ГОТОВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ФОРМЕ.

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ГОТОВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ФОРМЕ.

Артаева М.И. 1
1МБОУ "СШ №23 с УИИЯ" г.Нижневартовска
Андреева А.В. 1
1Тюменская обл.,ХМАО-Югра,г.Нижневартовск, МБОУ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Здоровьем сегодня «не блещут» ни старшеклассники, загруженные уроками, ни первоклашки, у которых все нагрузки еще впереди. Подростки стали менее сильными, лишь половина 17-летних мальчиков и девочек способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки. Проблема в том, что учащихся, которые активно занимаются спортом - очень мало.

Чтобы исправить эту ситуацию с физическим воспитанием детей в России президент РФ В.В. Путин предложил воссоздать физкультурный комплекс ГТО (Готов к труду и обороне). Сдача нормативов ГТО по разным половозрастным категориям интересный и занимательный процесс. Народная пословица гласит: «Быстрого и ловкого болезнь не догонит». Все хотят быть физически здоровыми, а занятия физической культурой - основа в достижении этой цели.

Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.

Содержание комплекса – нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для различных групп.

Актуальность исследования:

  • в поиске ответа на вопрос: нужно ли вводить в школе сдачу норм ГТО?

  • увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки

Объект исследования:ученики начальных классов школы №23 г. Нижневартовск

Гипотеза:Считаю, что физическая форма детей, учащихся с 1 по 4 класс на 80% соответствует усредненным нормам пульса и артериального давления по соответствующему возрасту для сдачи норм ГТО.

Цели исследовательской работы:

Выявить готовность детей в части физической формы к сдаче норм ГТО.

Решение поставленной цели я буду осуществлять через ряд задач:

  • Изучение норм ГТО для возраста детей 1-4 классов.

  • Изучение усредненных норм давления и пульса для возраста детей 1-4 класса

  • Измерение пульса и артериального значения до и после выполнения нормативов

  • Сделать выводы на основании проведенного исследования

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. История нормативов ГТО.

Во времена Царской России спортом и физической культурой занималось очень мало людей. Рабочим и крестьянам тогда было не до спортивных рекордов и не до оздоровительной гимнастики. И только с того времени, как вся власть перешла к советам, вопросы физического воспитания стали одними из актуальных и значимых для народа.

Физкультура и спорт постепенно становились средством развития и нравственного воспитания молодежи.

В марте 1931 года Всесоюзный Совет физической культуры окончательно утвердил комплекс ГТО СССР. Маршал Ворошилов назвал значок комплекса физкультурным орденом. Молодежь носила значки, символизирующие крепость духа и тела, с большим достоинством. Вводились нормативы 1, 2 ступеней, нормы для школьников, подростков, молодежи. В 70-х годах начали проводиться всесоюзные первенства и соревнования по многоборьям комплекса. Сейчас комплекс ГТО остался отдаленным эхом тех показателей.

2.2. Готовность школьников начальной школы к сдаче ГТО

2.2.1. Нормы ГТО для школьников

Многие родители помнят со времен школьной программы по физическому воспитанию виды тестовых испытаний. Мало было правильно выполнить упражнения, нужно было вложиться или в установленное время, или выполнить необходимое число повторений, или показать результат не хуже заявленного в тестах. Так и сейчас нормативы разделяются на категории, отвечающие различной степени подготовки школьника. Кроме того, в зависимости от возраста учащихся, нормы делятся на различные ступени.

В своей работе я буду рассматривать нормы ГТО для начальных классов, поэтому и ступени приведу в соответствии с возрастом детей, которые учатся с 1 по 4 класс.

1 ступень (нормативы ГТО для учащихся 6-8 лет) Уровень физического развития и подготовки школьников начального звена (6-8 лет) соответствует 1 ступени нормативов ГТО. Сюда входят мальчики и девочки 1-2 классов. Детям предлагается девять тестовых заданий, из которых шесть обязательных и три – по выбору. На выбор предлагается многовариантные тесты. Школьники должны пройти испытания на быстроту, силу, гибкость и выносливость.

2 ступень (нормативы ГТО для учащихся 9-10 лет) Уровень норм ГТО физической подготовки школьников 3-4 классов (9-10 лет) соответствует 2 ступени сложности. Здесь детям также предлагается сдать 6 обязательных тестов и любые 3 на выбор из предлагаемого перечня. Все тесты также делятся на категории физических нагрузок, включающих упражнения на силу, быстроту, выносливость и гибкость. Перечень упражнений такой же, как для школьников 1 ступени, только времени на выполнение дается немного меньше. Считается, что получив определенный уровень подготовки в начальной школе, с возрастом школьники должны демонстрировать более высокие результаты.

В ходе своего исследования, я решила выяснить, знают ли о том, что такое нормы ГТО мои одноклассники и другие ученики начальной школы.

Вот какой результат я получила: По диаграмме 1 следует сделать вывод, что большая половина опрошенных учеников 1 и 2-ых классов не знают о нормах ГТО, и, как следствие на диаграмме 2, по их мнению, нормы ГТО не нужны в школе. Конечно, если ученики не знают, что такое нормы ГТО, тогда они и не понимают для чего они нужны в школе.

Ситуация в 3-4-ых классах показывает нам на диаграмме 1 и 2, что ученики более осведомлены и понимают, что нормы ГТО в школе вводить следует. Хотя стоит отметить, что расхождение составляет всего 8% и 6% соответственно на диаграмме 1 и диаграмме 2.

Диаграмма 1. Что такое нормы ГТО?

Диаграмма 2. Нужны ли нормы ГТО в школе?

По результатам анкетирования было выявлено, что в начальных классах, следует проводить беседы на уроках физической культуры про вводимые нормы ГТО.

2.2.2. Допуск к сдаче норм ГТО

Допуск учащихся образовательных учреждений осуществляется врачами-педиатрами. Врач, ответственный за проведение медицинских осмотров, по его результатам, определяет:

1. Группу состояния здоровья граждан (1,2,3-ю группу).

2. Медицинскую группу для занятий физкультурой.

3.Оформляет медицинское заключение о допуске к выполнению нормативов ГТО (или о противопоказаниях к сдаче норм ГТО).

К сдаче норм «ГТО» допускаются лица, отнесённые к 1,2. Вопрос о допуске 3 группы здоровья решается врачами по спортивной медицине врачебно-физкультурных диспансеров (отделений, центров), при наличии выписки из амбулаторной карты

Определение группы здоровья осуществляется при медицинском осмотре, который включает в себя, в том числе измерение артериального давления и пульса. Здоровье и физическое развитие детей зависит от того, в какой физической форме и как часто занимается спортом ребенок. Важную роль в оценке здоровья детей выполняют показатели развития детей.

Для выявления показателей здоровья и физического развитие детей проводят анализ показателей и расчеты, на выявление различных индексов.

Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными.

Ниже представлены средние значения сердечных сокращений и артериального давления, которые я буду применять в своей работе для сравнения с измеренными показателями учеников.

Таблица 1. Нормальная частота сердечных сокращений

Таблица 2. Возрастные показатели артериального давления

2.2.3. Оценка физического состояния детей (пульс)

В процессе написания данной работы был организовано и проведено измерение пульса до и после выполнения физической нагрузки у учащихся 1-4 классов. Всего в исследовании приняли участи 20 учеников начальной школы.

Диаграмма 3. Значения пульса до проведения исследования

Диаграмма 4. Значения пульса после физической нагрузки

По результатам проведенных измерений сердечных сокращений наблюдается повышение значений после физической нагрузки у 92% учащихся. Но стоит отметить, что повышение значений не всегда связано с физической подготовкой, в некоторых случаях это является следствием особенностей здоровья (например, у одной девочки пульс до измерений– 106, после 136). Также отмечу интересный факт, что на диаграмме 4 после нагрузки отсутствуют значения пульса ниже нормы.

Основной вывод заключается в том, что при сравнении измерений и средних значений около 30% учащихся (6 учеников) не готовы к сдаче норм ГТО по измерениям сердечных сокращений (пульса).

2.2.4. Оценка физического состояния детей (артериальное давление)

В процессе написания данной работы был организовано и проведено измерение артериального давления до и после выполнения физической нагрузки у учащихся 1-4 классов. Всего в исследовании приняли участи 20 учеников начальной школы.

Диаграмма 5. Значения артериального давления до проведения исследования

Диаграмма 6. Значения артериального давления после физической нагрузки

По результатам проведенных измерений артериального давления наблюдается повышение значений нижнего давления после физической нагрузки у 84% учащихся, т.е. имеет место быть благотворное влияние на сосуды при физической нагрузке. Хотя, по моему мнению, повышение значений верхнего артериального давления стоит рассматривать, как следствие при нагрузке: повышается пульс и давление.

Основной вывод заключается в том, что при сравнении измерений и средних значений, около 23% учащихся (4 ученика) не готовы к сдаче норм ГТО по измерениям артериального давления.

2.2.5. Интересные факты о ГТО

  • После официального утверждение комплекса ГТО («готов к труду и обороне») 11 марта 1931 года многие западные СМИ писали, что «у русских появилось новое секретное оружие, под угрожающим названием ГТО.

  • Внешний вид значка ГТО был разработан обыкновенным школьником, 15-летний Михаил Ягуженский. И изначально значки чеканились из настоящих драгоценных металлов (бронзы и серебра), к значку прилагался специальный документ. Обладать значком ГТО было очень почетно.

  • Каждый советский космонавт имел значок ГТО, поскольку полеты на орбиту требовали специальной физической подготовки. Юрий Гагарин, получил золотой значок отличия еще будучи учащимся ремесленного училища.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выдвинутая мной гипотеза о том, что 80% учащихся 1-4 классов готовы к сдаче норм ГТО по своей физической форме доказана с погрешностью примерно на 5%. Возможно, если бы в исследовании участвовали старшие классы показатель изменился бы в сторону увеличения. Так как при анализе ответов на вопрос нужны ли нормы ГТО именно 2-4 классы с небольшим отклонением ответили в сторону «Да. Таким образом, чем старше становится человек, тем больше ему хочется быть физически развитым и здоровым. С возрастом человек начинает больше болеть, его иммунитет ослабевает. Физическая культура - это лучшее лекарство от всех болезней. Взрослому человеку очень трудно заставить себя заниматься физической культурой, отсюда следует, что к занятиям надо начинать привыкать с самого детства, чтобы это вошло в привычку и сопутствовало нам на протяжении всей жизни.

В беседе со старшим поколением выяснилось, что старшее поколение за то, чтоб нормы ГТО были введены в школу. Когда ребенок хорошо развит физически, то он меньше болеет.

Сейчас же современные дети с дошкольного возраста сидят дома, уткнувшись в телевизор, монитор компьютера или планшет. Уровень их двигательной активности настолько низок, что ребенку сложно пробежать 100 метров, чтобы не запыхаться. Спортивные секции посещают единицы и то с большой неохотой, только лишь потому, что родители заставляют. Внедрение в школьную программу нормативов ГТО – это не просто очередная реформа в системе образования, но и, прежде всего, забота о подрастающем поколении, о состоянии его здоровья, готовности к трудовой активности и обороне.

1. 9 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Былушкина А.В., Анфилова Н.А., Петрова Л.В. Опыт использования норм ГТО для оценки физической подготовленности// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;

2.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2014г.

«ВАКО», 2004

М., Народное образование, 2004 г.

3. Кумарин В. Педагогика природосообразности и реформа школы.

М., Народное образование, 2004 г.

4. Селевко Г.К. Профориентация Энциклопедия образовательных технологий. Т1, М., НИИ школьных технологий. 2006 г.

технологий. Т1, М., НИИ школьных технологий. 2006 г.

технологий. Т1, М., НИИ школьных технологий. 2006 г.

5. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»

Ссылка на сайт в целом

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. http://www.gto-normy.ru/category/normativnye-akty/

3. http://nsportal.ru

4. http://www.gto.ru

Просмотров работы: 2262