Этим летом я гостил в Хурзуке у своей тёти и услышал много интересного об этом ауле от родственников, соседей и друзей. Информацию, которую я слышал от разных людей, была разной, часто не совпадала и я решил узнать о своей малой Родине побольше - это и послужило мотивацией к написанию исследовательской работы.
Актуальность: Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной аул, город, страну все более и более растущими и расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, реки и дремучие леса – все это в равной степени формируют чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.
Цель:
Цель моей исследовательской работы заключается в том, чтобы вспомнить забытое, открыть неизвестные для меня страницы истории своей малой родины, аула Хурзук, узнать легенды связанные с историей моего аула.
Объект исследования:Одно из древнейших поселений нашей республики аул Хурзук.
Предмет исследования:история возникновения поселения, его природа и легенды аула.
Гипотеза: Знания о своей малой Родине расширяет кругозор и делает человека интересным в общении.
Задачи:
1. Выяснить особенности развития истории аула Хурзук.
2. Узнать о знаменитых людях малой родины.
3. Найти исторические памятники и достопримечательности своей малой родины. Собрать материалы о Хурзуке (иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)
4. Взять интервью у долгожителей, ветеранов и других жителей посёлка.
5. Изучить литературные источники и интернет ресурсы по данной теме.
5. Учиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.
Методы исследования: экспедиционный.
Место исследования:аул Хурзук.
Хурзук – один из древнейших аулов Карачаево-Черкесии. Местные жители любят шутить, что «с Хурзука начинается Россия», так как он граничит с Грузией, на самом деле для нас наша большая Родина начинается отсюда с малой Родины. Интерес к этой земле, последнее время, сильно возрос и у туристов, и у учёных. Так как аул является очень древним, до сих пор историки спорят о времени возникновения аула. Одни считают, что аул возник в Сармато-аланский период (6-8 вв.), другие же в 12-13 вв, в период распада Аланского царства. Доказательством первого варианта могут служить городище в Узун-Коле, которое было исследовано Кузнецовым В.А. и Алексеевой Е.П., а также постройки и керамические изделия, найденные за башней (в результате сравнения с данными Биджиева Х.Х. и Плетневой С.А.). Поселение окрестностей аула Хурзук существовали в сармато-аланский период, также через территорию Хурзука проходила часть Генуэзского Торгового пути. Но сам аул Хурзук был основан в 12-13 вв., именно тогда начали строить из камня ограждения и башню, а многие памятники истории аула связаны с язычеством тюркского происхождения, которую принесли на Кавказ булгары и кипчаки.
Далее в своей работе я буду опираться на полевой материал, который я собрал, рассказы местных аксакалов и литературные источники.
Об истории аула.
Около семисот лет тому назад родоначальник карачаевцев – Карча с четырьмя друзьями – Наурузом, Адурхаем, Будияном, Трамом и кучкой их приверженцев выселялись из Крыма. Передвигаясь на восток, в Абхазию вдоль берега Черного моря, они останавливались у населенных пунктов Гурзуф и Учколан, где природа отличалась своей мягкостью и красотой. Прожив немного в Абхазии, они вынуждены были пробраться в Джегуту, но и здесь они не смогли остаться долго, так как их преследовали представители племени кизильбеков. Так они поселились в Баксане (КБР), но и здесь через 40 лет им пришлось вступить в борьбу с кабардинцами.
В этот период, согласно преданию, карачаевский охотник по имени Боташ охотился с товарищами на высотах Садырла и попал случайно в долину Уллу-Кама. Народ, соблазнившись рассказами Боташа, переселился в долину Кубани. Здесь было основано первое селение на месте современного Карт-Джурта, затем стали сюда стекаться абреки или же отдельные семьи из Сванетии, Абхазии, Дагестана и Кабарды. Они смешивались с местным населением, и был создан сначала Хурзук, потом Учкулан.
Таким образом, по одним источникам а. Хурзук около 700 лет, по другим источникам здесь люди появились чуть раньше, во время распада Алании. Убегая от татаро-монгол аланы скрывались в горах, то есть в труднодоступных местах, куда относится и Хурзук.
О названии
Гурзуф в Крыму
Название аулу Хурзук, скорее всего дали в честь аула Гурзуф, где некогда останавливался Карча со своими товарищами. С тюркского языка название аула означает «Солнцем особо освещаемая земля». Такой перевод больше подходит Гурзуфу, который находится в Крыму, а Гурзуф имеет более 2000 летнюю историю.
По другой версии, у легендарного родоначальника карачаевцев была единственная дочь, которая после замужества поселилась в другом селении. В знак большой любви к своей дочери Карча и назвал это селение Хурзук. Есть ещё версия, что это название дал народ в знак глубокого уважения к дочери своего родоначальника. И сейчас красивую, умную, воспитанную девушку карачаевцы называют гурией (хур къыз кибик). А по карачаевским легендам дочь Карчи была очень красивой и такой умной, что часто даже отец слушался ее совета.
Существуют и другие мнения относительно происхождения названия Хурзук. Кузнецов, например, толкует это название так «каменистая впадина» (с осетинского языка), а Лайпанов К.Т. предлагает перевод «хвост животного» (с хакасского языка). В литературе также встречаются обозначения, как «голодный волк», «каменный мешок».
С периода основания до 1943 года аул постепенно развивался и расширялся. Аул Хурзук всегда, кроме 1943-1956 гг, носил это название. А во время выселения эта земля со всеми селениями района принадлежала грузинам и называлась Зебваке, а район Клухорским. В этот период дома строились из дерева. А после выселения, возвратились сюда не все, более половины жилищ были уничтожены и люди не могли поселиться. Были уничтожены целые кварталы, возвратившись, население поселилось компактно, по сторонам основной дороги. Так из двух мечетей осталась одна, которая была переоборудовали в клуб. В настоящее время ее заново передали под мечеть, которая является одним из самых почитаемых мест в ауле. Она находится за мостом по правую сторону от трассы.
Также, после возвращения, вместо двух школ стала работать одна – это говорит о том, что количество населения очень уменьшилось. В настоящее время действует в селе современная двухэтажная школа.
О природе аула.
Природа как история аула очень интересна и разнообразна. Северо-восточную часть аула занимают скалы,
а с остальных сторон аул окружают горы со смешанными лесами, богатые растительностью и животными. Здесь растут ели, березы, сосны, а на подножиях гор и холмах растут кустарники: облепиха, можжевельник, барбарис. Барбарис – это кустарник высотой до 2-2,5м с вероподобной кроной. Он обладает противовоспалительным, желчегонным, мочегонным, противомикробным, вяжущим, кровоостанавливающим и антисептическим действиями. Цветет в апреле-мае, созревают плоды в сентябре - октябре. Барбарису карачаевцы, в частности хурзукчане, благодарны за айран. По легенде, в одной карачаевской семье жил младенец с сестрой, которую звали Айра. Проголодавшись, мальчик начал плакать и сестра решила ему дать кипяченое молоко, оказалось, что молоко закисло от плодов барбариса, которые попали в молоко случайно. Но так как не было другого молока, Айра решила дать кислое молоко. Впоследствии мальчик требовал свою айру («айрой» он называл напиток, которую ему давала его сестра Айра), и не хотел больше пить простое молоко. После для закваски использовали небольшое количество айры. В результате этот кисломолочный напиток получил название айран.
Летом здесь можно собрать в больших количествах: чернику, малину, бруснику, смородину, землянику, а осенью барбарис, облепиху, шиповник, крыжовник.
Население также пользуется лечебными травами: душица, зверобой, чабрец, мать-и-мачеха и т.д.
В горах обитают медведи, волки, лисы, зайцы, белки, рыси, дикие козы, шакалы, а из птиц в лесу можно встретить дятлов, кукушек. На крышах домов обитают голуби в больших количествах, воробьи, синицы, соловьи, можно встретить иволгу, в скалистой части обитают орлы.
В последние годы сильно увеличилось количество ворон, также очень редко, но встречаются соколы, а ястребы в больших количествах, так что животным и растительным миром аул богат.
О населении.
В настоящее время в ауле живут 1198 человек в 270 дворах. Из них 1198 человек карачаевцы, двое русских, одна христианка, остальное население придерживается ислама, сунниты.
Старожилов в селе (за 80 лет) – 6 человек. Аул хоть и считается одним из маленьких, но он дал очень известных и достойных людей Родине, как говорится: «Главная гордость аула – это его люди». Жители аула гордятся своими земляками – генералами – Магометовым Солтаном Кеккезовичем,
Семеновым Владимиром Магомедовичем,
Героем Советского Союза Касаевым Османом Муссаевичем,
Байрамкуловым Джатдайем народным героем Карачая. Он является героем первой Мировой войны, полный Георгиевский кавалер.
Поэтессой Байрамуковой Халимат Башчыевной,
народным композитором и певцом Узденовым Альбертом Магомедовичем и т.д.
Есть в ауле интересные люди, украшающие повседневную жизнь и помогающие воспитанию современной молодежи - это Узденов Ибрагим, Хапаев Бородин, который очень умело переводит современные эстрадные песни на родной язык, пишет сам стихи, умеет очень интересно рассказывать анекдоты,
Курманов Смагил, который из дерева делает различную мебель, утварь.
Моя тетя, Мадина Курманова, из этого же аула, дважды побила мировой рекорд по скоростному вязанию. За три минуты она набрала 272 петли.
Джатдоев Мурат один из тех, кто 1998 году покорил Эльбрус на лошадях.
О традициях.
Хотя в селе и нет мест для отдыха (ни клуба, ни зала, ни театра) народ умеет по- своему веселиться:
устраивает той не только в праздники, но и по различным поводам: рождение ребенка, свадьба, дни рождения и т.д. В праздник в одном доме народ собирается со всего аула. Почти во всех вечеринках, праздниках, развлечения проходят на народный лад.
Той проводят под национальную музыку, поются песни народные, порой и очень старинные, особо популярны народные частушки. При исполнении танцев и песен имеются некоторые изменения, но суть остается. Также в ауле сохранились обычаи и традиции празднования рождения ребенка, свадеб, праздников жатв, религиозных праздников.
Хотя население мусульманское некоторые элементы язычества сохранились до сих пор, например, когда долго летом не бывают дожди, молодежь привязывает осла, ставят перед ним зеркало и купают его. Также они могут ездить по аулу, обливая всех подряд. Девушки используют сих пор по языческие гадания. Наиболее популярным из них является «Туз гютдю». До сих пор сохранился обычай: если долгое время в семье не рождается сын, но вот вдруг родился, то ножки долгожданного мальчика кладут в сосуд с медом.
О достопримечательностях.
У ворот аула видна боевая башня на левой стороне, прямо на скале.
Чтобы попасть в башню нужно подняться на холм, а с холма по насыпям камней и маленьким тропинкам можно уже подняться к башне. Это боевая башня «Мамия–къала», в народе ее еще называют «Гошаях къала», была построена в 13 веке во время вторжения татаро - монгол в Аланию. Чтобы укрыться от татаро - монгол местное население забралось в труднодоступные места, такими являлись и земли Хурзука. На скале, откуда были видны основные дороги, они построили боевую башню. Башня была трехэтажная. На каждом этаже имеются по две бойницы. Балки, разделявшие этажи не сохранились, но места их укрепления четко видны. Самым интересным является состав раствора, который использовали в строительстве - это яйца со скорлупами и песок. Количество кальция в единице объема старого раствора как раз соответствует количеству кальция в новом растворе. А кальций находится в скорлупе (были проведены множество опытов для установления состава раствора). Это соответствует и тому, что в аланском мире, когда строили общезначимые постройки, участвовало все население, поддерживали трудом, материально и морально. До наших дней дошла информация о том, что при строительстве башни использовали яйца (орлиные, перепелиные, то есть диких птиц), только вряд ли можно было найти столько диких яиц. Во время Отечественной войны снарядом была отломлена небольшая часть с южной стороны башни. Для восстановления ушло около 500 яиц. По расчетом учеников хурзукской школы, если бы использовались обычные куриные яйца, то ушло бы более 32000 яиц. Может быть, использовались яйца большего и меньшего размеров: диких и домашних птиц.
Камни для строительства переносили с левого берега реки Уллу–Кам, поскольку там они были твердыми и гладкими. Дверь башни направлена на север и построена аркой.
«Мамия Къала»
В настоящее время имеется один путь– тропинкой спереди, поскольку здесь
каменистая возвышенность.
Весной опасно сюда подниматься (возможен камнепад). Специальной дороги у подножия скалы нет, перебраться можно только через пастбища.
Есть и другая версия об истории башни, в которой говорится, что она была построена родственником княгини Гошаях, которая в свое время (16век) пряталась там. Она является очень известной личностью в Карачае, так как была просвещенной, образованной женщиной в то время, когда карачаевские женщины считались хранителями домашнего очага и домохозяйками.
Также можно связать историю строительства башни с тем, что здесь проходил Транскавказский Шелковый путь. При строительстве дорог руководствовались безопасностью и рационализмом. Магистральные дороги прокладывались в основном по хребтам и отрогам, что обеспечивала их обзор и охрану от внезапных нападений.
По словам аксакала Тохчукова Унуха Курманбиевича (86 лет) – башня была необходима жителям для охраны аула от набегов и похищения детей, что было частым явлением в те далёкие времена.
Сейчас башня нуждается в реставрации специалистов, поскольку кроме восстановленного учащимися отверстии имеются и другие небольшие разрушения
Если же при входе в аул не повернуть налево и не идти к башне, а продолжить путь по центральной дороге, на правой стороне у перекрестка улиц (центральной и ведущей к мосту) можно увидеть старое здание из дерева. Это первая светская школа для девушек в Карачае.
Здание первой светской школы для карачаевских девушек в Карачае
Ещё два памятника, которые заслуживают внимания и рассказывают об истории аула – это мельница на берегу реки и памятник Боташу на перекрестке улиц, расстояние между ними несколько шагов. Наверное, я начну с мельницы. Это мельница известна по всему Карачаю, так как хозяйкой ее была первая женщина - предприниматель в Карачае, Кульчаева Эрши. Она не только владела мельницей, но и наравне с мужчинами вела хозяйства. Еще могу добавить, что она была лично знакома с Лениным и была революционеркой. Эрши была единственной женщиной, с которой считались и мужчины, и администрация. Население ее любило и уважало, как за ее деловые качества, так и за чувство юмора. Но мельница Эрши развалилась и жители аула заново отстроили мельницу на том же месте, на берегу реки с таких же размеров , чтобы она напоминала о деятельности и активности Эрши, которая даже в пожилом возрасте (за 80 лет) являлась примером для подражания. Само же здание охватывает 40кв.м. и в настоящее время имеет лишь историческую ценность.
Восстановленная мельница Эрши
Фамилия Боташевых установила памятник своему родоначальнику Боташу, вышеупомянутому охотнику, который посчитал не только пригодным для проживания территорию аула Хурзук, но и первым вырастил здесь ячмень прямо на том месте, где построен памятник. Памятник установлен на большом, выделяющемся камне, так как камни являлись объектами поклонения в языческое время. Таким образом «Боташ-таш» отражает историю не только фамилии Боташевых, но и народа.
Далее если по этой улице идти прямо, перейдя мост, можно увидеть тропинку на холм, который местные жители называют «Шхайты».
Идя по тропинке вверх, можно попасть на поляну, где находится ещё один фамильный памятник Уздену, который установлен фамилией Узденовых на их родовой земле, своему родоначальнику. На постаменте памятника изображены фамильные тамги Узденовых, знаки которым отмечали свой крупнорогатый скот и коней представителей Узденовых. А также там можно увидеть изображения лука со стрелами, меча, ножниц, диких коз и т.д., то есть рисунки на постаменте отражают жизнь карачаевцев во времена Уздена (около 16в).
Памятник Уздену
Не спускаясь вниз от этого памятника идёт тропинкой в лес на восток, там видна возвышенность, покрытая осыпью. По осыпи если подниматься вверх можно выйти к пещере.
Пещера находится довольно в скрытой местности и в настоящее время служит гнездом для птиц. Говорят, что в конце 19 в начале 20 вв. распространялась эпидемия чумы и тифа, поскольку тогда не могли лечить, а болезни были заразны, то таких больных уводили далеко за населенный пункт и родственники заносили пищу, не подходя к больному, оставляли еду около пещер-дорбунов.
По словам аксакала Узденова Ибрагима (87 лет) – эта пещера служила, как раз одним из таких убежищ для больных (прокаженных) и долгое время люди обходили ее стороной.
А о названии пещеры «Хырт-дорбун» в ауле ходит такая легенда, один многодетный отец кормил свою семью охотой и наступила пора, когда он не находил добычу, тогда, чтобы прокормить семью он стал воровать овец соседей и обрабатывать их на этой пещере, а домой спускал уже разделенные туши. Соседи догадывались о проделках Хырта и стали следить за ним и оказались в этой пещере, где нашли шкуры овец. Поняв, что за ним идут и что его поймали, он выпрыгнул через отверстие на задней стороне, которая выходила окном в аул.
Хырт дорбун. Отверстие на овраг
За отверстием овраг и поэтому соседи перестали преследовать его дальше и Хырт в селе больше не появлялся. С тех пор пещеру так и называют «Хырт-дорбун» (пещера Хырта).
Длина ее 16 м, она узкая, высота разна от метра до шести метров. С внутренней стороны местами покрыта сажей, что является доказательством того, что пещера являлась пристанищем для человека.
В аул нужно возвращаться теми же тропинкам и дорогами которыми поднялись.
Перейдя мост рядом со школой если подниматься по тропинке, ведущей вверх на холм, и пройдя по дороге можно увидеть источник – «Шыйых суу», который является священным источником для карачаевцев, особенно для хурзукчан.
Почему хурзукчане считают его священным источником? Говорят, что в начале 19в в семью Дудовых прибыли гости из Кабарды и обслуживал их молодой слуга Дудовых , другой национальности. Гость после выпитой бозы невзначай оскорбил слугу, указывая на его происхождение. На что молодой парень взялся за кинжал и убил гостя. Естественно, он убежал, покрыв позором семью Дудовых. Князь Дудов приказал его поймать, но парень успел перейти реку, по карачаевским обычаям – после того, как враг переходит реку без коня, преследования прекращаются, но один чабан с другой стороны реки выстрелил в беглеца и он умер. Говорят, когда копали для него могилу, появился этот источник. Считают, что он появился из-за того, что парень был безгрешен, и похоронили его недалеко от источника.
В 1851 году в Хурзуке был суд над ворами. Первым судили работника Дудова, который украл 20 серебряных рублей. Там этот вор выхватил пистолет из своего рукава, выстрелил в пристава и убил. Когда старшина захотел поймать его, то его также убил мечом. Ещё двух он тяжело ранил и убежал. И тогда Крымшамхалов с несколькими людьми догнал его и на месте «Шыйых суу» убил. После того, как тело показали аулчанам, его не разрешили хоронить его на кладбище. И тогда они решили похоронить его на месте, где он был убит.
В настоящее время, во время религиозных праздников многие мусульмане приходят молиться к этому источнику и берут воду, считая, что вода имеет лечебные свойства, доказано, что в составе воды имеется серебро. Местные предприниматели 1995-1996 гг. хотели реализовать в бутылки эту воду. Но вода быстро портилась и технологии хранения других вод не подходили, хотя вода признавалась, чуть ли не самой чистой.
Недалеко от источника, на правой стороне находилась «священная сосна». О происхождении ее в народе сложилась такая легенда: между двух вершине Эльбруса находился источник живой воды. Его охранял черный ворон и никого не допускал к нему. Однажды, когда ворон носился над долиной Хурзука и Кубани, какой-то старик, всю жизнь посвятивший на добычу хоть капли этой чудесной воды, в ярости подстрелил ворона. Капля крови упала у берега р.Уллу-Хурзук и из нее выросла «священная сосна».
Много времени хурзукчане испытывали к ней суеверный страх и поклонялись ей. Сосна находилась между двумя камнями. Само строение дерева очень отличалосьот других сосен: два совершенно одинаковых дерева выходят из одного корня и ствола. Эти деревья были как бы сиамскими близнецами. В народе дерево называли «Джангыз терек» и посвящали ему песни и верят в его силу до сих пор. Во времена выселения остающиеся без присмотра кладбища были разгромлены, за исключением двух кладбищ находившихся рядом с сосной. А может и в самом деле дерево обладало сверхсилой?
В 1957 году профессор Хабичев посетил дерево, и оно стояло там, где было.
Сейчас дерева нет, но есть ещё одно дерево – элемент язычества. Оно находится в двух шагах от «Шыйых суу» рядом с могилой. К дереву приходят, загадывают желание, и завязывают лоскуток ткани.
Одним из значимых достопримечательностей аула является народная лечебница «Джылы Суу».
Чтобы добраться туда надо ехать по дороге рядом с рекой Уллу – Хурзук,
переходя 11 мостов с одного берега на другой. Дорога туда начинается с памятника «Боташ -таш».
Недалеко от источника имеется одна из пещер, где в свое время жили братья Джуккаевы в 1943-1957 гг.
Они единственные, которые остались на родной земле во время выселения. До выселения их мать, увидев сон о надвигающийся угрозе, отправила своих сыновей на места выпаса домашнего скота. Начиная с первых дней выселения до возвращения карачаевцев на Родину, братья присматривали за аулом издали (историю аула в этот период жители знают из рассказов братьев).
Жизнь этих братьев в течение 14 лет занимает определенное место в истории карачаевцев.
Можно ещё долго рассказывать о достопримечательностях и красотах аула, но главное богатство Хурзука это его Жители.
Жители аула всегда отличались тем, что любили и любят юмор. Даже в 19 веке пристав Петрусевич из-за тонкого юмора и свободолюбия хурзукчан называл «Хурзук-бузук», то есть непослушными. Профессор Текеев Кемал Мусаевич в своей книге «Карачаевцы и балкарцы » отметил, что хурзукчане «отличаются от остальных карачаевцев своеобразным характером с присущим только им юмором». То ест хурзукчане – это свободолюбивые, дружелюбные, веселые, трудолюбивые и гостеприимные люди.
Вывод:
После завершения исследовательской работы, я понял, как благотворно она повлияла на меня и всех тех, кто помогал мне её делать. В результате исследования я узнал много интересного из истории аула, услышал легенды связанные с достопримечательностями Хурзука. В процессе исследования моя гипотеза подтвердилась, я действительно расширил свой кругозор и могу теперь сам рассказывать о своём удивительном ауле, его истории, природе, замечательных жителях. Я надеюсь, что у меня будет возможность ещё более детально заняться историей а. Хурзук и я смогу внести свой вклад в науку. Цель исследовательской работы достигнута, задачи выполнены.
Заключение:
Совершенно очевидно: если люди знают историю родного уголка, они умеют ценить его прошлое, любить настоящее и вносят свой вклад в развитие любимого края.Источники:
«Къарачай» Умар Алиев, 1991.
«Адеб. Намыс. Адет» - Юнус Борлаков, 1998.
«Песня моя» Байрамукова Халимат. 1971.
«Карачаевцы и балкарцы» К.М. Текеев, 1989.
Рассказы аксакалов аула Узденова Ибрагима и Тохчукова Унуха