23
Научно-практическая конференция
Тема: Загрязнение окружающей среды автомобильным транспортом на территории Забайкалья - город Чита.
Выполнила:
ученица 11 класса
МБОУ СОШ «№18» Бичевина Карина
Руководитель:
Бичевина Анжелика Альбертовна,
учитель географии -биологии МБОУ «СОШ № 18»
Содержание
I Введение ………………………………………………………………….стр.3
II Глава 1
1.1.Загрязнение окружающей среды свинцом………………….……………………………………………...….стр.6
1.2. Атмосферная пыль- источник ванадия……………………….……………………………………………..стр.7
1.3. Загрязнение атмосферы Читинской области.
(Приложение №1)…………….……………………………………………стр.8
III Глава 2
2.1. Практическая работа №1 «Хроматный метод».
(Приложение №2)……………….……….……………………….……...…стр.9
2.2. Практическая работа №2 «Исследование влияния автомобильного
транспорта на окружающую среду.
(Приложение №3)………………………..…….……………………….…....стр.10
2.3. Практическая работа №3 «Исследование загрязнения воздуха
городским транспортом».
(Приложение №4)……………………….………….…………………..стр.12
2.4. Практическая работа №4 «Исследование запыленности воздуха
зимой».
(Приложение №5)…………………………..……………………….…......стр.15
2.5. Выводы и наши предложения……………………………….……………………………….стр.16
Список литературы……………………………………..……………………….…..стр.18
IV Приложение
Введение
Одной из актуальных проблем сегодня являются изучения атмосферного воздуха.
В Чите состояние атмосферы вызывает особую тревогу. Немалый вред приносит автотранспорт. В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей, причем их доля постоянно возрастает. В нашей стране она составляет более 30%. По сводкам ГИБДД на конец марта в городе Чите было зарегистрировано 800 тыс.транспортных средств. По области 1 млн. в среднем в день регистрируется 120 автомобилей.
Быстрый рост числа автомобилей привел к тому, что за год в воздух выбрасывается до 8 тыс.тон свинца, что превышает допустимый уровень. В список 35 самых грязных городов вошла Чита.
Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих и в местности, где он живет, и во всей стране. Человек должен осознавать грозящую ему опасность и соответственно действовать.
Цель нашей работы:
Рассмотреть загрязнение окружающей среды автомобильным транспортом в Чите.
Задачи: - определить формы загрязнения атмосферы в городе Чита
- провести исследования загрязнения и запыленности воздуха.
Методы: - теоретический (анализ литературы)
- эмпирический (описание экспериментов)
- практический (тестирование, анкетирование, рейтинг)
- статистический (анализ и обработка полученных результатов)
Получение результатов позволяют сделать вывод о том, что одним из опасных для биосферы является автотранспорт, т.к. автомобили используют кислород атмосферы. В ходе исследований было выявлено разное загрязнение снега в районах города и школы.
Работа посвящена изучению современного экологического состояния атмосферы. Материалами для работы послужили проведение практических исследований, которые позволяют подтвердить, что на территории г. Читы формируется уровень загрязнения вдвое превышающий этот уровень в других городах.
Источниками антропогенного загрязнения атмосферы различными веществами являются теплоэнергетика, нефтегазопереработка, промышленность, транспорт. В Чите состояние атмосферы вызывает особую тревогу. Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят автомобили, работающие на бензине (75%), затем автомобили с дизельными двигателями (около 4%), трактора и другие сельскохозяйственные машины (около 4%). Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается при быстром разгоне автомобиля, а также при движении с малой скоростью. Относительная доля (от общей массы выбросов) углеводородов и оксида углерода наиболее высока при торможении и на холостом ходу, доля оксидов азота- при разгоне. Из этих данных следует, что автомобили особенно сильно загрязняют окружающую среду при частых остановках и при движении с малой скоростью.
Создаваемые системы движения в режиме зелёной волны, существенно сокращающие число остановок транспорта на перекрёстках, призваны сократить загрязнения атмосферного воздуха в городах. Большое влияние на качество и количество примесей оказывает режим двигателя, качество топлива, отношение поверхности камеры сгорания к её объёму.
Несмотря на то, что дизельные двигатели более экономичны, они существенно больше выбрасывают дыма, преимущественно несгоревшего углерода, который к тому же обладает неприятным запахом, создаваемым некоторыми несгоревшими углеводородами. В сочетании с шумом, дизельные двигатели не только сильнее загрязняют среду, но и воздействуют на здоровье человека в гораздо большей степени, чем бензиновые.
Уровень загрязнения воздуха зависит от расхода топлива. Отечественные легковые автомобили расходуют около 10 л.на 100 км. пробега, среднетяжелые грузовики 20-30 л., а тяжелые 40-50 л на 100 км. Санитарные требования по управлению загрязнения и шума допускают поток транспорта в от 35 до 50 Д/В. При расходе бензина 0,1 л/км, каждой автомашины на 1 км. магистрали выделяется до 40-60 г.свинца в час, из этого количества 80% расслаивается в полосе автомагистрали. Примерно 3,65 кг. оксида углерода в сутки выбрасывается одним автомобилем.
По мнению специалистов, в результате деятельности человека в атмосферу Земли ежегодно поступает 25,5 миллиарда тонн оксидов углерода, 190 миллионов тонн оксидов серы, 65 миллионов тонн оксидов азота, 1,4 миллиона тонн хлорфторуглеродов. Половина всех выбросов в атмосферу приходится на предприятия таких отраслей, как энергетика (24,8%) и металлургия (26,2%).
В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей, причём их доля постоянно возрастает.
Особую тревогу вызывают состояние воздуха в крупных городах.
Здоровье граждан является национальным и мировым достоянием. Какие же факторы влияют на здоровье? Всемирная организация здравоохранения отмечает, что здоровье населения на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от генетических факторов, на 10% - от работы органов здравоохранения и на 20% - от состояния окружающей среды. Специалисты отмечают, что современное состояние здоровья сотен миллионов людей в мире неблагополучно. Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих и в местности, где он живёт, и во всей стране. Мы должны знать всё о пище, которую употребляем, о состоянии воды, которую мы пьём, о составе воздуха, которым дышим. Человек должен осознавать грозящую ему опасность и соответственно действовать.
Избыточное содержание ионов металлов в организме приводит к интенсификации липидного окисления, грубым нарушениям гармонии регуляторных механизмов и гибели клеток. Ионы металлов могут также реагировать с нуклеиновыми кислотами, нарушая водородные связи в их структуре.
Тяжёлые металлы – комплексообразователи (ртуть, свинец, цинк) могут подавлять действие ферментов, вызывая их денатурацию либо взаимодействуя с молекулой субстрата, с коферментом или металлом – активатором. Во многих случаях мишенью воздействия являются тиоловые (SH-) группы в молекулах белков. Имеются примеры замещения необходимого для фермента металла другим. Например, цинк в карбоангидразе может замещаться медью, что приводит к полной генактивации этого фермента. В другом ферменте – карбоксипентизе – цинк может вытесняться кадмием. При отравлении свинцом 90% его откладывается в костях в виде трёхзащищенного фосфата – который может высвобождаться в процессе метаболизма. Доказано, что ионы свинца вызывают подавление активности всех ферментов, участвующих в синтезе гемма – составной части гемоглобина. (см. Приложение №1)
2. Загрязнение окружающей среды свинцом.
Многие виды промышленности, особенно химическая и металлургическая, а также автотранспорт служат источником загрязнения окружающей среды ксенобиотиками, то есть соединениями, абсолютно чужеродными для организма человека. В воздухе ряда городов концентрации некоторых из них могут превышать предельно допустимые в 10 и даже 25 раз, оставаясь при этом ниже уровня, вызывающего хронические заболевания у взрослых. Однако заболеваемость детей в таких зонах превышена в 1,5-2 взрослых людей, а для детей ксенобиотики опасны в любых дозах.
Повреждение нервных клеток тяжёлыми металлами или другими вредными веществами ведёт к задержке нервно-психического развития.
Одним из видов ксенобиотиков является свинец.
В России свинцовое отравление раньше рассматривалось лишь как профессиональное заболевание, характерное для некоторых производств. Однако в настоящее время в результате длительного и масштабного применения свинец накопился в окружающей среде в значительных, но не поддающихся учёту количествах, что затрудняет адекватную оценку его воздействия.
После попадания в организм человека часть свинца выводится с мочой, а часть, в зависимости от возраста, рациона питания и ряда других факторов, остаётся в организме. У взрослых усвояемость свинца до приёма пищи составляет 60-80%, а у детей – 50% даже после еды. Более активно свинец усваивается при дефиците в организме соединений железа, кальция, цинка. Попав в организм, свинец поступает в кровь, а затем откладывается в костях (95%), почках, печени, мозге, волосах, ногтях, зубах. Свинец оказывает необратимое воздействие на нервную, репродуктивную систему, вызывает анемию, задержку умственного и физического развития у детей, агрессию, депрессию. В высоких дозах (80-100 мкг/дл крови) он приводит к разрушению эритроцитов и ухудшению работы почек у детей.
Для профилактики отравления свинцом важно определить источники его поступления в окружающую среду.
Немалый вред приносит автотранспорт. Быстрый рост числа автомобилей в последние годы привёл к тому, что в некоторых городах, где нет ни обогатительных комбинатов, ни металлургических заводов, за год в воздух выбрасывается до 8 тыс. тонн свинца, что превышает допустимый уровень. В список 35 самых загрязнённых городов вошла и Чита.
3. Атмосферная пыль – источник ванадия.
Ванадий (V).ПДК ванадия в домах составляет 0,1 мг/м3, в пыли 0,5 мг/м3.
Основным источником ванадия является отходы от сжигания бензина и нефтепродуктов.
При интоксикации у людей сначала возникает острая аллергическая реакция – насморк, слезотечение, сухость в горле, приводящая к бронхиальной астме. На втором этапе отравления развивается заболевание крови, наблюдаются нарушения психики, возникают экземы. Ванадий нарушает процессы кроветворения: концентрируется в основном в печени, костях. Соединения ванадия воздействуют на организм человека преимущественно ингаляционным путем. (см. Приложение №2)
4. Загрязнение атмосферы на территории
Забайкальского края.
С позиции геоэкологии большое значение имеет способность атмосферы рассеивать выбросы загрязняющих веществ, или предрасположенность атмосферного воздуха к загрязнению. Последняя характеризуется потенциалом загрязнения атмосферы (ПЗА), который понимается как сочетание метеорологических факторов, обуславливающих уровень возможного загрязнения в данном географическом районе.
При расчете ПЗА учитывается повторяемость приземных инверсий, скоростей ветра 0-1 м/с (штилей), застоев воздуха и туманов. Поскольку Забайкалье с конца августа-октября и до апреля-мая находится в зоне действия сибирского антициклона, то все перечисленные факторы определяют малую способность атмосферы рассеивать выбросы загрязняющих веществ.
Все сказанное можно успешно продемонстрировать на примере температурных инверсий, которые особенно ярко появляются в межгорных долинах. Температурная инверсия- это изменение порядка распределения температур на противоположный: с высотой температура повышается, а не наоборот.
Если в холодный зимний день подняться, например, на Титовскую сопку и посмотреть на Читу, то очень хорошо видно, что весь город как бы погружен в грязное озеро. Верхняя граница грязного воздуха представляет собой почти ровную горизонтальную линию, выше которой идет чистый воздух. В данный момент мы наблюдаем верхнюю границу инверсионного слоя. В нем преобладают нисходящие токи воздуха. По радио объявляют о том, что складываются неблагоприятные метеоусловия. В такие дни не рекомендуется гулять на улицах, слышатся призывы предприятиям сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
ПЗА, оцениваемый в условных баллах, на большей части территории Восточного Забайкалья весьма высокий. Его самые большие значения (более 4,0) отмечаются на севере области (Каларский, Тунгиро-Олекминский райщны и северная часть Тунгокоченского района), на востоке (низовые реки бассейна Шилки, бассейны среднего и
Нижних течений Газимура, Урюмкана и Урова) и Красночикойский район (южнее реки Чикой). Большая часть населения области проживает в районах с ПЗА равной 3,5-4,0. Для сравнения можно отметить, что в Благовещенске ПЗА составляет 3,3; в Кирове-2,4; в Чите03,7. Менее 3,0 баллов ПЗА лишь на юге области.
В целом положение таково, что при одинаковых выбросах загрязняющих веществ атмосферу Читинской области формируется уровень загрязнения, вдвое превышающих этот уровень на территории европейской части России.
Практическая работа №1 на тему:
ХРОМАТНЫЙ МЕТОД
Хроматный метод применяется для определения свинца в высоких концентрациях, близких предельно допустимым (ПДК). ПДК свинца в водоемах составляет 0,01 г/л, в воздухе 0,01 мг/м3. Метод может быть использован при определении аэрозолей оксида свинца в воздухе, соединений свинца в воде, почве, растениях.
Цель: определение содержания свинца в почве.
Оборудование: ацетат аммония (3% раствор, подкисленный уксусной кислотой рН 6,5), серная кислота (1:1), хромат калия (1% раствор), дистиллированная, фарфоровый титель, горелка, держатель, штатив с пробирками, пипетки.
Ход выполнения
Собрали пробы, у дороги (№2), во дворе школы (№1), в парке (№3).
Собранные пробы смочили 3 мл серной кислоты (1:1), прокали в тигле.
Остывшую золу обработали в 6 мл раствора ацетата аммония и дали раствору отстоятся.
Осторожно, не взмучивая раствор, отобрали 2 мл в пробирку.
Добавили в пробирку 0,1 мл раствора хромата калия и взболтали.
Рb+CrO Pb(CrO)2
Через 15-20 минут сравнили степень помутнения проб между собой и аналогично обработанной дистиллированной водой.
Сделали вывод о содержании свинца в исследуемых образцах.
Вывод
Так как содержание свинца не поддается подсчеты, мы определяли его количество по степени помутнения раствора. Содержание свинца особенно велико в пробе №2, самое небольшое – в пробе №1.
Практическая работа №2 на тему:
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.
Причины дымления автомобилей:
Причины дымления автомобилей различны: неисправность двигателя, неотлаженность системы питания или зажигания. Если все автомобильные двигатели будут правильно отрегулированы, то выброс вредных веществ в атмосферу уменьшится в 3-5 раз. Нарушение технологической дисциплины, нежелание лишний час покопаться в двигателе приводит к тому, что автомобили неделями, а то и месяцами развозят по улицам ядовитый газ. Плохо накаченные шины не только быстрее изнашиваются, но и увеличивают сопротивление движению, а значит, больше сжигается горючего.
Неумелое поведение водителя за рулём (неправильный выбор скоростей движения, резкие разгоны и торможения, повышения установленной скорости), а также самостоятельная регулировка (увеличение частоты вращения на холостом ходу) и нарушение инструкций окружающей среды, снижая эффективность усилий целях конструкторских конспектов. Поэтому разъяснительная работа среды водителей автомобилей в этом очень важна.
Цель работы: определить отношение водителей к выбору автомобиля и окружающей среде.
Порядок проведения работы:
Предлагаемая работа предназначена для владельцев автомобилей. Перед проведением опроса мы выяснили, сколько примерно автомобилей в городе, какие марки преобладают, каково техническое состояние автомобилей, какие мероприятия проводятся по борьбе с вредными выбросами транспорта.
Метод исследования: анкетирование.
Обработка результатов.
Полученные в ходе опроса данные обобщили. Составили сводную таблицу.
(см. Приложение №3)
Опросив владельцев автомобилей, занеся все их ответы в анкету, мы обобщили данные и составили таблицу, из которой мы можем увидеть, что большинство выбирают автомобиль исходя из его экономичности в эксплуатации, некоторые – из потребностей семьи и лишь меньшинство из-за престижности марки. Несмотря на наличие автомобиля, большинство людей всё же пользуется общественным транспортом, а, пересаживаясь на машину, водят её с умеренной скоростью, не гоняя её в холостом режиме и регулярно проводят профилактику, держа в исправности воздушные и масляные фильтры. Никто из опрошенных в летнее время не моет машину в водоёмах. Участники опроса знают о вреде автомобильных выбросов и некоторые даже испытывают недомогания из-за высокого уровня загазованности в городе. Ответы водителей на вопрос о том, чтобы поменять свой автомобиль на более экологичный разделились: 40% согласны, 30% не согласны и 30% затрудняются ответить.
Вывод: К сожалению, экологическая сторона вопроса не совсем интересует водителей. Среди водителей необходимо проводить разъяснительную работу для того, чтобы увеличить их экологические знания.
Практическая работа № 3 на тему:
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА ГОРОДСКИМ ТРАНСПОРТОМ.
Городской транспорт представляет собой один из основных источников загрязнения воздуха. В выхлопных выбросах автомобилей содержатся оксиды азота (II) NO и (IV) NO2, угарный газ (СО2), углеводороды –СхНУ, сажа – продукты неполного сгорания топлива, сернистый газ (SO2), тяжёлые металлы. Каждый автомобиль выделяет до 4 кг этих веществ за сутки. За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю свою жизнь.
Уровень загрязнения воздуха зависит от ряда причин. Так, дизельные двигатели расходуют на 25% меньше топлива. Чем бензиновые; в дизельном топливе нет соединений свинца; при их работе выделяется многократно меньше угарного газа, но больше сажи и соединений серы. Чем больше расходуется топлива на единицу пробега, тем выше загрязнения: тяжёлые грузовики расходуют его в несколько раз больше, чем легковые автомобили. Состав выхлопных газов зависит также и от того, на сколько отрегулирован двигатель.
Цель: рассчитать уровни загрязнения на городских улицах.
Примерный расчёт количества вредных выбросов автотранспорта.
Ход работы:
Недалеко от школы выбрали три улицы с разной интенсивностью автомобильного транспорта.
На каждой из них определили участок дороги, протяженностью примерно в 100 м.
Подсчитали число единиц автотранспорта, проходящего по участку за 15 минут. Умножив полученное число на 4, мы узнали их численность за час (N).
Рассчитали общий путь (S), пройденный всеми машинами за 1 час: S=N Ч 100
Рассчитали количество топлива, сжигаемого двигателями автомашин (R): R=S Ч К, где К-расход топлива на 1 км пути в литрах, для бензиновых двигателей он примерно составляет 0,1 л, для дизельных – 0,4 л.
Рассчитали количество выделившихся вредных веществ на выбранном нами участке дороги по бензину. Для этого воспользовались такими данными: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км, выделяется 0,6 л. Угарного газа, 0,1 л углеводородов, 0,04 л диоксида азота. При сгорании дизельного топлива вредных выбросов выделяется в 4 (!) раза меньше
Работа
1.За 15 минут нами отмечено на первом участке 42 единицы автотранспорта с бензиновым двигателем. Тогда за час пройдет 168 единиц автотранспорта. Общий путь, пройденный всеми автомобилями:
S=168Ч100м=16800(16,8 км.)
Количество топлива, сжигаемое всеми автомобилями:
R=16,8Ч0, 1 л/км=1,68 л. Рассчитываем суммарное количество газообразных вредных выбросов, выделяемых при сжигании 1,68 л топлива:
(0,6+0,1+0,04)1,68=1,2432 л.
2. За 15 минут нами отмечено на втором участке 22 единице автотранспорта с бензиновым двигателем. Тогда за час пройдёт 88 единиц автотранспорта. Общий путь, пройденный всеми автомобилями:
S=88Ч100м=8800м (8,8 км)
Количество топлива, сжигаемого сжигаемого автомобилями:
R=8,8Ч0, 1л/км=0,88 л. Рассчитаем суммарное количество газообразных вредных выбросов, выделяемых при сжигании 0,88 л топлива:
(0,6+0,1+0,04)0,88=0,6512 л.
3. За 15 минут нами отмечено на третьем участке 42 единицы автотранспорта с бензиновым двигателем. Тогда за час пройдёт 72 единицы автотранспорта. Общий путь, пройденный всеми автомобилями:
S=72Ч100м=7200 (7,2)
Количество топлива, сжигаемое всеми автомобилями:
R=7,2Ч0, 1л/км=0,72 л. Рассчитаем суммарное количество газообразных вредных выбросов, выделяемых при сжигании 0,72 л топлива: (0,6+0,1+0,04)0,72=0,5328 л.
Мы можем сказать, что на первом участке дороги (ул. Ленина) суммарное количество вредных выбросов самое большое (1,2432), ведь она наиболее проезжая или главная среди наблюдаемых нами дорог. Это почти в 1,9 раза больше, чем на втором (0,6512) на ул. Баргузинской, и в 2-3 раза больше, чем на третьем, на ул. Амурская. Суммарное количество вредных выбросов напрямую зависит от количества автомобилей, проезжающих по данному участку дороги.
Предлагаем мероприятия по борьбе с выбросами автотранспорта загрязняющих веществ:
Газ вместо бензина
В последнее десятилетие в нашей стране осуществляются крупные мероприятия по переводу автомобильного транспорта на природный газ. Это позволяет повысить чистоту воздушного бассейна в городах и районах, где работают автомобили, заправленные газом, а также высвободить для нужд народного хозяйства немало жидкого дефицитного топлива. На ближайшие годы намечено значительно расширить производство автомобилей, работающих на сжатом, сжиженном газе.
2) Электромобиль
В интересах защиты окружающей среды считается целесообразным перевод автомобилей на электротягу, особенно в крупных городах. Предлагается использовать существующие типы источников тока с определённым их усовершенствованием, экономически и технически конкурентоспособные с обычными автомобилями. Последующие этапы развития электромобилей связывают с их серийным и массовым производством и постепенным увеличением их доли в автомобильном транспорте. Оценки показывают, что в 2025 году электромобили могут составить 15% от общего числа автомобилей мира.
Практическая работа №4 на тему:
ИЗУЧЕНИЕ ЗАПЫЛЁННОСТИ ВОЗДУХА ЗИМОЙ.
Цель: изучить запылённость воздуха в зимнее время года.
Оборудование: снегомер для взятия проб снега, стеклянные банки по количеству образцов, фильтровальная бумага.
Ход выполнения:
Мы сделали снегомер: взяли лист картона, согнули его по форме квадрата со сторонами 20 или 25 см. У нас получился квадратный ящик без дна.
Взяли пробы снега, вертикально втыкая снегомер в снег до земли в различных местах исследуемой территории: у дороги (№2), во дворе школы (№1), в парке (№3).
Каждую пробу снега растопили и полученную воду слили в отдельную пронумерованную колбу.
Сравнили полученные пробы по цвету: темнее всех – вода из банки №2, а самая светлая из банки №1.
Профильтровали каждую пробку с помощью фильтровальной бумаги.
Взвесили полученный осадок на механических весах (№3 – 48 мг, №2-700 мг, №1 – 30 мг).
Провели расчёт загрязнений на 1 м2 : возле дороги – 11200 мг=11,2, во дворе школы – 480 мг=0,48 г, в парке – 800 мг=0,8 г.
Сделали выводы и представили в виде диаграммы. (см. Приложение №4)
Выводы
Самый грязный снег возле дороги, следовательно, воздух возле дороги самый запылённый. На пришкольном участке снег более чистый, а это говорит о том, что воздух менее запылённый, чем возле дороги, так как эта территория дальше от транспорта.
Таким образом, из всего сказанного следует выделить: Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для неё автотранспорт. Сегодня в мире примерно 600 мл. штук автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5-4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу. При использовании этилированного (с добавками свинца) бензина этот высокотоксичный элемент попадает в выхлопы. «Вклад» автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы составляет сегодня в большинстве регионов России не менее 30%. Автомобили используют кислород атмосферы, для них ежегодно расширяют сеть дорог с твёрдым покрытием, которые густой сетью опутывают планету. Содержание таких дорог требует очень больших затрат энергии.
Чтобы уменьшить пагубное влияние автомобилей на природу, следует:
Уменьшать содержание вредных веществ в выхлопных газах.
Схему работы двигателя нужно изменить так, чтобы рационально использовать более экологически чистое, чем этилированный бензин, горючее. Разработаны специальные добавки (катализаторы), обеспечивающие более полное сгорание топлива и уменьшающие количество ядовитых газов в выхлопах. Экологически чище заправка автомобилей не бензином, а сжиженным газом или спиртом, выхлопы от таких автомобилей менее опасны. В перспективе – использование водорода, получаемого при разложении воды.
Рационально организовать движение транспорта.
Чтобы уменьшить количество выбросов, движение по улицам желательно делать безостановочным, так как особенно много выхлопных газов автомобили выделяют в момент торможения и набора скорости. Особенно высоко содержание выхлопных газов в атмосфере у светофоров и в местах заторов движения. В часы «пик», если у перекрестков образуются пробки автотранспорта, машины выжигают кислород и насыщают атмосферу выхлопными газами. Этого не произойдет, если у перекрестков организовать «зеленую волну», как уже используется на улице Бабушкина, когда скорость автомобилей регулируется так, чтобы их постоянно встречал зеленый свет светофора. Помогают в этом подземные и надземные путепроводы, которые позволяют машинам двигаться со скоростью, при которой выхлопы минимальны (60 км/ч).
Маршруты грузового автотранспорта следует выносить за город на объездные дороги, а в центр города заезжать только по необходимости – для облуживания магазинов, предприятий, перевозки вещей населения и т.д. Можно создать специальные пешеходные зоны, где движение автотранспорта запрещено. В системе городского общественного транспорта будет расти роль троллейбусов меньше загрязняющих среду. В будущем на смену современному автомобилю придет электромобиль.
Использованная литература
Алексеев С.В.,Груздева Н.В. Практикум по экологии- АО «МДС», 1996
Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т.- Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие.-М.: «Новая школа», 1997
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М.:АО МДС, 1996
Понаморева О.Н. Методические рекомбинации к учебнику экологии // Биология в школе: Журнал стр.170
Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: практические занятия для учеников 9-10 классов.-М, : «Новая школа», 1996
Чижевский А.Е. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология- М.: «Издательство АСТ», 2003, стр.266
Экология – Чита, 1997, стр.170.
Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопастности.- Волгоград: Центр экологического обучения 2001.
Приложение №1
Содержание металлов в организме человека
Металл | Химический символ | Содержание % |
Литий Натрий Калий Кальций Магний Железо Марганец Алюминий Цинк | Li Na K Ca Mg Fe Mn АL Zn | 1Ч10 3 Ч10 2,5 Ч10 1,4 Ч10 5 Ч10 1 Ч10 1 Ч10 1 Ч10 1 Ч10 |
Приложение №2
Избирательная токсичность некоторых элементов
Загрязнители | Главные воздействия на здоровье |
кадмий | Острые и хронические респираторные заболевания, почечная дисфункция. |
хром | Рак легких, злокачественные образования, в желудочно-кишечном тракте. |
свинец | Нарушения процессов кроветворения, повреждение печени и почек, воздействие на нервную систему. |
ртуть | Воздействие на нервную систему, почечная недостаточность. |
никель | Рак легких и носа. |
ванадий | Раздражение дыхательных путей, астма, изменения формулы крови. |
Приложение №3
Результаты проведенного анкетирования
№ вопроса № опрошенного | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | А | В | А | Б | А | В | В | А | Б | В |
2 | В | А | В | В | А | В | Б | А | Г | А |
3 | Б | Б | А | В | А | В | В | В | А | Б |
4 | А | А | Б | Б | В | В | Б | А | В | А |
5 | В | А | В | В | А | В | В | А | Б | Б |
6 | Б | Б | В | Б | А | В | В | А | В | В |
7 | Б | Б | А | Б | А | Б | В | А | В | Б |
8 | Б | В | А | Б | А | В | В | А | В | В |
9 | Б | А | А | А | А | Б | В | А | А | А |
10 | В | Б | А | Б | А | Б | В | А | Г | А |
Выбор автомобиля:
А- экономичность в эксплуатации
Б- потребности семьи
В- престижность марки
Г- минимальная цена автомобиля
Приложение №4
Уровень загрязнения снега