ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ

Филиппов С.М. 1
1МАОУ «СОШ №78»
Свирилова И.Г. 1
1МАОУ «СОШ №78»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь, заняв почетное место лидера среди множества способов организации молодежного отдыха. Виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями, от которых просто невозможно отказаться. Дети с самых малых лет не представляют свою жизнь без компьютера, планшета и телефона, которые, как правило, используют для видеоигр. Именно поэтому тема их влияния на здоровье человека становится с каждым годом все более актуальной. Дети часто слышат о вреде компьютерных игр от родителей и из средств массовой информации. Мы решили изучить этот вопрос и выяснить, так ли опасны компьютерные игры и могут ли они быть полезными?

Опыт общения человека с компьютерными играми насчитывает уже не один десяток лет, и мы имеем возможность отследить последствия влияния их на организм человека. Первые примитивные компьютерные игры были разработаны в 1950-х и 1960-х годах.

В 1952 году появилась программа «OXO», имитирующая игру «крестики-нолики», созданная А. С. Дугласом как часть его докторской диссертации в Кембриджском Университете. Игра работала на большом университетском компьютере [1].

В 1958 году Уильям Хигинботам, помогавший строить первую ядерную бомбу в Брукхейвенской национальной лаборатории (Нью-Йорк), для развлечения посетителей создал «Tennis for Two»

В 1962 году Стив Рассел разработал игру «Spacewar!» в Массачусетском технологическом институте, которая быстро распространилась по всем университетам США [1].

В 1969 году Ральф Баер, запросил патент на раннюю версию игровой консоли «Television Gaming and Training Apparatus». В 1967 году Баер создал игру пинг-понг, похожую на «Теннис для двоих». Вместе с Magnavox он работал над созданием первой консоли, названной Magnavox Odyssey в 1972 году [1].

Проанализировав исследовательские статьи о пользе и вреде компьютерных игр, мы выявили, что практически все авторы пользовались в своих исследованиях методом анкетирования, результаты которого субъективны и часто недостоверны. Также основной акцент в подобных работах делается на психологическую зависимость человека от компьютерной игры. В нашем исследовании мы воспользовались возможностями современной медицины и оценить влияние компьютерных игр не только на психологическое, но и на физическое состояние здоровья школьников.

Цель исследования: выяснить, как влияют компьютерные игры на детский организм.

Задачи исследования: проанализировать данные в литературе и интернете по теме исследования. Провести практическую работу по теме исследования.

Объект исследования: учащиеся 5-х классов школ № 78, 37, 54, 17.

Методы исследования: наблюдение, практическая работа, сбор информации из интернета и обобщение полученной информации.

Исследование проводилось в декабре 2015 года.

Компьютерные игры: понятие, история развития

Компьютерная игра — компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра. Компьютерные игры могут создаваться на основе фильмов и книг, но есть и обратные случаи. С 2011 года компьютерные игры официально признаны в США отдельным видом искусства.

Как было сказано ранее, первые компьютерные игры были созданы в середине XX века, но такие как «OXO», «Tennis for Two», «Spacewar» и т. д. не были общедоступны и разрабатывались для научных целей [1].

В 1971 году Нолан Башнелл создал и начал продавать игру: Computer Space. В основе лежала Spacewar, та же графика, тот же сюжет, только вместо громоздкого компьютера шестидесятых – вполне разумный по размерам и почти доступный по цене железный ящик. Увы, первопроходцем быть непросто, и первая попытка, как это часто бывает, провалилась. Похоже, рынок еще не созрел для такой сложной игры [2].

Нолан не сдавался, он переименовал компанию и в 1972 году выпустил новую игру. Знаменитейший Pong, где две тарелочки, управляемые двумя людьми или человеком и компьютером, отбивают мячик, стараясь удержать его на игровом поле [2].

Группа разработчиков во главе с Вильямом Кроутером разработала игру Adventure, первую "бродилку", положив начало жанру adventure game.

За ним последовали Стив Джобс и Стив Возняк придумали Breakout, больше известный в наши дни как Arcanoid [2].

Еще через год, в 1977, Atari выпустила 2600 VCS, первую игровую приставку с несколькими играми. Ее технические характеристики по нынешним временам могут вызвать только улыбку, но по тем временам два килобайта ПЗУ и 128 байт ОЗУ были вполне достаточны, чтобы обеспечить немалый коммерческий успех [2].

В 1977 году фирма Apple начала продажи Apple II, в 1978 знаменитейшая игра Space Invaders родилась все в той же японской фирме Taito, а в 1979 разработчиками из Atari основана фирма Activision. Тогда же появилась Atari 800.

Вред и польза компьютерных игр

Вред

Перед тем, как приступить к практической работе, мы проанализировали информацию о влиянии на организм компьютерных игр, найденную в интернете, и нашли данные не только о вреде, но и о их пользе.

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи врача и поддержки родных и близких.

Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности. Крайняя степень игровой зависимости – когда у игромана пропадает аппетит и сон. Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается довольно безобидно и незаметно. Поэтому так сложно бороться с игровой зависимостью – когда она становится очевидной.

Многие геймеры идут дальше и готовы тратить деньги, чтобы воспользоваться платными услугами в онлайн-играх. Стать за несколько минут самым сильным и крутым, не «прокачивая» своего героя в течение нескольких месяцев – мечта любого игромана. И создатели онлайн-игр предлагают игрокам такую возможность, конечно, не бесплатно. А поскольку одной игрой все не ограничивается, из семьи потихоньку начинают уходить деньги, реальная жизнь начинает напоминать сущий ад, зато в жизни виртуальной он – король, бог и супергерой. Такова цена игровой зависимости [3].

Кроме того, постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук.

Говоря о вреде компьютерных игр для детей и взрослых, стоит отметить, что особую опасность в этом плане представляют различные «леталки», «стрелялки» и гонки.

Чем опасны компьютерные игры, так называемые, «стрелялки»? Это самых опасных вид игр, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрейшей души человеком.

Вредны также «леталки» и гонки, которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Конечно, совершенно невозможным для геймера представляется нажать на паузу во время очередной гонки или прохождения лабиринта.

Почти самый опасный вид игр – это видеоигры, в которых представлены точные цифровые копии реального мира. Человек, поддавшийся зависимости от этих игр, начинает жить только виртуальной реальностью, забывая о реальном мире. Он зарабатывает там деньги, ест, спит, ворует, убивает партнёров по игре и делает всё, что хочется, в то время как ему нечего есть, негде жить и у него нет реальных денег. Известны случаи, когда игроманы убивали своих родных и соседей или кончали жизнь самоубийством [3].

Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей, среди которых особую группу риска составляют подростки. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр, и перед родителями остро становится проблема того, как оторвать чадо от компьютера. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

Польза

Но, оказывается, компьютерные игры могут быть и полезны.

В первую очередь, стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным.

С помощью компьютерных игр можно ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету, развить «хромающие» качества и способности. Безусловно, компьютер не должен стать единственным источником развития – по-прежнему актуальными остаются книги, развивающие настольные игры, конструкторы, паззлы и, конечно, родительские внимание и ласка как неотъемлемый спутник всех занятий [3].

Да и для взрослого человека есть польза компьютерных игр, «потребляемых» в меру. Это хороший способ расслабиться после тяжелого рабочего дня, отвлечься от обыденной суеты, «пошевелить мозгами». Как и в случае с детьми, здесь важна разновидность игры и время, которое ей уделяется. От 1-2 часов в сутки, проведенных в компьютерных мирах, ничего плохого не случится.

Практическая часть исследования

Мы решили проверить, как отразится на состоянии здоровья школьников занятия компьютерной игрой. Мы не могли подвергать опасности их здоровье, поэтому эта нагрузка длилась около 1 часа. Из литературы мы выяснили, что при таком непродолжительном занятии компьютерными играми стойкого вреда для здоровья не будет. Также необходимо было создать контрольные группы ребят (которые будут заниматься другими видами деятельности) для сравнительной характеристики результатов.

Обследование проводилось на базе Центра Здоровья МБУЗ ДКБ №1. Все ребята были в одинаковых условиях: обследование проводилось после занятий в школе.

Мы измеряли испытуемым до и после нагрузки артериальное давление, частоту пульса и проверяли остроту зрения, а также определяли уровень стресса.

Стресс – это результат напряжения механизмов регуляции, сопровождающееся расходованием жизненных сил.

Для определения уровня стресса в Центре Здоровья используется прибор «Кардиовизор».

Для оценки уровня стресса применяется 10-балльная шкала. Нормой считается показатель 0-1 балла, 2-4 балла – умеренное функциональное напряжение, 5-6 баллов – выраженное состояние стресса, 7-8 баллов – резко выраженное напряжение, 9-10 баллов – истощение регуляторной системы.

Всего мы обследовали 24 пятиклассника, разделив их на 3 группы по 8 человек.

1-я группа (5 мальчиков и 3 девочки) играли в течение 1 часа в компьютерные игры (на планшетах и телефонах). Их, в свою очередь, разделили на 2 подгруппы: 2 мальчика и 1 девочка, которые играют ежедневно в компьютерные игры более 1 часа в день; 3 мальчика и 2 девочки, которые в компьютерные игры играют редко или не играют вообще. Все ребята играли в так называемые «стрелялки», «леталки» и гонки.

2-я группа ребят выполняла физическую нагрузку в течение часа: отжимались, прыгали со скакалкой, бегали по коридору.

3-я группа ребят читала художественные книги.

1 группа

В 1 подгруппе были трое ребят, которые ежедневно играют в компьютерные игры более 1 часа в день.

Среди них изначально средний уровень стресса составил 2,5 балла, после нагрузки снизился до 1. Средний уровень АД после нагрузки поднялся с 90/60 до 125/80 мм.рт.ст. При оценке остроты зрения отмечено незначительное ухудшение среднего показателя с 0,65 до 0,6 единиц.

Результаты отражены на диаграмме.

Во 2 подгруппе были ребята, которые в компьютерные игры играют редко или не играют вообще.

Среди них изначально средний уровень стресса составил 1, после нагрузки увеличился до 5. Средний уровень АД после нагрузки незначительно поднялся с 90/60 до 105/65 мм.рт.ст. При оценке остроты зрения также, как и в первой группе, отмечено незначительное снижение среднего показателя с 0,75 до 0,7 единиц после нагрузки.

Результаты отражены на диаграмме.

Группы 2 и 3

В группах ребят, которые читали книги и ребят, которые выполняли физическую нагрузку, мы получили примерно одинаковые средние показатели. Изначально средний уровень стресса составил 2 балла, после нагрузки он снизился до 1 балла. Уровень АД в среднем составил 90/60 мм. рт. ст., и после нагрузки не изменился. При проверке остроты зрения отмечено улучшение средних показателей с 0,7 до 0,9.

Результаты отражены на диаграмме.

Выводы по результатам исследования

Из проанализированной литературы мы выяснили, что снижение уровня стресса после определенных действий говорит о том, что это действие обладает для конкретного человека расслабляющей функцией. Так, например, на курящего человека действует сигарета, что свидетельствует об определенном уровне зависимости. Для ребят, непривычных к компьютерным играм, эта нагрузка стала стрессовой, в то время как для ребят, регулярно играющих в такие игры, стрессом было скорее ожидание, когда же наступит момент игры.

Повышение артериального давления произошло у всех участников первой группы, но было гораздо более выражено у ребят, много времени проводящих за компьютерными играми. По данным литературы, это свидетельствует о том, что у них уровень артериального давления более нестабильный, больше зависит от эмоционального состояния и напряжения. Кроме того, повышенное АД после компьютерной игры говорит о том, что, несмотря на снижение уровня стресса, для организма ребенка подобная нагрузка расслабляющей не является.

Улучшение остроты зрения в группах ребят, которые читали книги и выполняли физическую нагрузку, можно объяснить тем, что ребята отдохнули после занятий в школе, и напряжение зрительных мышц, которое развивается у многих школьников, прошло (в отличие от тех, кто играл в компьютерные игры и создал дополнительную зрительную нагрузку мелькающим изображением на мониторе). Можно сделать следующий вывод: чтение менее вредно для глаз, чем компьютерные игры.

В группе ребят, непривычных к компьютерным играм, уровень стресса до игры был более низкий, после игры значительно повысился, в то время как для ребят, регулярно играющих в такие игры, уровень стресса до игры был выше, чем после нее. Во 2-й и 3-й группах значимого изменения уровня стресса после нагрузки не зафиксировано.

Повышение артериального давления произошло у всех участников из первой группы, но было гораздо более выражено у ребят, часто играющих в компьютерные игры. Чтение и физическая нагрузка не оказывают существенного влияния на уровень артериального давления.

Компьютерные игры негативно влияют на зрение. Реакция на перечисленные виды нагрузок в детском возрасте не зависит от пола.

Проанализировав данные литературы и результаты практического исследования, мы пришли к выводу, что нельзя однозначно утверждать, что компьютерные игры являются только полезными или только вредными. Важно, какие они и сколько времени им уделяют.

Список литературы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. http://www.computer-museum.ru/games/realisti.ru›main/pc_games?id=33

  3. https://www.nkj.ru/archive/articles/9397/

Просмотров работы: 16673