РУССКИЙ КОСОКЛИННЫЙ САРАФАН: В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РУССКИЙ КОСОКЛИННЫЙ САРАФАН: В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Кадырова М.А. 1
1
Ефимова Ю. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Этот проект начался для меня с уроков музыки. Вот уже несколько лет я занимаюсь в музыкальной школе, в том числе по классу вокала. А с началом нового учебного года у меня добавились занятия по народному вокалу. Мне очень нравятся выступления других учеников класса народного вокала. У них такие красивые костюмы - яркие и красочные, словно из сказки. Мне тоже надо было сшить костюм для выступлений и мы сели за работу.

«А какой должен быть костюм?» - спросила я у мамы. Моя мама интересуется этой темой и немного рассказала мне о том, что существует несколько разновидностей русского традиционного костюма. Оказалось - это очень интересная тема. Костюмы были разные: они отличались не только по местностям и губерниям, но и также по возрастам людей, их носивших. Дополнительные подробности пришлось искать самой. Это было первой серьёзной задачей: изучить историю русского традиционного костюма (я остановилась на женском варианте) и понять как он развивался.

Насколько оказалась богатой традиция русского костюма, настолько она оказалась и печальной. Многие годы эта традиция была прервана: мы не практикуем ношение традиционного костюма как, например, в Шотландии или Японии, а как бы было здорово!

Я попыталась выбрать подходящий для себя костюм. Итак, мне 10 лет, я девочка и мне нужен традиционный костюм. Что может быть лучше, чем сарафан!

Однако, оказывается, что существовало несколько видов сарафанов: прямые, круглые и … косоклинные. Именно его я выбрала в качестве своего концертного костюма. И тут передо мной встала вторая задача - понять, каким образом его шили. Для этого пришлось изучать вещи по музейным фотографиям, пытаться понять - почему сделано было так, а не иначе, сверяться с книгами и исследованиями учёных.

В итоге, объектом моего исследования стал косоклинный сарафан как самый архаичный предмет русского традиционного костюма, а предметом исследования стало изучение особенностей кроя и пошива сарафана, формирование его образа под влиянием особенностей своего времени (технологических, материальных, культурных и т.д.). Целью исследования стало создание сарафана для концертных выступлений на основе полученных знаний о традиционном русском костюме.

Актуальность этой темы для меня очень понятна. Традиционный костюм страны - это неотъемлемая часть культуры и истории. А я хочу быть образованным и развитым человеком. Быть таковым без знаний истории своей страны - не возможно.

Чтобы получить нужную мне информацию я буду использовать следующие методы исследования:

  1. теоретические - прочтение статей, изучение книг, публичных лекций исследователей традиционного русского костюма.

  2. эмпирические - походы в музеи и изучение подлинных предметов традиционного русского костюма, применение на практике методов кроя, шить и обработки, изучение способов декорирования костюма - например вышивки.

По итогу исследования мне предстоит определить и обобщить следующим моменты:

  1. Сформировать представление об истории формирования русского традиционного костюма;

  2. Сформулировать основные принципы строения косоклинного сарафана: как и почему он получил известный всем образ.

  3. На основе полученных знаний постараться сшить при помощи взрослых для себя красивый косоклинный сарафан.

Основная часть.

Глава 1. История русского традиционного костюма.

Итак, первым шагом в изучении русского традиционного костюма стало изучение книг по его истории. Оказывается, судьба его была достаточно печальна. Начнем с того, что попробуем разобраться в том, что такое традиция. Традиция - это то, что не прерывается, что длится достаточно долго по настоящего момента времени. Но история русского костюма несколько раз прерывалась почти полностью. Впервые русский традиционный костюм оказался под угрозой при Петре Первом. Петр, вернувшись из Европы, своим указом запрещает ношение традиционного костюма, отрубает бороды боярам и приказывает переодеваться в европейское платье всем, кроме крестьянства. Только в деревнях остаётся эта нить традиционного костюма и только там нам следует искать его корни.

После реформ Петра I европейский костюм очень прочно входит в повседневный обиход дворянского общества. Его носят при дворе, в обществе, дома. Ситуацию пытается изменить Екатерина II. Она была по происхождению немкой, но очень хотела стать как можно более русской, чтобы познать все традиции и править государством лучше. Она вводит в обязанность придворным дамам ношение традиционного платья. Специально для этого был разработан вариант сарафана, который был, конечно, не совсем правдоподобный и имел налет тогдашней французской моды, но все же был узнаваемо традиционным русским сарафаном. Для себя Екатерина II также заказывает сарафаны и сохранилось даже ее портреты в них (см. Приложение 1).

Годы жизни Екатерины II 1729-1296. Поэтому можно сказать, что первый всплеск интереса к русскому костюму пришелся на 18 век. После Екатерины, ее сын Павел I отменил русское платье, т.к. был воспитан на традициях Петра I. А вот внук Павла I Николай I наоборот, издал указ о введении в обиход нового придворного «русского платья с кокошником». Годы жизни Николая I 1796-1855 гг. На время его правления пришлась Отечественная война 1812 г. Это было время патриотических настроений и, следовательно, очередной всплеск интереса к традиционному костюму. Очень часто представителей высшего сословия можно было встретить в стилизованных нарядах с элементами традиционного русского костюма: кокошниками, галунами на платьях с застежкой по центру переда.

Николай I навел радикальный порядок в придворном костюме. Его указ не просто вводил в обиход новый вид придворного платья, он обязывал придворных фрейлин носить эту одежду на мероприятия и по особым случаям.

Интерес к традиционному костюму, пускай и немного в театральном виде, поддерживали представители творческой интеллигенции того времени. Например- художники. Самым известным живописцем русской красоты был Константин Маковский, автор таких известных полотен как «Барышня у окна» (приложение 2) или «За чаем».

Константин Маковский был обладателем большой коллекции традиционных костюмов. У него в мастерской хранились вещи из разных губерний. Все они были очень красивые. Маковский был популярным живописцем и на своих полотнах в традиционных костюмах отражал не вымышленных персонажей, а реальных людей. Это были в основном жены состоятельных мужей, промышленников, купцов, которые могли оплатить картину популярного художника. Его портреты ценились и были очень востребованы.

В своих работах Маковский создавал образ «боярской старины». Той допетровской эпохи, о которой осталось так мало свидетельств, что её стали романтизировать.

Императорская семья Романовых также старалась популяризировать русский традиционный костюм. Так, в 1903 состоялся самый знаменитый бал Российской Империи, приуроченный к 290-летию дома Романовых. Последний бал перед революцией был посвящён русскому традиционному костюму. Княгини и придворные дамы шили себе специально для этого бала сказочные наряды. Главным художником и волшебником этого бала был живописец Сергей Сергеевич Соломко. Костюмы, созданные по его эскизам были роскошными нарядами эпохи царя Алексея Михайловича - второго царя династии Романовых (17 век). Со старинного фото (см. Приложение 3) на нас смотрят боярышни в костюмах необычайной красоты. На каждой из них головной убор, расшитый жемчугами и каменьями и платья, покрытые драгоценными кружевами. Императорская чета также была обличена в костюмы этой эпохи (см. Приложение 4).

В конце 19 века интерес к русскому костюму возник уже не только в дворцовой среде, но и среди горожан, простых обывателей. Стал появляться так называемый костюм в «русском вкусе». Это был стилизованный наряд, не имевший практически ничего общего с традиционным костюмом. В комплекс такой одежды входило 2 предмета: блузка и передник. Оба эти предмета были богато украшены вышивкой и кружевами, выполнялись они на натуральных тканях и основными цветами были синий, красный, белый, натуральный цвет (бежево-серый).

Эту одежду носили представители среднего класса. Очень часто они сами ее и выполняли. Это было предметом особой гордости - показать мастерство рукодельницы, выполнив особо красивую вышивку или связав не такое как у всех кружево для своего наряда. В это время как раз и появился простой стежок, который известен и по сегодняшний день - это обычный крестик.

Популярность этих нарядов поддерживалась производителями разных товаров, например предметов для личной гигиены. Так, например, фирма француза Генриха Брокара, производившая самые популярные и дешевые сорта мыла «Народное» и «Сельское» начинает печатать на обратной стороне обертки схемы популярных узоров для вышивки крестиком. Иногда узоры не печатались на упаковке, а вкладывались в виде листовок («премий») в товар. Такие премиальные узоры были очень популярны и получили очень широкое распространение, т.к. это мыло пользовалось спросом повсеместно. Фабрика, просуществовала до революции 1917 г., а вместе с ней и интерес с такому городскому костюму.

А что же было в это время в деревне?

В крестьянской среде традиции всегда играли очень большую роль. Одежда была отражением людей: их возраста, положения в обществе, состояния, статуса. Посмотрев на костюм можно было сказать о человеке почти все, вплоть до конкретной деревни, в которой он родился.

По костюму понимали, что девушка готова к замужеству и даже сколько у неё старших сестер. Известен факт, что младшие сестры не могли выходить замуж до тех пор, пока не выйдут замуж их старшие сестры. Поэтому девушки нашивали на подолы своих сарафанов цветные ленты. Количество ленточек соответствовало количеству старших сестер, которые ещё не вышли замуж. Как только кто-то из сестер выходил замуж - ленту спарывали.

Одежда была своеобразным отражением финансового состояния семьи. Чтобы показать свое состояние и удачно выдать дочь замуж девушку наряжали в лучшие наряды. Как правило эти наряды собирались и пошивались очень долгое время и даже передавались от поколения в поколение. Это могли быть дорогие парчовые сарафаны, рубахи расшитые необычайно искусными узорами, головные уборы, расшитые настоящим жемчугом и покрытые шнуром из золотных нитей. Все эти наряды стоили очень дорого. Один сарафан мог стоить как корова, поэтому это на самом деле был показатель финансового состояния семьи.

Городская мода, безусловно, оказывала сильно влияние на традиции одежды сельских жителей. В костюмы вносились новые материалы, новые предметы одежды и .т.д. Чем ближе деревня находилась к городу или торговым путям (центрам), тем большее влияние городские моды оказывали на традиционный русский наряд, однако сарафан и по сей день остается самый узнаваемым и самым «русским» из всех предметов традиционного костюма. Образ сарафана используется в театральных постановках, на официальных мероприятиях и в костюмах фольклорных коллективов.

После революции 1917 г. интерес к русскому традиционному костюму угас. С одной стороны это было обусловлено сложностью времени. Разруха и голод заставляли людей думать не о нарядах, а о выживании. С другой стороны, было целенаправленно проводилась политика искоренения традиций русского костюма, чтобы обезличить нацию. Ведь народом, который не знает своих традиций - очень просто управлять.

Глава 2. История сарафана.

Слово «сарафан» имеет иранские корни. «Сарап» или «сарапа» означало буквально «платье без рукавов». Похожая одежда получила распространение не только на Руси, но также и в странах Скандинавии и в Европе (Центральной, Восточной, Северной). Однако, прижился сарафан и стал ключевым элементом традиционного русского костюма только у нас.

Интересный факт - сначала сарафан был мужской одеждой и только потом перешел в женский гардероб.

Первое упоминание о сарафане можно встретить в Никоновской летописи (14 век). Похожая по крою одежда называлась ферязь - это было платье с глухим воротом и длинными рукавами.

Выделяют четыре разновидности сарафанов.

Глухой сарафан. Этот сарафан имеет много имен: «саян», «ферязь», «дубас», «шушун» и т.д. Основной особенностью этого сарафана является одно центральное полотнище спереди и сзади. Очень часто это на самом деле был один кусок ткани с перегибом. В центре делали отверстие для ворота. Оно было небольшим и имело небольшой надрез на груди с застежкой под пуговицу или под тесёмочки. Ширина юбки получалась за счет вставки по бокам широких клиньев, скошенных к верху. Зона распространения этого сарафана - вся Европейская часть России, Урал, Сибирь.

Косоклинный сарафан. Самый красивый и искусно украшенный из всех сарафанов. Особенность кроя этой разновидности сарафана состояла в том, что спереди использовались 2 прямых полотнища, а сзади одно. Ширина юбки достигалась за счет добавления в бока высоких клиньев и подклинков, скроенных по косой. Косоклинный сарафан мог иметь в центре распах (короткий или во всю длину сарафана), а мог быть глухим (т.е. иметь в центре шов. По центру сарафан обычно украшался красивыми галунами - кружевными и вышитыми лентами. Центральные и заднее полотнища соединялись на плечах при помощи лямок. Зона распространения этого сарафана Северозападные губернии (Новгород, Псков), Алтай, Сибирь, Восточная Латвия.

Круглый или прямой сарафан. Также имеет имя «московский». Выглядит он как широкая юбка, которая начинается с уровня выше груди. Юбка на сборках и соединена с лямками. Сарафан получил наибольшее распространение из всех видов в середине 19 века. Он был в обиходе в большинстве крестьянских селений России.

Сарафан с лифом. Этот сарафан стал прообразом платья без рукавов. Он состоял из двух частей: верхняя - лиф, прилегающий плотно к груди и нижняя - широкая пышная юбка в сборку. Этот сарафан получил распространение в центральной части России.

Вид каждого из указанных сарафанов можно посмотреть в приложении 5.

Сарафаны шились из совершенно разных материалов. Для ежедневного ношения могли использовать домоткань - т.е. ткань собственного изготовления. Это могла быть ткань из шерсти или льна. Известна так называемая пестрядь - грубая ткань из льняных или хлопчатобумажных пестрых ниток. Ее также часто использовали для изготовления сарафанов для повседневной носки.

Другое дело праздничный сарафан. Для таких сарафанов использовались роскошные богатые привозные ткани, такие как парча и шелк. Шелк был особо популярен. Настолько, что в конце 19 века его стали производить отечественные мануфактуры. Центром такого производства был Коломенский уезд, город Коломна.

Сарафанные ткани были очень ярких расцветок и поражали броскими узорами (чаще цветами).

Глава 3. Пошив сарафана. Нюансы кроя и отделки, сформированные традиционными технологиями.

Итак, для своего костюма я выбрала косоклинный сарафан. Именно так я представляла его себе по картинам и иллюстрациям из книг.

Из книг и источников в интернет я узнала, что шился он особым образом. Общий силуэт любых разновидностей косоклинных сарафанов - это форма. Она была трапециевидная. Основу сарафана составляли прямые полотнища: два спереди и одно сзади. Но зачем они нужны, такие узкие полотнища? Ведь можно взять сразу широкие и не сшивать понапрасну.

Ответ оказался прост - раньше ткани, которые использовались для пошива сарафанов были очень узкие. Средняя ширина ткани в рулоне была 60 см, а если мы говорим о домоткани - то 30-35 см. Поэтому и крой строился на основе узких полотнищ.

Центральный шов на косоклинном сарафане имел особую функциональность. Сарафан мог иметь в этом месте распах - т.е. он мог расстегиваться. Распах мог быть коротким, а мог быть во всю длину. Если между центральными полотнищами стык был зашит, то такой сарафан назывался глухим. В любом случае, центральная вертикаль на передней части сарафана была особой осью для нанесения украсов, т.е. украшений. Вдоль этой оси нашивали кружевные галуны, расшитые золотными нитями и бусинами (в том числе и жемчужными). Также сарафаны украшались нашитыми полосами из ткани, лентами, кружевом, позументами, шнурами и пуговицами. Помимо распаха сарафана украшались также подол (допускалось даже несколько уровней украшений), верх сарафана и проймы.

Ширину юбки создавали при помощи клиньев - это были клинья, в основании которых была собственно ширина прямоугольных полотнищ, а в высоту они были как высота прямоугольных полотнищ. Скроены они по косой. Именно от этих клиньев сарафан и получил своё название - косоклинный.

Таких клиньев могло быть сколько угодно. Известны случаи, когда ширина подола сарафана достигала 8-10 метров. Вот это была красота!

Клинья вшивались всегда расширением к низу, но иногда на фото встречались очень интересные клинья. Они были вшиты в бок верх ногами, т.е. широкой стороной не к подолу, а к груди. Вся их ширина была убрана в мелкие сборки, «боры». Функциональное назначение этих клиньев в том, что с их помощью могли регулировать размер сарафана. Сарафаны шили себе девочки, когда собирали приданое. Они тогда не могли точно знать свои размеры после замужества и рождения детей. И если им требовалось увеличить сарафан в размере - единственное, что надо было сделать - это подпороть обшивку сарафана в месте подмышечной впадины, распустить боры, сделать их не такими частыми, надставить обшивку и подшить маленький её участок. Все, дело сделано.

Косоклинный сарафан начинался на уровне выше груди. Удерживать его там помогали лямки. Задняя часть сарафана (хвост), получался очень тяжелым, ведь именно сзади собирался весь объём сарафана, составленный из бесчисленных клиньев. Спереди кроили прямые лямки (иногда широкие, а иногда узкие). А вот сзади очень часто использовали деталь, которая называлась «лягушка» или «вилка». Это соединенные в центре спицы лямки в одну деталь. Эта «лягушка» тоже имела очень конкретное практическое применение: она не давала лямкам сползать с плеч.

Юбка сарафана и лямки не просто так соединялись друг с другом. Их соединяла ещё одна деталь, которая называла «талия» или «талийка». Это узкая полоска ткани, выкроенная по долевой. Талия являлась своеобразным фиксатором и дополнительно помогала лямкам удерживать тяжелый хвост.

Сарафан обязательно имел подкладку. Ткани на подклад могли быть разными - от самых простых до шелковых. Подклад состоял только их прямых полотнищ - двух спереди и одного сзади. Эти полотнища приметывались к основным полотнищам сарафана (с изнанки длинный стежок, с лицевой стороны - мелкие точки) и таким образом получался дополнительный каркас для основных деталей сарафана.

Открытые края лямок и талии обрабатывались простыми бейками, скроенными не по косой как это делается сейчас, а по прямой. Вспомните, что ткани были очень узкие. Страшно представить, сколько бы ушло драгоценного материала, если бы эти бейки кроили по косой. Прямая бейка также придаёт конструкции дополнительную жесткость, а это, учитывая тяжесть материи сарафана, было очень необходимо.

Подол сарафана также отделывался прямой бейкой. Иногда её вырезали из другой, более дешевой ткани, но никогда из более дорогой.

У бейки на подоле также было вполне определенное назначение: она помогала защитить драгоценную ткань сарафана от износа. Сарафаны обычно шили в пол и поэтому ткань, не защищенная отделкой, очень быстро истиралась. А если отделочная бейка придет в негодность - это не беда. Хозяюшка сарафана спарывала изношенную бейку, нашивала новую и сарафан был обновлен.

Вот эти и наверняка многие другие секреты хранит в себе русский косоклинный сарафан.

Не будем забывать о том, что сочетать этот сарафан надо было с определенной одеждой и уборами. Все вместе это называется - «традиционный комплекс русской одежды с косоклинным сарафаном».

Итак, с чем же носили косоклинный сарафан.

Во-первых это была рубаха. Рубаха является главным предметом женской одежды. У девочек и старух это был единственный предмет домашней одежды. Рубаха - это была первая одежда, которую получал чуть подросший ребенок. Рубаха была и последняя одежда, в которой хоронили.

Рубаха - это самая ближняя к телу одежда. Ей придавали особый смысл - силу оберега. А обережную мощь рубахе придавала вышивка. Она была обязательна по подолу рубахи и по традиции служила защитой от темных сил.

Основа рубах (стан) шилась из прямых полотнищ. Также использовали плечевые вставки - полики. На оплечье (полик и верх рукава) наносили цветовой или орнаментальный узор (часто это была вышивка).

Обязательным элементом комплекса к косоклинным сарафаном был пояс. Выходить из дома без него, распоясанным было не прилично. Пояс также создавался вручную по традициям ткачества конкретной местности. У человека могло быть два пояса: один видимы поверх одежды, а второй нательный, полученный им при рождении. Пояса очень строго охранялись и береглись, т.к. им также приписывали защитную силу.

Обязательным элементом комплекса с косоклинным сарафаном был головной убор: кокошники, девичьи повязки, кички, сороки - выбор убора зависел от губернии и статуса женщины. Например молодые девушки, которым разрешалось показывать косу, могли носить головные уборы, не полностью покрывающие голову - например повязки. А вот замужним женщинам нельзя было показывать волосы, поэтому они вбирали уборы, которые полностью закрывали волосы. Например это могли быть кокошники (т.к. они всегда шли с особой шапочкой сзади), кички или сороки.

Обязательным элементом также были шейные и нагрудные украшения.

Вот такая замечательная история косоклинного сарафана.

Заключение.

В ходе работы над этим интереснейшим исследовательским проектом мне удалось выполнить все поставленные перед собой задачи:

  1. Изучить материал по истории русского традиционного костюма и составить представление об основных вехах его развития. Теперь я знаю, как нелегко складывалась его судьба и насколько драгоценно для нас знание истории родного костюма и сохранение традиций.

  2. Найти классификацию разновидностей сарафана, как самого известного предмета русского традиционного костюма. Это мне удалось. Я нашла удобную классификацию с наглядным представлением кроя. Это помогло мне разобраться и в дальнейшем я смогу узнавать разновидность сарафана в конкретной вещи.

  3. Ну и наконец, выполненные мной задачи помогли мне реализовать на практике свои знания. Мой концертный сарафан приближен к традиционному по технологии кроя и пошива. Этому также способствуют и знания о том, как и с чем правильно этот сарафан носить. Вместе с традиционными предметами, такими как рубаха, пояс, головной убор, украшения мой наряд очень гармонично смотрится со сцены и не выглядит чужеродным предметом.

В этой сложнейшей работе мне помогали все заявленные методы исследования: и теоретические и эмпирические. То, что не совсем было понятно в книгах было осмыслено во время работы и наоборот, на некоторые сложные вопрос отделки ответы были найдены при прочтении книг и прослушивании лекций исследователей - искусствоведов и этнографов.

Библиографический список.

  1. Костюм в русском стиле. Городской вышитый костюм конца XIX - начала XX века. (Составление Людмилы Скляр. Вступительное слово Дарьи Разумихиной) - М.: ООО Бослен, 2015.

  2. Черноморец А.Д. Секреты старинного шитья. Энциклопедия вышивки. - М.: ООО Печатная слобода, 2014.

  3. Стасов В.В. Русский народный орнамент. Учебное пособие. - М.: Планета музыки, 2016.

  4. Горожанина С. Русский народный свадебный костюм. - М.: Культура и традиции, 2004.

  5. Ефимов А.В., Белгорская Р.М. Русская вышивка и кружево. - М.: Изобразительное искусство, 1982.

  6. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. - М.: Советская Россия, 1990.

  7. Маслова Г.С. Орнамент русской вышивки. - М.: Наука, 1978.

  8. Черноморец А.Д. Вышивка в современном костюме. - К.: Реклама, 1987.

  9. Черноморец А.Д. Ажурная вышивка и игольное кружево. - К.: Час, 1992.

  10. Группа «Русский традиционный костюм» https://vk.com/trad_costume

  11. Группа Студия традиционного костюма «Русские начала» https://vk.com/club13366851

  12. Лекция Андрея Скаткова «Архитектоника и реконструкция северного косоклинного сарафана» https://www.youtube.com/watch?v=AAMUIg3vMLg

  13. Лекция Андрея Боровского «Комплекс Шабельской»: вехи мифологизации народного костюма в XX веке. https://www.youtube.com/watch?v=2xme-rUt168&t=2437s

  14. Лекция Андрей Боровского «Традиционный костюм в круге жизни русского человека» https://www.youtube.com/watch?v=PRDXkMXTdmE

Приложение 1. Неизвестный художник. Портрет Екатерины II в русском наряде.

Приложение 2. Константин Маковский. «Барышня у окна».

Приложение 3. Фото гостей императорского бала-маскарада 1903 г.

Приложение 4. Фото императорской четы Николая II и Александры Федоровны с бала 1903 г.

Приложение 5. Разновидности традиционного русского сарафана.

Приложение 6. Мой косоклинный сарафан для выступлений.

Просмотров работы: 1363