Аннотация
Исследование посвящено изучению прикуса у учащихся в период постоянного прикуса. А также доказательству необходимости информационной работы с населением в области ортодонтии. Необходимо информировать детей о проблеме нарушения прикуса, чтобы они знали о причинах, которые могут привести к его изменению и психологически были готовы в случае надобности к его исправлению и знали, какие последствия могут их ждать в случае формирования неправильного прикуса.
Актуальность работы определяет то, что по статистике более 1/3 детей имеют нарушения в период постоянного прикуса.
Цель работы: Привлечь внимание детей к проблеме нарушения прикуса.
Задачи исследования включают в себя подтверждение необходимости диагностики и исправления неправильного прикуса; выявление уровня знаний учащихся о проблеме неправильного прикуса и их отношение к его исправлению; выяснение знаний взрослых о возможных причинах нарушения прикуса у детей; анализ прикуса учащихся по визуальным признакам и выявление частоты встречаемости нарушений; определение наиболее распространённого вида неправильного прикуса среди учащихся.
Ранняя диагностика и исправление неправильного прикуса необходимы для того, чтобы избежать неприятных и опасных последствий в будущем. Взрослые имеют представление только об элементарных причинах нарушения прикуса. Для достижения цели проводился опрос учащихся, в результате которого было выявлено, что большинство учащихся не считали нарушение прикуса важной проблемой и не знали о последствиях отказа от ортодонтического лечения. Ребята заинтересовались своим прикусом. Далее был проведён осмотр учащимися своего зубочелюстного аппарата и сделаны необходимые измерения. Всего с нарушениями прикуса сталкивались 46% детей, при этом 13,2% имеют нарушения подтверждённые специалистом, а 32,8% не знали о том, что у них есть признаки, свидетельствующие о наличии данной проблемы. Выяснилось, что самым редким является открытый прикус, он встречается только у пяти человек, а наиболее распространен среди учащихся школы № 42 и № 4 дистальный прикус.
СодержаниеВведение 4
1 Теоретические аспекты проблемы неправильного прикуса 6
1.1 Прикус и его виды 6
1.2 Причины нарушения прикуса 7
1.3 Последствия неправильного прикуса 8
1.4 Методы диагностики неправильного прикуса 10
2 Неправильный прикус у детей школьного возраста – важная проблема современного общества 11
2.1 Уровень знаний учащихся о проблеме неправильного прикуса и их отношение к его исправлению 11
2.2 Знания взрослых о возможных причинах нарушения прикуса у детей 12
2.3. Анализ прикуса учащихся в период постоянного прикуса 13
Заключение 19
Список использованных источников 20
Приложение 1. Анкета разработанная для проверки уровня знаний учащихся о проблеме нарушения прикуса 22
Приложение 2. Перечень возможных причин нарушения прикуса для опроса педагогов Дома детского творчества 24
Приложение 3. Оценочный тест, основанный на визуальных признаках, подтверждающих нарушение прикуса 25
Приложение 4.Набор для осмотра полости рта учащихся 27
Приложение 5. Выявление визуальных признаков нарушения прикуса 28
Приложение 6. Встреча с Карпенко Дмитрием Анатольевичем, стоматологом-хирургом МБУЗ ЦРБ "Ахтырская поликлиника " 30
ВведениеПроблема здоровья детей находится в числе актуальных уже не одно десятилетие. Наиболее массовый характер она имеет в сфере стоматологии. По статистике Стоматологической ассоциации России ортодонтические нарушения (нарушения функционирования челюстно-лицевого аппарата) выявляются у 95% населения. Вопрос организованного содействия стоматологическому здоровью детей в настоящее время повторно (после советской практики) поднимается к разрешению на базе официальных документов РФ (2006, 2009, 2011 годы). Здоровье человека неразрывно связано с условиями быта, труда и отдыха. Развитие гигиенической культуры предполагает не только формирование навыков ухода за полостью рта, но воспитание у детей самого стремления к здоровью зубов, десен и всего организма в целом, в том числе в рамках учебных занятий. В связи с этим в 2013 году в школах г.Москвы началась реализация образовательного курса «Улыбка здоровья» (с 1-го по 11-й классы). В 2014 году действие программы по инициативе партнёров Центра ноосферного здоровья было расширено на два региона Сибири. В 2015 году в реализацию программы подключились учреждения ещё двух регионов с перспективой многолетнего сотрудничества и расширения в региональных системах образования. В образовательных организациях Абинского района нет подобных программ. Но есть необходимость в их внедрении. По статистике заболевания кариеса у детей после 12 лет наблюдаются практически у 100% [3]. Второй по значимости проблемой является нарушение прикуса. Что касается статистических показателей нарушений прикуса, возможны колебания в зависимости от региона. Прикус у человека формируется с рождения и примерно до 15 лет. Именно в этот период необходимо уделять особое внимание прикусу и регулярно консультироваться с врачами. Период с 13 до 16 лет называют период постоянного прикуса. В этом возрасте в среднем у 34,6% условно здоровых детей России имеются деформации прикуса [19]. Это 1/3 часть подрастающего поколения. В городе Краснодаре в 2002 году аномалии прикуса составляли 53% от общего количества обследованных детей в возрасте от 11 до 16 лет. Нарушения в периоде постоянного прикуса наблюдались у 40,7% обследованных детей. Из числа выявленных аномалий прикуса чаще наблюдался глубокий прикус, затем дистальный, осложненный открытым прикусом, мезиальный и открытый, остальные виды прикусов встречались крайне редко [2].
Последствия неправильного прикуса могут быть весьма тяжелыми. Кроме внешних недостатков, увеличивается нагрузка на отдельные зубы, происходит быстрое стирание эмали, повышается чувствительность. Лицо теряет симметрию, нередко повреждается височно-нижнечелюстной сустав. Возникают травмы щеки, языка, воспалительные процессы в полости рта и апноэ, повреждаются десны. Нарушаются функции дыхания, жевания, глотания, речи и мимики. Как следствие – заболевания носоглотки, дыхательных путей, слухового аппарата, органов пищеварения [5].
Если у человека уже сформировался неправильный прикус, он имеет возможность его коррекции. Современная стоматология имеет для этого множество методов. Но лучше всего исправлять неправильный прикус в детстве. Следовательно, важно обратить внимание школьников на эту проблему [9]. Поэтому мы решили проверить наличие у учащихся признаков неправильного прикуса.
Цель работы: Привлечь внимание детей к проблеме нарушения прикуса.
Задачи:
с помощью литературных источников доказать необходимость диагностики и исправления неправильного прикуса;
выявить уровень знаний учащихся о проблеме неправильного прикуса и их отношение к его исправлению;
выяснить знают ли взрослые о возможных причинах нарушения прикуса у детей;
проверить прикус учащихся и выявить частоту встречаемости нарушения прикуса у учащихся;
определить, какой из видов неправильного прикуса наиболее распространён среди учащихся школ № 42 и № 4.
Гипотеза: Среди учащихся школ № 42 и № 4 многие имеют неправильный прикус.
Объект исследования: нарушение прикуса у детей школьного возраста.
Предмет исследования: зубочелюстная система.
Прикус и его виды
Прикус – взаимоотношение зубных рядов при максимальном контакте и полном смыкании зубов верхней и нижней челюстей. Вид прикуса определяется характером смыкания зубных рядов в положении центральной окклюзии.
Виды прикуса согласно классификации В.Н. Трезубова:
Нормальный: Ортогнатический (Прикус, при котором верхние резцы перекрывают нижние на 1/3)
Переходные формы нормального прикуса:
- Прямой
- Ортогнатический с протрузией/ретрузией передних зубов
Аномальные виды прикуса:
- дистальный (прогнатический);
- мезиальный;
- перекрестный;
- открытый;
- глубокий [14].
Ортогнатический (нормальный прикус) - прикус, при котором верхние резцы перекрывают нижние на 1/3. Верхние клыки загораживают нижние; верхние премоляры плотно соприкасаются с нижними, а моляры нижней челюсти находятся чуть ближе к полости рта, чем верхние. Все зубы верхней и нижней челюстей, кроме третьего верхнего моляра и первого нижнего резца, контактируют между собой таким образом, что каждый зуб смыкается с двумя антагонистами (зубами противопоставленной челюсти). Каждый зуб верхней челюсти контактирует с соседними и позади стоящим зубом нижней челюсти, каждый зуб нижней челюсти— с соседними и впереди стоящим зубом верхней челюсти. Срединная линия лица проходит между центральными резцами верхней и нижней челюстей и находится с ними в одной сагиттальной плоскости. В зубных рядах промежутки между зубами отсутствуют. Наружная часть верхней зубной дуги больше внутренней части за счёт наклона зубов в сторону преддверия рта. Наружная часть нижней зубной дуги меньше внутренней части за счёт наклона зубов в сторону полости рта.
Что касается переходных форм нормального прикуса: у обладателей прямого прикуса наблюдается такая постановка зубов, при которой верхние и нижние резцы смыкаются режущими краями, а при ортогнатическом с протрузией/ретрузией передние зубы избыточно наклонены вперед/назад.
При дистальном прикусе верхние резцы значительно смещены вперед по сравнению с нижним зубным рядом.
При мезиальном прикусе нижний зубной ряд существенно выступает вперед по отношению к верхнему.
Перекрестный прикус характеризуется сильным смещением некоторых, либо всех верхних зубов по отношению к нижним.
При открытом прикусе моляры смыкаются, но не соприкасаются верхние и нижние передние зубы, при этом образуется щель, которая может появляться не только в области фронтальных, но и в области боковых зубов.
У человека с глубоким прикусом резцы верхнего зубного ряда перекрывают зубы нижнего ряда. Возможны случаи, когда нижние зубы упираются в нёбо[8].
Согласно гистологическим особенностям зубочелюстной системы ребёнка, различают 6 возрастных периодов:
внутриутробный;
от рождения ребенка до начала прорезывания молочных зубов (от 1 до 6 месяцев);
формирования прикуса молочных зубов;
подготовки к смене молочных зубов на постоянные (от 4 до 6 лет);
смены молочных зубов;
прикуса постоянных зубов (от 13 до 17 лет).
Наблюдения проводились в период прикуса постоянных зубов (от 13 до 17 лет). Зубочелюстная система в этот период характеризуется следующими параметрами: число зубов — 28, по 14 на каждой челюсти и по 7 на каждой половине челюсти; группы зубов — резцы (1, 2), клыки (3), премоляры (4, 5), моляры (6, 7, 8). В норме имеется определенная зависимость между размерами зубов и размером зубных рядов. Форма верхнего зубного ряда — полуэллипс, нижнего — парабола. В этом периоде заканчивается формирование корней постоянных зубов [17].
1.2 Причины нарушения прикусаНеровные зубы у ребенка, в 20% случаев это результат наследственности, а примерно в 80% случаев эта проблема связана с дисфункциями, внешними воздействиями и приобретенными вредными привычками [6].
Во внутриутробном периоде деформации челюстей становятся возможными в связи с длительным давлением на плод, повышающимся при избытке амниотической жидкости, при выполнении большой физической нагрузки (спорт, работа), при ношении тесной «маскирующей» одежды, при избыточном питании.
Хроническое механическое воздействие на ткани формирующегося прикуса оказывает функциональная активность различных групп мышц (жевательной мускулатуры, мышц дна полости рта, шеи, спины и т.д.), определяющих характер взаимного расположения верхней и нижней челюстей [16].
К привычкам, нарушающим естественное развитие челюстно-лицевой области ребёнка, относятся: сосание пальцев, языка, различных предметов, прикусывание губ и щек, привычка к ротовому дыханию, прокладывание языка между зубами при глотании и речи, неправильная речевая артикуляция, а также нарушение осанки, сон на высокой подушке или мягкой перине, подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна, вынужденное положение ребенка за столом, не соответствующим его росту [6].
Во всех возрастных периодах нормой является носовое дыхание. При дыхании через рот поток воздуха, проходя через полость рта, оказывает положительное давление главным образом на твердое нёбо и поэтому стимулирует избыточный рост формирующих его костей. Такое нёбо выгибается в полость носа и имеет вид высокого, резко сужающегося кверху купола. Поскольку положительное давление потока воздуха практически не воздействует на альвеолярные дуги, они остаются недоразвитыми, а зубные ряды – суженными, со скученностью зубов.
Серьезные последствия для формирования зубных дуг в постоянном прикусе может иметь кариес контактных поверхностей временных моляров.
Большое значение для формирования правильных зубных рядов и соотношения челюстей имеет соответствие между сроками утраты молочных зубов (выпадения или удаления) и сроками прорезывания на их месте постоянных зубов. При преждевременном удалении временного зуба происходит постепенное смещение соседних зубов, из-за чего сокращается пространство, предназначенное для размещения постоянного зуба, и он прорезывается вне дуги [16].
Большинство родителей и тем более детей не задумываются о проблеме нарушения прикуса из-за незнания. Избегая факторов воздействующих на прикус, можно избежать серьёзных нарушений и, конечно же, неприятных последствий.
1.3 Последствия неправильного прикуса
При патологических видах прикуса изменяются морфологические особенности суставных поверхностей височно-нижнечелюстного сустава и их внутреннее строение. В наибольшей степени изменяются размеры и положение головки нижней челюсти в нижнечелюстной ямке [14]. Большинство проблем с височно-нижнечелюстным суставом сложно поддаются лечению и провоцируют спазмы мышц, сложность в открытии рта, хруст и щелчки при движении нижней челюсти, головокружения, головные и ушные боли. Наиболее часто встречаются артрит и артроз этого сустава, а также вывихи, которые были спровоцированы ослаблением связок.
Неправильное соотношение зубных рядов может повлиять на способность нормально пережевывать пищу, существенно снижая жевательную активность. Плохое пережевывание влияет на усвоение из пищи питательных веществ, а также на органы желудочно-кишечного тракта возлагается повышенная нагрузка, что приводит к естественным нарушениям в их работе. Вследствие неправильного смыкания челюстей на некоторые группы или отдельные зубы может приходиться разное количество нагрузки. Это приводит к стиранию эмали, дентина, сколам и ранней адентии. Неравномерная нагрузка может приводить к образованиям клиновидного дефекта, когда сколы и повреждения эмали вначале появляются у основания коронки.
Стирание твердых тканей зуба начинается с верхнего слоя – эмали. Чем дольше не происходит исправление прикуса, тем большее количество тканей стираются. Если же зуб повреждается более чем наполовину, изменяться начинают также очертания лица – уменьшается нижняя треть, из-за чего появляются складки у рта. Постоянное неправильное распределение давления на зубы может провоцировать разрушение и разнообразные повреждения костной ткани. При этом происходят деструктивные процессы, влияющие на качество прикрепления зубов, поэтому может наблюдаться расшатывание. Следовательно, нарушение прикуса приводит к ранней потере зубов.
Почти всегда у людей с неправильным прикусом встречаются нарушения дикции разной степени. Так как затруднена полноценная работа речевого аппарата, одним из отделов которого являются неподвижные органы – зубы, небо, альвеолы, глотка и прочее.
При диагностировании мезиального прикуса наблюдают выдающуюся вперед нижнюю челюсть и подбородок. Улыбка становится непривлекательной, меняются пропорции лица. При дистальном прикусе наоборот, подбородок становится непропорционально маленьким. При глубоком и перекрестном прикусе практически всегда довольно сильно страдают ткани, окружающие зубы – пародонт. Для открытого прикуса характерным является постоянно приоткрытый рот и общая асимметрия черт.
Неестественное расположение зубов приводит к тому, что качественно очистить их становится проблематично. Из-за этого люди с ортодонтическими заболеваниями чаще страдают от кариеса и многих других стоматологических заболеваний. Усложняется установка мостовидных протезов. А некоторые эстетические реставрации, например, установка виниров, при аномалиях прикуса вообще противопоказаны.
Некоторые нарушения строения зубочелюстной системы препятствуют носовому дыханию, например, открытый прикус. Нарушения в работе ЛОР-органов могут также вызываться дистальным или глубоким прикусом. Многие люди узнают о нарушениях прикуса только после многочисленных гайморитов, отитов и других заболеваний, когда отоларинголог дает им направление к стоматологу-ортодонту.
Иногда возникает непроизвольное скрежетание зубами (бруксизм). Может начаться рецессия (уменьшение объема тканей десен, при котором они меняют свое расположение, изнашиваясь и часто оголяя корни) [7].
Следовательно, необходимо как можно раньше обратить внимание на прикус, так как чем старше человек, тем больше времени и усилий может понадобиться для восстановления правильного прикуса, чтобы избежать огромного количества опасных последствий.
1.4 Методы диагностики неправильного прикусаНарушение прикуса – ведущий симптом зубочелюстных аномалий, отражающий различные морфологические отклонения в зубочелюстной системе, при наличии которого пациент обращается к врачу. Исправлением положения зубов и прикуса, а также управлением роста челюстей, исправлением формы лицевого скелета, нормализацией функций зубочелюстной системы, восстановлением эстетической гармонии лица занимается сложная многогранная медицинская дисциплина «клиническая ортодонтия» [18].
Ведущим методом в процессе диагностики зубочелюстных аномалий является системный подход с учётом морфологических, функциональных и эстетических нарушений, а также, этиологических факторов и патогенеза заболевания. Вид прикуса, согласно методу трёхмерного анализа, определяют на основании данных исследований в трёх взаимоперпендикулярных направлениях: сагиттальном, фронтальном и горизонтальном. Определение вида прикуса является предварительным (симптоматическим) диагнозом [10].
Ортодонтический диагноз устанавливается на основании следующих методов диагностики: клинического, биометрического (исследование диагностических моделей челюстей), антропометрического, рентгенологического и функционального [13].
Точное определение прикуса может провести только врач-ортодонт. Но некоторые признаки неправильного прикуса заметны визуально, обнаружив которые необходимо обязательно обратиться к специалисту.
Неправильный прикус у детей школьного возраста – важная проблема современного общества
Уровень знаний учащихся о проблеме неправильного прикуса и их отношение к его исправлению
У многих пациентов в процессе ортодонтического лечения возникают проблемы общения и социальной адаптации в коллективе, связанные с нарушением речи, внешнего образа, эстетики жевания. [10].
Детям бывает очень сложно преодолевать подобные трудности, что практически всегда связано с непониманием сверстников.
Повлиять на убеждения школьников в этой области может только врач-ортодонт. Мы решили проверить нуждаются ли учащиеся 6, 7, 8, 10 классов школы № 42 и 7 класса школы № 4 посёлка Ахтырского в его консультации.
Для этого был разработан тест, который направлен на определение уровня знаний учащихся о проблеме и отношения детей к исправлению прикуса (приложение 1). Всего было опрошено 174 учащегося.
По результатам теста видно, что к своим сверстникам, которые носят брекеты, 10 учеников относятся негативно (им неприятно общаться с этими людьми). В основном это учащиеся 7 и 8 классов. Остальные учащиеся относятся к окружающим, которые исправляют неправильный прикус, нейтрально или положительно. 27 человек носили брекеты в прошлом. 24 человека на данный момент носят брекеты, причем большинство из 8 класса (15 человек), в 10 классе никто на данный момент не корректирует свой прикус.
На вопрос является ли нарушение прикуса важной проблемой, положительно ответили 63 ученика, 31 человек не интересуется данной проблемой, 46% учащихся от общего количества детей не считают нарушение прикуса важной проблемой.
Из 174 учащихся 119 человек знают, кто такой врач-ортодонт, а некоторые даже были на приёме. 33% опрошенных понятия не имеют кто такой врач-ортодонт.
О таких ортодонтических аппаратах как: капы, пластинки, трейнеры знают 117 учеников, из них 26 человек носит на данный момент, а носили их в раннем возрасте 21 учащийся. При этом 33% из общего числа никогда не слышали об ортодонтических аппаратах.
136 человека считают, что необходимо исправлять неправильный прикус так, как это очень важно. Но о последствиях отказа от ортодонтического лечения знают всего 36 учащихся (21%). Ничего не знают о последствиях 138 человек, из них 37% не интересуют последствия отказа от лечения. 38 человек, что составляет 22% от всех опрошенных, считают, что не стоит обращать внимание на свой неправильный прикус.
На вопрос носили ли бы вы брекеты, если бы вы имели проблемы с прикусом, категорически ответили отказом 34 человека. Носили бы только если бы им не оставили выбора 32 ученика. Из общего количества учащихся 108 учеников (62%), имея проблемы с прикусом, носили бы брекеты без психологических неудобств.
Внешний вид (эстетический образ) останавливает начать использовать средства исправления прикуса 31 человека, 45 учащихся пренебрегают использованием средств для коррекции прикуса из-за необходимости в усиленной гигиене полости рта, 21 ученик боится запаха изо рта, 75 человек считают, что в этом нет надобности и у них идеальный прикус.
Таким образом, 79 % учащихся не знают о последствиях неправильного прикуса. 38% опрошенных категорически против коррекции неправильного прикуса, некоторые вообще считают, что не стоит обращать внимания на эту проблему. Следовательно, большинство учеников нуждаются в беседе с врачом-ортодонтом .
2.2 Знания взрослых о возможных причинах нарушения прикуса у детей
Мы решили выяснить знают ли педагоги Дома детского творчества о возможных причинах нарушения прикуса у детей. Опросили 14 человек, мы предложили на выбор 15 возможных причин, которые действительно таковыми являются и 2, которые наоборот способствуют сохранению правильного прикуса (приложение 2). 3 человека думали, что нарушение прикуса связано с употребление жесткой пищи, но на самом деле наоборот.
Регулярное употребление ребенком жесткой пищи способствует укреплению лицевых мышц, которые непосредственно связаны с работой височно-нижнечелюстного сустава. Никто не выбрал версию, что пломбирование зубов может являться причиной нарушения прикуса у ребенка. Стоит отметить, что имелось в виду только качественное пломбирование, в случае если размер пломбы не способен обеспечить полную окклюзию, то нарушения прикуса возможны. Наиболее популярными среди педагогов стали следующие реальные причины: генетика (8 человек); сосание пальцев, языка, различных предметов (9); неправильная речевая артикуляция (5); несоответствие между сроками утраты молочных зубов и сроками прорезывания на их месте постоянных зубов (10). Наиболее редкие варианты причин нарушения прикуса у ребенка стали: избыточное питание матери во время беременности (1); избыток амниотической жидкости в эмбриональном периоде (1); прикусывание губ и щек (3); ротовое дыхание (2); прокладывание языка между зубами при глотании и речи (4); сон на высокой подушке или мягкой перине (2); вынужденное положение ребенка за столом, не соответствующим его росту (1); кариес (1). Совершенно не известны никому такие причины, как подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна, нарушение осанки и ношение будущей матерью тесной одежды.
Таким образом, семь из пятнадцати возможных причин нарушения прикуса практически неизвестны педагогам Дома детского творчества.
Анализ прикуса учащихся в период постоянного прикуса
Исследование прикуса детей проводили на базе МБОУ СОШ № 42 и МАОУ СОШ № 4. Определяли особенности прикуса у 174 учащихся: 6, 7, 8 и 10 классов (в период постоянного прикуса). Естественно, точное определение прикуса может провести лишь врач-ортодонт, но некоторые признаки неправильного прикуса заметны визуально [1].
На сайте стоматологической клиники «Кларис» мы нашли оценочный тест, пройдя который онлайн на странице появлялась надпись: нужно обратиться к врачу-ортодонту или нет [15]. Тест основан на визуальных признаках, подтверждающих нарушение прикуса.
Мы преобразовали этот тест и провели соответствующие измерения (приложение 3).
Исследование формы размеров и взаимоотношение зубов, зубных рядов и прикуса можно проводить как в полости рта, так и на моделях челюстей [4]. Измерения проводили в полости рта. Учащимся были выданы зеркала и пластиковые стоматологические инструменты одноразового использования (приложение 4). Начали измерения с положения клыков (рисунок 1).
1.Ваш верхний клык находится ровно посередине расстояния между нижним клыком и нижним первым премоляром?
а) Да |
б) Нет, он находится на уровне нижнего клыка или перед ним. |
в) Нет, он находится на уровне первого премоляра (или за ним) |
2. Ваш верхний клык находится в зубной дуге?
а) Да |
б) Нет, он выступает из зубной дуги, и делает мою улыбку похожей на вампирическую |
Рисунок 1 – Фрагмент бланка для обнаружения визуальных признаков нарушения прикуса (1, 2 вопросы)
По данным нашего исследования верхний клык находится ровно посередине расстояния между нижним клыком и нижним первым премоляром у 163 учащихся, у 3 учащихся верхний клык находится на уровне первого премоляра или за ним, при этом у 8 детей верхний клык находится на уровне нижнего клыка или перед ним.
На вопрос находится ли верхний клык в зубной дуге 164 человека, ответили что да. У 10 человек верхний клык выходит за пределы зубной дуги. Это может повлиять на изменение формы лица.
При увеличении межклыкового угла увеличивается размер верхней челюсти, уменьшается межчелюстной угол и увеличивается глубина лица. При возрастании угла наклона продольных осей нижних клыков к окклюзионной плоскости нижнего зубного ряда, увеличивается задний отдел гнатической части лица и длина ветви нижней челюсти. При увеличении значения угла наклона нижних клыков к основанию нижней челюсти уменьшается общая высота средней зоны лица, высота средней зоны лица в заднем отделе и увеличивается угол наклона нижних резцов к основанию нижней челюсти [12].
Рассмотрели строение верхних и нижних резцов в сагиттальной плоскости (рисунок 2).
Рисунок 2 – Фрагмент бланка для обнаружения визуальных признаков нарушения прикуса (3 вопрос)
3. Расстояние между верхними передними зубами (резцами) и нижними резцами не превышает 3 мм?
а) Да |
б) Нет, оно больше 3мм |
в) Нет, мои нижние зубы перекрывают верхние |
Расстояние между верхними передними зубами (резцами) и нижними резцами в сагиттальной плоскости не превышает 3 мм у 137 учащихся, расстояние больше 3 мм у 32 учеников. У 3 учеников нижние зубы перекрывают верхние. Далее выявляли положение боковых зубов (рисунок 3).
4. Наружные бугры верхних боковых зубов, перекрывают наружные бугры нижних боковых зубов?
а) Да, с 2-х сторон |
б) Да, но только с одной стороны |
в) Нет, с 2-х сторон |
Рисунок 3 – Фрагмент бланка для обнаружения визуальных признаков нарушения прикуса (4 вопрос)
144 человека убедились, что наружные бугры верхних боковых зубов перекрывают наружные бугры нижних боковых зубов с двух сторон, 9 учеников выяснили, что перекрытие имеется только с одной стороны. У 21 учащегося бугры нижних боковых зубов, перекрывают наружные бугры верхних боковых зубов. Во фронтальной плоскости визуально можно наблюдать, признаки глубокого и открытого прикуса (рисунок 4).
5. Верхние резцы перекрывают нижние на 1/3?
а) Да, ровно на 1/3 |
б) Нет, больше чем на 1/3 |
в) Нет, мои нижние зубы вообще не контактируют с верхними |
Рисунок 4 – Фрагмент бланка для обнаружения визуальных признаков нарушения прикуса (5 вопрос)
Верхние резцы перекрывают нижние во фронтальной плоскости на 1/3 у 154 учащихся. У 15 учащихся верхние резцы перекрывают нижние больше чем на 1/3. Верхние зубы вообще не контактируют с нижними у 5 человек. Далее мы выяснили, ровно ли расположены зубы в зубных рядах у учащихся (рисунок 5).
6. Все зубы стоят ровно и плотно, без промежутков?
а) Да |
б) Нет, имеется щель между центральными зубами на верхней челюсти |
в) Нет, имеются множественные промежутки |
г) Нет, мои зубы стоят неровно, но без промежутков |
Рисунок 5 – Фрагмент бланка для обнаружения визуальных признаков нарушения прикуса (6 вопрос)
У 127 учащихся зубы стоят плотно, не имея никаких промежутков, у 23 учащихся имеется щель между центральными зубами на верхней челюсти, множественные промежутки присутствуют у 13 учеников. Зубы стоят неровно, но без промежутков у 11 детей. Такие нарушения, как правило, не влекут за собой опасных последствий (при условии отсутствия нарушения окклюзии), в основном это внешний вид и кариес.
Как правило, последствия неправильного прикуса начинают проявляться ближе к 30 годам. Одним из важных следствий нарушения прикуса является нарушение работы височно-нижнечелюстного сустава. У 14 учащихся 8 класса он щёлкает или болит при широком открывании рта. В 10 классе это наблюдается у 3 учащихся. Что составляет 9,8 % от всей исследуемой группы. В 6 и 7 классе проблемы с височно-нижнечелюстным суставом не обнаружены. При жевании и речи пока неприятные ощущения у всех детей отсутствуют.
Проанализировав результаты исследования, мы предположили, какие виды патологического прикуса встречаются у исследуемых учащихся (диаграмма 1).
Диаграмма 1 – Количество выявленных признаков видов неправильного прикуса по классам
Самым редким является открытый прикус, он встречается только у учащихся 8 и 10 классов, причем всего у пяти человек. Дистальный прикус во всех классах встречается чаще других видов неправильного прикуса. Всего признаки дистального прикуса обнаружили 32 ученика. Из них 9 человек имеют также признаки глубокого прикуса: 1 человек из 6 класса, 4 из 7 классов, 3 из 8 классов и 1 человек из 10 класса. Признаки глубокого прикуса всего обнаружены у 15 человек и преобладают у учащихся 7-8 классов.
На втором месте после дистального стоит мезиальный вид патологического прикуса, признаки которого обнаружены у 24 ученика. Особенно распространён данный вид прикуса среди семиклассников.
Перекрёстный прикус является достаточно сложно диагностируемым. Этот вид прикуса сопровождается смещением осей. Визуально это подтвердилось изменением положения клыков во фронтальной плоскости, а также асимметрия положения наружных бугров боковых зубов. У 4 учащихся обнаружены оба этих признака. Следовательно, перекрёстным прикусом обладают 13 учащихся, хотя в общем обнаружено 17 признаков. Признаки перекрёстного прикуса преобладают у учащихся 8 классов. При сравнении количества учащихся с неправильным и нормальным прикусом, очевидно, что детей с неправильным прикусом больше всего в седьмых классах. В 10 классе чуть больше половины имеют неправильный вид прикуса (диаграмма 2).
Диаграмма 2. Соотношение количества учащихся с нормальным прикусом и различными видами неправильного прикуса
Всего с нарушениями прикуса сталкивались 46% опрошенных, при этом 13,2% имеют нарушения подтверждённые специалистом, а 32,8% даже не знали о том, что у них есть признаки, свидетельствующие о нарушении прикуса (приложение 5). Следовательно, неправильный прикус – важная проблема современного общества.
ЗаключениеПредложенная гипотеза подтвердилась, так как больше 1/3 учащихся в периоде постоянного прикуса имеют нарушения. Многие учащиеся до проведения исследования не знали о том, что у них имеются нарушения прикуса. А также не подозревали о многих причинах, ведущих к его нарушению. В программы подготовки специалистов-ортодонтов включена психолого-педагогическая деятельность: формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих [11]. В нашем районе информационная работа с населением в области ортодонтии не ведётся. С этим вопросом мы обратились к местным врачу-стоматологу нашей больницы (приложение 6). В результате нашей беседы нам пообещали посещение некоторых школ посёлка Ахтырского, так как необходимо информировать детей о проблеме нарушения прикуса, чтобы они знали о причинах, которые могут привести к его изменению и психологически были готовы в случае надобности к его исправлению. Также важно рассказывать детям и взрослым какие последствия могут их ждать в случае формирования неправильного прикуса.
Во время исследования у многих учащихся школ № 42 и № 4 появилось осознание проблемы. Многие поняли, какие ошибки они совершают в повседневной жизни, способные повлиять на формирование правильного прикуса. Некоторые осознали, что им необходимо срочно принять меры для исправления своего прикуса, так как чем раньше они начнут коррекцию прикуса, тем меньше усилий им придется приложить.
По результатам работы сделаны следующие выводы:
1.Ранняя диагностика и исправление неправильного прикуса необходимы для того, чтобы избежать неприятных и опасных последствий в будущем.
2.Большинство учащихся не считают нарушение прикуса важной проблемой и не знают о последствиях отказа от его исправления.
3. Взрослые не знают о большинстве причин нарушения прикуса.
4. Всего с нарушениями прикуса сталкивались 46% учащихся, при этом 13,2% имеют нарушения подтверждённые специалистом, а 32,8% даже не знали о том, что у них есть признаки, свидетельствующие о наличии данной проблемы.
5. Наиболее распространен среди учащихся школ № 42 и № 4 дистальный прикус.
Список использованных источников
URL:http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/malocclusion (дата обращения: 28.10.2016).
Аномалии положения зубов у детей в возрасте от 11 до 16 лет (на примере г. Краснодара) / Тайлах М.И., Еричев В.В., Зебенко В.Я. // Успехи современного естествознания. 2003. № 5. С.23-26.
Биоадекватный подход в профилактической медицине: проект «улыбка здоровья» / Захаров А. В., Куликова Н. Г. // Стандарты Образования. 2016. № 4. С. 1-9.
Биометрические методы исследования моделей челюстей URL:http://bone-surgery.ru/view/biometricheskie_metody_issledovaniya_modelej_chelyustej/ (дата обращения: 21.10.2016).
Казакова О. В. Неправильный прикус / Ортодонт (Стоматология Твоя-Улыбка) URL:https://www.startsmile.ru/articles/203/38432/ (дата обращения: 23.10.2016)
Костина Я.В., Чапала В.М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта - М., 2009.
Неправильный прикус зубов – какие могут быть последствия. / Зубочелюстные аномалии URL:http://orto-info.ru/zubocheliustnye-anomalii/okklyuzii/nepravilnyiy-prikus zubov-kakie-mogut-byt-posledstvija.html (дата обращения: 25.10.2016).
Неправильный прикус: все об аномалиях прикуса / Ортодонтия и брекеты URL:http://dentaldaily.ru/articles/ortodontiya-i-brekety/48/nepravilnyj-prikus/ (дата обращения: 02.11.2016)
Неправильный прикус: причины, профилактика, исправление / Ортодонтия М.: Электронное издание. 2016. №2 (дата обращения: 26.10.2016).
Образцов Ю. Л., Ларионов С. Н. Пропедевтическая ортодонтия: учебное пособие / - М., 2007. 160 с.
Основная образовательная программа подготовки кадров высшей квалификации (ординатура) по специальности 31.08.77 «Ортодонтия». (Для подготовки кадров высшей квалификации (ординатура) Специальность: 31.08.77 «Ортодонтия») Косырева Т.Ф. д-р.мед.наук., профессор / Российский Университет Дружбы Народов, 2015.
Особенности положения и роль клыков в формировании дистального прикуса / Жулев Е.Н., Павлова Е П. // Вестник новых медицинских технологий, 2013. № 1.
Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий. Руководство для врачей / - М.: Медицина, 2004. 360 с.
Сравнительная характеристика морфометрических параметров суставных поверхностей височно-нижнечелюстного сустава у взрослого человека при различных видах прикуса / Гайворонская М.Г. [и др.] // Научно-практический вестник "Человек и его здоровье", 2014. №1.
Стоматологическая клиника «Кларис» (Официальный сайт) URL:http://www.klaris.org/prikus/#step-7 (дата обращения: 12.07.2016)
Терехова Т.Н. Факторы риска развития зубочелюстных аномалий // Современная стоматология. Кафедра стоматологии детского возраста БГМУ, 2013. №1. С 24-27.
Тулеутаева С.Т. Особенности строения челюстно-лицевой области ребенка в разные возрастные периоды. Взаимосвязь стоматологических и соматических заболеваний / Карагандинский государственный медицинский университет. Кафедра стоматологии детского возраста. Пропедевтика стоматологии детского возраста и ортодонтия. Курс лекций специальности: 5В 130200 «Стоматология» Курс: 4. – Караганда, 2014.
Учебно-методическое пособие для студентов стоматологического факультета / И. В. Токаревич [и др.] // – Минск: БГМУ, 2010. 77 с.
Частота встречаемости зубочелюстных аномалий и деформаций в периоды формирования прикуса / Бриль Е.А., Смирнова Я.В. // Современные проблемы науки и образования. Медицина и здравоохранение. 2014. № 6.
Приложение 1. Анкета разработанная для проверки уровня знаний учащихся о проблеме нарушения прикуса
Вопрос и варианты ответа |
Количество учащихся |
||||||||
6«Б» класс |
7 классы |
8 классы |
10 «А» класс |
||||||
Как вы относитесь к своим сверстникам, которые носят брекеты? |
|||||||||
А) нейтрально |
- |
32 |
54 |
2 |
|||||
Б) положительно (они молодцы, что исправляют прикус) |
27 |
16 |
17 |
16 |
|||||
В) негативно (мне не приятно общаться с этими людьми) |
- |
6 |
4 |
- |
|||||
Носил ли ты когда-нибудь брекеты? |
|||||||||
А) Да |
5 |
10 |
8 |
4 |
|||||
Б) Нет |
19 |
38 |
52 |
14 |
|||||
В) Ношу на данный момент |
3 |
6 |
15 |
- |
|||||
Считаешь ли ты, что нарушение прикуса является важной проблемой? |
|||||||||
А) Да, считаю |
6 |
18 |
25 |
14 |
|||||
Б) Меня это не интересует |
2 |
16 |
12 |
1 |
|||||
В) Нет, я не считаю что это проблема |
19 |
20 |
38 |
3 |
|||||
Знаешь ли ты кто такой врач ортодонт? |
|||||||||
А) Конечно |
3 |
26 |
48 |
13 |
|||||
Б) Нет |
20 |
22 |
12 |
1 |
|||||
В) Был на приеме |
4 |
6 |
15 |
4 |
|||||
Знаешь ли ты о таких ортодонтических аппаратах как: капы, пластинки, трейнеры? |
|||||||||
А) Конечно |
5 |
20 |
33 |
12 |
|||||
Б) Никогда не слышал |
15 |
21 |
19 |
2 |
|||||
В) Некоторое время носил в раннем возрасте |
4 |
7 |
7 |
3 |
|||||
Г) Ношу в данный момент |
3 |
6 |
16 |
1 |
|||||
На ваш взгляд стоит ли исправлять неправильный прикус? |
|||||||||
А) Конечно, ведь это очень важно |
10 |
44 |
64 |
18 |
|||||
Б) Не стоит обращать на это внимание |
17 |
10 |
11 |
- |
|||||
Знаете ли вы о последствиях отказа от ортодонтического лечения? |
|||||||||
А) Да |
1 |
2 |
27 |
6 |
|||||
Б) Нет |
23 |
17 |
35 |
12 |
|||||
В) Меня не интересуют последствия |
3 |
35 |
13 |
- |
|||||
Если бы ты имел проблемы с прикусом, носил ли бы ты брекеты? |
|||||||||
А) Да, без проблем |
22 |
12 |
56 |
18 |
|||||
Б) Нет, ни за что |
2 |
23 |
9 |
- |
|||||
В) Носил бы, только если бы мне не оставили выбора |
3 |
19 |
10 |
- |
|||||
Что тебя останавливает начать использовать средства исправления прикуса? |
|||||||||
А) Внешний вид (эстетический образ) |
- |
13 |
16 |
2 |
|||||
Б) Усиленная гигиена полости рта |
3 |
22 |
17 |
3 |
|||||
В) Боюсь запаха изо рта |
20 |
1 |
2 |
- |
|||||
Г) Просто нет надобности |
4 |
18 |
40 |
13 |
|||||
Приложение 2. Перечень возможных причин нарушения прикуса для опроса педагогов Дома детского творчества
№ п/п |
Возможные причины нарушения прикуса |
Количество педагогов |
|
Генетика |
8 |
|
Избыточное питание матери во время беременности |
1 |
|
Избыток амниотической жидкости в эмбриональном периоде |
1 |
|
Ношение будущей матери тесной одежды |
0 |
|
Сосание пальцев, языка, различных предметов |
9 |
|
Прикусывание губ и щек |
3 |
|
Ротовое дыхание |
2 |
|
Пломбирование зубов* |
0 |
|
Употребление жесткой пищи* |
3 |
|
Прокладывание языка между зубами при глотании и речи |
4 |
|
Неправильная речевая артикуляция |
5 |
|
Нарушение осанки |
0 |
|
Сон на высокой подушке или мягкой перине |
2 |
|
Подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна |
0 |
|
Вынужденное положение ребенка за столом, не соответствующим его росту |
1 |
|
Кариес |
1 |
|
Несоответствие между сроками утраты молочных зубов и сроками прорезывания на их месте постоянных зубов |
10 |
*- варианты ответа, не являющиеся возможными причинами нарушения прикуса
Приложение 3. Оценочный тест, основанный на визуальных признаках, подтверждающих нарушение прикуса
Вопрос и варианты ответа |
Количество учащихся |
||||||||
6«Б» класс |
7 классы |
8 классы |
10 «А» класс |
||||||
Ваш верхний клык находится ровно посередине расстояния между нижним клыком и нижним первым премоляром? |
|||||||||
А) Да |
26 |
52 |
70 |
15 |
|||||
Б) Нет, он находится на уровне нижнего клыка или перед ним |
1 |
2 |
2 |
3 |
|||||
В) Нет, он находится на уровне первого премоляра (или за ним) |
- |
- |
3 |
- |
|||||
Ваш верхний клык находится в зубной дуге? |
|||||||||
А) Да |
26 |
52 |
73 |
13 |
|||||
Б) Нет, он выступает из зубной дуги, и делает мою улыбку похожей на вампирическую |
1 |
2 |
2 |
5 |
|||||
Расстояние между верхними передними зубами (резцами) и нижними резцами не превышает 3мм? |
|||||||||
А) Да |
24 |
36 |
62 |
15 |
|||||
Б) Нет, оно больше 3мм |
3 |
16 |
10 |
3 |
|||||
В) Нет, мои нижние зубы перекрывают верхние |
- |
- |
3 |
- |
|||||
Наружные бугры верхних боковых зубов, перекрывают наружные бугры нижних боковых зубов? |
|||||||||
А) Да, с 2-х сторон |
26 |
38 |
65 |
15 |
|||||
Б) Да, но только с одной стороны |
- |
1 |
7 |
1 |
|||||
В) Нет, с 2-х сторон |
1 |
15 |
3 |
2 |
|||||
Верхние резцы перекрывают нижние на 1/3? |
|||||||||
А) Да, ровно на 1/3 |
25 |
48 |
66 |
15 |
|||||
Б) Нет, больше чем на 1/3 |
2 |
6 |
5 |
2 |
|||||
В) Нет, мои нижние зубы вообще не контактируют с верхними |
- |
- |
4 |
1 |
|||||
Все зубы стоят ровно и плотно, без промежутков? |
|||||||||
А) Да |
23 |
40 |
54 |
10 |
|||||
Б) Нет, имеется щель между центральными зубами на верхней челюсти |
2 |
9 |
9 |
3 |
|||||
В) Нет, имеются множественные промежутки |
- |
3 |
10 |
- |
|||||
Г) Нет, мои зубы стоят неровно, но без промежутков |
2 |
2 |
2 |
5 |
|||||
Вы никогда не предъявляли жалобы на Височно-нижнечелюстной сустав? |
|||||||||
А) Да |
27 |
52 |
61 |
15 |
|||||
Б) Нет, он щелкает или болит при широком открывании рта |
- |
- |
14 |
3 |
|||||
В) Нет, он щелкает или болит при жевании или разговоре |
- |
- |
- |
- |
Приложение 4.Набор для осмотра полости рта учащихся
Приложение 5. Выявление визуальных признаков нарушения прикуса
Фото № 1
Фото №2
Фото № 3 Фото № 4
Фото №5
Фото №6
Приложение 6. Встреча с Карпенко Дмитрием Анатольевичем, стоматологом-хирургом МБУЗ ЦРБ "Ахтырская поликлиника "
Фото № 1
Фото № 2