Введение
«Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины. Человек без родины — нищий человек»
Якуб Колас1
Что такое Родина? Что такое Малая Родина?
Родина, род, родители, родственники, родной дом, родной город – все имеет общий корень. Родина – это то, что дает силу идти вперед, надежду, веру…Она дорога любому. Малая Родина еще ближе и роднее. Мы познаем ее, просто гуляя по родному городу, узнавая его историю. Ведь любовь к Родине, невозможна без знания истоков и прошлого своих и своей страны. Помочь узнать об истории своей Малой Родины может архитектура города, ведь в ней отражается жизнь народа: его мечты, надежды, планы.
В статье Маргариты Гудовой «Памятники, которых нет» (журнал «Zaart») говорится: «Многие жители города Екатеринбурга ошибочно считают, что «старый город» состоит только из купеческих особняков и памятников деревянного зодчества, относясь к привычным зданиям со строгими геометрическими объемами как к само собой разумеющемуся. Жители таких старых домов сетуют на их ветхость и изношенность. Многие из них бы удивились, узнав, что ценители архитектуры конструктивизма во всем мире считают их дома шедеврами архитектуры»2.
Сегодня по решению ЮНЕСКО Екатеринбург назван заповедником конструктивизма. И это неслучайно, ведь наш город единственный, где этот редкий архитектурный стиль задержался на пару десятилетий дольше, чем во всем мире. Екатеринбург входит в число трех городов в мире, где ярко представлен конструктивизм. Нам есть, чем гордиться, но, к сожалению, многие об этом не знают.
Для того чтобы узнать об осведомленности современной молодежи об истории развития архитектуры «Большого Свердловска» среди учащихся 8, 10, 11 классов МАОУ СОШ №22 было проведено анкетирование. Выяснилось, что названий таких зданий в стиле конструктивизма, как Дом печати, гостиница «Мадрид», гостиница «Исеть», спорткомплекс «Динамо», Второй Дом Советов не знает большая половина человек – 56%, все здания указали верно только 17% (см. Приложение №3). С обособлением этого стиля от других опрашиваемые справились хорошо: 6% опрашиваемых сгруппировали здания по внешним признакам абсолютно правильно, а 72% респондентов допустили одну(см. Приложение №2). Результаты не удивили, потому что до 9 класса изучение архитектурных стилей находится за рамками образовательного стандарта, а в 10-11 классах этой теме уделяется очень мало времени.
На вопрос «зачем нужно знать архитектуру родного города?», предложенный в анкете, 42% опрашиваемых дали ответ, связанный с историей малой Родины и воспитанием в себе патриотизма (например, «чтобы духовно развиваться», «чтобы гордиться Родиной и ее культурой»), 17% считают, что архитектура помогает ориентироваться в городе. К сожалению, 41%, не смогли грамотно сформулировать свой ответ (см. Приложение №4).
Получается, что такой уникальный, непохожий ни на один другой стиль оказался забытым: история зданий долгое время была неинтересна горожанам, постройки не реставрировались, они будто бы отошли далеко на второй план, и как результат, большинство местных жителей видят в зданиях в стиле конструктивизма лишь странные бетонные коробки, будто бы изо всех сил старающиеся походить на огромные современные небоскребы своими формой и стилем.
Своей работой я хочу привлечь внимание к такой проблеме, как слабое знание архитектуры своего города а также доказать, что стиль конструктивизм не только очень интересен, но и невероятно значим, и его история поможет нам больше узнать о символах «Большого Свердловска» и культуре своей Малой Родины.
Тема работы – Малая Родина. Архитектурный облик «Большого Свердловска».
Объект изучения – архитектурный облик «Большого Свердловска».
Предмет исследования – проявление стиля конструктивизм в архитектуре Екатеринбурга.
Цель работы – раскрыть особенности архитектуры Екатеринбурга 20-30х годов XX века.
Задачи:
Познакомиться с историей развития «Большого Свердловска» в 1920-1930е годы
Изучить литературу по истории архитектуры Екатеринбурга в XX веке
Совершить пешую прогулку по Екатеринбургу
Рассмотреть здания в стиле конструктивизм в Екатеринбурге
Изучить историю зданий в стиле конструктивизм в Екатеринбурге
Создать проект «Экспресс-экскурсия по Городку чекистов»
Глава 1.Из истории появления стиля конструктивизм в Екатеринбурге
«Из снегового, слепящего лоска,из перепутанных сучьев и хвои -встает внезапнодомами Свердловскановый город: работник и воин.»
В.В. Маяковский «Екатеринбург-Свердловск»
Только два города в мире могут сравниться с Екатеринбургом по смелости архитектурных проектов в авангардном стиле – Чандигарх и Бразилиа. В 1951-1960 годах Чандигарх, что в Индии, был построен на новом месте «с нуля» по проектам архитектора Ле Корбюзье. Строительство курировал первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру.
Место для новой столицы Бразилии в 1955 году определил президент страны Жуселин Кубичек. Город нового типа Бразилиа к 1960-му году вырос в самом сердце страны по проектам Лусио Коста и ученика Ле Корбюзье Оскара Нимейера.
Как и в случае с Екатеринбургом, оба города появились в непростые политические, экономические времена. Но конструктивистский Свердловск был построен на 30 с лишним лет раньше, чем на Западе стала популярной авангардная архитектура.
Такие стили архитектуры, присущие дореволюционному Екатеринбургу, как классицизм, эклектика со своей сложностью декоративных элементов и украшений ушли в прошлое вместе со старой властью.
Новая власть видела облик Екатеринбурга другим: это должен был быть настоящий социалистический город рабочих. Тогда-то и начал развиваться конструктивизм – одно из направлений нового авангардного пролетарского искусства, истинно советское явление.
В 1923 году Екатеринбург стал культурно-административным центром Уральской области. В 1924 году город переименовали в Свердловск. Для преобразования города выделены не только финансовые, но и кадровые ресурсы. Со всей страны на Урал приехали архитекторы, проектировщики, строители, чтобы создать «Большой Свердловск» - административный, промышленный и культурный центр.
Строительство «Большого Свердловска», а правильнее сказать, формирование свердловского конструктивизма, велось под влиянием трех архитектурных школ – московской, петербургской и томской.
Московскую школу представляли идеологи советского конструктивизма И.А. Голосов, М.Я. Гинзбург, братья А.А., В.А. и Л.А. Веснины, Я.А. Корнфельд, Д.Ф. Фридман, А.К. Буров, петербургскую – архитекторы С.В. Домбровский, С.Н. Антонов, А.Н. Соколов, Г.А. Голубев, П.В. Оранский, И.И. Робачевский. Представителями томской школы являлись архитекторы В.И. Смирнов, М. Рейшер, Е.С. Балакшина, С. Захаров. Они активно внедряли идеи конструктивизма в создание «Большого Свердловска». К середине 20-х годов к прогрессивному для своего времени архитектурному течению примкнули свердловские архитекторы К.Т. Бабыкин, Г.П. Валенков, А.М. Тумбасов, К.В. Глушков.
В период строительного бума первых пятилеток конструктивистам удалось реализовать свои самые смелые проекты. И как результат, в наши дни по документам в Екатеринбурге насчитывается 146 авангардных строений, занимающих иногда целые кварталы. Только в пространстве Главного проспекта (ныне проспект Ленина) их сейчас можно увидеть более тридцати, например, Дом связи, Дом печати, Клуб строителей, Городок чекистов, жилые дома на Ленина (52/54).
Свердловск обладал исторически сложившейся основой, сохранявшей архитектурную ценность (то есть множество зданий в стиле классицизм, эклектика). Старая часть города по плану, утвержденному в 1929 году, сохраняла старую прямоугольную сетку улиц. К этому ядру с севера, юга и запада намечалось расположить районы промышленной и жилой застройки.
Утвержденный в 1936 году генеральный план Свердловска (архитектор С. Домбровский) решал задачу объединения новых и старых частей города в единое целое. Центр города решался линейно вдоль проспекта Ленина, где размещались крупные общественные здания. В их числе построенные в 30-х годах - комплекс Дома чекиста, Дом промышленности, Почтамт, гостиница «Большой Урал», здание обкома партии.
В те же годы сложился градостроительный ансамбль, включающий часть проспекта от площади имени 1905 года до Восточной улицы. Новая улица Луначарского прошла от центра на север, к вокзалу и заводу Уралмаш. Эту строгую систему оживляет русло пересекающей город реки Исеть и зеркало длинного пруда. Новое строительство заняло преимущественно свободные территории на окраине города, разраставшегося концентрично по отношению к старому Свердловску.
Архитектурные планы были грандиозные. Планировалась перестройка всего города, но не всему дано было воплотиться в жизнь. Теперь необычные строгие здания – часть истории нашего города.
Конечно, в 30-е годы, годы социалистического промышленного бума, архитекторы-новаторы воплощали свои идеи не только в Свердловске, но и в Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке. Но Свердловск - Екатеринбург на сегодняшний день располагает одной из богатейших в стране и в мире коллекцией архитектурного конструктивизма.
Глава 2. Основные черты конструктивизма
«Ни к старому, ни к новому, а к нужному!»
В.Е. Татлин3
Идея высшей пользы подвигала архитекторов, с одной стороны, на то, чтобы демонстрировать удобство и пользу устройства здания, а с другой стороны, происходило строгое упорядочивание жизни, которую хотели вписать в тесные рамки планов и правил. Поэтому конструктивистским постройкам присущ рационализм, то есть разумное и ясное устройство здания.
Необходимо отметить, что в период конструктивизма рациональное связывали с понятием всеобщего контроля: пытались выработать для человека схему правильных и строго регламентированных действий. Например, в 1933 году Константин Соломонов и Вениамин Соколов спроектировали не просто главную свердловскую почту (Почтамт): в здании были устроены помещения детского сада и яслей, радиотеатр на 800 мест, где можно было культурно отдохнуть и послушать последние известия, а также комнаты для кружковой работы, чтобы развиваться и соответствовать гордому званию советского человека, не отходя от рабочего места.
Другим примером рационализма является комплекс домов-коммун Уралоблсовнархоза по проекту М. Гинзбурга на улице Малышева, дом №21. Здесь был построен мост-переход на уровне седьмого этажа, который вел из общественной столовой общежития для малосемейных в солярий, расположенный на крыше соседнего жилого корпуса, а вдоль всего верхнего этажа проходила сплошная открытая терраса для принятия солнечных ванн. Это было новым и очень необычным явлением для тех лет: солярии появились лишь в 1920-х, и архитекторы-конструктивисты сумели воплотить инновационную задумку в жизнь.
В этом комплексе первоначально первого этажа практически не существовало, здание как бы висело в воздухе на колоннах, открывая свободный проход с улицы во двор. Свободное пространство на уровне первого этажа было заложено в процессе перестроек начала 1940-х годов, где впоследствии разместились магазины и театр. Тогда же исчезла терраса для принятия солнечных ванн.
В результате памятник архитектуры мирового значения снаружи лишь отдаленно напоминает замысел выдающегося архитектора. Внутри имеются всего два коридора во всю длину здания на третьем и шестом этаже, откуда обитатели общежития попадали в типовые двухуровневые жилые ячейки – легендарные ячейки типа F или «эффы», в которые Гинзбург планировал переселить всю страну. Сегодня жилые ячейки используются как офисы. Театр «Волхонка», расположенный на первом этаже, работает до сих пор.
Еще одной отличительной чертой конструктивизма является то, что архитекторы используют простые и лаконичные формы: здания состоят из кубов, параллелепипедов, цилиндров, например, здание Свердловского Областного Краеведческого музея, расположенного по адресу Ленина, 69. Архитекторы как будто собирают дома из деталей гигантского конструктора. И каждый новый «кубик» – объем приставляется к прочим по необходимости, а строитель не скрывает, какова была эта необходимость. Иными словами, архитектор обнажает функциональное назначение элементов здания.
Также здания в стиле конструктивизм легко узнать по пилообразным фасадам и ленточным окнам с мелконарезанным стеклом. Например, именно такие окна у Дома печати на Ленина, 49, у Свердловской киностудии (проспект Ленина 50/Ж), только они сегодня скрыты за рекламными щитами. «Мотив пилы» мы можем увидеть на фасаде жилых домов на проспекте Орджоникидзе на Уралмаше.
Яркая характерная черта конструктивизма – техноморфизм, то естькогда зданиям пытались придать форму каких-то предметов. Например, в Екатеринбурге есть дом-корабль (спорткомплекс Динамо), который имеет рубку, капитанский мостик, как на настоящем пароходе, дом-улитка (здание бывшего детского сада в Городке юстиции) и дом-трактор с настоящей трубой (здание Почтамта, бывший «Дом связи»), а также два серпа: гостиница «Исеть» (ул. Ленина, 69/1) и «Жилкомбинат НКВД» (ул. 8 Марта, 2).
Серп №1 – это визитная карточка города – гостиница «Исеть». Существует история о том, как ждали в Екатеринбурге прибытие Иосифа Сталина, и чтобы он еще на подлете увидел, где ему остановиться, здание "Исети" и примыкающие к нему клуб строили в виде серпа и молота сверху. По поводу молота историки-архитекторы спорят до сих пор, а вот с серпом вопросов нет – полукруглый гостиничный фасад не оставляет поводов для сомнений.
Трудно представить, чтобы архитекторы барокко или классицизма могли себе позволить такое – в XX веке архитектура значительно расширила свои технические возможности. Появление новых прочных строительных материалов и новых технологий строительства позволили делать тоньше наружные стены и чаще прорезывать их окнами, перекрывать большие пролеты плоской кровлей и не подпирать её при этом колоннами, как раньше и т.д. Стекло, металл и бетон – вот три «кита» архитектуры XX века. Хотя бывают и исключения. Например, некоторые жилые здания на Уралмаше построены из дерева, (или даже камыша), а поверху оштукатурены.
В заключение об особенностях стиля конструктивизм, следует упомянуть, что примерно в то время, когда в России господствовал конструктивизм, в западной архитектуре существовал стиль, именуемый функционализмом, то есть на западе понятие «конструктивизм» очень условно. Хотя стиль конструктивизма во многом похож на функционализм, но в нём есть черты, которые заставляют исследователей рассматривать этот стилькак явление особенное и от своего западного соседа существенно отличающееся – они проявились в уральской архитектуре. Каковы же отличия?
Во-первых, фрагментированность. В конструктивизме фрагменты, которые выделяются в фасадах и иных участках зданий, не выпадают из общей канвы, смотрятся неотделимо, как, например, в архитектуре ФГБУ НИИ ОММ по адресуРепина,1.Это отличает его от функционализма, где экстерьер здания вполне может обособляться на разные участки и группы.
Во-вторых, игра с формой. В отличие от функционализма, формы конструктивизма действительно могут быть разными. Например, Дом-улитка (бывший детский сад Городка юстиции), находящийся по адресу Малышева 2б, доказывает, что никаких запретов нет. Однако странных спиралей или каких-то слишком специфичных решений здесь не найти. Все изменения форм укладываются в определенный спектр, границы которого узки, но при этом здания всегда отличаются собственными чертами, не похожими друг на друга.
Главное отличие стилей на Западе и в России заключается в том, что функционализм использует минималистические формы и ограниченные материалы лишь по причине их удобства, функциональности, а конструктивизм использует их с целью творческого выражения мыслей архитекторов, креативности в реализации своих замыслов, не забывая о рациональном использовании построенных зданий. Как в случае с гостиницей «Исеть», находящейся на улице Ленина, 69/1). То есть, архитекторы-конструктивисты стремились рационально использовать каждый сантиметр свободного пространства с целью создания удобства и лучших условий жизни для народа.
Глава 3.Символы Большого Свердловска
3.1.Белая башня – символ Екатеринбурга?
Этот шедевр конструктивистской архитектуры узнали все 100% опрошенных старшеклассников, что неудивительно: в последнее время очень много говорится о судьбе Башни, ее применении в будущем.
Белая башня – классический пример объединения функции, конструкции и формы, воплощенный образец смелой и талантливой технической мысли. Эта башня символизирует в строительстве новую эру, эру бетона, демонстрируя возможности нового строительного материала.
В конце 1920-х на севере Свердловска полным ходом шло строительство Уральского завода тяжёлого машиностроения и жилого массива при нём. Встала необходимость постройки водонапорной башни для постоянного водоснабжения соцгорода (поначалу воду привозили в бочках, на лошадях). В конце 1928 года архитектурный руководитель Машинстроя И. Робачевский предложил строить водонапорную башню по индивидуальному проекту. После того, как эта идея получила поддержку главного инженера строительства Уралмаша В. Фидлера, был объявлен экспресс-конкурс, на котором свои проекты представили П. Оранский, В. Безруков и М. В. Рейшер. В результате победил эскиз Моисея Вениаминовича Рейшера, представителя томской архитектурной школы. Проектное предложение этого архитектора опиралось на методы конструктивизма — оно основывалось на пересечении двух геометрических тел — призматической пластины лестницы и цилиндра бака, поднятого на 1/2 от высоты призмы. На вершине башни предполагалось обустройство двух смотровых площадок — на кровле бака и в маленьком консольном объеме, соединяющем лестничный объём и бак. Высота башни равнялась 29 метрам, кроме того, она должна была разместиться на самой высокой точке рельефа, тем самым становясь архитектурной доминантой окружающего пространства.
На плите установлен бак для воды объемом 700 кубов. В 1931 г. это был самый большой бак в мире. Подобный этому был только в Чикаго, но и то меньше на 20 кубометров. Бак варили прямо на месте электросварщики цеха металлоконструкций. Сварка была еще новым делом, на Уралмаше в то время гремело имя сварщика В.Е. Волынко, вот он и был главным сварщиком этого гигантского бака. Бетонные работы вела московская организация «Техбетон».
В 1960-х отпала необходимость использования башни по её прямому назначению.
Встал вопрос о дальнейшей судьбе сооружения, которое на тот момент уже было включено в перечень объектов культурного наследия. Сначала М.Рейшер разработал проект перепрофилирования башни под кафе на 50 мест, но этот проект не был одобрен главным архитектором. В 1970-х перед башней было выстроено огромное здание ДК УЗТМ, которое закрыло вид со стороны Площади первой пятилетки и взяло на себя роль завершающего элемента бульвара Культуры. Теперь Белая башня стала видна лишь с улиц Бакинских комиссаров и Донбасской.
Как же сложилась судьба памятника в XXI веке?
В 2006 году башню под свою опеку взяла международная гуманитарная организация «Красный крест», активисты которой планировали реанимировать уникальный памятник — панировалось создать вокруг башни охранную зону, чтобы запретить хаотичное строительство объектов на прилегающей территории. За 70, на тот момент, лет существования башни в ней не проводилось ни одной реконструкции, а внутри самой башни можно было наблюдать свалку мусора. Летом 2012-го года Красный крест отказался от опеки над башней, и памятник архитектуры взяла на себя Арх-группа «PODELNIKI». Арх-группой был разработан проект возвращения Башни в городскую среду, создавая новые задачи для здания, например, медиаплощадку.
Сейчас, в 2017 году, Белая башня отреставрирована. В ней поставлены окна, двери, сделан пол на первом этаже и проведено электричество. Из объекта сделали лофт4, где разместили арт-выставки, также там можно организовывать форумы и конференции.
3.2. Дом чекиста – первый уральский небоскрёб
Проходя во время прогулок по Екатеринбургу мимо Дома чекиста, мы даже не догадываемся о том, что оно в 1930-е годы являлось одним из двух самых высоких зданий РСФСР за пределами Москвы. Хотя сейчас Дом чекиста является памятником архитектуры федерального значения и по праву может считаться одним из символов «Большого Свердловска», в ходе опроса среди старшеклассников оказалось, что его названия не знает никто.
Здание Дома чекиста, находящееся по адресу ул. 8 Марта, 2,было запроектировано в 1928 году ведущими архитекторами «Уралгипромеза» И.П. Антоновым и В.Д. Соколовым как первый в столице Уральской области жилой комбинат НКВД (также известен как «Второй дом советов»).
Первоначально Дом представлял из себя пятисекционное «Г-образное» четырёхэтажное здание с пятиэтажным первым и третьим подъездами и шестиэтажным вторым подъездом. Но после того, как весной 1929 года в него въехали первые жильцы, в Москву поступила жалоба от рабочих Верх-Исетского завода города Свердловска, в которой сообщалось о «новом дворянском гнезде с фонтаном» для высшего партийного руководства и высокопоставленных чекистов Уральской области. Для ликвидации этого «псевдо буржуазного гнезда» архитекторам В.И. Антонову и В.Д. Соколову со стороны Уралобкома ВКП(б) было дано задание в кратчайшие сроки переделать дом, без выселения жильцов.
По вновь утверждённому проекту архитектура этого дома была необычной для города: она представляла редкое смешение стилей конструктивизма, неоклассики и ар-деко5. Подъезды, выходящие на улицу Володарского, были оформлены колоннами из черного лабрадорита, что является нетипичным случаем, как для архитектуры конструктивизма, так и для архитектуры Урала в целом. Новый комплекс включал в себя уже «П-образное» четырехэтажное здание с закругленными углами по пять этажей и примыкающий к нему с юга одиннадцатиэтажный корпус.
В исправленном плане оба здания составляли один из символов социализма – серп. Ведь в основу своей работы над новым утвержденным проектом архитекторы заложили идею агитационной пропаганды, актуальной для того времени и политического строя. Пропаганде символики Советского государства уделялось большое внимание. С высоты птичьего полёта дом должен был напоминать серп – орудие трудового крестьянства, один из символов молодой страны Советов, а своей этажностью продемонстрировать мировой буржуазии – «Вот до каких высот поднялось жилищное строительство в СССР»!
Своим архитектурным обликом здание должно было демонстрировать мощь советского силового ведомства. Фасад одиннадцатиэтажного гиганта был окрашен в тёмно-серый и белый цвет – цвет формы работников НКВД – чекистов.
Внутренняя отделка обоих блоков в начале 1930-х годов была выполнена в аскетичной конструктивистской стилистике на основе местных строительных материалов. Кирпичные стены лестничных клеток во всех подъездах отштукатурены с последующей побелкой и окраской. Ступени лестниц выполнены из светлого мрамора, а межэтажные площадки лестничных клеток выложены светло-бежевой плиткой.
Внутренняя отделка потолков и стен квартир в секциях комплекса скромная, бездекоративная. Полы всех квартир паркетные. Комнаты квартир в 1930-х годах оборудовались люстрами в стиле позднего модерна и металлическими настольными лампами.
Все квартиры офицеров и силовых ведомств, в зависимости от занимаемой должности, государство обеспечило разнообразной мебелью: шкафами для одежды, письменными столами, диванами, стульями.
По воспоминаниям старожилов Дома чекиста на комнатной мебели «поблескивали металлические бляшки с инвентарными номерами». При переезде квартиросъемщика в другой город, другой гарнизон, казенное имущество квартиры переходило к новому жильцу.
Изначально в Доме было запланировано размещение помещений для культурно-бытового обслуживания жильцов: прачечная, душевая, столовая, парикмахерская, детсад №43, клуб, санчасть, кинозал, тир – всё это размещалось в цокольном этаже Дома. Позже обобществление быта уже не проектируется, а спортивные и детские учреждения, заведения общественного питания и культурно-бытового обслуживания жильцов отделяются от жилых домов, становятся отдельными зданиями.
В четырехэтажном корпусе находятся как однокомнатные квартиры площадью 33 квадратных метра, так и поражающие воображение пяти- и даже семикомнатные квартиры площадью до 180 кв.м, своеобразный рекорд для советского Свердловска (в них проживали Б.Н. Ельцин, академики В.Д.Садовский и Н.А.Ватолин).
Вплоть до 1990-х годов при входе в оба дома был пост охраны.
В наши дни в Доме чекиста расположена квартирная гостиница «Второй дом».
3.3. Городок чекистов: обитель городских легенд Есть места, без которых Екатеринбург невозможно себе представить. Одно из них — знаменитый Городок чекистов. Городок чекистов (или жилой комбинат НКВД) – это комплекс зданий, построенный в 1929—1936 годах в квартале улиц Ленина — Луначарского — Первомайская — Кузнечная. Он является одним из первых в СССР примеров комплексной застройки. Проект городка разработан группой архитекторов под руководством И. П. Антонова, в его основе была идея нового быта людей, объединенных в коммуну. Состоит Городок из 14 корпусов, отдельные здания спроектированы с применением элементов древнегреческих храмов. В пятиэтажных жилых корпусах № 2-8 (построенных в 1932), восьмиэтажных 13 и 14 (1936) расположены 444 квартиры, нумерация сплошная для всего комплекса. В первом подъезде корпуса № 2 квартиры элитные, большой площади (3-комнатные — 97 квадратных метров и 4-комнатные 114 квадратных метров). Корпус 1 — одиннадцатиэтажная гостиница «Исеть» (1933, до войны была общежитием гостиничного типа для молодёжи и малосемейных). Корпус 10 — здание дворца культуры имени Дзержинского (сейчас здание занимает Свердловский Областной Краеведческий музей). Корпус 12 — административный (в нём располагались также медицинские, образовательные и другие учреждения). Во дворе была поликлиника с аптекой, детский комбинат (детский сад и ясли), стоял фонтан. За уличными растениями следил садовник. До войны у некоторых семей чекистов были даже свои домработницы. Размещение зданий на участке определяется их функциональным предназначением. Общественные постройки: здание гостиничного типа с рестораном (первоначально магазином спорттоваров в 1-м этаже) и здание клуба и магазина с кафе-столовой — выходят на проспект Ленина. С основной частью квартала их разделяет обширный двор, предназначавшийся и оборудованный под спортплощадку. С других трех сторон по периметру квартал застроен жилыми домами. Во внутреннем пространстве квартала размещены медицинский корпус и здание детского сада с игровой площадкой между ними. Комплекс развивается по оси север — юг. Планировочные оси зданий, расположенных в глубине квартала членят внутреннее пространство квартала на три благоустроенных и озелененных двора. Восточная и западная стороны квартала застроены симметрично расположенными пилообразными, пятиэтажными корпусами с динамичными горизонтально направленными объемными композициями. П-образные четырехэтажные здания медицинского корпуса и детского сада, организующие внутреннее пространство квартала, имеют более простые объемные композиции. Асимметрична, сложна по объемному построению композиция кареобразного6, пятиэтажного здания клуба и магазина, индивидуальность которому придает выступающий объем лестничной клетки, заключенной в цилиндр. Большую часть застройки квартала «Городка чекистов» составляет жилые дома секционного типа. Они имеют единую фасадную композицию с ритмически повторяющимися вертикальными членениями (выступающие углы, объемы лестничных клеток, эркеры), создающими горизонтальное движение. Фасадные композиции зданий в основном определяются структурой их объемного построения. Применение определенного набора пластических элементов: объемов, эркеров и выявленных лестничных клеток, балконов, поэтажных рядов окон — придает единство фасадным композициям комплекса. Планы зданий представляют собой сочетание прямоугольников разной длины, равных по ширине. Исключение составляют масштабные друг другу планы общественных зданий, имеющие оригинальную конфигурацию. План гостиницы имеет вид подковы, клуба — близок каре и образует внешний административно-хозяйственный двор. Прием смещения объемов зданий относительно красной линии улицы и соединение их торцами способствует увеличению плотности застройки и более рациональному использованию площади участка. Гостиница «Исеть» (1931 год) композиционный акцент комплекса, занимает угловое положение на пересечении крупных городских магистралей и активно участвует в формировании их облика как высотная доминанта. 11-этажный объем гостиницы с подковообразным планом представляет собой полуцилиндр. Композиция главного фасада строится на ритмическом расположении поэтажных рядов окон и вертикальных тяг в виде лопаток. В первом этаже всегда находились помещения общественного обслуживания. Поэтажные планы со 2-го по 10-й этаж составляют жилые помещения по выпуклой (южной) стороне здания и коридора — по вогнутой (северной). Самым полифункциональным в комплексе является здание клуба и магазина. Оно представляет собой сложный четырехэтажный объем с Г-образной конфигурацией плана. Три части объема постройкипоследовательно соединены друг с другом под прямым углом. Две большие части (корпуса 9 и 10) вмещали клуб, 11-й (меньший) — магазин промтоваров. В месте соединения 10-го и 11-го корпусов объем клуба имеет доминирующее над всем зданием кубообразное возвышение в один этаж, четырехэтажный корпус клуба и трехэтажный — магазина связывает небольшой объем в форме вытянутого параллелепипеда. Корпуса зданияобразуют прямоугольный административно-хозяйственный двор, разделенный с пространством улицы высоким ограждением из металлических прутьев на кирпичных столбах. Главный фасад зданиягостиницы «Исеть» асимметричен. Его композиция строится на взаимодействии горизонтальных рядов оконных проемов и вертикали цилиндра лестничной клетки с чередующимися лентами остекления и вертикальными тягами в виде лопаток. Завершается цилиндр глухой стеной. Поэтажные планы постройкианалогичны. Обширные зальные помещения сочетаются с комнатами, сгруппированными по коридорному типу. Четыре 5-этажных корпуса № 2, 3, 4 и 5, размещенные вдоль ул. Луначарского, объединены в пилообразную объемно-пространственную композицию и составляют часть центральной застройки комплекса. Имеют единую фасадную композицию с ритмически повторяющимися вертикальными членениями (выступающие углы, объемы лестничных клеток, эркеры7), создающими горизонтальное движение. Входы в корпуса осуществляются через параллельно расположенные дворовые и уличные подъезды, объединенные попарно одной лестничной клеткой. Строение корпусов секционное, секции 2—4-квартирные. В квартирах комнаты расположены по периметру прихожей, обслуживающие помещения примыкают к лестничной клетке. Пятиэтажные жилые корпуса № 6, 7, 8 возведены в 1932 году. Примыкая друг к другу торцами со смещением, образуют пилообразную композицию, вытянутую вдоль улицы Кузнечной. Композиции фасадов также отражают секционное строение корпусов, разделены вертикалями выступающих объемов лестничных клеток и эркеров. Жилой дом по улице Первомайской, 40, возведен на заключительном этапе строительства комплекса в 1936 году. Здание сложной трехчастной объемно-пространственной композиции с постепенным повышением объемов к центру. Композиция объемов отражает секционное строение дома. Конфигурация плана напоминает букву Z. Композиция главного фасада симметрична, отражает структуру объемного построения здания. Элементы пластики (эркеры, выступающие объемы лестничных клеток) способствуют выявлению объемов-секций. Связь между этажами по лестничным клеткам. Секции двухквартирные. Квартиры четырех-шестикомнатные с двумя сообщающимися коридорами в центре. Кухонь нет. Корпуса отличаются сложностью и выразительностью объемно-пространственного решения. Здание поликлиники построено в 1932 году. Расположено в северной части внутриквартального пространства на значительном расстоянии от окружающей застройки. Объем здания пятиэтажный, П-образный, с усеченными углами. Фасадные композиции симметричны. Северному фасаду придают вертикальную динамику выступающие объемы лестничных клеток. Боковые фасады наделены эркерами с лестничной клеткой между ними. В композиции южного фасада преобладают горизонтальные членения. Поэтажные ряды оконных проемов ритмично членятся шестью эркерами. Здание детского сада и яслей, расположенное внутри квартального пространства между спортивной и детской игровыми площадками, построено в 1933 году. Объем здания близок к параллелепипеду. Фасады здания асимметричны, строятся на взаимодействии вертикальных и горизонтальных членений (выступы объемов лестничных клеток и горизонтальные ряды оконных проемов). Поэтажные планы идентичны. Помещения расположены по сторонам коридора. Подразумевалось, что советскому человеку - человеку новой формации должны быть чужды такие мещанские вещи, как приготовление пищи и стирка. А потому в новых просторных квартирах не предусматривалось кухонь – женщин освобождали от домашних забот. Питаться жильцам предлагалось в столовой для чекистов. Также во дворах были построены специальные фабрики-кухни и прачечные. Каждый день домохозяйки со специальными судочками спускались в эти пищекомбинаты и набирали еды для своих домочадцев. Условия жизни соседствовали с жестким режимом: на вход и въезд на территорию было необходимо получать специальный пропуск, посторонних сюда не пускали, специальные пропуска требовались даже на проносимые за ограду чемоданы. В период строительства городка вся территория была окружена высокой оградой и охранялась как секретный объект. До сих пор неизвестно куда ведут подземные коммуникации или же проходы, построенные под видом коммуникаций, которые так запутаны и разветвлены, что в них даже опытному работнику коммунальных служб легко заблудиться. Именно с подвалами Городка чекистов и связаны многочисленные городские легенды. Есть мнение, что в подземельях допрашивали и расстреливали репрессированных, однако старожилы уверяли: в подвалах жили дворники, кочегары, уборщицы, там находилась и котельная. Сегодня часть подземных ходов затоплена. А во многих квартирах сделана перепланировка: добавлены кухни, расширены санузлы, квартиры приобрели современный вид. В течение многих лет здание гостиницы «Исеть», высотной доминанты Городка чекистов, оставалось неформальным символом города, в тридцатых годах на международную арену вышла испанская почтовая марка с ее изображением. Сейчас комплекс целиком внесен в реестр архитектурных памятников как яркий образец советского конструктивизма, а, значит, Городок чекистов может по праву называться символом конструктивистского Екатеринбурга. Правда, капитального ремонта он так за 80 лет ни разу и не увидел. |
Заключение
«Ждет у ворот меня моя березка, У проходной, вечернею порой... Пройдем, пройдем по улицам Свердловска Июльской ночью, ночью голубой.»
Е. Хоринская8 «Песня о родном городе»
В наши дни очень много говорят о необходимости воспитания в себе патриотизма и любви к Родине, о том, что нужно знать историю родной страны, города и гордиться ей. И это неспроста: проведенное мной исследование доказало, что историю города Екатеринбурга молодые люди знают очень поверхностно, такого не должно быть. Нам есть чем гордиться, Екатеринбург имеет богатую историю, он уникален с точки зрения архитектуры.
Для того, чтобы подтвердить свои слова, я хочу предложить пешую экспресс-экскурсию по Городку Чекистов.
Начнем знакомство с историей родного города со входа во внутренний двор городка со стороны улицы Луначарского. Мы находимся напротив гостиницы «Исеть», которая на данный момент временно не работает. В 2015 году «Исеть» была выбрана площадкой для Уральской индустриальной биеннале9. С этого момента интерес к истории Городка чекистов начал возрастать.
Если заглянуть внутрь здания гостиницы, можно увидеть современно оформленный холл, информационную стойку. Но, поднявшись наверх, можно обнаружить, что здание нуждается в реставрации, хоть его состояние и оценивается как «удовлетворительное».
Теперь зайдем во двор. Перед нашими глазами сразу же предстанет причудливо раскрашенная стена дома напротив, бывшего детского сада и яслей.
Обойдем двор по кругу и по пути зайдем в гости к нескольким жителям Городка.
Во всех подъездах увидим облицованный мелкой плиткой пол и массивные перила. В одном из подъездов расположился настоящий музей свободного искусства: в 2009 году сразу несколько авторов расписали подъезд картинами в стиле кубизма, импрессионизма, авангарда.
Если зайти внутрь квартиры, можно заметить одну общую особенность: кухни в квартирах маленькие и располагаются в коридоре, так как «встраивали» их уже в послевоенное время, ведь до этого жители питались в столовой. «Человек заболел, звонит в столовую, ему приносят обед на дом. Могут оставить заказ в магазине. Мы жили как при коммунизме»10, - рассказывали старожилы.
Также обращаем внимание, что в некоторых квартирах еще остался настоящий деревянный паркет, уложенный здесь еще при самых первых жильцах Городка чекистов.
Покинем Городок у Театр-студии на Проспекте Ленина 69/8. Повернем направо и пройдем вдоль улицы Кузнечной, рассматривая по пути пилообразные фасады домов Городка чекистов.
Свернем направо на Проспекте Ленина 69/10, пройдем еще немного и остановимся у клуба имени Дзержинского, ранее – сердца публичной жизни обитателей Городка чекистов (ныне Краеведческого музея). Изначально в клубе было два зала – один большой актовый, и упоминается ещё "уютный зал" под крышей ДК. В здании располагались столовая, два пионерских клуба, военторг и окружной универмаг, базировались две хоккейные команды, которые были в городке чекистов, музыкальный детский коллектив и авиамодельные кружки. Зайдем внутрь и рассмотрим знаменитую мраморную винтовую лестницу, которая, вопреки правилам, закручена против часовой стрелки. Посмотрев на потолок, увидим большую пятиконечную звезду – символ социализма.
Экскурсия окончена.
Формат экспресс-экскурсии выбран мной неслучайно. Такая экскурсия длится совсем недолго, но позволяет увидеть и узнать многое об архитектуре родного города, почувствовать себя настоящим жителем Екатеринбурга, знающим его историю, культуру и гордящимся им.
Я уверена, что наш город, объявленный ЮНЕСКО заповедником конструктивизма, может привлечь иностранных туристов, поэтому в моей работе представлены фрагменты экскурсии на иностранном языке (см. Приложение №5).
В последнее время интерес к стилю конструктивизм возрастает, и подобные экскурсии проводятся чаще, устраиваются выставки, посвященные этому стилю, выходят книги о нем. И это замечательно, это значит, что мы не желаем забывать историю своего города и не хотим, чтобы такие ценные памятники архитектуры как, например, Городок чекистов, Городок юстиции, спорткомплекс «Динамо» и множество других, возможно, менее известных, но не менее значимых построек исчезли с лица Земли. Мы хотим знать больше о культуре и истории Екатеринбурга, своей Малой Родины. Мы стремимся познавать родной край, чтобы гордиться и дорожить им еще больше. Так рождается настоящий патриотизм – преданность своей единственной и горячо любимой Родине.
Библиография
1.Гладкова И. М. 25 екатеринбургских тайн. Очерки. – Екатеринбург: 2003. – 220 с.: ил.
2.Крживицкая Е.Э., Сергеев А. Ю., Аллахвердиева Н.Б. Художественная культура Урала: Книга для чтения в старших классах общеобразовательной школы. – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2003. – 248 с.:ил.
3.Погодин С. А.История, тайны и легенды «Дома чекиста» в воспоминаниях, фотографиях и документах. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2016. – 48 с. (сер. «Дом в истории. Истории в доме»).
4. Гудова М. «Памятники, которых нет», ж. Zaart, № 16, 2008. / Дек. 2007-Март 2008. – С. 46-50: ил.
5. Седьмые Татищевские чтения. Доклады и сообщения. – Екатеринбург, 17-18 апреля 2008 г. / Под ред. С.П. Постникова. Екатеринбург: ИИиА УрО РАН, 2008. 582 с.
6. Энциклопедический словарь юного художника
Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. – М., Педагогика, 1983. – 416 с., ил.
7. Токменинова Л. «Дом Уралоблсовета» Моисей Гинзбург, Александр Пастернак
8. Берсенева А. Конструктивисты и чекисты – ж. «Урал» № 6, 2000, стр. 5- 8.
Электронные ресурсы
http://zzaharr.livejournal.com/69280.html
http://ural-n.ru/p/gorodok-chekistov.html
http://biblio28.ru/kraevedenie/pamyatnyie-mesta/belaya-bashnya.html
http://www.ruskompas.ru/users/0/blog/36.shtml
http://www.arkur.ru/pamatniki_istorii/kompleks%20zdanii%20gorodok%20chekistov.html
Приложение №1
«Фотографии»
Схема планировки генерального плана Большого Свердловска(группа архитекторов под руководством С.Домбровского,1930 г. неосуществлённый проект)
Квартиры «эффы» (ячейки типа F)
Генеральный план, фасады зданий и планы комплекса Городка чекистов
План первого этажа гостиницы «Исеть»
Спорткомплекс «Динамо»
Дом-улитка
Почтамт
ФГБУ НИИ ОММ
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
«Фрагменты экспресс-экскурсии на английском языке»
«Если зайти внутрь квартиры, можно заметить одну общую особенность: кухни в квартирах маленькие и располагаются в коридоре, так как «встраивали» их уже в послевоенное время, ведь до этого жители питались в столовой. «Человек заболел, звонит в столовую, ему приносят обед на дом. Могут оставить заказ в магазине. Мы жили как при коммунизме», - рассказывали старожилы.»
«If we walk into the flat, we see one common feature: kitchens are small and situated in corridors, because they were embedded in flat after war. Before that, dwellers used to eat in canteen. «Someone is sick, he rings to a canteen, and food is delivered to him. We lived like in a communism», old residents said.»
«Изначально в клубе было два зала – один большой актовый, и упоминается ещё "уютный зал" под крышей ДК. В здании располагались столовая, два пионерских клуба, военторг и окружной универмаг, базировались две хоккейные команды, которые были в городке чекистов, музыкальный детский коллектив и авиамодельные кружки. Зайдем внутрь и рассмотрим знаменитую мраморную винтовую лестницу, которая, вопреки правилам, закручена против часовой стрелки. Посмотрев на потолок, увидим большую пятиконечную звезду – символ социализма.»
« Initially, there were two halls in the club –an assembly hall and a «cozy hall» under the roof of house of culture was mentioned. In the building, there were a canteen, two pioneers’ clubs, a military store, a department store. Also two hockey teams, a children musical collectivity and aircraft modeling hobby groups were based there. Let’s go inside: we’ll see a famous marble spiral staircase which, despite rules, goes contrary to hour hand. While looking at the ceiling, we can see a big five pointed star – a symbol of socialism.»
1 Якуб Колас (настоящее имя – Константин Михайлович Мицкевич, 1882-1956) — белорусский советский писатель, поэт, переводчик
2 Гудова М. «Памятники, которых нет», ж. Zaart, № 16, 2008, c.47
3 Влади́мир Евгра́фович Та́тлин (28 декабря 1885 — 31 мая 1953) — русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра, один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник конструктивизма
4 Лофт — переоборудованная под жильё, мастерскую, офисное помещение или площадку для мероприятий верхняя часть здания промышленного назначения (фабрики, завода, склада)
5 Ар-деко (арт-деко) – течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи, представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы
6Каре – в архитектуре — планировка зданий замкнутым четырехугольником вокруг внутреннего двора
7 Эркер – часть внутреннего объема здания, вынесенная за пределы его наружных стен и выступающая на фасаде в виде закрытого балкона
8 Елена Хоринская (настоящее имя – Елена Евгеньевна Котвицкая, 1909-2010) – советская и российская поэтесса, писатель, переводчик
9Биеннале — художественная выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года
10 Конструктивизм Екатеринбурга / фотоальбом-путеводитель, под ред. Сучкова Н., 2015, стр. 7