СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СЕЛЕНГИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СЕЛЕНГИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Трофимова Е.О. 1
1
Трофимова И.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Работая над исследованием истории святыни Свято-Троицкого монастыря – чудотворной иконы Святителя Николая, обретенной в конце 18 века на озере Котокель, мы заинтересовались и судьбой самого монастыря, который сыграл в свое время важную роль в истории Прибайкалья и Бурятии.

В связи с тем, что в последние годы предприняты попытки реставрации Свято-Троицкого Селенгинского монастыря, а в 2008 году обитель вновь обрела хозяина в лице Русской Православной Церкви, было бы интересным исследовать некоторые моменты существования и ликвидации монастыря после установления советской власти, когда были утрачены многие его архитектурные сооружения и содержавшиеся в них церковные принадлежности, коих было немало.

Обратившись к материалам Национального архива Республики Бурятии, нам удалось установить документальные сведения о некоторых утраченных предметах церковного имущества.

Эти исследования, по нашему мнению, могут способствовать восстановлению обители в ее первозданном виде, либо приблизить результаты ведущейся реставрации к тому состоянию, которое было до 1917 года. В работе использованы имеющаяся литература по Троицкому монастырю, а также неопубликованные еще материалы из фондов Национального архива Республики Бурятия.

Работа может быть использована также в исследованиях краеведов, учителями истории, географии, реставраторами, местными органами власти – всеми, кто интересуется историей родного края и содействует сохранению его культурных богатств.

  1. Историческая справка о Свято-Троицком Селенгинском мужском монастыре

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь расположен примерно в 60 километрах северо-­западнее Улан-Удэ в долине р. Селенги на левом ее берегу, в с. Троицк (Троицкое).

Монастырь основан по указу от 1681 года царя Федора Алексеевича, направившего в «Сибирские Дауры» на Селенгу миссию из 12 человек во главе с игуменом Феодосием. Им было поручено избрать место за Байкалом и основать обитель и «храм во имя Пресвятые Троицы «для призвания иноверных в православную христианскую веру». Игумен с братиею были снабжены деньгами, церковной утварью и соответствующими инструкциями о миссионерской деятельности. Игумену Феодосию был также поручен надзор за всеми церквями, существующими в Забайкальских острогах. Таким образом, Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае. Были отправлены 12 духовных лиц с наставлениями: "где приищут - построить монастырь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и крестить православную веру иноземцев...". 1 Миссия нашла на левом берегу реки Селенги старое монастырское строение с Никольской церковью, построенной нерчинскими служилыми людьми в 1675 году. Здесь и решили строить монастырь.

Наибольшего расцвета Троицкий монастырь достиг в 18 веке. Он имел обширные земельные и рыболовные угодья, в том числе и озеро Котокель. С 1785 года начинается перестройка монастыря в каменном исполнении, в основном сохранивший свой облик до наших дней. Он сохранил конструкцию острожного укрепления: каменные стены с угловыми башнями, и пятой - проезжей, в центре фасадной части, обращенной к старому "Московскому" тракту. Окружающее монастырь село Троицкое образовано еще до его основания русскими казаками-землепроходцами и затем монастырскими крестьянами. Село сначала имело название Средняя Заимка.

Особой заботой монастыря в конце 17 - начале 18 веков была крепостная стена со всеми ее сооружениями. Она была довольно высока и имела длину в 852 метров. Длина стен монастыря была по сибирским условиям значительна, ни один из 14 главных острогов Сибири в 17 веке не имел такой площади. В каждой из четырех башен монастыря было по три яруса ("моста") в виде этажей с бойницами для "боя".2

Поскольку в первые десятилетия существования монастыря еще продолжались грабительские походы некоторых монгольских ханов на земли Бурятии, то монастырь должен был быть готов и к отражению нападения. Его территория была ограждена деревянной стеной с башнями и бойницами. Даже по описи 1732 года монастырь еще имел для обороны: 3 пушки, 65 самопалов, холодное оружие и боевые припасы.

Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае.

К концу XIX в. монастырь имел 2 каменные, 2 деревянные церкви, дом настоятеля, мо­нументальную ограду, каменные и деревянные флигели, сараи, амбары, конный и скотный дворы, баню, сад и огород. Помимо этого за оградой располагалась церковно-приходская школа с квартирой для учителей и хозяйственным двором. Убранство церквей отличалось богатством иконостасов, библиотека - книгами не только московской и петербургской печати, но также киевского и могилевского изданий. Монастырь стоял на перекрестке Большого Московского тракта, дороги в Монголию и Китай, а на север - в итанцинские и баргузинские земли. Являясь духовным центром Забайкалья, принимал в своих стенах многих известных ученых и путешественников.

В XVIII веке монастырь процветал, хотя часть его земель и угодий отошла к вновь возникшему в 1700 году Посольскому монастырю.

Первый, построенный в 1683 году, деревянный Тро­ицкий собор просуществовал до 1890-х годов без перестройки. Согласно описи 1690 года, церковь была с трапезной, «алтарь круглый, а на алтаре крест белый железом обит, на церкви осмерик, а на осмерике бочки железом обиты, а в церкви строение, царские две­ри серебром оправлены...».3 К концу XIX века в церкви сохранился иконостас пятиярусный XVII века, с ико­нами, привезенными из России, письма того времени. В 1893 году была закончена реставрация церкви: под­веден каменный фундамент, сменены два нижних венца и перестроены вновь паперть и галерея. Кроме того, здание сделали отапливаемым. Дальнейшая судьба соо­ружения неизвестна. В 1920-х годах оно уже не существовало.

Другая церковь, построенная в годы освоения монастыря Николая Чудотворца, была «теплая с трапезою и с коларскою». Третья церковь — во имя Всех святых — над глав­ными воротами в деревянной ограде монастыря была построена в 1710 году, а в 1719 году освящена.

В XIX веке еще сохранялся резной иконостас с иконами времени его постройки. В настоящее время здания не существует. В первой половине XVIII века в монастыре, видимо, больше ничего не строилось, так как ни один из настоятелей того времени в списке их не отнесен к числу «строителей».

К концу XIX века, кроме перечисленных выше двух каменных зданий церквей, двух деревянных церквей, дома настоятеля и монументальной ограды, на территории монастыря существовали: 1) колодец 4-стенный каменный в виде часовни, с тесовым шатровым верхом у западной стены; 2) деревянный на каменном фунда­менте флигель на два жилья, построенный в 1883 году; 3) каменный корпус в западной стене ограды, построен­ный в 1880-х гг., в котором помещались хлебный амбар, сарай и два жилых помещения; 4) флигель деревянный, крытый тесом, с двумя жилыми помещениями и сенями между ними; 5) старый длинный флигель, в котором помещались кухня, странная, и трапезная, просфирная мастерская и под сенями подвал; 6) прочие старые сооружения, хлебный амбар, погреб-ледник, рабочая изба и мастерские; 7) в северо-восточном углу монастыря с особыми воротами располагались конный и скотный дворы. В них были следующие постройки: колодец, с навесом и колесом, баня старая, навес для телег, экипажный сарай, большой навес, примыкавший к каменной стене, конюшенный сарай и еще два сарая, немного меньших, для рогатого скота и телят. В юго-восточном углу монастыря был сад со старыми яблонями, черемухой, кедрами, а на юго-западной стороне земля распахивалась под огороды, сад, и огороды были обнесены палисадом.

Помимо, этого за оградой располагались монастырские постройки:

По-видимому, именно прокладка Транссибирской же­лезной дороги, вызвавшая оживление экономической деятельности в крае, и способствовала осуществлению строительства последних объектов монастыря в 1900-х годах. При настоятеле Иринархе в 1902—1903 годах была возведена еще одна Никольская церковь, а также два каменных дома.

Кроме церквей в монастырской ограде находились библиотека, архив, жилые помещения, кельи, хозяйственные постройки, огороды. С левой стороны, ближе к западной стене, находилась настоятельская келья. Вдоль северной ограды, рядом с въезжими воротами находились хлебные амбары, "мастерская изба". В северо-восточном углу были расположены конный и скотный дворы, сенник, баня, "экипажный сарай", каменные кладовые. Был устроен оригинальный колодец: над ним возвышалась каменная четырехстенная постройка в виде часовни с тесовым шатровым верхом и крестом.

Через монастырь проезжали и останавливались в нем все русские дипломатические и торговые деятели, направлявшиеся в Китай или в Восточное Забайкалье. Одним из них был великий и полномочный посол России в Китай Федор Алексеевич Головин. Посетили монастырь Избрандт Эберхард (Елизар Елизарович) Идес, датчанин, - посланник царя Петра I в качестве главы русского посольства в Китай; Измайлов Лев Васильевич, капитан лейб-гвардии Преображенского полка, чрезвычайный посланник в Китай в 1720 - 1721 годах; Лоренц Ланг, швед на русской службе; Владиславич-Рагузинский Савва Лукич, серб на русской службе, торговый и финансовый агент России на Балканском полуострове, чрезвычайный и полномочный посол России в Китай в 1725 - 1728 годах; Бухгольц Иван Дмитриевич, бригадир, основатель Омской крепости.

Монастырь посетил Абрам Петрович Ганнибал, русский военный инженер, генерал-аншеф, крестник Петра I, прадед А. С. Пушкина. После смерти Петра I он был отправлен в Тобольск, а затем к китайской границе для строительства Петро-Павловской крепости в устье Чикоя, рядом с Селенгинском. Были здесь известные историки России - Миллер Г.Ф., Гмелин И.Г., Фишер И.Э.

В конце июня 1891 года монастырь посетил цесаревич Николай Александрович. На память о своем пребывании цесаревич подарил монастырю "сребропозлащенный" эмалированный напрестольный крест и пожертвовал 300 рублей.

Монастырь принимал многих деятелей Русской Православной Церкви.

После революции деятельность монастыря была прекращена. Он был использован под различные хозяйственные цели. Часть помещений оказались разрушенными.

Длительное время часть помещений монастыря использовалась под психиатрическую больницу. В 2000 году возобновлена деятельность духовной общины, которая ведет реставрацию некоторых помещений. Ею частично восстановлена надвратная церковь и начаты службы. Затем эта работа была прервана. В 2008 году, после ликвидации лечебницы, монастырь был передан в ведение Русской Православной Церкви и начаты работы по его восстановлению.

  1. Документы Национального архива Республики Бурятия

о Свято-Троицком Селенгинском монастыре

В национальном архиве Республики Бурятия имеется фонд № 262 – «Троицкий Селенгинский монастырь», где хранятся документы 1681-1916 годов. В фонде хранится 543 дела.

Здесь хранятся указы и грамоты Сената и Синода Российской империи, Иркутской духовной консистории (д.424). В документах Троицкого монастыря есть сведения об истории создания монастыря, о праве владения землями и рыбными промыслами (д.471), о количестве скота, о служителях монастыря, о посольстве в Китае и российских православных церквях в Пекине (дело 490), о распространении христианства среди бурят и эвенков (д.489), о рыбной ловле на оз.Байкал и Котокель (д.509 и 482, 311, 396, 471) и т.д.

Документы Троицкого монастыря дают сведения о приходах и расходах денежных сумм, о сборе налогов, о числе крестьян, о пахотных землях, хлебных запасах, записи о пожертвованиях монастырю.

В деле № 380 содержатся ревизские сказки (перепись населения) по Троицкому монастырю: в 1858 году проживало 24 мужчины, 18 женщин и 20 детей.

Нас заинтересовали папки с документами, где содержалась опись движимого и недвижимого имущества монастыря (д.385 – Опись имущества церквей Троицкого монастыря за 1860 год), а также сведения об истории создания монастыря (д.462 – Сведения об истории создания монастыря с описанием архитектуры церквей за 1884-1893 гг.»), а также папка № 311, где содержится опись церковного имущества.

Некоторые из этих документов представлены в приложении №1 к данной работе.

  1. Современное состояние монастыря

Закрытый в 1920 году монастырь в последующие годы был фактически разграблен с ведома богоборческой власти, многие ценные реликвии и документы были уничтожены, погибли в огне живописные работы, многие иконы, роспись церквей, церковная утварь.

В течение нескольких десятилетий помещения монастыря использовались для психиатрической лечебницы.

В 2007-2008 гг. лечебница на территории монастыря была закрыта, больные переведены в другое место, и монастырь был целиком передан во владение Русской Православной Церкви. В начале 2008 года Священный Синод принял решение о восстановлении Свято-Троицкого монастыря.

Сейчас ведутся работы по его реставрации, обитель приобрела более благолепный вид, начались богослужения в стенах монастыря, проводятся крестные ходы с участием верующих из других приходов Прибайкалья.

  1. Монастырские описи, как материал для реставрационных работ и восстановления обители.

По нашему мнению, некоторые из монастырских документов дореволюционного периода могут дать практических полное представление о состоянии интерьеров и внешнего вида церквей и других монастырских зданий. Если иметь в виду восстановление монастыря в первозданном виде, то вряд ли это возможно и целесообразно, однако приближенную «копию прежней обители восстановить можно и должно, с нашей сточки зрения. Именно поэтому следует обратиться к имеющимся описям церковного имущества, относящимся к середине и концу XIX века.

Следует отметить, что некоторые документы противоречат не только друг другу, но и сами себе в том, что касается оценки церковного имущества.

Так, в деле №462, л.13 утверждается, что «утварью и ризницей Троицкая обитель весьма бедна»4. В то же время документ содержит описание имущества, которое может быть приравнено к огромному состоянию. Сообщение о том, что в монастыре имеется резная икона Святителя Николая, обретенная на Котокельском озере, принадлежащем монастырю, этот образ составляет святыню обители, чтимую народом.

В Троицком храме «над иконостасом – большое резное изображение распятия Господа нашего Иисуса Христа в рост человека».

Общий вес семи монастырских колоколов, согласно той же «Метрике», составлял 120 пудов – около двух тонн сплава меди и серебра.

В монастырской библиотеке числилось более 700 книг, в том числе на латинском, французском и греческом языках, учебники по философии, логике, словесности, риторике, словарь церковно-славянского языка, философская энциклопедия, латино-российкий лексикон, еврейский словарь и т.д. В библиотеке хранились старинные карты Китая, Тибета, Маньчжурии, Монголии. Содержались, согласно описи, собрания сочинений 0 Естественная история, Быт русского народа в 7 томах, Описание Отечественной войны 1812 года м.Данилевского в 4 томах, Русская история Карамзина в 12 томах, Русская история Устрялова, Булгарина, Всеобщая история и др. ценные книги.5

Дело 385 из фонда 262 – Опись имущества церквей Троицкого монастыря за 1860 год.

Обратимся подробнее к некоторым его страницам.

В каменной Троицкой церкви содержатся:

Иконостас резной работы «с колоннами и тумбами на голубом поле, с резными святыми изображениями, иконостас позолочен листовым золотом, царские врата той же работы позолочены – южные и северные врата с изображениями архангелов Михаила и Гавриила (Рафаила)».

Далее идут описания икон: Успения Божией Матери, Иоанна Предтечи, Нерукотворного Образа в серебряной ризе, Владимирской иконы Божией Матери, за правым клиросом – икона Божией Матери. Две хоругви – при правом клиросе с изображением Святой Троицы и Успения Божией Матери, при левом – Нерукотворного Образа Христа Спасителя и Казанской иконы Божией Матери.

На левой стороне – икона Тихвинской Божией Матери «в серебряном под золотом окладе и в таком же высоком венце, по краям изображены разные святые высотою 7 верхов и шириною 6 верхов».

В сей церкви (Троицкой) - шесть больших пред иконами лампад.

В Никольском приделе, расположенном от входа с правой стороны, было следующее имущество и церковная утварь. Иконостас резной работы под листовым золотом на голубом поле с резными святыми изображениями. В иконостасе царские врата такой же работы. Местные иконы: «Вседержителя с серебряным венцом и с привескою серебряного креста на такой же цепочке»; «Божией Матери с Предвечным Младенцем в серебряном под золотом венце с привескою серебряного креста на такой же цепочке», «Святителя Николая с благословляющим его Спасителем и Божию Материю в серебряных венцах. На стене против правого клироса – «образ Святой Троицы с предстоящими Авраамом и Сарою, все пять лиц в серебряных под золотом венцах и гривнах». В этом же приделе имелись две большие лампады и несколько малых лампах в алтаре и пред иконами у клиросов. Близ правого клироса – деревянное настоятельское место и деревянный крашеный шкаф для книг.

В Благовещенском приделе той же Троицкой церкви, расположенном от входа в левой стороне, расположение церковной утвари было в следующем порядке.

Иконостас резной работы под листовым золотом на голубом поле с разными святыми изображениями. Царские врата той же работы, с северной и южной стороны, изображающие Мельхиседека и Иоанна Крестителя. Местные иконы: Вседержителя в серебряном под золотом венце. Образ Божией Матери с Предвечным на руках Младенцем. Икона Благовещения Божией Матери в серебряном под золотом венце. Против левого клироса в окне образ Святой Троицы девяти верхов в серебряном по краям окладе, с тремя серебряными венчиками и гривнами. При Святых вратах икона Вседержителя сидящего во славе пяти верхов на кипарисовой доске и икона Скорбящей Божией Матери пяти верхов на такой же доске. В алтаре: образ Божией Матери в горнем месте в золоченом резном киоте. Над Царскими вратами икона трех Святителей. В этом приделе три лампады средней величины и одна малая в алтаре.

При входе в холодную церковь (главный придел) – два больших изображения на холсте в рамах: «Вход во Иерусалим Иисуса Христа» и «Вход Божией Матери во храм».

Заключение

Помимо вышеописанных нами подробно храмов в пределах Свято-Троицкого монастыря были церкви: Во имя всех святых, а также Архангельская и надвратная церковь Архангела Михаила, которые имели аналогичное убранство; это свидетельствует о том, что Троицкий монастырь не был таким уж бедным, особенно если учесть, что в большинстве ныне открываемых храмов практически нет икон, писанных маслом, а большей частью – напечатанные на бумаге изображения святых, отчего они, конечно, не умаляются в святости – другое дело, что мирская оценка храмовому богатству несколько иная.

Происходящее в последние два десятка лет возрождение православных святынь (и не только православных) вызывает интерес к их славной истории, к событиям древности, и анализ древних документов делает изучение истории не только интересным, но и плодотворным.

Надеемся, что наша работа станет скромным вкладом в дело восстановления Свято-Троицкого монастыря – первого каменного сооружения за Байкалом и одного из центров Православия в Бурятии.

Мы предполагаем продолжить работу над документами Свято-Троицкого монастыря, среди которых значительный научный интерес представляют собой документы, относящиеся к вотчине Свято-Троицкого Селенгинского монастыря – озеру Котокель и рыбной ловле на нем и прилегающих реках, о взаимоотношениях монастырской братии с местными жителями в процессе использования рыбных запасов, о правилах охоты и рыбной ловли в прежние времена, о требованиях к охране природы.

Список источников

  1. Национальный архив Республики Бурятия. Ф.262. Селенгинский Троицкий монастырь. 1681-1918.

  2. «Житие и чудеса Св.Николая Чудотворца, Архиепископа Мирликийского и слава его в Россiи». C.-Петербург, Синодальная типография, 1899.

  3. Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX столетий: - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2001. – 448 с.

  4. Козин А.З. «Никола Котокельский – святыня русских и бурят». – «Вестник Прибайкалья», 19.09.2000 г. Стр.3-7.

  5. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии./ Новосибирск: Наука, 1983.

  6. Никитин Н.И. Освоение Сибири в XVII веке./ Москва: Просвещение, 1990.

  7. Сборник документов по истории Бурятии XVII в. Выпуск 1./ Сост. Румянцев Г.Н. и Окунь С.Б./ АН СССР. Сибирское отделение. Бурятский компл. научно-иссл. ин-т. Улан-Удэ, 1960.

  8. Токмаков И. Ф., «Историко-статистическое и археологическое описание Св. Троицко-Селенгинского монастыря»: - М., 1895.

  9. Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь. – Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1982. – 64 с.: илл.

  10. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья (XVII-середина XIX в.). – Новосибирск: Наука, 1985.- 288 с.

  11. Национальный архив Республики Бурятия. Ф.262., дд. 311, 485, 492.

Приложение 1.

Из документов национального архива Республики Бурятия. Фонд 262.

1 НАРБ, ф.262, оп.1. д. 146.

2 М.М.Шмулевич. Очерки истории Западного Забайкалья. XVII - середина XIX в.

3 М.М.Шмулевич. Троицко-Селенгинский монастырь. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во,1982.

4 НАРБ, ф. 262, д. № 462, л.13. «Метрика, направленная в Иркутскую духовную консисторию в 1888 году».

5 НАРБ, ф. 262, д. № 462, л.13. «Метрика, направленная в Иркутскую духовную консисторию в 1888 году».

 

23

 

Просмотров работы: 490