Введение.
Я родился и живу в деревне Кипень, постоянно наблюдаю за погодой и заметил, что погода меняется каждый день. (Фото 1)
Фото 1
Погода – это изменения в атмосфере с данное время в данном месте. Погода испытывает непрерывные изменения, которые могут быть очень ощутимы не только от одного дня к другому, но и на протяжении даже нескольких минут. Погоду можно описать давлением, температурой и влажностью воздуха, силой и направлением ветра, облачностью, атмосферными осадками, дальностью видимости, атмосферными явлениями (туманами, метелями, грозами) и другими метеорологическими элементами. [3]
Мы с моим руководителем решили провести маленькое исследование по наблюдению за погодой и выяснить: как погода влияет на здоровье и самочувствие человека.
Мы выдвинули гипотезу: погода влияет на здоровье и самочувствие человека. Чтобы доказать данную гипотезу мы поставили перед собой цель и задачи.
Цель: установить, как погода влияет на самочувствие учащихся нашей школы.
Задачи:
Провести наблюдения за погодой и оформить дневник погоды.
Научиться измерять температуру с помощью термометра.
Провести анкетирование учащихся 1 классов школы и сделать выводы о влиянии погоды на здоровье людей.
Изучить литературу и дать советы ребятам, сильно подверженным влиянию погодных условий.
Исследуем.
Провести наблюдение за погодой мы решили с помощью создания дневника погоды, и используя 3 параметра: облачность, осадки и температуру воздуха. Для этого необходимо научится измерять и наблюдать.
2.1 Наблюдение за облачностью и осадками.
Облачностью принято называть массу облаков, которые находятся над поверхностью определенного участка нашей планеты в текущее время или находились там в определенный момент времени. Она является одним из основных погодных и климатических факторов, который препятствует как слишком сильному нагреву, так и охлаждению поверхности нашей планеты.
Облачность рассеивает солнечное излучение, препятствуя перегреву грунта, но в то же время и отражает собственное тепловое излучение поверхности Земли. Фактически роль облачности аналогична роли одеяла, сохраняющего температуру нашего тела стабильной во время сна.
Количество облаков на небе в разные дни и даже в течение одного дня может изменяться от полного их отсутствия до плотно обложенного непроницаемой облачностью небосклона. [4] Мы в своих наблюдениях решили использовать обозначения:
ЯСНО – нет облаков;
ПАСМУРНО – полностью обложенный небосвод облаками;
ПЕРЕМЕННАЯ ОБЛАЧНОСТЬ – кратковременное появление солнца из-за облаков.
Как мы помним, именно нижние облака стали источником атмосферных осадков. Мы в своих наблюдениях решили фиксировать атмосферные осадки СНЕГ и ДОЖДЬ, а так же атмосферные явления ГРОЗА и ТУМАН. В своем дневнике погоды мы использовали условные обозначения. ( Рис 1)
Рис.1
Мы начали наблюдения за погодой 4 сентября и закончили 26 марта. Период наблюдения занял 204 дня. За это время мы наблюдали атмосферные осадки в виде дождя - 34 дня, снег – 39 дней. Облачность:
ясно – 13 дней;
переменная облачность – 40 дней;
пасмурно – 151 день.
2.2 Наблюдение за температурой воздуха.
Температура воздуха - это важнейший показатель погоды. Она меняется с высотой, в зависимости от района Земли, времени года и времени суток. В тропосфере температура понижается на 6 ° при удалении от земной поверхности на 1 км. [5] Температуру воздуха измеряют с помощью термо- метра. (Рис.2)
Рис.2
Примеры страниц дневника погоды. (Фото 2, 3, 4)
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Мы составили график температуры за весь период наблюдений. (Рис. 3) Самая низкая температура 5, 6 и 7 января: - 18 градусов. Самая высокая температура 7 и 11 сентября: + 19 градусов. Были резкие похолодания и потепления.
Рис.3
2.3 Изучение влияния погоды на здоровье и самочувствие человека.
Гиппократ - знаменитый древнегреческий целитель и врач. Вошёл в историю как «отец медицины». Родился примерно 460 лет до нашей эры.
Гиппократ является исторической личностью. (Рис. 4)
Рис.4
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Гиппократ в своих «Афоризмах» писал, что организмы людей ведут себя различно в отношении времени года: одни расположены ближе к лету, другие - к зиме, и болезни протекают различно (хорошо или плохо) в различные времена года, в разных странах и условиях жизни. [6] Чтобы в этом убедиться мы составили опросник и провели опрос у обучающихся 1 классов.
а. Опрос учеников 1 классов.
Чувствуешь ли ты себя плохо, когда сильно жарко или холодно?
Да
Нет
Влияет ли погода на твое настроение?
1) Да
2) Не знаю
3) Нет
Влияет ли погода на твою успеваемость в учебе?
1) Да
2) Не знаю
3) Нет
Влияет ли погода на Ваше здоровье?
1) Да
2) Не знаю
3) Нет
б. Результаты опроса. (Диаграмма 1, 2, 3, 4)
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Всего было протестировано 56 учащихся из 1 -х классов. Ребята с удовольствием отвечали на вопросы и с нетерпением ожидали представления завершенного проекта. (Фото 5)
Фото 5
2.4 Вывод.
Проанализировав полученные данные, мы делаем вывод, что изменение погоды неодинаково влияет на здоровье и самочувствие человека.
Гипотеза доказана.
3. Советы людям, подверженным влиянию погоды.
Школьная медицинская сестра, Ирина Геннадьевна, рассказала мне о рецептах улучшения здоровья при изменении погоды. (Фото 6)
Фото 6
Вот они:
- спать не менее 10 часов;
- делать утреннюю гимнастику;
- не есть жирные, жареные, острые блюда, сладости и мучных изделия; - есть кисломолочные продукты, рыбу, овощи и фрукты;
- укреплять иммунитет. Очень хорошо помогает «Метеочай» из плодов боярышника, шиповника, мяты, ромашки;
- не переохлаждаться. Переохлаждение - частая причина простудных заболеваний. Холод пронизывает нас, начиная с пальцев ног, особенно если они влажные. Обувь должна быть закрытой и непромокаемой;
- не перегреваться. Одежда должна быть по погоде.
4. Заключение.
В ходе проекта мы рассмотрели только несколько параметров погоды, влияющих на здоровье и самочувствие человека. Чтобы дать более точную оценку влияния погоды на здоровье человека, надо учесть такие факторы как изменение атмосферного давления, ветер, влажность воздуха, но, это тема следующего проекта. Напоследок хочется сказать: берегите здоровье!
5. Список литературы и интернет - ресурсов.
А. А. Плешаков: Окружающий мир.
1 класс. Учебник. В 2-х частях.
2) О. Д. Ушакова: Загадки и пословицы о природе и
погоде: Справочник школьника.
3) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B3%D0
%BE%D0%B4%D0%B0 – погода.
4) http://www.vseznaika.org/priroda/chto-takoe-oblachnost-i-ot
-chego-ona-zavisit/ - облачность.
5) http://worldofscience.ru/geografija-mira/8198-chto-takoe-
temperatura-vozdukha.html – температура воздуха.
6) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%
D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82 –Гиппократ
7) http://narod-medicina.ru/vliyanie-pogody-na-zdorove-cheloveka.html – советы
людям, подверженным влиянию погоды.
8) http://www.metapower.tv/school/blog/ArticleID/1629- советы для
сохранения здоровья
9) http://to-name.ru/biography/gippokrat.htm - биография Гиппократа.
10) http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%
B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%
D0%BE%D0%B4%D1%8B.html – явления природы.
11) http://mamamozhetvse.ru/stixi-o-zdorove-dlya-detej.html