поруганной иконой Моей окропите расслабленную св. водою, и дочь ваша получит исцеление. Действительно, когда больную Евдокию окропили св. водою, она исцелилась. Икона после этого была взята с чердака, вставлена в раму и поставлена на подобающем месте в доме боярина».(6)
События, связанные с образом Богоматери Калужской.
7
Чудотворная сила новоявленной иконы множество раз являлась верующим. Я расскажу только о трех. Один житель Калуги, по фамилии Петелин, лежавший много лет в совершенном расслаблении, узнав о чудотворной силе Калужской иконы, просил принести его на одре в упомянутый храм Богоматери. Во время молебна больной стал креститься, потом сел, и, наконец, стал на ноги. Через несколько времени он совершенно выздоровел и в благодарность за чудесное исцеление украсил икону серебряным окладом.
Но есть два события, которые стали особо значимы для всех жителей Калуги и даже всей России. ять о них празднуется Православной церковью по сей день. В 1771 году Богоматерь через Свою св. икону проявила благодатную силу в спасении
города Калуги от моровой язвы. Устрашенные эпидемией жители Калуги попросили архимандрита Лаврентьева монастыря Никодима принести из села Калужки чудотворную икону Божией Матери и в крестном ходе обойти с нею улицы города. Просьба их была исполнена, и губительная язва, заступлением Богоматери, прекратилась. В воспоминание этого чудесного избавления и установлено празднование Калужской иконе 2 сентября. В этот день ежегодноустраивается крестный ход по городу с иконой Калужской Богоматери.(6) В 1812 году, во время нашествия французов, Калужская икона была перенесена для большей её безопасности в город Ефремов, Тульской губ. Видевшие ее здесь пленные французы признавались, что в Калуге и под Малоярославцем они неоднократно видели эту икону стоящею в воздухе в то самое время, как терпели поражение от русских войск. Об этих видениях было доложено императору Александру I (1801-1825). По его повелению и по благословению Св. Синода было установлено совершать ежегодно 12 октября празднество чудотворной Калужской иконе с крестным
8
ходом вокруг города в память избавления города Калуги от нашествия французов».
В «Приходе в честь Калужской Божьей матери» храме «Иоанна Воина» настоятель отец Евгений рассказал мне о чудесах, которые произошли совсем недавно по молитве к этому образу.
В 1999 году в первую субботу Петрова поста, в канун празднования иконы Божьей Матери Калужской, в храм двое мужчин привели женщину. Она не могла ходить, стояла, опираясь на костыли. Несколько лет эта женщина лечилась во многих больницах, но ей все же не смогли помочь - инвалидность первой группы, печальный приговор врачей: «Вы никогда не будете ходить». Эта женщина исповедовалась, а на следующий день причастилась Христовых Тайн. Долгое время её больше не видели на службах. Появилась она через год, вновь в канун празднования иконы Калужской Божьей Матери. Она пришла сама, без посторонней помощи, без костылей. Исцеление пришло не за один день. Улучшения начались через месяц ежедневных молитв, чтения Акафиста Пресвятой Богородице. Но Чудо явленное было несомненно. Теперь эта женщина могла ходить вопреки диагнозу врачей.
Другое исцеление произошло в 2001 году. Тоже в канун этого праздника. На службу в храм пришёл мужчина. Плохо одет, выглядит очень больным, практически не может стоять на ногах, трясётся. Оказалось, что он болен наркоманией. Уже 5лет он употреблял героин. Его уволили с работы, все ценное из дома было продано, семья была на грани распада, он воровал, но пришло время, когда на очередную дозу не оказалось средств ,и его мучила наркотическая ломка. После беседы с настоятелем храма он исповедался и причастился. Прошло около года,
когда мужчина снова пришёл в храм. Он пришёл с женой и детьми. Именно они и рассказали, что произошло после прошлого посещения. Когда этот мужчина после Таинства причастия вернулся домой, то лёг спать. Спал он больше суток. Жена
9
даже подумала, что тот умер, но боялась подойти и убедиться. Однако после пробуждения, оказалось, что тяга к наркотикам у этого человека совершенно исчезла. С того времени жизнь его самого и его семьи постепенно наладилась.
По словам отца Евгения, были и другие случаи исцеления по молитве к Божьей Матери Калужской, но рассказать о них не позволяет тайна исповеди. Однако большое количество подарков, принесенных к этой иконе, свидетельствуют, что многие получили от неё помощь.
Светский взгляд на явление образа Калужской Божьей матери.
Одним из исследователей образа Калужской Божьей Матери является Горолевич Игорь Евгеньевич.
В своем докладе на ХIII областной научно-практической конференции «Краеведение в сфере культуры и искусства» (проходившей15-16 мая 2013 года в городе Калуга) он отметил, что вместе с изображением иконы, первоначальное описание явления Чудотворного образа подвергалось неоднократным изменениям. Это заставляет его сомневаться в Чудесном обретении образа. Учёный старается в своей работе дать ответ на два вопроса: в чьем образе явилась Калужская Божья Матерь, и каково происхождение этой иконы? И он приходит к следующим выводам.
Автор работы считает, что женщина, в образе которой явилась Божья Матерь Калужская, была уроженка Калужской земли царица Евдокия Лопухина, а сам факт явления Чудотворной иконы в 1748 году был приурочен 50-летию ее пострижения в монахини в 1698 году под именем Елены. Но сам же учёный отмечает, что эта гипотеза, без исследования утерянного оригинала «полотна» иконы Калужской Богоматери останется только версией в истории Калужской земли и России. Подтверждением гипотезы учёный считает сохранившуюся до нашего времени с давних времен легенду старинного русского города Мещовска Калужской области о том, что в Георгиевском соборе города Калуги есть икона Калужской Божьей
10
Матери, но это вовсе не икона, а портрет первой жены императора Петра I Евдокии Федоровны Лопухиной…. Многие сторонники сохранения старинного уклада на Руси, в числе которых были и
мещовские купцы, считали Петра I воплощением антихриста и переживали за свою землячку царицу Евдокию (первая жена Петра I, которую тот заточил в монастырь). По преданию именно они заказали ее портрет. Долго берегли его как святыню. Однако вскоре правительству стало известно о портрете, и его стала искать Тайная канцелярия. Владельцы вынуждены были прятать свое сокровище, передавая из рук в руки, храня в тайных убежищах. Случайно, а возможно и намеренно, портрет был обнаружен в тайнике, а малообразованные люди, нашедшие его, приняли изображение Евдокии за икону. «Калужской» икона могла стать не только по названию места своего явления, но и потому, что Евдокия Лопухина имела происхождение из калужской земли.
Изучая историю обретения Святого образа, учёный обращает внимание на то, что в куче ненужных вещей находят не доску, не холст, а «сверток полотна» . Странно и то, что девушки не освобождали чердак, а только разбирали старые вещи, как - будто что-то там искали.Развернув полотно, девушка не увидела ни нимба, окружающего голову Женщины, ни характерных одежд Богоматери. Автор отмечает, что к сожалению, в первоисточнике не дается пояснений о том, по каким признакам было установлено явление именно Богоматери…Это подтверждает, что изображена на полотне именно монашка с книгой. Руки её сложены в благословляющий жест.
Далее исследователь обращает внимание на Чудесное исцеление калужанина Петелина. Не сомневаясь в чудотворном выздоровлении калужанина и его искреннем чувстве благодарности Богородице за свое исцеление, автор отмечает, что, подаренный для украшения иконы дорогой серебряный оклад, оставил
11
открытыми только лик и руки, полностью изменив изначальное изображение иконы, скрыл под собой «отчетливое изображение Женщины в темном одеянии, подобном монашескому» и сохранив только «благоговейное лицо, читающее книгу». По дорогой ризе в женщине мы уже однозначно узнаем Богородицу по ее характерному одеянию и сиянию вокруг головы.
Другая версия касается фамилии исцеленного калужанина Петелина. Если ее разделить, как ПЕТ-ЕЛИ-н, то, вполне отчетливо просматривается имя – ЕЛИзавета ПЕТровна. Елизавета Петровна старалась найти равновесие между старыми боярами, которые почитали древние порядки и хранили портрет Евдокии Лопухиной, как величайшую реликвию, и новыми дворянами, которые стремились к продолжению дел Петра I, а значит почитать эту женщину не хотели. Отсюда и «дорогой подарок» в виде вызолоченной серебряной ризы с драгоценными камнями, полностью скрывающую, кроме лика и рук, изображение Женщины. По характерному одеянию, короне и сиянию вокруг головы в женщине мы однозначно узнаем Богородицу . Исходя из этих версий, автор предполагает, что Елизавета приняла, устраивающее всех решение – легализовать, почитаемый ревнителями старины «крамольный портрет» при условии максимального сокрытия изображенного на нем исторического лица под дорогим окладом.
Заключение.
Таким образом, в результате моего исследования, я выяснила, что для особого почитания Иконы Божьей Матери Калужской установлены четыре даты: суббота в первую неделю Петрова поста и 12 октября. Обе даты связаны с событиями, имевшими значение, для всего города Калуги и даже всей России (избавление от моровой язвы и победа над наполеоновскими войсками под Малоярославцем).
На происхождение и причины почитания этого образа существует два взгляда.
12
Светский взгляд: изначально это был портрет Евдокии Лопухиной, первой жены царя Петра Í, но в результате стечения исторических событий и особого отношения земляков к этой женщине портрет обрел важное политическое значение. Чтобы не возвышать личность Евдокии, царицей Елизаветой было принято решение замаскировать портрет, под икону Богородицы.
Однако этот взгляд никак не объясняет всех чудес, которые связаны с этим образом, а их за несколько сотен лет зафиксировано немало.
Религиозный взгляд: икона Калужской Божьей Матери имеет нерукотворное происхождение, то есть, обретена Чудесным образом. Именно этим и объясняются многие чудеса, которые были явлены жителям Калуги.
Считается, что иконы Божией Матери (сейчас в Калуге их три) – чудотворные списки, а сам образ еще будет явлен православным верующим России.
Не случайно чудотворные явления заступничества Калужской Богородицы, спасавшие город Калугу на протяжении нескольких веков, сохраняются и до наших дней.
Считаю, что светский взгляд на обретение образа не способен объяснить те чудеса, которые являет образ по молитвам верующих и в настоящее время и являл в прошлом.
13
7. Литература.
1. Чудотворные святыни. / Калужская энциклопедия. - 2-е изд., перераб. и доп. - Калуга: Изд-во Н.Ф. Бочкаревой, 2005. - С. 188-189
2. Пуцко В.Г. Святыни старой Калуги./ Калуга в шести веках: Материалы I городской краеведческой конференции, посвящённой 625-летию г. Калуги / Сост. В.А. Дьяченко.- Калуга: Издательский педагогический центр «Гриф», 1997. – С. 9-10.3. Языкова И.К. Богословие иконы. / Учебное пособие.- М. Издательство Общедоступного Православного Университета, 1995. – С. 17.4. Горолевич И.Е. «Видение Калужской Богородицы». // Свидетельство Российского Авторского Общества. – Москва, № 14309 от 30 сентября 2008 года
Интернет ресурсы:
5http://www.proza.ru/2013/05/21/694
6 http://www.proza.ru/2012/11/17/1733
7http://dream-garden.org
8http://theprayerbook.info/3906
14
Приложение 1.
Анкета для опроса одноклассников.
• Знаешь ли ты почему в России особо почитали образ Борогодицы?
• Можешь ли привести примеры исторических событий, которые связаны с обращением за помощью к иконам?
• Знаешь ли ты что-нибудь об иконе Калужской Божьей Матери?
• Должен ли человек знать историю и традиции родного края?
Приложение 2