Я занимаюсь в вокальном ансамбле «Радуга» микрорайона Пролетарский. Пою русские народные песни с 4 лет. С удовольствием принимаю активное участие в многочисленных конкурсах и концертах на территории района, города Перми и всего родного Пермского края. Каждый раз радуюсь и удивляюсь, что старинным напевам и народным песням слушатели рады и сегодня, в 21 веке! При разучивании песен мне встречается много устаревших и непонятных слов. Чтобы понять смысл этих слов, мы с мамой обратились к различным словарям.
Особое место в творчестве каждого народа занимает песня. Она сопровождает человека от колыбели до смерти. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё это находило и находит отражение в народных песнях. Отсюда – богатство и многообразие жанров русской народной песни.
Содержание и характер народной песни определялись историческими условиями и бытом простых людей.
Народная песня наиболее доступна для восприятия людей, т.к. музыкальные образы раскрываются и в словах песни, а выразительная мелодия близка людям по своему характеру. Изучение народной песни воспитывает у людей восприятие всего комплекса выразительных средств, раскрывающих тот или иной музыкальный образ. Целенаправленная работа над восприятием русской народной песни заставляет людей активно мыслить, вызывает в их сознании соответствующие образы, понятия, представления, эстетические чувства, учит любить и понимать народную музыку, побуждает интерес к прошлому своего народа.
Благодаря знакомству с различными видами русского народно-песенного творчества люди более глубоко проникают в образный мир произведений не только русских композиторов-классиков, но и современных композиторов. Нравственный смысл, мотивы и идеи, заложенные в русской народной песне, обладают огромной воспитательной силой.
Слушая старинные русские песни, мы можем многое узнать о прошлом нашего народа. В песне народ выражал свои радости и печали, мечты о счастье, воспевал великие битвы, подвиги героев-богатырей, рассказывал о труде, о событиях личной жизни.
Народная музыка проста и выразительна, она отличается большими художественными достоинствами. Композиторы всех времен и народов внимательно изучали народную музыку и на её основе писали свои произведения, которые мы любим и ценим.
Как же складывались русские народные песни? Каждая народная песня имела своего создателя – талантливого певца из народа. Но его имя затерялось в глубокой древности. В те времена, когда еще не было нотной записи, песни просто передавались друг другу устно. Каждый певец вносил что-то своё, по-своему изменял мелодию. Поэтому песни становились как бы произведениями коллективного творчества.
Народные песни делятся на несколько групп: хороводно-игровые, плясовые, протяжные, трудовые, лирические.
Цель работы: Найти объяснение исторических слов в текстах русских народных песен,
Объект исследования: русские народные песни.
Предмет исследования: устаревшие и непонятные слова в песенных текстах.
Задачи:
Узнать, где берёт начало русская народная песня.
Составить словарь устаревших песенных слов.
Проследить развитие, основные вехи истории и значимые события народа можно, прослушав музыкальные композиции, принадлежащие к разному времени. Это позволит уловить самые важные мотивы в народном творчестве, которое передает всю глубину переживаний, страданий, радостей и побед в разные столетия.
Особенное значение имеет не столько музыка, сколько слова песен.
В этом, прежде всего, отличие русской музыкальной культуры с давних времен.
Изучить уровень понимания старинных слов и текстов народных песен у современников(одноклассников, родителей, бабушек и дедушек).
Сделать выводы о необходимости сохранения в памяти людей исторических текстов знакомых народных песен, их самобытности и, по возможности, объяснения слушателям.
Что такое русская народная песня.
С песней трудились в поле и в кузне. Наши предки были земледельцами, поэтому многие обряды и сопутствующие им песни связаны с сельскими работами
Зимой, долгими вечерами женщины собирались там, где дом был просторнее, занимались какой-либо неторопливой, монотонной работой (прядением, шитьем, вышиванием) и обязательно пели песни.
С песней отдыхали
Собирался молодец жениться, его сватанье, девичник, свадьба — все это непременно оглашалось песнями.
Песнями убаюкивали детей.
А когда человек умирал, его провожали прощальными, грустными похоронными песнями.
С песней отъезжали на заработки.
Шли на войну.
С песней шли на каторгу, с песней тянули бечеву бурлаки
И все важные события – церковные праздники, календарные даты, связанные с работами и с семейными делами, тоже проживали с песнями.
Множество типов русских народных песен:
Песенный эпос - былины, баллады, небылицы и скоморошины;
Обрядовые – календарные (святочные, масляничные, по времени года) и семейные (на рождение, смерть, свадьбу, колыбельные песни);
Лирические и трудовыепесни;
«Отходнические» – бурлацкие, ямщицкие, солдатские, рабочие;
«Удалые» - разбойничьи, песни каторги и ссылки,тюремные;
Шуточные– хороводные, частушки, «страдания»;
Казачьи воинские песни;
Жанровыепесни – хороводные, игровые.
Исследование:
Устаревшие слова малоизвестны, потому что в современном языке эти слова не используются, и их значения многие могут не знать.
Устаревшие слова - это особая группа слов, которые по разным причинам причин не употребляются в современной речи.
При обращении к энциклопедиям я выяснила, что многие значения устаревших и непонятных слов из русских народных песен почти невозможно отыскать ни в энциклопедии, ни в интернете. Очень часто в русских народных песнях использовались слова из разговорной речи, а некоторые слова даже изменяли, чтобы слово рифмовалось, и чтобы глубже передавался смысл песни.
Примеры:
«Что стоишь, качаясь, тонкая рябина
Головой, склоняясь до самого тына…»
Значение слова Тын: Тын – 1. Сплошной забор из вбитых в землю жердей, бревен. 2. Частокол из вертикально врытых в землю заостренных бревен, служивший оборонительной оградой старинных русских укреплений.
«Из-за синих гор, да высоких гор,
Из больших лесов, да дремучих,
Там бежит река да разливанная,
Бежит Камушка к Волге-матушке.
Кама-речушка, да сбушевалася,
Волна на волну, да сподымалася,
Спотопила она, да круты берега..»
Спотопить– затопить, что либо.
Сбушевалася– шторм на море, речке
Сподымалася – поднималась
Разливанная – о реке, водоеме выйти из берегов.
«Крутись веретёнце, крутись веретёнце,
Ниточка поет разговор со мной ведет…»
Веретёнце – конусообразная палочка с головкой (около 20 см)
на которую наматывалась нить при прядении.
«По той траве пава шла,
По той траве пава шла,
Пава шла, пава шла,
Пава шла, пава шла…»
Пава – Женщина с горделивой величавой осанкой и плавной походкой.
«Нет без тревог ни сна, ни дня,
Где-то жалейка плачет…»
Жалейка – дудочка из ивовой коры.
«Вот и матушка – зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли святки!
Пришла коляда!..»
Коляда – святочное величанье в честь хозяев дома; за коляду отдаривались подарком.
«Меня свахи окружили,
Сто целковых предложили.
Я продался, ох, я продался…»
Целковый – разговорное название металлического рубля.
«Ой, кумушка, да ты, голубушка,
Свари куму судака, чтобы юшка была…»
Юшка – уха или жидкая похлёбка.
«В горнице моей светло —
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…»
Горница– так, по старинке, называли верхнюю комнату с большими окнами.
«Уж вы яхонты, яхонты,
Драгоценные камушки,
Полежите малехонько,
Погорите яснёхонько…»
Яхонт – древне - русское название некоторых драгоценных камней
«Живёт моя отрада
В высоком терему,
А в терем тот высокий
Нет хода никому…»
Терем – высокие, с башенкой наверху, дома.
«Ой, полным полна моя коробушка,
Есть и ситец, и парча,
Пожалей, душа моя зазнобушка,
Молодецкого плеча…»
Короб, коробья– большая лубяная коробка или ящик, в котором хранили разное добро.
«Рылся кочеток
На завалинке,
Вырыл кочеток
Жемчужинку…»
Кочет, кочеток– петух.
Таусень
«Вот ходили мы,
Вот искали мы
По проулочкам,
По заулочкам…»
Таусень – это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая и день осеннего равноденствия.
«Ох, лапти, вы, лапти, вы, лапти мои,
Лапти да лапти, да лапти вы мои,
Лапти лыковые, вы ходите, ходите.
Батька лыка надерёт,
Лапти новые сплетёт…» Лыко – кора молодой липы, ивы, вяза, из нее плетут лапти, лукошки, корзинки.
Разбирая со словарями значения тех или иных исторических слов, я пришла к выводу, что русская народная музыка, прежде всего, является песенной. Инструментальное сопровождение уходит на второй план. Нашим предкам важно было слышать слова, которые перекликались с состоянием их души. Им не столько был важен ритм, сколько слова, в которых отражалось или большое горе или непередаваемая радость от какого-нибудь счастливого события. В прошлом песни людей шли от сердца, они были естественными, «живыми» и натуральными.
Не прочувствовать этого настроения было попросту невозможно.
Сегодня музыкальная культура русского народа, к сожалению, меняется. Часто важнее становится танцевальная сторона музыкальной композиции. Может быть, это связано не с ухудшением или упадком общего культурного развития? Может, напротив, стремительность современной жизни, скорая смена событий приводит к тому, что музыка теперь более динамична,
к текстам внимание не такое трепетное.
Хотелось бы сберечь красоту и волшебное впечатление от исторических песен, попевок, частушек. Я теперь понимаю, что выступая на концертах, как исполнительница русских народных песен, я стараюсь передать современникам глубину переживаний, страданий, радостей, всю самобытность русской народной песни, её завораживающих душу слов.
Работу по раскрытию смысла старинных слов, текстов я буду продолжать, ведь необходимо сохранять и передавать из поколения в поколение удивительный смысл исторических слов, как сокровище неповторимой души русского народа.
Анкетирование.
Я провела опрос среди одноклассников, для этого составила анкету.
Анкета
Знаете ли вы русские народные песни?
Знаете ли вы устаревшие слова?
Встречались ли вам устаревшие, непонятные слова в русских народных песнях?
Где будете искать помощь в толковании этих слов?
Я опросила 19 одноклассников.
Результаты опроса представлены в виде диаграммы .
На первый вопрос анкеты мои одноклассники отвечали «да»или «нет».
14 человек не знают русских народных песен, и только 5 человек знают русские народные песни.
На второй вопрос анкеты «знаете ли вы устаревшие слова?» мои одноклассники дали 3 варианта ответа.4 человека знают некоторые слова, 3 знают устаревшие слова, 12 человек не знают устаревших слов.
На третий вопрос «встречали ли устаревшие, непонятные слова в русских народных песнях?», мои одноклассники дали два варианта ответа.
12 человек встречали устаревшие непонятные слова в русских народных песнях, 7 человек не встречали устаревшие непонятные слова в русских народных песнях.
И на последний вопрос «где будут искать помощь в толковании этих слов» я получила 6 разных вариантов ответов.
2 человека будут искать толкование устаревших слов в книге, 5 человек не знают, где искать толкование устаревших слов, 3 человека не будут искать толкование устаревших слов, 1 человек будет искать толкование устаревших слов в телефоне, 7 человек спросят у мамы, а 2 человека спросят у папы.
Также я провела анкетирование 10 четвероклассников.
На первый вопрос анкеты четвероклассники дали только один ответ, что они знают русские народные песни и привели примеры русских народных песен.
На второй вопрос анкеты четвероклассники дали 2 варианта ответа:
6 человек знают устаревшие слова, 4 человека не знают устаревших слов.
На третий вопрос четвероклассники дали также два варианта ответа.
9 человек встречали устаревшие непонятные слова в русских народных песнях, 1 человек не встречал устаревшие непонятные слова в русских народных песнях.
И на последний вопрос я получила также 2 варианта ответа:
6 человека будут искать толкование устаревших слов в словарях, 4 человека будут искать толкование устаревших слов в интернете.
На основании исследования можно сделать вывод, что большинство моих одноклассников не знают русских народных песен, не знают устаревших и непонятных слов и не встречали эти слова в русских народных песнях.
А с вопросом о толковании непонятных и устаревших слов они обратятся к маме или папе.
При опросе четвероклассников я установила, что они все знают русские народные песни, приводят примеры этих песен, чуть больше половины опрошенных четвероклассников встречали устаревшие слова и приводят примеры этих слов. А с вопросом о толковании непонятных и устаревших слов они обратятся к словарям или будут поищут в интернете.
Я заметила, что простые вопросы заставили ребят серьёзно задуматься, что необходимо учить, любить и понимать народную музыку, это пробуждает интерес к прошлому своего народа.
Вывод:
Музыкальное творчество русского народа многогранно и прекрасно.
Русская народная музыка, прежде всего, является песенной. Особенное значение имеет не столько музыка, сколько слова песен.
Инструментальное сопровождение уходит на второй план.
В этом, прежде всего, отличие русской музыкальной культуры .
Понимание исторических текстов облегчает мою подготовку к исполнению песен и понимание песен слушателями.
А изучая русское народное песенное творчество на уроках музыки и во внеурочной деятельности, мы постепенно приобщаемся к пониманию текста народной песни, знаем всё больше песен и можем самостоятельно искать информацию по этому вопросу в различных источниках.
Использованная литература:
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1978.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: - М., 2006.
Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка – изд. «Дрофа», 2009.
М.Н. Ивакин Русская хоровая литература: - М., 1965.
Христиансен Л. Уральские народные песни: - М., 1961
Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество: - М., 2005.
http://www.photomagic.best-host.ru/cd_oform.html
http://www.audiopoisk.com
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/21/russkaya-narodnaya-pesnya
16