МАЯТНИКОВАЯ МИГРАЦИЯ МКОУ "СОШ №16"

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МАЯТНИКОВАЯ МИГРАЦИЯ МКОУ "СОШ №16"

Черкашин А.А. 1
1МКОУ "СОШ №16" ИМРСК
Черкашина С.А. 1
1МКОУ "СОШ №16" ИМРСК
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Миграция населения является важной составляющей социально-экономического развития общества. Составной частью миграционных процессов выступает маятниковая миграция. Она является разновидностью циркуляционных миграций, главной ее особенностью выступает временный и периодический характер передвижений без смены места жительства.

Средняя школа №16 выступает важным полигоном для изучения маятниковой миграции, поскольку п.Солнечнодольск находится по соседству с двумя населенными пунктами, Х. Родионов и станица Новотроицкая, все это создает здесь хорошие предпосылки для развития маятниковой миграции обучающихся.

Объектом исследования является миграция населения, как важная составляющая социально-экономического развития общества.

Предметом исследования выступает маятниковая миграция в МКОУ «СОШ №16»

Актуальность работы определяет её цель выявление пространственных особенностей маятниковой миграции в МКОУ «СОШ №16»

Поставленная цель требует решение следующих задач:

  1. Определить предпосылки развития маятниковой миграции в МКОУ «СОШ №16»

  2. определить особенности маятниковой миграции учащихся МКОУ «СОШ №16»

Информационной базой для выполнения работы послужили статистические, литературные материалы, данные текущего статистического учета.

Методической основой исследования послужили статистический, описательный, социологического опроса, картографический, фотографический и сравнительно-географический методы.

  1. Теоретические основы маятниковой миграции населения

Вначале определим «природу» возникновения термина – миграция населения. Этот термин произошел от латинского слова migration – переселение. Как и многие другие понятия, оно вошло в английский (migration), французский (migration), немецкий (migration), испанский (migratio) и русский (миграция) языки.

В отношении содержания термина миграция не существует единого мнения. Одни относят к миграции (в широком смысле) «любое перемещение людей по территории», другие отмечают, что «не всякое перемещение людей можно считать миграцией, надо, чтобы оно было связано с переменой места жительства». Есть соображение, заставляющее считать миграцию наиболее широким понятием, общим для всех перемещений людей по территории. Именно так трактуется это понятие применительно к животным в биологии и биогеографии. В то же время существует правило, согласно которому один и тот же термин в различных науках должен обозначать сходные по содержанию и объемы понятия (Алаев, 1983).

Далее можно выделить такие ее виды, как постоянная миграция, цикличная и эпизодическая.

  1.  
    1. Маятниковая миграция: состояние изученности,

понятийно-терминологический аппарат .

Итак, цикличная миграция (по Зайончковской Ж.А. - циркулярная) это перемещение людей, когда каждый цикл связан с возвращением к прежнему месту проживания, почему ее иногда называют возвратной; Ежедневные передвижения называют челночной (маятниковой) миграцией что касается более длительных циклов (недельный, месячный, сезонный, годовой), то для этих случаев больше подходит термин периодическая миграция. Эпизодическая миграция обозначает прочие передвижения людей (в том числе командировки, экспедиции, рекреационные поездки) (Алаев, 1983).

Таким образом, маятниковая миграция выделяется в соответствии с временным критерием, по причине возвратного характера.

Состояние проблемы исследования. В последние годы наблюдается рост научных интересов к миграционной тематике. Рассматриваются: сезонная; маятниковая; внешняя; межпоселенная; внутрироссийская межтерриториальная миграции, миграции между РФ и странами ближнего зарубежья; вынужденная миграция; миграционная ситуации в отдельных административно-территориальных единицах России и в бывших союзных республиках. По маятниковой миграции в нашей стране проведено значительное количество исследований. Маятниковую миграцию исследовали такие ученые, как , А.В. Баркова, Г.М .Лаппо, Б.С. Хорев и другие. В монографии Таборисской "Маятниковая миграция - это движение трудоспособного населения из одного населенного пункта в другие, и эти поездки носят ежедневный характер. Движения могут совершаться как на работу, так и на учебу".

  1. Основная часть.

2.1 Методика исследования маятниковой миграции.

Маятниковая миграция представляет собой сложный и многогранный социально-экономический процесс. Объектом данного исследования являются учащиеся МКОУ «СОШ №16». Материалом исследования и обработка данных маятниковой миграции представляет собой сбор, систематизацию, обобщение и анализ большого объема разносторонней информации с помощью различных методов.

Одним из основных источников сведений об этом процессе являются статистические данные, позволяющие исследовать количественную сторону маятниковой миграции: ее размеры, интенсивность.

Методами изучения маятниковой миграции являются, прежде всего, методы статистического анализа. К ним следует отнести методы группировок, обобщающих показателей, относительных и средних величин, анализ динамических рядов, регрессивный корреляционный анализ взаимосвязей. Методы статистического анализа могут быть использованы самостоятельно, а также в комбинации с другими методами, например – географическими (Елисеева, Юзбашев, 2000).

Маятниковые поездки « ... являются лишь особой формой расселения, при которой место приложения «труда пространственно отделено от места сна, отдыха, общения данного лица с семьей и другое; это не миграции, а, скорее всего образ жизни, предполагающий повседневные загородные поездки» - утверждает В.В. Покшишевский (Покшишевский,1973). Носителями связей (энергией, веществом, информацией) сюда же будут отнесены возвратные передвижения людей (Алаев, 1977).

2.2 Региональные особенности маятниковой миграции.

На масштабы маятниковой миграции существенное влияние оказывает и положение центров трудового (учебного) тяготения. В большинстве случаев ими являются опорные центры различного иерархического уровня – города краевого подчинения, районные центры, центры администраций и т.д. Значительную роль в развитии учебных связей играют транспортные магистрали. Ежедневные поездки на учебу, совершают, в основном дети близлежайших населенных пунктов - х. Родионов и ст. Новотроицкая Это определило основной источник статистической информации о маятниковой миграции учащихся МКОУ «СОШ №16». Необходимая информация нами была получена путем полевых социально-демографических обследований, анкетирование. Для этого была разработана специальная анкета.

В исследуемом районе ежедневные поездки на учебу, совершают, не только дети. Но и родители. Это определило основной источник статистической информации о маятниковой миграции учащихся.

Для основного исследования маятниковых мигрантов была разработана специальная анкета. В ней использовались стандартные вопросы, и респонденты должны отмечать только предложенные варианты, то есть у них не было возможности написать своими словами (приложение 1).

Всего в МКОУ «СОШ №16» обучается 536 учащихся. Из них участвовали в анкетировании 60 учащийся, которые являются маятниковыми мигрантами.

Опрос проводился в учебном заведении, где обучаются дети. Анкетировались учащиеся, совершающие поездки на учебу.

Опрос проводился в форме демоскопического интервью, или иначе, интервью по заранее разработанной анкете. Демоскопическое интервью - это стандартизированный опрос людей, отобранных по статистическим принципам. (Ноэль, 1978).

Такая форма, на наш взгляд, обеспечивает наибольшую надежность и достоверность ответов, кроме того, она требует меньшего объема выборки, так как все листы подлежат обработке.

В своей структуре анкета состояла из 6 вопросов. Практически все вопросы были поставлены в закрытой форме. Целью вопросов было получение информации о причинах, продолжительности маятниковых миграций, а также о перспективах их развития.

2.3 Особенности маятниковой миграции.

Информационной базой раздела послужил анализ баз данных учащихся по классам, а также результаты выборочного социологического опроса маятниковых мигрантов (учащихся школы).

География маятниковой миграции учащихся школы с близ лежайших населенных пунктов велика. Ежедневно совершаются поездки за пределы своего места жительства в другой. Для нас эта работа примечательна тем, что в ней впервые рассматривались маятниковые миграции в МКОУ «СОШ №16». Основным результатом этого исследования стали следующие выводы:

Большая часть маятниковых мигрантов приходится на ст. Новотроицкую – 41 учащихся. На х. Родионов- 17 учащихся и на Пионерный – 2 человека. (Табл.1)

Таблица 1

География маятниковых мигрантов учащихся МКОУ «СОШ №16» ИМРКС

Классы

Населенные пункты

Новотроицкая

Родионов

Пионерный

чел

%

чел

%

чел

%

1

1-е

4

7

2

3

-

-

2

2-е

4

7

1

2

-

-

3

3-е

6

10

4

7

-

-

4

4-е

2

3

1

2

-

-

5

5-е

4

7

-

-

-

-

6

6-е

2

3

1

2

-

-

7

7-е

5

8

1

2

-

-

8

8-е

5

8

-

-

-

-

9

9-е

5

8

3

5

1

2

10

10-е

2

3

4

7

1

2

11

11-е

1

2

-

-

-

-

Итого

11

41

66

17

30

2

4

Исходя от расстояния между населёнными пунктами, учащиеся затрачивают разное количество времени, в основном от 15 до 45 минут. Таким образом, все маятниковые мигранты – 100 % проживает в зоне 30-минутной транспортной доступности. Анализ анкеты показал, что населенный пункт, х. Родионов, в котором проживают ученики, принадлежит к Новоалександровскому району Ставропольского края, но близко расположенных школ там нет. Поэтому для получения знаний была выбрана школа находящаяся близко к месту проживания.

От миграционного процесса населения п. Солнечнодольска, зависит, и как долго посещают ученики данную школу. (табл.2)

Таблица 2

- менее года

от 1 до 3 лет

от 3 до 5 лет

более 5 лет

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

1

7

12

6

10

13

22

34

56

Анализируя данные таблицы видно, что больше всего учащихся по количеству лет приходится на более 5 лет и составляет 34 человека – это 56 %. Меньше всего приходится на временной отрезок от 1 года до 3 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на большое количество публикаций, до сих пор, не разработаны общая теория этого процесса и методы его количественного измерения и анализа. В последнее время эта тематика заметно сдала свои позиции и отошла назад. Фактически последнее опубликованное крупное исследование по теоретическим вопросам маятниковой миграции относится к 1979 году (монографии И.М.Таборисской «Маятниковая миграция населения: теория, методология, практика»).

Проведенный анализ позволил подтвердить выявленную П.П. Туруном (1998) закономерность о том, что с ростом численности населенного пункта и усложнением его функциональной структуры растет и удаленность маятниковых поездок.

Распределение маятниковых мигрантов по зонам транспортной доступности свидетельствует о значительных различиях: в зоне 30-минутной транспортной доступности наблюдается подавляющее число маятниковых мигрантов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агеев Ю.А. Анализ интенсивности трудовой маятниковой миграции в Московской агломерации. – Алма-Ата, 1985. – С.91-93.

  2. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология. – М., 1977. – 127с.

  3. Белозеров В.С. Маятниковая миграция сельского населения в курортном районе //Социальное развитие села: прошлое, настоящее, будущее: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск, 1990. - С. 145-146.

  4. Белозеров В.С., Белозерова Л.П., Гридина Е.В., Щитова Н.А. и др. Маятниковая миграция городского и сельского населения в системе поселений Ставропольского внутрикраевого района: Отчет по научно-исследовательской теме № 125. – Ставрополь, 1987. – С.78-80.

  5. Белозерова Л.П. Влияние маятниковой миграции на трудовые ресурсы городов – районных центров// Социальное развитие села: прошлое, настоящее, будущее: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск, 1990.

  6. Белозерова Л.П. Миграционные связи малых городов – опорных центров// проблемы территориальной организации производства и расселений в урбанизированных районах. – Свердловск, 1990. – С. 103-108.

7. Калмык В. Социальная обусловленность маятниковой миграции сельского населения. – М., 1981

8. Ставропольский край и его регионы//Статистический сборник, Ставропольский краевой комитет государственной статистики. – Ставрополь, 2002. – 320с.

9.Таборисская И.М. Маятниковая миграция населения: теория, методология, практика. – М., 1979.

10.Турун П.П. Маятниковая миграция населения в сельской местности Ставропольского края//Материалы международной научной конференции «Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона». – Ставрополь, 1998. - С.139-141.

Приложение 1

Анкета – интервью маятникового мигранта

  1. Укажите Ваше место жительства ……………………....................

2. Как долго Вы посещаете школу за пределами своего населенного пункта?

- менее года

- от 1 до 3 лет

- от 3 до 5 лет

- более 5 лет

3. Почему Вы учитесь в другом населенном пункте? ……………..

4. Сколько времени Вы тратите на поездку?

- от 15 до 45 мин.

- от 45 до 1 часа

- от 1 до 2 часов

5 . Предполагаете ли Вы в ближайшее время найти учебное заведение поближе к дому?

- да

- нет

- не знаю

Приложение 2

Интервьюирование маятниковых мигрантов МКОУ «СОШ №16» ИМРСК

Обработка данных анкеты маятниковых мигрантов МКОУ «СОШ №16» ИМРСК

Обработка данных анкеты маятниковых мигрантов МКОУ «СОШ №16» ИМРСК

Просмотров работы: 321