I. Введение
Характерной особенностью современного мира является ухудшение экологической обстановки. Экологически чистая окружающая среда является необходимым условием сохранения и укрепления здоровья людей. Подавляющее большинство школ располагается в населённых пунктах. Непременным экологическим требованием к расположению образовательных учреждений является достаточная удалённость от предприятий и дорог - основных источников загрязнения воздуха. Однако на практике это требование не всегда выполняется.
Растения, окружающие человека, поглощают пыль и шум, увлажняют атмосферу, убивают болезнетворные микроорганизмы, способствуют улучшению здоровья людей. Поэтому важную роль в оздоровлении окружающей среды пришкольной территории выполняют зелёные насаждения, представленные деревьями, кустарниками и цветочно-декоративной растительностью.
Актуальность темы: выбранная тема актуальна, так как здоровье человека зависит от нашего отношения к окружающей среде.
Цель проекта: соответствуют ли эколого-валеологические условия пришкольной территории санитарным нормам.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Определить расположение школы на территории села в сравнении с санитарно-гигиеническими требованиями.
Определить на каком расстоянии она находится от автомобильных дорог, предприятий и магазинов.
Рассчитать степень достаточности зелёных насаждений для восстановления кислорода в воздухе пришкольной территории.
Определить величину автотранспортной нагрузки на пришкольную территорию.
Определить видовой состав древесно-кустарниковой растительности пришкольной территории.
Определить степень запыленности территории школы.
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Объект изучения: территория МБОУ «Степновской средней общеобразовательной школы».
Предмет исследования: экологическое состояние и санитарно-гигиеническая роль древесно-кустарниковой растительности.
В начале исследования была выдвинута гипотеза: мы думаем, что пришкольная территория полностью соответствует санитарным нормам.
Сроки проведения исследования: февраль - март 2017 года.
II. Эколого-валеологическая экспертиза условий пришкольной территории
Определение расположение школы на территории села
МБОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа » расположена в центральной части села Степное.
План пришкольной территории
Для определения расположения школы на территории села с помощью рулетки измерили расстояния от здания школы до дороги, жилого дома, магазина и детского сада. Результаты измерений занесли в таблицу №1.
Расстояние от здания школы до объектов
Таблица №1
Дороги |
Жилого дома |
Магазина |
Детского сада |
|||||||
Результат |
СН |
Результат |
СН |
Результат |
СН |
Результат |
СН |
|||
2-8,5 |
25-100 |
6, 25 |
не менее 10 |
700 |
Не менее 50 |
100 |
Не менее 10 |
Вывод. Учитывая санитарные требования к расположению школьного здания в районе относительно дорог, жилых домов и детских садов, можно сказать, что расположение здания МБОУ Степновская СОШ на территории села не по всем показателям соответствует санитарным нормам.
Видовой состав и количество древесно-кустарниковой растительности пришкольной территории
Древесно-кустарниковая растительность пришкольной территории представлена следующими видами.
Таблица №2
№ п/п |
Вид |
Количество особей |
1. |
Берёза повислая (бородавчатая) |
31 |
2. |
Липа сибирская |
33 |
3. |
Ель сибирская |
21 |
4. |
Ясень обыкновенный |
4 |
5. |
Дуб |
3 |
6. |
Рябина |
3 |
7. |
Мелкоплодные яблони |
65 |
8 |
Вяз гладкий |
4 |
9. |
Клен ясенелистный |
3 |
10. |
Ирга ламарка |
2 |
11. |
Кизильник вечнозелёный |
121 |
12. |
Тамарикс |
5 |
13. |
Снежноягодник белый |
9 |
14. |
Сирень |
4 |
15. |
Войлочная вишня |
3 |
ИТОГО: |
311 |
Изучая эколого-валеологическую роль растительности, определили, достаточно ли деревьев на пришкольной территории для удовлетворения потребности в кислороде людей, обучающихся и работающих в школе. Для этого выполнили последовательность действий:
Узнали количество людей, обучающихся и работающих в школе.
Рассчитали количество деревьев, необходимое для обеспечения кислородом людей в школе, зная, что одно дерево средней величины за сутки восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек.
Рассчитали обеспеченность людей в школе кислородом по формуле: Oк = Кд2*100%/Кд1 (если Кд1=Кд2 или Кд2>Кд1, то Oк = 100%), где Ок – обеспеченность людей в школе кислородом; Кд1 – количество деревьев, необходимое для обеспечения кислородом людей в школе; Кд2 – количество деревьев на территории школы.
Расчёт: Ок. = 311*100%/62 = 100%.
Полученные расчёты занесли в таблицу № 3.
Данные об обеспеченности кислородом людей в школе
Таблица № 3
Количество людей в школе |
Количество деревьев, необходимое для обеспечения кислородом людей в школе (Кд1) |
Количество взрослых деревьев на пришкольной территории (Кд2) |
Обеспеченность людей в школе кислородом (Oк) |
188 |
62 |
311 |
100% |
Вывод. Результаты расчётов позволяют сказать, что древесные насаждения территории школы на 100% обеспечивают людей в школе кислородом, необходимым для дыхания, т.е. древесных насаждений для выполнения эколого-валеологической роли по восстановлению кислорода в воздухе достаточно.
Определение запыленности территории школы
Для определения пылевого загрязнения разных участков территории школы изготовили и укрепили на высоте 1,5 м от земли липкие «пылеловушки», через 1 час собрали их и подсчитали количество пылевых частиц, осевших на липкие участки. Результаты подсчётов занесли в таблицу №5 и отразили в диаграмме №2.
Таблица №4
№ п/п |
Участок территории школы |
Количество пылевых частиц |
||
Абсолютное |
% |
|||
1. |
Проезжая часть перед зданием |
27 |
52 |
|
2. |
Крыльцо здания |
5 |
10 |
|
3. |
Площадь за зданием |
11 |
21 |
|
4. |
Внутри территория школы |
9 |
17 |
|
ИТОГО: |
52 |
100 |
Диаграмма №2
Вывод. По данным таблицы №4 и диаграммы №1 можно сказать, что наиболее загрязнёнными пылью участками территории школы являются проезжая часть перед зданием и площадь за зданием. Это объясняется отсутствием на данных участках зелёных насаждений, листва которых улавливает и задерживает пыль. Соответственно, наименьшее количество пыли наблюдается на территориях с зелёными насаждениями – внутри территории школы и у крыльца здания.
Результаты определения запыленности пришкольной территории подтвердили роль древесно-кустарниковой растительности в оздоровлении воздуха окружающей среды.
Определение величины автотранспортной нагрузки на пришкольную территорию
По санитарным требованиям интенсивность в жилой зоне должна составлять не более 200 автомобилей в час.
Таблица№5
Виды автомобилей |
Количество |
Легковой |
2 |
Грузовой |
17 |
Микроавтобус |
3 |
Внедорожник |
1 |
итого |
23 |
Вывод: В результате проведения эксперимента за час было зафиксировано 23 автомобиля. Учитывая полученные данные, можно сказать, что величина автотранспортной нагрузки на пришкольной территории МБОУ Степновская СОШ соответствует санитарным нормам.
Заключение
В феврале, марте 2017 года проведено исследование эколого-валеологических условий территории МБОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа», расположенной в центре села «Степное». В ходе исследования получены следующие результаты:
расположение здания МБОУ Степновской СОШ на территории села не по всем показателям соответствует санитарным нормам;
древесно-кустарниковая растительность пришкольной территории представлена 15 видами растений, что предоставляет возможность для удовлетворения потребности в кислороде людей, обучающихся и работающих в школе (обеспеченность кислородом составляет 100 %);
наиболее загрязнёнными пылью являются участки пришкольной территории, лишённые зелёных насаждений – проезжая часть перед зданием и площадь за зданием школы.
величина автотранспортной нагрузки на пришкольной территории соответствует санитарным нормам.
На основании результатов исследования, было, выявлено нарушение санитарных норм расположения пришкольной территории по отношению к проезжей части, а также неблагополучие экологического состояния пришкольной территории с центральной стороны и за зданием школы. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза не по всем показателям подтвердилась.
С целью улучшения экологического состояния и нарушения санитарных норм провели следующие мероприятия:
обратились к главе администрации Степновского сельского совета с просьбой установить соответствующие знаки на проезжей части у территории школы.
для оздоровления окружающей среды увеличить количество древесных насаждений на территории школы, обладающие защитными свойствами;
изготовили информационный плакат и провели акции по распространению информации об экологическом состоянии пришкольной территории.
Таким образом, изучение эколого-валелогических условий пришкольной территории позволяют проводить мероприятия, уменьшающие отрицательные последствия антропогенной нагрузки села на исследуемую территорию.
Список литературы
Голуб, Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики [Текст] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова // Школьные технологии. – 2005. – № 1. – С. 181-188; 2005. – № 2. – С. 189-195.
Голубев, И. Р. Окружающая среда и её охрана [Текст]: Кн. для учителя / И. Р. Голубев, Ю. В. Новиков. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.
Козлова, Н. А. Изучаем экологию своего микрорайона [Текст] / Н. А. Козлова // Биология в школе. – 2003. - №4. – С. 70-72.
Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников [Текст]: книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 112 с. – (Библиотека учителя). – ISBN 5-9252-0214-7.
Новиков, В. С. Школьный атлас-определитель высших растений [Текст]: Кн. для учащихся / В. С. Новиков. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.
Экологический мониторинг [Текст]: учебно-методическое пособие / под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Академический Проект, 2006. – 416 с. – («Gaudeamus»). – ISBN 5-8291-0708-2 (Академический Проект); ISBN 5902844-14-2 (Константа).