Петр I полагал, что «историю читать без географии все равно, что ходить по улице с завязанными глазами».
Объектами краеведческой деятельности являются памятники истории и культуры, связанные с историческими событиями в жизни района, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Памятники истории и культуры — явление социальное, отражающее процесс общественного развития. Они сохраняют следы исторических событий для памяти народа, «рассказывают» о жизни прошлых поколений, многовековой истории нашей Родины.
Есть такой дивный край на земле – Закамна, где до сих пор сохранилась первозданная красота. Закаменск возник в 1893 г. на берегу небольшой реки Модонкуль (правый приток Джиды) как горняцкий посёлок под названием Городок.
В 1944 г. через 10 лет после начала строительства комбината он преобразован в город, в 1959 г. переименован в г. Закаменск. Название местности Закамень известно с 18 в. и обозначает территорию, лежащую за отрогами Джидинского хребта и Малого Хамар -Дабана, т.е. За камнем.
Вся история развития нашего города неотъемлемо связана с историей развития Джидокомбината. Джидинский комбинат был одним из крупнейших предприятий цветной металлургии союзного значения. У него была собственная большая производственная и социальная инфраструктура. Закаменск развивался вместе с ним. В советское время в городе была развита горнодобывающая и пищевая промышленность, было несколько заводов: маслозавод, пивоварочный завод, мясокомбинат.
Цель моей работы является изучение исторических памятников и скульптур города Закаменск, Республики Бурятия.
Данная цель определяет следующие задачи:
- узнать, какие памятники есть в городе Закаменск;
- изучить источники исторического краеведения и историю создания памятников и скульптур;
- ознакомиться с литературой по данной теме;
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Важность этого вопроса я вижу в том, что человек как главная единица общества, должен всегда помнить, ценить историю своего города. В работе будут представлены памятники, как символы достопримечательности города.
Объект исследования: памятники города Закаменск.
Предмет исследования: исторические события, связанные с созданием архитектурных памятников.
Автором использовались социологические методы исследования: анкетирование, анализ документов, литературы, наблюдение, прогнозирование, самоанализ.
Практическая значимость работызаключается в том, что использование исторических фактов может быть полезно для занятий по краеведению во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования –оценить знания школьников об исторических памятниках города Закаменск.
Основная часть.
Па́мятник — (в узком смысле слова) сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, литературных и кинематографических персонажей и др. (Википедия).
1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-либо. (выдающейся личности,
исторического события).
2. Сохранившийся предмет культуры прошлого (Толковый словарь Ожегова)
1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).
2) Произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; (Большой толковый словарь).
В широком смысле — объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность памятников истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые памятники. (Большая Советская Энциклопедия).
Памятники – это свидетели исторического самосознания народа, его уважения к своему прошлому. Люди и события, увековеченные в памятниках ,не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают ,что же ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре.
Виды памятников:
- Статуи;
- Триумфальные арки,
- Обелиски,
- Триумфальные колонны; стелы;
- Абстрактные композиции;
- Памятный знак, памятная доска;
- Технические памятники;
- Мемориальные комплексы.
Закамна богата уникальными природными комплексами и объектами. Внимание каждого посетившего наш город привлекает неописуемая красота священных гор, богатое разнотравье, реликтовые растения, редкие лекарственные травы и самое главное множество чудесных памятников.
Памятник «Геологии» (фото 1)
Установлен в 1977 году в парке имени Г.З.Седлецкого (ныне Молодежный сквер).
На груде камней (2,5м.) на низкой подставке стоят две фигуры, покрашенные серебром: мужчины (1,80см.) и женщины (1,60см). Закинутые за плечи рюкзаки, взгляд устремлен вдаль. В их облике запечатлеы задор, решимость открыть неизведанные края и недра.
Александр Невский (фото 2). Памятник установлен на ступенчатом постаменте, вокруг которого восемь четырехугольных столбов со свободно висящими цепями. На постаменте прибита доска с раскрытой книгой с надписью: «Не в силе Бог, Кто к нам в правде С мечом придет От меча и погибнет». Светлый благоверный князь Александр Невский 1220г. - 1263г.
Владимир Ильич Ленин (фото 3)
Памятник Ленину в г. Закаменск – это повторение работы художника скульптора Н. В. Томского. В основу его содержания положено конкретное событие деятельности Ленина – выступление на совещании представителей уездных, волостных и сельских исполнительных комитетов 15 октября 1930 года.
Он построен на ритме четырехгранных пирамидальных объемов, ступенями поднимающихся вверх, хорошо соотнесён и связан с фигурой; и вместе с тем этот ступенчатый постамент как бы соединяет Ленина с площадью, приближал его к людям.
Ленин вознесен достаточно высоко – общий размер памятника по вертикали – 10 м. четырех метровая фигура установлена на шестиметровом постаменте, обложенном мраморными плитами. Ленин изображен в момент выступления: правая рука в призывном жесте протянута вперед и несколько приподнята вверх, левая придерживая лацкан пиджака, легкий поворот головы, в правом кармане лежит книга. Общая композиция памятника передает внутреннюю энергию, спокойную уверенность, силу воли Владимира Ильича
Памятник посвященный 75 летию (фото 4) с начала строительства Ордена Трудового Красного Знамени Джидинского вольфрамо-молибденового комбината имени 60-летия СССР. Памятник состоит из Вольфрама-молибдена-золота.
Городское поселение «Город Закаменск» (фото 5)
Обелиск Победы, павшим в Великой Отечественной войне. Обелиск установлен в 1975 году. Автор памятника: инженер – конструктор Джидинского вольфрамо-молибденового комбината Франк Георгий Александрович. Серебристая 25-метровая стела, взметнувшаяся ввысь, словно журавль с раскрытыми крыльями. На крыльях увековечены имена 660 солдат, ушедших в бессмертие. Обелиск увенчает пятиконечная звезда, у подножия- Вечный огонь. Обмерные данные: Стела высота - 25 м. Мемориальная плита: высота - 4 м. длина - 11,15 м. ширина - 0,50 м.
Памятник Г.З. Седлецкому. Установлен в молодежном сквере г. Закаменск (фото 6).
Памятник в городе Закаменске представляет собой бетонный обелиск. Стоит на трехступенчатом постаменте-основании, по углам которого бетонные шары со свободно висящими цепями на постаментах. Обелиск декорирован рельефными изображениями пятиконечной звезды и мемориальной доской с текстом: «Седлецкий Григорий Захарович –активный участник гражданской войны. 1888-1920». Весь памятник декорирован под рустовку. Технико-конструкционное описание
Обелиск: высота - 2,07 м. ширина нижних граней - 0,60х0,60 м. постамент-основание - 1,0х1,0х0,30 м. Постамент с цепями - высота - 0,65 м. Мемориальная доска - 0,32х0,24 м.
Седлецкий Георгий Захарович (1888-1920), - польский политический ссыльный, один из организаторов Советской власти в «Закамне», председатель Совета рабочих депутатов прииска «Ивановка». Более подробных сведений не имеется. Зверски замучен белогвардейцами в 1920 году, похоронен на кладбище прииска.
«Генерал – Танк» (фото 7)
Градообразующее предприятие - Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат – более 60 лет был одним из основных поставщиков вольфрама и молибдена для военно-промышленного комплекса страны. Сплав закаменского вольфрама с железом дал высококачественную и инструментальную легированную сталь. Во время войны эта сталь шла на изготовление броневых плит, солдатских касок и щитков пулеметов, пушек, деталей радиоламп, применялась в танках и самолетостроении. Вольфрам также использовался в сердечниках, пробивавших крепкую броню гитлеровских «тигров», «пантер» и «фердинандов». Официально известно, что броня каждого 3-го танка и 6-го ствола орудий была легирована джидинским вольфрамом.
Проект «Генерал - танк» в честь ветеранов тружеников тыла Джидинского вольфрамо-молибденового комбината 10 лет назад разработал коллектив школы №1 г. Закаменск. В преддверие юбилея Великой Победы закаменцам передала танк одна из военных частей станции Дивизионной.
Практическая часть
Для подтверждения нашей гипотезы мы провели опрос. В опросе приняли участие ученики «Цакирской средней общеобразовательной школы - интернат художественно-эстетического направления» (5-11 классы).
Собрав информацию о памятниках города, мы решили провести социологический опрос среди школьников (11-17 лет) и узнать, какие памятники, установленные в городе Закаменск они знают, и знают ли историю их возникновения. Было опрошено 60 обучающихся и предложена анкета из трех вопросов:
1. Какие исторические памятники города Закаменск вы знаете?
2. Знаете ли вы каким событиям они посвящены?
3. Как вы считаете, нуждаются ли памятники в охране и защите?
Результаты опроса:
Большинство опрашиваемых знают памятники. Результат опроса представлен в виде диаграммы:
Опрашиваемые учащиеся знают, некоторые факты, из истории возникновения памятников:
- Победы в ВОВ;
- в честь Джидинского вольфрамо-молибденового комбината;
- историческая персона.
Об истории возникновения других памятников школьники сказать ничего не смогли.
На третий вопрос нуждаются ли памятники в охране и защите, почти все ответили положительно.
Заключение
Таким образом, в данной работе мною были рассмотрены исторические памятники и скульптуры города Закаменск. Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что человек как существо социальное, является непосредственной ячейкой общества и несет ответственность за сохранность исторического наследия Родины, которая оказывает влияние на формирование сознания подрастающего поколения.
Историческое краеведение – развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп.
Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю.
Источником для школьного исторического краеведения могут служить все известные наук виды исторических источников. Работа с ними отличается значительным своеобразием, как по своей конечной цели, так и по методам.
В наше время очень важно воспитание личности гуманистической с чувством гражданского долга, духовно - богатой, с любовью к национальной и художественной культуре. Огромная роль в становлении такой личности отводится культуре и искусству народа, которая способствует обогащению художественных традиций общенационального культурного наследия.
Список использованной литературы
Закамна в 21 веке. – Улан-Удэ, 2002.
Закамна на рубеже 20-21 вв. Исторический очерк. Б.Ш. Доржиев. Улан-Удэ, 2007 г.
Наш городок: Закаменску-60 лет. – Закаменск, 2004
Приложение
Фото 1 Фото 2 Фото 3
Фото 4 Фото 5
Фото 6 Фото 7
11