Актуальность темы: Глиняные игрушки привлекают и взрослых, и детей. Они радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир весёлого праздника. Глиняные игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. В них мастера дают волю своей фантазии, превращая комочки глины в фигурки людей, зверей, птиц, всегда сказочных и реальных одновременно.
Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным производством. Постепенно в отдельных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом. Так, в Архангельской области славятся карго-польские игрушки, в Кировской — дымковские, в Тульской — филимоновские. Все они имеют характерные отличительные особенности, что связано с культурой и традициями тех мест, где зарождался промысел. [1, с.3]
Существовал ли такой промысел в Вологодском крае? Каковы отличи-тельные особенности глиняной игрушки нашей местности? Сохранились ли секреты изготовления вологодской глиняной игрушки? На эти и многие другие вопросы мне захотелось найти ответ.
Цель исследования – раскрыть секрет изготовления традиционной глиняной игрушки Вологодского края.
Задачи:
- познакомиться с историей глиняных игрушек Вологодского края;
- выявить особенности глиняных игрушек нашей местности;
- познакомиться с технологией изготовления глиняной игрушки;
- изготовить глиняную игрушку своими руками.
Объект исследования: гончарный промысел Вологодского края.
Предмет исследования:вологодская глиняная игрушка.
Гипотеза: секрет изготовления вологодской глиняной игрушки не утрачен и в наше время.
Методы исследования: изучение литературных источников; посещение музейной экспозиции Центра традиционной народной культуры села Воскресенское Череповецкого района, Художественного музея и выставки народно – прикладного творчества в Выставочном зале г. Череповца; интервью с директором Центра традиционной народной культуры села Воскресенское Череповецкого района Кулёвой Ириной Анатольевной, автором книги «На пути к возрождению: опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области», интервью с мастером Центра народных ремёсел Натальей Куликовой; изготовление глиняной игрушки своими руками; анализ, сравнение и обобщение результатов.
Глава 1. Прошлое и настоящее вологодской глиняной игрушки
Историяглиняной игрушки Вологодского края
Глиняная игрушка – одно из самых интересных и самобытных явлений в народной культуре. Её история начинается в далёком прошлом. Древнейшие глиняные фигурки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Эти скульптурные изображения использовались в языческих обрядах и не могли служить для детских забав. Постепенно они утратили мифологический смысл, и в славянских погребениях VI-VIII вв. н. э. археологи уже находят глиняные погремушки, игрушки-свистульки, образы людей, зверей, птиц. К XVII-XVIII вв. игрушечное производство в России достигло невиданного расцвета. Главными покупателями глиняных игрушек становятся простые люди. [10]
Самой большой известностью в нашей стране пользовались дымковские, или вятские, глиняные игрушки. (Приложение 1, рис.1) История этой игрушки тесно связана с Вологодским краем. В XV в. великий князь Иван III стремился подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга. Многих ремесленников из этого северного города, среди которых было немало гончаров и мастеров - игрушечников, переселили в глухие места на реку Вятку, в окрестности города Хлынова. Переселенцы основали слободу, которую назвали Дымково – так же, как называлась дорогая их сердцам местность под Великим Устюгом. Там, по преданию, и появились в конце XV–начале XVI в. первые дымковские игрушки. Постепенно изготовление игрушек в Дымково стало самостоятельным промыслом. [8, с.35]
На территории Вологодской области тоже существовали центры гончарного производства, однако изготовление глиняных игрушек было делом попутным, второстепенным. Устанет мастер от основной работы, возьмёт кусок глины, да и слепит что–нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради.
Самым крупным гончарным центром Вологодской губернии было село Залесье Закуштской волости Кадниковского уезда. О времени возникновения гончарного промысла в Закуштской волости исторических свидетельств нет. Косвенное упоминание о существовании промысла в 30-е годы ХIХ века содержится в легенде, записанной Ф.А. Арсеньевым в 1880-х годах. «Лет 45 тому назад зашёл в Закушье какой-то богомолец, странник Евстигней, неизвестно откуда. Увидав весьма плохое и неуклюжее изделие здешних горшечников, он научил их мастерить обливную посуду, сделал особый, более удобный круг, вращающийся посредством ножного привода». [4, с. 4]
Гончарство в Закушье было делом семейным. Наемный труд не использовался. Мужчины были заняты изготовлением посуды, женщины и дети обмазывали посуду дёгтем, обсыпали свинцовой мукой, доставляли посуду на «завод» для обжига. Гончарному промыслу сопутствовало изготовление глиняных игрушек. Простые свистульки в виде стилизованных птичек лепили вручную, а более сложные игрушки, например, в виде птицы Сирин делали с помощью формы. (Приложение 1, рис. 2) В 1930-е годы крестьяне объединились в гончарную артель «Сдвиг», которая просуществовала до 1970 г.
Ещё один крупный центр по изготовлению глиняной посуды и игрушек находился в селе Сомово близ Верховажья. Во второй половине XIX в. изготовлением глиняной посуды и свистулек занимались в каждом доме этого села. Здесь игрушки не просто сопутствовали гончарству, а служили своеобразной рекламой горшечникам. Ребятишки бегали по базару, возвещая свистом о приезде гончаров, созывая покупателей (Приложение 1, рис. 3). В начале 1950-х годов Сомовский промысел пришёл в упадок, а созданная в 1925г. артель гончаров (Приложение 1, рис. 4) была закрыта. [2, с.23]
Старожилы Череповца помнят, что еще в 1960-х годах на городском рынке было обилие глиняной посуды и игрушек. Откуда товар, можно было не спрашивать — из Ёрги. Ёрга (Воскресенское) — большое современное село, расположенное в сорока километрах от Череповца. (Приложение 1, рис. 5) Первое упоминание о нём относится к началу XVI века. В грамоте великого князя Василия Ивановича говорится о починке ямской избы и участка дороги: «...от Ергольского Яму до Надпорожского Яму дороги почистити и мостов по рекам и болотам и по грязем велел починити...». [7, с.11]
Масштабы гончарного промысла были весьма внушительны. К началу 1910 г. в гончарном производстве был занят 151 человек. Мастера 128 дворов ежегодно поставляли в Череповец и его окрестности на ярмарки до 15 возов с каждого двора. При таком уровне производства ёрговские «горшечники» и «свистулечники» обеспечивали посудой и игрушками не только близлежащую округу, но и вывозили ее за пределы губернии.
Таким образом, на территории Вологодской области существовало несколько крупных центров гончарного производства, где в основном изготавливали посуду, а изготовление игрушек было делом попутным, второстепенным.
Особенности вологодских глиняных игрушек
Для изучения особенностей вологодских глиняных игрушек я посетил Центр традиционной народной культуры села Воскресенское Череповецкого района, где встретился с директором центра Кулёвой Ириной Анатольевной( Приложение 1, рис. 6) Вот, что она рассказала: «Большинство вологодских глиняных игрушек - это свистульки. Самые ранние из них представляют собой небольшие, всего четыре с половиной сантиметра высотой и длиной, изображения птички с плоским стилизованным хохолком и барашка с одним закрученным назад спиралеобразным рогом. (Приложение 1, рис. 7, 8) Тело свистульки конусовидное, соединяется с шеей почти под прямым углом. На спинке имеются два звуковых отверстия, расположенных совсем рядом друг с другом, тогда как в большинстве свистулек подобного вида из других регионов Русского Севера они расположены по бокам». Необычное расположение звуковых отверстий, по всей вероятности, имело глубокий смысл, ибо они в сочетании с отверстием на хвостике придавали свистульке схожесть с мордой какого-то зверя, возможно, лося или коня. Получается своеобразный перевертыш, многослойный образ, столь характерный для народного искусства. [5, с.15]
Самыми необычными и загадочными из вологодских игрушек являются свистульки-идолы, или свистульки-маски; выполненные в разные периоды: одни — в начале XX века, другие — в 1950-х годах ёрговскими мастерами. (Приложение 1, рис.9) По форме они делятся на три типа. Первый — наиболее эффектный, с характерным вытянутым овалом лица, с тонким длинным горбатым носом, острым выдающимся подбородком, длинной шеей и большими, обобщенно-решенными ушами. Голова в верхней (лобной) части сильно сужена, вытянута вверх, имеет едва заметный наклон вперед. Глаза являют собой неглубокие впадины, проделанные палочкой. Второй тип близок к первому. Решение лица обобщенное. Глаза маленькие — в виде точек, тонкие брови процарапаны. На лицах этого типа носы массивны, имеются усы, энергично поднятые или, наоборот, опущенные, небольшая клиновидная бородка, губы растянуты в улыбке. Уши в данном варианте отсутствуют. Лица третьего типа не имеют ярко выраженного профиля, черты их размыты, округлы, едва намечены — продавленный палочкой рот, крошечные глаза, почти незаметный нос. Уши большие, округлые, щеки плавно переходят в широченную шею. Разновременность создания свистулек-идолов, широкий круг мастеров, их лепивших, подтверждают, что свистульки-маски не были случайной прихотью одного мастера. [6, с. 94]
Достойна внимания еще одна группа вологодских свистулек. Под руками умельцев из Ёрги способность издавать музыкальные звуки обретали глиняные изображения не только живых существ, птичек, собачек, барашков, бычков, лошадок, но и неодушевленных предметов, саней, столов, самоваров, граммофонов, сапог. На первый взгляд эти изделия могли показаться грубоватыми. Мастер не всегда заботился о тщательной отделке деталей. Зато общий вид каждой фигурки был исполнен выразительности. Стоило повнимательнее присмотреться – и сразу становилось заметно, как точно передана грациозность животного, способность к полету птицы, практическое назначение того или иного предмета. (Приложение 1, рис.10)
Сомовские игрушки, как и игрушки мастеров из Ёрги, многообразны и самобытны. Здесь и небольшие по величине игрушки - свистульки в виде птичек, всадников на двуглавых конях, домашних животных с их древней языческой формой, так и крупные, до 50 см высотой куклы – пример яркой и выразительной народной скульптуры. Но в отличие от других центров сомовские мастера в своих фигурках не столько фантазировали, сколько воспроизводили знакомые образы домашних зверей и птиц (Приложение 1, рис.11) Две-три лепные детали, прокол палочкой, вмятины оперения придают фигуркам сходство с реальным прообразом. Игрушки покрывали зелёной или коричневой глазурью.[2,с.28]
А вот закушстские мастера покрывали игрушки поливой тёмно – коричневого цвета. Это были как простые свистульки в виде птичек, которые имели обтекаемое тулово с отверстием – свистком на хвосте, так и игрушки в виде львов и драконов. (Приложение 1, рис.12)
Таким образом, большинство вологодских глиняных игрушек – это свистульки. Они обладают простотой и лаконичностью форм. В них во всей полноте отразились представления русского крестьянства о жизни и красоте.
1.3.Возрождение традиций
Производство глиняных игрушек не забыто и в наше время. Мастера продолжают и возрождают традиции этого промысла. [3,с.4]
Одним из ярких представителей гончарного дела Череповца можно по праву назвать Сергея Александровича Лопатенко. Он - член Союза художников, педагог, «Народный мастер России». Начиная с 70-х годов ХХ века, Сергей Александрович занимался возрождением Ёрговского промысла. Интерес к этому промыслу неслучаен: его дядя – Смирнов Николай Петрович – потомственный гончар. Именно у него учился Сергей делать ёрговские свистульки, познакомился с технологией чернолощения. Первой авторской работой стала чернолощёная утица – свистулька. Её прообразом послужили сосуды-утицы, которые он увидел в Кирилловском музее-заповеднике. (Приложение 2, рис.1,2)
Вместе с Сергеем Александровичем возрождением ёрговского промысла занималась и его жена Наталья Михайловна, искусствовед по образованию. Она - автор книги «Традиционная керамика Ёрги», изданная в 1993 году. (Приложение 2, рис.3,4) «Не зная традиций, не вникая в суть и смысл ремесла, невозможно стать гончаром», - считает Сергей Александро-вич. Сам он не только внимательно изучал работы старых мастеров, но и являлся прекрасным наставником, обучая подростков этому древнему мастерству. [9]
Одним из последователей С.А. Лопатенко стал Сергей Феньвеши – «Народный мастер России», член Союза художников. Сергей Гезович занимается традиционной чернолощеной керамикой, изготавливает бытовую посуду, игрушки, музыкальные инструменты. Свои игрушки (утицы, кони, всадники) мастер декорирует, нанося лощилом узор в виде полос или зигзагов. Иногда на груди птицы появляется образ богини Рожаницы или композиции, связанные с народным бытом. Сергей Феньвеши изготавливает и свистульки. Их прообразами послужили свистульки – маски, которые изготавливали ёрговские гончары. (Приложение 2, рис.5,6)
Ещё один ученик С.А. Лопатенко - Александр Николаевич Зварич - коренной череповчанин, он вот уже второе десятилетие продолжает традиции северного народного гончарства. Одной из граней интересов Александра Зварича стала работа над свистульками, которые превратились в процессе поиска в музыкальные инструменты. Здесь важно всё: форма, в которую будет заключён воздушный столб, декорирование инструмента, удобство звукоизвлечения и, конечно, настройка самого звука, ради чего собственно и рождается инструмент. Серия окарин «Гуси-лебеди», представленная на выставке «Россия XI» в г. Москве родилась под впечатлением наполненного печальной ностальгией перелета красивых птиц. (Приложение 2, рис.7,8)
Восстановлением традиций вельской глиняной игрушки и гончарного искусства сомовских мастеров занимается Горбатова Татьяна Васильевна – «Народный мастер Вологодской области». (Приложение 2, рис.9,10)
Её игрушки - свистульки: птица, отдалённо напоминающая глухаря, конь с упруго изогнутой шеей и торчащими кверху ушками, барашек, с откинутыми назад витыми рожками - небольшие по размеру, легко умещаются на детской ладони. Их мастер покрывает поливами разнообразных оттенков от изумрудно – зелёного до тёмно – коричневого. Этим способом покрытия пользовались сомовские гончары ещё в прошлом веке. Татьяна Васильевна использует и другие способы декорирования. Например, покрывает изделия глухими эмалями или подцвеченными глазурями. Делает мастер и «обварные» игрушки. [3, с.21]
Ещё одним продолжателем вельских традиций был Алексей Федорович Бондарь. Его свистульки - окарины, свистульки в виде утиц, коников, птичек имеют обобщённый образ, отличаются лаконичностью и простотой. Игрушки Алексея Фёдоровича небольшие по размеру, с круглым туловищем, из которого вытягивается и моделируется голова животного или птицы, хвост-свисток и две небольшие ножки в виде выступов. При их изготовлении мастер большое внимание уделял чистоте звука, поэтому так тщательно распределял отверстия в свистульке. (Приложение 2, рис.11,12)
Таким образом, говорить о том, что гончарство ушло в прошлое, рано. Усилиями энтузиастов-мастеров возрождается древний вид искусства. По – разному пришли они к своему ремеслу, но всех их объединяет одно – бережное отношение к прошлому, творческий поиск и мастерство.
Глава 2. Технология изготовления глиняной игрушки
2.1. Этапы изготовления вологодской глиняной игрушки
в прошлом и настоящем
Технология изготовления глиняных игрушек по существу были везде одинаковы, хотя и имели местные особенности.
Процесс изготовления игрушки начинался с приготовления сырья. Красную глину брали неподалеку от жилья, иногда, как утверждают мастера, прямо в огороде. Ее заносили в избу и, сваленную в груду, постепенно разминали, превращая в плоскую лепешку. В результате этой операции, проделанной семь раз, глиняное тесто становилось пластичным, однородным по составу, без комочков. Из него и лепили игрушки. Сначала игрушки просушивали на ветру, а затем обжигали в печи. В зависимости от качества и состава местных глин, поверхность игрушек приобретала определенный цвет и фактуру, которые играли немалую роль в их декоративных свойствах. Для украшения применяли цветные глазури, лощение или обварку, роспись вологодские мастера не использовали. [11]
Современные технологии внесли в производство игрушек некоторые изменения. Сравнительный анализ процесса изготовления глиняной игрушки в прошлом и настоящем представлен в таблице.
№ |
Технологический этап |
Процесс изготовления глиняной игрушки |
|
прошлое |
настоящее |
||
1. |
Подготовка глины к работе |
Мастера сами вручную осенью готовили глину и чистый песок |
Глина поступает к мастерам готовая |
2. |
Лепка |
Сначала лепятся крупные части, затем мелкие |
|
3. |
Сушка |
Сушат 2-3 дня |
|
в протопленных печах на соломе или просто в избе: на лавках, полавочниках, столах. |
на столе при комнатной температуре |
||
4. |
Обжиг |
В русской печи на горящих поленьях |
В муфельной печи при температуре 900о С |
5. |
Украшение |
||
Глазирование |
Нанесение чёрной или красной окиси железа, смолы с помощью кисти или заячьей лапки |
Нанесение готовой смеси глазури с помощью кисточки |
|
Лощение |
Натирают поверхность изделия до зеркального блеска |
||
камнем-голышом, костью |
специальными металлическими палочками - лощилками |
||
Морение (томление) |
Для придания чёрного цвета игрушку «коптили» в пламени без доступа кислорода. Для получения копоти добавляли |
||
бересту, смолистые щепки, паклю с дегтем |
дрова хвойных пород |
||
Обварка |
Горячую керамику щипцами вынимали из печи и погружали |
||
в ржаной или овсяный кисель, квасную гущу или молочную сыворотку |
в жидкое тесто из муки с водой |
Из таблицы видно, что основная технологическая цепочка в создании вологодской глиняной игрушки - подготовка глины, лепка, сушка, обжиг, украшение - осталась в принципе неизменной. Но прогресс внес в нее существенные поправки.
2.2. Изготовление глиняной игрушки своими руками
Познакомившись с особенностями вологодской глиняной игрушки, технологией её изготовления, я решил изготовить глиняную свистульку своими руками. Мастер Центра народных ремёсел Наталья Куликова рассказала, как изготовить игрушку, соответствующую традициям вологодских мастеров.
Для работы мне потребовались: глина, стеки, вода, высокотемпературная печь.
Этапы изготовления птички-свистульки:
1. Подготовка глины к работе. Берём кусок глины и начинаем его разминать. Разминаем до тех пор, пока он не станет мягким. Затем из глины скатываем шар. От размера шара зависит звук свистульки.
2. Формирование формы игрушки. Из шара формируем птичку, вытягиваем шею и голову.
3. Формирование камеры свистка. В туловище птички указательным пальцем руки делаем углубление. Затем, снимаем с пальца заготовку и аккуратно соединяем края отверстия, сохраняя полость внутри игрушки. Все неровности и шероховатости сглаживаем водой.
4. Формирование звуковых отверстий. В нижней части свистульки деревянной палочкой делаем небольшое отверстие. Оно должно быть ровное, так как из него будет выходить воздух и будет слышен свист. Затем делаем второе, но уже сквозное отверстие так, чтобы кончик палочки был направлен на угол, полученный в результате первого отверстия.
5. Проверка свистульки на музыкальное качество. Если всё сделано правильно, при выдохе в сквозное отверстие издаётся мелодичный звук. Его можно корректировать, увеличивая и уменьшая размер отверстий.
6. Украшение. Декорируем птичку. Делаем глазки деревянной палочкой.
7. Сушка. Оставляем свистульку на столе при комнатной температуре подсыхать на 3-4 часа.
8. Обжиг. Ставим обжигать в печь при температуре 800-900о С на 8 часов. (Приложение 3)
Наша свистулька готова!
Таким образом, каждая глиняная игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре, и сегодня её может попробо-вать изготовить любой взрослый или ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина и фантазия.
Заключение и выводы
Изучая историю прошлого и настоящего глиняной игрушки Вологодского края, мы пришли к следующим выводам:
- На территории Вологодской области существовало несколько крупных центров гончарного производства, где в основном изготавливали посуду, а изготовление игрушек было делом попутным, второстепенным.
- Большинство вологодских глиняных игрушек – это свистульки. Они обладают простотой и лаконичностью форм. В них во всей полноте отразились представления русского крестьянства о жизни и красоте.
- Основная технологическая цепочка в создании вологодской глиняной игрушки - подготовка глины, лепка, сушка, обжиг, украшение - осталась в принципе неизменной, хотя прогресс и внёс в нее существенные поправки.
- Все вологодские глиняные игрушки - чудо творчества. Секреты их изготовления не утрачены и в наше время. И, несмотря на то, что современная глиняная игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям, исчезла из игры детей, она остаётся ярким явлением декоративно-прикладного искусства. Моя гипотеза подтвердилась.
Список использованной литературы и интернет – источников
Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. –Л.: Искусство,1975. – 142 с
Горбатова Т.В. Сомовский гончарный промысел. – Верховажье: Редакция газеты «Верховажский вестник», 2003. – 62с.
Ильина Е.С. Вологодские гончары. – Вологда: Граффити, 2000. – 32с.
Ильина Е.С. Закуштский гончарный промысел: историко-этнографический очерк. – Вологда: Полиграфист,2000. –32 с.
Кулева И.А. На пути к возрождению: опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. – Вологда: Полиграфист, 2001. – 24с.
Кулешов Д.С. Традиционная глиняная игрушка Русского Севера / Сб. статей. М, 2009. – с. 152.
Лопатенко Н. М. Традиционная керамика Ерги. – Вологда: Полиграфист, 1993. – 47 с.
Рогов А. Дымка [О дымковской игрушке]. Радуга над Вяткой. – М.: Просвещение, 1986. – 418 с.
Вологодские народные промыслы. Мастера Вологодчины. Гончары [Электронный ресурс], – http://www.booksite.ru/trade_vologda – статья в интернете.
Гончарное искусство [Электронный ресурс], – http://nason.ru/gonchariskusstvo – статья в интернете.
Лопатенко Н.М., Лопатенко С.А. Гончарство Ерги. Череповец. Краеведческий альманах [Электронный ресурс], – http://www.booksite.ru/fulltext/che/rep/ove/ts/21.htm– статья в интернете.