КОГДА-ТО В РОПШИНСКОМ ПАРКЕ…

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КОГДА-ТО В РОПШИНСКОМ ПАРКЕ…

Краснобаев А.Д. 1
1
Маркина Г.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Вступление. Уникальность Ропшинского парка.

«Искусство прекрасно, когда оно кажется природой, а природа удачна, когда искусство подчеркивает ее незаметно…»

Д. Аддисон

Эта работа стала продолжением моих исследований об оранжерейном искусстве садовников ропшинской усадьбы. Идею ее продолжения мне посоветовали члены жюри секции «культурное наследие» на Всероссийском конкурсе исследовательских работ в г. Москве. Работа оказалась для меня очень интересной. Ропша, в нашем районе - единственная загородная царская резиденция. Как отмечает Нонна Васильевна Мурашова кандидат искусствоведения, «уникальность Ропши состоит в том, что в ней на рубеже 18-19 веков полностью сменились не только планировка, но и характер парка. Регулярный уступил место пейзажному на всей площади парка. Во всех других царских резиденциях и вблизи столицы регулярные сады сохранились и даже специально планировались и в 19 веке на территориях, прилегающих к дворцовым постройкам.»1

Так родилась цель работы: «Проследить этапы преобразований Ропшинского парка».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

*Изучить архивные документы школьного музея;

*Изучить архивные документы и книжные источники ГМЗ «Петергоф»;

*Изучить архивные и графические документы ГМЗ «Гатчина»;

*Встретиться с членом Союза архитекторов России Мильчиком Михаилом Исаевичем;

*Ознакомиться с биографиями архитекторов, принимавших участие в обустройстве Ропшинского дворцово-паркового ансамбля;

*Выстроить хронологическую цепочку преобразований Ропшинского парка.

Объект исследования: Ропшинский парк

Предмет исследования: История Ропшинского парка

Методы исследования:

* Исследование;

* Анализ полученной информции;

* Интервьирование;

* Компьютерная обработка;

2. История зарождения Ропшинского парка

Свое исследование я, с моим руководителем, начал с изучения истории возникновения ропшинской усадьбы. И в самом начале нашей работы мне очень повезло. В ГМЗ «Петергоф» в научной библиотеке мне предоставили работы по спасению ропшинского дворца Михаила Исаевича Мильчика - историка искусства, архитектора-реставратора, члена Союза архитекторов России, зам. директора НИИ «Спецпроектреставрация». Начиная с 1980 года, он занимался составлением реставрационного плана и охранной зоны ропшинского дворцово-паркового ансамбля. И тогда у меня возникло желание встретиться. К великой моей радости эта встреча состоялась, она позволила ознакомиться со многими документами, хранящимися в домашнем архиве Михаила Исаевича и по-особому взглянуть на ход истории развития Ропшинского парка. До сих пор я нахожусь под впечатлением от этой встречи. (Приложение №1) В одной из своих работ Михаил Исаевич отмечает, что «начало дворцового строительства в Ропше совпадает с возникновением около новой столицы двух важнейших царских резиденций начала 18 века – Петергофа и Стрельны. Вода для парков должна была поступать от Кипенских и Ропшинских ключей. Надо полагать, что необходимость создания водовода, а также разработка плитного камня для пригородных дворцов и привела Петра Первого в эти места»2. Действительно, как указывается во многих источниках, внимание Петра Первого привлекли мощные подземные ключи, воду которых впоследствии провели к фонтанам Петергофа. Первоначально в Ропше находилась дача шведского генерала Гасфера, но«по завоеванию Ингерманландии Петр Великий построил в Ропше дворец в Голландском вкусе, существовавший до 1780 года»3. Он был построен на холме, вблизи церкви, там, где раньше находилась мыза генерала Гасфера. В книге историка-краеведа А. Дужникова приводится схема петровской усадьбы, сделанная с плана XVIII века. (Приложение №2)

Изучая принципы строительства усадеб того времени, я выяснил, что в первой четверти XVIII века, при них осуществлялась строгая регламентация. Это относилось как к облику самой постройки, так и планировке участка. По указу Петра I первым архитектором Петербурга Доменико Трезини был разработан «Проект образцовой усадьбы», а также издана петровская инструкция «О загородных домах и ассамблеях». Перечисленные выше документы относились к 20-м годам XVIII века. В «Проекте образцовой усадьбы» дворец размещался посередине, на продольной осевой линии – аллее, перед ним партер, в углах которого изображены парковые павильоны, соединенные между собой фигурной оградой с воротами «…затейливого рисунка цветочные клумбы возвышались над дорожками, посыпанными красной кирпичной крошкой. Скульптура дополняла оформление.»4.

Если обратиться к схеме ропшинской усадьбы, то можно утверждать что в общих чертах она напоминала планировку образцовых усадьб начала XVIII века. На ней изображено 14 усадебных построек, из которых, к сожалению, сохранилось только в полуразрушенном виде здание каменной церкви. (Приложение №3)

На схеме хорошо виден петровский дворец. Он стоит в центре прямоугольного двора. Своим фасадом дворец направлен на центральную аллею, которая переходит на старую дорогу в Петербург. Парк имел геометрически правильную планировку. Перед дворцом открывался квадратный двор 30х30 саженей, также виден сад, окружавший дворец. В инструкции « О загородных домах и ассамблеях» предписывалось «садить аллеи ольховые с малым внешним ровиком». И в настоящее время в районе Княжьей Горки встречаются ольховые посадки. Во многих участках местности они совпадают с контурами, которые окаймляли план петровской усадьбы. На плане хорошо видны контуры парка и парковых аллей – они прямолинейны. По сохранившемуся плану можно утверждать, что она имела ярко выраженные элементы регулярной планировки.

Мода на регулярные парки пришла к нам из Франции, несмотря на то , что первые регулярные парки зародились в Италии в эпоху Возрождения. То,что парк был регулярной постройки, подтверждает в своей работе и Михаил Исаевич, указывая, что «сад был регулярный, известный позднее как Казенный.Этот сад был окружен земляным валом и рвом.»5К, сожалению, вал и ров во время военных событий были разрушены, но частичные фрагменты остались.

Усадьба была предназначена для лечения минеральной водой из источника Иордань, который находился в мызе Ропша. Как раз вблизи этого источника и была расположена эта усадьба. Анализируя вышеназванные документы можно предположить, что усадьбы Петра I в Ропше могла стать эталоном, на основании которого давались рекомендации при строительстве других усадеб.

Дворец в указанном на схеме месте просуществовал до 1780 года и был разобран по причине обветшания. По сохранившейся схеме мне удалось определить место дворца в настоящее время. Сейчас здесь находится магазин «Стройудача», и только несколько старых кленов, возможно посаженных при въезде на территорию усадьбы, да руины разрушенной церкви, позволяют утверждать место существования первой царской усадьбы на территории Ропши. В нашем школьном музее хранится удивительный экспонат – макет купола ропшинской церкви, который, предположительно сделан руками самого Петра. (Приложение№ 4)Как пишется в книге Дужникова Ю.А., «царь в этот период очень увлекался резьбой по дереву». Об увлечении Петра резьбой по дереву говорится и в работе К.В. Панкратовой «История ропшинской усадьбы», где имеется вот такая ссылка: « часть обстановки дворца – шкаф орехового дерева и две зеркальные рамы, украшенные резьбой, были сделаны Петром I»6.

3. …«План собственного ея императорского величества села Ропша»

Шло время. Менялись хозяева усадьбы. Первые преобразования произошли при вице- канцлере Головкине Михаиле Гавриловиче в 1725 году, когда тот на новом месте начинает строить дом, но уже в отличие от Петра, каменный. В перестройку усадебного дома вполне мог быть привлечён Еропкин П.М. «Это предположение, впервые выдвинутое Ю.А.Дужниковым, основано не только на близости архитектора с владельцем Михаилом Гавриловичем Головкиным, но и на надписи на чертеже из архива Головкиных. « Архитектурный ученик Иван Андреев, крепостной служитель графа Головкина, и в доме оного Головкина обучен архитектором Еропкиным по части архитектуры»7. Биографию архитектора и его заслуги я подробно описываю в работе « Ропшинских садов творцы».

В это время отечественное паркостроение было в расцвете. В период преобразования ропшинской усадьбы Еропкин П.М. выровнял склон и устроил большую насыпную террасу. «На ней с западной стороны дома в дерновых квадратах высадили серебристые ели, стриженные в виде пирамид, а на восточной пониженной стороне построили оранжереи»8 Вблизи дома был разбит регулярный парк. По описанию этот парк был дополнен сложным рисунком цветника-лабиринта, видовой земляной террасой с каскадами и каналами.

Но, многому из задуманного архитектору осуществить не удалось. Выступив против засилья немцев, при Анне Иоановне, он был казнен. Не менее трагичной стала судьба и Головкина М.Г. В 1741 году он, как противник политики Елизаветы Петровны, был сослан в Сибирь.

В 1742 году Ропша переходит в собственность казны, и Ропша стала загородной резиденцией императрицы. В 1748 году она поручает известному архитектору Франческо Бартоломео Расстрелли составить ее новый план по преобразованию. «В протоколе Канцелярии от строений слушала доношение обер-архитектора графа де-Растреллия, поданное сего июня 15 дня, коим он объявляет: ее императорское величество изустно соизволила ему указать в Роп-мызе для осмотрения места быть и учинить новому строению чертежи. И хотя для осмотрения в упомянотуй Роп-мызе старого строения имеет быть, но надлежит Роп-мызы снять план.»(сноска Дворцово-парковый ансамбль «Ропша» Russia|Leningrad|Kipeh|)«По композиции он стал напоминать Большой дворец в Петергофе»9.

В архиве Мильчика М.И. хранится копия плана реконструкции ропшинского дворца архитектором Ф.Б.Растрелли. (Приложение№ 5) Замысел Растрелли был поистине грандиозным. Дворцово-парковый комплекс был вытянут на полтора километра с запада на восток, и располагался на трех природных террасах. На верхней - располагалась Княжья горка, на средней – Зверинец и Верхний парк, а на нижней – Нижний парк с прудами.

По его проекту центральное место занимает дворцовый комплекс. Как видно на схеме, действительно к центральному дому были пристроены по обеим сторонам еще два корпуса, а к ним – одноэтажные галереи, заканчивающиеся высокими павильонами. Фасад дворца был оформлен в стиле русского барокко. По обеим сторонам дворцового комплекса создаются Верхний и Нижний сады.

Главная архитектурная постройка подчеркивалась высокой террасой. А также планировкой Нижнего сада. Нижний парк, как это видно на схеме, был регулярным, партерным, прямоугольным. Его ширина повторяла протяженность главного фасада. На схеме четко видны продольные и поперечные аллеи. Они делят парк на двенадцать прямоугольников. Кроме того, на прямоугольную планировку еще ложится и лучевая. Она пересекает прямоугольники. Эти лучи историк Свиньин П.П. назвал «звездообразными аллеями из испанских лип» И, сейчас, прогуливаясь по парку, можно видеть заросли низкорослых кустарников, некогда составляющих границу Нижнего сада, а также полуразрушенные остатки валов. Весь участок был обнесен оградой. Фрагмент ограды хранится в нашем школьном музее. (Приложение№ 6). В нижнем саду находились три оранжереи.

Вдольаллеи Нижнего парка были посажены испанские липы, когда их кроны подстригали, то придавали формы пирамид, кубов, шаров. Украшением парков были ручьи, каскады, мостики.

На копии плана хорошо видны два пруда, расположенные с северной и южной сторон парка. Талантливый архитектор очень умело использовал для этого особенности ропшинского рельефа. В данном случае мы видим Северный пруд, который уже существовал, а с южной стороны для симметрии он еще только планируется.

По замыслу архитектора и планируемые пруды и невысокая зелень должны были открывать вид на весь фасад здания. Это должно было придавать ему«импозантность и значительность»10.

Большие преобразования архитектором были задуманы и в отношении Верхнего сада. Его ширина должна была превышать протяженность террасы в два раза… «Покатость склона, неровность рельефа к западу от нее представляла некоторую лишь созданием нескольких уступов на разных уровнях»11. Четко на плане виден знаменитый источник «Иордань», возле которого запланирован прямоугольный пруд, а севернее еще один.

В работе Панкратовой К.В. также имеется ссылка на «План собственного ея императорского величества села Ропша», который был разработан архитектором. В тексте подтверждается, что «на плане видно, что западный прямоугольный партер предполагалось обнести оградой, декоративным кустарником и восемью «гостевыми флигелями». Еще четыре каменных флигеля были построены внутри собственного садика. Западнее Собственного садика был разбит Верхний парк. Прямоугольные газоны, четыре канала, цветники, аллеи украшали его». Верхний сад за каналом разделялся сетью прямых аллей на 16 квадратов, каждый площадью 90 на 90. Каналы и водоемы окружали дворец со всех сторон.

Западнее Верхнего парка Растрелли запланировал Зверинец. Его обнесли оградой и 26 гостевыми флигелями, из окон которых можно было наблюдать диких животных из разных мест.

Для удобства стрельбы во время охоты территорию Зверинца поделили 10 прямыми аллеями на 16 квадратов. От дворца до западной ограды была проложена центральная аллея – через Собственный садик, Верхний парк и Зверинец»12.

По утверждению очевидцев дворцовая Ропша тех времен была одной из красивейших пригородных императорских резиденций. В ропшинских прудах для императрицы, увлекавшейся рыбной ловлей, разводили рыбу. Для угождения Елизавете Петровне любившей еще и поохотиться в густые еловые и лиственные леса были специально завезены олени.

В школьном музее нашей школы хранится копия гравюры с рисунком известного архитектора Джакомо Кваренги. (Приложение № 7) Он был еще и блестящим художником, а потому часто выезжал для рисования построек с натуры. Рисунок ропшинского дворца был выполнен между 1780 годом и 1785 –м. Именно в эти годы дворец получил другое оформление. Как видно из рисунка, в центре изображены палаты Головкина, а перед палатами – прямоугольная терраса с балюстрадой и три лестницы, ведущие в Нижний парк. Западнее палат видны деревья Верхнего парка.

К, сожалению, осуществить свой план полностью, талантливый архитектор не сумел. Началась Семилетняя война.

4. … « Я ныне до безумия люблю английские сады…»

Пейзажное паркостроение приходит на смену регулярному. Это происходит во время правления Екатерины Великой. В письме к Вольтеру она писала: «Я ныне люблю до безумия английские сады, кривые дорожки. Отлогие холмы, озерам подобные пруды, архипелаги на твердой земле, а к прямым дорожкам, однообразным аллеям чувствую великое отвращение. Фонтанов также не могу терпеть: они заставляют воду принимать такое течение, которое не сообразно природе; статуям же, по мнению моему, пристойно быть заключенным в галереях и прочим сим подобным местам, короче сказать, над садовничеством моим совершенно владычествует английский вкус».13

Императрица заводит порядки пейзажного садоводства в России. Новые веяния в устройстве ропшинского дворцово-паркового ансамбля происходят после всем известных политических событий, когда в ропшинском дворце трагически оборвалась жизнь императора Петра III . Вскоре, императрица Екатерина Вторая, жалует «Мызу Ропшу с принадлежностями генералу-поручику Григорию Орлову в вечное потомственное владение»14. Но, к сожалению, как отмечают историки, граф имение «не залюбил» и Ропшинский парк приходит в большее запустение. Пруды и каналы затянуло тиной, на месте цветников и дорожек появились заросли ольхи и бурьяна. Регулярный парк погиб.

В тот период, а точнее в 1795 году Ропшу покупает у родственников умершего Орлова И. Лазарев. Этот исторический период подробно мною описан в предыдущей работе.15 Как раз в это время в окрестностях Петербурга начали возникать английские парки, которые напоминали естественный пейзаж.

Новый хозяин ропшинской усадьбы учитывает вкусы императрицы, которая была частой гостьей у нового владельца усадьбы. Для реконструкции ропшинского имения он приглашает знаменитого инженера Григория Ивановича Энгельмана, который разрабатывает проект переустройства парка в новом для того времени стиле – пейзажном, или как его по - другому называют – английском. «План, поданный Энгельманом, по всем частям деревенской экономии, как-то: усовершенствовании земледелия, разведения лесов, устроении плотин, зданий, разбитии парков и садов в новом Английском вкусе, тогда еще мало известном в России, но уже пленявшем своими красотами и близостью к натуре, чрезвычайно понравился новому помещику, одобрен был всеми знатоками, которым он показывал и заслужил благоволение от Великого Князя.»16 Существует версия , что Энгельман., используя план своего предшественника, внес изменения в созданный Растрелли регулярный парк, изменив его на пейзажный. Эту версию поддержал и кандидат искусствоведения Мильчик Михаил Исаевич. Во всех источниках, которые я изучал, отмечается удивительная фантазия Энгельмана в создании изрезанной западной линии берегов Большого пруда. Он так усложнил эту линию, что окинуть ее целиком с любой точки парка было невозможно. «Запруды, заливы, протоки образовывали мысы разнообразной формы. Эти прихотливые изгибы позволили создать множество пейзажей. Украшением парка стали мосты.» Для ведения работ в парке был приглашен садовый мастер Томас Грей. Он по плану Г. Энгельмана создает в Ропше великолепный пейзажный парк с системой водоемов и каскадов. Подтверждение этому я нашел в документах нашего музея, представленных в зарисовках местного жителя Стригутского. (приложение № 8) По берегам пруда высадил декоративные группы деревьев с учетом их колористики в разные времена года. В основном, это были дубы, липы, клены, ясени, вязы, березы, лиственницы, белые липы. «Всего в то время в Ропше насчитывалось свыше 40 разновидностей деревьев и кустарников»17.

В нижнем парке садовник устроил зеленый луг в виде буленгрина, т.е. понижения поверхности зеленого партера. Такое открытое пространство можно было встретить только в английских парках, а в России это было сделано Греем впервые. «По сторонам буленгрина были высажены деревья, так что вид открывался только на центральную часть дворца. По периметру буленгрин огибала дорожка, приводившая к Большому пруду, названному в честь Лазарева Ивановским».18

Завершением паркового строительства можно считать сооружение еще одного пруда, получившего название Артемьевского в честь сына Лазарева Артемия Ивановича. Этот пруд был вырыт напротив Нижнего парка и Ивановского пруда. Каналом Артемьевский пруд соединялся с Иорданью, а протоками – с рекой Стрелкой. При площади всего парка 66 га, плошадь прудов составляла 25 га. Свое питание пруды получали из мощного источника Иордань и других, менее сильных родников, находящихся на территории парка. В нашем музее хранится фотография памятника лошади. В настоящее время памятник разрушен и о его существовании напоминает лишь эта фотография. (Приложение № 9)

В феврале 1801 года ропшинское поместье переходит Павлу Первому. Однако владел им император недолго. Как известно, через несколько недель после покупки его постигла участь отца – смерть в Михайловском замке.

5. Парк шепчет: «Вскоре я не буду…, но я ведь жил – была моя пора…»

Во время царствования императора Александра I мыза Ропша находилась в ведении Кабинета его императорского величества. За парком и строениями велся тщательный уход. Были завершены все работы по парку, задуманные Энгельманом.

В 1826 году император Николай I дарит Ропшу своей супруге Александре Федоровне. В этот период архитектор Эдуард Львович Ган параллельно с работами в Петергофе, приступает к работам в ропшинском дворцово-парковом ансамбле. Уже в 1853 году он снял с натуры «Генеральный план мызы Ропша» и приступил к реставрации и перестройке дворцовых помещений, большое внимание было уделено поддержанию гидротехнических сооружений парка. За Артемьевским прудом были проложены дорожки, устроены каскад и водопад. Но, к сожалению, плану реконструкции дворцово-паркового ансамбля, разработанному Ганом, также не удалось осуществиться по причине его большой загрузки над Петергофскими проектами. (Приложение № 10)

В период правления императора Александра II под руководством архитектора Резанова Александра Ивановича заново построен на месте старого большой каскадный водопад под названием «Рушник». В музее нашей школы хранится фотография этого каскада. (Приложение №11).Все гидротехнические работы проводил его ученик Есаулов В.С.

Начались события 1917 года, вскоре советское правительство национализировало Ропшинское имение. Во дворце разместился санаторий, а парк стал местом отдыха трудящихся. За территорией парка следили как работники санатория, так и лесничие Глуховского парка-лесхоза. Более подробные сведения об этом периоде отсутствуют. Работник парка-лесхоза того времени Пелих В.И. в своих воспоминаниях отмечал, что рабочие проводили большую работу по сохранению зеленого массива.

Большие разрушения дворцово-парковому ансамблю нанесла фашистская оккупация. Изучая страницы военного прошлого Ропши и встречаясь с ветеранами поселения, я узнал, что зеленому массиву парка был причинен значительный ущерб, пострадала и планировка парка. Часть парка немцы успели заминировать, чудом не пострадало здание дворца, в котором находился немецкий штаб.

В архиве ропшинской волости я нашел ссылку на « ПостановлениеСовета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР « дворец со службами и парком (18-19 века)» и здание бумажной фабрики (1788-1794 г.г.) в поселке Ропша взяты под охрану государства, как памятника государственного назначения».

В архивах школьного музея хранится последняя схема плана реставрации ропшинского парка. Она датирована 1968 годом и имеется сноска, что в парке проводятся реставрационные работы. (Приложение № 12) В эти годы за парком ухаживали военные, чья воинская часть стояла в Ропше. После перевода воинской части на Валдай, парк постепенно приходил в упадок. В 80-90-х годах работы были остановлены. Началась перестройка

В 1989 год дворцово-парковый ансамбль Ропши внесен в перечень памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

6. … «Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что в них было…».

Время жестоко распорядилось над судьбой ропшинского парка. Конечно, он был значительно меньше других парков, принадлежащих «великолепным дворцово-парковым ансамблям Петергофа, Пушкина, Ораниенбаума, Гатчины. В нем нет ни регулярных садов, ни парковых павильонов. Осталась только красота пейзажей, как будто созданных самой природой».19 Но уютный дворцово-парковый ансамбль занимал особое место среди загородных ансамблей и использовался не для проведения торжеств, а для отдыха членов императорской семьи .Об этом свидетельствуют фотографии членов последней царской семьи, находящейся на отдыхе в Ропше. (Приложение № 13)

Сегодня от былого величия усадьбы не осталось практически и следа. Пришел в запустение и дворцовый пейзажный парк. Все еще стоят вдоль зарастающих кустарником аллей вековые дубы-великаны, быть может, посаженные еще самим Петром Великим. Ропшинский парк болен. Огромные лиственницы, ясени и вязы обезображены горелыми дуплами. Старые дубы и липы треснули изнутри. Некоторые деревья пробиты молнией. На дамбах между прудами сохранились шлюзы, но они совершенно испорчены, забиты мусором. Без регулярной прочистки озер, прудов и каналов местность постепенно заболачивается, возвращаясь в исходное дикое состояние И для такого заключения уже не нужны выводы экспертов, эти факты видны и невооруженным взглядом посетителя парка. (Приложение № 14)

Но весь дворцово-парковый ансамбль живет надеждой. В 2015 году принято решение о передаче ропшинского дворца в ведение ГМЗ «Петергоф». Свою лепту в принятие этого решения приняли и члены нашего музея. В письме Президенту РФ Путину В.В. мы собирали подписи местных жителей в защиту от разрушения дворца и гибели парка и получили ответ с резолюцией Президента на его восстановление. (Приложение № 15). О том, что сотрудники ГМЗ «Петергоф» обратили внимание на удручающее состояние парка можно судить по работам с многовековыми дубами. Те деревья, что еще можно спасти, обнесены заграждениями, опасные деревья удаляются с парковой территории. Последний владелец парка - Русско –Высоцкая птицефабрика ничего не сделала для сохранения дворцово- паркового ансамбля .Во дворце происходит пожар, парк приходит в запустение. Это были годы перестройки. И сколько с тех пор накопилось в парке мусора! Залежи! И все работы по его расчистке проводят сотрудники ГМЗ «Петергоф». Идет вывозка мусора и обследование гидросистем, вырезка диких кустарников, воссоздаются прогулочные аллеи, однако «выявлена другая проблема – нарушение гидролокации парка. Оказалось, что иссяк источник, который питал знаменитые ропшинские каскады».20

В ходе исследовательской работы мы обращались в архивы двух музеев – ГМЗ «Петергоф» и ГМЗ «Гатчина». Ответы нас не порадовали. В Петергофском - планов по ропшинскому дворцу не оказалось, а в Гатчинском предложили обратиться к книге О.Петровой «Архитектурная графика XVIII века», в которой представлены графические схемы ропшинского парка.

Я очень благодарен содействию в нашей работе Мильчика Михаила Исаевича. Благодаря его помощи удалось подробно ознакомиться со многими документами, в том числе и копией схемы Растрелли, получить книгу Петровой О. «Архитектурная графика XVIII века». К его большому огорчению, материалы, собранные им в течение 30 лет по ропшинскому дворцово-парковому ансамблю оказались не востребованными.

Изучая материалы истории ропшинского парка, я пришел к грустному выводу: ни один из разработанных планов по переустройству ропшинского дворцово-паркового ансамбля не был исполнен до конца. И главными причинами были происходившие в то время политические события. В настоящее время все реконструкционные работы по восстановлению ропшинского дворцово-паркового ансамбля приостановлены из-за недостаточности финансирования. Эта информация прозвучала на Ленинградском областном телевидении в новостной рубрике и в публикации Ломоносовского районного Вестника от 9 ноября 2015 года. (Приложение № 16).

По распоряжению председателя правительства Дмитрия Медведева от 17 октября 2015 года 3 2082-р «В перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России включены выявленные объекты культурного наследия, входящие в состав памятников федерального значения в разделе «Ленинградская область» включен «Дворец со службами и парком.» пос.Ропша.

Порадовала встреча в ноябре 2015 года с членом общественной палаты Ленинградской области Строевым Николаем Николаевиче. Он занимается ревизией объектов культурного наследия. При прохождении такой проверки подтвержден статус ропшинского дворцово-паркового ансамбля как объекта культурного наследия ЮНЕСКО.

Не знаю, как скоро произойдет реставрация ропшинского дворцово-паркового ансамбля и какой стиль паркоустройства выберут ландшафтные архитекторы, главное, что у парка есть надежда на новую жизнь.

Результаты своей работы я объединил в ниже прилагаемой таблице:

Фамилии

паркоустроителей

Владельцы

Усадьбы

Стиль

Парка

Выявленные

документы

Источники

неизвестен

Император Петр I

Регулярный

Схема петровской усадьбы

*Дужников Ю.А. Ропша. Лениздат, 1973 год

Еропкин

Петр Михайлович

Головкин

Михаил Гаврилович

Регулярный

По описанию из книжных источников

*Мурашова Н.В. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии, Блиц, 2015 год

Франческо Бартоломео Растрелли

Императрица Елизавета Петровна

Регулярный

расширена территория парка, добавлены пруды

Копия плана реконструкции парка

*Архив Мильчик М.И.,

*Петрова О.В. Архитектурная графика 18 века из собрания Гатчинского дворца

Энгельман Григорий Иванович

Лазарев Иван Лазаревич и Император Павел I 1754-1801

Пейзажный

По описанию из книжных источников

*Дужников Ю.А. Ропша. Лениздат, 1973 год

Резанов Александр Иванович

Есаулов В.С.

Император Александр 2

Пейзажный

 

Документы из архива ропшинского поселения

Ган Эдуард Львович

Императоры Николай I

Императрица Александра Федоровна

и Александр III

Пейзажный

Копия пейзажного сада и текстовое описание в периодической печати

*Интернет ресурс , *Панкратова К.В. История ропшинской усадьбы. Невское время, 2003 год

Не было

Воинская часть

Химиков

Русско-Высоцкая птицефабрика

Сохранен пейзажный

План реставрационных работ 1967-68 г.г.

*Дело №

Школьного музея, воспоминания местных жителей

2015 год

ГМЗ «Петергоф»

Пейзажный, но в запущенном состоянии

Фотодокументы

автора

*Статья в газете «Ломоносовский районный вестник» от 9 ноября 2015 года

Постановление Правительства РФ №

Список используемой литературы

  1. Дубяго Т.Б. Русские регулярные сады и парки. Ленинград, 1963 г.

  2. Дужников Ю.А. Ропша. Лениздат, 1967г.

  3. Дужников Ю.А. Ропша. Лениздат, 1973г.

  4. Коршунова М.Ф. Джакомо Кваренги. Лениздат, 1977 г.

  5. Ленинградская область: Знаете ли вы?СПб.: Паритетт, 2007 г.

  6. Мильчик М.И. Ропшинский дворец – забытый памятник архитектуры.

  7. Моня В.С. Ропша.- ИПК «Вести» С.-Пб, 2006г.

  8. Мурашова Н.В.,Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии.- Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, С.-Пб, 199

  9. Мурашова Н.В.,Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии.- Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, С.-Пб, 2015

  10. Панкратова К.В.История ропшинской усадьбы № 6(15) 2003

  11. Пушкарев И. Краткое историческое описание Санкт-Петербургской губернии. -1845г.

  12. Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга.- Лениздат, 1996г.

  13. Петрова О.В Архитектурная графика первой половины 18 века из собрания Гатчинского дворца. СПб.: Галерея, 2009г.

  14. Чекмарев В.М. Влияние английской художественной культуры на становление и развитие русского адово-паркового искусства до середины 19 века. Т.2-Москва. 2015г.

Список периодических изданий

1.Газета «Отечественные записки» № 10 от февраля 1821 года.

2.Иллюстрированная газета № 9 от 27 февраля 1869 года.

3.Газета «Ломоносовский Районный Вестник» №9 от 9 ноября 2015 года

Список источников:

Изобразительные:

  1. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ. Фотография «Памятник лошади». 1913 год. Экспозиция «Ропшинский парк». Дело № 16

  2. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ. Фотография «Царский фазанник». 1913 год. Экспозиция «Ропшинский парк». Дело № 16

  3. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ. Фотография «Большой каскад «Рушник». 1912 год. Экспозиция «Ропшинский парк». Дело № 16

  4. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ. Копия гравюры архитектора Джакомо Кваренги «Ропшинский дворец XVIII век ». Экспозиция «Виды Ропшинского дворцово – паркового ансамбля». Дело № 20

  5. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ. Схематичный рисунок местного жителя Ропши Стригуцкого «Мостик у Артемьевского пруда». 1913 год. Экспозиция «Ропшинский парк» .Дело №16

  6. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ. Копия схемы усадьбы Петра I. XVIII век. Экспозиция «Виды Ропшинского дворцово – паркового ансамбля». Дело № 20

  7. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ. Копия плана архитектора Ф.Б. Растрелли. XVIII век. Экспозиция «Виды Ропшинского дворцово – паркового ансамбля». Дело № 20

  8. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ. Копия плана архитектора Э.Л. Гана. XIX век. Экспозиция «Виды Ропшинского дворцово – паркового ансамбля». Дело № 20

  9. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ. Копия плана реставрационных работ в Ропшинском парке. XX век. Экспозиция «Виды Ропшинского дворцово – паркового ансамбля». Дело № 20

  10. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ. Копия карты объектов культурного наследия ЮНЕСКО. XXI век. Экспозиция «Ропшинский парк». Дело № 16

Письменные:

  1. Постановление Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР». № 1327 от 30 августа 1960 года . Архив Ропшинской волости.

  2. Распоряение Председателя Правительства Д. А Медведева № 2082-р от 17 октября 2015 года. « Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 759-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 23, ст. 2856; 2010, № 25, ст. 3204; № 50, ст. 6746; 2011, № 22, ст. 3173; № 25, ст. 3647; № 48, ст. 6981; 2012, № 51, ст. 7279; 2013, № 23, ст. 2965; 2014, № 4, ст. 398; № 33, ст. 4627; 2015, № 2, ст. 549).

  3. Переписка с ГМЗ «Петергоф». Май - сентябрь 2015 год.

  4. Переписка с ГМЗ «Гатчина». Май - ноябрь 2015 год.

Архивные:

  1. Школьный краеведческий музей МОУ Ропшинская СОШ. Дело №16, №20.

  2. Ропшинская поселковая библиотека. Газетный архив.

  3. Мильчик М.И.Семейный архив.

  4. Областная универсальная научная библиотека. Отдел картографии.

  5. Администрация Ропшинской волости. Архив.

  6. Пелих В.И. Семейный архив.

Интернет ресурсы:

  1. http://archive.is/fm6My. 24.04.2015г.

  2. http://oldsp.ru/old/photo/view/11228. 03.05.2015г.

  3. http://www.hist.msu.ru/Science/Disser/Chekmarev-3.pdf. 16.06.2015г.

  4. http://www.aroundspb.ru/guide/northeast/bogoslovka/. 26.08.2015г.

  5. http://www.mirpeterburga.ru/online/history/archive/15/history_spb_15_54-62.pdf. 06.11.2015г.

Словарь терминов

Терраса – горизонтальная или слегка наклонная площадка естественного происхождения или искусственно устроенная. Образующая уступ на склоне местности вдоль оврагов.

Первая Собственная Ее императорского Величества Канцелярия – учреждение, состоявшее в личном ведении государя.

Каскад – многоступенчатое сооружение из камня, служащее для ниспадания струй воды на месте быстротоков естественных речек и ручье. А также на путях искусственных водотоков с последовательного ряда мелких террас.

Массив – большие участки парка, состоящие из деревьев и кустарников, горизонтальной или вертикальной сомкнутости

Мыза – во времена шведского владычества единица административного деления Ингерманландии, в начале 18 века после ее возвращения России, соответствует волости, позже – сельскохозяйственная усадьба.

Английский парк - облагороженный лес, в котором нет места хаосу, но и не наблюдается нарочитой искусственности.

Партер – декоративная открытая композиция из низких растений в горизонтальной плоскости, характеризуется строгостью линий и форм

Казенный сад – принадлежащий государственной казне

Вал – длинная земляная насыпь; Ров –длинное, с высокими откосами углубление в земле;

Регулярный парк - парк с геометрически правильной планировкой

Усадьба - комплекс жилых, парковых и др. остроек, составляющих одно хозяйственное и архитектурное целое;

Регламентация - установление правил, регламентирующих какую-либо. деятельность.

Обер-архитектор - часть слов немецкого происхождения, имеющая значение «верхний». Часто используется в названиях географических объектов). Кроме того, в значении «старший», «главный» используется и в других немецких словах, таких как обер-бургомистр, обер-лейтенант (рус. Старший лейтенант), обер-гофмаршал, обер-прокурор и др.

Зверинец - место, где в клетках содержат зверей для показа

Генерал-поручик - генеральское звание, соответствующее званию генерал-лейтенанта (в Российском государстве XVIII в.). Лицо, имевшее такое звание.

Кабинет ЕгоИмператорскогоВеличества - государственное учреждение Российской империи в 1704-27, 1741-1917.

Именной указатель

Александр I Павлович (1777-1825) – император с 1801 г.

Александра Федоровна (1798-18660) – урожденная прусская принцесса Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина, дочь прусского короля Фридриха Вильгельма 3, императрица с 1825 года, жена Николая I стр. 9

Анна Иоановна (1693-1740) – вторая дочь царя Иоанна Алексеевича, с 1710 г. жена курляндкого герцога Фридриха Вильгельма, с 1730 г. императрица

Ган Евграф Львович - архитектор

Головкин Гавриил Иванович (1660-1734) - стольник, постельничий, канцлер, президент Посольского приказа в 1706-1709 г.г., член Верховного тайного совета в 1726-1730 г.г.

Головкин Михаил Гаврилович (1699-1754) – граф, вице-канцлер, кабинет-министр при Анне Леопольдовне

Грей Томас (1756-1840) – садовник. Выходец из Англии

Дужников Юрий Ананьевич – писатель-краевед

Екатерина !! Алексеевна (1729-1796) урожд. София Фредерика Августа принцесса Ангальт-Цербская, жена Петра 3, императрица с 1762 года

Елизавета Петровна (1709-1761) – дочь Петра 1, императрица с 1741г.

Еропкин Петр Михайлович (1889-1740) – архитектор, градостроитель, участник «дела Волынского», казнен

Кваренги Джакомо (1744-1817) выдающийся архитектор эпохи классизизма, в России с 1780 года

Лазарев Иван Лазаревич (1735-1810)– придворный ювелир, основатель Лазаревского института восточных языков в Москве стр. 5

Мильчик М.И.кандидат искусствоведения, профессор, член Союза архитекторов России

Мурашова Н.В. – кандидат искусствоведения, автор многочисленных публикаций. Участник проектирования лесопарков и пригородов Ленинграда. Возглавляла проектную группу по восстановлению парковых ландшафтов в Ленинградской области.

Николай I Павлович (1796-1855) – сын Павла I, император с 1825 года

Николай II Александрович (1868-1918) – последний российский император в 1894-1917 г.г., старший сын Александра III, убит о всей семьей в Екатеринбурге стр. 10

Орлов Григорий Григорьевич (1734-1783) – князь, камергер. Генерал-фельдцеймейстер, один из руководителей переворота 1762 года, первый президент Вольного экономического общества, фаворит Екатерины 2

Петр I Алексеевич (1672-1725) - русский царь с 1682г., правил вместе с братом Иоанном, с 1696 г. правил единодержавно, с 1721 года император

Петр 3 Федорович (1728-1762) - император с 1761 года, сын старшей дочери Петра 1 Анны Петровны, свергнут в результате дворцового переворота 1762 гю, убит в Ропше

Пушкарев Иван Ильич. (1803 — 1848, — российский историк, краевед и статистик. Из дворянской семьи, родился в Симбирске. Воспитывался в местной гимназии и в 1823 году поступил на службу в симбирский Совестный суд.

Пыляев Михаил Иванович (1842-1890) — русский писатель и журналист, собиравший занимательные истории и анекдоты о петербургской жизни XVIII и начала XIX вв.

Свиньин Павел Петрович (1787-1839) – писатель, историк, издатель

Энгельман Григорий Иванович инженер, паркостроитель, садовод

Чекмарев Владимир Михайлович – ст. доктор искусствоведения

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1. Мильчик Михаил Исаевич с автором.

Историк искусства, архитектор-реставратор. Кандидат искусствоведения, профессор. Член Союза архитекторов России.Заместитель директора НИИ «Спецпроектреставрация», ведущий научный сотрудник НИИ теории архитектуры и градостроительства. Преподает в Санкт-Петербургском архитектурном университете.Заместитель директора Петербургского НИИ «Спецпроектреставрация», член Советов по сохранению культурного наследия Министерства культуры РФ и Правительства С.-Петербурга.

Родился в 1934 г. в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург), где закончил педагогический институт и аспирантуру Академии художеств. В 1956-1965 гг. работал учителем истории. С начала 1960-х гг. М.И.Мильчик изучает русское деревянное зодчество, особое внимание уделяя письменным и изобразительным источникам. Им опубликованы несколько десятков порядных грамот ХVII—ХVIII вв.— строительных договоров плотников, и икон с изображениями северных монастырей и церквей.

При непосредственном участии М.И.Мильчика разработаны и частично осуществлены проекты реставрации древнерусских крепостей и Успенского монастыря в Тихвине. В последние годы руководит проведением историко-культурных экспертиз по архитектурным памятникам Петербурга, выступает как эксперт по вопросам сохранения культурного наследия северной столицы. В книге «Деревянная архитектура Русского Севера. Страницы истории» (в соавторстве с Ю.С.Ушаковым, 1981) им впервые сделана попытка представить в графических реконструкциях исчезнувшие памятники деревянной архитектуры, а в книге «Первые ворота Российского государства» (в соавторстве с Л.Д.Поповой, 2002) также впервые дана развернутая картина градостроительной и архитектурной истории Архангельска и Холмогор.

М.М.Мильчик — автор более двухсот публикаций, среди которых работы о древнерусских крепостях, каменных храмах, архитектурном пейзаже древнерусских икон, росписях крестьянских домов. Он является составителем и научным редактором архитектурно-реставрационного каталога памятников Новгорода и Новгородской области (2008) — первого опыта подобного рода изданий.

Двадцать статей и одна книга опубликованы им за рубежом.В последние годы М.М.Мальчик часто выступает как эксперт по вопросам охраны памятников и реставрации. В течение 30 лет занимался составлением реставрационного плана и охранной зоны Ропшинского дворца.

Приложение № 2. План усадьбы Петра I. Ю. А. Дужникова «Ропша» Лениздат, 1967г. стр. 15.

Приложение № 3. Вид ропшинской церкви в начале 18 века. Фото из архивов школьного музея. Дело № 12

Современный вид церкви на Княжьей Горке. Фото автора.

Приложение № 4. Макет купола ропшинской церкви, предположительно сделанный руками Петра I.

Хранится в школьном музее на экспозиции «Храмы Ропшинской волости»

Портрет Петра I. Поль Деларош (1838)

Приложение № 5. План дворца и садов начала 1750-х годов. Копия снята из книги О.Петровой «Архитектурная графика 18 века из собрания Гатчинского дворца».

Приложение № 6. Фрагмент ограды Нижнего сада. Хранится в школьном музее. Фото автора.

Фрагмент границы Ропшинского парка. Фото автора

Приложение № 7. Портрет Джакомо Кваренги. Акварель 1810год .

Копия гравюры архитектора Джакомо Кваренги с изображением Ропшинского дворца 1780 - 1785 г.г. Хранится в школьном музее на экспозиции «Виды Ропшинского дворцово – паркового ансамбля». Дело № 20.

Приложение № 8. Рисунок жителя Ропши Стригуцкого Мостик у Артемьевского пруда. Датирован 1913 годом. Хранится в школьном музее в деле № 16.

Приложение № 9. Фото памятника лошади. Датировано 1913 годом. Хранится в школьном музее в деле № 16

Приложение № 10. Планы пейзажного сада и основных сооружений оранжереи, выполненные архитектором Э. Л. Ганом.

Копии документов сняты из книги Ю. А. Дужникова «Ропша» Лениздат, 1973 г., стр.51.

Архитектор Эдуард Львович Ган

Приложение № 11. Фото каскада «Рушник». Датировано 1912 годом. Хранится в школьном музее. Экспозиция «Ропшинский парк». Дело № 16

Приложение № 12. План реставрации ропшинского парка 1968-69 годов. Хранится в школьном музее. Экспозиция «Виды Ропшинского дворцово – паркового ансамбля». Дело № 20

Приложение №13. Копии фотографий императорской семьи Николая Второго в Ропшинском дворце. Фотографии получены через интернет-ресурс http://oldsp.ru/old/photo/view/11228

Приложение № 14. Виды парка в разные периоды.

Фазанник в парковой зоне. Фото 19 века. Дело №16 школьного музея

Виды ропшинского парка в послереволюционный период. Дело № 16 школьного музея

Фото старого дуба

Фото липовой аллеи

Виды ропшинского парка в конце 20 века. Дело № 16 школьного музея

Виды парка. 2013 год. Фото автора.

Вид отреставрированной аллеи. 2015 год. Фото автора

Вид дворца в строительных лесах. 2015 год. Фото автора.

Приложение № 15. Участие автора в социальном проекте «Цена равнодушия – утрата памяти», направленного на восстановление дворцово-паркового комплекса в Ропше. Слайды взяты из презентации, представленной на областном конкурсе «Гражданские инициативы» Региональной акции «Я – гражданин России!». По итогам акции команда завоевала 1 место.

Приложение № 16. Статья в газете «Ломоносовский Районный Вестник» от 9 ноября 2015 года о дальнейшем финансировании дворца

Карта объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Распоряжение правительства РФ о включении «Дворца со службами и парком» поселка Ропша как выявленного объекта культурного наследия, входящего в состав памятника федерального значения

1 Н.В. Мурашова. Дворянские усадьбы Санкт-петербургской губернии, Русско-балтийский информационный центр блиц, СПб, 1999. Стр. 131

2 Мильчик М.И. Ропшинский дворец – забытый памятник архитектуры 18 в.с.307

3 Иван Пушкарев, краткое историческо-статистическое описание Санкт-петербургской губернии» с.181

4 Дужников Ю.А Ропша Лениздат. 1973 ,с.328

5 Мильчик М.И. Ропшинский дворец – забытый памятник архитектуры 18 в.с.308

6Панкратова К.В. История ропшинской усадьбы № 6(15) 2003)

7Н.В. Мурашова. Дворянские усадьбы Санкт-петербургской губернии, Русско-балтийский информационный центр блиц, СПб, 2015. с.363

8Там же с365.

9 Панкратова К.В. История ропшинской усадьбы № 6(15) 2003)

10 Н.В. Мурашова. Дворянские усадьбы Санкт-петербургской губернии, Русско-балтийский информационный центр блиц, СПб, 2015. с.367

11 Там же с368.

12 Панкратова К.В. История ропшинской усадьбы № 6(15) 2003)

13 Андреева М. Пейзажные парки России.,с.1

14 Дужников Ю.А Ропша. Лениздат. 1973 ,с.330

15 Краснобаев А. «Ропшинских садов творцы.» 2015 г

16 Иван Пушкарев, краткое историческо-статистическое описание Санкт-петербургской губернии» с.195

17 Панкратова К.В. История ропшинской усадьбы № 6(15) 2003)

18 Н.В. Мурашова. Дворянские усадьбы Санкт-петербургской губернии, Русско-балтийский информационный центр блиц, СПб, 2015. с.369

19 Панкратова К.В. История ропшинской усадьбы № 6(15) 2003)

20 Газета «Ломоносовский районный Вестник. Спасение Ропши: начало. 9 ноября 2015 года

Просмотров работы: 1078