ИСТОРИЯ ИОАННО – ПРЕДТЕЧЕНСКОГО ЛЕУШИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ ИОАННО – ПРЕДТЕЧЕНСКОГО ЛЕУШИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Азарян Т.Р. 1
1
Косолапкова Н.Л. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность темы. Изучение истории края, в котором мы живем, так же важно, как и изучение истории родной страны. История монастырей и монашества в России тесно переплетается с историей нашего Отечества. Православию принадлежит особая роль в истории России - становление и развитие ее духовности и культуры. Нам, детям, необходимо знать свои корни, традиции, помнить жизнь и быт предков.

27 декабря 2016 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть в селе Мякса Череповецкого района Новолеушинский Иоанно - Предтеченский женский монастырь. Тот самый, который располагался с 1885 по 1932 годы в деревне Леушино, в 15 км от Мяксы, и был затоплен водами Рыбинского водохранилища.

Я никогда не задумывалась, что на территории Рыбинского водохранилища, где мы купаемся, были города и сёла, там проживали люди, они строили дома и храмы. Я предположить не могла, что эта территория была затоплена водами Рыбинского водохранилища, и было снесено с лица земли 3 города, около 700 деревень и сёл, 56 храмов и 3 монастыря! Один из этих монастырей - Иоанно - Предтеченский Леушинский женский монастырь. Он был одним из самых больших и самых почитаемых женских монастырей России. Я много о нем слышала от своей прабабушки, но истинную историю не знаю. Мне стало интересно узнать его судьбу, поэтому я решила провести это исследование.

Цель исследования: изучение истории Иоанно - Предтеченского Леушинского женского монастыря.

Задачи исследования:

  1. Определить время основания монастыря.

  2. Узнать о жизни и деятельности первой настоятельницы монастыря – игуменьи Таисии.

  3. Выяснить причины «исчезновения» Иоанно - Предтеченского Леушин-ского монастыря.

  4. Собрать сведения о современной жизни монастыря.

  5. Составить «летопись» Иоанно - Предтеченского Леушинского женского монастыря от начала его основания до настоящего времени.

Объект исследования – Иоанно - Предтеченский Леушинский женский монастырь.

Предмет исследования – историческая судьба Иоанно - Предтеченского Леушинского женского монастыря.

Гипотеза: я предполагаю, что при изучении краеведческой литературы, архивных и газетных материалов, бесед со свидетелями событий, я смогу восстановить хронологию исторических событий от начала основания Леушинского женского монастыря до настоящего времени.

Методы исследования:

- изучение литературных источников, архивных и газетных материалов, фотографий, документов;

- интервьюирование очевидцев событий, запись рассказов и воспоминаний;

- посещение школьного музея села Мякса Череповецкого района, Поклонного креста, расположенного на берегу Рыбинского водохранилища, храма Рождества Иоанна Предтечи, Воскресной школы при храме и Новолеушинского Иоанно - Предтеченского женского монастыря.

- анализ, сравнение и обобщение результатов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе работы, можно использовать для составления и проведения экскурсий, оформления тематических выставок, на классных часах и занятиях по краеведению.

Иоанно – Предтеченский женский монастырь:

история и современность

  1.  
    1. Основание монастыря и первые годы его существования

Первое упоминание о монастыре мы нашли в «Списке населённых мест Череповецкого уезда Новгородской губернии». [9, с.62] Согласно этому документуначало монастырю положила постройка в 1862 году небольшой деревянной церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи в деревне Леушино Череповецкого уезда. (Приложение 1, рис.1) Строилась она местной помещицей Глафирой Васильевной Каргопольцевой в её поместье на личные средства и пожертвования верующих. В период её постройки гатчинский купец Гавриил Матвеевич Медведев пожертвовал церкви запрестольную икону Похвалы Божией Матери, которая вскоре после перенесения в Леушино прославилась как чудотворная. [10, с.251] (Приложение 1, рис.2)

Известие о святыне привлекло монахиню Рыбинского монастыря Сергию (в миру Анастасия Нефедьева), которая решила устроить в Леушино монастырь. (Приложение 1, рис.3) Из «Сказания об основании новой Пустынно – Предтеченской женской общины» мы узнали, что «в первый год собралось в общине 17 сестер, которые жили все вместе, как одна семья, жили в двух домиках, а на молитву сбирались в одну горницу, где прочитывали нолунощницу, и утреню, и часы, и вечерню каждодневно». [4, с. 6] Но происки местных купцов и внутренние настроения вынудили Сергию в 1877 году попроситься на покой в Рыбинский монастырь.

Следующей начальницей общины стала монахиня Воскресенского Горицкого монастыря Леонтия (в миру Мария Александровна Коврова). (Приложение 1, рис.4) Она активно взялась за благоустройство обители. Построила три обширных двухэтажных келейных корпуса на каменных фундаментах, капитально отремонтировала деревянную Иоанно - Предтеченскую церковь, выстроила домовой храм Спаса Нерукотворного. В 1881 году монахиня Леонтия, не выдержав внутренних неурядиц, попросилась на покой в Горицкий монастырь, после чего встал вопрос об упразднении общины. [8]

В феврале 1881 года митрополит Исидор (Никольский) принимает решение направить в Леушино казначею Званского Знаменского монастыря монахиню Таисию. (Приложение 1, рис.5) Несмотря на активное сопротивление купцов селения и некоторых сестер, матушка принялась за благоустройство обители. В 1881-1884 годах она выстроила каменную ограду вокруг монастыря, несколько келейных и хозяйственных корпусов.

24 июня 1884 г. Леушинскую общину посетил епископ Старорусский Анастасий (Добрадин), что стало первым в истории визитом архиерея в Леушино. Владыка освятил монастырскую ограду и возглавил крестный ход вокруг монастыря, с этого года ставший традиционным. Благоприятный отзыв епископа позволил матушке Таисии выйти с ходатайством о преобразовании Леушинской общины в монастырь.

В 1885 году Святейший Синод постановил «переименовать Иоанно-Предтеченскую Леушинскую женскую общину Череповецкого уезда Новгородской губернии в общежительный женский монастырь с наименованием его Иоанно - Предтеченским Леушинским женским общежительным монастырем». [8] 1 октября 1885 года монахиня Таисия была возведена в сан игуменьи, а 8 ноября этого же года состоялся первый монашеский постриг.

Таким образом, история Иоанно - Предтеченского Леушинского женского монастыря началась с постройки церкви Иоанна Предтечи в деревне Леушино в 1862 году, и была связана с именами трёх монахинь Сергии, Леонтии и Таисии, которым пришлось преодолеть немало трудностей, приложить немало сил для обустройства обители. Благодаря им на карте Российской империи появился ещё один уголок православия, ставший неотъемлемой частью Святой Руси.

1.2. Игуменья Таисия

Описывая историю монастыря, следует, в первую очередь, поведать о жизни и трудах его основательницы - игуменьи Таисии (в миру Мария Васильевна Солопова). Она 34 года руководила обителью, и за это время Леушинский монастырь стал, «северной женской Лаврой», и считался третьим в России по значимости после Дивеева и Шамордина.

Михаил Мальцев в своей книге «Жизнеописание игумении Леушинского монастыря Таисии (Солоповой)» подробно излагает ее биографию. [7]

Мария Солопова родилась в 1842 году, ее отец потомственный дворянин, мать из ветви рода Пушкиных. Ее родители долго не имели детей – они умирали во младенчестве. Тогда мать Марии стала усердно молиться Божией Матери и совершать паломничества в московские храмы к Ее чудотворным иконам, прося о даровании младенца. Вскоре родилась дочь, которую назвали Марией. [7, с.4]

Мария Солопова получила блестящее образование, окончив курс обучения в Павловском институте благородных девиц в Санкт-Петербурге. Здесь обнаружились ее незаурядные литературные способности и духовное призвание к служению Богу. В 1861 году Мария поступила в Тихвинский Введенский монастырь, где безысходно провела почти 10 лет. 13 мая 1870 года во Введенском соборе она была пострижена в рясофор с именем Аркадия, а через 2 года по благословению старца Лаврентия перешла в Покровский Зверин монастырь в Новгороде, где подвизалась 6 лет, исполняя послушание регента. В 1878 году инокиня Аркадия была переведена в Знаменский Званский Державин монастырь на Волхове в 70 верстах от Новгорода на должность казначеи. В этой обители 10 мая 1879 г. она была пострижена в мантию с наречением имени Таисия, а в 1881 года направлена в Леушино, где 1 октября 1885 года была возведена в сан игуменьи. [7, с.49]

За годы игуменства трудами Таисии малая община была приведена в цветущее состояние и преобразована в первоклассный монастырь. Построено 2 храма Похвалы Богородицы и Троицкий собор, новые келейные корпуса, надвратная колокольня, домовая церковь во имя иконы Божией Матери, каменная часовня в честь Благовещения Божией Матери. Между всеми храмовыми постройками монастыря были выложены дорожки из каменных плит. (Приложение 1, рис.6-9)

В Леушинском монастыре в 1898 году была устроена богадельня, в которой содержались на полном монастырском иждивении 12 престарелых монахинь и немощных сестер. Имелась больница на 10 кроватей для монашествующих, которая вела прием также посторонних больных и выдавала им лекарства. [8]

При монастыре существовала обширная библиотека, состоявшая из 219 экз. богослужебных книг и 929 экз. книг для чтения, имелись три школы: церковно-приходская для 52 мальчиков и девочек, церковно-учительская, выпускницы которой получали звание домашней учительницы, и двухклассная образцовая (ставшая подготовительным отделением для церковно-учительской школы). (Приложение 1, рис.10) Общий срок обучения в монастырских школах составлял девять лет. Указанные учебные заведения содержались монастырем на собственные средства и считались лучшими епархиальными школами Новгородской губернии.

Согласно «Списку сестёр Леушинской обители», найденном в Череповецком архиве, в 1915 году в монастыре было 460 насельниц. [11] Зимой они занимались прядением льна, шерсти, а летом участвовали в полевых и огородных работах. (Приложение 1, рис.11) При обители имелись скотный двор, мельница, которая днем молола зерно, а ночью вырабатывала электричество, хлебопекарня, мастерские: золотошвейная, чеканная, золотильная, рукодельная, ткацкая, башмачная, швейная, иконописная. Неоднократно изделия местных умелиц отправлялись в дар императорской семье. А 3 августа 1913 года леушинские монахини в числе 11 человек во главе с игуменьей Таисией были лично представлены императору Николаю II, императрице Александре Федоровне и наследнику царевичу Алексею. Монахини вручили Николаю II прекрасной работы вышитый императорский стяг. Сама настоятельница представлялась членам императорской семьи 7 раз – случай крайне редкий для игуменьи удаленного монастыря.

Игуменья Таисия заботилась об образовании сестёр монастыря. Заведующая больницей монахиня Вероника (в миру Астафьева Анна Ивановна) специально обучалась фельдшерству в Петрограде в Свято-Троицкой общине сестер милосердия. Несколько инокинь получили образование в Академии Художеств Санкт – Петербурга.

Сама игуменья Таисия писала стихи, которые регулярно печатались в духовных журналах, и были даже опубликованы отдельными книгами. С творчеством матушки Таисии меня познакомил директор школы и школьного музея села Мякса Виктор Леонидович Леонтьев. В музее представлены некоторые ее книги, письма, фотографии, архивные материалы, собранные учениками Мяксинской школы и студентами ЧГУ. Виктор Леонидович рассказал, что «Матушка Таисия старалась к любому важному событию написать специальное стихотворение. На некоторые из них была даже написана музыка. Из самых известных ее произведений следует признать «Келейные записки». (Приложение 1, рис.12)

Но творчество не являлось центральным в жизни матушки. Почти все свое время она тратила на хлопоты по монастырю, составление справок, прошений, отчетов, на частые поездки в другие города, ведь матушка лично занималась сбором средств на монастыри и храмы. Игуменья Таисия принимала участие в возрождении Ферапонтова монастыря, построила часовню на вокзале в Череповце, три подворья Леушинского монастыря: в Череповце, Рыбинске и Санкт-Петербурге, основала Успенский и Иоанно-Богословский скиты с домовыми храмами, построила пароходную пристань близ деревни Борки, к которой обязательно причаливали все пассажирские пароходы, курсировавшие по Шексне, и их пассажиры слушали молебен о плавающих и путешествующих. [3, с.64] (Приложение 1, рис.13-19)

2 января 1915 года игуменья Таисия скончалась, передав своей преемнице игуменьи Агнии (в миру Анна Никитична Благовещенская) (Приложение 1, рис.20), процветающую и благоустроенную обитель.

Таким образом, благодаря трудам игуменьи Таисии - замечательной подвижницы, Иоанно - Предтеченский Леушинский женский монастырь, к началу XX века стал одним из самых известных и процветающих монастырей России. Он выполнял не только духовные, но и культурно-просветительные, хозяйственные функции.

1.3. Закрытие монастыря

Вскоре после Октябрьского переворота над сестрами Леушинского монастыря нависла угроза высылки и погрома. Галина Борисовна Тихова, преподаватель Воскресной школы села Мякса, сообщила мне, что «в 1919 году под давлением властей Леушинский монастырь вынужден был «самореорганизоваться» в женскую сельскохозяйственную трудовую коммуну, получив в свое распоряжение весь сельхозинвентарь и 560 десятин земли. Несмотря на смену официального наименования, Леушинский монастырь с 1919 по 1923 год продолжал оставаться полноценной обителью. Не прекращались богослужения во всех монастырских, скитских и подворских храмах, сестрами неуклонно соблюдалось келейное правило. Регулярно проводились иноческие постриги».

В 1923 году Леушинская коммуна была переименована в совхоз «Леушино», во главе которого встал светский человек, всячески притеснявший инокинь. Тем не менее, сестры монастыря продолжали оставаться основными работниками хозяйства вплоть до своего окончательного выселения в 1930 году. В феврале 1932 года были репрессированы последние насельницы обители, не пожелавшие покинуть Леушино. [13, с.74] После этого корпуса бывшего Леушинского монастыря перешли в распоряжение школы для трудновоспитуемых подростков, общее число воспитанников которой в 1938 году составляло 370 человек. (Приложение 2, рис.1)

Таким образом, получив статус монастыря в 1885 году, Иоанно –Предтеченский Леушинский женский монастырь оставался действующим до 1932 года, а затем был закрыт, а все постройки монастыря перешли в распоряжение советских властей.

1.4. Строительство Рыбинского водохранилища и затопление

Леушинского монастыря

При просмотре короткометражного исторического фильма «Раскинулось море широко» я узнала, что в 1923 году по инициативе партии и правительства был намечен масштабный план ― «Большая Волга», который должен был решить извечную проблему волжского судоходства и превратить главную русскую реку в крупную транспортную сеть. Планировалось создание восьми крупных гидроузлов, которые со временем назвали Волжским каскадом. [12].

В 1935 году началось строительство гидроузлов у Рыбинска и Углича и подготовка к затоплению территорий для водохранилища. При подготовке поймы под Рыбинское водохранилище были вырублены сотни гектаров леса, обезврежены могильные захоронения, взорваны церкви, усадьбы, избы. Рыбинское водохранилище навсегда «стёрло» с географической карты старинный город Мологу и ещё около 700 населённых пунктов, частично подтопило города Калязин, Углич, Весьегонск, Пошехонье, Мышкин, Брейтово, погубило множество разновидностей животного и растительного мира, характерного для русского северо-запада. (Приложение 2, рис.2)

Территория Леушинской обители тоже попала в зону затопления. Сбылись пророчества игуменьи Таисии, которая ещё в 1881году предсказала, что Леушинские места будут затоплены «наливной как в бочку водой, у которой потом лопнут обода». [5, с. 23] До 1960-х годов величественные постройки Иоанно - Предтеченского Леушинского монастыря ещё возвышались над водами рукотворного моря, но позднее и они были разрушены. (Приложение 2, рис.3-5)

Таким образом, Рыбинское водохранилище не только погубило природу Молого-Шекснинской поймы, но и навсегда «смыло» целый уклад жизни и быта наших предков, замечательный памятник культуры и истории русского народа.

1.5. Восстановление обители в поселке Мякса

Но Леушинское подворье продолжает жить в Санкт-Петербурге, Рыбинске и Череповце, а в сети Интернет я нашла даже официальный сайт Леушино, созданный Геннадием Беловоловым, настоятелем храма Леушинского подворья в Санкт-Петербурге. [1]

В 1999 году на берегу Рыбинского водохранилища около села Мякса был установлен Поклонный крест. (Приложение 3, рис.1) Летом я часто его посещаю. Моя прабабушка Кузнецова Вера Андреевна рассказывала мне, что крест сделан из дерева, которое когда-то росло в Леушинских лесах женского монастыря. Каждый год в ночь с 6 на 7 июля накануне престольного праздника Рождества св. Иоанна Предтечи у Поклонного креста собирается множество богомольцев и паломников из разных городов России, чтобы помолиться о возрождении монастыря. [2] (Приложение 3, рис.2)

В начале 2000-х годов на побережье водохранилища в непосредственной близости от затопленного монастыря был построен храм Рождества Иоанна Предтечи, в память о Леушинской обители, который я тоже посетила. (Приложение 3, рис.3)

В 2014 году под руководством насельницы Горицкого монастыря монахини Кириллы Червовой в Мяксе была сформирована женская община с целью возрождения затопленного монастыря, которая в июле 2016 года на-считывала шесть сестер. (Приложение 3, рис.4) Сёстры молятся в Мяксин-ской церкви Рождества Иоанна Предтечи, живут в большом деревянном здании, расположенном рядом с храмом. Помимо молитв ведут хозяйство, занимаются огородом и стараются привести келейный корпус в приемлемое состояние. Некоторые сестры преподают в Воскресной школе, открытой для детей села Мякса. (Приложение 3, рис.5)

27 декабря 2016 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о присвоении этой общине, которая два года имела статус архиерейского подворья и была местом возрождения затопленного Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, монастырского статуса.[6] (Приложение 3, рис. 6)

Таким образом, есть все надежды полагать, что затопленные Рыбинским водохранилищем святыни будут возрождены, а память о них сохранена.

Заключение

Исследовательская работа по данной теме помогла мне раскрыть неизвестные страницы истории моей малой родины, восстановить хронологию исторических событий от начала основания Леушинского женского монастыря до настоящего времени и составить его «летопись». (Приложение 4)

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

- история Иоанно - Предтеченского Леушинского женского монастыря началась с постройки церкви Иоанна Предтечи в деревне Леушино в 1862 году, и была связана с именами трёх монахинь Сергии, Леонтии и Таисии, которым пришлось преодолеть немало трудностей, приложить немало сил для обустройства обители;

- благодаря трудам игуменьи Таисии, Леушинский женский монастырь стал одним из самых известных и процветающих монастырей России. Он выполнял не только духовные, но и культурно - просветительные, хозяйственные функции;

- Иоанно – Предтеченский женский монастырь оставался действующим почти полвека, а затем был закрыт и затоплен водами Рыбинского водохранилища.

- Несмотря на это, монастырь продолжает жить, но уже в новом месте. В монастыре есть монашествующие, его посещают жители села Мякса и люди из других селений и городов, а, значит, его жизнь продолжается. И хочется верить, что скоро Новолеушинский Иоанно – Предтеченский женский монастырь вновь станет «северной женской Лаврой»!

Моя гипотеза подтвердилась!

Список литературы и интернет – источников

  1. Беловолов Г. Леушино. Сайт храма Иоанна Богослова [Электронный ресурс], Режим доступа: http://leushino.ru/index.html. (Дата обращения: 16 февраля 2017г.)

  2. Ехалов А. Восставшая со дна [Видеозапись]: Документальный фильм/ ав. А. Ехалов: Вологодская гостелерадиокомпания, 2004. – 29 мин.

  3. Иванова С. В. Душа стремится в небеса (об игуменьи Таисии Солоповой) /Филиппова В. // И жизнь, и к Родине любовь: Сборник материалов историко-краеведческой направленности. - Череповец: Издательский дом - Принт, 2012. – 80 с.

  4. Иеромонах Стефан. Сказания об основании новой Пустынно – Предтеченской женской общины. – Вятка: Типография Куклина, 1880. – 19 с.

  5. Климина И. Подводное Леушино: Краеведческий сборник. - Череповец: Окраина, 2013. - 84 с.

  6. Климина И. Новолеушинский Иоанно-Предтеченский монастырь [Электронный ресурс], Режим доступа: https://vk.com/leushino – статья в интернете. (Даты обращения: 17,18 февраля 2017г.)

  7. Мальцев М. Г. Жизнеописание игумении Леушинского монастыря Таисии (Солоповой). – СПб.: ИПК «Бионт», 2016. – 760 с.

  8. Мальцев М. Г. Иоанно - Предтеченский Леушинский женский монастырь [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://leushino.cerkov.ru – статья в интернете. (Даты обращения: 6, 9 февраля, 1, 3 марта 2017г.)

  9. Минцлов С.Р. Список населённых мест Новгородской губернии. Выпуск IX Череповецкий уезд. Составлено под редакцией Секретаря Новгородского губернского Статистического комитета С.Р. Минцлова. Новгород: Губернская типография, 1912. - 80 с.

  10. Сойкин П. П. Леушинский монастырь в Череповецком уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. —СПб.: Воскресение, 1994. – 680 с.

  11. Список сестёр Леушинской обители. Череповецкий архив. Д. 1.5.

  12. Суворов В. Раскинулось море широко [Видеозапись]: Документальный фильм / реж. В. Суворов: Леннаучфильм, 1987. – 28 мин.

  13. Червова К. Последние Леушанки. – Череповец: Издательский дом, 2014. – 146 с.

Просмотров работы: 556