Введение
Сегодня, в эпоху научно – технического прогресса, возрастает пристальное внимание практического использования большой водной акватории под названием «Арктика», как дополнительного источника природных и биологических ресурсов. Многие государства – Россия, США, Канада, Норвегия, Швеция, Дания, Китай, (который даже не имеет прямого выхода к Северному Ледовитому океану), претендуют на часть арктической территории. Большая часть Северного Ледовитого океана омывает берега России. Приходится научно доказывать, что эта часть земли является продолжением суши территории России. Большое количество полярных экспедиций делали заборы и исследования проб грунта с подводных хребтов Побережья Карского моря и моря Лаптевых, с тем, чтобы доказать принадлежность их России. С 1993 года полуостров Таймыр является Большим Арктическим заповедником. Архангельская область, включая северную часть архипелага Новая Земля, указом президента России В.В. Путина от 15 июня 2009 года объявлена национальным парком «Русская Арктика». Использование единственного в мире Северного Морского пути даёт возможность перевозить различные виды грузов, тем самым укрепляя геополитическое положение России. В 2016 году был превышен максимальный исторический показатель объёма грузоперевозок по Северному Морскому пути, он составил более 6,45 млн тонн.
Наш великий учёный и земляк М.В. Ломоносов - основатель гипотезы о том, что из Архангельска имеется путь до Берингова пролива и далее в Тихий океан. В своих трудах он предвидел открытие Северного Морского пути, который уже тогда давал возможности расширения зоны промыслов архангельских поморов на восток до самой Чукотки. По всему арктическому побережью велось строительство зимовий. Михаил Васильевич писал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Присвоение имени М.В. Ломоносова географическим объектам в Арктике обусловлено признанием его заслуг в изучении этой труднодоступной области Земли. [13]
Цельисследования: анализ трудов М.В.Ломоносова, изучение Северного Морского пути, и геополитических интересов России в арктической акватории.
Задачи исследования:
1. Определить роль учёного в открытии и составлении карты Северного Морского пути.
2. Исследовать современную практическую направленность Северного Морского пути.
3. Встретиться с участником арктических экспедиций журналистом О. Б. Химанычем.
Предмет исследования: Северный Морской путь и труды М.В. Ломоносова.
Объект исследования: Арктика
Методы исследования: анализ письменных и иллюстративных источников, картография, источниковедческий анализ, интервьюирование.
Практическая ценность исследования: использование на уроках истории, географии, на классных часах, на занятиях дополнительным образованием.
Актуальность: Труды М.В. Ломоносова будут востребованы всегда, так как развитие многих отраслей науки и техники стоит на фундаменте его открытий.
В современном мире Арктика является важнейшим геополитическим объектом, в освоении которого заинтересованы народы многих стран, что подтвердил прошедший в Архангельске в апреле 2017 года Международный форум «Арктика- территория диалога». О важности освоения Арктики говорил на этом форуме президент России В. В. Путин.
Многие писатели, журналисты, исследователи и путешественники писали об этом суровом крае. В книге «М. В. Ломоносов и Арктика. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 300-летию со дня рождения великого российского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765г.)» нас заинтересовала статья «О приготовлении к плаванию Сибирским океаном». В ней даются рекомендации Михаила Васильевича для мореплавателей при путешествии Северным Морским путём.
В замечательной книге Н.А. Бендера «Имена русских людей на карте мира», мы узнали, какие инструкции давал М.В. Ломоносов на прохождение полярной экспедиции В. Я. Чичагова.
Глава 1
Труды Ломоносова, способствующие открытию Северного Морского пути
«Рассматривая весь шар земной, не без удивления видим в море и на суше взаимосоответствующие положения».
М.В. Ломоносов
Что именно М.В. Ломоносов явился пионером Североведения – не случайность. Гениально одарённый ученый, обладавший ясным практическим умом, М.В. Ломоносов (Приложение №1) был уроженцем Русского Севера. Родина М.В. Ломоносова дала много выдающихся полярных мореходов. В юности М.В. Ломоносов ходил на зверобойных судах по Белому морю и часто слышал рассказы поморов о походах на Новую Землю и зимовках на этом арктическом острове. Слыхал он и передававшиеся из поколения в поколение рассказы о смелых плаваниях поморов через Карское море в Мангазею, стоявшую на реке Таз, и о бесчисленных плаваниях казаков и торговых людей, большей частью выходцев из Архангельского края. В описаниях и чертежах русских мореплавателей нашлось много географического материала, который представлял большую ценность для науки. В то время многие участки земли были не изучены, а без этих открытий нельзя было составить подробную карту мира. Атлас, задуманный М.В. Ломоносовым, был создан спустя 27 лет после его смерти.
В 1755году М.В. Ломоносов, обобщив опыт плавания в Арктике, впервые в истории научно обосновал и доказал возможность плавания Северным Морским путём из Атлантического океана в Тихий (письмо о «О северном ходу в Ост-индию сибирским океаном»). [5]( Приложение 5)
8 апреля 1758 года М.В. Ломоносова поставили во главе Географического департамента Петербуржской Академии наук.
С первых лет работы в Петербургской Академии М.В. Ломоносов проявлял большой интерес к вопросу о возможности северо - восточного прохода из Европы в Тихий океан. Учёный прекрасно понимал огромное экономическое, политическое и оборонное значение, которое мог бы иметь для России Северный Морской путь, и то, что никто кроме русских, имевших многовековой опыт полярных плаваний, не сможет решить эту задачу.[7]
Для мореходов Михаил Васильевич составил инструкцию, согласно которой экспедиция, достигнув островов Шпицбергена, должна была направиться к Берингову проливу и в северную часть Тихого океана. Эта же инструкция предписывала производить метеорологические, магнитные и астрономические наблюдения, измерять глубину, наблюдать течения. Это была первая русская научная экспедиция в полярный арктический бассейн. 9 мая 1765 года экспедиция под командованием В. Я. Чичагова на трёх судах вышла из Кольского залива, дошла до островов Шпицбергена и, обогнув их с западной стороны, достигла 80°26,с.ш. Далее путь был преграждён сплошными льдами. В скором времени В.Я. Чичагов организует вторую экспедицию и снова пробует покорить Арктику. В тяжёлых ледовых условиях мореплаватели достигли 80°30,с.ш. Экспедиция вернулась обратно. [1]
М.В. Ломоносов писал, что: «…российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигает до главных поселений европейских в Азии и в Америке…»
Особую актуальность этот вывод обрёл в XX веке, когда заработал Северный Морской путь, а освоение Арктики шло в русле рекомендаций Михаила Васильевича Ломоносова. А настоящими воротами в арктическое пространство стала малая родина М.В. Ломоносова - архангельское Поморье.
К самой идее Северного Морского пути М.В. Ломоносов пришёл в связи со своими отроческими плаваниями и наблюдениями. Изучения прошлых опытов его плаваний оказалось недостаточно для определения лучшего Морского пути к востоку. Учёный обратился к анализу природных условий теоретически, и с помощью физических опытов. Результатами этих исследований явились статьи М.В. Ломоносова, посвященные образованию морских льдов, причинами северных сияний, способами определения долготы в море. Затем эти исследования были использованы для большого географического труда «Краткое описание разных путешествий по северным морям», выпушенного в 1763 году. [9].
Развитие производительных сил на территории России требовало знания экономического состояния отдельных районов, их природных условий и ресурсов. Ломоносов подробно описал весь путь через Сибирский океан из Арктики в Тихий океан. Именно эта работа великого ученого была положена в основу планов многих экспедиций, которые шли под руководством небезызвестных мореплавателей. Этим экспедициям не удалось достигнуть цели, но начало было положено.
Глава 2
Северный Морской путь на современном этапе.
Северный Морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана через Баренцево море, Карское, море Лаптевых, Восточно – Сибирское море, Чукотское, и частично Берингово море. Он ограничен западными входами в Новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке - в Беринговом проливе. Длина Северного Морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5600 км. Северный Морской путь обслуживает порты Арктики и порты крупных рек Сибири. (Приложение №2)
Организационно Северный Морской путь делится на:
Западный сектор Арктики — от Мурманска до Дудинки, обслуживается ледоколами Росатомфлота.
Восточный сектор Арктики — от Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.
Основными портами Северного Морского пути являются:
Дудинка;
Диксон;
Игарка;
Певек;
Тикси;
бухта Провидения;
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2013 года № 358-р на основании пункта 3 статьи 5.1 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» для осуществления организации плавания судов в акватории Северного Морского пути было создано Федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного Морского пути».
Администрация Северного Морского пути выполняет следующие действия:
Прием заявлений о получении разрешения на плавание судов в акватории Северного Морского пути, рассмотрение таких заявлений и выдача разрешений на плавание судов в акватории Северного Морского пути
Выдача удостоверений лицам, осуществляющим ледовую лоцманскую проводку, о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного Морского пути;
Мониторинг гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в акватории Северного Морского пути;
Согласование установки средств навигационного оборудования и районов проведения гидрографических работ в акватории Северного Морского пути;
Содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории Северного Морского пути;
Получение от организаций и учреждений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды гидрометеорологического прогноза и ледового анализа по акватории Северного Морского пути.
Северный Морской путь — это не только путь, созданный для перевозки коммерческих грузов, но он также имел большое значение для снабжения разных участков Сибири, да и всей страны в целом, во время Великой Отечественной войны. В те годы Северная Морская магистраль была чрезвычайно важна для Советского Севера. По этому пути в годы войны под защитой военных судов Северного флота было перевезено более 4 миллионов военных, продуктовых и промышленных грузов.[14]
Глава 3
Взгляд со стороны. Беседа с Олегом Борисовичем Химанычем.
В ноябре 2016 года мне довелось встретиться с северодвинским писателем, неоднократным участником арктических экспедиций с 1983 года по 1991 год. У Олега Борисовича есть цикл книг об Арктике. В одной из книг он цитирует Виктора Викторовича Конецкого: «Север- главный фасад нашей страны: не западные границы и не восточные, тем паче - не южные, а именно - берега и шельф Ледовитого океана, и для России важнее важного это осознать».
Вопрос: Я задал вопрос О.Б. Химанычу: «Кому же всё-таки было выгодно открытие Северного Морского пути?».
Ответ: «Европейцам это было нужно для составления нового пути в Китай, так как Суэцкого канала не было и в помине, а путь через Африку был дорогостоящий, долгий и опасный. Ну а поморы вели промысел ближе к побережью, и не ходили дальше Шпицбергена и Новой Земли, им просто это было не нужно».
Вопрос: «А почему же тогда ещё в то время по всему побережью Зимнего берега были построены зимовья?».
Ответ: «Потому что там вело промысел местное население по всему побережью вплоть до Чукотки».
Настоящее исследование и открытие Северного Морского пути началось в 19-20 веках. При СССР была создана мощная инфраструктура ГлавСевМорПуть. Первая пробная грузовая экспедиция состоялась в 1934 году. До этого в 1920 годах были хлебно-сибирские экспедиции. Основными центрами ГлавСевМорПути являются: Мурманск, Архангельск, Владивосток.
При распаде СССР, вся инфраструктура ГлавСевМорПути тоже распалась, а сейчас нам не один десяток лет придётся ее восстанавливать, и в частности ледокольный флот, так как многие ледоколы отслужили свой век, и пошли на распил.
В настоящее время благодаря выгодному местоположению порт города Архангельск может стать одной из ключевых точек на трассе Северного Морского пути. Необходимо максимально полно реализовать имеющийся потенциал поможет строительство нового глубоководного района морского порта Архангельск на восточном побережье Двинского залива Белого моря. (Приложение №4). Я надеюсь, что Россия продолжит диалог с другими странами о необходимости освоения Арктики, и будет играть в нём главную роль.
Заключение
«Никто пути пройденного у нас не заберет»
В. В. Коневский
Быть провидцем в те времена, когда наука находилась не на первом месте, дорогого стоит. И таким провидцем был наш великий земляк М. В. Ломоносов. Он предвидел, что климат меняется по столетним циклам. В связи с потеплением климата и активным таянием льдов Арктики в этом столетии появятся новые возможности использования Северного Морского пути выше на север.
Северный морской путь даёт возможность транспортировать грузы в районы севера России, он важен для освоения северных территорий Сибири, Дальнего Востока, где нет сухопутных дорог. Северный Морской путь - это самый короткий путь перевозки грузов из Европы в Азию и наоборот. Связь с зарубежными странами Азии - транспортировка транзитом их грузов. На сегодняшний день особый интерес к этим перевозкам проявляет Китай.
Нам становится очевидным, насколько важна эта морская магистраль для страны. Его значение как уникальной транспортной артерии определяется потребностями функционирования хозяйственных комплексов, промышленного освоения районов побережья Арктики. Это важнейший фактор стабилизации и обеспечения национальной геополитики и экономической безопасности страны. Этот внутренний Морской путь нашей страны играет огромную роль в экономической жизни многих регионов, которые связаны с Северным Ледовитым океаном большими реками. Не меньшее значение Северного Морского пути заключается в развитии транспортных связей и экономики северо-востока России. Именно на восток сегодня приходится основная часть добычи золота, алмазов, олова, железных руд, каменного угля и других полезных ископаемых, и не случайно в городе Архангельске уже третий год подряд собирается Международный форум по Арктике. В этом году он назывался: «Арктика- территория диалога». И, мы надеемся, что страны участницы этого форума придут к согласию во многих вопросах освоения Арктики, а Россия в этом будет играть ключевую роль.
Список литературы:
1. Бендер Н. А. «Имена русских людей на карте мира». ОГИЗЭ. Географгиз, 1948. - 27с.
2. Булатов В.Н. «Из Ледовитого океана в Тихий: М.В.Ломоносов и исследование Арктики» //Слово о Ломоносове: сб. - Арх., 1986.- 88-96 с.
3. Визе В.Ю. «Ломоносов и Северный Морской путь: читано для учащихся средних школ, ремесленных железнодорожных училищ и школ ФЗО, 22-23 октября 1945г». - М.: Молодая Гвардия, 1946.-19с.
4. Детская энциклопедия. Том 1.Земля. - М.: Педагогика, 1971.- 370-377с.
5. «Защитники Отечества. Материалы V и VII областных общественно-научных чтений по военно-исторической тематике».- 2006. -116 с.
6. Зубрий Ж. А. «Ломоносов и российская картография».//Волна, 2006.-5с.
7. «М.В.Ломоносов и Арктика. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 300-летию со дня рождения великого российского ученого Михаила Васильевича Ломоносова(1711-1765 гг.) 21-24 июня 2001».-Архангельск: Северный Арктический Федеральный Университет имени М.В. Ломонсова, 2011.-358-362, 21, 15-17 с.
8. Ломоносов М.В. «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показания возможного проходу Сибирским океаном в восточную Индию».- Ломоносов М.В. полное собрание сочинений. Т 6.Труды по русской истории общественно- экономическим вопросам и географии М.: Л.: 1952.- 417 с.
9. «Ломоносов. Сборник статей и материаловVII» Ленинград, «Наука» 1977.-113-114 с.
10. Перевалов В.А. «Ломоносов и Арктика: Из истории географической науки и географических открытий». -М.; Л.: Главсевморпуть, 1949.-50с.
11. Полярная энциклопедия школьника. «Арктика - мой дом . История освоения севера в биографиях знаменитых людей.» .- Северные просторы, 2000.-115-117с.
12.Равич Н.А « Повесть о великом поморе.».- Архангельск: Северо-Запад, 1986.-319-321,324 с.
13. «Уроки С Ломоносовым». 2-е издание. Архангельск: Поморский университет, 2009. -116 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Фото №1.Портрет Михаила Васильевича Ломоносова
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Фото №2. Карта современного Северного Морского Пути
ПРИЛОЖЕНИЕ№3
Фото№3 Геополитические запросы стран на территории Арктики
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Фото №4. Встреча с Олегом Борисовичем Химанычем
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
1525 г. русский литератор и дипломат Дмитрий Герасимов впервые высказал мысль о вероятном существовании водной магистрали, пролегающей вдоль северных берегов Европ и Азии. 16 -17 в. Англия и Голландия, но дальше Карского моря не прошли. 1553 г. из Лондона 3 небольших судна ХьюУиллоби прошли до Новой Земли и острова Колгуев. Ричард Ченслер до низовьев Северной Двины. Середина 16 в. поморы до устья Оби и реки Таз до Мангазеи, впоследствии до рек Енисей, Лены, Оленёк, Анабар, Яне, Индигирке, Колыме. 1648 г. – Федот Алексеевичем Поповым и Семёном Ивановичем Дежнёвым обошла Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан. 1686- 1688 экспедиция Ивана Толстухина обошла полуостров Таймыр.
1712 г. Меркурий Вагин и Яков Пермяков – Новосибирские острова.
1773 – 1742 г. Великая Северная экспедиция 10 лет.
1820 – 1824г. от Колымы до Камчатки Фернанд Петрович Врангель и Федор Фёдорович Матюшкин.
1878-1879 г. пароход «Вега» швед Адольф Эрик Норденшельд – впервые одно судно прошло весь СМП.
Степан Осипович Макаров 1899 г. на ледоколе «Ермак»- регулярное сообщение с рекой оббью и Енисеем в Карском море.
Русская « Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана 1910 – 1915 гг. на ледокольных судах «Таймыр» и « Вайгач» в течении 3 лет от мыса Дежнёва до устья реки Лены. Открыли острова Северной Земли.
Михаил Васильевич Николаев – Сибирская хлебная экспедиция в устье Оби и Енисея.
1930 г. Отто Юльевич Шмидт - ледокол «Георгий Седов» из Баренцева моря до западных берегов Северной Земли.
Георгий Алексеевич Ушаков – ледокол «Красин», 2 года работа по изучению берегов Северной Земли.
Отто Юльевич Шмидт и В.И. Воронин 1932 г. из Архангельска до Беренгова пролива- так впервые СМП пройден без единой зимовки.
Текст № 1. Краткий перечень исследования Северного Морского пути
Приложение №6
§85 В судах требуется, чтобы они были невелики, легки, крепки, поворотливы, и для того можно к сему выбрать и купить готовых купецких промышленных судов у Архангельского порта…
§88 Правление сего мореплавания поручить офицеру от флота искусному, бывалому особливо в Северном море, у которого есть осторожная смелость и благородное честолюбие…
§89 Сверх надлежащего числа матросов и солдат взять на каждое судно около десяти человек лучших торосовщиков из города Архангельска, с Мезени и из других мест поморских. Которые для ловли тюленей на торос ходят, а особливо которые бывали в зимовьях и в заносах и привыкли терпеть стужу и нужду…
§96 Для общения, показания пути должно дать на каждое судно по карте, вновь сочиненной по самым лучшим известиям, которая должна иметь в центре полюс. [14]
Текст №2 М.В. Ломоносов «О приуготовлении к мореплаванию сибирским океаном»: