ГЕОГРАФИЯ И МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ГЕОГРАФИЯ И МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

Нетесов М.Н. 1
1
Понизова Н.П. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

а)Актуальность темы.

В прошлом году мы сделаем первые шаги в удивительную науку – географию. Первое же знакомство с основами этой науки происходит задолго до поступления в пятый класс. В детстве наши мамы открыли нам мир волшебных сказок, которые учат нас простым истинам. А когда мама была занята, мы восполняли свой мир, свои познания путем просмотра фильмов — сказок, мультфильмов.

Роль мультфильмов можно рассматривать в нашей жизни в более широком аспекте. Именно они, «мультяшки», «мультики» впервые знакомят нас с географической информацией. К такому выводу я пришел, сопоставив некоторые моменты мультфильмов с географической картой. В своей работе приведу несколько таких примеров.

б) Цель работы:

Вызвать эмоциональный отклик у учащихся и пробудить интерес к географии с помощью кинематографа, конкретно мультипликации.

Задачи:

  1. Организовать просмотр мультфильмов, где используются географические названия.

  2. Найти ответы на поставленные вопросы.

  3. Провести опрос учащихся 6 класса «А» на тему «Что вы знаете о географических объектах в мультипликации?»

в) Этапы проведения проекта:

1. Подготовка: Определение темы и целей проекта. Обсуждение темы исследовательской работы с учителем.

2. Планирование. Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов (формы проекта).

3. Исследование. Сбор и уточнение информации. Поэтапное выполнение

1

исследовательских задач. Опрос среди учащихся школы.

4. Выводы. Анализ информации. Формулирование выводов.

5. Защита проекта и оценка его результатов. Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Географические названия являются свидетелями исторических условий развития человеческого общества. Они отражают природу той местности, где поселялся человек, рассказывают о характере занятости в разные эпохи, миграции народов, исторических событиях, природных полезных ископаемых, найденных человеком в местах их обитания. Но без знания культуры и быта народа нельзя понять особенности географических названий.

Названия исторически изменчивы: они меняются в связи с изменениями в языке, и жизни народов.

Кроме того, своеобразие названий часто определяется особенностями территории, и без знания этого наши представления о географических названиях объектов будут весьма неполными. Следовательно, нельзя обойтись без помощи географии.

Географические названия разделены на группы, в зависимости от объекта, обозначением которого они являются:

  1. Названия частей света, государств, местностей, островов.

  2. Названия городов, сел, деревень, улиц.

  3. Оронимические названия. (Названия отражающие природные условия)

  4. Гидронимические названия. (Названия водных объектов, например: рек, озер, морей, заливов, водопадов и т.д.)

В своей работе я рассмотрю несколько групп.

Очень часто в основу муьтипликационного фильма ложится сказка. Сказка отличается «чрезвычайной динамикой действия», которое «всегда совершается физически, в пространстве». Сказочное пространство – это место,

2

где живет герой, и место, где находится его антагонист или чудесные предметы, которые добывает герой. Действие в сказке локализуется с помощью ряда традиционных формул, таких как: в некотором царстве, в некотором государстве, в одной деревне, на одной улице и т.д.

  1. Названия частей света, государств, местностей, островов

    1. Вопрос: В каком царстве и в каком государстве?

Ответ на вопрос попробуем получить на примере России.

РОССИЯ. Название употребляется с ХV в., РУСЬ, РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, - более ранние названия (упоминаются с XI в.)

В народных сказках Россия, Русская земля, Русское царство – синонимичные названия, обозначающие конкретное географическое понятие: например: «Буду биться за русский народ и за Русскую землю» или «Я из Русского царства» или «Чтоб я год ходил по Русской земле».

Название Россия может употребляться и как символ, необозримых просторов.

Русь – исторически более раннее название Русского государства, но в сказках оно является символом «белого света» противостоящего «подземному царству», потустороннему миру. Поэтому эпитеты Руси – святая, православная.

Таким образом, исторически обозначавшие одно понятие названия Русь, Россия в народных сказках получили четкое разграничение. В соответствии с этим прилагательное русский употребляется в сказках для обозначения географической принадлежности и к синоним к слову «живой».

3

  1. Названия городов, сел, деревень, улиц.

    1. Вопрос. В каком городе?

Ответ я хочу получить из мультфильма «Карлсон, который живет на крыше».

«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» - это повесть шведской писательницы Астрид Линдгрен.

По сюжету мультфильма Малыш – любимец и очень балованный, обидевшись на весь свет. Стоя у себя в комнате у окна увидел как мимо пролетел маленький толстенький человечек с пропеллером на спине и кнопкой на животе. Так Малыш познакомился в Карлсоном который живет на крыше. Малыш тут же узнал на собственном опыте, что Карлсон – лучший в мире товарищ по играм. А вы не задавали вопрос, где находится эта крыша?

А действие это происходит в 1950-е годы в центральном районе Стокгольма – Васастане, где в одном доме проживают два главных героя – Сванте, младший ребёнок семьи Свантесон, по прозвищу Малыш, и на крыше – Карлсон. Существует мнение, что прототипом этого дома послужил дом, находящийся в Стокгольме по адресу по Upplandsgatan, 1.

4

Но есть интересный факт: когда в стокгольмской газете появилось

объявление: «100 000 крон тому, кто найдет крышу, на которой находится дом Карлсона», Астрид Лингрен испугалась, что дети начнут лазать по крышам, и раскрыла точный адрес Карлсона: Швеция, город Стокгольм, улица Вулканустаган (Vulkanusgatan), 12. Там начиналась её семейная жизнь.

2.2. Вопрос. В какой деревне? Правда или вымысел?

Ответ на этот вопрос получим из мультфильма «Трое из Простоквашино» и кинофильма «Ночь перед Рождеством».

Простаквашино – название вымышленной деревни, места действия повести-сказки Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот», её продолжений, а также серии мультфильмов по повести.

После выхода мультфильма в некоторых городах СССР название «Простоквашино» стали неофициально давать микрорайонам новостроек, дачных поселков или массивам частного сектора.

НАПРИМЕР:

Простоквашино – микрорайон Колпино.

Простоквашино – микрорайон Миаса.

Простоквашино – микрорайон Таганрога.

Простоквашино – микрорайон Череповца.

Простоквашино – микрорайон поселка Новый городок в составе городского

5

округа Белово.

Простоквашино – микрорайон дачный поселок в составе Марковского МО Иркутского района Иркутской области.

В рассматриваемом нами мультфильме «Трое из Простоквашино» почтальон Печкин пишет, что он из деревни Простоквашино Можайского района. Однако в Можайском районе Московской области такой деревни нет.

Вопрос: А есть ли на самом деле такая деревня на географической карте?

Ответ: Есть. Единственный в России пункт с официальным названием Простоквашино находится на северо-востоке Нижегородской области, это деревня в составе Бердниковского сельсовета Тонкинского района, Россия. Расположена на реке Суда. Население – 17 чел. Координаты: 57°25´32´´с.ш. 46°34´30´´ в.д. В этой деревне всего одна улица и около 20 домов.

Так же хочу остановить свое внимание на кинофильме «Ночь перед Рождеством» или другое название «Вечера на хуторе близ Диканьки». полнометражный цветной фильм-сказка, где разыгрывается сказочная история, произошедшая на хуторе близ Диканьки в ночь перед Рождеством, когда кузнец Вакула, оседлав чёрта, привёз своей

любимой Оксане «черевички» царицы из самой столицы — Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург второй крупнейший город России. Город федерального значения. Административный центр Северо-Западного федерального округа и Ленинградской области. Основан 16 (27) мая1703 года Петром I. В 1712—1918 годах — столица Российского государства.

Санкт-Петербург расположен на северо-западе Российской Федерации, в пределах Приневской низменности. Координаты центра: 59°57′ с. ш. 30°19′ в. д.

Съемки фильма проходили в марте 1961 года; зимнюю натуру снимали под городом Кировском (Мурманская область), где была построена украинская деревушка. В массовых съёмках приняли участие местные жители. Они же 15 декабря 1961 года стали первыми зрителями картины в местном Дворце культуры.А что за хутор близ Диканьки? Есть ли такой на самом деле?

Диканька –посёлок городского типа, Диканьский поселковый совет, Диканьский район, Полтавская область, Украина. Является административным центром Диканьского района и Диканьского поселкового совета, в который, кроме того, входят сёла Васильевка, Прони и Трояны

Посёлок находится в 27-ми км к северу от областного центра Полтава,

7

между реками Ворскла и Кратова Говтва (~3 км).

Всем вам знаком мультфильм «Бременские музыканты». А кто задал себе вопрос или открыл карту после просмотра мультфильма, чтобы найти г.Бремен.

Бремен — старейший из прибрежных городов Германии, зародился как рыболовецкая деревня, однако постепенно стал вторым по значению портом в стране, уступающим только Гамбургу. Бремен расположен на реке Везер (Weser), в 70 км выше ее впадения в Северное море.

2.4. Вопрос. На какой улице и где она находится?

Ответ на этот вопрос получим из мультфильма «Котенок с улицы Лизюкова».

«Котенок с улицы Лизюкова» рисованный мультфильм 1988 года, озорной фильм-сказка для детей от режиссёра Вячеслава Котёночкина.

По сюжету Мультфильма в Воронеже на улице Лизюкова живёт котёнок Василий, которому постоянно приходится спасаться от дворовых собак, и поэтому он мечтает превратиться в такого зверя, которого бы все боялись. А есть ли на самом деле такая улица Лизюкова? Эта улица находится в Воронежской области, городе Воронеже, и называется она улица Генерала Лизюкова.

8

Координаты: 51°42´24´´ с.ш., 39°10´20´´в.д.

Все знают еще один мультфильм, любимый всеми: «Мама для мамонтенка». Мультфильм пестрит географическими названиями.

Этот мультфильм о судьбе мамонтёнка, который случайно избежал вымирания мамонтов (замёрз в вечной мерзлоте, а потом оттаял) и теперь ищет маму. Мамонтёнок знакомится с белым медвежонком и моржом. Старый мудрый дедушка Морж рассказывает мамонтёнку, что далеко на юге есть огромный континент, где живут звери, похожие на него, только без шерсти. Может быть, там его мама? Мамонтёнок на льдине отправляется в далекое плавание через огромный океан, чтобы найти её. Он достигает Африки, где встречает обезьяну и бегемотиху, и находит маму — слониху. Теперь он не одинок, и у него есть настоящая дружная семья! Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети!

Из этого сюжета видно, что мультфильм охватывает и природные условия и климатические, такие, например, как вечная мерзлота, океан, Африка.

3. Заключение.

В своей работе я рассмотрел географические объекты, названия в русских народных сказках и мультфильмах. После знакомства с материалом, я попробовал составить карту. Вот что у меня получилось:

Ответил на поставленные вопросы с помощью мультфильмов и кинофильма.

Выяснил что названия городов, улиц, деревень из кинофильмов, мультфильмов могут исходить из расположенных рядом географических объектов, местом жительства писателя или же эти названия могут быть вымышленные.

Так же названия природных явлений, водных объектов в рассмотренном мультфильме – это всё есть география.

Следует также отметить, что народное творчество в последние сто лет испытывает сильное влияние средств массовой информации. Сказка, оказавшись в сфере этого влияния, существенно изменяется: сказочники вносят в свое повествование черты современности, модернизируют традиционные мотивы, образы, сюжетные ситуации, вольно или невольно деформируя сказочный канон. И одновременно идет интенсивное введение новых географических названий, и вообще рост числа реальных наименований.

Опрос учащихся 6 «А» класса показал (Приложение 1), что 40% опрошенных дали одинаковый ответ, 30% высказали другие названия, и ещё 30% затруднились с ответом.

Список используемых материалов:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  1. http://www.vsiaco.org.ua/post342930716/

  1. http://onlinemultfilmy.ru/kotyonok-s-ulicy-lizyukova/

  1. http://www.oneoflady.com/2014/07/blog-post_7800.html

10

Приложение 1

Вопрос: Какие российские мультфильмы с названиями географических объектов вы знаете?

Ярослава – Бременские музыканты.

Альбина – Простоквашино.

Алина – Лоло и Пепе.

Дима – У Лукоморья дуб зелёный. (Руслан и Людмила).

Богдан - Простоквашино .

Исмаил – затруднился с ответом.

Денис – затруднился с ответом.

Виорика – Простоквашино.

Диана – Простоквашино.

Ваня – затруднился с ответом.

 

Просмотров работы: 984