Проблема самоубийств, а особенно самоубийств среди молодежи, продолжает оставаться актуальной для нашего общества. Об этом свидетельствуют статистические данные об увеличении числа самоубийств.
Самоубийство, суицид - целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).[1]
Самоубийство (по определению Дюркгейма) - всякий случай смерти, который непосредственно или опосредовано, является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах.[2]
Официальная статистика самоубийств значительно отличается от реальной (по различным оценкам в 2 – 4 раза), так как в нее попадают только явные случаи. Никем не фиксируются случаи неудачных попыток ухода из жизни, коли чество которых в 7-10 раз больше, чем законченных самоубийств.[3]
По статистике, по абсолютному количеству подростковых самоубийств среди детей и подростков в возрасте от 15 до 19 лет Россия занимает первое место. Как правило, в провинциальных городах уровень жизни хуже из-за низких социально-экономических условий жизни.[4] Относительная частота суицидов на селе выше чем в городе: в «пиковом» 1994г. на 1000 тыс. горожан приходилось 37,9 самоубийств, а на 100 тыс. сельчан 53,7.[5] Для сравнения, частота суицидов в Москве в 3,5 раза ниже, чем по стране в целом, что связано с хорошим в рамках страны социально-экономическим положением, по сравнению с другими городами, и доступностью специализированной помощи.
Около 60 тысяч человек каждый год в России заканчивают жизнь самоубийством. Среди различных возрастных категорий второе место занимают молодые люди от 18 до 25 лет.[6] За последнее десятилетие число суицидов выросло в 3 раза, при этом зафиксированы высокие показатели самоубийств среди юношей.
Самоубийства являются второй по частоте причиной смерти в молодости. Также, судебные эксперты полагают, что за множеством случаев «смерти вследствие несчастного случая» (в результате автомобильных аварий, употребления токсических препаратов или использования огнестрельного оружия) в действительности скрываются суициды.[7]
Из различных статистических данных можно сделать вывод, что в современном мире тенденция к самоубийствам растёт. Именно среди молодежи можно заметить разговоры, затрагивающие тему ухода из жизни, и как следствие, рост количества таких смертей.
Цель работы: исследование взаимосвязи между психическим состоянием личности обучающихся 9-го класса и их склонностью к суицидальному поведению.
Задачи:
1. Провести диагностику эмоциональной и личностной сферы подростков МОУ СШ № 49 и МОУ СШ 92 Краснооктябрьского района г. Волгограда, изучить ихсамооценку психических состояний личности
2. Исследовать показатели склонности к суицидальному поведению у подростков МОУ СШ № 49 и МОУ СШ 92 Краснооктябрьского района г. Волгограда
3. Выполнить сравнительный анализ показателей склонности к суицидальному поведению у обучающихся МОУ СШ № 49 и МОУ СШ № 92 Краснооктябрьского района г. Волгограда.
4. Установить наличие взаимосвязи между психическими состояниями личности подростков МОУ СШ № 49 и МОУ СШ 92 Краснооктябрьского района г. Волгограда подростков и их склонности к суицидальному поведению.
Объект исследования: показатели склонности к суицидальному поведению у обучающихся 9-го класса.
Предмет исследования: взаимосвязь между психическим состоянием личности подростков и их склонности к суицидальному поведению.
Гипотеза:
В основе исследования лежит гипотеза о том, что у обучающихся 9-го класса между психическим состоянием личности и склонностью к суицидальному поведению имеется определенная взаимосвязь.
Глава I. Подбор литературы и теоретического материалаСовременная суицидология представляет собой некоторую дисциплину, которая изучает суицидальное поведение во всех возможных его проявлениях: от антивитальных переживаний до акта самоубийства. Самая важная задача этой науки – профилактика и диагностика суицидального поведения, неотложная и индивидуально - дифференцированная терапия кризисных состояний. Решения данных практических задач можно считать довольно успешными, благодаря их тесной взаимосвязи с большой теоретической базой, эпидемиологическими и социологическими исследованиями. Комплексный подход подразумевает вовлечение специалистов различного профиля: психиатров, психологов, психотерапевтов, социологов, социальных работников и других. С 20-х – 30-х годов нашего столетия в суицидологии зародился новый подход – междисциплинарный. Прежде всего, это было связано с изменением научных взглядов на причинные факторы и генез суицидального поведения. В современное время практически невозможно исследовать любой акт поведения, в том числе и суицидальный, обращая внимание лишь на одну плоскость: психиатрическую, психологическую, биологическую или социальную. Вопросы, которые современные специалисты считают довольно очевидными, в сравнительно недавнем прошлом требовали многочисленных научных споров. В наше время вопрос о причинных факторах не является закрытым, а общество зачастую относит суицидентов к людям, страдающими психическими заболеваниями, что является анахронизмом.
Научный подход данная проблема обрела в первой половине ХIХ в., когда в 1838 г. появился труд французского психиатра Эскироля «О помешательстве», в 1840 г. английского врача Ф. Уинслоу «Анатомия самоубийства» [ 12 ]. Эскироль считал, что «в самоубийстве проявляются все черты сумасшествия. Только в состоянии безумия человек способен покушаться на свою жизнь, и все самоубийцы - душевно больные люди» [6]. Если Эскироль трактовал самоубийство как симптом или синдром психического заболевания, то французский психиатр Бурден, наоборот, считал, что самоубийство есть патология и выделял особую нозологическую форму, так называемую, «суицидальную мономанию» [6,2]. Фальре (1822), Пинель (1829) также связывали суицид с душевной болезнью [4]. Такое понимание нашло отражение и в России. П.Г. Розанов(1891), И.П. Лебедев (1894) разделяли представления о психопатологическом генезе суицидального поведения [7].
Несмотря на вышеуказанные представления со стороны концепций психиатрии, уже в 1893 г. Крепелин выдвинул гипотезу о том, что комплекс различных факторов может привести к суициду, а всего лишь 30% связаны с психозом личности[5]. Точка зрения известного русского психиатра И. А. Сикорского (1913) была схожа с мнением Крепелина.Сикорский полагал, что «четверть или треть общего числа самоубийств зависит от душевной болезни» [5]. Русские психиатры И.В.Попов (1898), Г.И. Гордон (1912), Л.А. Прозоров (1913) также считали, что расстройство психики может быть причиной самоубийства лишь в ограниченном числе случаев [7].
Таким образом, можно заметить эволюцию взглядов на генез суицидального поведения со времен труда Эскироля до работ русских психиатров начала ХХ века. К суициду перестали относиться, как к феномену вследствие психического расстройства, роль социальных и индивидуально-психологических факторов также была доказана. Следует обратить внимание на то, что всё таки решающий вклад по этому вопросу внесли представители психоаналитической и социологической школ.
В 1897 году, известный социолог, профессор университетов в Бордо и Сорбонне, Эмиль Дюркгейм издал труд «Самоубийство. Социологический этюд» [6]. Он одним из первых обработал весь статистический материал и обратил внимание на ряд важных закономерностей в динамике самоубийств, их взаимосвязь с разного рода факторами: социодемографическими, индивидуальными, природными. Также, Эмиль Дюркгейм предложил собственное определение самоубийству и классификацию его проявлений. Хотелось бы отметить лишь несколько закономерностей важных для понимания современного этапа суицидологии;
феномен самоубийства является устойчивой статистической величиной для каждого народа, государства, общества.
связь между показателем уровня суицида с индивидуальными факторами ( в том числе количество душевнобольных) и факторами ( температура воздуха, географическое расположение) ;
увеличение уровня самоубийств в период возрастающей социальной активности (в теплое время года, днем, в будние дни и т.п.);
более высокий показатель уровня суицидов в наиболее развитом обществе, с точки зрения;
степень “цивилизованности” общества обратно пропорциональна степени сплоченности социальных групп, составляющих его (семьи, религиозных общин, политических группировок, трудовых коллективов) и устойчивости традиций.
Дюркгейм разделил самоубийства на три большие группы и показал их принадлежность к трагическому решению:
чрезмерная индивидуализация, недостаточная интеграция личности с социальной группой (эгоистическое);
чрезмерная интеграция индивидуального “Я “ с общественным (альтруистическое);
реакция личности на кризис в общественных порядках, приводящий к дезинтеграции связей индивидуума с социальной группой (аномическое).
Причем, все три фактора можно встретить в каждом случае самоубийства, но степень их выраженности различна [6].
Таким образом, Дюркгейм показал, что суицидальное поведение является феноменом социального происхождения и развивается по социально - психологическим законам - не является прямым следствием душевной болезни; в генезе суицидального поведения большая роль принадлежит социальному конфликту (аномия).
Известный американский исследователь суицидального поведения Shneidman (1976), считает, что ведущими подходами в суицидологии являются социологический (связан с трудами Э.Дюркгейма) и психологический (связан с трудами З. Фрейда и его последователями)[16]. Как известно, З. Фрейд и его последователи разработали психологическую теорию генеза различных невротических расстройств и методов их лечения, структуру психики и психоэмоционального развития личности, исходя из практического опыта работы с невротическими пациентами. При этом в исследованиях психоаналитиков много внимания уделялось проблеме агрессии и аутоагрессии.
Один из последователей Фрейда, Карл Меннингер в своем труде “Человек против самого себя”, который посвящен проблеме аутоагрессии, утверждал, что суицид - это инвертированный гомицид. В каждом случае самоубийства он выделял три элемента: 1) желание убийства; 2) стремление быть убитым (как инверсия желания убийства ); 3) стремление к смерти ( как инстинктивная сила ).
Суицидология ХХ века в основном развивалась под влиянием идейсоциологической и психологической школ и связана с именами таких ученых как Н. Фарбероу, Э. Шнейдман, Н. Крейтман (США), Э.Штенгель (Великобритания), Э. Рингель (Австрия), Ж. Субрие (Франция) и других. В бывшем СССР широкие междисциплинарные исследования в области суицидологии были свернуты вскоре после 1917 года. Тем не менее, с начала 70х годов систематические исследования суицидального поведения проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция суицидального поведения как следствия социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта [2]. На основе данной теоретической базы создана комплексная служба диагностики, превенции и терапии кризисных состояний.
Анализ теорий суицидального поведения (психопатологической, социальной, психологической) приводит к нескольким выводам:
суицидальное поведение является одним из видов общеповеденческих реакций человека, независимо от наличия психической патологии;
суицидальное поведение является результатом множества взаимовлияющих факторов психологической, биологической и социальной природы;
для развития и реализации суицидальных интенций необходимым условием является конфликт, который может носить реальный или “псевдореальный” (в случае психической патологии) характер [2]. При этом само суицидальное поведение можно рассматривать как вариант или следствие “социально - психологической дезадаптации личности” [2, 3];
психическую патологию нельзя рассматривать как непосредственную причину суицидального поведения, а лишь как существенный фактор риска. Выше упоминалось о 30-ти кратном риске суицида у депрессивных больных [15]. По данным других исследований, суицидальный риск среди больных аффективными расстройствами в 48 раз выше чем в общей популяции, а при шизофрении - в 32 раза [2];
дальнейшее развитие суицидологии может быть обеспечено только при комплексном, мультидисциплинарном подходе, объединяющим усилия специалистов разного профиля.
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы, при выборе которых руководствовались доступностью их применения в условиях школы, а также апробированностью на школьниках:
1. Диагностику эмоциональной и личностной сферы подростков МОУ СШ № 49 и МОУ СШ 92 Краснооктябрьского района г. Волгограда проводили с использованием опросника Г. Айзенка самооценки психических состояний (приложение 6)
2. Показатели склонности к суицидальному поведению у подростков МОУ СШ № 49 и МОУ СШ 92 Краснооктябрьского района г. Волгоградавыявляли с помощью анкеты «Выявление суицидального риска у детей»(авторы А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) (приложение 7)
3. Методы математической обработки.
2.1.1. Методы диагностики эмоциональной и личностной сферы подростковОпросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. Каждому испытуемому предлагается опросник из 40 предложений. Инструкция. «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение Вам подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит — цифру 1; если не подходит — 0. После этого проводился сравнительный анализ статистических характеристик и результаты по каждому срезу сравнивались между собой, после чего были сделаны соответствующие выводы.
2.1.2. Методы исследования показателей склонности к суицидальному поведению у подростковВнимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает.
После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни". Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
2.1.3. Методы математической обработки полученных результатовВсе экспериментальные данные подверглись статистической обработке. Она предусматривает получение следующих показателей:
X - значение отдельного признака;
М - средняя арифметическая величина;
n - общее число наблюдений
δ - среднее квадратическое отклонение,
Т - критерий достоверности различий Стьюдента;
m - ошибка средней.
Средние величины (М) находят по формуле: М =
Средняя арифметическая величина является важной характеристикой признака. Однако при одной и той же средней величине наблюдаемые отклонения могут варьировать в разной степени. Поэтому необходим показатель колебания признака.
Таким показателем является квадратическое отклонение (δ), которое находят по формуле: ,
где в числителе - сумма квадратов отклонений значений от арифметической;
в знаменателе - число степеней свободы, равно числу наблюдений без одного.{displaystyle sigma ={sqrt {{frac {1}{n}}sum _{i=1}^{n}left(x_{i}-{bar {x}}right)^{2}}}.}
Стандартная ошибка (m): ошибка средней арифметической величины, отвечает на вопрос: можно ли считать, что результаты нашей выборки характерны и для генеральной совокупности.
Стандартную ошибку вычисляют по формуле:
m = ± ,где
δ – среднее квадратичное отклонение;
n – число измерений.
Получив средние величины и квадратические отклонения определить достоверность различий между двумя обследованными по критерию Стьюдента (t). Это показатель существенной разности, помогает определить достоверность различий среднеарифметического значения двух зависимых выборок. С этой целью применяют формулу:
где:
m - ошибка средней, которую рассчитывают по формуле;
М1 – среднеарифметическая величина первой выборки;
М2 – среднеарифметическая величина второй выборки;
m1 и m2 – соответствующие стандартные ошибки.
Глава III. Результаты проведенных исследований и их анализ 3.1. Организация исследованийИсследование проводилось на базе МОУ СШ № 49 и МОУ СШ № 92 г. Волгограда в 2016-2017 учебном году.
Под наблюдением находилось 91 школьник в возрасте от 15 до 16 лет, из них 62 подростка из МОУ СШ № 49, 29 испытуемых из МОУ СШ № 92.
У данного контингента изучались различные показатели эмоциональной и личностной сферы подростков на 2 уроке во вторник и среду, т. е. в дни максимальной концентрации внимания.
Выбор данных классов был сделан на основании согласия с администрацией школы на проведение исследований, и несомненной заинтересованностью самих подростков в исследовании.
Использованные методики не нарушали течение педагогического процесса, не утомляли участников и не отнимали много времени.
3.1.1. Исследование эмоциональной и личностной сферы подростков МОУ СШ № 49 г. ВолгоградаВ результате исследований тревожности у 62 человек МОУ СШ № 49 установлено, что из них 21 человек (33,8%) имеют низкий уровень данной эмоциональной характеристики, 36 человек (59,7%) средний уровень, высокий уровень выявлен у 5 человек (8%). Полученные данные представлены в рисунке 1.
Рисунок 3.1. Исследованиетревожности подростков МОУ СШ № 49 г. Волгограда
Исследование фрустрации установило, что в обследуемой группе подростков уровни этого психического состояния распределились следующим образом: к группе с низким уровнем относятся 24 человека (38,7%), со средним 31 человек (48,4%), с высокими показателями 7 человек (11,3%). Данные по процентному соотношению школьников с разными показателями фрустрации представлены на рисунке 2.
Рисунок 3.2.Исследование фрустрации подростков МОУ СШ № 49 г. Волгограда
Изучение шкалы агрессии нами установлено, что из 62 подростков низкие показатели характерны для 14 человек (22,6%), средние – для 39 человек (62,9%), высокие характерны для 9 человек, что составляет 14,5% (рис. №3).
Рисунок 3.3.Исследование агрессии подростков МОУ СШ № 49 г. Волгограда
Исследование ригидности как свойства устойчивости личности позволило установить, что в наименьшей степени оно характерно для 8 человека (12,9%), в средней степени для 41 подростка ( 33,31%), наиболее развито у 11 человек (17,74%), что отражено на рисунке 4.
Рисунок 3.4.Исследование ригидности подростков МОУ СШ № 49 г. Волгограда
При этом следует отметить, что из 62 испытуемых у учеников под порядковыми номерами № 1, 59, 60 оказались самые высокие показатели тревожности, фрустрации, агрессии.
3.1.2. Исследования показателей склонности к суицидальному поведению у подростков МОУ СШ № 49Изучение склонности к суицидальному поведению проводилось с применением анкеты А.А. Кучер, В.П. Костюкевич. Оно показало, что наболее важной для себя проблемой подростки считают школьные неурядицы и проблемы выбора жизненого пути (25,81%), менее трагичными для них являются семейные конфликты и трудности (3,23%). Мысль о добровльном ухоже из жизни характерна для девяти человек, что составило 14,5%. Из эти пять человек - ученики под порядковыми номерами № 1, 59, 60, которые имеют наиболее высокие показатели тревожности, фрустрации, агресии.
Рисунок 3.5. Факторы суицидального риска у подростков МОУ СШ № 49
3.1.3. Исследование эмоциональной и личностной сферы подростков МОУ СШ № 92 г. ВолгоградаС помощью исследования установлено, что низкие показатели тревожности присущи для 12 подростков (41,38), средние для 11 человек ( 37,93%), высокие выявлены у 6 человек (20,69) (рис.6).
Рисунок 3.6. Исследование тревожности подростков МОУ СШ № 92 г. Волгограда
Анализ фрустрации позволил выявить, что у 13 человек она проявляется на низком уровне, и у 13 человек на среднем уровне, что составляет соответственно 44,83%, наиболее высокий уровень этой характеристики установлен у 3 подростков (10,34%) (рис.7)
Рисунок 3.7.Исследование фрустрации подростков МОУ СШ № 92г. Волгограда
Исследование агрессивности показало, что наименьшую степень этого свойства из 29 испытуемых проявляет 5 человек (17,24%), среднюю 21 человек (72,41%), в наиболее высокой степени эта характеристика проявляется у 3 подростков (10,34%) (рис.8)
Рисунок 3.8.Исследование агрессии подростков МОУ СШ № 92 г. Волгограда
Анализируя данные исследования ригидности мы видим, что наименее она развита у 2 человек (6,9%), в среднем показателе проявляется у 22 человек ( 75,86%), наиболее высокая у 5 человек, что составляет 17,24% (рис. 9).
Рисунок 3.9.Исследование ригидности подростков МОУ СШ № 92 г. Волгограда
Вместе с тем, нами установлено, что подростки под порядковыми номерами № 17, 20, 21 имеют наиболее высокие показатели тревожности, фрустрации, агрессии.
3.1.4. Исследования показателей склонности к суицидальному поведению у подростков МОУ СШ № 92Анализ факторов суицидального риска у подростков позволил установить, что наиболее высокие показатели связаны с причиной потери смысла жизни (17,24%), возникающими проблемами с окружающими их людьми (13,79%), а также мысль о добровольном уходе из жизни (10,34%), чувстве собственной неполноценности (10,34%)
Рисунок 3.9. Факторы суицидального риска у подростков МОУ СШ № 92.
Проблему добровольного ухода из жизни в анкетах отметили подростки под порядковыми номерами 17, 20, 21, 28. Для них также характерны наиболее высокие показатели тревожности, фрустрации, агресии.
Сравнительный анализ соотношения школьников с наиболее выраженными характеристиками эмоциональной и личностной сферы подростков, как фактора суицидального риска, позволил выявить, что количество испытуемых с наиболее высокими показателями тревожности оказалось выше в МОУ СШ № 92, чем количество школьников с этим показателем в МОУ СШ № 49. При этом показатели фрустрации и ригидности у подростков обеих школ близки по значениям ( рис.10). А показатели агрессии, наоборот, оказались выше МОУ СШ № 49 по сравнению с количеством таких же учеников в МОУ СШ № 92.
Рисунок 3.10. Сравнительный анализ соотношения школьников с наиболее высокими показателями характеристик эмоциональной и личностной сфер.
3.1.5. Сравнительный анализ показателей склонности к суицидальному поведению у обучающихся МОУ СШ № 49 и МОУ СШ № 92 Краснооктябрьского района г. ВолгоградаВажно отметить, что количество обучающихся, выбравших те или иные факторы не превышает четверти обследуемых в целом, что может свидетельствовать об индивидуальных особенностях подростков . Так же следует сделать поправку на ситуацию "здесь и теперь", т. е. в момент проведения диагностики у испытуемых преобладали те или иные настроения, в зависимости от места нахождения, времени суток, самочувствия и прочие причины.
Рисунок 3.10. Факторы суицидального риска у подростков МОУ СШ № 49 и МОУ СШ № 92.
Вероятно, стоит проанализировать те факторы, в которых более 10% обучающихся сделали свой выбор, это: "потеря смысла жизни", "добровольный уход из жизни", " чувство неполноценности", "школьные проблемы", "отношения с окружающими". Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что почти четверть обследуемых учащихся 49 школы имеют школьные проблемы и 14,% имеют чувств о неполноценности, что довольно информативно для классных руководителей и социально- психологической службы. 17% обучающихся 92 школы имеют высокие показатели по фактору "потеря смысла жизни " и почти 14% считают , что имеют проблемы в отношениях с окружающими, что является причиной для индивидуальной консультации психолога школы с обучающимися. Особо стоит отметить, что почт и 15 % испытуемых 49 школы и 10,3 % испытуемых 92 школы высказались положительно по фактору "добровольный уход из жизни", а та к же 17,2% исследуемых 92 школы заявили о "потере смысла жизни" , что является причин ой для дальнейшей работы социально-психологической службы школ с подростками. Данная исследовательская работа в пределах поставленной цели и реализованных задач может быть достаточно информативной для педагогов школ, для корректировки общешкольного плана работы с целью профилактики и предотвращения суицидального поведения обучающихся.
ВЫВОДЫ1. Анализ результатов исследования показал, что количество испытуемых с наиболее высокими показателями тревожности достоверно оказалось выше в МОУ СШ № 92 на 12,6%, чем количество школьников с этим показателем в МОУ СШ № 49. При этом показатели фрустрации и ригидности у подростков обеих школ достоверно близки по значениям. А показатели агрессии, наоборот, оказались достоверно выше МОУ СШ № 49 на 4,16% по сравнению с количеством таких же учеников в МОУ СШ № 92.
2. Количество обучающихся, выбравших те или иные факторы суицидального риска не превышает 25% опрошенных школьников, что может свидетельствовать об индивидуальных особенностях подростков, личные настроения, в зависимости от места нахождения, времени суток, самочувствия и прочие причины.
3. Приблизительно 25% опрошенных учащихся МОУ СШ № 49 имеют школьные проблемы, 14,% сообщают о наличии чувства неполноценности, 17% обучающихся МОУ СШ № 92 - высокие показатели по фактору "потеря смысла жизни " и почти 14% - проблемы в отношениях с окружающими, что является причиной для индивидуальной консультации психолога школы с обучающимися. Особо стоит отметить, что 14,5 % испытуемых МОУ СШ № 49 и 10,3 % испытуемых МОУ СШ № 92 высказались положительно по фактору "добровольный уход из жизни", а так же 17,2% исследуемых 92 школы заявили о "потере смысла жизни", что является основой для дальнейшей работы социально-психологической службы школ с подростками. 4. Результаты исследования показатели, что у подростков из обеих школ , имеющих наиболее высокие показатели характеристик эмоциональной и личностной сферы, более выражена склонность к суицидальному поведению.
Список литературы1. Александер, Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней [Текст] / Александер Ф., Селесник Ш. Пер. с англ. - М.: Прогресс-Культура,1995. - с. 6082. Амбрумова, А.Г. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации [Текст] / Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. / -М.: М-во здравоохранения РСФСР,1980. - с. 55 3. Амбрумова, А.Г. Комплексные исследования в суицидологи [Текст] / Амбрумова А. Г./ Сб. научных трудов. – М.: Изд. Московского НИИ психиатрии МЗ СССР, 1986. – с. 7-25 4. Антохин, Г.А. Диагностика суицидального поведения при шизофрении Т. 92 [Текст] / Антохин Г.А. / Сб. научных трудов. – М.: Изд. Московского НИИ психиатрии МЗ СССР, 1981.- с.168 - 177. 5. Войцехович, Б.А. Пусть умирает тот, кто не хочет жить? (медико-социальный взгляд на проблему самоубийств) [Текст] / Б. А. Войцехович, А. Н. Редько. - Краснодар Журн. "Кубан. науч. мед. вестн." 1994.- с. 1476. Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд [Текст] / Э. Дюркгейм, пер. с франц. В.А Луков. – СПб.: Союз, 1998. –с. 4967. Кузнецов, В. Е. Истоки междисциплинарного подхода в отечественной суицидологи [Текст] / Кузнецов В. Е./Комплексные исследования в суицидологии. Сб. науч. тр.- М., 1996. - с. 84 - 93.8. Постовалова, Л.И. Сравнительно - возрастные исследования в суицидологии [Текст] / Постовалова Л.И. / Научные и организационные проблемы суицидологи. Сб. науч. тр.- М., 2009. - с. 24 -34.Трегубов, Л.З. Эстетика самоубийства [Текст] / Трегубов Л.З., Вагин Ю.Р./ - Пермь: Капик, 1993 . - с. 153Фрейд, З. "Я" и "Оно" Т. 1 - 2. [Текст]: /труды разных лет : Пер. с нем. / Фрейд З.; Авт. предисл.: Нанейшвили Б.Р., Нанейшвили Г.Б. Сост. Григорашвили А. - Тбилиси : [б. и.], 1991.Фейдимен, Дж. Теория и практика личностно - ориентированной психологии: Перевод с англ. [Текст] /Фейдимен Дж., Фрейгер Р./- - М.: ПИК ВИНИТИ, 1996.
Электронные ресурсы:
[1]Латова Н. Самоубийство. Суицид. – 2007. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: http://www.krugosvet.ru/node/42363
[2] Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. – СПб., 1912. – 12 с.
[3] Голосов Н. Суицид. Цифры и факты. [Электронный ресурс]. Режим доступа:URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Article/Suic_Cifr.php
[4] Гетсби. Статистика самоубийств. – 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа:URL: http://lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm
[5] Орлова И. Смертность в современной России: характер и особенности. – 1998. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. — Режим доступа: URL: csocman.hse.ru/data/126/580/1217/008.ORLOVA_I.B.pdf
[6]Тавадова А. Самоубийство в молодежной среде как проблема нации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://utopiya.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=209:2010-02-08-12-08-25&catid=43:-11&Itemid=140
[7] Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. – 1988. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://krotov.info/libr_min/g/gorgey/groll_01.html
ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1
Диагностика эмоциональной и личностной сферы подростков МОУ СШ № 49
Данные обучающегося |
Шкала тревожности |
Шкала фрустрации |
Шкала агрессии |
Шкала ригидности |
|||||||
Ученик №1 |
20 |
3 |
18 |
3 |
18 |
3 |
17 |
3 |
|||
Ученик №2 |
5 |
1 |
6 |
1 |
12 |
2 |
14 |
2 |
|||
Ученик №3 |
7 |
1 |
7 |
1 |
19 |
3 |
8 |
2 |
|||
Ученик №4 |
14 |
2 |
11 |
2 |
10 |
2 |
13 |
2 |
|||
Ученик №5 |
7 |
1 |
6 |
1 |
12 |
2 |
13 |
2 |
|||
Ученик №6 |
14 |
2 |
13 |
2 |
10 |
2 |
16 |
3 |
|||
Ученик №7 |
13 |
2 |
11 |
2 |
9 |
2 |
9 |
2 |
|||
Ученик №8 |
13 |
2 |
6 |
1 |
11 |
2 |
12 |
2 |
|||
Ученик №9 |
2 |
1 |
3 |
1 |
7 |
1 |
6 |
1 |
|||
Ученик №10 |
3 |
1 |
1 |
1 |
10 |
2 |
11 |
2 |
|||
Ученик №11 |
7 |
1 |
8 |
2 |
8 |
2 |
10 |
2 |
|||
Ученик №12 |
9 |
2 |
9 |
2 |
11 |
2 |
11 |
2 |
|||
Ученик №13 |
9 |
2 |
9 |
2 |
15 |
3 |
15 |
3 |
|||
Ученик №14 |
6 |
1 |
7 |
1 |
6 |
1 |
10 |
2 |
|||
Ученик №15 |
12 |
2 |
6 |
1 |
10 |
2 |
8 |
2 |
|||
Ученик №16 |
11 |
2 |
12 |
2 |
11 |
2 |
11 |
2 |
|||
Ученик №17 |
5 |
1 |
8 |
2 |
11 |
2 |
15 |
3 |
|||
Ученик №18 |
14 |
2 |
11 |
2 |
13 |
2 |
14 |
2 |
|||
Ученик №19 |
14 |
2 |
15 |
3 |
8 |
2 |
16 |
3 |
|||
Ученик №20 |
10 |
2 |
5 |
1 |
10 |
2 |
11 |
2 |
|||
Ученик №21 |
10 |
2 |
9 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2 |
|||
Ученик №22 |
10 |
2 |
2 |
1 |
7 |
2 |
7 |
1 |
|||
Ученик №23 |
9 |
2 |
8 |
2 |
11 |
2 |
10 |
2 |
|||
Ученик №24 |
10 |
2 |
11 |
2 |
12 |
2 |
15 |
3 |
|||
Ученик №25 |
6 |
1 |
7 |
1 |
7 |
1 |
8 |
2 |
|||
Ученик №26 |
8 |
2 |
5 |
1 |
12 |
2 |
7 |
1 |
|||
Ученик №27 |
13 |
2 |
10 |
2 |
14 |
2 |
9 |
2 |
|||
Ученик №28 |
2 |
1 |
3 |
1 |
5 |
1 |
8 |
2 |
|||
Ученик №29 |
6 |
1 |
3 |
1 |
11 |
2 |
10 |
2 |
|||
Ученик №30 |
13 |
2 |
9 |
2 |
14 |
2 |
13 |
2 |
|||
Ученик №31 |
4 |
1 |
9 |
2 |
14 |
2 |
15 |
3 |
|||
Ученик №32 |
14 |
2 |
15 |
3 |
14 |
2 |
8 |
2 |
|||
Ученик №33 |
6 |
1 |
3 |
1 |
15 |
3 |
8 |
2 |
|||
Ученик №34 |
8 |
2 |
10 |
2 |
3 |
1 |
8 |
2 |
|||
Ученик №35 |
10 |
2 |
10 |
2 |
13 |
2 |
11 |
2 |
|||
Ученик №36 |
12 |
2 |
12 |
2 |
16 |
3 |
16 |
3 |
|||
Ученик №37 |
6 |
1 |
3 |
1 |
5 |
1 |
9 |
2 |
|||
Ученик №38 |
7 |
1 |
5 |
1 |
12 |
2 |
14 |
2 |
|||
Ученик №39 |
9 |
2 |
8 |
2 |
12 |
2 |
10 |
2 |
|||
Ученик №40 |
14 |
2 |
15 |
3 |
3 |
1 |
13 |
2 |
|||
Ученик №41 |
7 |
1 |
11 |
2 |
11 |
2 |
10 |
2 |
|||
Ученик №42 |
6 |
1 |
4 |
1 |
8 |
2 |
9 |
2 |
|||
Ученик №43 |
13 |
2 |
16 |
3 |
4 |
1 |
7 |
1 |
|||
Ученик №44 |
16 |
3 |
11 |
2 |
12 |
2 |
15 |
3 |
|||
Ученик №45 |
10 |
2 |
8 |
2 |
16 |
3 |
12 |
2 |
|||
Ученик №46 |
14 |
2 |
14 |
2 |
13 |
2 |
16 |
3 |
|||
Ученик №47 |
8 |
2 |
6 |
1 |
13 |
2 |
9 |
2 |
|||
Ученик №48 |
9 |
2 |
10 |
2 |
4 |
1 |
7 |
1 |
|||
Ученик №49 |
9 |
2 |
14 |
2 |
15 |
3 |
8 |
2 |
|||
Ученик №50 |
14 |
2 |
15 |
3 |
14 |
2 |
11 |
2 |
|||
Ученик №51 |
15 |
3 |
14 |
2 |
12 |
2 |
11 |
2 |
|||
Ученик №52 |
7 |
1 |
11 |
2 |
9 |
2 |
15 |
3 |
|||
Ученик №53 |
10 |
2 |
11 |
2 |
4 |
1 |
10 |
2 |
|||
Ученик №54 |
13 |
2 |
14 |
2 |
10 |
2 |
14 |
2 |
|||
Ученик №55 |
7 |
1 |
6 |
1 |
7 |
1 |
11 |
2 |
|||
Ученик №56 |
6 |
1 |
3 |
1 |
7 |
1 |
6 |
1 |
|||
Ученик №57 |
8 |
2 |
5 |
1 |
8 |
2 |
6 |
1 |
|||
Ученик №58 |
6 |
1 |
2 |
1 |
7 |
1 |
6 |
1 |
|||
Ученик №59 |
16 |
3 |
10 |
2 |
15 |
3 |
17 |
3 |
|||
Ученик №60 |
18 |
3 |
17 |
3 |
11 |
2 |
12 |
2 |
|||
Ученик №61 |
13 |
2 |
8 |
2 |
7 |
1 |
16 |
3 |
|||
Ученик №62 |
10 |
2 |
7 |
1 |
15 |
3 |
12 |
2 |
|||
Низкая |
21 |
24 |
14 |
8 |
|||||||
Средняя |
36 |
31 |
39 |
41 |
|||||||
высокая |
5 |
7 |
9 |
11 |
|||||||
М (средняя) |
9,85 |
8,89 |
10,4 |
11,19 |
|||||||
стандартное отклонение ) |
3,91 |
4,1 |
3,85 |
3,19 |
|||||||
Стандартная ошибка (m) |
0.47 |
0.53 |
0,49 |
0.40 |
Приложение 2
Факторы суицидального риска у учащихся МОУ СШ № 49
Факторы суицидального риска антисуицидальных факторов |
Количество обучающихся |
Соотношение к общему количеству опрошенных (в %) |
Требуется особое внимание ( количество баллов) |
Требуется формирование ( количество баллов) |
Алкоголь, наркотики |
4 |
6,45% |
11-12 |
Более 12 |
Несчастная любовь |
3 |
4,84% |
11-13 |
Более 13 |
Противоправные действия |
5 |
8,06% |
13-15 |
Более 15 |
Деньги и проблемы с ними |
6 |
9,68% |
16-18 |
Более 18 |
Добровольный уход из жизни |
9 |
14,52% |
10-12 |
Более 12 |
Семейные неурядицы |
2 |
3,23% |
11-13 |
Более 13 |
Потеря смысла жизни |
4 |
6,45% |
11-12 |
Более 12 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости |
9 |
14,52% |
12-13 |
Более 13 |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути |
16 |
25,81% |
10-12 |
Более 12 |
Отношения с окружающими |
5 |
8,06% |
14-16 |
Более 16 |
Приложение 3
Диагностика эмоциональной и личностной сферы подростков МОУ СШ № 92
Данные обучающегося |
Шкала тревожности |
Шкала фрустрации |
Шкала агрессии |
Шкала ригидности |
|||||||
Ученик №1 |
4 |
1 |
3 |
1 |
14 |
2 |
8 |
2 |
|||
Ученик №2 |
12 |
2 |
8 |
2 |
12 |
2 |
11 |
2 |
|||
Ученик №3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
9 |
2 |
9 |
2 |
|||
Ученик №4 |
16 |
3 |
10 |
2 |
9 |
2 |
11 |
2 |
|||
Ученик №5 |
11 |
2 |
7 |
1 |
17 |
3 |
11 |
2 |
|||
Ученик №6 |
12 |
2 |
10 |
2 |
9 |
2 |
14 |
2 |
|||
Ученик №7 |
10 |
2 |
10 |
2 |
15 |
3 |
15 |
3 |
|||
Ученик №8 |
5 |
1 |
7 |
1 |
8 |
2 |
8 |
2 |
|||
Ученик №9 |
8 |
2 |
11 |
2 |
5 |
1 |
10 |
2 |
|||
Ученик №10 |
4 |
1 |
2 |
1 |
8 |
2 |
6 |
1 |
|||
Ученик №11 |
2 |
1 |
1 |
1 |
6 |
1 |
8 |
2 |
|||
Ученик №12 |
2 |
1 |
9 |
2 |
9 |
2 |
12 |
2 |
|||
Ученик №13 |
12 |
2 |
13 |
2 |
8 |
2 |
10 |
2 |
|||
Ученик №14 |
6 |
1 |
10 |
2 |
10 |
2 |
13 |
2 |
|||
Ученик №15 |
6 |
1 |
7 |
1 |
11 |
2 |
8 |
2 |
|||
Ученик №16 |
3 |
1 |
5 |
1 |
9 |
2 |
6 |
2 |
|||
Ученик №17 |
11 |
2 |
16 |
3 |
8 |
2 |
16 |
3 |
|||
Ученик №18 |
15 |
3 |
13 |
2 |
14 |
2 |
13 |
2 |
|||
Ученик №19 |
11 |
2 |
4 |
1 |
14 |
2 |
13 |
2 |
|||
Ученик №20 |
18 |
3 |
18 |
3 |
9 |
2 |
15 |
3 |
|||
Ученик №21 |
16 |
3 |
15 |
3 |
13 |
2 |
15 |
3 |
|||
Ученик №22 |
2 |
1 |
3 |
1 |
10 |
2 |
6 |
1 |
|||
Ученик №23 |
14 |
2 |
13 |
2 |
10 |
2 |
10 |
2 |
|||
Ученик №24 |
7 |
1 |
4 |
1 |
3 |
1 |
8 |
2 |
|||
Ученик №25 |
10 |
2 |
6 |
1 |
10 |
2 |
9 |
2 |
|||
Ученик №26 |
18 |
3 |
11 |
2 |
6 |
1 |
14 |
2 |
|||
Ученик №27 |
13 |
2 |
10 |
2 |
14 |
2 |
9 |
2 |
|||
Ученик №28 |
16 |
3 |
12 |
2 |
6 |
1 |
20 |
3 |
|||
Ученик №29 |
1 |
1 |
7 |
1 |
17 |
3 |
9 |
2 |
|||
Низкая |
41,38% |
12 |
44,83% |
13 |
17,24% |
5 |
6,90% |
2 |
|||
Средняя |
37,93% |
11 |
44,83% |
13 |
72,41% |
21 |
75,86% |
22 |
|||
высокая |
20,69% |
6 |
10,34% |
3 |
10,34% |
3 |
17,24% |
5 |
|||
М (средняя) |
9,24 |
8,55 |
10,10 |
10,93 |
|||||||
стандартное отклонение |
5,33 |
4,40 |
3,51 |
3,40 |
|||||||
Стандартная ошибка (m) |
1,00 |
0,83 |
0,66 |
0,64 |
Приложение 4
Факторы суицидального риска у учащихся МОУ СШ № 92
Порядковый номер ученика |
Алкоголь, наркотики |
Несчастная любовь |
Противоправные действия |
Деньги и проблемы с ними |
Добровольный Уход из жизни |
Семейные неурядицы |
Потеря смысла жизни |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути |
Отношения с окружающими |
1 |
8 |
2 |
5 |
13 |
12 |
3 |
11 |
7 |
14 |
14 |
2 |
8 |
9 |
12 |
17 |
13 |
9 |
16 |
16 |
12 |
16 |
3 |
8 |
8 |
6 |
15 |
6 |
11 |
12 |
14 |
2 |
37 |
4 |
6 |
2 |
2 |
8 |
2 |
7 |
11 |
10 |
4 |
12 |
5 |
5 |
1 |
2 |
14 |
5 |
6 |
9 |
12 |
3 |
11 |
6 |
7 |
6 |
3 |
13 |
5 |
6 |
10 |
8 |
4 |
8 |
7 |
6 |
4 |
1 |
6 |
3 |
7 |
9 |
7 |
7 |
8 |
8 |
4 |
3 |
7 |
7 |
7 |
6 |
3 |
8 |
4 |
9 |
9 |
2 |
0 |
4 |
12 |
0 |
5 |
2 |
1 |
0 |
16 |
10 |
7 |
5 |
6 |
9 |
2 |
9 |
8 |
7 |
7 |
10 |
11 |
7 |
4 |
8 |
10 |
3 |
4 |
8 |
8 |
6 |
13 |
12 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
6 |
7 |
3 |
2 |
4 |
13 |
7 |
6 |
7 |
12 |
3 |
5 |
5 |
8 |
1 |
8 |
14 |
4 |
10 |
8 |
9 |
5 |
12 |
10 |
7 |
10 |
10 |
15 |
7 |
2 |
8 |
10 |
8 |
8 |
10 |
7 |
6 |
11 |
16 |
5 |
6 |
12 |
12 |
1 |
9 |
8 |
5 |
5 |
13 |
17 |
5 |
6 |
8 |
6 |
5 |
9 |
8 |
7 |
6 |
11 |
18 |
4 |
4 |
8 |
9 |
6 |
4 |
6 |
12 |
3 |
11 |
19 |
5 |
8 |
6 |
14 |
5 |
6 |
9 |
13 |
5 |
8 |
20 |
6 |
2 |
1 |
9 |
12 |
10 |
5 |
15 |
2 |
12 |
21 |
4 |
2 |
7 |
13 |
7 |
9 |
7 |
11 |
5 |
17 |
22 |
10 |
2 |
7 |
10 |
3 |
6 |
9 |
7 |
4 |
7 |
23 |
4 |
1 |
2 |
7 |
1 |
0 |
3 |
10 |
9 |
7 |
24 |
5 |
3 |
7 |
12 |
4 |
3 |
9 |
7 |
3 |
13 |
25 |
8 |
0 |
7 |
14 |
9 |
8 |
8 |
10 |
2 |
12 |
26 |
10 |
11 |
5 |
12 |
7 |
8 |
11 |
17 |
5 |
14 |
27 |
12 |
10 |
4 |
11 |
6 |
3 |
11 |
17 |
3 |
9 |
28 |
8 |
5 |
9 |
13 |
9 |
7 |
7 |
6 |
9 |
11 |
29 |
5 |
8 |
6 |
9 |
7 |
7 |
6 |
5 |
4 |
7 |
Приложение 5
Сравнительная характеристика эмоциональной и личностной сферы подростков МОУ СШ № 49 и МОУ СШ № 92
Обучающиеся |
Степень, статистические показатели |
Шкала тревожности (в %) |
Шкала фрустрации (в %) |
Шкала агрессии (в %) |
Шкала ригидности (в %) |
МОУ СШ № 49 |
Низкая |
8 |
11,3 |
14,5 |
17,7 |
Средняя |
59,7 |
48,4 |
62,9 |
66,13 |
|
Высокая |
33,8 |
38,7 |
22,76 |
12,9 |
|
М |
9,85 |
8,89 |
10,4 |
11,19 |
|
3,91 |
4,1 |
3,85 |
3,19 |
||
m |
0.47 |
0.53 |
0,49 |
0.40 |
|
МОУ СШ № 92 |
Низкая |
41,38 |
44,83 |
17,24 |
6,90 |
Средняя |
37,93 |
44,83 |
72,41 |
75,86 |
|
Высокая |
20,69 |
10,34 |
10,34 |
17,24 |
|
М |
9,24 |
8,55 |
10,10 |
10,93 |
|
5,33 |
4,40 |
3,51 |
3,40 |
||
m |
1,00 |
0,83 |
0,66 |
0,64 |
|
Т |
0,41 |
0,28 |
0,32 |
0,32 |
Приложение 6
. Диагностика эмоциональной и личностной сферы с использованием опросника Г. Айзенка
Часто я не уверен в своих силах.
Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход.
Я часто оставляю за собой последнее слово.
.мне трудно менять свои привычки.
Я часто из-за пустяков краснею.
Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом.
Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.
Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое.
Часто просыпаюсь ночью.
При крупных неприятностях я обычно виню только себя.
Меня легко рассердить.
Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни.
Я легко впадаю в уныние.
Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
Мне приходится часто делать замечания другим.
В споре меня трудно переубедить.
Меня волнуют даже воображаемые неприятности.
Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной.
Я хочу быть авторитетом для окружающих.
Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться.
Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни.
Нередко я чувствую себя беззащитным.
В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха.
Я легко сближаюсь с людьми.
Я часто копаюсь в своих недостатках.
Иногда у меня бывают состояния отчаяния.
Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь.
Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется.
Меня легко убедить.
Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности.
Предпочитаю руководить, а не подчиняться.
Нередко я проявляю упрямство.
Меня беспокоит состояние моего здоровья.
В трудные минуты я иногда веду себя по-детски.
У меня резкая грубоватая жестикуляция.
Я неохотно иду на риск.
Я с трудом переношу время ожидания.
Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки.
Я мстителен.
Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.
Приложение 7
«Выявление суицидального риска у детей» (авторы А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
1.Выкормил змейку на свою шейку.
2. Собрался жить, да взял и помер.
3. От судьбы не уйдешь.
4. Всякому мужу своя жена милее.
5. Загорелась душа до винного ковша.
6. Здесь бы умер, а там бы встал.
7. Беду не зовут, она сама приходит.
8. Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.
9. Кто пьет, тот и горшки бьет.
10. Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
11. Сидят вместе, а глядят врозь.
12. Утром был молодец, а вечером мертвец.
13. Вино уму не товарищ.
14. Доброю женою и муж честен.
15. Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.
16. Кто не родится, тот и не умрет.
17. Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.
18. В мире жить - с миром быть.
19. Чай не водка, много не выпьешь.
20. В согласном стаде волк не страшен.
21. В тесноте, да не в обиде.
22. Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.
23. Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.
24. Болячка мала, да болезнь велика.
25. Не жаль вина, а жаль ума.
26. Вволю наешься, да вволю не наживешься.
27. Жизнь прожить - что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.
28. Всякий родится, да не всякий в люди годится.
29. Других не суди, на себя погляди.
30. Хорошо тому жить, кому не о чем судить.
31. Живет - не живет, а проживать - проживает.
32. Все вдруг пропало, как внешний лед.
33. Без копейки рубль щербатый.
34. Без осанки и конь корова.
35. Не место красит человека, а человек - место.
36. Болезнь человека не красит.
37. Влетел орлом, а прилетел голубем.
38. Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.
39. В уборке и пень хорош.
40. Доход не живет без хлопот.
41. Нашла коса на камень.
42. Нелады да свары хуже пожара.
43. Заплати грош, да посади в рожь - вот будет хорош!
44. Кто солому покупает, а кто и сено продает.
45. Седина бобра не портит.
46. Бешеному дитяти ножа не давати.
47. Не годы старят, а жизнь.
48. В долгах как в шелках.
49. Бранись, а на мир слово оставляй.
50. Зеленый седому не указ.
51. А нам что черт, что батька.
52. Моя хата с краю, ничего не знаю.
53. Лежачего не бьют.
54. Что в лоб, что по лбу - все едино.
55. Все люди как люди, а ты шиш на блюде.
56. Ученье свет, а не ученье - тьма.
57. И медведь из запасу лапу сосет.
58. Жирен кот, коль мясо не жрет.
59. Выношенная шуба не греет.
60. Совесть спать не дает.
61. Вали с больной головы на здоровую.
62. Мал, да глуп - за то и бьют.
63. Не в бороде честь - борода и козла есть.
64. Одно золото не стареется.
65. Наш пострел везде поспел.
66. Муху бьют за назойливость.
67. Надоел горше горькой редки.
68. Живет на широкую ногу.
69. Легка ноша на чужом плече.
70. Не в свои сани не садись.
71. Чужая одежда - не надежда.
72. Высоко летаешь, да низко садишься.
73. Двум господам не служат.
74. Мягко стелет, да твердо спать.
75. За одного битого двух небитых дают.
76. За худые дела слетит и голова.
77. Говорить умеет, да не смеет.
78. Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.
79. Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.
80. Красив в строю, силен в бою.
81. Гори все синим пламенем.
82. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.
83. Если все время мыслить, то на что же существовать.
84. На птичьих правах высоко взлетишь.
85. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.