Введение.
В настоящее время, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление людей к национальному возрождению. Неотъемлемой частью традиционной культуры является народная кукла. Она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ее ценность.[2] У большинства наших современников отношение к кукле качественно иное, чем у предков. Сегодня она - предмет игровой культуры, связанный с детством; результат художественного творчества человека; предмет коллекционирования и экспонирования; предмет поточного, массового промышленного производства, а значит, товар. Мир же народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Это была и есть не просто детская игрушка, это неотъемлемый частью культурного наследия нашей страны. Кукла присутствовала в жизни человека на протяжении всей жизни. Несмотря на пробуждающийся в обществе последнее время интерес к народной культуре и в частности к тряпичной кукле, современные дети не осознают ее важного места в русской культуре и воспринимают как обычную игрушку. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. Именно этим и обусловлена актуальность данного исследования. Для такой многонациональной страны, как Россия, очень важно сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа.
Мной была выдвинута рабочая гипотеза:куклы были и до сих пор являются важной составляющей культурного наследия России.
3
Объектом исследования в данной работе является место куклы развитии культуры нашей страны. В связи с этим предметом исследованиястали куклы.
Цель работы: проследить и выявить, что же такое народная кукла, в чем заключается ее значение для России и ее культурного наследия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: познакомиться с историей куклы; узнать значение кукол; научиться собирать информацию и анализировать полученные данные в соответствии с заявленной темой.
Анализ литературы по теме исследования показал, что, несмотря на высокий интерес к русской кукле, имеется недостаточное количество книг по данной теме. Большинство из них появились в последние годы. Из книг «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология», «Русские обряды и традиции. Народная кукла» я узнала историю возникновения традиционной русской куклы, приемы изготовления кукол. Знакомство с материалами, представленными в сети Интернет, позволило выяснить, что существует много сайтов, посвященных русской кукле, ее истории, традициям изготовления. Создано много форумов, на которых идет обмен информацией о народной кукле, представлены мастер-классы по изготовлению разных ее видов.
2. Основная часть.
2.1. Кукла из глубины времен.
Где - то я прочитала, что кукла - одна из интереснейших страниц в
истории культуры. Подобно таинственному фантому, она неотступно следует за человеком с детской колыбели, чтобы в конце жизненного пути в качестве амулета сопроводить его в иной мир. Особенно это относится к традиционным тряпичным куклам. На традиционную куклу не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Мне стало очень интересно узнать, а в чем же загадка куклы, да и вообще, что такое кукла?
Оказалось, что только в русском языке слово «кукла» имеет несколько
4
значений. Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером. Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С. И. Ожегова). Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.[12]
В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Также в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны - от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.
На Руси кукла тоже не сразу стала игрушкой. До того как Русь приняла православие, куклу считали священным предметом. В ней видели волшебную палочку-выручалочку, держали в доме как оберег от всего плохого. Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. [1]
Самые первые народные куклы на Руси делались из золы. Из очагов бралась зола и смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему
прикреплялась юбка. Такая зольная кукла называлась «Баба» - женское божество. (См. приложение 1, фото 1) «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась она в день свадьбы. Они хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Изготовляли её из лоскутков, оставшихся после кроя одежды для родни — маминого сарафана и отцовской рубахи. В голову «Бабы» закладывали золу, которая
5
символизировала семейный очаг. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как – бы дух предков, обращённый к потомкам.
Из различных источников я узнала, что на Русском Севере самой древней и простейшей куклой была кукла - панка. Делали этих кукол повсеместно. Наиболее знамениты поморские и мезенские. (См. приложение 1, фото 2) И в кукле - панке, миниатюрном подобии идола, можно найти следы её древнего культового назначения. Название этой куклы произошло от ненецкого слова "панг", что обозначает "ствол", «корень». Чаще всего панки имели столбоватые фигуры, круглую или конусообразную голову с плоско стесанной лицевой частью, допускалась скупая отделка орнаментом (в технике резьбы, выжигания раскаленным железом). Черты лица у нее в старину либо отсутствовали, либо едва намечались впадинами и врезами. Так мастера поступали не от лености, а вполне сознательно: считалось, подобным образом обеспечивается защита от вселения злых духов (которые, по древним поверьям, проникают через глаза, рот, нос и уши в первую очередь). И ног у такой куклы не было: чтобы не ожила и не сбежала, а верно служила своему хозяину, который одновременно считался ее подопечным.[14]
Столбообразному идолу наши предки-поморы поклонялись как божеству. Удивительно, но оказывается, панки делались с помощью топора. Причем ударять топором нужно было пятьдесят два раза – по количеству недель в году. Каждый удар сопровождался заклинанием. Кукла - панка хранилась в поморском доме долго, порой переходя от старшей дочери к младшей, от матери к дочери.[6]
2.2. Кукла - отражение человека.
Что же народная кукла может рассказать об обычаях народа, его культуре? Традиционная тряпичная кукла, на первый взгляд - простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Основу куклы составляет кусок ткани, свернутый в скалку, грудь из
6
туго набитых шариков, коса, пестрый наряд. Но эта простота таит в себе глубинный смысл. Изучая историю русских кукол, я выяснила, что в разных уголках России существовали особые обычаи и традиции их изготовления. В каждой детали куклы был заложен определенный смысл, кукла представляла собой мифологическую формулу мироустройства. [1] Разберем, что же обозначают части куклы.
Основу каждой куклы составляет столбец. Его делали из полена, палочки или туго скрученной ткани. Палочку или скрученную из ткани трубочку сверху обтягивали белой тряпицей. И затем уже обряжали. Этот процесс похож и на пеленание младенца и в то же время на обряжение в саван покойника. И в том, и в другом случае пеленание носило сакральный смысл. Известно, что новорожденного, особенно до крещения, всячески охраняли от злых духов, сглазу и оговора. Крепко свертывая ребенка в неподвижную пеленашку, его, таким образом, скрывали, «хоронили» от темных сил, обманывали нечистого. Ведь в таком положении ребенок не мог шевелить руками и ногами, ни жив, ни мертв, лежит. Кукольное туловище, плотно припеленутое к голове, говорит о связи с нижним миром, где живут предки. Белая неподвижная кукольная фигурка была символом небытия, смерти. Кроме этого куклу перевязывали неразрывной нитью красного цвета. Красный цвет всегда считался обережным - это символ жизни. Вот почему традиционная кукла поначалу была так условна и проста, что даже руки и ноги отсутствовали у неё. Позднее руками стали служили рукава кукольной одежды или свернутые из ткани трубочки. [13] Именно таким образом изготавливалось на нашем Русском Севере большинство как обереговых, так и игровых кукол: кукла на сосновой палочке, мезенская пеленашка на полене, панка и т.д. (См. приложение 1 фото 1, 2, 3, 4)
При внимательном рассмотрении процесса изготовления народной куклы можно выявить следующую закономерность. Туловище куклы перетягивали нитками по шее и обязательно подпоясывали на «талии».
7
Почему? Оказывается, что это соответствует схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Каждая деталь куклы была символична. Так по верованиям славян голова куклы - небесный мир, тулово – земной мир, ноги – подземный мир. Крестовидные куклы указывают еще и на четыре стороны света. Косой крест, который перевязывал кукле грудь, фиксировал место куклы в центре мифологической модели мироздания. [13] (См. приложение 2, фото 1) Изучая приемы изготовления традиционных кукол, я выяснила, что они выполнены именно таким образом: кувадки, крестец, сонница-бессоница, неразлучники и т.д. (См. приложение 2, фото 2, 3, 4)
Женский образ был ведущим не только в обрядовой, но и в традиционной игровой кукле. Женщина воспринималась здесь как продолжательница рода, как богиня плодородия. Так в песнях, сказках обычно воспевалось «белое и круглое лицо», «коса до пояса», «полнота», «высокая грудь» и пышный наряд. Поэтому с особой тщательностью в тряпичной кукле прорабатывалась пышная грудь. К кукле прикрепляли два туго набитых шарика-комочка, перетягивая кукольную грудь косым крестом. «Грудастая девка» - живой пример почитания женского божества Матери-Земли, материнского начала.[13] Яркими примерами такой половой принадлежности являются вепсская кукла, каргопольская баба-девка. (См. приложение 3, фото 1, 2)
Другой важный момент - это кукольная голова. Голова ассоциировалась у славян с верхом (небом), главенством, рассматривалась как средоточие
жизненной силы, вместилище души и ума. Куклам головы набивали плотно свалянным очесом собственных волос, шерстью животных, паклей, клубком ниток. Такую клубковую куклу делали и дарили, чтобы жизнь хозяйки куклы была подобно нити - длинной и прочной, а сама она стала бы трудолюбивой, умелой «тонкопряхой». В головной узелок порой даже прятали
8
птичье гнездышко - свидетельство связи куклы с небом, где обитают пернатые, и одновременно пожелание девочке свить свое гнездо, обзавестись домом и семьей. Но наиболее древним наполнителем кукольной головы являлась зола. Именно так изготавливалась зольная кукла, о которой рассказывалось выше. В чем же была ее тайна? На зольник несли домашний сор, кости животных, разбитую посуду, игрушки. И чем больше нарастал холм, тем больше гордились им хозяева, тем богаче и многочисленнее считался род. Археологи связывают зольники с культом домашнего и родового очага. Поэтому кукла, изготовленная из золы, также имела магическое значение. Так, отправляясь в дальний путь, всегда брали с собой горсть земли, золы, завернутой в узел. Кукла эта отражала образ Матери, поэтому её делали с большой грудью и с двумя деточками. До рождения первого ребёнка зольная кукла всегда была рядом с молодой женой. Такая куколка символизировала преумножение рода, ибо вместе с нею мать передавала силу родного огня. И невеста в дом к жениху уносила этот огонь и благословение своего рода, своих предков. Горстка золы, завернутая в кукольную одежду из новой материи, служила посредником между существующей жизнью и сгоревшей, отошедшей в прошлое. [13] В Поморье наиболее распространенной были набивка головы куделью, обрывками ниток, ветошью. (См. приложения 1, 2)
Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы - на этих ценностях «сходился белый свет», когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. Если такие жизненно важные идеи «замуровывались» в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение.
Мистическая безликость - тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей
9
просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. [13] Ведь если у куклы будут глаза, нос, рот, то в нее может вселиться душа, более того – в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой. В безликости традиционной куклы заключается ее безвредность для ребенка. С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, к смене ролей, сильнее провоцирует фантазию ребенка, его воображение. [4] Она была многолика, могла смеяться и плакать. Эта кукла должна была принести ребенку благополучие, здоровье, радость. (См. приложения 1, 2, 3)
Перейдя из сакрального мира в игровой, кукла обрела еще один важный атрибут женской красоты – длинную косу. Обычно косу кукле делали из льняной кудели, иногда из конского волоса, а порой и из настоящих волос. Представления о значении женских волос, естественно, переносили и на куклу. Накануне венчания подруги невесты в последний раз заплетали невесте косу, которая являлась символом девичества. Волосы были не покрыты, девушка набирала небесную силу. На свадьбе волосы заплетались в две косы. Теперь сила разделялась на две части, одна – мужу, другая себе и детям. Волосы накрывали платком. Так на Севере России расплетали и заплетали косы архангелогородским столбушкам. Играя в такие игры, дети приобщались к народным традициям, постигали взаимоотношения людей.[2] (См. приложение 3, фото 4)
Наряд, как и основа куклы, имел глубокие духовные корни. Кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов. (См. приложение 4) Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает
охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Во-вторых, вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е.
10
«присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца;
женские фигурки и оленей - символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри – символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы. Подбирая ткани и нитки для будущей куклы, учитывали символический смысл каждого цвета: красный – само солнце, огонь, символ плодородия; жѐлтый – тепло, младенчество; зелѐный – здоровье, молодость; синий – высокие помыслы и духовное общение; чѐрный – сила, власть, богатство, крепкая семья.
2.3.Тайна куклы
Выполняя работу, из книг, статей и сайтов я узнала, что традиционные технологии изготовления обережных и обрядовых кукол своими корнями восходят к языческому периоду Древней Руси. Такие куклы изготавливались по строгим правилам, так как от них, по мнению наших предков, зависела судьба семьи и рода. Ведь создание куклы – это действо нового рождения. Так куклы, как правило, изготавливали только женщины. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, веря в силу "сделанного", вступая в контакт с представителями «иного» мира. Поскольку человеку опасно общаться с потусторонними силами, при контактах с ними он вынужден принимать меры предосторожности, одной из которых и является молчание.
Часто изготовление куклы сопровождалось чтением молитв, заговоров «про себя». Считалось, что при изготовлении тряпичных кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать (иногда кукол так и называли – "рванки"). [2]При изготовлении всё имело значение: ткань (старая или новая, из чьей одежды, цвет, узор), дерево (сорт, живое или засохшее), сорт растений и в какое время они собраны. Традиционно куклу делали «в подоле» на коленках, а не на столе. В славянской традиции
11
действовал запрет на изготовление обережных кукол три дня в неделю: среда, пятница, воскресенье. К таким куклам относятся куватки, пеленашка, неразлучники, берегиня и т.д. Обрядовые куклы были более просты в изготовлении, делались из доступных материалов. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда.
В своей работе я постаралась показать, что в старину человек был соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла играла таинственную роль, связанную с понятиями жизни и смерти. Поэтому кукла всегда создавалась с особой тщательностью, в ее образе не могло быть случайностей – во всем был определенный смысл. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, была связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.
Условный язык безликой, безымянной фигурки позволял ей «участвовать» в ритуалах, празднествах (в русской деревни без кукол не обходился ни один праздник), различных сакральных действах. В первую очередь обрядовые куклы служили изображением духов, божеств. В традиционной русской кукле закрепился образ почитания Матери – Земли. Куклы также выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роли символа в ритуальных играх и представлениях, и, безусловно, были средством передачи детям различных религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа. «Тайна куклы останется навсегда неразгаданной до конца, каждому человеку она даёт свою индивидуальную информацию. В ней всё отшлифовано, ничего наносного. Это концентрированная народная мудрость»,[15] — считает мастер из Архангельска Ирина Кольцова, и я с ней полностью согласна.
3. Заключение.
В своем исследовании я постаралась проследить долгую историю существования куклы в традиционной русской культуре. В начале этого пути
12
кукла выступала в роли посредника между человеком и неведомыми силами природы. Она оберегала его с колыбели, принимала участие во многих обрядах на протяжении всей жизни. Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Ими любовались, носили с собой как оберег.… И наконец, ими стали играть. Бережно, уважительно относились к кукле еще долго после того, как она перестала быть «божеством» и даже оберегом. Ведь и игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Рукотворная кукла служила для наших предков своеобразным этническим кодом, который указывал основные ориентиры жизненного пути: помнить и чтить предков и родителей, хранить
семейный очаг, следовать традициям повседневной жизни. Наша задача - не потерять эти ориентиры.
Отрадно отметить, что особую роль куклы начинают понимать и в современном обществе. Об этом свидетельствуют результаты проведенного анкетирования. Было опрошено 50 респондентов: 25 взрослых и 25 детей. По мнению 22 (94 %) взрослых и 15 (59 %) детей кукла имеет огромное значение для правильного формирования личности ребенка, и забывать о ней нельзя. Выяснилось также следующее: 24 (98 %) взрослых считают, что в образ куклы заложен особый, сакральный смысл, но в большей степени она все же создана для игры; для 15 (61 %) детей и 9 (39 %) взрослых кукла - это лишь развлечение, и ничего особенного в ней нет, а вот 1(5 %) взрослый и 2 (9 %) детей считают, что куклы не нужны вообще. Полученные в ходе исследования знания о народных куклах и способах их изготовления заинтересовали не только меня, но и некоторых моих подруг. В будущем мы планируем изготовить небольшую коллекцию таких куколок и показать ее своим одноклассникам, рассказав им о тайнах этих кукол.
В конце исследования мне очень хочется сказать, что, по моему мнению, искусство создания кукол будет жить еще очень долго, потому что эта игрушка является бесценным помощником в осознании ребенком особенностей человеческих взаимоотношений.
13
4. Библиографический список:
Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: «Культура и традиции», 2007
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2006. – 240 с. + вкл.
Кудерова О.А. Куклы из бабушкиного сундучка.//Читаем, учимся, играем. – 2009. - №8. – с. 104-107
Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208 с.: ил. – (Первые шаги).
http://community.livejournal.com/tn_kukla/5247.html
http://e-project.redu.ru/virtual/varzuga/material/panka.htm
http://www.ethnomuseum.ru/
http://igrushka.kz/
http://www.kukla-dusha.net/tradicionnaja-igrovaja-kukla.htm
http://nrigra.ru/
http://www.pssw.vspu.ru/other/science/konf/konf_htt/konf_htt_kole1.htm
http://www.rukukla.ru/
13. http://u3a.ifmo.ru/simvolika.html
14. https://shkolazhizni.ru/culture/articles/14913/
15. http://www.bibliograf.ru/issues/2009/5/125/0/924/
14
Приложение 1
Куклы Русского Севера.
Фото 1 Фото 2 Фото 3
Зольная кукла Панки Куклы на сосновой
палочке
Фото 4
Пеленашка Фото 5 Фото 6
Материнство Столбушка
15
Приложение 2
Кукла - отражение человека
Фото 1
Простейшая трёхчастная фигурка куклы
Фото 2 Фото 3
Кувадки Узелковая кукла (кукла-
бессоница)
Фото 4 Фото 5
Неразлучники Столбушка
16
Приложение 3
Женский образ в кукле
Фото 1 Фото 2
Вепсская кукла Каргопольская девка-баба
Фото 3 Фото 4
Архангелогородская столбушка
17
Приложение 4
Северный народный костюм
Фото 1 Фото 2
Костюм девушки
Архангельской губернии
Фото 2 Фото 3
Женский праздничный
Архангельской губернии
18
Приложение 5
Анкетирование
№ |
Вопрос |
Количество, чел. |
%, чел. |
||
Для чего нужна кукла: |
|||||
1 |
для правильного формирования личности |
Взрослые |
Дети |
Взрослые |
Дети |
22 |
15 |
94 % |
59 % |
||
2 |
в образ куклы заложен особый, сакральный смысл |
24 |
4 |
98 % |
19% |
3 |
для игры, развлечения |
9 |
15 |
39 % |
61 % |
4 |
не нужны вообще |
1 |
2 |
5 % |
9 % |
1 в. 2 в.
3 в. 4 в.
19