ИСТОРИЯ РОПШИНСКОЙ ШКОЛЫ – ЧАСТЬ ИСТОРИИ ВСЕЙ СТРАНЫ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ РОПШИНСКОЙ ШКОЛЫ – ЧАСТЬ ИСТОРИИ ВСЕЙ СТРАНЫ

Нестерова А.С. 1
1
Маркина Г.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Тихий парк и дворец, и вода в родниках голубая,

Старой церкви венец – это вехи истории края.

А жемчужина в этой оправе прекрасной –

Школа знаний, комфорта, мечты и надежды на счастье.

Ученица 10-а класса Бренева Евгения

1.Вступление.

У нашей школы в 2017 году – юбилей. Ей исполняется 165 лет. Она одна из старейших школ не только Ломоносовского района, но и Ленинградской области.

Возникает много вопросов. Путь школы… Каким он был?

Изучение истории образования на селе показывает, что оно развивалось в зависимости от внешних социально-экономических процессов, которые отражались на жизни сел и деревень. Наиболее значительное развитие школ пришлось на вторую половину Х1Х века - эпоху важных социальных реформ. Это была пора расцвета национальной русской педагогики.

Раскрытие этой темы, актуально именно сейчас, в преддверии юбилея школы. Мы с моим руководителем решили углубиться в изучение истории школы и провести исследование

А что же было в Ропше в это время?

Так родилась цель моего исследования:

«Изучить основные этапы становления ропшинской школы»;

Объектом исследования является ропшинская школа;

Предметомистория школы;

Чтобы реализовать данную цель и решить проблему по изучению истории школы, нам потребовалось решить следующиезадачи:

1. Найти, изучить и обобщить сведения по истории создания школы;

2. Записать воспоминания старожилов, бывших учителей школы, выпускников;

3. Проанализировать собранный материал и сделать выводы;

Достижение цели обуславливали наше предположение о том, что изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволит нам расширить представление о прошлом школы, ее первых директорах и педагогических задачах, стоящих перед школой в разные политические времена. Эта гипотезастала ведущим ориентиром нашего исследования.

В ходе реализации цели и задач, мы использовали разные методы:анализ устных воспоминаний, записей, фотографий, изучение архивных материалов, обработка данных.

Наше исследование, имеет практическую значимость. Собранный материал будет использоваться во внеклассной работе и поможет обучающимся больше узнать об истории своей школы.

методы исследования:

• поисковый – создание накопительной базы;

• статистический – отслеживание динамики изменений;

• исторический анализ – соотнесение опыта прошлого с современностью;

• интервьюирование – опрос респондентов;

• анализ, сравнение, обобщение - сопоставление фактов, систематизация их, построение выводов;

• компьютерная обработка материала;

Источникамистали:

- сохранившиеся в школьном архиве документы, фотографии,

воспоминания учителей и бывших выпускников;

- публикации газет «Балтийский луч» ; «Районный Вестник»;

2.История появления школы в Ропше.

Свое исследование мы начали с изучения истории появления школы на ропшинской земле. В нашем музее хранится ксерокопия Именного Указа от первого января 1826 года, по которому император Николай Первый дарит мызу Ропша своей любимой жене – императрице Александре Федоровне. (приложение №1)

Венценосная помещица, приняв дар супруга, многое сделала для улучшения жизни ропшинского поселения.По её приказу все недоимки, накопившиеся за крестьянами за 1826 год, были сняты, увеличены оклады и жалования чиновникам и служителям имения, садовым и фабричным рабочим, были выстроены новые дома, и в 1852 году открывает сельского училище. Подтверждает дату открытия училища и архивная справка из Центрального Государственного Исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПБ) (Приложение №2). Училище учреждено при Благовещенской церкви. Для этого малый господский дом в деревне Глядино был разобран и перевезён в мызу Ропша. Стоимость этих работ было оценена в 1113 рублей 10 копеек серебром из доходов с имений её величества. Эти сведения я получила в ЦГИА СПБ в д. 1617 оп. 11(Приложение №3).

В этом же документе говорится о первом учителе ропшинских детишек. Это был диакон Василий Ласкеев «С 1847 г. занимался обучением крестьянских детей безвозмездно учителем с 9 до 12 и с 1 до 3 часов» 1. Из этого документа можно предположить, что даже тогда, когда школы официально не было, ропшинские дети имели возможность обучаться грамоте благодаря этому замечательному человеку.

13 октября 1852 года перевезённый господский дом принимает своих первых учеников. К занятиям приступили 15 мальчиков. В те годы школы сами определяли, будет ли обучение совместным или раздельным. Ропшинское училище выбрало обучение лишь для мальчиков.

Помощником диакона на уроках православного вероисповедания становится его дочь-девица Мария Ласкеева, а лютеранского вероисповедания Пётр Кело. Из этого следует сделать вывод, что в школе учились детишки разного вероисповедания и поэтому уроки велись на божьих законах двух конфессий.

Здание, которое приняло своих первых учеников, к сожалению, ушло в историю. Это произошло в 1865 году при пожаре. В эти годы в двух школах уже обучалось 75 человек, правда в отличие от 1852 года обучение стало совместным - в школу ходили и мальчики, и девочки. Школа была трёхклассной. Детки были из небогатых семей. В зимний период многие из них пропускали занятия, потому что не было тёплой одежды и обуви.

В статистическом сборнике за 1894 год1 отмечается, что ропшинское училище в эти годы финансировалось главным управлением уделов в сумме 800 рублей в год. Попечителем учителя состоял граф Нирод. Указывается, что школьное здание уже было одно, удобное, как и сейчас, так и в те далёкие времена школа имела свою землю с фруктовым садом и огородом2.

3.1 Первый директор школы.

В памяти ропшинцев глубокий след оставил Серов Кузьма Григорьевич. В своих воспоминаниях основатель школьного краеведческого музея Смирнов Михаил Андреевич пишет : «Многие жители Ропши, имеющие сейчас за 50 лет и их родители, которых сейчас и в помине нет, учились у Кузьмы Григорьевича и вспоминают его добрым словом за его требовательность, человеколюбие, педагогический такт и энциклопедичность знаний». Он прожил долгую и плодотворную жизнь. Более шестидесяти лет он посвятил делу народного просвещения. Кузьма Григорьевич долгое время жил при школе, а затем построил себе дом на берегу Фабричного пруда, в начале лиловой аллеи. (Приложение №4) При доме были сад и пасека. Семья Кузьмы Григорьевича была большая. но в ней всегда царил порядок, слово главы всегда было законом. Его верной спутницей, была жена Анна Васильевна, которая делила вместе с ним все радости и горести нелегкой жизни народного учителя

. В эти годы количество учащихся доходило до 90 человек, и он один справлялся со всеми школьными проблемами. В архиве школьного музея есть такая запись: « Организация урока была прекрасная, дисциплина примерная. При школе была создана библиотека, которая обеспечивала учеников учебниками. Отсев учеников был значительный, не многим удавалось оканчивать трехклассное училище». А тем, у кого получалось, вручали свидетельство. За примерное поведение и отличные успехи в учебе награждали специальными книгами, одна которых хранится школьном музее. На новый год все ученики получали подарки. (Приложение №5)

В 1921 году в возрасте 90 лет Кузьма Григорьевич Серов умер, он был похоронен на Ропшинском кладбище. К, сожалению, его могила затерялась во время войны, так как немцы снесли гражданское кладбище и на нём устроили захоронение солдат.

3.2.Школа в довоенный период. Преемники Серова К.Г.

Этот период жизни школы мне удалось установить, изучая дело № 14.

За период с 1918 года по 1941год в школе сменилось четыре директора. Это были:

Пахом Максимович Пахомов

Тейдер Александр Петрович

Александров Александр Тимофеевич

Терешенков Иван Иванович

В архивных документах мне удалось найти вот такую интересную документацию: « Был проведён эксперимент раздельного обучения финнов и русских. Для этого русских ребят перевели в классы бумажной Фабрики. Но из этой затеи ничего не вышло: дети финнов настолько обрусели, что даже в семьях чаще говорили на русском языке. А когда увидели учебники на финском, то отказались от них, заявив, что ничего не понимают. Дело кончилось тем, что русские дети вернулись в старое школьное здание и все стали заниматься посменно и только на русском».В документе отмечается, что тот эксперимент проводился при директоре Александре Петровиче Тейдере. Отмечается, что занятия в 1918 году для православных фабричных детишек оставили в старом здании, а финны обучались в двух комнатах второго этажа в дворцовом флигеле.

Изучая, предвоенный период истории школы, я пришла к выводу, что рассвета она достигла при ТерешенковеИване Ивановиче. Вот как об этом пишется в одном из документов школьного музея: «В бытность директорства Ивана Ивановича было построено типовое двухэтажное здание, покрытое красной кровлей (1939-1940гг.) Иван Иванович сумел сплотить учительский коллектив, нацелить его на решение задач воспитания и обучения ребят. Дух творчества пронизывал все мероприятия школы, многие учителя работали с огоньком, оживилось внеклассное и внешкольная работа.

Школа несколько раз подряд давала самую высокую успеваемость в районе, несколько раз награждалась Переходящим Знаменем.

Сам Иван Иванович не покладая рук трудился в школе. Первое время он жил в мастерской, потом в желтом домике». При Иване Ивановиче происходит ещё одно очень важное для школы событие: из семилетней она становится средней.

Он погиб в период ВОВ, как и многие его коллеги.

3.3.Школа в военные годы.

В мае 1941 года в школе состоялся выпуск учеников девятого класса. В десятый им идти не пришлось, светлая пора счастливого детства оборвалась страшным словом - Война. До января 1944 в Ропше свирепствовали фашисты. В одноэтажном школьном здании разместилось немецкое казино, а в двухэтажном – немецкое общежитие.(Приложение №6)

В ходе исследования этого периода в жизни школы активу нашего музея посчастливилось встретиться с бывшим начальником архивного отделения Архива УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, кандидатом исторических наук С.Берневым. По представленным документам удалось установить, что в сентябре 1942года немцы открывают четырёх классную школу, которая находилась в частном доме на повороте в деревню Михайловка3. В копии этого документа есть воспоминания местной жительницы Лихачевой Тамары /Павловны. Мне удалось встретиться с Тамарой Павловной, и вот что она рассказала: « В сентябре 1942 года всех детишек школьного возраста немцы заставили ходить в школу. Учебники, по которым мы занимались, были советские. Но по распоряжению учительницы Альбрехтовой мы зачёркивали или заклеивали, а иногда и вырезали портреты всех советских вождей и рассказы, где говорилось о пионерах, комсомольцах, коммунистах, о колхозной жизни и вообще о хорошей жизни в Советском Союзе. Школа просуществовала год, так как в конце 1943 года все мирное население было вывезено на чужбину. Наша семья попала в Германию».

Как рассказал С.Бернев , оккупанты видели большую угрозу в молодежи. В специальном приказе от 7 марта 1942 командующего группы армии «Север» по регулированию деятельности так называемых «Русских народных школ» была поставлена перед щколами главная задача: дебольшевилизация» детей.

Инициативу по открытию немецкой школы проявила немецкая пособница, в прошлом учительница немецкого языка в нашей школе Альбрехтова Анна Александровна. По её инициативе были составлены списки всех детей, не успевших эвакуироваться. Она обратилась в окружную комендатуру с просьбой о разрешении открытия немецкой школы. Ей разрешили и оказали содействие в приобретении школьных учебников и пособий, которые она привезла из школы города Петергофа.

19 января 1944 года Ропша была освобождена. 19 января 1944 года Ропша была освобождена, жители медленно стали возвращаться в Ропшу. Жизнь продолжалась, трудная, послевоенная. Картина была ужасающей: из 33 домов чудом уцелели 11.

3.4.Школа в первые послевоенные годы.

Первое послевоенное время для школы было таким же тяжелым, как и для всей страны. В сентябре 1945 года занятия в типовом здании школе не начались: не было учителей, да и учить то было некого. И все-таки, несмотря на голод и холод небольшая группа учеников под руководством учительницы Волковой Екатерины Семёновны начали первый послевоенный учебный год в маленькой комнате дома Титковых, на повороте в деревню Михайловку. Кроме учебных дисциплин ребят учили одевать противогазы. По песню «Вставай, страна огромная» ученики учились ходить строем. (Приложение № 7). Учителя под руководством первого послевоенного директора Феононовой Таисии Андреевны приложили много усилий для ремонта школьного здания, которое было сильно разрушено от прямого попадания бомбы. Окна забили жестью и фанерой, оставив только третью часть световой площади. Печи с выходом в коридоры плохо топились. И всё же новый 1946-1947 учебный год в школе начался в школьном здании.

Школе был подтвержден довоенный статусе семилетней и с 1946 по 1954 годы её директором был назначен Андросов Александр Степанович. В тяжёлых условиях ему пришлось начинать учебный год. Ученикам вместо тетрадей выдавали по двойному листу в клетку, а линейку писали ученики карандашом, когда лист был исписан, карандаш стирали и на листе вновь писали.

Представить, как учились ребята в это тяжёлое время, мне помогла местная жительница Фомина Валентина Фёдоровна вот, что она вспоминала: «Часто, когда нам не хватало листков, в ход шли старые газету, на которых мы записывали материал между строк. Уже позже стали писать деревянными ручками со вставленными в них стальными перьями. Лучшим считалось перо №86, так как им можно было писать с правильным нажимом. Чернила наливались в чернильницы, которые устанавливались в специальных углублениях на партах. Обмакну перо в чернила, можно было написать 2-3 слова. Таким вот интересным способом мы писали в своих тетрадях. Учебников тоже было мало, поэтому их распределяли на трёх- четырёх, а то и больше учеников, которые жили недалеко друг от друга и могли передавать друг другу книги. Когда учебников было совсем мало, ученики оставались в школе после уроков, чтобы выполнить домашнее задание.

Парты были коричневые с чёрным верхом, на всех учеников их не хватало, сидели по три ученика за одной партой. Доски тоже были чёрные. Чуть позже мы увидели цветные карандаши.».

У учеников послевоенных лет с кем мне удалось встречаться самые стойкое впечатление осталось от ощущения холода в школе.

Зимой, а они в те годы были суровые, ученики и учителя в помещении школы сидели в тёплой одежде, платках, шапках, валенках. Печки топили сырыми дровами, которые заготавливались в Малогорском лесу. Заготавливали дрова школьные технички. На их плечи легла забота не только о заготовке дров, но и сена для школьной лошади, а также веников для уборки школы. Окна замерзали, от дыхания поднимался пар, чтобы чернила не замерзали, ученики согревали их своим дыханием. Но, несмотря на это, подчерк у большинства ребят вырабатывался красивым. Занятия в тёмное время суток, проходило при керосиновом освещении.

Питание, как учеников, так и учителей было скудное. Мешок картошки стоил 800 рублей - это была месячная зарплата учителя, но, несмотря на эти трудности, коллектив учителей работал дружно, а ученики с большим желанием тянулись к знаниям.

На первых порах в школе было много переростков, многие заканчивали 7 класс в 20 лет.

При школе был открыт интернат. Он разместился на втором этаже школы. Вызвано это было необходимостью, ведь в школу съезжались дети с отдалённых деревень, так как им не было возможности ежедневно возвращаться домой, автобусы в то время не ходили. (Приложение 8).

Большую помощь школе оказывал пришкольный участок, где сажали картофель, на отходах столовой интерната выращивали поросят. Хорошо служила школе лошадь по кличке Орлик, а когда он от старости он умер, ему на смену появился Мальчик. Ухаживал за лошадьми Иван Григорьевич Лукиных, бывший кавалерист. После ранения на фронте Иван Григорьевич прихрамывал, как прихрамывал и его и подопечный - Орлик. В те времена лошадь являлась единственным школьным транспортным средством, на котором директор мог ездить в РОНО на совещание и за зарплатой, навещать учеников. Она же помогала учителям во время посадки и уборки картофеля и других овощей, как с пришкольного участка, так и с личных огородов учителей. (Приложение)

Позднее в школе появилась машина-полуторка. Она была старая и разбитая, но все же очень выручала школу. В те годы из-за тяжёлых условий жизни была большая текучесть учительских кадров. Александр Степанович сумел отвоевать двухэтажный дом для учителей. Этот дом служил учительским семьям верой и правдой 17 лет, 1965 году был разобран на дрова. (Приложение 9).

1 сентября 1965 года Александр Степанович Андросов скончался. Он был похоронен на Ропшинском кладбище.

3.5 Не самые лучшие годы

Восстанавливая хронологическую карту школьной жизни, я пришла к неутешительному заключению. Самый трудный период в стабильности директорских кадров школа пережила в период с 1952 по 1963 годы. После Андросова А.С .бразды правления взяла учитель истории Александра Матвеевна Иванова. Постепенно жизнь учительского коллектива, несмотря на трудности, стала налаживаться. В Ропшу приезжают учительские семьи Игнатьевых, Зеленковых, Пoтатуриных, оставивших самые яркие воспоминания от своих учеников.

В 1956-57 учебном году директорское место занял Михайлов Петр Дмитриевич, словесник, хороший организатор, он много труда внес в строительство второго школьного здания.

Новый, 1962-63, учебный год принес большие перемены: новым директором стала Ефимова Татьяна Константиновна. Об этом периоде школьной в памяти учителей остались не очень приятные воспоминания. Вот как об этом пишется в воспоминаниях учителей: «Время директорства Татьяны Константиновны было обусловлено чередой каких-то конфликтов, которые постоянно заслушивались на заседаниях месткома. В конце года Ефимова В.К. подала заявление на уход с поста директора школы»..4

3.6. Новый директор. Новая школа.

На следующий 1966-67 учебный год место главы школы занял Харламов Борис Дмитриевич, который руководил школой до 1975 года. По образованию он был историк. Он оставил о себе самые добрые воспоминания. « Борис Дмитриевич внёс свежую струю в работу педагогического коллектива. Он был далек от консерватизма, чуток ко всему новому и по мере своих сил и возможностей старался внести это новое в жизнь школы. Принцип коллегиальности был положен основу руководства школой. Только после тщательного обсуждения за и против, принималось окончательное решение. Это были годы активного строительства социализма. Все школьные мероприятия проходили с уклоном, при тщательной подготовке и по согласованию комсомольской и партийной организациями, что повышало воспитательный эффект»-так о нем рассказала Васина Лилия Мироновна, работавшая при Борисе Дмитриевиче завучем.

Все виды линеек-рабочие, традициoнные, торжественные - имели свою структуру и соответствующим образом обставлялись. Большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию учащихся на примере героических дел старших поколений. У мемориальной доски по торжественным дням, происходили линейки с возложение венков, ученики бережно ухаживали за могилами погибших воинов. .

Ученики тех лет очень любили зимнюю игру «Зарница», подготовка к которой и её проведение было целым событием школы. Особым успехом, как у участников, так и у зрителей пользовалась художественная самодеятельность.

Мне удалось созвониться с дочерью Бориса Дмитриевича Ириной Борисовной и записать её воспоминания:

Папа очень любил Ропшу, он всегда говорил, что это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь.

В 1945 году, когда закончилась война, ему, кадровому офицеру было всего 27 лет. После окончания Политической Академии в Ленинграде ему предложили выбрать место дальнейшей службы: город в Австрии, где располагались тогда советские войска, город Кобулетти в Абхазии, и Ропшу. Ближе всего и, как оказалось навсегда, стала Ропша.

Я плохо помню папу в военной форме. В сорок лет он стал полностью гражданским человеком, выйдя в отставку в звании полковника, и став студентом исторического факультета ленинградского университета имени Жданов А.А., учился он на вечернем отделении.

Я помню его первый урок истории в нашем 7 классе. Дома я видела, как тщательно он готовился и очень переживал. Переживала за папу я и на уроке, говорил он очень хорошо, но научно и слишком серьёзно. Когда дома он с волнением спросил, как урок, я честно сказала, что всё было здорово, но никто ничего не понял. Он, конечно, расстроился, но после рассмеялся и сказал, что это был урок не для нас, а для него, потому что в нас семиклассниках он видел студентов. В дальнейшем папа, конечно, «исправился», но всё-таки ему всегда было легче со старшеклассниками, и в пору его директорства он вел историю лишь в старших классах.»

Здание школы, где мы сейчас учимся, было построено по инициативе Бориса Дмитриевича. Это стало делом всей его жизни, как и строительство дома для учителей . Сколько трудностей ему пришлось преодолеть помнят учителя-ветераны .А в нашем музее хранится памятный ключ, врученный Борису Дмитриевичу при открытии нового здания.( Приложение № 10)

3.7.Продолжатели новых традиций.

После смерти Харламова Бориса Дмитриевича в школе опять настала волна частой смены директоров, сделать это заключение мне позволили архивы школьного музея.

В 1976-77 году школой руководила Клименко Александра Павловна, по специальности - математик. По отзывам учителей, она была строгой, требовательной.

Жилина Алла Ивановна возглавила школу в 1978-80 годах. Помимо директорских обязанностей, она преподавала историю. Из школы Алла Ивановна перешла на работу в Ленинградский областной институт повышения квалификации.

С 1981-1987 год школой руководил Илюшечкин Владимир Петрович. При нем была заасфальтирована территория вокруг школы. Много внимания он уделял работе пришкольного участка, вокруг которого была установлена ограда. По специальности был историком.

Сменила Владимира Петровича , математик по образованию, Грищенко Ольга Baсильевна. Она проработала школе с 1987 по 1991 годы. При ней вся школа выходила на маевки к Малым горкам. Это, по сути, было продолжением традиции турслётов.

Из школы Ольга Васильевна перешла руководить Ломоносовским районным комитетом по образованию, а затем возглавила комитет по социальным вопросам.

С 1991 по 1993 годы, а это было начало перестройки, школу возглавил Леонов Анатолий Борисович. Он попытался создать на базе школы предприятие сельскохозяйственного назначения, получил в аренду от совхоза «Красносельский» землю в ведение школы. Ученики выращивали картофель и продавали его. Деньги шли на нужды школы

С 1993 по 1998 годы школой руководила Лазарева Нина Васильевна, филолог по образованию. Для школы это было очень трудное время. Котельная из-за необходимости хорошего ремонта плохо отапливала школу. Больших усилий директору стоило добиться частичного ремонта отопительной системы. Впервые школьные лестницы из ядовито-зеленых были окрашены в пастельные тона.

Особым периодом в жизни школы было руководство ею Ковальчук Надеждой Владимировной с 1998 по 2002 учебные годы. Она внесла в жизнь школы новую, творческую струю. Надежда Владимировна большое внимание уделяла освоению новых педагогических технологий. Благодаря её усилиям школьные кабинеты стали пополняться новой, современной мебелью. Столовая была оснащена белоснежными столами и стульями, а на сцене появились первые портьеры. Школьный краеведческий музей был переведён из неотапливаемого помещения в уютный кабинет на втором этаже.

Продолжательница новых начинаний в школе стала Смирнова Анна Игоревна, возглавившая школу после перевода Ковальчук Н.В. на должность директора детского дома в д. Лопухинке. За период работы Смирновой А.И. с 2002 по 2007 годы была продолжена работа по благоустройству школьной территории и оформлению, и озеленению школьных рекреаций. В этот период школьной жизни наше образовательное учреждение было названо «Школой года-2002 года». С присуждением этого звания школе была выделена денежная премия в размере одного миллиона рублей. Основная часть денег пошла на приобретение компьютеров, телевизоров, множительной техники и интерактивных досок.

Достигнутые школой успехи позволили школе стать экспериментальной площадкой ЛОИРО по теме: «Школа-цент формирования и развития социокультурной среды поселения».

С 2007 года школой руководит её выпускница, Разносчикова Светлана Владимировна. Она успешно продолжила работу по заявленному эксперименту. . На мой вопрос, что является главным в работе директора в наши дни, Светлана Владимировна сказала, что она видит в школе творческого учителя, профессионально и чётко ведущего ученика по дороге познания, живущего проблемами современной школы и содержания своей работы. «В нашем школьном доме у каждого ученика есть реальная возможность встретить своего Учителя, а Учителя - своего Ученика».

И это действительно так. Это мы, ученики ощущаем в каждом дне своей школьной жизни.

4.Заключение

Сегодня как никогда, повышается интерес людей к своему прошлому. Разыскиваются архивные материалы, собираются воспоминания очевидцев.

В ходе нашего исследования мы систематизировали все источники, начиная с рождения школы и заканчивая нашими днями. Благодаря воспоминаниям ветеранов педагогического труда, нынешних преподавателей и выпускников школы мы сумели проанализировать материал, имеющийся в музее, восстановить информацию о директорах школы, а также основные этапы ее развития. Завершая работу над исследованием, мы поняли, что задача каждого ученика и учителя школы состоит в сохранении истории, почитании славного прошлого и его преумножения.

В ходе исследования нам удалось:

  1. Найти, изучить и обобщить ценный архивный материал по истории создания нашей школы, хранящийся в школьном музее;

  2. Собрать и обобщить воспоминания учителей школы и бывших учеников;

  3. Систематизировать фотоматериал по основным этапам развития школы и представить в экспозициях школьного музея;

Таким образом, мы считаем, что поставленная цель и стоящие перед нами задачи были достигнуты и данная работа в дальнейшем может быть использована как в учебно- воспитательном процессе, так и работе школьного музея.В ходе исследовательской работы был проведен опрос учащихся школы.

В результате исследовательской работы мы установили, что :

  • С 1852 года – как начальная школа;

  • С С 1933 года – как семилетняя школа;

  • СС 1939 года – как средняя школа;

  • С С1954 года - как десятилетняя, а после реформирования - одиннадцатилетняя школа;

Список используемой литературы

1. Дужников Ю.А. Ропша. Историко-краеведческий очерк. ЛЕНИЗТАТ, 1973Сборник

2. Историко-документальный альманах. Выпуск 1. Ропша: XIX век – он как будто за тонкой стеной… Ропша, 2008 г.

3. Историко-документальный альманах. Выпуск 3. Ропша – наша маленькая Русь. Ропша, Первый класс, 2014

4.Исторический альманах .Народное образование в России. Москва, «Народное образование»,2000г.

3. Мой учитель: Рассказы. М.: Дет. лит., 1989.

4. «Школа радости», Ропша, 2002г.

Архивные документы

1.Архивы школьного музея, областной универсальной научной библиотеки;

2. Архивы семьи Потатуриных;

3. Архивы семьи Лихачевых;

Периодические издания

1.Подшивка газеты «Районный Вестник». Районная библиотека.

Интервью

1.Верещагин Герман Васильевич. Жизнь школы в 60-е годы/ беседовала Нестерова А..//2015 г.

2. Везико (Казакова) Нина. Выпуск 1969 г. О Харламове Б.Д. директоре школы / беседовала Нестерова А..//2015 г.

3. Васина Лилия Мироновна. О Харламове Б.Д. директоре школы / беседовала Нестерова А..//2015 г.

.4. Фомина Валентина Федоровна. Дети военной поры/ беседовала Нестерова А.//2016 г.

  1. Харламова И.Б. Об отце Харламове Б.Д./беседовала Нестерова Е./ 2016 г.

Приложения

Приложение № 1. Копия Именного Указа о дарении мызы Ропша императрице Александре Федоровне. Дело № 20 школьного музея

Приложение №2.Копия архивной справки об основании сельского училища в Ропше. Дело № 20 школьного музея.

Фото первого школьного здания. Дело № 20 школьного музея.

Приложение №3.Архивная справка ЦГИА ф.1205, оп.11, д.1617 об учреждении при церкви училища для обучения ропшинских детей. Дело № 20 школьного музея

Приложение № 4.Первый директор школы – Серов Кузьма Григорьевич. Документы школьного музея. Дело № 20

Копия свидетельства об окончании училища, выданного при директорстве Серова К.Г. Дело № 20 школьного музея.

Приложение № 5. Фото подарочной книги выпускника школы 1877 года Лихачева Степана Яковлевича. Экспозиция школьного музея «История школы»

Фото библии по которой учились ученики при директорстве Серова К.Г. Экспозиция школьного музея «История школы»

Приложение № 6. Фото первых школьных зданий. Дело № 12 школьного музея.

Приложение № 7. Фото учеников Ропшинской школы на занятиях в частном доме. 1945 год Дело № 20 школьного музея.

Фото довоенного школьного здания, при немцах в нем размещалось казино. Дело № 20 школьного музея

Приложение №8. Фотографии детей в школьном интернате. Дело № 20 школьного музея

Фото школьной лошади по кличке Орлик. Дело № 20 школьного музея

Фото первой школьной полуторки Дело № 20 школьного музея.

Приложение № 9. Фото учительского дома, выделенного для учителей по ходатайству директора школы Андросова Александра Степановича. Дело № 20 школьного музея.

Приложение№10 Фото директора школы Харламова Б.Д. При нем щкола переехала в новое здание. Дело № 20 школьного музея.

Большое внимание педагогический коллектив уделял проведению научно-практических конференций. Основной акцент делался на основные даты жизни Владимира Ильича Ленина. Фото преподавателей на учительской конференции. Дело № 20 школьного музея

 

«Ленин и охрана природы. биологии Данилова Е.Ф.»

 

 

«Ленин и новейшие достижения физики». Учитель физики Колмакова Л.Н.

«Ленин о трудовом политехническом обучении»

.

 

 

Ленин и детские и юношеские организации.

 

 

«Ленин и химия». Преподаватель химии Вергезова Е.А.

Народное образование в Ропше за годы советской власти. Учитель географии Смирнов М.А.

 

Приложение № 11 Фото директоров школы с послевоенного времени до настоящего. Дело№ 20 школьного музея

1

21 Статистический сборник С-Петербургской губернии. 1894 год2 там же

33 Архив школьного музея. Дело № 20

4 Архив школьного музея дело №20

29

Просмотров работы: 871